Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению малого Совета
Краснодарского краевого Совета
от 8 сентября 1993 г. N 318
См. также Временный порядок купли-продажи земельных участков для целей, предусмотренных земельным законодательством, утвержденный решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 27 января 1993 г. N 24
См. комментарий к пункту 2 решения малого Совета
Положение о порядке изъятия (выкупа)
и предоставления земельных участков во владение,
пользование, а также передачи их в собственность и аренду
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе ст. 12 Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, Земельного кодекса РСФСР, Водного кодекса РСФСР, законов Российской Федерации "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "О плате за землю", "Об охране окружающей природной среды", "О недрах", "Об основах градостроительства в Российской Федерации", "Основ лесного законодательства Российской Федерации", а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, решений краевого Совета народных депутатов и постановлений администрации края, распространяется на все земли независимо от того, в чьей собственности, владении, пользовании или аренде они находятся, с целью установления единого порядка изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков на территории края.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" Закон РСФСР "О земельной реформе" признан утратившим силу
1.2. Положение регламентирует изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков, а также распоряжение земельными участками, которые могут находиться в собственности края. Кроме того, устанавливает условия предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности края или предназначенных для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителями городов (кроме городов районного подчинения).
Настоящее Положение о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков может использоваться районными и городскими Советами народных депутатов как документ прямого действия, так и быть основой для разработки положений в конкретных условиях района, города.
1.3. В целях осуществления государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за использованием и охраной земель материалы по изъятию (выкупу) и предоставлению земельных участков формируются в землеустроительные дела (проекты), которые в соответствии со ст. 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, другими нормативными актами готовятся комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов.
См. Положение о комитете по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края и его органах в районах и городах, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 ноября 1993 г. N 415
Для подготовки землеустроительных дел (проектов) могут привлекаться на договорной основе институт "КубаньНИИгипрозем", землеустроительные предприятия, хозрасчетные группы при комитетах районов, городов.
Землеустроительные дела (проекты) формируются только после разработки и утверждения в установленном порядке технико-экономического или градостроительного обоснования размещения объекта на весь земельный участок под объект независимо от количества землепользователей и собственников земли, у которых изымаются участки.
1.4. Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для несельскохозяйственных нужд производится в две стадии:
- предварительного согласования места размещения объекта строительства с обоснованием примерных размеров земельного участка, а также сроков пользования землей;
- изъятия (выкупа) и предоставления земельного участка после утверждения проекта строительства объекта.
Без предварительного согласования места размещения объекта производится предоставление земель для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сельских населенных пунктах, если местоположение этих объектов соответствует их генеральным планам и проектам планировки и застройки, для недропользования действующими предприятиями, а также при предоставлении (передаче) земель гражданам.
1.5. Предварительному согласованию места размещения объекта или его расширения предшествует экономическая и экологическая экспертиза, осуществляемая межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории края. Обязательному рассмотрению на межведомственной комиссии края подлежат все объекты строительства, связанные с использованием природных и других ресурсов: земли, воды, электроэнергии и так далее, включая производственные объекты и жилищное строительство, возводимые юридическими и физическими лицами, прибывшими в край из других регионов.
1.6. Предварительное согласование места размещения объекта для его расширения производится в сроки:
- для объектов, не связанных с производством и с переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования с краевыми ведомствами, - до трех месяцев. При этом каждое ведомство обязано провести согласование не позже, чем в двухнедельный срок;
- для объектов местного значения - до одного месяца.
1.7. Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков осуществляется главами сельской, поселковой, районной, городской, краевой администраций в соответствии с их компетенцией, установленной законом.
1.8. Глава администрации края по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими и районными администрациями предоставляет земельные участки для строительства объектов, имеющих федеральное и межрегиональное значение, для строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий краевого значения, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также предоставляет земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителями городов краевого подчинения из специального фонда земель, образуемого в соответствии со статьей 89 Земельного кодекса и частично передаваемого в его ведение районными администрациями по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими администрациями.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется в исключительных случаях в порядке, установленном "Основами лесного законодательства" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. N 4613-I утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
В Краснодарском крае условия и порядок перевода лесных земель в нелесные установлен Законом Краснодарского края от 30 июня 1997 г. N 92-КЗ "О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае"
Землеустроительные дела (проекты) на объекты, предоставление земель под которые относится к компетенции администрации края или предусматривается из земель, находящихся в собственности края, готовятся администрациями районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов с участием комитетов по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов края только по поручению администрации края.
2. Порядок изъятия и предоставления земельных участков
для несельскохозяйственных нужд
2.1. Выбор земельных участков для размещения объектов.
2.1.1. Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заинтересованные в строительстве (создании) объекта, обращаются в администрацию, в ведении которой находится испрашиваемый земельный участок, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей, санитарно-защитные зоны, в которых ограничивается использование земель и характер ограничений.
При разработке полезных ископаемых к ходатайству прилагается заключение органа управления государственным фондом недр - комитета по геологии и использованию недр "Кубаньгеолкома".
Рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения федеральных потребностей или имеющих межрегиональное значение, осуществляется при наличии согласия Правительства РФ, а на строительство или расширение предприятий, предназначенных для обеспечения краевых потребностей и не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства - согласия краевой администрации.
Поручение краевой администрации по этим объектам направляется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству края для рассмотрения в органы сельской, поселковой, городской, районной администрации по месту расположения участка.
2.1.2. Органы сельской, поселковой, городской, районной и краевой администрации с участием соответствующего комитета по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивают выбор земельного участка в натуре (на местности) в сроки, установленные в п. 1.6 настоящего Положения.
При выборе участка в натуре обязательное участие принимают, кроме того, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земли, юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земель, а также представители соответствующих государственных служб (охраны природы, санэпиднадзора, архитектуры, "Кубаньгеолкома", Кубанского бассейнового водохозяйственного объединения, специально уполномоченного комитета по охране, реставрации и эксплуатации памятников и других).
Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка в натуре для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны.
К акту прилагаются расчеты убытков, включая упущенную выгоду, собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земель, акт технического обследования лесных площадей (при изъятии лесов) и планово-картографический материал, возможно более крупного масштаба, с нанесенным положением объекта строительства и отражающий состояние фактического использования земель.
При размещении объекта анализируется несколько вариантов и рекомендуется оптимальный вариант, предусматривающий минимальное изъятие ценных сельскохозяйственных угодий, а также земель, занятых водоохранными, санитарно-защитными зонами, лесами.
По каждому варианту на планово-картографический материал наносятся границы выбранных земельных участков, определяются общие их площади и устанавливается состав по видам угодий.
Планы подписываются председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству района, города, уполномоченным на то представителем органа по охране окружающей среды и природных ресурсов и представителем собственника, владельца, пользователя или арендатора земли, а также:
- при отводе земельного участка из земель населенных пунктов - представителем органов архитектуры района, города;
- при отводе земельного участка из земель лесного фонда - представителем лесохозяйственной организации;
- при отводе участка из земель водного фонда - представителем Кубанского бассейнового водохозяйственного объединения.
2.1.3. Глава соответствующей администрации информирует население о возможном предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интерес и выясняет мнение населения по данному вопросу через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
2.1.4. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются распоряжением главы администрации, имеющего право изъятия и предоставления земельных участков.
2.1.5. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательских работ. Копия распоряжения выдается заинтересованным в этом лицам в 7-дневный срок с момента его принятия и действительна в течение одного года.
2.1.6. Материал по выбору земельного участка формируются в землеустроительное дело (проект), которое включает следующие документы:
- распоряжение главы соответствующей администрации о предварительном согласовании места размещения земельного участка и объектов строительства;
- акт выбора земельного участка для размещения объекта, а в случае размещения объекта на землях лесного фонда - акт технического обследования лесов и выкопировку из материалов лесоустройства, а также заключение краевого управления лесами;
- ходатайство юридических лиц и граждан о предварительном согласовании места размещения объекта с предварительным расчетом площади испрашиваемого участка, сроков их использования и разрешение соответствующей администрации о проведении работ по выбору участка;
- площадь земельного участка, состав предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровая оценка, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, выносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
- условия и сроки восстановления нарушенного производства;
- условия и сроки снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;
- условия и сроки рекультивации земель;
- расчет размеров убытков, включая упущенную выгоду, размеров потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства, размеров земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемый размер земельного налога после их изъятия;
- условия и сроки изъятия, занятия и использования предоставляемых земель;
- заключения и согласования комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города), органов архитектуры района (города), санэпиднадзора, комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов (при необходимости, заключения экологической экспертизы), комитета по геологии и использованию недр, специально уполномоченного комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края и других органов, компетенция которых по этим вопросам установлена положениями об этих органах;
- согласие собственника, пользователя и арендатора земельного участка;
- необходимые планово-картографические материалы.
2.1.7. Для разработки проектно-сметной документации на строительство объекта застройщик заказывает в местных органах архитектуры и градостроительства строительный паспорт.
2.2. Порядок рассмотрения обращений предприятий, учреждений, организаций, находящихся за пределами края, о предоставлении земельных участков для жилищного строительства.
2.2.1. Предприятия, учреждения, организации, находящиеся за пределами края, заинтересованные в жилищном строительстве, обращаются в районную (городскую) администрацию по месту нахождения участка с соответствующим ходатайством, обосновав потребность в жилье и необходимость такого строительства в данной местности.
2.2.2. В случае отсутствия очередников на получение земельных участков среди местных жителей, районная (городская) администрация направляет поступившую заявку со своим ходатайством на согласование в межведомственную комиссию по размещению производительных сил на территории края.
2.2.3. К ходатайству прилагается информация об условиях предоставления земельного участка, список конкретных лиц, которым будут предоставлены участки, их место жительства, наличие льгот, состояние индивидуального жилищного строительства в данном населенном пункте, а также проект договора о предоставлении земельного участка с перечислением всех условий, прав и обязанностей сторон.
2.2.4. Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории края рассматривает ходатайство районной (городской) администрации и принимает соответствующее решение.
2.2.5. Положительное решение межведомственной комиссии является основанием для начала подготовки землеустроительного дела и принятия районной, городской, поселковой, сельской администрацией постановления о предоставлении земельного участка для жилищного строительства предприятиям, учреждениям, организациям, находящимся за пределами края.
2.3. Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков для строительства объектов.
2.3.1. После утверждения проекта строительства на участке, выбранном в соответствии с п. 2.1 настоящего Положения, юридические лица и граждане обращаются в администрацию с ходатайством об изъятии и предоставлении земельного участка. При уточнении в ходе проектирования места расположения объекта или необходимости увеличения площади участка до возбуждения ходатайства о его предоставлении проводятся дополнительные согласования с собственником, владельцем, пользователем и арендатором земли.
К ходатайству прилагаются:
- материалы предварительного согласования размещения объекта, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения и сформированные в землеустроительное дело (проект);
- копия генерального плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности строительства по годам и технико-экономические показатели;
- проект рекультивации земель (технического и биологического этапов) или проект снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы;
- в материалы о предоставлении земельных участков для строительства дорог и каналов дополнительно включаются:
а) продольные профили трасс дорог (каналов);
б) типовые и характерные поперечники полосы отвода, обосновывающие ее ширину;
в) график занятия земель (раздельно в постоянное и во временное пользование);
- письменное мнение (согласие, несогласие, условия) собственника земли, владельца, пользователя и арендатора.
2.3.2. Администрация сельского населенного пункта, поселка, района (города), с привлечением районного, городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, подготавливает необходимые материалы и принимает постановление об изъятии и предоставлении земельных участков для заявленных целей. В постановлении указывается, для каких целей отводятся земельные участки, их площадь, качественная характеристика почв, условия отвода земельных участков, размеры убытков, включая упущенную выгоду, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий или граждан, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства с учетом индексации цен на момент изъятия и предоставления земель.
2.3.3. При сносе индивидуальных жилых домов прилагается протокол согласования условий с собственником. Снос домов утверждается той администрацией, которая решает вопрос об отводе участка.
Стоимость затрат по сносу, а также размер убытков, включая упущенную выгоду, и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, уточняются в ходе проектно-изыскательских работ и включаются в сметно-финансовый расчет с учетом индексации цен на момент изъятия и предоставления земель.
2.3.4. Средства на возмещение потерь сельскохозяйственного производства зачисляются в бюджет соответствующего Совета народных депутатов в 3-месячный срок после отвода земельного участка в натуре.
2.3.5. При выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого участка.
2.3.6. Землеустроительное дело по изъятию и предоставлению, выкупу, продаже земельного участка для строительства объекта включает:
- ходатайство юридического лица или гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка под строительство объекта, в администрацию, в ведении которой находится испрашиваемый земельный участок;
- генплан размещения объектов строительства с экспликацией зданий и сооружений;
- проект рекультивации земель (технического и биологического этапов) или проект снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы;
- акт на возмещение потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного (при отводе лесных площадей) производства;
- акт на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием, а также ухудшением качества земель;
- заключения по проекту строительства органов экспертизы, архитектуры, санэпиднадзора;
- справку юридического лица или гражданина о включении в сметно-финансовый расчет строительства стоимости потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства и убытков, включая упущенную выгоду, собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков;
- протокол согласования условий владельцами при сносе индивидуальных жилых домов;
- в дело о предоставлении земельных участков для строительства дорог (каналов) дополнительно прилагаются:
а) продольные профили трасс дорог (каналов);
б) типовые и характерные поперечные полосы отвода, обосновывающие ее ширину;
в) графики занятия земель (раздельно в постоянное и во временное пользование);
- письменное мнение собственника земли, владельца, пользователя или арендатора земли;
- заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству;
- постановление администрации об отводе земельного участка в соответствии с п. 2.2.2 настоящего Положения.
Кроме того, прилагаются материалы предварительного согласования размещения объекта, а по специфическим объектам могут быть дополнительно затребованы материалы органов по управлению курортами и других уполномоченных органов.
2.3.7. При отказе администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка заинтересованные юридические лица или граждане могут обжаловать ее решение об отказе в 10-дневный срок в суде.
В таком же порядке может быть обжаловано постановление об изъятии (выкупе) земельного участка.
2.3.8. После принятия постановления администрации об отводе земельного участка районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по заявке юридических лиц и граждан производится установление на местности (в натуре) границ земельного участка и изготовление документа на право собственности или пользования земельным участком.
2.3.9. Новые собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы записываются в книгу по их регистрации района, города, сельского, поселкового Совета, а в записи по существующим собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам при необходимости вносятся соответствующие изменения.
3. Порядок предоставления земельных участков для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1. Члены колхозов, работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, кроме опытных хозяйств и предприятий, перечисленных в пп. 20, 21, 22, 23, 26 и 29 постановления Правительства Российской Федерации от 4.09.92 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", пожелавшие выйти из состава коллектива для организации крестьянского хозяйства или создания сельскохозяйственного предприятия, подают заявление во внутрихозяйственную комиссию по реорганизации колхоза (совхоза), в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предлагаемая (или закрепляемая) площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества.
3.2. Комиссия по реорганизации хозяйства определяет право работника на получение земельного участка в натуре, исходя из требований ст. 58 Земельного кодекса РСФСР и постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.92 г. N 969 "О внесении изменений в Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий".
3.3. Определившись с правом работника, являющегося членом данного сельскохозяйственного предприятия, на получение земельного участка в натуре, правление колхоза или дирекция совхоза выносят решение (приказ) о выходе работника из состава колхоза (совхоза) для организации крестьянского хозяйства с земельной долей. Комиссия по реорганизации выбирает в натуре (на местности) земельный участок с определением его границ в массивах, утвержденных общим собранием для предоставления крестьянским хозяйствам, организованным в первую очередь. При этом, если земельные массивы для наделения лиц, выходящих из состава коллективного хозяйства, были выбраны в натуре при разработке схемы перераспределения земель, которая согласована с органами архитектуры, санэпиднадзора района (города), комитетов по охране природы, по геологии и использованию недр, по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) края и других при необходимости, то привлечение к участию в работе комиссии по выбору массивов для размещения крестьянских хозяйств представителей этих служб не требуется. В противном случае их участие обязательно.
При определении площади земель конкретного крестьянского хозяйства следует исходить из принятых для данного региона оптимальных (предельных) его размеров и качества предоставляемых земель.
Результаты работы комиссии оформляются актом, к которому прилагается выкопировка из плана земель хозяйства с нанесением на ней выбранного участка. В акте указывается площадь участка, виды земельных угодий, их площади и качественная характеристика.
Акт направляется главе районной (городской) администрации вместе с выпиской из решения правления колхоза или приказом директора совхоза о выходе работника из состава коллектива для создания крестьянского хозяйства с земельным и имущественным паем.
3.4. В случае разногласий между правлением (дирекцией) колхоза (совхоза) и заявителем по месту расположения, размеру и качеству конкретного земельного участка окончательное решение принимает глава администрации района по предложению сельской администрации и комитета по земельным ресурсам и землеустройству. При этом учитываются предложения схемы перераспределения земель, которые внесены комиссией по реорганизации хозяйства и утверждены общим собранием работников данного сельскохозяйственного предприятия и администрацией района.
3.5. Граждане, являющиеся членами хозяйств, перечисленных в пунктах 20 - 23, 26 - 29 постановления Правительства Российской Федерации от 4.09.92 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других регионов на постоянное жительство, обращаются к главе администрации района с заявлением о предоставлении земельного участка за счет земель запаса, не покрытых лесом и кустарником земель, лесного фонда и специального фонда перераспределения.
В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, а при аренде - срок пользования, количество трудоспособных членов семьи, изъявивших желание работать в крестьянском (фермерском) хозяйстве на постоянной основе. К заявлению прикладывается копия документа об образовании и выписка из трудовой книжки.
3.6. Глава администрации района (города) поручает комитету по земельным ресурсам и землеустройству района (города) подготовить землеустроительное дело по отводу земель для заявленных целей.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству с привлечением в необходимых случаях проектных организаций по землеустройству, органов архитектуры, комитета по геологии и использованию недр, специально уполномоченного комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия), бассейнового водохозяйственного объединения:
- уточняет размер испрашиваемой площади с учетом специализации хозяйства и возможности обработки земли преимущественно силами членов семьи, изъявившими желание работать на постоянной основе в крестьянском хозяйстве;
- по согласованию с главой крестьянского хозяйства, сельской администрацией и соответствующими службами района (города), края определяет местоположение земельного участка крестьянского хозяйства;
- подготавливает землеустроительное дело по предоставлению земельного участка в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду и вносит его на утверждение главы администрации района, города.
3.7. При наличии нескольких претендентов на получение одного и того же конкретного участка проводится конкурс. Районная (городская) администрация создает конкурсную комиссию и утверждает условия конкурса. В этом случае предпочтение отдается лицам, постоянно проживающим в данной местности.
3.8. Администрация района (города) принимает постановление об изъятии и предоставлении гражданину земельного участка в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду и извещает его о принятом решении в семидневный срок.
3.9. При получении земельного участка с посевами (посадками) сельскохозяйственных культур, крестьянское хозяйство возмещает бывшему владельцу, пользователю, арендатору фактические затраты по уходу за посевами в денежном выражении. По взаимной договоренности этот расчет может осуществляться как натуральной продукцией, полученной с этих посевов, так и другими видами продукции. Предоставление земельного участка может быть осуществлено после уборки урожая.
3.10. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства допускается с разрешения Правительства Российской Федерации изъятие земель в лесах первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекрационного и историко-культурного назначения. По согласованию с органами лесного хозяйства крестьянским (фермерским) хозяйствам возможно предоставлять лесные земли с использованием их для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями лесного законодательства. Как правило, для этих целей должны отводиться земли, не покрытые лесом или занятые малоценными породами деревьев, кустарников. При подготовке документов в землеустроительном деле должно быть согласование в установленном порядке со всеми заинтересованными сторонами (экологическими, природоохранными, водохозяйственными службами, органами лесного хозяйства, здравоохранения, архитектуры, Министерством обороны, если касается земель его фонда, и другими), а также решение администрации района об отводе земельных участков для этих нужд и просьба администрации края о разрешении Правительством РФ изъятия данных земель в лесах первой группы.
3.11. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района (города) после истечения 10-дневного срока с момента принятия постановления соответствующим органом о предоставлении земель для ведения крестьянского хозяйства устанавливает в натуре его границы, оформляет свидетельство на право собственности, пожизненного наследуемого владения участком.
При передаче земель в аренду орган, уполномоченный администрацией, оформляет с главой крестьянского хозяйства договор по установленной форме.
3.12. Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. Распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.
3.13. Районная администрация регистрирует крестьянское хозяйство после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. При отсутствии государственного акта регистрация крестьянского хозяйства производится при наличии свидетельства о праве собственности (владении) на землю.
После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
3.14. Районная (городская) администрация ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельская (поселковая) администрация вносит его в похозяйственную книгу.
3.15. Районная администрация:
- производит с краевым управлением статистики присвоение идентификационного кода хозяйству;
- представляет в месячный срок копию регистрационного удостоверения, а также изменения, связанные с правами граждан на земельный участок в районный (городской) отдел статистики, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговую инспекцию, пенсионный фонд России.
3.16. Администрация района (города) вносит в трудовую книжку главы крестьянского хозяйства сведения о выполняемой работе.
Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства.
3.17. Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства.
При отсутствии таковых, земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство, достигшему 18-летнего возраста, имеющему опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию, либо прошедшему специальную подготовку.
При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе комиссией, утвержденной администрацией района. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.
3.18. Ходатайства о предоставлении земельных участков для организации крестьянских хозяйств рассматриваются в сроки:
а) при выходе лица из состава колхоза, другого сельскохозяйственного предприятия:
- в сельскохозяйственном предприятии - в течение месяца;
- в районной (городской) администрации - в течение месяца;
б) при организации крестьянского хозяйства гражданами, не являющимися членами колхоза или работниками других сельскохозяйственных предприятий, в районной (городской) администрации - в течение двух месяцев.
3.19. При отказе районной (городской) администрации в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства гражданин имеет право обжаловать ее постановление в суде.
3.20. Состав землеустроительного дела для граждан, не являющихся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
3.20.1. Заявление гражданина, пожелавшего вести крестьянское хозяйство.
В заявлении указывается:
- наименование районной (городской) администрации, в которую обращается гражданин;
- фамилия, имя, отчество гражданина - главы крестьянского хозяйства, место (адрес) его проживания, должность и место его последней работы, площадь испрашиваемого земельного участка (в том числе по видам угодий, если этими данными располагает гражданин) и его желательное местоположение (указывается наименование колхоза, совхоза, лесхоза, села или урочища);
- вид желаемого получения земли - в собственность или аренду (при аренде указывается срок использования);
- специализация и название образуемого крестьянского хозяйства;
- состав членов крестьянского хозяйства с указанием фамилии, имени и отчества каждого, отношения родства, возраста, стажа работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственного образования и специальности.
3.20.2. Протокол общего собрания граждан, пожелавших создать крестьянское (фермерское) хозяйство (при численности три и более человек) или письменное заявление о невозражении против того, чтобы другой был главой крестьянского хозяйства (при численности два человека).
3.20.3. Копия документа об образовании и выписка из трудовой книжки главы крестьянского хозяйства.
3.20.4. Представление главы администрации сельского (поселкового) Совета народных депутатов по вопросу выделения гражданину земельного участка.
3.20.5. Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
3.20.6. Протокол заседания земельной комиссии.
3.20.7. Выкопировка с плана землепользования с нанесением отводимого участка.
3.20.8. Постановление главы администрации о предоставлении (отказе) гражданину земельного участка для организации крестьянского хозяйства.
3.20.9. Свидетельство на право собственности (пользования) землей или арендный договор.
3.20.10. Копия регистрационного удостоверения.
3.21. Состав землеустроительного дела у граждан, являющихся членами колхоза, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
3.21.1. Протокол заседания правления колхоза (приказ руководителя предприятия) по рассмотрению заявления о выходе работника из состава членов сельхозпредприятия.
3.21.2. Акт выбора земельного участка, который подписывается членами комиссии по реорганизации предприятия и заявителем.
3.21.3. Выкопировка с плана землепользования с нанесением отводимого участка, экспликация земель.
3.21.4. Представление главы администрации сельского (поселкового) Совета народных депутатов по вопросу выделения гражданину земельного участка.
3.21.5. Заявление гражданина в районную (городскую) администрацию о выделении земельного участка для организации крестьянского хозяйства.
3.21.6. Протокол общего собрания граждан, пожелавших создать крестьянское (фермерское) хозяйство (при численности три и более человек). Письменное согласие на утверждение другого его члена главой крестьянского хозяйства (при численности 2 человека).
3.21.7. Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
3.21.8. Постановление главы администрации района (города) о предоставлении гражданину земельного участка для организации крестьянского хозяйства.
3.21.9. Свидетельство на право собственности (пользования) землей или арендный договор.
3.21.10. Копия регистрационного удостоверения.
4. Порядок предоставления земельных участков вновь организуемым
сельскохозяйственным предприятиям
4.1. Члены колхозов, государственных и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств и предприятий, реорганизуемых как целостные комплексы) подают заявления во внутрихозяйственную комиссию по реорганизации хозяйства о выходе из их состава с целью создания сельскохозяйственного предприятия.
4.2. Комиссия по реорганизации предприятия выбирает в натуре (на местности) с привлечением перечисленных служб в п. 3.3 настоящего Положения земельный участок на обрабатываемых или ранее использовавшихся ими земель с учетом норм предоставления земельных участков и создания равных условий хозяйствования.
Результаты работы комиссии оформляются актом, к которому прилагается выкопировка из плана земель хозяйства с нанесением на нее выбранного участка. В акте указывается площадь участка по видам земельных угодий, их качественная характеристика. Акт направляется главе администрации района (города).
4.3. В случае разногласия комиссии по реорганизации и членов создаваемого предприятия по месту расположения, размеру и качеству земельного участка окончательное решение принимает глава администрации района (города) с учетом представления сельской администрации и комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
4.4. Гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в случаях, когда для деятельности создаваемого предприятия требуется участок земли или другие природные ресурсы, необходимо получить разрешение на занятие хозяйственной деятельностью в соответствующей администрации, которое может быть выдано при наличии согласия на предоставление земли соответствующих государственных служб и собственников, владельцев, пользователей земли.
4.5. Для получения земельного участка необходимо подать ходатайство на имя главы администрации района (города). В заявлении указывается количество членов создаваемого предприятия, специализация, ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка и его местоположение, а при аренде и срок пользования. К ходатайству прилагается копия устава предприятия, зарегистрированного в органе власти.
4.6. Глава администрации района (города) поручает соответствующему комитету по земельным ресурсам и землеустройству подготовить землеустроительное дело по отводу земель для заявленных целей.
4.7. Администрация района (города) принимает постановление о предоставлении земельного участка, регистрирует создаваемое предприятие и извещает его о принятом решении в семидневный срок.
4.8. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района (города) после получения постановления соответствующего органа о предоставлении земель устанавливает в натуре границы, оформляет свидетельство на право собственности или бессрочного (постоянного) пользования, а при передаче земель в аренду - договор аренды по установленной форме.
4.9. Состав землеустроительного дела при отводе земель с целью создания сельскохозяйственного предприятия для работников, выходящих из состава коллективных хозяйств, государственных и других сельскохозяйственных предприятий.
4.9.1. Протокол заседания правления колхоза (приказ руководителя предприятия) по рассмотрению ходатайства о выходе работников из состава членов сельхозпредприятия.
4.9.2. Акт выбора земельного участка, подписанный представителями комиссии по реорганизации коллективного хозяйства и работниками, выходящими из его состава.
4.9.3. Выкопировка с плана землепользования с нанесением отводимого участка, экспликация земель.
4.9.4. Представление сельской (поселковой) администрации.
4.9.5. Ходатайство работников, выходящих из состава колхоза (совхоза), в администрацию района (города) о выделении земельного участка.
4.9.6. Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
4.9.7. Постановление главы администрации района (города) о предоставлении земельного участка.
4.9.8. Свидетельство на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования или арендный договор.
4.9.9. Копия регистрационного удостоверения.
4.10. Состав землеустроительного дела при отводе земель с целью создания сельскохозяйственного предприятия для граждан, не являющихся членами колхозов, государственных и других сельскохозяйственных предприятий.
4.10.1. Ходатайство на имя главы администрации района (города) о предоставлении земельного участка.
4.10.2. Копия Устава сельскохозяйственного предприятия.
4.10.3. Представление сельской (поселковой) администрации.
4.10.4. Протокол заседания земельной комиссии района (города).
4.10.5. Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
4.10.6. Постановление главы администрации района (города) о предоставлении земельного участка.
4.10.7. Свидетельство на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования или арендный договор.
4.10.8. Копия регистрационного удостоверения.
5. Порядок предоставления земельных участков для индивидуального
жилищного строительства и личного подсобного хозяйства
5.1. Для строительства индивидуальных жилых домов и личного подсобного хозяйства земельные участки предоставляются из земель, находящихся в ведении сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в соответствии с утвержденными генеральными планами развития населенных пунктов и другой градостроительной документацией, согласованной со специально уполномоченным комитетом по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
5.2. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство гражданам, предприятиям, юридическим лицам, прибывающим в край на постоянное жительство, осуществляется с учетом предусмотренных законодательством льгот для военнослужащих и лиц из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и городской (районной) квоты для прописки граждан, установленной на сессии соответствующего Совета народных депутатов.
5.3. Граждане, заинтересованные в получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подают в сельскую, поселковую, городскую администрацию, в ведении которой находится испрашиваемый участок, заявление с указанием цели использования, предполагаемых размеров, местоположения и правового положения (в собственность или пожизненное наследуемое владение) участка.
5.4. Городская, поселковая или сельская администрация рассматривает заявление и с участием комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) подготавливает необходимые материалы по предоставлению земельного участка с учетом градостроительной документации. Постановление главы администрации о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок после его принятия. Постановление об отказе в предоставлении участка гражданин вправе обжаловать в судебном порядке.
При перепланировке кварталов, с целью уплотнения застройки изъятие земельных участков у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для предоставления под индивидуальное жилищное строительство производится только с их согласия, при условии возмещения им убытков, включая упущенную выгоду, и стоимости земли собственникам участков.
Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются законодательными актами и решениями соответствующих Советов народных депутатов.
Для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах гражданам Российской Федерации предоставляются земельные участки в размерах, не превышающих установленные предельные нормы - бесплатно. Для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках бесплатно передаются ранее предоставленные в пользование участки в размерах, не превышающих установленные предельные нормы. Вновь предоставляемые участки в городах и поселках передаются в собственность за плату.
За гражданами, имеющими во владении или пользовании земельные участки под индивидуальным жилым домом и личным подсобным хозяйством сверх установленных предельных размеров, во всех случаях сохраняется право на весь участок. При передаче таких участков в собственность часть участка, превышающего норму бесплатной передачи земли в собственность, закрепляется за гражданином в пожизненное наследуемое владение либо пользование с правом выкупа у местного Совета народных депутатов по договорной цене.
5.5. Основанием для отвода в натуре (на местности) земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома и личного подсобного хозяйства, и выдачи документа, удостоверяющего право гражданина на землю, является постановление главы администрации о предоставлении участка, договор купли-продажи при приобретении гражданином участка в собственность за плату. Землеустроительные дела по отводу земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства и документы, удостоверяющие право граждан на землю, оформляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов. Оплата работ по отводу земельных участков в натуре и изготовлению документов, удостоверяющих право на землю, производится за счет граждан.
Землеустроительное дело по предоставлению гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства включает:
- заявление гражданина на получение земельного участка;
- постановление администрации о предоставлении (продаже) земельного участка;
- договор купли-продажи при предоставлении земельных участков в городах и поселках;
- расчет стоимости земельного участка;
- выкопировку из проектно-планировочной документации;
- выкопировку из топографического плана населенного пункта с отображением предоставляемого участка;
- материалы по установлению границ земельного участка в натуре.
Регистрация участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, производится органами, уполномоченными соответствующей администрацией.
6. Порядок предоставления земельных участков для садоводства и
животноводства жителям городов краевого подчинения
6.1. Жителям городов краевого подчинения земельные участки для коллективного садоводства предоставляются из фонда перераспределения администрации этих городов, а также земель, изымаемых для этих целей у предприятий, учреждений, организаций в установленном земельным законодательством порядке. Изъятие земель из лесов первой группы, не включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, производится в порядке, указанном в п. 3.10.
6.2. Граждане, заинтересованные в получении земельных участков для садоводства в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в администрацию города (района), в котором указывают цель использования и примерное местоположение и правовое положение участка.
Администрация рассматривает заявление и с участием комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) в месячный срок подготавливает необходимые материалы по предоставлению земельного участка. Постановление главы администрации города о предоставлении земельного участка или о мотивированном отказе в предоставлении выдается гражданину в семидневный срок после его принятия. Постановление об отказе в предоставлении садового участка может быть обжаловано гражданином в соответствующем суде.
Нормы предоставления земельных участков для садоводства утверждаются краевым Советом народных депутатов.
Бесплатно в собственность для садоводства передаются гражданам Российской Федерации все ранее предоставленные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Продуктивные сельскохозяйственные угодья передаются гражданам для садоводства за плату. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются в коллективно-совместную собственность бесплатно и разделу не подлежат.
6.3. Основанием для отвода в натуре земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства, а также земель общего пользования садоводческих товариществ и выдачи документов, удостоверяющих право на землю, являются постановление администрации района (города) о предоставлении земельных участков, проект организации территории садоводческого товарищества, договор купли-продажи при предоставлении гражданам для садоводства продуктивных земель. Отвод земельных участков в натуре и изготовление документов, удостоверяющих право на землю, производится комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов (городов) за счет садоводов.
Землеустроительное дело по изъятию и предоставлению земельных участков гражданам для садоводства включает:
- заявление граждан о предоставлении земельных участков;
- решение общего собрания коллектива граждан о создании садоводческого товарищества и утверждении устава;
- акт выбора земельного участка;
- акт лесотехнического обследования при отводе для садоводства лесных угодий;
- постановление главы администрации края при передаче участков в состав городских земель для развития коллективного садоводства на территории других районов;
- разрешение Правительства Российской Федерации на изъятие земель из лесов первой группы;
- заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству о целесообразности передачи земель городу для развития коллективного садоводства на территории других районов;
- письменное мнение землепользователей об изъятии земельного участка;
- заключение краевых, городских, районных органов санэпиднадзора, охраны окружающей среды, пожарной службы о возможности предоставления земельного участка для коллективного садоводства;
- постановление главы администрации города (района) о предоставлении (продаже) садовых участков гражданам и земель общего пользования садоводческому товариществу;
- договор купли-продажи при предоставлении гражданам садовых участков на продуктивных сельскохозяйственных землях;
- расчет стоимости земельных участков, предоставленных для садоводства на продуктивных землях;
- ситуационный план размещения участка, предоставляемого для коллективного садоводства;
- материалы по установлению в натуре границ садовых участков и земельных участков общего пользования садоводческого товарищества.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для животноводства аналогичен порядку, изложенному в данном разделе.
Регистрация земельных участков, предоставляемых для садоводства и животноводства, осуществляется органами, уполномоченными администрацией города, района.
7. Порядок предоставления гражданам огородных, пастбищных и
сенокосных участков
Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам из земель, находящихся в ведении сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов и земель запаса районов в аренду сроком до 5 лет, а также предприятиями, учреждениями и организациями из их земель во временное пользование сроком до 3 лет. Предоставление участков для указанных целей производится по постановлению главы соответствующей администрации.
Право пользования земельным участком удостоверяется договором аренды, заключенным между гражданином и сельской, поселковой, городской администрацией, либо договором на право временного пользования землей, заключенным между гражданином и предприятием, учреждением, организацией. Договор аренды или договор на временное пользование земельным участком регистрируется в соответствующей администрации. Расторжение договоров производится в установленных законодательством случаях и порядке.
8. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении
в пользование земель водного фонда
8.1. Земли водного фонда входят в состав водных объектов, относящихся к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от назначения и расположения водных объектов, являются территориями строгого ограничения хозяйственной деятельности, используются в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РСФСР, при соблюдении регламентов, установленных Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.03.89 г. N 91, и предоставляются только во временное пользование (краткосрочное - до 3-х лет, долгосрочное - до 20 лет).
См. также постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах"
8.2. Юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земель водного фонда, направляют ходатайства в администрацию района (города) либо в администрацию края, в зависимости от того, в чьем ведении находится водный объект.
К ходатайству о предоставлении земель водного фонда прилагаются следующие документы:
а) проект обоснования размеров испрашиваемых площадей и сроков пользования;
б) чертеж с нанесенными границами испрашиваемого к изъятию участка;
в) заключение Кубанского бассейнового водохозяйственного объединения с указанием условий пользования или обоснованного отказа в предоставлении земель;
г) заключение Кубанского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Кубаньрыбвод";
д) заключение комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов;
е) заключение комитета по геологии и использованию недр.
8.3. Органами районной (городской) администрации создается комиссия по выбору участка в натуре (на местности) в составе представителей администрации, пользователей водного объекта, юридических и физических лиц, заинтересованных в предоставлении земель водного фонда, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов архитектуры и градостроительства, Кубанского бассейнового водохозяйственного объединения, Кубанского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Кубаньрыбвод".
Результаты работы комиссии оформляются актом выбора изымаемого участка земель водного фонда.
8.4. Если водный объект размещен на территории двух и более субъектов Российской Федерации, то земли водного фонда предоставляются во временное пользование только по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации. Согласование получают юридические или физические лица, ходатайствующие о предоставлении земельных участков.
8.5. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству формируется землеустроительное дело в составе:
- заключения комитета по земельным ресурсам и землеустройству;
- документов ходатайства;
- заключения межрайонного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов на земли водного фонда, находящиеся в муниципальной собственности, и краевого комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов на земли водного фонда, находящиеся в краевой, федеральной собственности, бассейнового водохозяйственного объединения и управления "Кубаньрыбвод";
- согласования с пользователем водного объекта;
- экспликацией земельных угодий.
8.6. Материалы о предоставлении земель водного фонда утверждаются постановлением главы администрации района (города).
8.7. Материалы о предоставлении земель водного фонда, находящихся в краевой и федеральной собственности, утверждаются постановлением главы краевой администрации.
8.8. Полученное право на пользование землями водного фонда не дает землепользователю права распоряжения водными ресурсами объекта, уменьшения их запасов, ухудшения качества воды, использования их в хозяйственных целях. Получение права на пользование водными ресурсами регулируется отдельным положением.
Управляющий делами Краснодарского
краевого Совета народных депутатов |
А.Г. Усачев |
<< Назад |
||
Содержание Решение малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 8 сентября 1993 г. N 318 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.