Постановлением главы администрации края от 7 февраля 2001 г. N 56 настоящее постановление снято с контроля в связи с отсутствием законодательной базы
См. также решение Совета безопасности при главе администрации края от 13 мая 2003 г. N 5.4 "О предпосылках к утрате экономической безопасности края от деятельности хозяйствующих субъектов, минимизирующих налогообложение за счет режима оффшорных зон и толлинговых операций"
Анализ деятельности предприятий нефтепереработки, сахарной, масложировой и ряда других отраслей, проведенный экономическими и налоговыми службами края, показал, что в последние годы, в условиях практически полного вымывания собственных оборотных средств, абсолютному большинству перерабатывающих предприятий края навязаны давальческие (толлинговые) условия переработки сырья.
Инфляция, беспрецедентно высокий банковский процент, нерегулируемое ценообразование на нефтепродукты и энергоносители, диспаритет цен и откровенно грабительская налоговая политика - с одной стороны и, зачастую, криминальный сговор между владельцами сырья и руководителями предприятий - с другой сделали практически невозможным ведение нормального процесса воспроизводства, привели к фактической утрате управляемости производством, полной его зависимости от диктата "давальцев", резкому снижению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
При этом толлинг стал одним из инструментов криминального бизнеса, позволяющим скрывать налогооблагаемые обороты предприятий, существенно занижать фактические объемы производства.
Только по этой причине край ежегодно недополучает, по самым скромным подсчетам, более одного триллиона рублей.
Так, по данным Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю, за 1995 - 1996 и 1 квартал 1997 года от переработки сахара-сырца на заводах края по давальческой схеме московскими фирмами: "Менатеп-Импекс", "Альфа-Эко", "Русский Сахар", "Сюкден-М" и другими, - недопоступило в различные бюджеты края налога на добавленную стоимость более чем на 389 млрд. рублей, налога на прибыль - 525,7 млрд. рублей. Многие из указанных фирм, являясь держателями крупных, а зачастую и контрольных пакетов акций сахарных заводов, оплачивают им стоимость услуг по переработке в явно заниженных размерах, что не только не позволяет обновлять производство, но и создало на предприятиях большую кредиторскую задолженность, на 1.10.97 - 252,4 млрд. рублей, пятую часть которой составляют неплатежи в бюджет и в социальные фонды.
В 1997 году по этой причине только по четырем налогам (НДС, налог на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищно-коммунального хозяйства) бюджеты края недополучат от сахарной промышленности 68,7 млрд. рублей.
Аналогичное положение с переработкой семян подсолнечника.
В 1996 году из 494,3 тыс. тонн маслосемян, переработанных предприятиями ОАО "Кубаньмасложир", 455,3 тыс. тонн было давальческих, из которых 43,3 процента поставлено "давальцами", не зарегистрированными в крае. В результате сокращения объемов реализации на 456,1 млрд. рублей недополучено 57,2 млрд. рублей прибыли, в том числе 23,8 млрд. рублей - налогов в краевой бюджет. Более того, недополучая значительные суммы прибыли, сами предприятия масложировой промышленности не имеют возможности технического переоснащения и не могут конкурировать даже на внутреннем рынке, буквально наводненном широким ассортиментом импортного масла.
Если такой подход будет продолжаться и дальше, при недостатке мощностей по рафинации, дезодорации, отбелке и расфасовке масел - отрасль обречена на развал.
Наглядный пример разрушения экономики, а как следствие, и производственного потенциала, продемонстрирован акционерами ОАО "Роснефть - Туапсинский НПЗ" и ОАО "Роснефть - Краснодарнефтеоргсинтез": НК "Роснефть", ЗАО "Атлас" и ЗАО "НИТЭК", которые, по сути, монополизировав обеспечение заводов сырьем по толлинговым схемам, нанесли непоправимый ущерб прежде всего самим предприятиям, сделав их практически банкротами, в то же время уводят из-под налогообложения в крае преимущественную часть доходов от переработки нефти. Только по этой причине бюджет края ежегодно недополучает более 250 млрд. рублей. Широкое распространение подобные формы сделок получили и в других отраслях деятельности предприятий. По существу закрытой для налоговых органов оказалась деятельность многочисленных посреднических структур, зарегистрированных за пределами края, что не только наносит невосполнимый ущерб бюджету и социальным фондам края, но и является сферой распространения экономических правонарушений.
В целях защиты экономических интересов населения Краснодарского края постановляю:
1. Правительству Краснодарского края (Мельников), администрациям городов и районов, Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю (Перонко) в течение декабря 1997 года предпринять радикальные меры для выявления и постановки под контроль налоговых органов всех товарно-сырьевых и финансовых потоков, позволяющих недоплачивать налоги на территории края.
В полной мере использовать предусмотренные законодательством и нормативными документами края меры поощрения и противодействия деятельности, затрагивающей интересы населения Кубани.
Предложить производственным и посредническим предприятиям, зарегистрированным за пределами края и работающим по давальческим (толлинговым) схемам, зарегистрировать в крае свои структуры как самостоятельных налогоплательщиков, и только на этих условиях осуществлять операции по переработке сырья и реализации товаров.
2. Департаментам администрации края: сельского хозяйства и продовольствия (Шоков), экономики и прогнозирования (Никкеров), комитету по виноградарству и виноделию (Бирюков) в срок до 1 января 1998 года разработать и внести на рассмотрение правительства края мероприятия по обеспечению загрузки перерабатывающих предприятий сахарной, масложировой, нефтегазовой и алкогольной промышленности с максимальным использованием местного сырья и схем финансирования, не позволяющих занижать налогооблагаемую базу предприятий.
Считать целесообразным средства, выделяемые из государственного фонда поддержки сельского хозяйства и из краевого бюджета для закупок сельхозпродуктов в региональный фонд, а также целевые кредиты направлять сельхозтоваропроизводителям через заготовительные и перерабатывающие предприятия под контролем краевых отраслевых департаментов и служб.
3. Краевой, городским и районным комиссиям по совершенствованию системы платежей и расчетов, укреплению налоговой и бюджетной дисциплины совместно с соответствующими налоговыми органами в течение декабря 1997 - января 1998 года провести проверку всех предприятий, работающих по толлинговым схемам, а также производящих бартерные расчеты в больших размерах, на предмет полноты уплаты налогов.
О проделанной работе и ее результатах проинформировать правительство края в срок до 15 февраля 1998 года.
4. Департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации края (Ярошенко) совместно с Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю (Перонко), департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Шоков) обеспечить постоянный учет всех внекраевых структур, работающих на территории края по давальческим схемам. Организовать сбор информации об объемах перерабатываемого сырья, реализации продукции и уплаченных налогах. О результатах ежеквартально информировать правительство края.
5. Предупредить руководителей предприятий, принимающих на переработку сырье из-за пределов края на давальческих условиях, о необходимости полного и правильного оформления документов в целях предупреждения недоразумений при реализации продукции.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на председателя правительства Краснодарского края Мельникова В.А.
7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. главы администрации
Краснодарского края |
В.А. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 декабря 1997 г. N 564 "Об ущербе, наносимом экономике края давальческими (толлинговыми) схемами переработки сырья"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 239 от 24 декабря 1997 г.
Настоящий документ снят с контроля