Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 5 февраля 1998 г. N 57
Приоритетные направления
государственной молодежной политики в Краснодарском крае
на 1998 - 2000 годы
17 июля 2003 г.
Проблемы и концептуальные подходы к формированию
государственной молодежной политики на Кубани
В результате разрушения СССР и смены общественного строя в России на рубеже 80 - 90-х гг. образовался организаторский и идеологический вакуум в государственной работе с молодежью, В последние годы администрация Краснодарского края совместно с Законодательным Собранием Краснодарского края приступили к выработке и реализации собственной государственной молодежной политики, учитывающей изменения в политическом устройстве России. На начальном этапе было необходимо:
- определить общее содержание работы с молодежью в условиях политического многообразия и отсутствия общенациональной идеологии;
- выработать механизмы управления процессами, происходящими в молодежной среде, на фоне организационной разобщенности молодежных организаций и разрушения сложившейся управленческой системы;
- заложить основу инфраструктуры, обеспечивающей реализацию молодежной политики на Кубани в кризисных условиях.
При этом деятельность органов по делам молодежи осуществлялась и осуществляется в условиях:
- значительной безработицы среди молодежи;
- криминализации молодежной среды;
- ограниченности средств краевого бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
В рамках проведения в 1995 - 96 годах мероприятий по программе "Молодежь Кубани" органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи местных администраций и при основном финансовом обеспечении за счет средств местных бюджетов были заложены организационные основы государственной молодежной политики.
В сфере законодательно-нормативного обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", на краевом уровне действует Положение о государственном финансировании мероприятий молодежной политики и финансовой поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений, утвержденное постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 июня 1996 г. N 339-П. В данное время на рассмотрении в Законодательном Собрании Краснодарского края находится проект Закона Краснодарского края "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае".
Закон Краснодарского края "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае" принят Законодательным Собранием 24 февраля 1998 г., подписан главой администрации края 4 марта 1998 г.
В крае идет процесс создания инфраструктуры молодежной сферы:
- работают молодежные биржи труда (гг. Краснодар, Абинск, Сочи);
- развивается сеть клубов молодой семьи (г. Славянск-на-Кубани, Кавказский, Тимашевский, Крымский районы);
- продолжается строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК "Авангард-2" - г. Краснодар, МЖК "Надежда" - г. Кропоткин);
- активизируется работа подростковых муниципальных клубов по месту жительства, находящихся в ведении органов по делам молодежи (гг. Армавир, Кропоткин и др.);
- созданы молодежные досуговые центры (гг. Краснодар, Геленджик, Курганинск и др.);
- совершенствуются формы и методы работы в центрах социально-психологической помощи молодежи (Белоглинский, Темрюкский, Тбилисский, Северский районы);
- активно работают по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи военно-патриотические центры (г. Краснодар - ВПЦ "Набат", г. Туапсе - ВПЦ "Рубеж", Павловский р-н - ВПО "Мужество", г. Хадыженск - ВПО "Арсенал") и т.д.
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края является одним из основных субъектов краевой программы летнего оздоровления детей и подростков. В ведении комитета находятся 3 молодежных центра оздоровления и отдыха: МЦОО "Дельфин" - г. Анапа, МЦОО "Элита" - ст. Благовещенская, МЦОО "Янтарь" - пос. Веселовка. На базе этих центров проводятся тематические развивающие летние оздоровительные смены для детей и подростков Краснодарского края.
Таким образом, реализация государственной молодежной политики в рамках комплексной программы "Молодежь Кубани - 97" привела к определенным результатам.
Вместе с тем общая стратегия реализации указанной программы, предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, была нарушена. Сдерживающее влияние на реализацию комплексной программы "Молодежь Кубани - 97" оказала недостаточно разработанная законодательно-нормативная база государственной молодежной политики как на краевом, так и на местных уровнях, отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в местных администрациях, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении.
Особенно негативное влияние на ход реализации этой программы оказало нестабильное и недостаточное финансирование. В процентном отношении фактическое финансирование составило 46 процентов предусматриваемых бюджетных ассигнований.
За счет средств местных администраций и внебюджетных источников в 1996 году выделено около 2,3 млрд. рублей из запланированных 5,0 млрд. рублей.
В настоящее время процесс формирования государственной молодежной политики Кубани вступает в новый этап, который предполагает:
- во-первых, выработку ясных и понимаемых современной молодежью ценностных ориентиров и норм поведения;
- во-вторых, создание современной системы социальной адаптации молодежи (включая реабилитацию лиц, попавших в сферу криминального воздействия или потерявших социальные ориентиры);
- в-третьих, формирование устойчивой инфраструктуры, обеспечивающей региональную молодежную политику.
Содержание и организационные особенности современной молодежной политики в Краснодарском крае связаны с решением ряда проблем.
В общественном сознании не изжито представление о работе с молодежью как второстепенной задаче, решаемой попутно с основными. Между тем, молодежь до 30 лет составляет около 1/4 всего и около трети трудоспособного населения Кубани, не говоря уже о том, что она есть будущее нашего края. В этой связи правомерно ставить вопрос о включении молодежной политики в число социальных приоритетов по преодолению системного кризиса.
Общей особенностью молодежи является высокая активность, гибкость, мобильность при недостаточности профессионального опыта, практических навыков решения жизненных проблем и неравенстве стартовых возможностей. В условиях резкой смены общественного уклада, разрушения традиционной системы вхождения в самостоятельную трудовую жизнь значительная часть юношества оказывается под угрозой утраты социальных ориентиров и нуждается в поддержке.
Отказ от единой государственной идеологии, не получившей замены в виде цивилизованного идеологического разнообразия, а также формирование в стране целой индустрии морального разложения личности, направленной прежде всего на молодежь, обусловили привитие значительной части юношества ложных духовных ценностей и норм поведения. Ослабли патриотические чувства, извращены ориентиры, падает нравственность. Опросы показывают, что до 80% выпускников ВУЗов охотнее, чем в собственной, применили бы полученные знания в иных странах. Падают количественные и качественные показатели призыва на военную службу.
Невысок престиж здорового образа жизни, обвально увеличивается численность молодых людей, приобщающихся к систематическому употреблению алкоголя, других - более сильных - наркотических средств.
Все это заставляет государственные органы власти проводить целенаправленную и скоординированную воспитательную, в том числе профилактическую и реабилитационную работу в молодежной среде с использованием возможностей учреждений образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций.
В то же время сегодня инфраструктура работы с молодежью финансово слаба, кадрово и содержательно обеспечена недостаточно. Во многих случаях наблюдается организационная неразбериха, сильны еще деструктивные тенденции, попытки оболванивания молодого поколения, что приводит ее к социальной апатии, отчуждению от насущных проблем.
Постановлением главы администрации края от 17 июля 2003 г. N 692 в абзац тридцать шестой приложения 1 к настоящему постановлению внесены изменения
Целенаправленное решение этих и производных от них вопросов позволит выйти на формирование гражданской позиции личности, которой свойственны:
- патриотизм, уважение к истории и культуре Отечества, родному языку, ощущение себя хозяином своей большой и малой Родины;
- развитое гражданское самосознание и уважение к закону, способность отстаивать свои и чужие права;
- чувство собственной ответственности за свою судьбу;
- добросовестное отношение и уважение к производительному труду;
- знание основных законов развития природы и высокая экологическая культура;
- научно обоснованные представления о (функционировании и развитии общества, способность к осознанному социально-политическому выбору;
- необходимый уровень физического развития и трудовой подготовки.
Основные цели и задачи государственной молодежной
политики в Краснодарском крае
Основные цели и задачи государственной молодежной политики в Краснодарском крае определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 года N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 гг.)".
Основной целью является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности;
- формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
- дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений.
Приоритеты государственной молодежной политики
в Краснодарском крае
Основная идея нынешнего этапа - духовное и физическое оздоровление молодого поколения. В этой связи молодежная политика региона строится в русле предложенной правительством программы "Система духовного и физического оздоровления и развития населения Краснодарского края".
В рамках государственной молодежной политики в регионе организуется серия комплексных социологических и иных социальных исследований, конференций, семинаров других акций, направленных на осмысление проблем духовно-нравственного и профессионального становления молодого человека.
В совокупности духовных и социальных ценностей, общечеловеческих нравственных качеств личности особое место занимают гражданственность и патриотизм. Возрождение национального и гражданского самосознания, воспитание патриотизма требуют построения новой системы гражданско-патриотического воспитания молодежи Кубани.
Формирование гражданственности и патриотизма у молодежи предполагает решение следующих задач:
- развитие духовно-нравственной культуры, основанной на традициях и современных ценностях русского народа, народов, населяющих Кубань;
- воспитание национального и гражданского самосознания;
- воспитание любви к Родине;
- подготовка и воспитание готовности молодежи к защите Родины.
Для выполнения этих задач необходима активизация деятельности и взаимодействие работы государственных органов культурно-образовательной и военно-патриотической направленности, правоохранительных органов и молодежных организаций. Участие в патриотическом воспитании молодежи должны принимать также средства массовой информации, творческие союзы. Воспитание гражданственности и патриотизма - проблема государственной важности, и мероприятия по его реализации должны финансироваться и поддерживаться прежде всего государственными органами и молодежными общественными организациями.
Условием успешного решения проблем становления духовно и физически здорового поколения является обеспечение эффективной трудовой занятости юношества. Наряду с задействованием традиционных структур намечается формирование служб занятости, ориентированных на специфику работы с юношеским контингентом и способных содействовать педагогически выверенной трудовой занятости детей и подростков (краевой и территориальных молодежных бирж труда и т.п.).
Краевая молодежная биржа труда образована в соответствии с постановлением главы администрации края от 16 октября 1998 г. N 607
О создании филиалов ГУ "Краевая молодежная биржа труда" см. постановление главы администрации края от 30 апреля 1999 г. N 287
Предстоит пересмотреть систему организации досуга молодежи. С одной стороны, она должна постепенно переориентироваться на развивающие функции наряду с развлекательными, С другой - в целом расширять свою инфраструктуру, используя возможности муниципальных учреждений культуры, не попадая в жесткую зависимость от коммерческих досуговых мероприятий. Нуждается в развитии сеть молодежных центров на базе учреждений культуры, центров отдыха и оздоровления, подведомственных краевому и муниципальным органам по делам молодежи, детских и молодежных клубов по месту жительства, финансируемых за счет 3%-ных отчислений из денежных средств, взимаемых за оплату коммунальных услуг.
В современных условиях, связанных с повышенными нервными нагрузками и усложнившейся системой социальной адаптации молодежи, особенно остро стоит вопрос о помощи детям и юношеству в преодолении кризисных жизненных ситуаций. В этих целях предполагается создание молодежных центров, оказывающих экстренную психологическую помощь, содействующих избавлению от алкогольной и иных видов наркотической зависимости, поиску выхода из иных дискомфортных житейских ситуаций.
В целом реализация приоритетных направлений молодежной политики строится путем осуществления цикла последовательных программ и подпрограмм:
- "Развитие гражданственности и патриотизма молодежи";
- "Содействие строительству жилья молодым гражданам и молодым семьям";
- "Поддержка талантливой молодежи, развитие интеллектуальных, нравственных и духовных ценностей";
- "Формирование здорового образа жизни";
- "Поддержка молодых ученых, педагогов, аспирантов и научной деятельности студентов";
- "Молодежная дипломатия и развитие молодежного сотрудничества";
- "Поддержка детского движения";
- "Развитие социальных служб для молодежи и мероприятия по социально-правовой адаптации молодежи";
- "Организация летнего отдыха подростков и молодежи";
- "Создание системы информационного обеспечения молодежи и развитие молодежных СМИ";
- "Повышение квалификации работников молодежной сферы края и руководителей молодежных объединений";
- "Финансовая поддержка краевых молодежных и детских объединений".
Основные направления реализации государственной молодежной
политики в Краснодарском крае
I. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограмму:
"Развитие гражданственности и патриотизма молодежи":
- методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
- развитие и поддержка различных форм воспитания;
- научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление, финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении;
- реализация программы краевого центра поисковых работ:
- работа со средствами массовой информации;
- организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных и краевых мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
II. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограмму социально-экономической направленности:
"Содействие строительству жилья молодым гражданам и молодым семьям":
- формирование законодательно-нормативных основ государственной молодежной жилищной политики, проведение научных исследований в этой области, разработка и поэтапное внедрение различных форм государственной поддержки и стимулирования строительства экономичного жилья для молодежи и молодых семей путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования, поддержка инициатив молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах края;
- социально-экономическая поддержка молодой семьи: создание необходимых условий для обеспечения социально-экономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике, развитие центров содействия молодой семьи в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудоустройству и переквалификации.
III. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя 5 подпрограмм:
"Поддержка талантливой молодежи, развитие интеллектуальных, нравственных и духовных ценностей":
- выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии, развитие художественного творчества молодежи, воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, стремления к приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества, проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства.
"Формирование здорового образа жизни":
- воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований.
"Поддержка молодых ученых, педагогов, аспирантов и научной деятельности студентов":
- организация и проведение конкурсов на соискание премий, краевых научно-практических конференций, поддержка и социальная защита талантливых и одаренных молодых людей в сфере науки и техники.
"Молодежная дипломатия и развитие молодежного сотрудничества":
- вовлечение российской молодежи в систему международных молодежных обменов, обмен представителями детских и молодежных организаций с целью изучения и реализации международных проектов и программ, налаживание прямых партнерских связей между молодежными организациями края, Российской Федерации и зарубежных стран;
- поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и т.д.), государственная поддержка и стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению.
"Поддержка детского движения":
- создание условий для самореализации детей и подростков в сфере экономики, науки и техники, организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений.
IV. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят 2 подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:
"Развитие системы социальных служб для молодежи и мероприятия по социально-правовой адаптации молодежи":
- создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи, апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости;
- усиление роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования;
- совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства, выбор оптимальных моделей управления подростков молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности, разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ;
- организация сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ, восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, формирование краевой системы молодежных бирж труда и центров занятости в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости.
"Организация летнего отдыха подростков и молодежи":
- развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха, государственная поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи, развитие новых тенденций в организации деятельности оздоровительных учреждений.
V. Информационное, кадровое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики
Три подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению государственной молодежной политики, а также поддержке краевых молодежных и детских общественных объединений:
"Создание системы информационного обеспечения молодежи и развитие молодежных СМИ":
- обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи, развитие системы центров информации и документации для молодежи в крае, проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.
"Повышение квалификации работников молодежной сферы края и руководителей молодежных объединений":
- создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов, разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей, развитие сети региональных учебных заведений, оказание им финансовой и научно-методической поддержки.
"Финансовая поддержка краевых молодежных и детских общественных объединений:
- выделение средств для финансирования деятельности и программ краевых молодежных и детских общественных объединений, участвующих в реализации программы "Молодежь Кубани - 98".
Механизм реализации государственной молодежной политики
в Краснодарском крае
1. Организационное обеспечение
Реализация государственной молодежной политики в крае предполагается на основе согласованных действий собственно государственных и муниципальных структур, общественных движений, частной инициативы граждан.
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание органам по делам молодежи местных администраций финансовой поддержки из краевого бюджета планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программ и выделении из соответствующих бюджетов средств на реализацию.
Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий, в том числе в местных органах по делам молодежи, за счет средств краевого бюджета принимаются на конкурсной основе с учетом рекомендаций постоянно действующего экспертного совета, в состав которого входят представители комитета по делам молодежи администрации Краснодарского края, заинтересованных департаментов и управлений администрации края, общественных организаций.
Взаимодействие комитета по делам молодежи администрации Краснодарского края с исполнителями мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов и договоров, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств краевого бюджета подлежит постоянному контролю со стороны комитета по делам молодежи в соответствии с установленным порядком.
2. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования программы "Молодежь Кубани - 98" - 28 млн. рублей из краевого и местных бюджетов.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы "Молодежь Кубани - 98" из краевого бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок комитета по делам молодежи администрации Краснодарского края и утверждения краевого бюджета.
Финансирование предполагается осуществлять из следующих источников:
- краевой бюджет;
- местные бюджеты;
- внебюджетные источники (использование многоканального финансирования: привлечение средств федерального бюджета, использование системы взаимозачетов, вовлечение спонсорских средств).
Размер расходуемых средств может уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
- формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям;
- повышение уровня доходов, улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей;
- укрепление института молодой семьи, снижение числа разводов, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;
- снижение уровня безработицы и обеспечение максимально возможной вторичной и сезонной занятости молодежи;
- повышение уровня квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих по своим профессиональным и качественным характеристикам требованиям рынка;
- рост деловой активности и самоорганизации молодежи;
- улучшение здоровья молодого поколения и снижение смертности;
- снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.
И.о. председателя комитета по делам
молодежи администрации края |
А.В. Джеус |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.