Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению правительства
Краснодарского края
от 24 декабря 1996 г. N 44-п
Пресс-релиз
Об основных направлениях социально-экономического развития
Краснодарского края на 1997 год
В целях реализации Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 521 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год" департаментом экономики и прогнозирования администрации края разработан уточненный прогноз социально-экономического развития хозяйственного комплекса края на 1997 год.
Разработка прогноза осуществлялась на базе среднесрочной программы Правительства Российской федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах", постановлений главы администрации края, других нормативных актов, определяющих политику администрации края в экономической и социальной сфере.
При подготовке прогноза использованы представленные органами местного самоуправления, департаментами, управлениями, комитетами и отделами администрации края прогнозные материалы, подготовленные на основе единых сценарных условий, целевых параметров и методических рекомендаций для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год.
Представленный вариант уточненного прогноза на 1997 год учитывает воздействие факторов, которые могут замедлить выход на основной (целевой) вариант, предполагающий полную реализацию задач, определенных Программой Правительства "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах" в установленные сроки.
Динамика инфляции в среднемесячном исчислении прогнозируется на уровне 1996 года - 1,6 - 1,7 процента.
Индекс цен на потребительские товары и услуги по отношению к 1996 году составит 124 процента, индекс оптовых цен промышленности - 125,6 процента.
Макроэкономическая ситуация 1997 года будет складываться в условиях ограниченного внутреннего спроса.
Объем валового внутреннего продукта составит в текущих ценах 44,3 трлн. руб. или 97 процентов к оценке 1996 года при индексе-дефляторе цен 122 процента.
Практически остается на уровне доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте (39,7 процента в 1995 году и 41 - в 1996 - 1997 годах).
Прогнозные показатели по сельскому хозяйству края на 1997 год разработаны с учетом сложившейся экономической ситуации, связанной с острой необеспеченностью сельхозтоваропроизводителей финансовыми и материальными ресурсами, постоянно растущим диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, слабой и несвоевременной государственной поддержкой села.
Вместе с тем, прогнозируется некоторая стабилизация по сравнению с оценкой 1996 года. Общее производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах предполагается в пределах 101 процента к оценке 1996 года.
Недостаток средств у сельхозпредприятий для закупок минеральных удобрений, горючего и других материально-технических ресурсов приведет к снижению уровня агротехники и, как следствие, к снижению почвенного плодородия. Это отрицательно скажется на урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме того, из-за низкой рентабельности производства продукции животноводства и слабой кормовой базы, в большинстве хозяйств продолжится сокращение поголовья скота и снижение его продуктивности. Валовой сбор зерна прогнозируется в объеме 5,2 млн. тонн, что на 10,6 процента выше уровня оценки 1996 года, однако, на 9,2 процента ниже, чем было получено в 1995 году. Сократится производство скота и птицы в живом весе - на 11,2 процента, молока - на 5,1, картофеля - на 14,3, шерсти - на 16,7 процента.
В 1997 году в промышленности будет проводиться политика, направленная на повышение эффективности производства, формирование справедливой конкурентной среды на внутреннем рынке и улучшение управления предприятиями.
Реформа управления экономикой и формирование эффективных собственников будут способствовать переориентации предприятий с решения текущих задач к более длительной стратегии в отношении номенклатуры и качества продукции, расширения рынка сбыта, определения инвестиционной политики.
Вместе с тем, на деятельности промышленности пока будет продолжать отрицательно сказываться сокращение внутреннего рынка вследствие падения инвестиционной активности и уменьшения потребностей других отраслей экономики в ее продукции.
В связи с тем, что финансовое положение большинства предприятий остается напряженным, а уровень выпуска продукции будет сдерживаться спросовыми ограничениями, темпы производства промышленной продукции в прогнозе на 1997 год предусмотрены на уровне 98 процентов к оценке 1996 года.
В таких отраслях, как нефтепереработка и электроэнергетика, предусматривается дальнейшая стабилизация производства, достигнутая в 1996 году.
Впервые за последние 5 лет предусматривается замедление темпов спада объемов производства в пищевой промышленности, которые в сопоставимых ценах будут соответствовать фактическому уровню 1996 года.
Прогнозируется увеличение производства бензина автомобильного, мазута топочного, добычи газа естественного, производства древесностружечных и древесноволокнистых плит.
На перерабатывающих предприятиях пищевой промышленности предусматривается увеличение объемов производства большинства видов продовольственных товаров.
Удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства продукции предприятий оборонных отраслей промышленности составит 20,8 процента или увеличится по сравнению с оценкой 1996 года на 5,4 пункта. При этом производство товаров народного потребления на этих предприятиях в сопоставимых ценах увеличится на 30,9 процента.
В 1997 году, по прогнозной оценке, объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования составит 13,1 трлн. рублей, или 97 процентов к уровню 1996 года.
В производственное строительство предполагается вложить 6,8 трлн. рублей, с соотношением к предыдущему году - 93 процента.
Основным источником инвестиций по-прежнему останутся собственные средства предприятий и средства населения, привлекаемые в жилищное строительство. Объем их прогнозируется в размере 11,6 трлн. рублей.
Средства консолидированного бюджета по прогнозным оценкам составят 1,5 трлн. рублей, из них централизованные федеральные средства - 1,1 трлн. рублей. В то же время только для реализации федеральных программ краю необходимо 13 трлн. рублей. Лимиты государственного инвестирования в 1997 году до настоящего времени не утверждены и постоянно пересматриваются.
Возможности краевого и местных бюджетов крайне ограничены. Инвестиции из этих источников составят в прогозных ценах 1997 года 454 млрд. рублей. Приоритетными направлениями при этом сохранятся: поддержка объектов социальной сферы, сельского хозяйства, финансирование краевых целевых программ.
В социальную сферу предполагается направить 6,3 трлн. рублей капитальных вложений. Будут введены в эксплуатацию дошкольные учреждения на 355 мест, общеобразовательные школы - на 2960 мест, больницы - на 240 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения - на 400 посещений в смену, дом для престарелых - на 100 мест и другие объекты.
Основная часть средств (63%) будет использована на строительство жилья. Ожидается дальнейшая активизация индивидуального жилищного строительства. Исходя из предварительных оценок, в 1997 году возможен ввод жилых домов за счет всех источников финансирования в объеме 1,6 млн. квадратных метров, из них 940 тыс. квадратных метров - за счет средств населения.
По прогнозу на 1997 год объем перевозок грузов всеми видами транспорта сохранится на уровне текущего года и составит 71,91 млн. тонн. На 59,8 процента планирует увеличить объем перевозок грузов Кубанское речное пароходство за счет роста потребности строительных организаций в инертных стройматериалах. Не планируется увеличение объема перевозок на автомобильном и морском транспорте.
Пассажирооборот в 1997 году возрастет на 1,3 процента и составит 12 млрд. пасс-км. Грузооборот сохранится на уровне текущего года и составит 169,4 млрд. т-км.
Однако, уровень действующих в настоящее время тарифов и их реальная проплачиваемость не обеспечивают не только рентабельность, но и фактические затраты на пассажирские автобусные перевозки. Убыточность этих видов перевозок, беспрерывный рост цен на топливно-энергетические ресурсы и запасные части делают критическим финансовое состояние предприятий. Не обновляется подвижной состав, сокращается количество маршрутов, рейсов, резко падает уровень обслуживания пассажиров.
До настоящего времени не решен вопрос на федеральном уровне о восполнении потерь предприятиям за оказанные транспортные услуги категориям населения, имеющим льготы федерального значения в соответствии с принятыми законами "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих".
В 1997 году прирост основных телефонных аппаратов составит 35 тыс. штук, протяженность междугородних каналов возрастет на 40 тыс. км. Начнется строительство волоконно-оптической линии связи Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - Анапа - Новороссийск.
В прогнозе на 1997 год несколько замедлятся темпы падения по производству потребительских товаров и составят к оценке 1996 года 1,7 процента. Предусматривается производство продовольственных товаров оставить на уровне 1996 года. Вместе с тем, в 1997 году непродовольственные товары снизятся на 12,8 процента.
Объем розничного товарооборота через все каналы реализации возрастет на 1 процент по сравнению с объемом 1996 года и составит 23,3 трлн. рублей.
Денежные доходы населения в 1997 году прогнозируются в объеме 40,8 трлн. рублей, что в 1,28 раза больше уровня 1996 года. Предусматривается рост денежных доходов на душу населения по сравнению с 1996 годом в 1,3 раза, которые составят 675 тыс. рублей в месяц.
В 1,3 раза увеличится фонд оплаты труда, в 1,32 - социальные выплаты.
Расходы по покупке товаров и оплате услуг превысят показатели 1996 года в 1,28 раза, при этом доля потребительских расходов в доходах населения увеличится на 0,3 процента. В 1,25 раза возрастут обязательные платежи и добровольные взносы, а также прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты, облигаций, государственных займов и других ценных бумаг.
В 1997 году прогнозируется предоставить населению края через все каналы реализации платных услуг на 10,7 трлн. рублей или 94,5 процента к ожидаемому уровню 1996 года. При этом наблюдается тенденция роста удельного веса объема бытовых услуг в общем объеме платных услуг (1995 г. - 12,6 процента, 1996 г. - 17,6, 1997 г. - 18,3 процента).
В 1997 году предприятиями санаторно-курортного комплекса и туризма прогнозируется получить доходов от реализации работ и услуг на сумму более 9 трлн. рублей, в том числе от оказания платных услуг 1,8 трлн. рублей. В 1997 году на курортах края отдохнут и поправят здоровье 6,85 млн. человек.
В 1997 году ожидается увеличение внешнеторгового оборота предприятий, организаций края по сравнению с 1996 годом на 2,6 процента, а по сравнению с 1995 годом на 11,6 процента. Рост, в основном, произойдет за счет увеличения экспорта на 67 процентов, в связи с отменой таможенных пошлин с 1 июля 1996 года и увеличением в общем объеме экспорта доли топливно-энергетических ресурсов.
Внешнеторговый оборот предприятий, организаций края в 1997 году со странами Дальнего Зарубежья по прогнозным оценкам ожидается с ростом на 3,6 процента к уровню 1996 года, то есть в объеме 76 процентов от общего внешнеторгового оборота края.
Ожидается увеличение экспорта в страны Ближнего Зарубежья на 7,7 процента, в то время ка внешнеторговый оборот с этими странами останется на уровне 1995 года.
Заместитель председателя правительства края,
генеральный директор департамента
экономики и прогнозирования
администрации Краснодарского края |
А.С. Никкеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.