Постановлением главы администрации края от 24 декабря 1998 г. N 741 настоящее постановление снято с контроля как выполненное
Администрация Краснодарского края отмечает, что обстоятельствам, изложенным в информационных программах ГТРК "Кубань", статье "Дети едва не стали жертвами преступной купли-продажи", опубликованной в газете "Известия", способствовало крайне недобросовестное, халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей ряда должностных лиц Молдаванской сельской администрации Крымского района, органов образования, внутренних дел города Крымска и Крымского района, фирмы АОЗТ Центр "Содействие", ОВИР ГУВД края, пограничной службы.
Из сообщений средств массовой информации и в результате проверок установлено, что две гражданки греческого происхождения Кесова Ц.С. и Шейранова А.С., проживавшие в Крымском районе, в сентябре 1997 года вывезли в Грецию по подложным документам малолетних детей с целью их продажи. В греческом городе Салоники они были задержаны и в настоящее время отбывают наказание по приговору суда этого города.
Совершению данного преступления предшествовали следующие события.
В 1995 году гражданкой Кесовой Ц.С. и ее мужем Кесовым Р.М. была удочерена новорожденная девочка. Воспитанием удочеренной семья Кесовых не занималась, сразу же передала ее соседям Татариновым, пообещав им за содержание младенца 100 долларов США в месяц. Впоследствии Кесова Ц.С., по данным следствия, увезла удочеренную девочку из села в Грецию с целью продажи.
Фиктивность удочерения Кесовыми упомянутой девочки своевременно установлена не была. Как выяснилось в ходе проверки, совет по опеке и попечительству, возглавляемый первым заместителем главы администрации города Крымска и Крымского района Бурдиным С.К., управление образования, заведующий Гамзаев И.М., ход воспитания удочеренной девочки в семье Кесовых вообще не контролировали, что и позволило им увезти ее в Грецию.
Другая жительница Крымского района Шейранова А.С., сестра Кесовой Ц.С., имея намерение продать детей за границей, преступным путем завладела двумя малолетними девочками и незаконно удерживала их в течение месяца.
Несмотря на то, что в средней школе N 14 хутора Даманка Крымского района, где проживала Шейранова А.С., в управлении образования города Крымска и Крымского района знали о том, что в ее семье появились неизвестные дети, никто не поинтересовался, на каком основании они удерживаются ею. Преступные намерения Шейрановой не были своевременно выявлены и пресечены правоохранительными органами города Крымска и Крымского района, что позволило ей в дальнейшем осуществить свой преступный замысел.
Его осуществлению также способствовали беспечность и халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей ряда должностных лиц района и края.
К примеру, копии свидетельств о рождении в Молдаванской сельской администрации были общедоступны, учет их выдачи гражданам не велся. Ответственная за их оформление и выдачу гражданам заведующая общим отделом этой администрации Ропот В.И. полагала, что строго хранить и вести учет их выдачи не обязательно. Печать отдела также оказалась общедоступной. Поэтому Шейранова А.С. без труда завладела несколькими незаполненными листами копий свидетельств о рождении с печатями общего отдела названной сельской администрации.
Совместно со своей родственницей, организатором досуга детей средней школы N 14 Поповой М.К., они внесли соответствующие записи в чистые копии свидетельств о рождении, вписав в них Шейранову А.С. "матерью" чужих ей девочек, а ее мужа Алманова Р.М. - "отцом". Таким образом, упомянутые дети стали "Натальей и Светланой Шейрановыми".
С этими фальшивками Шейранова А.С. обратилась в фирму "Содействие". Несмотря на то, что подделка указанных копий свидетельств о рождении была очевидной (копии фактически никем не были заверены, на них отсутствовали серии и номера подлинников, гербовые печати), методист фирмы "Содействие" Сарычева Е.В. представила в ОВИР ГУВД края заявление Шейрановой А.С. с указанными копиями для внесения данных о детях в ее заграничный паспорт.
Инспектор ОВИР Белоус Н.А. достоверность представленных копий свидетельств о рождении на детей Шейрановой А.С. не проверила, подлинников не затребовала, внесла в ее заграничный паспорт соответствующие записи.
Заместитель начальника ОВИР ГУВД края Терехова Л.Д. удостоверила внесенную в паспорт Шейрановой запись, также не проверив подлинность представленных документов. Причем паспорт Шейрановой был оформлен в течение 5 дней, а записи в него о детях были внесены в течение одного дня, хотя по существующим инструкциям ОВИР для этих операций отводится месяц.
Предусмотренный приказом Министра внутренних дел РФ от 17 февраля 1993 года N 66 порядок оформления загранпаспортов названными работниками ОВИР ГУВД края был грубо нарушен. Фактически перечисленные обстоятельства способствовали незаконному вывозу Шейрановой двоих российских детей за границу.
Оперативно заполучив таким образом названные документы, Шейранова А.С. вместе с Кесовой Ц.С. и детьми 15 сентября 1997 года автобусом отбыли в Грецию.
Причем через государственную границу России и Украины они провезли детей беспрепятственно, так как в соответствии с "Протоколом о совместном пограничном и таможенном контроле в пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной", подписанным в 1996 году, пограничный и таможенный досмотр на границе между Россией и Украиной осуществляется в упрощенном порядке. Следовательно, надлежаще оформленных документов на перевозимых детей у Шейрановой и Кесовой никто не потребовал.
В результате всех вышеперечисленных нарушений, недобросовестного отношения к исполнению своих служебных обязанностей и халатности названных должностных лиц стал возможным факт незаконного вывоза российских детей за границу с целью их продажи.
Придавая случившемуся факту чрезвычайное социальное значение и имея в виду необходимость принятия немедленных мер по предупреждению возможного его повторения, постановляю:
1. Считать факт незаконного вывоза российских детей за границу с целью их продажи чрезвычайным.
2. Учитывая исключительно тяжкие последствия, наступившие вследствие халатного отношения к исполнению служебных обязанностей должностных лиц города Крымска и Крымского района и края, независимо от подчиненности освободить от занимаемых должностей:
- Ропот Валентину Ивановну - заведующую общим отделом Молдаванской сельской администрации Крымского района, за грубое нарушение порядка пользования печатью отдела, бесконтрольность при оформлении и выдаче копий свидетельств о рождении;
- Гамзаева Иосифа Мусаевича - начальника управления образования администрации города Крымска и Крымского района, за низкий уровень руководства деятельностью подчиненных, осуществляющих контроль за ходом воспитания усыновленных (удочеренных) детей. При обнаружении причастности его к факту фиктивного удочерения запретить ему заниматься педагогической деятельностью;
- Терехову Людмилу Дмитриевну - заместителя начальника отдела виз и регистрации управления паспортно-визовой службы ГУВД края за неудовлетворительный контроль деятельности подчиненных и личную халатность, приведшие к удостоверению ею ложных сведений о детях в загранпаспорте;
- Попову Марию Кузьминичну - организатора досуга детей СШ N 14 Крымского района, за участие в изготовлении фальшивых копий свидетельств о рождении, сокрытие факта незаконного удержания детей.
3. Принять к сведению заявления начальника ГУВД края Сапрунова А.Г., генерального директора фирмы АОЗТ Центр "Содействие" Петрова А.А., что Белоус Н.А. - инспектор ОВИР, Передерий Е.Ю. - заместитель генерального директора и Сарычева Е.В. - методист фирмы "Содействие" освобождены от занимаемых должностей.
4. Строго предупредить главу администрации города Крымска и Крымского района Цымбала Д.Н. за низкий уровень руководства и контроля деятельности подведомственных ему совета опеки и попечительства, отделов образования, внутренних дел, сельских администраций по осуществлению ими функций опеки и попечительства, усыновления, работы с документами.
При повторном допущении проступков его подчиненными поставить вопрос о соответствии его занимаемой должности.
Главе администрации города Крымска и Крымского района Цымбалу Д.Н. принять строгие меры дисциплинарной ответственности ко всем должностным лицам города и района, отвечающим за эти вопросы.
5. Обратить внимание генерального директора департамента образования и науки администрации края Чистякова В.И. на серьезные недостатки в работе районных и городских отделов и управлений образования по реализации функций органов опеки и попечительства.
6. Предупредить начальника ГУВД края Сапрунова А.Г. за серьезные недостатки в деятельности подчиненного ему управления паспортно-визовой службы.
Рекомендовать начальнику ГУВД края Сапрунову А.Г. уволить Терехову Л.Д. из органов внутренних дел. Принять к сведению, что им уже приняты меры дисциплинарного воздействия к начальнику отдела виз и регистраций Савельеву Е.И. и начальнику управления паспортно-визовой службы ГУВД Фадееву Ю.Б.
7. Прокурору края Шкребцу А.Н. взять под личный контроль ход расследования уголовного дела, возбужденного по данному факту.
8. Рекомендовать правлению Краснодарской краевой организации Всероссийского общества инвалидов (Мотько Н.Д.) ликвидировать фирму АОЗТ Центр "Содействие".
Принять во внимание, что лицензия и сертификат качества на право осуществления международной туристической деятельности и подготовки выездных документов фирмой "Содействие" сданы.
Поручить правоохранительным органам (Сапрунов А.Г., Шкребец А.Н.), налоговой инспекции (Перонко И.А.) проверить предыдущую деятельность фирмы "Содействие" по вопросам ее соответствия действующему законодательству.
9. Принять во внимание заявление начальника ГУВД края Сапрунова А.Г. о том, что его приказом службе виз и регистрации запрещено впредь привлекать к подготовке документов для получения загранпаспортов любые негосударственные организации.
10. Начальнику управления по работе с правоохранительными органами Небосову Ю.Л. с участием всех заинтересованных краевых органов внести в план первоочередных мер по укреплению порядка и усилению борьбы с преступностью в Краснодарском крае соответствующие дополнения, направленные на предупреждение и пресечение нарушений действующего законодательства в области туристической деятельности и паспортно-визовой службы.
11. Создать при администрации края комиссию по проверке, начиная с 1991 года, всех архивных документов по выездам граждан с детьми за границу, а также несовершеннолетних без родителей по туристическим поездкам, на учебу за границу и т.п., имея в виду сроки их пребывания за границей и реальность возвращения в край. (Состав комиссии прилагается). Комиссии привлечь к работе актив городов и районов.
Комиссии при обнаружении фактов незаконного вывоза и удержания детей за границей принять исчерпывающие меры по их возвращению, привлечению виновных к ответственности.
По каждому факту незаконного вывоза российских детей за границу информировать главу администрации края и готовить материалы для передачи в следственные органы с целью возбуждения уголовных дел.
12. Судам общей юрисдикции и краевому суду при рассмотрении уголовных дел по фактам незаконного вывоза детей за границу, их похищений и удержаний придавать широкой гласности обстоятельства совершения данных преступлений с поименным указанием о конкретной вине в этом всех должностных лиц, применять к ним и лицам, совершившим данные виды преступлений, строгие меры воздействия.
13. Подготовить и направить директору Федеральной пограничной службы Российской Федерации представление администрации края с требованием отмены положений Протокола о совместном пограничном и таможенном контроле между Российской Федерацией и Украиной, позволяющих беспрепятственный, без подтверждающих документов, провоз российских детей через границу.
14. До решения этого вопроса на федеральном уровне просить начальника объединения пограничной службы Новикова В.И. осуществлять на границах края пограничный контроль в соответствии с требованиями, установленными для выезда граждан в зарубежные государства, без исключений, оговоренных для стран СНГ, в части пропуска через КПП граждан с детьми, а также несовершеннолетних, следующих за границу без сопровождения родителей.
15. Выразить признательность греческим органам правопорядка за своевременное пресечение попытки продажи российских детей, проявленную при этом объективность и принципиальность.
16. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника главного управления правоохранительных органов и контрольно-аналитической работы Семечкина А.Е.
18. Постановление опубликовать в средствах массовой информации в изложении.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 5 февраля 1998 г. N 51 "О безответственном отношении к служебным обязанностям отдельных руководителей краевых организаций и ведомств, органов местного самоуправления, акционерных обществ, приведшем к факту продажи российских детей за границу"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 27 от 11 февраля 1998 г.
Настоящий документ снят с контроля