Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению правительства
Краснодарского края
от 17 ноября 1998 г. N 32-п
Генеральная схема
создания и сохранения рабочих мест в Краснодарском крае
на 1998 - 2000 гг.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" и для достижения полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала разработана Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест на 1996 - 2000 годы.
Планирование трудовых ресурсов Краснодарского края
1. Значение планирования человеческих ресурсов
Мы считаем, что человеческие ресурсы являются главным достоянием нашего края и что их планирование необходимо для повышения производительности и конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства края. Кроме того, количество высококвалифицированных человеческих ресурсов с каждым годом сокращается.
Важнейшим инструментом, основой реализации является составление генеральной схемы создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезе. Проект методики формирования генеральной схемы разработан Минтрудом РФ для оказания помощи малым и средним предприятиям в планировании их человеческих ресурсов.
2. Постановка проблемы
Проблема состоит в том, чтобы определить, как может быть осуществлено планирование трудовых ресурсов на национальном, отраслевом, местном уровнях и на уровне предприятий таким образом, чтобы можно было производить изменения, необходимые для повышения производительности труда и конкурентоспособности. Традиционно используются два метода:
1. Устаревший метод качественного анализа. Он требует привлечения экспертов, которые, анализируя все имеющиеся данные, дают свою оценку перспектив развития различных видов занятости.
2. Второй метод заключается в совершенствовании математического и статистического анализа рынка труда, который учитывает, что результаты анализа по первому, менее точному методу, составлены на основе субъективных мнений. С другой стороны, как в любой комплексной системе, встречаются исключения при анализе конкретных случаев.
В связи с этим, метод, используемый нами, эклектичен и включает стати<сти>ческий анализ, одновременно признавая важность консультации с экспертами.
За 1992 - 1997 год (табл. 1.1) в связи со спадом производства и износом основных фондов по краю уменьшилось количество физических рабочих мест с 1851 тыс. до 1846,5 тыс. За этот же период по этой причине, а также в связи со снижением среднего коэффициента сменности, количество экономических рабочих мест сократилось с 2063,5 до 1997,5 тыс. Одновременно росла неполная занятость работников - с 28,7 тыс. человек в 1992 году до 131,6 тыс. чел. в 1994 г. и 190 тыс. в 1997 г. В условиях сокращения количества экономических РМ возрастал потенциал расширения занятости: с 41,8 тыс. человек в 1992 г. до 73,6 тыс. - в 1994 г. и до 89,1 тыс. - в 1996 г.
На 1998 - 2000 гг. в крае прогнозируется некоторое сокращение количества физических РМ: с 1846,5 тыс. ед. в 1997 г. до 1829 тыс. ед., т.е. на 17,5 тыс. ед. Однако за счет повышения коэффициента сменности число экономических РМ не сократится, а даже возрастет с 1994,8 тыс. в 1998 г. до 2002,5 тыс. ед.
Динамика объемов производства в период с 1992 по 1997 г. характеризуется следующими данными (в % к 1991 г.):
Химическая и нефтехимическая - 16,5
Топливная - 60,4
Легкая - 45,8
Лесная и деревообрабатывающая - 55,0
Машиностроения - 55,4
Электроэнергетика - 102,8
Стройматериалов - 74,9
В среднем по анализируемым отраслям ежегодное снижение объемов производства составило за 6 лет - 6,9%.
Данные о динамике объемов производства могут быть использованы при разработке прогноза на 1998 - 2000 гг. Из рис. 1 отслеживаются следующие тенденции:
в отрасли электроэнергетики объем производства за период с 1991 по 1997 гг. почти не изменился;
в машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности значительное сокращение объема производства происходило в 1992 - 1995 гг., за последние 2 года (1996 и 1997 гг.) этот спад резко сократился, что позволяет сделать вывод о стабилизации ситуации и, следовательно, обоснованности ожидания стабильности и даже некоторого улучшения ситуации в 1998 - 2000 годах. Исключение составляет промышленность строительных материалов, поскольку объем производства в этой отрасли во многом определяется объемами строительства.
Аналогичное положение сложилось в топливной, легкой, химической и нефтехимической промышленности. В 1995 - 1997 гг. снижение объема производства в этих отраслях хотя и имеет место, но незначительно, что также характеризует тенденцию к стабилизации анализируемого показателя.
Подтверждением обоснованности прогноза могут служить данные о динамике количества экономических рабочих мест (ЭРМ) по отраслям промышленности (рис. 3). Из приведенных графиков видно, что количество ЭРМ в 1994 - 1997 гг. изменялось либо незначительно, либо практически оставалось постоянным (электроэнергетика и топливная промышленность). Снижение количества ЭРМ в 1996 - 1997 гг. в промышленности стройматериалов можно объяснить нестабильностью ситуации, что достаточно четко иллюстрируется данными табл. 1.4.
В целом по промышленности в 1996 г. количество ЭРМ по сравнению с 1995 г. снизилось на 7%, а в 1997 г. по сравнению с 1996 г. снизилось менее чем на 3%.
Проведенный анализ показывает, что прогнозы в области объема производства и количества экономических рабочих мест является достаточно обоснованными, особенно если учесть, что в крае систематически проводятся мероприятия по реализации "Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы в Краснодарском крае".
Пищевая промышленность является одной из наиболее важных отраслей в экономике Краснодарского края, на ее долю приходилось 20,5% от численности занятых в 1992 г. в промышленности в целом и 31,0% - в 1997 году.
За период 1992 - 1997 гг. происходил хотя и не такой значительный, как в других отраслях, но все же ощутимый спад производства: в 1997 г. индекс физического объема производства составил 0,593 к уровню 1992 г., т.е. падение составило примерно 40%. Наблюдается низкая загрузка производственных мощностей крупных и средних пищевых предприятий, коэффициент сменности работы оборудования снизился с 2 в 1992 году до 1,65 - в 1997 году. Это связано с сокращением посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, являющимися сырьем для перерабатывающих предприятий (подсолнечник, свекла), нарушением хозяйственных связей между бывшими союзными республиками, поставлявшими часть сырья для переработки на предприятиях края, продажей доли сырья за пределы страны, сокращением спроса на продукцию вследствие наличия большого количества конкурирующей продукции зарубежного производства, которая зачастую является более дешевой, и др.
Однако за последние годы произошел значительный рост количества малых и совместных, а также подсобных перерабатывающих предприятий, которые составляют все большую конкуренцию крупным и средним предприятиям. Поскольку только за 1996 - 1997 гг. численность занятых на крупных и средних предприятиях снизилась на 7%, то на малых, совместных и подсобных предприятиях она выросла на 5,5%. Динамика объемов производства и числа экономических рабочих мест представлена на рис. 4.
Очевидно, что предприятия не избавляются от излишней численности работников, накапливая значительный потенциал неполной занятости, численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации и работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, составляет около 40%. На 1998 - 2000 гг. прогнозируется постепенное преодоление спада производства и достижение в 2000 году уровня 1991 года, коэффициент сменности вырастет до 1,8. Количество экономических рабочих мест будет относительно стабильно на уровне 108 - 110 тыс. чел., однако постепенно будет сокращаться неполная занятость.
Данные приведены в табл. 1.12.
Смена экономической формации привела к негативным экономическим процессам в промышленности строительных материалов края, в сравнении с 1991 годом выпуск основных видов продукции отрасли в 1997 году составил:
- цемент - 36% (4,6 млн. т -> 1,6 млн. т)
- стеновые материалы - 59%
- нерудные строительные
материалы - 30%
- сборный ж/бетон - 35% (1700 т. куб. м -> 537 т. куб. м)
Уровень использования мощностей в целом всей промышленности строительных материалов в 1997 году в сравнении с 1991 годом составил 40%. Мониторинг и анализ проблем в стройкомплексе края позволяет сделать вывод: уровень использования существующих мощностей к 2000 году не изменится. Число экономических рабочих мест в отрасли к 2000 году также не изменился и составит 40,0 тыс. ед., что составляет 100% к уровню 1997 года. Не поменяется и число физических рабочих мест и стабилизируется на цифре 33,3 тыс. единиц. Неполная занятость к 2000 году увеличится до 7,6 тыс. человек (в 1997 году она составляла 1,4 тыс. человек). Потенциал расширения занятости стабилизировался на 21 тыс. человек. По существу, созданные ранее мощности предприятий стройиндустрии края используются менее чем на 50%.
Особенно заметно сократилось число экономических рабочих мест в сельском и рыбном хозяйстве края. За 1992 - 1997 годы их число сократилось с 491,9 тыс. ед. до 465,9 тыс., или на 26 тыс., т.е. на 5,3%. Их количество уменьшилось еще в большей мере в сельскохозяйственных предприятиях. Так, только за 1992 - 1996 годы среднегодовая численность работников сельскохозяйственных предприятий, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшилась с 358,1 тыс. до 290,2 тыс. человек, т.е. на 67,9 тыс., или на 19%. Это произошло в результате сокращения машинно-тракторного парка, посевных площадей и поголовья животных. Так, посевные площади в целом по краю за 1992 - 1996 годы сократились с 3847,3 тыс. чел. до 3665 тыс. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств за 1992 - 1997 годы (на 1 января) уменьшилось с 1686 тыс. голов до 1123 тыс., или на 33,3%, свиней - с 2700 тыс. до 1605 тыс. голов, или на 40,6%, овец и коз - с 777 тыс. до 207 тыс. голов, или на 73,4%, и птицы - с 31 млн. голов до 17 млн., или на 45,2%. Часть работников перешли в крестьянские и личные подсобные хозяйства, а также на пенсию. Однако снижение числа рабочих мест из-за спада объемов сельскохозяйственного производства оказалось значительным.
Сельское хозяйство занимает важное место в экономике края, является сырьевой базой для развитой пищевой промышленности. Занятость в этой отрасли является довольно значительной: в 1992 г. в сельском хозяйстве было занято 23,8% всех занятых в экономике региона, а в 1997 г. - 23,5%. В связи с сокращением численности работников в сельскохозяйственных предприятиях занятость в личном подсобном хозяйстве повысилась с 14,4% в 1992 г. до 17,4% в 1997 г. от общего числа работающих в сельском хозяйстве.
На 1998 - 2000 гг. прогнозируется стабилизация объемов производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому приостановится процесс сокращения экономических (и физических) РМ и стабилизируется в 1998 - 2000 гг. на уровне 460,2 - 462,8 тыс. ед., а потенциал расширения занятости составит 2 - 2,8 тыс. человек в год.
Существовавшая ранее общегосударственная вертикаль в строительной отрасли основывалась на специализации по видам строительства и не позволяла иметь регионам т.н. единый строительный комплекс. Каждое министерство, ведомство на одной и той же территории решало свои узковедомственные интересы, мало учитывая общие задачи региона. В результате было создано множество параллельных предприятий, монопольно действующих в своей отрасли и дублирующих друг друга на территории края. Причем создавались предприятия строительства по т.н. затратному принципу (чем больше мощность - тем приоритетнее), экономическая целесообразность в масштабе территории игнорировалась.
Первый шаг экономической реформы в строительстве: ликвидация министерств, снабов, главков, объединений и трестов, - привела к развалу долго существующего стройкомплекса края. Причем это было сделано радикально, в одночасье. Вместе с ликвидацией т.н. управленческой и снабженческой вертикали были и ликвидированы схемы научно-технического и кадрового обеспечения, которые работали весьма эффективно. Уровень используемых строительных мощностей резко снизился и составил соответственно:
в 1992 г. - 44%,
в 1995 г. - 54%,
в 1997 г. - 37%.
Анализ и прогнозирование состояния экономики края показывает, что и к 2000 году не произойдет существенных изменений в уровнях использования существующих строительных мощностей края, в т.ч.
в 1998 г. - 36%
в 1999 г. - 36,6%
в 2000 г. - 38,0%
Число экономических рабочих мест в строительстве края к 2000 году уменьшится в сравнении с 1992 г. почти на 25% соответственно: 198,0 тыс. чел. -> 152,4 тыс. человек.
Число физических рабочих мест также уменьшится соответственно с 165 тыс. единиц до 127,0 тыс. единиц.
Продолжающаяся стагнация экономики региона, отсутствие сегодня и в перспективе сколько-нибудь значимых инвестиционных проектов на период до 2000 года позволяет сделать вывод:
- неполная занятость составит:
а) в 1998 г. - 23,5 тыс. чел.
б) в 1999 г. - 22,1 тыс. чел.
в) в 2000 г. - 20,9 тыс. чел.
- потенциал расширения занятости и число вакантных рабочих мест составлял:
а) в 1992 г. - 1,9 тыс. чел.
б) в 1997 г. - 0,6 тыс. чел.
г) в 1999 г. - 0,5 тыс. чел.
д) в 2000 г. - 0,5 тыс. чел.
На транспорте и в связи численность занятых сократилась в 1997 г. на 26 тыс. чел. (или 15%) по сравнению с 1992 годом, причем, если на транспорте численность занятых сократилась более значительно, то количество занятых в области связи возросло. Количество физических рабочих мест увеличилось, что говорит о значительном числе вакансий (табл. 1.15). На 1998 - 2000 гг. прогнозируется небольшой рост количества экономических рабочих мест (на 2 тыс.), увеличение коэффициента сменности с 1,2 до 1,3 и небольшое сокращение числа физических рабочих мест (на 9,1 тыс. ед.).
В связи с ростом населения, его миграцией трудовые ресурсы края возросли значительно: с 2636,3 тыс. в 1992 г. до 2749,2 тыс. человек - в 1997 г., т.е. на 112,9 тыс. чел., или на 4,3%, в основном за счет трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (таблица 2). Однако занятость в экономике края за этот период снизилась. Поэтому стала возрастать численность безработных: если в 1992 г. их было 57,7 тыс. человек, в т.ч. имеющих статус безработных - 10,2 тыс. чел., то в 1997 г. соответственно 215,2 и 56,9 тыс. чел., т.е. в 3,7 и 5,6 раза больше. Уровень безработицы за указанный период повысился в целом с 2,7% до 9,8%, а регистрируемой - с 0,4 до 2,6%.
На 1998 - 2000 гг. ожидается замедление темпов прироста трудовых ресурсов (в основном за счет естественного прироста населения), численность занятых стабилизируется на уровне 1984 г. - 1992 тыс. чел. Прирост безработных замедлится, уровень безработицы составит в целом 10,2 - 10,7%, а регистрируемой 2,9 - 3,1%.
Региональный баланс потребности в рабочих местах, составленный на 1998 - 2000 гг. (таблицы 3.1 - 3.4), показывает, что в целом по экономике края, в том числе по отраслям и сферам занятости, коэффициент удовлетворения спроса на рабочие места составляет 0,95, т.е. нагрузка неработающих граждан на одну заявленную вакансию составит в ближайшие годы 1,05 человека. Полностью будет удовлетворяться спрос на рабочие места по таким категориям населения, как пенсионеры, уволенные с военной службы, инвалиды, беженцы и переселенцы, лица со вторичной занятостью.
В промышленности показатель удовлетворения спроса на рабочие места без учета категорий населения во всех отраслях является величиной неизменной (0,95), что отражает стабилизацию уровня занятости населения в ближайшие три года.
Сопоставляя аналогичным образом данные таблиц 3.1 - 3.5 по категориям населения "женщины", можно сделать вывод о постоянстве показателя Kус: 0,98 - в целом по всем отраслям хозяйства, рабочим и служащим, в государственном и негосударственном секторах; 0,97 - в отдельных секторах хозяйства.
Аналогичный вывод можно сделать по категориям С3 и С5 (молодежь 16 - 29 лет; высвобожденные работники; имеющие перерыв в работе более 1 года): в целом по всему хозяйству 0,99 за весь анализируемый период, причем по рабочим этот показатель в 1999 и 2000 гг. достигнет 1,0. В отдельных отраслях по категории "Молодежь 16 - 29 лет" коэффициент Kус составит в 2000 году - 0,98.
По категории С6 (пенсионеры и лица предпенсионного возраста) в целом по хозяйству региона для рабочих и служащих в государственном, негосударственном секторах коэффициент Kус = 1,0, в отдельных отраслях - 0,99 за весь анализируемый период.
С 1998 года улучшится ситуация по категории С7 (подростки в возрасте 14 - 17 лет), причем в 2000 году по рабочим предложение рабочих мест превзойдет их спрос. В отдельных отраслях этот показатель составит от 0,99 до 1,0.
В анализируемом периоде по категории С8 (граждане, уволенные с военной службы) по хозяйству региона, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве, предложение рабочих мест будет соответствовать их спросу. В отдельных отраслях показатель Kк = 0,99.
По категориям С9 "инвалиды", С10 - "лица, освобожденные из мест лишения свободы" и С11 - "беженцы и вынужденные переселенцы" в анализируемом периоде предложение рабочих мест будет соответствовать их спросу, причем по категориям С9 и С10 уже в текущем 1998 году предложение превысит спрос, а по рабочим это должно произойти в 2000 году.
По категории С12 "вторичная занятость" характерно снижение показателя Kус от 1,0 в 1998 - 1999 г. до 0,99 в 2000 году.
Прогноз потребности в дополнительном вводе рабочих мест, составленный на 1998 - 2000 гг., показывает, что суммарная потребность населения края в РМ значительно превышает суммарный спрос экономики на рабочую силу. Суммарный дисбаланс рабочих мест будет даже нарастать: с 213,8 тыс. ед. в 1998 г. до 229,3 тыс. ед. в 2000 г. При предельно допустимом уровне безработицы для условий края в размере 0,04 необходимость дополнительного ввода РМ составляет от 125,9 тыс. ед. в 1998 г. до 140,56 тыс. ед. в 2000 г.
Анализ выбытия экономических рабочих мест в экономике региона показывает, что подавляющая их часть выбывает из-за сокращения объемов производства. Так, в 1997 г. из 44,7 тыс. выбывших экономических РМ 40,4 тыс. выбыло по этой причине, т.е. 90,4%. На 1998 - 2000 гг. прогнозируется сохранение выбытия экономических РМ - до 8,1 тыс. в 2000 г., причем из их числа основная часть будет выбывать уже за счет повышения эффективности производства.
Ввод новых рабочих мест станет превышать, начиная с 1999 г. За 1998 - 2000 гг. будет введено 39 тыс. новых рабочих мест, из них 23,6 тыс. - за счет инвестиций (60,5%) и 14,9 тыс. за счет расширения производства (38,2%). Число рабочих мест, требующих финансовой поддержки, будет составлять в 1998 - 2000 гг. 215,5 - 237,5 тыс. ед. ежегодно.
В промышленности выбытие рабочих мест будет превышать их ввод в 1997 - 1998 гг., а с 1999 г. ввод рабочих мест будет превышать их выбытие (на 5,0 тыс. в 2000 г). Основная причина выбытия рабочих мест в 1998 году - продолжающееся сокращение объема производства. Ввод новых рабочих мест с 1999 г. будет возможен за счет инвестиций и расширения производства. Значительное количество рабочих мест в промышленности нуждается в поддержке (в 1999 г. - 27,3 тыс., а в 2000 г. - 10,5 тыс. рабочих мест).
Наметившееся в крае развитие малых наукоемких предприятий позволит последовательно наращивать количество рабочих мест.
Необходимые затраты на создание новых рабочих мест в соответствии с данными табл. 5 в целом по промышленности в 1999 - 2000 г. составят 831 млн. рублей (в ценах 1998 г.), в том числе по электроэнергетике - 699 млн. руб.; в машиностроении - 132 млн. руб. При этом в машиностроении будет создано 800 рабочих мест против 300 рабочих мест в электроэнергетике.
Из приведенных данных видно, что приоритетным направлением создания новых рабочих мест по экономическому критерию является отрасль машиностроения и металлообработки.
В качестве социального критерия принята максимизация уровня удовлетворения спроса населения на рабочие места. По этому критерию целесообразно вложение инвестиций в создание новых рабочих мест также в машиностроительной отрасли.
По третьему критерию - сохранение трудового и интеллектуального потенциала на уникальных и стратегически важных объектах, имеющих перспективы развития, - целесообразно создавать новые рабочие места на предприятиях машиностроения преимущественно в наукоемких производствах.
В пищевой промышленности с 1999 года предполагается ввод новых рабочих мест в количестве 0,1 тыс. ед. в 1999 г. и 0,3 тыс. ед. в 2000 г. Однако в основном число экономических рабочих мест будет увеличиваться за счет расширения производства и постепенного роста коэффициента сменности работы оборудования. Для создания же новых физических рабочих мест потребуются инвестиции в размере 25 млн. руб в 1999 г. и 75 млн. руб. в 2000 г. (в ценах 1998 г.).
Среди причин сокращения числа рабочих мест в промышленности стройматериалов следует выделить:
1. Невоспользованность продукцией строителями края (из-за спада объемов строительства у последних);
2. Низкая конкурентоспособность продукции предприятий стройиндустрии. Созданные ранее крупные мощности с большой фондовооруженностью, по существу, не являются рыночными предприятиями: изначально закладывалась высокая цена продукции и низкая рентабельность предприятия; на предприятиях действовал т.н. затратный механизм в ценообразовании (фактические затраты просто включались в калькуляцию); принцип "чем дороже - тем выгоднее", действующий у строителей, базировался и на продукции предприятий стройиндустрии. Созданные мощности по выпуску ж/б элементов для объемного и панельного домостроения изначально были престижными для края в чисто конкурентном плане; никто экономику их по-настоящему не считал (в сравнении с мелкоштучным жилищным строительством). Для их работы нужен крупный централизованный заказ, которого нет и не будет. Низки и потребительские свойства жилья, построенного из этих элементов. Сегодня эти мощности потихоньку отмирают.
Политика увеличения сборности в строительстве, причем сплошной, привела к созданию организации производства всевозможных сборных элементов в заводских условиях. В промышленных условиях начали выпускать все элементы (или почти все) зданий и сооружений. Это решало вопросы занятости, но экономическая целесообразность такого метода строительства была низкой. Раздутые штаты заводов, громадная механо- и энерговооруженность сделала такие предприятия нерыночными. Стоимость основных фондов любого из построенных за последние 20 - 30 лет заводов стройиндустрии в нынешних условиях является обременительной, и они, по существу, нежизненны. Шаги руководителей этих предприятий по компенсации потерь за счет необъективной, явно завышенной цены готовой продукции приводят к спаду и, в конечном итоге, ликвидации покупательской способности на рынке.
Прекращение промышленного строительства, прекращение строительства крупных производственных объектов для сельского хозяйства привело к остановке заводов, выпускающих соответствующие изделия.
Структурная перестройка заводов, их перепрофилирование с целью выпуска любой продукции, имеющей спрос на рынке, не производится (если и производится, то очень медленно). Менталитет кадров предприятий стройиндустрии остается прежним: сохраняется громоздкий штат управления (заводоуправления, службы, цеха, участки и т.д.). Все ждут от строителей крупных заказов, что нереально. И, как следствие, рост незанятости. Особенно рельефно это проявилось в Гулькевичском районе, где в свое время были настроены ряд предприятий промышленности стройматериалов, продукция которых оказалась невоспользованной.
Предложения по повышению занятости на предприятиях стройиндустрии:
1. Структурная перестройка в управлении; создание малых предприятий (малый бизнес, частная инициатива).
2. Расширение ассортимента и организация выпуска новых изделий и товаров (любого профиля), пользующихся спросом рынка.
3. Использование ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.
4. Внедрение менеджмента и маркетинга.
5. Использование больших производственных площадей для организации производства любых товаров и сырья, пользующихся спросом на рынке; улучшение использования существующих рабочих мест.
6. Поиск заказов путем создания единого инвестиционного цикла: завод - стройка - инвестор (любой и для любой отрасли). Включение в инвестиционные программы затрат на организацию новых рабочих мест из расчета: 286 тыс. рублей 1 место; до 2000 года всего затрат 86 тыс. руб. <?>
7. Регулирование продолжительности и режима рабочего времени; предоставление незагруженных рабочих мест в аренду, предоставление незагруженных работников "напрокат" другим предприятиям, сокращение рабочего дня и т.д.
8. Заключение индивидуальных трудовых договоров с каждым работником.
9. Профессиональная подготовка и переподготовка работников, получение 2-х, 3-х профессий.
10. Изменение процесса ценообразования на предприятиях промышленности стройматериалов. Решение вопроса стоимости энергоресурсов.
В сельском хозяйстве выбытие рабочих мест будет превышать их ввод в 1997 - 1998 гг., а также начиная с 1999 г. - ввод рабочих мест станет превышать их выбытие (на 2,2 тыс. ед. в 2000 г). Основной причиной выбытия рабочих мест в 1998 г. будет износ основных фондов, так как свыше 70% тракторов выработали нормативный срок службы. Ввод новых рабочих мест с 1999 г. будет возможен как за счет инвестиций, так и расширения производства. Значительное количество рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях нуждается в поддержке (162 - 164,2 тыс. в 1999 - 2000 гг.).
Восстановление и развитие в крае животноводства, овощеводства, садоводства и виноградарства (т.е. трудоемких отраслей) позволит существенно снизить напряженность на рынке труда, существенно увеличить производство сельскохозяйственной продукции и загрузить мощности предприятий пищевой промышленности.
Для ввода новых рыночных мест за счет инвестиций в сельском хозяйстве требуется инвестиций на 1999 г. - 59 млн. рублей, на 2000 г. - 501,5 млн. руб. (в новых рублях).
Строительная отрасль всегда была сферой трудовой деятельности, где наблюдалась интенсивная текучесть кадров. Ощущался дефицит рабочей силы и, в первую очередь, высококвалифицированных рабочих. В то же время имелся достаточно широкий выбор инженерно-технических работников, но условия работы в строительстве не всегда позволяли привлечь специалистов высокого уровня. Большая часть их уходила в проектные организации и в науку. Экономическая реформа не только уравняла уровень занятости кадров в строительной отрасли, но и выбросила на невостребованный рынок труда кадры инженерно-технических работников. ИТР превратились в социально уязвимую категорию, отличающуюся ограниченной возможностью использования трудового потенциала, что в большей или меньшей степени снижает гарантии их занятости и уровень доходов.
До экономической реформы основными категориями деятельности строительства в регионе были:
- промышленное (производственное) строительство, нацеленное на создание производственных мощностей, производств и предприятий, призванных к созданию и воссозданию товаров и сырья, необходимых для деятельности, в первую очередь, аналогичных предприятий другого направления и, уже во вторую очередь, для потребления гражданами (заводы, фабрики, предприятия-переработчики, сельскохозяйственные объекты, отрасли добывающей промышленности и т.д.;
- строительство, призванное для удовлетворения социальных потребностей граждан (жилье, больницы, школы, объекты коммунального назначения и т.д.), которое было почти всегда на втором плане и велось по т.н. остаточному принципу.
Финансирование указанных строек производилось централизованно, и работники строительного комплекса, по существу, не занимались инвестиционным процессом. Кроме того, в отрасли был запущен и успешно функционировал т.н. затратный принцип - чем дороже стройка, тем выгоднее строителям. На этой основе работали все строители. И, как следствие, создавались производственные и другие объекты с весьма высокой стоимостью основных фондов, что сегодня, для рыночных отношений, неприемлемо. Да и сама структура строительных организаций оказалась просто недееспособной: громадный управленческий персонал, большая энерго- и механовооруженность строителей и т.д. Ликвидация в процессе экономической реформы централизованных источников финансирования на создание основных фондов всех отраслей и направлений, неумение, а зачастую и нежелание строителей заниматься инвестиционными процессами, ожидание от административных органов всех уровней каких-то инвестиций (или заказов), сохранение любыми путями действия затратного механизма в строительном процессе (в т.ч. и для мнимого сохранения отрасли) привело к существенному спаду в работе и к большим трудностям на рынке труда (см. табл. 1). Процесс адаптации строительства к требованиям рынка идет очень медленно, очень плохо решаются проблемы с поисками внебюджетных источников финансирования. Инвестиционные процессы, особенно на возвратной основе, развиваются очень медленно. Несмотря на некоторые подвижки, развитие малого предпринимательства - основного структурного подразделения в рынке - идет слабо. Однако даже в этих условиях малые предприятия заняли значительный удельный вес как по валовому объему работ, так и на рынке труда в отрасли. В регионе до сих пор нет четкой инвестиционной системы, затрагивающей весь экономический потенциал края. Никто не будет вкладывать капитал непосредственно в строительную отрасль ради ее функционирования - инвестиции будут вкладываться в сферы товарного производства, продукция которого будет иметь спрос на рынке, в туристический бизнес, в социально-бытовую сферу и т.д. В составе этих инвестиций должны быть и средства, предусмотренные на нормальное функционирование строительной отрасли, учитывая, что затраты на создание только одного нового рабочего места составляют 108 тыс. рублей (в ценах 1998 г.). Всего сумма составит 313 млн. рублей.
Предложения по повышению занятости в строительстве:
1. Самый доступный и самый знакомый способ - это централизация инвестиционных процессов, получение гарантированного полноправного заказа, запуск под этот заказ всех строительных мощностей и, как следствие, восстановление занятости и т.д. - это возврат к прежней экономической схеме, к прежней административной вертикали. Это нереально!
2. Развитие уже начавшихся рыночных процессов в экономике региона, локомотивом которых может стать строительный комплекс. Только в этом случае возможны:
- стабилизация в экономике региона как в целом, так, в первую очередь, в строительстве;
- подъем экономики в целом и строительного комплекса в частности. Отсюда - решение проблемы занятости.
Основные направления деятельности строителей по решению проблем занятости и повышению эффективности:
"А" Внутриотраслевые:
- повышение рентабельности, увеличение конкурентоспособности на рынке (в сравнении с инофирмами);
- внедрение энергосберегающих технологий, разработка и внедрение высокоэффективных технологий, материалов, проектов и конструкций;
- изменение менталитета строителей (образа мышления), учеба и внедрение маркетинга и менеджмента. Внедрение конкурентной среды в самой отрасли;
- реструктуризация отрасли с целью резкого повышения экономической и технологической эффективности;
- резкое повышение инвестиционной деятельности самих строителей. Причем эта деятельность должна быть распространена на все отрасли экономики края, которые способны давать конкурентоспособный товар на рынок (переработка, социальная сфера, туристический бизнес, морские порты и т.д.);
- обеспечение эффективного использования рабочих мест, их модернизация, регулирование продолжительности и режима использования рабочего времени строителей. Регулирование, на добровольной основе, занятости за счет сокращения рабочего времени в течение дня, недели, месяца, года.
"Б" Межотраслевые:
- ведущие участие представителей стройотрасли во всех инвестиционных проектах края, поиск этих проектов, поиск инвесторов. Для строителей инвестиции - это жизнь, это существование. Поиск новых инвестиционных процессов;
- ценообразование и, в первую очередь, энергоресурсов.
На транспорте и в связи на прогнозируемый период будет продолжаться сокращение числа экономических рабочих мест в основном за счет падения объемов производства (на 3,4 тыс. ед., 1,5 тыс. ед. и 0,5 тыс. ед. соответственно в 1998, 1999 и 2000 гг.). За счет закрытия убыточных предприятий количество экономических рабочих мест сократиться на 0,5 тыс. ед. в 1999 и 2000 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.