Постановлением главы администрации края от 2 ноября 2001 г. N 1047 настоящее постановление снято с контроля в связи с принятием нового постановления
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" и в целях обеспечения временной занятости безработных граждан в Краснодарском крае постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития общественных работ в Краснодарском крае на 1998 - 2000 годы.
О Программе развития общественных работ в городе Краснодаре на 1998 - 2000 годы см. постановление главы городского самоуправления Краснодара от 1 июля 1998 г. N 1230
Программа развития общественных работ в Краснодарском крае на 2001 - 2002 годы утверждена постановлением главы администрации края от 23 июля 2001 г. N 635
2. Краевому центру занятости населения (Потапкин) ежегодно определять территориальным службам занятости населения контрольные задания по участию безработных граждан в общественных работах и оказать методическую помощь в их организации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления осуществить практические меры, направленные на реализацию программных мероприятий, и при необходимости создать внебюджетные фонды развития общественных работ.
4. Краевому центру занятости населения (Потапкин) каждое полугодие информировать администрацию края о ходе выполнения программных мероприятий.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства края Чекунову 3.И.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель главы администрации
Краснодарского края,
председатель правительства |
В.А. Мельников |
Приложение
к постановлению правительства
Краснодарского края
т 24 марта 1998 г. N 10-п
Программа развития общественных работ
в Краснодарском крае на 1998 - 2000 годы
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" и в развитие Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 1998 год.
1. Состояние проблемы
Структурная перестройка народного хозяйства в период перехода к рыночным отношениям привела к затяжному спаду производства и, как следствие, к росту безработицы. В 1997 году ее уровень превысил 2 процента от численности экономически активного населения края, а количество обратившихся для трудоустройства граждан в органы служб занятости превысило 100 тысяч человек.
Меры, предпринятые органами служб занятости населения, позволили трудоустроить в 1997 году 56 тысяч человек, что составило 53 процента от всех граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве. В наиболее кризисной ситуаций оказались районы Гулькевичский, где уровень безработицы составил 6,3 процента, Лабинский - 3,5 процента, Абинский - 3,3 процента и города Армавир - 3,5 процента и Кропоткин - 3,0 процента.
Состояние социально-производственной сферы края в настоящее время и прогнозы на ближайшие годы позволяют сделать вывод о невозможности кардинальных изменений в сфере создания постоянных рабочих мест. Так, если численность трудовых ресурсов в крае увеличится к 2000 году до 2780,0 тысяч человек (рост по сравнению с 1996 годом на 56,4 тысячи человек), то занятость работников в экономике в этот период по существу не изменится. Наличие рабочих мест стабилизируется на уровне 1860 тысяч единиц. Численность высвобождаемых граждан будет также величиной постоянной и составит к 2000 году 38,12 тысяч человек. Все это требует изыскания дополнительных резервов для создания рабочих мест и трудоустройства незанятого населения. В связи с этим проблема организации общественных работ на данном этапе остается особенно актуальной.
Общественные работы представляют собой общедоступные виды трудовой деятельности, имеющие социально-полезную ориентацию и не требующие, как правило, дополнительной профессиональной подготовки. Трудоустройство на общественные работы приобретает большую социальную значимость как для предприятий, так и для самих безработных и является смягчающим фактором в росте безработицы.
Однако проблема организации общественных работ требует системного подхода и нуждается в разработке программных мероприятий.
Основой для разработки настоящей Программы послужили федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, администрации и правительства Краснодарского края, в том числе:
Закон Российской Федерации от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ";
распоряжение главы администрации края от 1 апреля 1997 года N 308-р "Об организации общественных работ в Краснодарском крае".
2. Основные цели и задачи Программы
Привлечение безработных и незанятых граждан к общественным работам преследует цель оказания им материальной поддержки, сохранения мотивации к труду у длительно не работавших граждан, приобретения трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. Сокращение дефицита сезонной рабочей силы в период уборки урожая сельскохозяйственных культур также является существенной задачей программы общественных работ.
Цель настоящей Программы - выработка и проведение единой краевой политикой в организации общественных работ, направленной на мобилизацию усилий органов местного самоуправления и в оказании им помощи по снижению социальной напряженности на их территории, создание условий для обеспечения экономически обоснованной полной занятости населения. Одновременно программа нацелена на решение вопросов материального обеспечения безработного и его семьи, приобщения к труду граждан независимо от имеющейся профессии и специальности.
Программа призвана дать возможность руководителям местного самоуправления и службам занятости населения широко использовать общественные работы для решения общественно значимых социальных проблем в районах (городах), в том числе и на длительно не занятых вакансиях, на малых объемах работ, на временных рабочих местах и в отраслях, подверженных сезонным влияниям (сельское хозяйство, строительство, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте).
Основная задача Программы - создать организационно-методическую базу для руководителей местного самоуправления, городских и районных центров занятости населения по формированию единой эффективно действующей системы общественных работ с учетом социально-экономической потребности в них населенных пунктов.
3. Основные направления организации общественных работ
Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления, служб занятости и работодателей является широкое привлечение безработных и незанятых граждан для участия в общественных (временных) работах, создание благоприятных и безопасных условий труда.
Общественные (временные) работы организуются:
В промышленности и строительстве:
- погрузочно-разгрузочные работы;
- подсобные работы на стройплощадках;
- подсобные работы при аварийных ремонтах водопроводных, канализационных и газовых сетей и линий связи;
- организация сбора вторсырья.
В сельском хозяйстве:
- сезонные полевые работы (прополка, окучивание и полив сельхозкультур, борьба с вредителями);
- сбор овощей, фруктов, бахчевых и винограда;
- переработка и заготовка овощей на зиму.
В социально-бытовой и хозяйственных сферах:
- благоустройство и озеленение мест общественного пользования;
- расчистка лесополос;
- обустройство и обслуживание зон отдыха;
- художественно-оформительские работы в детских дошкольных учреждениях;
- обеспечение отдыха и оздоровление детей;
- уход за престарелыми и инвалидами;
- уход за санитарным состоянием кладбищ и памятников;
- обслуживание санаторно-курортных зон;
- работа с детьми дошкольного и младшего возраста;
- различные виды помощи предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.
Мероприятия общественного уровня:
- перепись и статобслуживание населения;
- машинописные работы, формирование баз данных;
- работа в архивах, в военкоматах, службах социального обеспечения населения.
В каждом районе и городе могут быть использованы свои особые направления занятости безработных на общественных работах.
В качестве исходных предпосылок для организации общественных работ по указанным направлениям рекомендуется использовать данные мониторинга за состоянием занятости и прогнозные оценки на период до 2000 года (таблица 1).
Преимущественным правом направления на оплачиваемые общественные работы пользуются безработные, не получающие пособие по безработице.
Органы местного самоуправления на договорной основе с работодателями могут использовать в качестве общественных работ работу на вакантных рабочих местах, которые длительное время (более 3-х месяцев) не заполняются.
Территориальные службы занятости населения на основании анализа рынка труда:
вносят в органы местного самоуправления предложения по организации общественных работ, координируют их проведение, разрабатывают нормативные документы, оказывают методическую помощь и осуществляют контроль за проведением работ;
своевременно информируют безработных и лиц, обращающихся за трудоустройством, о видах, объемах и условиях проведения общественных работ, об установлении месячной нормы отработки;
осуществляют отбор безработных на имеющиеся общественные работы с учетом профессионального навыка, опыта, возраста, режима и условий труда;
контролируют исполнение работодателем договора на проведение общественных работ и своевременность их оплаты;
ведут учет количества рабочих дней, отработанных каждым привлеченным к общественным работам.
Оплата труда безработных граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненные работы, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда. В случае невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы выплата пособия по безработице прекращается.
Работодатель должен заключить с безработными гражданами, направленными на общественные работы, договора найма на срок не менее двух месяцев. При продлении трудового договора на неопределенный срок безработный подлежит снятию с учета в центре занятости населения с момента окончания срока, на который первоначально был заключен договор. Работодатель несет ответственность по законодательству о труде, правилам охраны труда и техники безопасности при выполнении общественных работ.
Территориальные центры занятости населения могут предусматривать в договорах с работодателями на выполнение общественных работ дополнительные меры ответственности по обеспечению ими обязательств.
В случае предоставления центром занятости населения безработному постоянной работы договор на выполнение общественных работ может быть расторгнут досрочно. Центр занятости имеет право направить на это место другого безработного.
Средства фонда занятости населения, выделенные на общественные работы, используются, в первую очередь, на организационные мероприятия - доставку безработных к месту работы и обратно, оборудование мест отправки на общественные работы, оплату проживания безработных в местах проведения работ, медицинское освидетельствование и информационное обеспечение безработных о проведении общественных работ.
Органы местного самоуправления в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством могут предоставлять работодателям, организующим общественные работы, льготы по налогам и платежам, уплачиваемым в местный бюджет, а также финансировать часть затрат на общественные работы из средств местного бюджета.
Органам местного самоуправления при разработке собственных программ проведения общественных работ рекомендуется ежегодно повышать минимальную месячную норму занятости на общественных работах и принимать ее дифференцировано по годам: 1998 - 5, 1999 - 6 и 2000 - 8 дней.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В 1997 году на организацию общественных работ и на доплату к пособиям по безработице за участие в общественных работах израсходовано 962,7 млн. рублей, в т.ч. из средств фонда занятости - 653,2, из средств местного бюджета - 70,7, и за счет организаций-работодателей - 238,8 млн. рублей. В общих затратах доля участников составила: фонд занятости - 68 процентов, местный бюджет - 7 процентов, организации-работодатели - 25 процентов. Доплата к пособиям по безработице за участие в общественных работах составила 50 тыс. руб. на одного участника, что соответствует 60 процентам от минимального уровня оплаты труда.
На 1998 год при участии одного безработного в общественных работах 5 дней в месяц предусматривается доплата к пособию по безработице в размере 75 процентов минимального заработка (62,6 руб.). В 1999 - 2000 гг. уровень доплат повысится соответственно до 85 и 100 процентов.
В 1998 году предусматривается выделить из краевого фонда занятости населения средства на общественные работы в объеме 545,4 тыс. рублей, т.е. 83,5 процента от фактических расходов в 1997 году. В дальнейшем доля расходов фонда занятости будет снижаться: в 1999 году - до 30 процентов и в 2000 году - до 25 процентов. Общие затраты на общественные работы за счет всех источников финансирования в целом возрастут: в 1998 году - на 3 процента (991,6 тыс. руб.), в 1999 году - на 5 процентов (1041 тыс. руб.) и в 2000 году - на 7,5 процента (1119 тыс. руб.). Снижение затрат из фонда занятости, отсутствие предполагаемого роста затрат за счет средств организаций-работодателей и дефицит средств в местных бюджетах должны компенсироваться за счет внебюджетных источников.
5. Механизм реализации Программы
Краевой центр занятости населения совместно с заинтересованными департаментами, управлениями и ведомствами администрации края осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся ситуации в крае, обеспечивает контроль за ходом ее реализации на местах центрами занятости населения.
Краевой центр занятости населения оказывает финансовую поддержку территориальным центрам занятости по организации общественных работ с учетом наличия у них утвержденных органами местного самоуправления городов и районов программ организации общественных работ, а также проектов и договоров на привлечение средств предприятий и организаций для их реализации.
Организация проектов и мероприятий общественных работ, которые имеют общекраевое значение, принимаются на конкурсной основе с учетом их социально-экономической значимости. Решение о финансировании их принимается правительством края.
Главы местного самоуправления, службы занятости осуществляют координацию и контроль за ходом выполнения мероприятий собственных программ, разработанных на основе краевой программы развития общественных работ. Эту работу необходимо проводить в тесном взаимодействии с работодателями, профсоюзными организациями и другими заинтересованными организациями.
Основные мероприятия по организационному обеспечению Программы общественных работ приводятся в таблице 2.
6. Эффективность мероприятий по реализации Программы
При реализации Программы в конкретном районе и городе необходимо учитывать местные особенности и условия. Общими задачами во всех случаях должны стать:
согласованность действий органов местного самоуправления, территориальной службы занятости населения и общественных организаций по вопросам проведения общественных работ и их финансовому обеспечению;
увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных должностей, длительное время остающихся незанятыми по причине их непрестижности;
повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера;
законодательное расширение категорий граждан, для которых общественная работа считается подходящей;
создание при местных администрациях структур по организации и развитию общественных работ;
использование средств массовой информации в пропаганде важности общественных работ;
создание общественных советов предприятий-работодателей, предпринимателей и руководителей фермерских хозяйств;
принятие нормативных актов по организации и контролю за исполнением общественных работ;
привлечение законотворческих органов к решению проблемы общественных работ.
В качестве основных критериев оценки эффективности общественных работ следует использовать:
степень трудовой реабилитации и адаптации граждан, ищущих работу, к условиям работы в рыночной среде;
активность участия безработных в общественных работах, с повышением ее к 2000 году до 7 - 8 процентов от количества зарегистрированных безработных;
норматив отработки на общественных работах из расчета его увеличения с 5 дней в месяц в 1998 году до 8 дней в 2000 году;
уменьшение затрат на организацию и оплату труда на общественных работах за счет фонда занятости (до 48,6 процентов в 2000 году к уровню 1997 года) при одновременном увеличении доли общих затрат на эти цели не менее, чем на 16 процентов;
увеличение доли средств на проведение общественных работ за счет работодателей всех форм собственности и местных бюджетов;
количество временных рабочих мест на общественных работах, переведенных в категорию постоянных;
снижение численности безработных за счет занятости населения на общественных работах по годам (в процентах): 1998 - 3, 1999 - 5 и 2000 - 7.
Территориальные службы занятости могут использовать и другие показатели, достоверно характеризующие эффективность программных мероприятий при организации и проведении общественных работ.
Директор краевого центра
занятости населения |
О.А. Потапкин |
Таблица 1
Состояние и прогноз
занятости населения в Краснодарском крае с учетом развития
общественных работ в 1998 - 2000 годы
------------------------------------------------------------------------
NN| Показатели | Единица | 1997 | Прогноз по годам:
пп| | измерения | факт. |---------------------
| | | | 1998 | 1999 | 2000
---+--------------------------+-----------+-------+------+------+-------
1 | Уровень безработицы на | % | 2,1 | 3,0 | 3,3 | 3,7
| конец года | | | | |
---+--------------------------+-----------+-------+------+------+-------
2 | Количество безработных, | | | | |
| зарегистрированных в | | | | |
| течение года | тыс. чел. | 130,4 |150,0 |158,0 |165,0
| - из них приняло участие | | | | |
| в общественных работах | тыс. чел. | 13,5 | 15,0 | 16,5 | 18,0
| - в т.ч. со снятием с | | | | |
| учета | тыс. чел. | 1,8 | 4,4 | 7,9 | 11,5
---+--------------------------+-----------+-------+------+------+-------
3 | Удельный вес участвую- | | 10,3 | 10,0 | 10,4 | 10,9
| щих в общественных рабо- | % | ---- | ---- | ---- | ----
| тах к количеству безра- | | 1,4 | 2,9 | 5,0 | 7,0
| ботных | | | | |
---+--------------------------+-----------+-------+------+------+-------
4 | Отработано одним безра- | | | | |
| ботным на общественных | чел/дн. | 2,8 | 5,0 | 6,0 | 8,0
| работах в месяц | | | | |
---+--------------------------+-----------+-------+------+------+-------
5 | Участие безработных в | | | | |
| общественных работах по | | | | |
| отраслям, в т.ч.: | чел. | 1800 | 4400 | 7900 |11500
| - промышленность и стро- | чел. | 77 | 200 | 370 | 575
| ительство | % | 4,3 | 4,5 | 4,7 | 5,0
| - сельское хозяйство | чел. | 590 | 1550 | 3160 | 5175
| | % | 32,8 | 35,0 | 40,0 | 45,0
| - соцкультбытхоз | чел. | 862 | 2000 | 3185 | 4025
| | % | 47,9 | 45,5 | 40,3 | 35,0
| - прочие работы | чел. | 271 | 650 | 1645 | 1725
| | % | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0
------------------------------------------------------------------------
Таблица 2
Мероприятия
по организационному обеспечению реализации программы
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки
пп| | | выполнения
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
1 | Принять решение об определении соци- | Органы местного | Ежегодно
| ально полезных видов общественных | самоуправления, | в январе -
| работ с указанием налоговых льгот для | территориальные | феврале
| конкретных предприятий и размера | службы занято- |
| оплаты труда привлекаемых к участию | сти населения |
| безработных | |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
2 | Представить в территориальные центры | Предприятия | Ежегодно
| занятости заявки на выполнение об- | всех форм соб- | в IV квар-
| щественных работ с указанием их вида | ственности, | тале до
| и объемов, сроков проведения, потреб- | общественные | планируе-
| ности в рабочей силе | советы | мого года
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
3 | Создать банк данных по объемам и ви- | Территориальные | Постоянно
| дам общественных работ (по каждой | службы занято- |
| территории) | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
4 | Разработать инструктивные материалы | Территориальные | Ежегодно
| по проведению общественных работ и | службы занято- |
| оказать методическую помощь | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
5 | Организовать систему информационного | Территориальные | Постоянно
| обеспечения граждан о проведении об- | службы занято- |
| щественных работ | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
6 | Заключить договора на выполнение об- | Территориальные | В течение
| щественных работ | службы занято- | года и по
| | сти населения | мере необ-
| | | ходимости
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
7 | Оборудовать места отправки граждан на | Территориальные | По мере
| общественные работы | службы занято- | уточнения
| | сти населения | мест про-
| | | ведения
| | | работ
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
8 | Произвести отбор граждан, направляе- | Территориальные | После за-
| мых на общественные работы, с учетом | службы занято- | ключения
| профессионального опыта, режима и | сти населения | договоров
| условий работы | | с предпри-
| | | ятиями
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
9 | Организовать медицинское освидетель- | Территориальные | При необ-
| ствование граждан, направляемых на | службы занято- | ходимости
| общественные работы | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
10 | Организовать выдачу направлений граж- | Территориальные | Постоянно
| данам на выполнение общественных | службы занято- |
| работ | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
11 | Организовать доставку граждан к мес- | Территориальные | Постоянно
| там выполнения общественных работ | службы занято- |
| | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
12 | Организовать контроль за заключением | Территориальные | Постоянно
| договоров найма, условиями их выпол- | службы занято- |
| нения, учета отработанного гражданами | сти населения |
| времени, своевременной оплаты труда | |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
13 | Проанализировать выполнение годового | Территориальные | В течение
| плана реализации мероприятий по об- | службы занято- | I квартала
| щественным работам на территории, | сти населения | после
| представление информации в органы | | отчетного
| местного самоуправления | | года
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
14 | Выявить динамику привлечения на об- | Краевой центр | В течение
| щественные работы трудовых ресурсов | занятости насе- | I квартала
| края в разрезе отраслей | ления | после
| | | отчетного
| | | года
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
15 | Представить правительству края свод- | Краевой центр | В течение
| ную информацию о ходе выполнения | занятости насе- | I квартала
| годовой программы общественных работ | ления | после
| с предложениями на последующий период | | отчетного
| | | года
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
16 | Предусмотреть в бюджете центра заня- | Краевой центр | Ежегодно
| тости лимит средств на финансирование | занятости насе- |
| общественных работ | ления |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
17 | Создать постоянно действующие органы | Главы местного | Ежегодно
| для организации общественных работ | самоуправления, |
| при местных администрациях | территориальные |
| | службы занято- |
| | сти населения |
---+---------------------------------------+-----------------+-----------
18 | Создать внебюджетные фонды развития | Органы местного | В течение
| общественных работ | самоуправления | 1998 года
-------------------------------------------------------------------------
Директор краевого центра
занятости населения |
О.А. Потапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление правительства Краснодарского края от 24 марта 1998 г. N 10-п "О Программе развития общественных работ в Краснодарском крае на 1998 - 2000 годы"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления официально опубликован не был.
Настоящий документ снят с контроля