В целях устранения правонарушений, посягающих на права и свободы граждан, собственность, государственный или общественный порядок, на установленный порядок осуществления местного самоуправления, был принят Закон Краснодарского края от 06.04.99 N 169-КЗ "Об административной ответственности".
В ходе проверки выполнения данного Закона выявлены положительные моменты, способствующие укреплению правопорядка. Так, с момента вступления в силу Закона Краснодарского края "Об административной ответственности" в соответствии с ним на территории края рассмотрено 1280 дел об административных правонарушениях, из них по 1214 вынесены постановления о наложении административного взыскания, 50 дел прекращены в связи с отсутствием события и состава правонарушения, 16 дел направлены для дополнительного рассмотрения в другие районы края и за его пределы.
В то же время выявлено, что в 16 городах и районах края: Карасунском административном округе г. Краснодара, Восточном административном округе г. Новороссийска, г. Кропоткине, Белоглинском, Брюховецком, Калининском, Кореновском, Крымском, Красноармейском, Крыловском, Лабинском, Новопокровском, Отрадненском, Тимашевском, Туапсинском, Щербиновском районах административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних при администрациях городов и районов Закон Краснодарского края "Об административной ответственности" не выполнялся.
При проверке вскрыты факты нарушения данного закона в результате слабого знания его положений соответствующими комиссиями, халатного отношения к своим обязанностям их членов (Лазаревский район г. Сочи, Абинский, Апшеронский, Гулькевичский, Ейский, Кавказский, Приморско-Ахтарский, Славянский районы).
Рассмотрев информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по военным вопросам и делам военнослужащих Максимова А.С. о ходе выполнения Закона Краснодарского края от 06.04.99 N 169-КЗ "Об административной ответственности", Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Обратить внимание главного управления внутренних дел Краснодарского края (Сапрунов А.Г.) на необходимость усиления контроля за исполнением Закона Краснодарского края "Об административной ответственности".
2. Обратить внимание начальника милиции общественной безопасности главного управления внутренних дел Краснодарского края Глебова В.Т. на персональную ответственность за неисполнение Закона Краснодарского края "Об административной ответственности" и на необходимость принятия всех мер по улучшению работы подразделений по обеспечению соблюдения требований данного закона на территории края.
3. Исполнительным органам местного самоуправления активно влиять на деятельность административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних по выполнению Закона Краснодарского края "Об административной ответственности".
Предложить руководителям исполнительных органов местного самоуправления принять конкретные меры к лицам, виновным в неисполнении данного закона.
4. Направить настоящее постановление и справку о результатах проверки хода выполнения Закона Краснодарского края от 06.04.99 N 169-КЗ "Об административной ответственности" органам местного самоуправления и в главное управление внутренних дел Краснодарского края".
5. Главному управлению внутренних дел Краснодарского края в месячный срок информировать Законодательное Собрание Краснодарского края о принятых мерах.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по военным вопросам и делам военнослужащих.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
22 марта 2000 г.
N 273-П
Справка
о результатах проверки хода выполнения Закона
Краснодарского края от 06.04.99 N 169-КЗ
"Об административной ответственности"
При обобщении результатов проверки изучены материалы по исполнению названного закона, акты прокурорских проверок по выявленным нарушениям.
Изучение материалов показало, что за период с момента вступления в законную силу названного закона (06.04.99) по февраль 2000 года на территории края возбуждено 1280 дел об административных правонарушениях, из которых по 1214 вынесены постановления о наложении административного взыскания, в том числе 1153 дела рассмотрены административными комиссиями при исполнительных органах местного самоуправления, 61 дело - комиссиями по делам несовершеннолетних.
50 дел об административных правонарушениях прекращены административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних в Центральном округе г. Краснодара, Центральном, Адлерском районах г. Сочи, г. Горячий Ключ, Динском, Кавказском районах в связи с отсутствием события и состава правонарушения и в связи с нарушением срока наложения административного взыскания (по части первой статьи 227 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП РСФСР) - 26 дел, по статье 38 КоАП РСФСР - 24).
16 дел направлены для дополнительного рассмотрения в другие районы края и за его пределы (Лазаревский район г. Сочи, Кавказский, Тбилисский, Успенский районы).
Правоприменительная практика исполнения Закона Краснодарского края "Об административной ответственности" выглядит следующим образом. Привлечено к ответственности граждан:
по статье 13 "Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан" - 315;
по статье 14 "Курение в неустановленных местах" - 757;
по статье 15 "Купание в запрещенных местах" - 42;
по статье 16 "Приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества" - 103;
по статье 17 "Бесконтрольное содержание скота и птицы" - 47.
По 1214 рассмотренным административным делам к 338 правонарушителям, проходящим по ним, применено административное взыскание в виде предупреждения, к 876 правонарушителям - в виде штрафа.
Общая сумма наложенных штрафов составила 60735 рублей 57 копеек, реально взыскано 23013 рублей 52 копейки. Материалы о недоимке по штрафным санкциям, предусмотренным Законом края, направлены службе судебных приставов для принудительного исполнения.
При обобщении результатов проверки установлено, что в 16 городах и районах края: Карасунском административном округе г. Краснодара, Восточном административном округе г. Новороссийска, г. Кропоткине, Белоглинском, Брюховецком, Калининском, Крымском, Красноармейском, Крыловском, Лабинском, Кореновском, Новопокровском, Отрадненском, Тимашевском, Туапсинском, Щербиновском районах, - административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних при администрациях городов и районов вышеназванный закон не исполнялся, о его действии на территории края в этих городах и районах узнали лишь в ходе нынешней проверки. В связи с этим горрайпрокурорами внесены главам исполнительных органов местного самоуправления представления о принятии безотлагательных мер по исполнению Закона Краснодарского края "Об административной ответственности".
Анализ правоприменительной деятельности административных комиссий при исполнительных органах местного самоуправления и комиссий по делам несовершеннолетних показал, что на территории края нашли применение нормы Закона, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, по:
статье 13 "Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан";
статье 14 "Курение в неустановленных местах";
статье 15 "Купание в запрещенных местах";
статье 16 "Приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества";
статье 17 "Бесконтрольное содержание скота и птицы".
Не выявлялись правонарушения, предусмотренные настоящим Законом по статье 11, так как за последние три года вопрос о проведении референдума согласно статье 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в крае не ставился.
Аналогичная ситуация сложилась по статье 12 "Неисполнение депутатских запросов, законных требований депутата представительного органа местного самоуправления", статье 18 "Невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от стихийных бедствий и эпидемий", а также статье 19 "Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями".
По результатам проверки исполнения настоящего Закона установлено, что наиболее распространенным нарушением, допускаемым административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних в крае, является нарушение статьи 38 КоАП РСФСР, устанавливающей двухмесячный срок наложения административного взыскания на правонарушителей. Так, в ходе проверки установлено, что в Лазаревском районе г. Сочи 05.08.99 составлен протокол о нарушении директором кафе "Лето" Таранухой С.В. тишины и покоя граждан в кафе после 23 часов, однако на момент проверки, то есть по состоянию на февраль текущего года, решение о наказании Таранухи С.В. или освобождении его от ответственности административной комиссией не принималось, срок наложения административного взыскания истек.
Прокуратурой Апшеронского района установлено, что на рассмотрение в административную комиссию при администрации района поступило 29 дел о нарушениях закона края, из них рассмотрено всего 6 дел. В связи с тем, что должностные лица административной комиссии находились в отпусках, 23 дела остались нерассмотренными, а к виновным лицам меры административного воздействия не применялись, поскольку с момента составления протоколов прошло более двух месяцев. Аналогичные нарушения выявлены и в Ейском районе (17 нарушений), Кавказском и других районах края.
Слабое знание норм, установленных Законом, иногда приводит к незаконному привлечению к административной ответственности. Так, гражданин Устоян А.С. подвергнут административному взысканию в виде предупреждения за то, что в п. Лоо (Лазаревский район, г. Сочи) по ул. Декабристов допустил бесконтрольный выпас скота (трех коров). Статьей 17 рассматриваемого закона предусмотрена административная ответственность за бесконтрольное содержание скота в населенных пунктах, если это повлекло создание аварийной ситуации на участке дорожного движения. Действия Устояна А.С. не повлекли последствий, указанных в норме Закона, следовательно, в них отсутствовал состав административного правонарушения. На постановление административной комиссии принесен протест. Аналогичные нарушения были допущены и в Гулькевичском районе.
При применении мер административного воздействия к правонарушителям административными комиссиями в городах и районах края зачастую неправильно применяются санкции, предусмотренные нормами Закона. Так, за бесконтрольное содержание скота, повлекшее создание аварийной ситуации на участке дорожного движения, гражданин Календжян В.А. (Лазаревский район г. Сочи) подвергся штрафу в размере 150 рублей, в то время как санкция по статье 17 Закона предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 3 минимальных размеров оплаты труда, что составило на момент совершения правонарушения сумму от 167 рублей до 250 рублей. Аналогичные нарушения выявлены в Абинском, Приморско-Ахтарском, Славянском и других районах края.
В статье 21 Закона указано, что при совершении административного правонарушения составляется протокол в соответствии с требованиями, изложенными в статье 235 КоАП РСФСР. В нарушение этого требования в отношении Фроловой Н.Л., Рыбалко Н.Ф., Коваленко А.П., Черных А.В. в соответствии с протоколом административной комиссии Новоукраинского сельского округа Гулькевичского района 10.08.99 применена мера административного воздействия - предупреждение, при этом основанием для этого явились устные пояснения квартальных Антоновой Г.И., Шульгиной В.Г., которые сообщили, что они неоднократно предупреждали названных граждан о бесконтрольном содержании домашней птицы и скота. Протоколов по этому поводу составлено не было, поэтому отсутствовали законные основания для производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, в нарушение статьи 260 КоАП РСФСР административной комиссией при рассмотрении материалов в отношении граждан Фроловой, Рыбалко, Козленко, Черных протокол заседания не велся, а за нарушение статьи 17 Закона предупреждение, как мера административного взыскания, в письменном виде вынесено не было.
При проведении проверки прокуратурой Абинского района выявлены нарушения статьи 5 Закона, в соответствии с которой к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 13 - 17 названного Закона, применяются меры в соответствии с Положением о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних Краснодарского края. Однако в нарушение этого административной комиссией администрации Холмского станичного округа рассмотрены материалы в отношении 16-летнего Яковлева А.Н. по статье 14 Закона края, а также в отношении Матюшенко А.В., которому на момент совершения правонарушения было 17 лет, которые подведомственны комиссии по делам о несовершеннолетних. Аналогичные нарушения допущены в Приморско-Ахтарском районе.
Допускаемые административными комиссиями нарушения порождают безнаказанность и не способствуют укреплению правопорядка.
В результате проведенных проверок исполнения Закона Краснодарского края от 06.04.99 "Об административной ответственности" горрайпрокурорами внесено 25 представлений о нарушениях законности, принесено 12 протестов на незаконные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 марта 2000 г. N 473-П "О ходе выполнения Закона Краснодарского края "Об административной ответственности"
Постановление принято на XXIII сессии Законодательного Собрания края второго созыва.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края, N 14 (44) от 24 июля 2000 г., стр. 97.