Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 26 сентября 1997 г. N 405
Положение о признании отдельных территорий Краснодарского края
лечебно-оздоровительными местностями и курортами
краевого и местного значения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Краснодарского края от 7 августа 1996 г. N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" в целях рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов и окружающей среды и регулирует отношения в сфере санаторного оздоровления, профилактики заболеваний и отдыха на территориях, обладающих особо ценными лечебно-оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием для народов Российской Федерации.
1. Лечебно-оздоровительные местности краевого и местного значения
1. Под лечебно-оздоровительной местностью краевого и местного значения понимается территория Краснодарского края, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, туризма, отдыха населения и находящаяся соответственно в ведении краевых органов исполнительной власти или исполнительных органов местного самоуправления.
2. Лечебно-оздоровительная местность краевого и местного значения является особо охраняемой природной территорией.
3. Лечебно-оздоровительная местность краевого значения должна соответствовать следующим требованиям:
1) располагать одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
2) обладать запасами природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), способными обеспечить лечение и профилактику заболеваний пребывающих граждан, а также достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
3) иметь территорию, достаточную для перспективного развития санаторно-курортного и оздоровительного строительства для нужд жителей края и России. Лечебно-оздоровительные местности, в состав которых входят крупные промышленные предприятия и объекты, должны иметь возможность создания буферной (разделительной) зоны;
4) экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние территории, природных лечебных ресурсов и других природных объектов должны удовлетворять правилам и нормам, установленных для особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительного назначения;
5) быть круглогодично доступной в транспортном отношении, как для местного населения, так и отдыхающих, или ее транспортная доступность легко может быть достигнута путем создания необходимых транспортных коммуникаций;
6) инфраструктура должна быть достаточно развита для удовлетворения существующей лечебно-оздоровительной местности и ее перспективного развития в дальнейшем;
7) границы лечебно-оздоровительной местности определяются проектом районной планировки этой местности.
4. Лечебно-оздоровительная местность местного значения должна соответствовать следующим требованиям:
1) располагать одним или несколькими природными лечебными ресурсами, а также достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
2) иметь территорию, достаточную для перспективного развития санаторно-курортного и оздоровительного строительства в основном для нужд жителей края;
3) удовлетворять экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
4) быть доступной в транспортном отношении во время курортного сезона;
5) иметь инфраструктуру, достаточную для обеспечения местного населения и прибывающих на лечение и отдых;
6) границы лечебно-оздоровительной местности определяются проектом районной планировки этой местности.
5. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью краевого и местного значения на основании следующих документов, подготовленных исполнительными органами местного самоуправления:
1) решения органов местного самоуправления о земельном отводе территории, обладающей природными лечебными ресурсами, с приложением топографического плана этой территории, с экспликацией угодий и сведений об их пользователях;
2) наличие представления исполнительного органа местного самоуправления;
3) перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, оказывающих вредное воздействие на природные лечебные ресурсы и подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации;
4) бальнеологических заключений о качестве природных лечебных ресурсов и факторов, выдаваемых научно-исследовательскими институтами, уполномоченными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
5) экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по их лечебным факторам, выданных государственной или ведомственной комиссией по запасам полезных ископаемых России;
6) заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов;
7) районной планировки лечебно-оздоровительной местности, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
6. Представленные документы в 2-месячный срок рассматриваются президиумом постоянно действующего координационного совета по курортам и туризму администрации Краснодарского края; при наличии положительного заключения президиума координационного совета управление по курортам и туризму вносит предложение главе администрации о признании территории лечебно-оздоровительной местностью краевого или местного значения.
Для присвоения лечебно-оздоровительной местности статуса краевой необходимо согласование с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
7. Присвоение лечебно-оздоровительной местности статуса краевого или местного значения производится администрацией Краснодарского края по представлению управления по курортам и туризму, согласованному с краевыми органами здравоохранения, архитектуры и градостроительства, государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края, Северо-Кавказским округом Госгортехнадзора России, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
8. Статус лечебно-оздоровительной местности краевого и местного значения предусматривает:
1) особый правовой режим использования и охраны земель лечебно-оздоровительной местности краевого и местного значения, регулируемый в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны законами Российской Федерации и Краснодарского края;
2) установление особого порядка строительства и реконструкции санаторно-курортных и других общекурортных объектов, аренды земельных участков под застройку или для иных целей, пользования водоемами, лесными массивами и другими угодьями, разработки природных лечебных ресурсов для всех юридических и физических лиц вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
3) разрешение на строительство предприятий и других общекурортных объектов, аренду земельных участков под застройку и для иных целей, пользование водоемами, лесными массивами и другими угодьями, разработку месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности, производится совместным решением администрации края и исполнительного органа местного самоуправления, согласованного с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Контроль за состоянием, освоением и эксплуатацией территории лечебно-оздоровительной местности, природных лечебных ресурсов и других природных объектов, находящихся в ее пределах, осуществляется краевыми органами здравоохранения, управления курортами и туризмом, архитектуры и градостроительства, государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края, Северо-Кавказским округом Госгортехнадзора России, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края в пределах своей компетенции.
9. Для лечебно-оздоровительных местностей краевого и местного значения разрабатываются целевые программы с участием бюджетного (краевого и местного) финансирования на следующие цели:
1) разработку проектов районной планировки, генеральных планов курортов;
2) разработку округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
3) вынесение в натуру границ лечебно-оздоровительной местности и проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей природной среды;
4) поддержание территории лечебно-оздоровительной местности, ее природных лечебных факторов в благоприятном экологическом состоянии;
5) проведение работ по сохранению природных лечебных ресурсов (каптаж источников минеральных вод и скважин, уход за лесопарковыми насаждениями, природными комплексами и объектами, ландшафтные и другие природоохранные работы);
6) дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;
7) создание и развитие транспортной сети, систем канализации, хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, энергоснабжения, теле-, радиовещания и связи.
2. Курорты краевого и местного значения
10. Курорт краевого значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
11. Курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в установленном порядке в ведении органов местного самоуправления.
12. Основанием для присвоения лечебно-оздоровительной местности статуса курорта краевого значения являются следующие критерии:
1) лечебно-оздоровительная местность, на которой расположен курорт, имеет статус лечебно-оздоровительной местности краевого значения;
2) курорт располагает большим коечным фондом (более 1000 мест), и большинство его предприятий функционируют круглый год;
3) количество приезжающих из других регионов России и зарубежных стран на лечение и отдых в разгар сезона превышает население курорта;
4) запасы природных лечебных ресурсов обеспечивают полноценное бальнеологическое и грязелечение прибывших граждан в данную лечебно-оздоровительную местность в течение не менее пятидесяти лет;
5) проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны соответствует рекомендациям районной планировки, генеральному плану курорта и предусматривает создание собственно курортной, селитебной и хозяйственной зон. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития.
Основная часть запретительных и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных округом санитарной (горно-санитарной) охраны, выполнена;
6) санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, лечебно-оздоровительные комплексы, гостиницы, мотели, кемпинги и другие санаторно-курортные предприятия и учреждения отдыха представляют собой капитальные здания, имеющие высокий уровень комфорта, подтвержденный сертификатами и лицензиями на право деятельности, укомплектованы подготовленным медицинским персоналом, а окружающая их территория благоустроена;
7) сооружения и технические устройства по использованию природных лечебных ресурсов (каптажи, бюветы, ванные здания, грязелечебницы, солярии, аэрарии, терренкуры, пляжи, парки и др.) выполнены на высоком техническом уровне и обеспечивают потребность курорта с учетом действующих норм, правил и стандартов;
8) курорт располагает развитой сетью зрелищно-культурных учреждений, спортивных сооружений, предприятий питания и другими предприятиями развлекательного и спортивного назначения;
9) курорт обеспечен функционирующей на современном уровне общекурортной инфраструктурой - системой канализации, хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения; тепло-, газо-, энергоснабжения, теле-, радиовещания и связи, оснащен разветвленной сетью транспортных (авиационных, автомобильных, железнодорожных, речных и морских) путей сообщения с регионами России, способных круглогодично удовлетворять потребности санаторно-курортного и туристско-экскурсионного комплексов в пассажирских перевозках;
10) экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка на курорте удовлетворяет нормам и правилам, установленным для особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительного назначения.
13. Основанием для присвоения лечебно-оздоровительной местности статуса курорта местного значения являются следующие критерии:
1) лечебно-оздоровительная местность, на которой расположен курорт, имеет статус лечебно-оздоровительной местности местного значения;
2) курорт располагает коечным фондом менее 1000 мест, и большинство его предприятий функционируют сезонно;
3) основную массу отдыхающих составляют жители Краснодарского края, и их число не превышает население курорта;
4) наличие запасов минеральных вод и лечебных грязей не обязательно, но необходимо наличие достаточных ресурсов других природных лечебных факторов и благоприятные ландшафтно-климатические условия;
5) уровень сервиса соответствует развитию общекурортной инфраструктуры;
6) удобство сообщения с районами Краснодарского края;
7) экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка на курорте удовлетворяет нормам и правилам, установленным для особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительного назначения;
14. Присвоение курорту статуса краевого и местного значения производится на основании следующих документов, подготовленных исполнительными органами местного самоуправления:
1) наличие документа о присвоении лечебно-оздоровительной местности статуса курорта краевого или местного значения, или ранее принятых законов, постановлений, распоряжений о присвоении курорту, курортному региону (району) статуса краевого или местного значения;
2) заключения органа исполнительной власти края по здравоохранению, согласованного с краевым органом по управлению курортами, о рациональном медицинском профиле курорта;
3) утвержденного в установленном порядке проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов;
4) перечня действующих санаторно-курортных предприятий и учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, терренкуров, пляжей, парков и др.) с указанием их владельцев и технической оценкой;
5) перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта с указанием их владельцев и технической оценкой;
6) бальнеологических заключений о качестве природных лечебных ресурсов территорий и методик по их применению, разработанных научно-исследовательскими институтами, уполномоченными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
7) протоколов государственной или ведомственной комиссии по запасам (ГКЗ, ВКЗ) о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других природных полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных).
К выпискам из протоколов и заключениям должны быть приложены справки о современном состоянии этих ресурсов;
8) заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы о современном состоянии территории курорта, его природных лечебных факторов и других природных объектов;
9) наличие генерального плана курорта, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
10) наличие представления исполнительного органа местного самоуправления.
15. Представленные документы в 2-месячный срок рассматриваются президиумом постоянно действующего координационного совета по курортам и туризму администрации Краснодарского края; при наличии положительного заключения президиума координационного совета управление по курортам и туризму вносит предложение главе администрации о признании лечебно-оздоровительной местности курортом краевого или местного значения.
Для присвоения курорту статуса краевого необходимо согласование с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
16. Присвоение лечебно-оздоровительной местности статуса курорта краевого или местного значения производится администрацией Краснодарского края по представлению управления по курортами и туризму, согласованного с краевыми органами здравоохранения, архитектуры и градостроительства, государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края, Северо-Кавказским округом Госгортехнадзора России, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
17. Положение и особенности функционирования конкретного курорта краевого или местного значения определяется положением о курорте, разработанным исполнительным органом местного самоуправления, согласованным с краевыми органами по здравоохранению, управлению курортами и туризмом, архитектуры и градостроительства, ГУВД, государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края, Северо-Кавказским округом Госгортехнадзора России, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
18. Положение о курорте краевого и местного значения утверждается главой администрации Краснодарского края.
19. Основные вопросы, которые должны быть отражены в положении о курорте краевого и местного значения:
1) общие сведения о курорте (наименование, основан, расположен, каким решением утвержден статус лечебно-оздоровительной местности и курорта, административное положение, границы курорта, краткая характеристика инфраструктуры);
2) наличие утвержденного проекта районной планировки лечебно-оздоровительной местности, генерального плана курорта;
3) наличие проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
4) наличие курортной зоны (природные лечебные ресурсы, устройства и сооружения для их использования, природные объекты и угодья, санаторно-курортные предприятия, учреждения отдыха и туризма, учреждения культуры, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, селитебная зона, лесопарковые насаждения);
5) тип курорта и его медицинский профиль;
6) вместимость курорта для больных и отдыхающих по путевкам и мест для прибывающих на лечение и отдых в неорганизованном порядке;
7) порядок функционирования курорта;
8) организация лечебной деятельности на курорте;
9) развитие и застройка курорта;
10) разработка природных лечебных ресурсов и санитарная (горно-санитарная) охрана курорта;
11) структура управления деятельностью курорта;
12) экономическое регулирование деятельности курорта.
Заместитель начальника управления
по курортам и туризму администрации края |
Е.Б. Фурсова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Краснодарского края от 26 сентября 1997 г. N 405 "Об утверждении Положения о признании отдельных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.