Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации края от 26 июля 1994 г. N 405 в приложение N 1 к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 19 апреля 1993 г. N 140
Примерное положение
о правилах торговли на территории Краснодарского края
26 июля 1994 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение регулирует основные вопросы, связанные с деятельностью на территории края предприятий и других организаций в сфере торговли и общественного питания, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждан-предпринимателей, реализующих товары по договору купли-продажи.
1.2. Товарный профиль (тип), ассортиментный перечень товаров государственного, муниципального предприятия торговли определяются районной, городской администрацией.
При приватизации профиль и ассортиментный перечень товаров торгового предприятия оговариваются в договоре купли-продажи на срок не менее 5 лет.
1.3. Предприятия и граждане осуществляют торговлю в специально оборудованных местах, определенных для этого местными органами власти и согласованных с санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службами.
Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
1.4. Деятельность граждан-предпринимателей, предприятий и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в сфере торговли и общественного питания, включая развозную, разносную и лоточную торговлю, осуществляется только на основе специального разрешения - лицензии на право торговли, выдаваемой местными органами власти.
1.5. За право торговли товарами, облагаемыми в соответствии с законодательством акцизами, юридические и физические лица уплачивают лицензионный сбор.
О местном сборе на право торговли и лицензионных сборах на право торговли товарами, облагаемыми акцизами, см. решение городской Думы Краснодара от 11 апреля 1995 г. N 10 п. 1
1.6. Торговое предприятие обязано иметь наименование, отражающее его тип или в соответствии с приобретенной лицензией товарную специализацию, а также номер, либо фирменное название, которое указывается на вывеске, помещенной на фасаде строения.
О требованиях к вывескам предприятий торговли см. постановление главы администрации края от 26 марта 1997 г. N 100 (утратило силу с 28 ноября 2001 г.)
На входной двери предприятия вывешивается табличка или делается трафаретная надпись, в которой указывается режим работы.
В торговом зале предприятия должны быть:
- информация о собственнике предприятия и контролирующих органах с указанием их местонахождения и номеров телефонов;
- книга отзывов и предложений;
- извлечения из правил работы магазина, правил торговли по товарам, соответствующим профилю магазина;
- указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
- фамилии и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых услуг.
1.7. Правила, установленные пунктом 1.6 (часть I), применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля и обслуживание производится вне постоянного местонахождения торгового предприятия.
1.8. Государственным (муниципальным) предприятиям торговли режим работы устанавливается по решению органов местной администрации.
Режим работы предприятий торговли, основанных на иных формах собственности, определяется их собственниками и согласовывается с администрацией городов и районов.
Не допускается нарушение установленного режима работы.
См. постановление главы городского самоуправления Краснодара от 7 октября 1997 г. N 1907 "Об утверждении единого режима работы предприятий торговли, общественного питания, рынков и мест отдыха граждан в городе Краснодаре"
При закрытии магазина на обед или окончании рабочего времени все покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - находящиеся в торговом зале, должны быть обслужены.
1.9. Работники предприятий торговли обязаны:
- быть терпеливыми, внимательными, предупредительными;
- находясь в торговом зале, не вести частные разговоры;
- производить взвешивание, отмеривание товара и расчет таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
1.10. Торговое предприятие оснащается необходимым для его деятельности оборудованием, инвентарем и средствами измерения. Используемые гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь клейма государственного поверителя, нанесенные в установленном порядке.
1.11. Санитарные требования к содержанию предприятий торговли и их работникам предъявляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными актами.
1.12. Лица, осуществляющие торговлю, должны соблюдать правила личной гигиены, санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.13. Помещения торгового предприятия должны отвечать санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным нормативными актами.
1.14. Приемка по количеству и качеству, продажа, порядок обмена и возврата товаров должны осуществляться на основании и в соответствии с принятыми нормативно-техническими документами и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
1.15. По требованию покупателей работники магазина обязаны предъявлять накладные на продаваемые товары, выдать товарный чек или другой документ, удостоверяющий факт покупки.
1.16. Запрещается реализация в порядке выездной торговли скоропортящихся продовольственных товаров, технически сложных непродовольственных товаров, требующих проверки в действии (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.).
1.17. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования или в связи с его ликвидацией, руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
1.18. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.
Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем магазина, не подлежат продаже.
1.19. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров в соответствии со специализацией.
II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров должна осуществляться на основании и в соответствии с принятыми нормативно-техническими документами, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя".
Приемка товаров, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, должна производиться при наличии знака соответствия, сертификата соответствия по безопасности или заявления-декларации о безопасности от изготовителя.
Данные требования обязательны для следующей номенклатуры товаров:
товары для детей; продукты питания; товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой; товары бытовой химии; парфюмерия, косметика; ядохимикаты, стимуляторы роста растений и животных, минеральные удобрения, реализуемые гражданам; продукция машиностроения и приборостроения, бытового назначения, товары народного потребления, при использовании которых имеется контакт с незащищенными частями тела человека.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию и передаются в реализацию.
В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
2.3. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговом зале работники предприятия должны строго соблюдать правила товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны соответствовать свойствам товаров, предусмотренным в стандартах и технических условиях.
2.4. Хранение продовольственных товаров может осуществляться только в специально оборудованных и приспособленных для этого помещениях, на подтоварниках или стеллажах согласно классификации по санитарным нормам и правилам.
2.5. До подачи товаров в торговый зал производится проверка их качества, маркировка и подготовка к продаже (освобождение от тары, куски ткани оправлены, одежда чистая и отутюжена, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.п.).
2.6. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам, а также без документов, подтверждающих их безопасность для населения.
III. Продажа товаров
3.1. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, осуществляется с соблюдением этих Правил.
К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
3.2. Качество реализуемых товаров должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий вида товаров, другой нормативно-технической документации, а также органов саннадзора, ветслужбы, радиационного контроля.
Запрещается принимать и производить реализацию:
- товаров, безопасность которых подлежит подтверждению (по пункту 2.1 настоящих Правил), без сертификата или заявления-декларации о безопасности от изготовителя;
- мяса всех видов сельскохозяйственных животных и дичи без клейма и ветеринарного свидетельства;
- утиных и гусиных яиц;
- продуктов с истекшим сроком реализации;
- продуктов деформированных, загрязненных, пораженных амбарными вредителями, при нарушенной и грязной упаковке.
3.3. Вопрос о реализации нестандартных продуктов или с истекшими сроками реализации может быть решен только после соответствующего заключения инспекции по качеству товаров и торговле и гигиенической экспертизы.
3.4. Запрещается обуславливать продажу одних товаров покупкой других.
При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
3.5. Все образцы товаров, выставляемые в торговом зале магазина, должны быть обеспечены ярлыками цен с указанием наименования товара, сорта, цены за 1 кг или одну единицу, метр, включая стоимость упаковки (для расфасованных товаров), залоговой стоимости стеклопосуды.
Ярлык цен на товары должен быть подписан материально ответственным лицом и заверен печатью предприятия, реализующего данные товары.
Разрешить предприятиям розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации соблюдать ранее установленный порядок оформления выставочных ярлыков цен на реализуемые товары и для подтверждения цены вместо печати проставлять номенклатурный номер по товарной книге и заверять подписью материально ответственного лица.
3.6. Вне очереди обслуживаются лица, которым представлены эти льготы.
3.7. Товары, на которые установлены нормы отпуска одному покупателю, продаются с соблюдением этих норм.
3.8. Имеющиеся на предприятии торговли товары в полном ассортименте должны быть выставлены для продажи в течение всего рабочего дня.
3.9. Запрещается продажа крепленных алкогольных и безалкогольных напитков, консервов, кондитерских изделий с кремом, с применением искусственных красителей, кулинарных изделий с мясной, рыбной и грибной начинками, субпродуктов, студня, зельцев, паштетов и рыбных полуфабрикатов домашней выработки.
3.10. Запрещается продажа:
- игральных карт - лицам до 16 лет;
- пива, табачных изделий - лицам до 18 лет;
- нарезных и гладкоствольных - лицам, не имеющим разрешения на их
охотничьих ружей приобретение, выданного в установ-
ленном порядке районами, городскими,
краевым отделом внутренних дел;
- огнеопасных и ядовитых - несовершеннолетним лицам и лицам в
химических веществ нетрезвом состоянии.
3.11. Покупателю должна предоставляться возможность самостоятельно или с помощью продавца проверять правильность весов и меры отпущенных товаров.
3.12. По просьбе покупателей продавец обязан произвести нарезку гастрономических товаров, при отпуске товара без нарезки допускается добавление 2-х довесков, но не более 10 процентов общего веса покупки.
3.13. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие индивидуальной фабричной упаковки, отпускаются продавцом в бумаге, мешке или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости.
3.14. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться у продавца до оплаты их стоимости в течение 1 часа (за исключением случая, когда до закрытия предприятия осталось менее этого срока), по истечении которого они вновь подаются в продажу.
При согласовании администрации предприятия (директора, зам. директора, зав. отделом), срок хранения товара может быть установлен более продолжительным.
3.15. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений.
3.16. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие должно предоставлять информацию о сертификации, проведенной уполномоченными на то органами.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемого товара.
Ответственность за качество реализуемого товара в настоящее время определяется указанным Законом и статьей 635 Гражданского кодекса РФ
3.17. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
3.18. В предприятиях самообслуживания необходимо предусматривать отдельные фасовочные, оснащенные холодильным оборудованием для скоропортящихся продуктов, моечными ваннами с подводкой холодной и горячей воды.
Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в приготовленную пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
3.19. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчетов.
3.20. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
3.21. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
3.22. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать вещи.
IV. Особенности продажи продовольственных товаров
4.1. Продажа хлеба и хлебобулочных изделий
4.1.1. В специализированных магазинах и отделах, кроме хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, допускается продажа фасованных: муки, крупы, сахара, варенья, повидла, джема, меда, кофе, какао, мучных изделий собственного производства.
4.1.2. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятии по торговле хлебом после выхода их из печи не более 36 часов - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной обойной муки, а также из смеси пшеничной и ржаной сортовой муки; 24 часа - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки; 16 часов - мелкоштучные (массой 200 г) и мелкие (включая бублики) изделия. По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается. Стеллажи, на которых размещаются хлеб и хлебобулочные изделия, должны быть закрыты.
4.1.3. Запрещается продажа хлебобулочных изделий с признаками порчи или заболеваний.
4.1.4. В магазинах самообслуживания для отбора покупателями хлеба и хлебобулочных изделий должны быть щипцы, лопатки, полосы бумаги.
4.1.5. По желанию покупателя штучный хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке) разрешается разрезать на 2 - 4 равные части и продавать без взвешивания.
4.1.6. Допускается продажа хлеба и хлебобулочных изделий с лотков, тележек на промпредприятиях и в других местах, разрешенных администрациями районов (городов) по согласованию с госсанэпиднадзором, а также путем доставки на дом покупателю.
4.2. Продажа картофеля и плодоовощной продукции
4.2.1. Допускается взвешивание весовой плодоовощной продукции в съемных пластмассовых чашках, масса которых не введена в тару весов, при условии четкого обозначения их веса.
4.2.2. При реализации покупателю картофеля, овощей и фруктов продавец обязан производить отсортировку брака и нестандартной продукции.
Плодоовощная продукция, качество которой в процессе реализации понизилось, подлежит уценке.
4.2.3. Запрещается продажа консервов в жестяной и стеклянной таре с дефектами: бомбаж, хлопушки, подтечная с пробоинами и сквозными трещинами, с искривленным закаточным швом, ржавчиной на корпусах металлических банок и металлических крышек, с деформацией корпуса, а также в таре, не очищенной от смазки, загрязнений.
Запрещается перекладывать, переливать из тары покупателя плодоовощную и другую продукцию с содержанием влаги в емкость, из которой она отпущена.
4.3. Продажа винно-водочных изделий
4.3.1. Реализация винно-водочных изделий юридическими и физическими лицами производится только при наличии лицензии.
4.3.2. Запрещается продажа винно-водочных изделий: лицам, не достигшим 18 лет; лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
4.3.3. Запрещается неорганизованная торговля винно-водочными напитками с автомашин, лотков, рук, на розлив (кроме предприятий общественного питания независимо от форм собственности).
4.4. Продажа молочных продуктов и яиц
4.4.1. Отпуск разливного молока производится металлическими лужеными литровыми и поллитровыми мерками, сметаны - половником.
При отпуске этих товаров продавец обязан перемешивать молоко и сметану металлической луженой мутовкой.
4.4.2. Не допускается отпуск яиц в отделах с другими нерасфасованными продуктами (масло, творог, колбаса и т.д.).
4.4.3. Сыр отпускается покупателю с коркой. Открытая поверхность, от которой отрезается сыр покупателю, должна быть свежей и чистой. Не допускается пользование одним и тем же ножом для нарезки сыра и других гастрономических товаров.
Запрещается продажа сыра с заплесневелой коркой. Сыры весовые в обертке отпускаются покупателю без этой обертки, если покупатель не пожелает этого.
4.5. Продажа мяса и мясопродуктов
4.5.1. Мясо и мясопродукты отпускаются покупателю в зачищенном виде.
4.5.2. Продажа мяса в магазинах производится как из сортовых отрубов, выложенных на прилавках, так и предварительно нарубленными кусками.
4.5.3. Мясо птицы отпускается целиком или с разрубом. При этом голова, лапки и комплект потрохов распределяются равномерно по всем частям.
4.6. Продажа кондитерских изделий, сахара, круп и макаронных изделий
4.6.1. Продажа сахара, кондитерских и макаронных изделий, крупы, поваренной соли производится как в предварительно расфасованном виде, так и путем взвешивания в присутствии покупателя.
К поштучной продаже допускаются конфеты в завертке. Отпуск товаров, не имеющих фабричной упаковки, производится в чистой таре с обязательным применением щипцов, лопаток, совков и другого инвентаря.
Запрещается пользоваться одним и тем же инвентарем для отпуска кондитерских изделий и других продовольственных товаров.
4.6.2. Запрещается продажа кондитерских товаров с истекшим сроком реализации, лома кондитерских изделий, тортов и пирожных с заварным кремом и взбитыми сливками на предприятиях, где отсутствует холодильное оборудование.
V. Особенности продажи непродовольственных товаров
См. также постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"
5.1. При продаже сложно-технических товаров (телевизоры, часы, холодильники, стиральные и швейные машины, электробритвы и т.д.), мебели, ювелирных изделий, меховых изделий, тканей покупателю выдается паспорт, товарный чек, в котором указывается номер или название магазина (или юридический адрес лицензиата), наименование и сорт изделия, дата продажи, фамилия продавца. Указанные паспорт и чек предъявляются покупателем при решении вопроса обмена или возврата товаров.
5.2. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить в магазине на хранение за дополнительную плату купленные ими громоздкие товары (мебель, пианино, телевизоры и др.) на 24 часа (без учета выходных дней). Эти товары хранятся только по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров.
5.3. Радиотовары и технически сложные электробытовые товары (стиральные и швейный машины, пылесосы, полотеры, утюги и другие изделия с электроприводом), а также электроосветительная аппаратура при продаже проверяются подключением к электросети, а также путем внешнего осмотра. При этом покупатель информируется о правилах эксплуатации и ухода за изделиями. При отпуске товара продавец проверяет комплектность изделий, наличие паспорта, соответствие номера изделия номеру, указанному в паспорте, инструкции о правилах пользования, гарантийного талона, производит оформление паспорта (гарантийного талона), указывая дату и место продажи, для радиоаппаратуры - дату проведения предпродажной подготовки.
К продаже цветных телевизоров допускаются продавцы, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующее удостоверение.
Для проверки качества и показа радиотоваров в действии магазин оснащается необходимой аппаратурой.
5.4. Мототранспортные средства продаются гражданам, достигшим 16-летнего возраста, по предъявлению паспорта.
Продавец при отпуске товара проверяет в присутствии покупателя годность изделия к эксплуатации, его комплектность, наличие паспорта, гарантийного талона, инструкции о правилах пользования, а также производит оформление паспорта (гарантийного талона), указывает дату и место продажи.
При продаже мотоцикла без коляски, мотороллера, мопеда с рабочим объемом двигателя 49,8 куб. см и более, а также номерного агрегата мототранспортных средств магазин выдает покупателю именную справку-счет, изготовленную типографским способом на плотной бумаге. Номер справки-счета проставляется нумератором.
По желанию покупателя мотовелотехника может продаваться (отпускаться) в соответствующей промышленной упаковке (при условии обязательной продажной подготовки и проверки). Стоимость упаковки взимается с покупателя. Проданная мотовелотехника может храниться магазином по сохранной расписке в течение двух суток, после чего вновь поступает в продажу, а уплаченная сумма возвращается покупателю.
5.5. Продажа крупногабаритных строительных материалов местного производства может осуществляться по образцам с доставкой их за отдельную плату с места производства по указанному покупателем адресу.
Сыпучие нерудные материалы продаются и доставляются покупателем из базовых организаций с оплатой как через торговые, так и через базовые предприятия.
Стекло продается целыми листами или по размерам, указанным покупателем. Резка стекла осуществляется за дополнительную плату.
5.6. В зависимости от конъюнктуры и спроса города (района) на отдельные виды лесных и строительных материалов администрацией города (района) может устанавливаться особый порядок их реализации.
Для обеспечения покупателем возможности самостоятельной проверки правильности веса и меры отпущенных товаров на доступных местах размещаются контрольно-измерительные приборы, таблицы с коэффициентом перевода круглых лесоматериалов, горбыля и горбыльного штакетника в плотную кубомассу, правила замера лесных материалов, экраны с действующими на день продажи ценами.
Купленные крупногабаритные и тяжеловесные лесные и строительные материалы могут храниться до 3-х суток. В этом случае товар хранится с сохранной квитанцией, в которой указывается фамилия покупателя, с табличкой "продано".
Оказание услуг населению производится по тарифам, определенным в установленном порядке.
5.7. Розничная продажа огнеопасных товаров (ацетон, бензин, растворитель и др.) должна производиться через прилавок. В предприятиях, реализующих товары бытовой химии, запрещается курение, о чем должны быть вывешены предупреждающие объявления.
5.8. При отпуске парфюмерно-косметических изделий в аэрозольной упаковке продавец обязан в присутствии покупателя проверить работу аэрозольной головки.
При продаже товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой продавец должен предложить покупателю проверить содержимое путем снятия целлофана или фирменной ленты.
Приобретенные (независимо от проверки качества при купле-продаже) парфюмерно-косметические товары обратно не принимаются и не обмениваются.
5.9. Швейные и трикотажные изделия перед подачей в торговый зал в необходимых случаях чистят и отутюживают.
При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыков предприятия-изготовителя (инофирмы) производится восстановление всех маркировочных реквизитов.
Покупателям должны быть созданы условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий и головных уборов.
5.10. В торговом зале образцы тканей и штучных изделий группируются соответственно по роду волокон и артикулов и снабжаются ценником с обозначением наименования предприятия-изготовителя (инофирмы), наименования артикула товара, содержания в процентах основных волокон в ткани, ширины ткани (или размера штучных изделий) и цены за 1 метр (штуку).
Отмеривание шерстяных тканей, ватина, трикотажных полотен, тяжелых и объемных хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей (например, мебельно-декоративных, махровых, ворсовых, одежных) производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии.
Тонкие и легкие хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок (в откидку) при свободном, без натяжения, приложении ткани к метру.
При образовании отрезка ткани, дробление которого приводит к образованию остатка, не пригодного к использованию для пошива полномерного изделия, отрезок продается целиком.
Воспрещается добавление к покупке отрезков ткани.
5.11. При отпуске покупателю тюля отмеривание производится путем наложения жесткого стандартного метра на свободно лежащий на прилавке тюль, а ленты, тесьмы, кружева - путем отбрасывания их на прилавок (в откидку) при свободном, без натяжения, приложения этих изделий к метру.
Капроновые, гофрированные ленты отмериваются путем наложения брускового деревянного метра на ленту, лежащую на прилавке (столе) в расправленном виде, без натяжения и нарушения гофрировки.
5.12. При продаже обуви покупателю должны быть созданы условия для ее примерки.
Образцы обуви обеспечиваются ценниками. Розничные цены на обувь обозначаются на коробках или другой индивидуальной упаковке, в которой товар продается населению.
Независимо от специализации предприятия (отдела, секции) мужская, женская и детская обувь в торговом зале размещаются отдельно.
5.13. При торговле мебелью на каждом образце товара помещаются ценники с указанием названия изделия, артикула, цены. В ценнике на гарнитур указываются все входящие в него предметы, цена каждого предмета.
VI. Права покупателей при продаже товаров с недостатками
6.1. Покупатель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар той же марки (модели, артикула) без пересчета стоимости в случае изменения цены на момент предъявления требования;
г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с пересчетом покупной цены;
д) расторжения договора (возврата товара) и возмещения убытков.
6.2. Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, либо о замене товаров покупатель вправе предъявить изготовителю товаров или предприятиям, созданным ими для этих целей, или предприятиям, выполняющим указанные требования на основании договора с изготовителем.
В отношении товаров, реализуемых через розничные комиссионные торговые предприятия, требования покупателя, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 6.1 подлежат удовлетворению с согласия продавца.
6.3. Покупатель, обнаруживший недостатки, которые могут быть выявлены при внешнем осмотре в товаре, на который не установлены гарантийные сроки, имеет право предъявить продавцу требования, указанные в п. 6.1 в течение 14 дней (не считая дня покупки).
6.4. При обнаружении в товаре, на который не установлены гарантийные сроки, скрытых недостатков, подтвержденных лабораторным анализом или бюро товарных экспертиз, потребитель имеет право предъявить к продавцу требования, указанные в п. 6.1 в течение 6 месяцев со дня покупки.
Направление товара на лабораторный анализ или экспертизу производится продавцом в течение 5 дней со дня предъявления претензии. Оплата анализа, экспертизы производится продавцом.
6.5. Для сезонных товаров (обувь, одежда, меховые и др.) сроки заявления претензии исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.
6.6. При обнаружении недостатков в товарах, на которые установлены гарантийные сроки, требования, предусмотренные п. 6.1, могут быть предъявлены покупателем в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.
6.7. Требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного (кассового) чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
По требованию покупателя продавец обязан выдать ему товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
6.8. В случае приобретения покупателем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
6.9. Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению.
Покупатель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный покупателю вместе с проданным товаром.
6.10. Покупателям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора (возврата товара) денежная сумма возвращается в размере погашенного к моменту возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
6.11. Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их покупателю осуществляются безвозмездно силами продавца, изготовителя. В случае неисполнения данной обязанности продавец обязан возместить покупателю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.
6.12. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.
При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае повышения ее цены перерасчет стоимости производится исходя из цены, действующей на момент замены.
При расторжении договора (возврата товара) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар - исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.
6.13. Установленный настоящим положением порядок по правам покупателей при продаже товаров с недостатками распространяется на отечественные и импортные товары, за исключением уцененных товаров и товаров, бывших в употреблении, реализуемых через комиссионные магазины.
См. постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами"
Товары, гарантийный срок на которые не истек, подлежат обмену и возврату на общих основаниях и в случае их покупки в комиссионных магазинах.
6.14. Изделия из драгоценных металлов (золото, платина, серебро и др.) обмену и возврату не подлежат.
6.15. При решении об обмене товаров и выплате денег запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность.
6.16. Правила обмена товаров, купленных в розничной торговой сети, в целях информации покупателей вывешиваются в торговых залах магазинов.
6.17. Покупатель имеет право:
на оказание помощи в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначениях, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество, самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы и права покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
6.18. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования;
не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковок только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода их торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
VII. Особенности обслуживания потребителей на предприятиях
общественного питания
7.1. На предприятиях, в которых обслуживание осуществляется официантом, меню предлагается потребителю в специальной обложке, на предприятиях с самообслуживанием - меню вывешивается в соответствующей рамке в местах, удобных для потребителей. В бланке меню указывается выход и стоимость каждого блюда и изделия.
Допускается отпуск блюд полупорциями (при возможности деления пополам), при этом их стоимость может быть не указана в меню.
Ассортимент блюд, изделий, напитков излагается в меню в соответствии с порядком их подачи и потребления.
7.2. В предприятии должно быть обеспечено наличие блюд, указанных в меню, в течение всего рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации. Блюда массового спроса должны приготавливаться партиями с учетом строгого соблюдения сроков реализации.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех блюд, изделий, применяться мерный инвентарь для отпуска жира, сметаны, соусов, гарниров, супов.
7.3. В предприятиях общественного питания с обслуживанием официантами в дополнение к меню оформляется и предлагается потребителю и прейскурант продажных цен на винно-водочные изделия, безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия.
Оплата отпущенной продукции производится по счету, предъявленному посетителю официантом. Счет выписывается в двух экземплярах. Бланк счета должен быть отпечатан типографским способом.
7.4. На предприятиях общественного питания категорически запрещается:
- использовать оставшиеся от предыдущего дня мясные рубленные изделия, отварные макароны, соусы, крупяные изделия;
- включать в меню вечерних и ночных смен блюда, предлагаемые посетителям в обеденное время;
- продажа мяса, рыбы, птицы, яиц без кулинарной обработки, крупы, сахара и других продовольственных товаров в развес.
7.5. В буфетах и магазинах кулинарии полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия должны иметь ценники.
7.6. В предприятиях общественного питания допускается по просьбе посетителей отпуск винно-водочных изделий бутылками на вынос в дополнение к заказанной продукции.
7.7. При реализации прохладительных напитков, пива в буфетах, барах при кинотеатрах, театрах, спортивных сооружениях и других предприятиях общественного питания в розлив запрещается взимание залоговой стоимости бутылок. Исключение составляют буфеты, расположенные в зонах отдыха, где взимание залоговой стоимости бутылок допускается при организации приема стеклотары. По желанию потребителей разрешается реализация безалкогольных напитков и пива бутылками. При этом прием стеклянной посуды и возврат покупателям ее стоимости осуществляется вне очереди.
7.8. Предприятие общественного питания самостоятельно устанавливает правила поведения посетителей (курение, нахождение в зале в верхней одежде и т.п.) в соответствии с типом и специализацией предприятия.
VIII. Санитарные требования к содержанию магазинов,
предприятий общественного питания и их работникам
8.1. Предприятия должны иметь специально оборудованные помещения для подготовки товаров к продаже.
8.2. Торговые предприятия должны быть обеспечены необходимым количеством разрешенных санитарными органами моющих и дезинфицирующих средств, мыла, щеток для рук, полотенец, спецодежды.
На предприятиях общественного питания и в продовольственных магазинах запрещается содержание домашних животных.
8.3. Весь торговый инвентарь (доски, ножи, мясорубки, лотки, и др.) ежедневно после работы должен промываться горячим мыльным или содовым раствором.
8.4. Предприятия общественного питания должны иметь моечные ванны с подводкой горячей и холодной воды и канализации. Для работников должен быть санитарный узел.
8.5. Все работники предприятия общественного питания обязаны:
- являться на работу в опрятной одежде и обуви;
- перед началом работы принять душ, надеть санитарную и специальную одежду, подобрать волосы под аккуратно надетый колпак или косынку;
- чисто мыть руки, коротко стричь ногти;
- находиться на работе в чистой санспецодежде, при этом не закалывать ее булавками и иголками, а косынки - заколками, не приносить с собой в цех и не хранить в карманах курток и халатов булавки, зеркала и другие предметы личного туалета, не носить клипс, колец, часов;
- снимать спецодежду при пользовании туалетом и обязательно мыть руки с мылом, ополаскивать их 0,2-процентным осветленным раствором хлорной извести или хлорамина после каждого посещения туалета или комнаты личной гигиены.
8.6. Внутренняя отделка помещений предприятий, поверхностней прилавков должна соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил.
Стены и перекрытия должны обеспечивать защиту помещений от проникновения грызунов.
8.7. Все помещения предприятий должны содержаться в чистоте, уборка должна проводиться ежедневно только влажным способом.
В надлежащем санитарном состоянии должна содержаться закрепленная за предприятием территория.
8.8. Лица, поступающие на работу на предприятие торговли или общественного питания, обязаны пройти медицинский осмотр и курс санитарного минимума, что должно подтверждаться соответствующими документами. В дальнейшем периодические медосмотры работники обязаны проходить в соответствии с действующим порядком.
О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников см. распоряжение главы администрации края от 6 ноября 1997 г. N 1298-р
Лица, не прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, к работе не допускаются.
IX. Порядок расчета с покупателями и сдача денежной выручки
9.1. Продажа товаров покупателям производится за наличный расчет, в кредит или путем безналичного перечисления средств через учреждения банков Российской Федерации по расчетным чекам сберегательных или коммерческих банков Российской Федерации.
Обмен расчетного чека на наличные деньги предприятием торговли не производится. Если стоимость продаваемого товара меньше суммы расчетного чека, то магазин дает сдачу наличными деньгами до 10 процентов суммы такого чека.
9.2. Денежные расчеты с населением за товары или оказанные услуги на предприятиях торговли и общественного питания осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения торговли в установленном порядке.
Расчеты с покупателем производятся в следующем порядке:
- кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Кассиры, контролеры-кассиры, получающие от покупателей купюры любого достоинства, должны знать и соблюдать правила признаков платежности билетов Государственного банка и государственных казначейских билетов, бережно обращаться с денежными знаками, принимать от покупателей ветхие купюры для сдачи их в учреждения банков.
9.3. Предприятия торговли и общественного питания обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков, а также принимать меры, обеспечивающие сохранность денежных средств.
Предприятия могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе и использовать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка наличных денег в кассах и нормы использования выручки устанавливаются учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. При необходимости лимиты могут быть пересмотрены.
9.4. Запрещается хранение в кассе (денежном ящике, сейфе) наличных денег, не являющихся средствами предприятия, а также личных вещей кассира или других работников предприятия.
9.5. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменять деньги.
9.6. Расчеты за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
9.7. При поступлении от покупателя претензий по расчетам кассир, контролер-кассир обязаны сообщить об этом администрацию предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
Х. Контроль и ответственность за нарушение Правил торговли
10.1. Предприятия торговли всех организационно-правовых форм обязаны соблюдать Правила торговли. Лица, виновные в нарушении Правил, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации.
10.2. Контроль за соблюдением лицензий, Правил торговли, цен, качеством товара, правильностью отпуска, весом, мерой, расчетом, своевременностью выдачи товаров в продажу, соблюдением действующего порядка реализации товаров (по талонам, нормам отпуска), использованием весоизмерительного, кассового оборудования и другим вопросам, связанным с обслуживанием покупателей, осуществляется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством:
- органами внутренних дел;
- органами государственной инспекции по торговле и качеству товаров Российской Федерации;
- органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- органами государственного ветеринарного надзора;
- территориальным управлением по антимонопольной политике;
- центром стандартизации и метрологии;
- налоговыми инспекциями;
- органами по защите прав потребителей при местных администрациях, другими лицами, уполномоченными на это законодательством.
Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
10.3. Проверка предприятий торговли и общественного питания производится в присутствии представителя администрации или материально-ответственных работников, а в необходимых случаях и незаинтересованных лиц.
В случае выявления при проверке нарушения, содержащего признаки административного или уголовного правонарушения, в установленном порядке составляется протокол.
Все экземпляры протокола подписываются проверяющим лицом, лицом, допустившим нарушение или злоупотребление, представителем администрации или материально-ответственным работником, а также незаинтересованным лицом, присутствовавшим при проверке.
Работники, допустившие нарушение правил торговли, обязаны дать письменные объяснения, которые прилагаются к первому экземпляру протокола.
Руководитель предприятия несет персональную ответственность за работу предприятия в целом.
10.4. Надлежаще составленный протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному в соответствии с законодательством рассматривать дело об административных нарушениях.
Орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения протоколов в пределах своей компетенции выносит соответствующее постановление о наложении штрафа на предприятие, его руководителя (должностное лицо) или гражданина, которое в течение трех дней вручается (высылается) правонарушителю.
В постановлении общая сумма штрафа дифференцируется по назначению в соответствии с процентами, установленными краевым Советом народных депутатов.
Соответствующие суммы штрафов вносятся на расчетные счета внебюджетных фондов и контролирующего органа:
- предприятиями - в месячный срок со дня получения постановления через банк, который его обслуживает;
- руководителем (должностным лицом), гражданином - не позднее 15 дней со дня вручения постановления через учреждения Сбербанка РФ.
В случае неуплаты штрафа в установленные сроки он взыскивается в принудительном порядке. Для чего должностное лицо контролирующего органа направляет постановление о наложении штрафа:
- на предприятие - в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия;
- на руководителя (должностное лицо) - по месту работы правонарушителя;
- на гражданина - в суд по месту жительства.
10.5. Жалобы на постановления должностных лиц о наложении административного взыскания рассматриваются в судах на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством об административных правонарушениях.
10.6. При установлении нарушений, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность, уполномоченные лица направляют протоколы в следственные органы.
Начальник отдела департамента
экономики и прогнозирования
администрации Краснодарского края |
И.В. Коротоякская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.