Постановление главы администрации Краснодарского края
от 29 сентября 1997 г. N 406
"О мерах по защите потребителей от недобросовестной рекламы
и предотвращению ее негативного влияния
на криминогенную обстановку в крае"
8 января 1998 г.
Постановлением главы администрации края от 28 декабря 2000 г. N 1015 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением главы администрации края от 3 марта 1999 г. N 144 настоящее постановление снято с контроля как выполненное
Результаты государственного контроля, осуществляемого Краснодарским антимонопольным управлением, опыт работы краевого общественного совета по рекламе, а также материалы краевых правоохранительных органов свидетельствуют о том, что несовершенство законодательства Российской Федерации о рекламной деятельности дает возможность размещать в средствах массовой информации рекламные сообщения, которые не только вводят потребителей в заблуждение, но и обостряют криминогенную обстановку в крае.
Пользуясь пробелами в законодательстве, некоторые рекламодатели, вместе с рекламораспространителями - средствами массовой информации, предлагают потребителям не только недобросовестную рекламу, но и пропагандирующую в ряде случаев обман, насилие и другие пороки человечества.
В 1997 году рассмотрено около 6000 рекламных сообщений, распространяемых в краевой периодической печати, в телерадиопередачах, наружными способами. Выявлено более 200 различных нарушений. Антимонопольным управлением направлено рекламодателям и рекламораспространителям 170 информационно-предупредительных писем, возбуждено 5 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В результате выдаваемых предписаний реклама оперативно приводится в соответствие с требованиями закона о рекламе. Вместе с тем периодически повторяются случаи, когда отдельные требования закона о рекламе не соблюдаются, и в средствах массовой информации появляется ненадлежащая реклама.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
- рекламирование товаров, услуг, видов деятельности без наличия реквизитов рекламодателя (его наименования и юридического адреса);
- отсутствие в рекламе сведений о лицензии на вид деятельности или обязательной сертификации товаров, услуг;
- употребление в рекламе без документального подтверждения терминов в превосходной степени, типа "самый", "только", "лучший", "абсолютный" и других;
- рекламирование свойств товаров, в том числе лекарственных препаратов, на практике не обладающих таковыми;
- рекламирование видов деятельности, граничащих с мошенничеством, шарлатанством, уголовными преступлениями (обналичивание средств, гадание, заговоры и отговоры, сомнительное трудоустройство за границей, легкий заработок на дому и т.д.).
Например, в газетах "Пионер", "Авторынок" рекламируются коммерческие фирмы, реализующие радиотелефоны офисного типа дальнего радиуса действия, которые по своим техническим условиям запрещены к использованию на территории России.
В ряде номеров газеты "Все для всех" публиковались рекламные объявления о "приятном отдыхе", организуемом фирмами "Шалунья" и "Каприз". Органами УВД города Краснодара выявлена причастность сотрудников этих фирм к преступной деятельности по статьям 226 и 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как их работа не соответствовала заявленному в рекламе виду деятельности и запрещена на территории России. В результате расследования обе фирмы закрыты.
Следственным отделом УВД города Сочи возбуждено уголовное дело в отношении местной жительницы Т.А. Денисовой, которая не без помощи недобросовестной рекламы организовала сбор денежных средств жителей с последующим использованием их на собственные нужды.
Кроме непосредственной рекламы своеобразное влияние на восприятие оказывают публикации в газетах и телерадиовещательных программах, раскрывающие технологию преступлений. Изощренность в описании необычных эпизодов из жизни личностей, игнорирующих законы и нормы общества, нередко носит характер рекламы такого образа жизни, особенно опасной для молодых, неискушенных умов.
Средства массовой информации, используя повышенный интерес читателей и зрителей к описаниям преступлений, вызывающим острые ощущения, не всегда заботятся о публикации фактов их раскрытия, что создает ложное впечатление безнаказанности и вседозволенности.
В этом недостаточно сотрудничают со средствами массовой информации правоохранительные органы, не всегда своевременно предоставляющие информацию о неотвратимости наказания преступлений.
В целях обеспечения защиты потребителей от недобросовестной рекламы, предотвращения ее пагубного влияния на жителей Кубани, снижения криминогенной обстановки в крае постановляю:
Постановлением главы администрации края от 8 января 1998 г. N 7 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения, вступившие в силу с 14 января 1998 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Руководствуясь требованиями Федерального закона от 14 июня 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе" и статей 8, 9, 10 Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" считать обязательным предоставление рекламодателями следующих сведений при размещении рекламы в средствах массовой информации и в общественных местах:
- наименование рекламодателя, сведения о госрегистрации;
- юридический адрес и телефон рекламодателя;
- сведения о сертификации товаров, услуг, о наличии лицензии на вид деятельности;
- содержание достоверной рекламной информации о товарах, деятельности, идеях рекламодателя.
Организации и граждане при размещении в средствах массовой информации края рекламных объявлений, содержащих сведения о реализации ими товаров, выполнении работ, оказании услуг представляют документ, подтверждающий их постановку на налоговый учет, с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
Таким документом является информационное письмо (его копия) о постановке на налоговый учет организации, физического лица, выданное соответствующим налоговым органом, с подписью руководителя и печатью на бланке налоговой инспекции, имеющее дату и исходящий номер.
2. Руководителям рекламораспространителей (средств массовой информации, рекламных фирм, агентств) не принимать в производство рекламные сообщения без предоставления обязательных сведений, указанных в п. 1 настоящего постановления, а рекламные сообщения о рекламодателе, деятельность которого не подлежит лицензированию и вызывает сомнения в ее законности, без согласования с Краснодарским антимонопольным управлением (Баев). Согласование проводить на безвозмездной основе.
3. Руководителям телекомпаний не допускать демонстрацию кино-, видеофильмов без наличия лицензии на право их публичной демонстрации и прокатного удостоверения на них, в соответствии с Правилами по кинообслуживанию населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1264.
4. Главному управлению внутренних дел края (Сапрунов) организовать работу по выявлению и пресечению фактов нанесения ущерба физическим и юридическим лицам, причинами которого явилась заведомо ложная реклама, проводить расследования в соответствии с законом.
5. Краснодарскому территориальному управлению Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев) при выявлении рекламных сообщений о рекламодателях, деятельность которых сомнительна и сопряжена с нарушениями законодательства, информацию направлять в ГУВД края для проверки законности их деятельности.
6. Главному управлению внутренних дел края (Сапрунов), Краснодарскому территориальному управлению Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев), управлению информации и социально-политического прогнозирования администрации края (Мухина) организовать разъяснения через средства массовой информации по практическому применению Федерального закона от 14 июня 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе", Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", статьи 182 Уголовного кодекса Российской Федерации "Заведомо ложная реклама" и других нормативных актов о рекламе, с целью предупреждения рекламодателей и рекламораспространителей об ответственности за нарушение законодательства о рекламе и распространение недостоверной рекламы.
7. Управлению по работе с правоохранительными органами администрации края (Небосов), совместно с управлением информации и социально-политического прогнозирования администрации края (Мухина), направлять в средства массовой информации материалы для публикации о раскрытии преступлений и неотвратимости наказаний преступников.
8. Главам администраций городов и районов края принять необходимые меры по координации взаимодействия правоохранительных органов, служб по защите прав потребителей при администрациях городов и районов со средствами массовой информации, для обеспечения соблюдения действующего законодательства о рекламе и предотвращения ее воздействия на обострение криминогенной обстановки в крае.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Харченко Н.И.
10. Постановление опубликовать в краевых средствах массовой информации.
11. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 29 сентября 1997 г. N 406 "О мерах по защите потребителей от недобросовестной рекламы и предотвращению ее негативного влияния на криминогенную обстановку в крае"
Постановление вступило в силу со дня его опубликования.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 187 от 7 октября 1997 г.,
в приложении к газете "Кубанские новости" - "Официальный вестник Кубани", N 6, 10 - 17 октября 1997 г.
Постановлением главы администрации края от 28.12.2000 г. N 1015 настоящее постановление объявлено утратившим силу.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации края от 8 января 1998 г. N 7
Настоящий документ снят с контроля