Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 24 мая 2000 г. N 550-П
Вносится Законодательным
Собранием Краснодарского края
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской Федерации"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Президент
Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов
на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" подготовлен на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 "О мерах по либерализации цен" (с изменениями от 28 февраля 1995 года) решено "осуществить со 2 января 1992 года переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги".
О запросе в Конституционный Суд РФ о проверке соответствия Конституции РФ некоторых указов Президента РФ, в т.ч. Указа от 3 декабря 1991 г. N 297, см. постановление ЗСК от 8 апреля 1999 г. N 100-П
На основании этого указа была развернута работа по выравниванию (повышению) цен на энергоносители до уровня мировых. Три научно-практические конференции ученых и производственников, проведенные в Краснодарском крае в 1997 - 1998 годах, посвященные прогнозированию конкурентоспособности нашей продукции в различных отраслях народного хозяйства, обнаружили, что заниматься производством любого товара при нынешнем экономическом механизме нецелесообразно, потому что производство продукции убыточно (продукция неконкурентоспособна), в лучшем случае - на грани убыточности.
В систематическом повышении цен на энергоносители и кроется главная причина развала экономики.
В структуре себестоимости каждого вида уже около 60 процентов затрат - прямых (т.е. непосредственных) и опосредованных (т.е. заключенных в прошлом овеществленном труде - добыче руды, выплавке чугуна, стали, изготовлении машин, механизмов для технологических целей и т.д.) - приходится на долю энергоносителей.
Доля затрат на энергоносители в структуре
себестоимости сельскохозяйственной продукции, %
(в динамике, начиная с 1991 года)
-----------------------------------------------------------
| 1991 год| 1995 год| 1997 год
----------------------------+---------+---------+----------
Оплата труда и материальные| 80 | 49 | 40
затраты | | |
----------------------------+---------+---------+----------
Прямые и опосредованные за-| 20 | 51 | 60
траты на энергоносители | | |
-----------------------------------------------------------
Государство сохранило за собой право регулирования цен на газ и электроэнергию, отпустив цены на другие энергоносители в саморегулирование на рыночной основе. Однако каждый раз, когда государство повышало цены на газ и электроэнергию, немедленно и закономерно поднимались цены на уголь, нефть и другие виды топлива, регулируемые рынком.
За период с начала реформ (1991 - 1998 годы) в России:
цена реализации на газ повышалась 38 раз и возросла в 5953 раза;
тарифы на электроэнергию повышались 25 раз и возросли в 20000 раз;
цены на нефтепродукты за этот период возросли:
- на дизтопливо - в 36549 раз;
- на бензин Аи-93 - в 40600 раз;
- на бензин А-76 - в 47541 раз.
Соотношение индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители (горюче-смазочные материалы) показано в следующей таблице:
Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию
и энергоносители (ГСМ)
-----------------------------------------------------------
|1991 г.|1993 г.|1995 г.|1997 г.
--------------------------+-------+-------+-------+--------
Индекс цен на сельхозпро-| 1 | 99 | 852 | 1433
дукцию | | | |
--------------------------+-------+-------+-------+--------
Индекс цен на энергоноси-| 1 | 525 | 5885 | 9894
тели | | | |
-----------------------------------------------------------
В результате этого прямые затраты на энергоносители в себестоимости железнодорожного тонно-километра составляют 11 процентов, опосредованные - более 40 процентов, что сделало экономически невыгодным транспортировать сырье, комплектующие, готовые изделия с востока на запад и с севера на юг.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", вносимый Законодательным Собранием Краснодарского края, направлен на стабилизацию, а в дальнейшем на оживление и развитие экономики Российской Федерации.
Законодательное Собрание Краснодарского края считает, что цены и тарифы на энергоносители не могут устанавливаться компаниями, осуществляющими выработку и поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и реализацию нефти и газа, ввиду того, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения недрами и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из того, что недра являются достоянием всего населения страны, а не компаний, осуществляющих выработку и поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и реализацию нефти и газа, проект данного федерального закона предполагает регулирование цен и тарифов на внутреннем рынке со стороны государства и контроль за соблюдением дисциплины цен как со стороны государства, так и со стороны органов, уполномоченных на это субъектами Российской Федерации.
Предусматривается, что на территории Российской Федерации нормативная рентабельность компаний, осуществляющих выработку и поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и реализацию газа, не должна превышать 25 процентов. Прибыль, полученную сверх 25-процентного уровня нормативной рентабельности, государственные и акционерные компании обязаны перечислять; в федеральный бюджет - 30 процентов, 30 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых вырабатываются, добываются, перерабатываются, реализуются энергоносители или по территории которых по трубопроводам транспортируются нефть и газ. Остающаяся прибыль направляется государственным и акционерным компаниям на развитие собственного производства.
При экспорте электроэнергии, нефти и газа 75 процентов разницы между ценами на энергоносители на внутреннем рынке и контрактными ценами на внешнем рынке изымается в федеральный бюджет.
Проектом федерального закона устанавливается, что контракты на поставки энергоносителей от имени Правительства Российской Федерации будет заключать Министерство торговли Российской Федерации.
Проект федерального закона предусматривает также, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации не только должна представлять Правительству Российской Федерации на утверждение проекты цен и тарифов, но и координировать работу региональных энергетических комиссий.
Дополнительных средств на реализацию Федерального закона не потребуется, а, наоборот, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации получат дополнительные средства за счет изъятия сверхприбылей компаний, осуществляющих выработку и поставку электроэнергии, добычу, переработку, транспортировку и реализацию нефти и газа.
Введение в действие данного Федерального закона позволит за счет полученных в указанные бюджеты дополнительных средств остановить рост цен и тарифов на электроэнергию, газ и продукты его переработки.
Первый заместитель председателя
Законодательного Собрания
Краснодарского края |
Н.И. Осадчий |
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2000 г. N 550-П "О проекте федерального закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.