Постановлением ЗСК от 28 февраля 2001 г. N 928-П настоящее постановление снято с контроля как исполненное
Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Краснодарского края "О внесении изменений и дополнений в Устав Краснодарского края", внесенный прокурором Краснодарского края (прилагается).
2. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по законодательству и правовой политике обобщить предложения и замечания субъектов законодательной инициативы, с учетом поступивших поправок доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания Краснодарского края во втором чтении.
Закон Краснодарского края "О внесении изменений и дополнений в Устав Краснодарского края" принят на XXXV сессии ЗСК 27 декабря 2000 г., подписан главой администрации края 4.01.2001 г. за номером 331-КЗ и вступил в силу 13 января 2001 г.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по законодательству и правовой политике.
Председатель Законодательного
Собрания Краснодарского края |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
26 октября 2000 г.
N 776-П
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 26 октября 2000 г. N 776-П
Проект
Закон
Краснодарского края
О внесении изменений и дополнений
в Устав Краснодарского края
Статья 1. Внести в Устав Краснодарского края следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"3. Изменение статуса Краснодарского края как субъекта Российской Федерации возможно по взаимному согласию Краснодарского края и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.".
2. Второе предложение пункта 1 статьи 2 исключить.
3. В статье 7:
в пункте 1:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края Конституции Российской Федерации и федеральным законам;";
в подпункте "о" слова "субъектов Российской Федерации" заменить словами "Краснодарского края";
подпункты "п" - "у" исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Краснодарский край осуществляет правовое регулирование в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами.
До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, Краснодарский край вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.".
4. Пункт 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.".
5. В статье 12:
пункт 2 исключить;
в пункте 3 слова ", законами края" исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
6. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16
1. Государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Систему органов государственной власти края составляют Законодательное Собрание края и администрация края.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории края непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
3. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами края.".
7. В пункте 1 статьи 18 слово "постоянно" исключить.
8. Пункт 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"1. Референдум края проводится по законопроектам, действующим законам Краснодарского края, для принятия решений по важнейшим вопросам государственной или общественной жизни края, входящим в компетенцию органов государственной власти края, за исключением вопросов:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов либо отсрочки выборов органов государственной власти края;
о формировании состава и персональном составе органов государственной власти края;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии или об изменении краевого бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств края;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.".
9. Пункт 4 статьи 21 дополнить словами ", но не ранее двух лет после их принятия, либо признаны недействительными в судебном порядке".
10. В пункте 2 статьи 26:
слова "постоянно проживающий на территории края не менее 5 лет и" исключить;
слова "имеющий право участвовать в выборах" заменить словами "обладающий пассивным избирательным правом".
11. Второе предложение пункта 2 статьи 27 дополнить словами ", если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации".
12. Пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:
"3. Законами Краснодарского края:
а) утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении;
б) устанавливаются основы организации и деятельности Законодательного Собрания края;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, а также определяется порядок их деятельности;
г) утверждаются программы социально-экономического развития края, представленные главой администрации (губернатором) края;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью края, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
ж) утверждаются заключение и расторжение договоров края;
з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума края;
и) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание края, а также главы администрации (губернатора) края;
к) устанавливается административно-территориальное устройство края и порядок его изменения;
л) утверждается схема управления краем, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти края;
м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Краснодарского края к полномочиям Краснодарского края.
Постановлениями Законодательного Собрания края:
а) определяется порядок деятельности Законодательного Собрания края;
б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица края, а также оформляется согласие на их назначение на должность;
в) назначается дата выборов в Законодательное Собрание края, а также дата выборов главы администрации (губернатора) края;
г) назначается референдум края;
д) оформляется решение о недоверии главе администрации (губернатору) края и руководителям органов исполнительной власти края;
е) утверждается соглашение об изменении границ Краснодарского края;
ж) назначаются на должность судьи Уставного суда Краснодарского края;
з) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Законодательного Собрания края.".
13. Статью 33 исключить.
14. Статьи 34 - 50 считать соответственно статьями 33 - 49.
15. Статью 40 изложить в следующей редакции:
"Статья 40
1. Администрация края:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает проекты краевого бюджета и программ социально-экономического развития края;
в) обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет о его исполнении;
г) управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с законами Краснодарского края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
е) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Краснодарского края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.".
16. В пункте 3 статьи 41 слова "от 30 до 65 лет, проживший на территории края не менее 5 лет, в том числе 1 год перед регистрацией в качестве кандидата на указанную должность и обладающий" заменить словами "не моложе 30 лет, обладающий".
17. Третье предложение пункта 2 статьи 45 дополнить словами "или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации".
18. Статью 48 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"Глава администрации (губернатор) края вправе обратиться в Законодательное Собрание края с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания края либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.".
19. Главу 6 раздела II изложить в следующей редакции:
"ГЛАВА 6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 50
Федеральные суды образуются и осуществляют свою деятельность на территории края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами.
Статья 51
1. Порядок организации и деятельности Уставного суда края определяется федеральным законом и законом Краснодарского края.
2. Уставный суд края создается для рассмотрения вопросов соответствия законов Краснодарского края, нормативных правовых актов органов государственной власти края, органов местного самоуправления Уставу Краснодарского края, а также для толкования Устава Краснодарского края.
Статья 52
1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом Краснодарского края.".
20. Статьи 62 - 89 считать соответственно статьями 53 - 80.
21. Пункт 4 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"4. Принятый закон направляется для обнародования главе администрации (губернатору) края, который обязан обнародовать закон либо отклонить его в течение семи дней с момента поступления закона.
В случае отклонения закона главой администрации (губернатором) края он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края.
Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации (губернатором) края и подлежит обнародованию в течение трех дней.".
22. Статью 66 изложить в следующей редакции:
"Статья 66
1. Бюджетные полномочия Законодательного Собрания края и администрации края определяются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами края.
2. Законодательное Собрание края рассматривает и утверждает краевой бюджет и отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением краевого бюджета, формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением краевого бюджета, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
3. Администрация края осуществляет составление проекта краевого бюджета, внесение его с необходимыми документами на утверждение Законодательного Собрания края, исполнение краевого бюджета, в том числе сбор доходов краевого бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением краевого бюджета, осуществляет иные полномочия, определенные федеральным и краевым законодательством.".
23. В статье 74:
пункт 2 исключить;
пункт 3 считать пунктом 2.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пояснительная записка
к проекту закона Краснодарского края "О внесении
изменений и дополнений в Устав Краснодарского края"
Необходимость внесения изменений и дополнений в Устав Краснодарского края вызвана тем, что со времени его принятия в ныне действующей редакции на федеральном уровне приняты новые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, претерпели изменения федеральные законы, регламентирующие процедуру проведения выборов и референдума, а также затрагивающие бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. Помимо этого, отдельные нормы Устава края изначально не соответствовали Конституции и законодательству Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект направлен на устранение имеющихся в Уставе Краснодарского края разночтений с законодательными актами Российской Федерации.
В частности, предлагается внести изменения в норму Устава, касающуюся изменения статуса Краснодарского края как субъекта Российской Федерации. Статьей 66 Конституции предусмотрена возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Текст данной статьи не содержит механизма, формы и способа выражения субъектом согласия на изменение своего конституционно-правового статуса. Более того, указанная норма предполагает разработку по данному вопросу федерального конституционного закона, который пока не принят. При отсутствии такого закона закрепление в нормативно-правовых актах субъекта Российской Федерации каких-либо условий, касающихся вопросов изменения его статуса, неправомерно.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими на всей территории Российской Федерации, равноправие граждан должно обеспечиваться независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, а также других обстоятельств. Помимо этого, правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд норм Устава края не согласуется с названными конституционными положениями. Так, пункт 1 статьи 2 Устава закрепляет в качестве обстоятельства, учитываемого при формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, преимущество русского народа, что не соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит преамбуле Устава, выражающего согласно ей волю и интересы многонационального народа Краснодарского края.
Нельзя рассматривать положения данного пункта как установление права субъекта Российской Федерации и муниципальных образований учитывать исторические и иные местные традиции при установлении системы органов государственной власти и местного самоуправления, их наименовании, наделении полномочиями по следующим основаниям. Во-первых, преобладание русского населения не является местной либо исторической традицией; во-вторых, формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не тождественны установлению их системы, наименования, наделению полномочиями.
Пункт 2 статьи 12 Устава, предусматривающий возможность предоставления отдельных прав, льгот и преимуществ гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории края, недопустимость предоставления каких-либо льгот и преимуществ вновь прибывшим и временно находящимся на территории края также противоречит Конституции Российской Федерации по указанным выше причинам. Регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому пункт 3 статьи 12 также необходимо изложить в другой редакции.
Пункт 1 статьи 18 Устава также необходимо привести в соответствие с Конституцией и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Пункт 2 данной статьи установил право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме. Эти нормы необходимо рассматривать во взаимосвязи, неотделимо друг от друга. И если право избирать в органы государственной власти субъекта и участия в региональном референдуме в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может быть предоставлено гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории субъекта Российской Федерации, то ограничение пассивного избирательного права, связанное с преимущественным или постоянным проживанием на определенной территории Российской Федерации, согласно пункту 5 статьи 4 данного Федерального закона недопустимо.
Пункт 2 статьи 26 и пункт 3 статьи 42 Устава края ограничивают право граждан Российской Федерации на участие в осуществлении государственной власти в крае: быть избранными депутатами Законодательного Собрания и главой администрации (губернатором) края, связывая приобретение пассивного избирательного права с 5-летним цензом оседлости и устанавливая максимальный возраст кандидата на должность губернатора, что также противоречит пунктам 5 и 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Подпункты "а" и "о" пункта 1 и пункт 2 статьи 7 предлагается настоящим законопроектом изложить в соответствии с Конституцией и Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку перечисленные выше нормы позволяют неоднозначно толковать полномочия края по предметам совместного ведения. Так, в частности, подпункт "о" пункта 1 статьи 7 предполагает, что иные нормативные правовые акты края могут не соответствовать Конституции и федеральным законам, а к ведению края согласно подпункту "о" относится координация краем совместно с Российской Федерацией международных и внешнеэкономических связей других субъектов Федерации.
Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" гласит, что договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных и других особенностей субъектов Российской Федерации. Подпункты "с", "т", "у" пункта 1 статьи 7 Устава охватываются правоотношениями, вытекающими из норм, закрепленных подпунктами "к" и "б" этого же пункта. Помимо этого, согласно статье 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами, а не уставами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, подпункт "п" пункта 1 статьи 7 Устава края не соответствует статье 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой регулирование прав и свобод человека и гражданина является предметом ведения Российской Федерации. В Российской Федерации действует Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не предполагающий принятие субъектами Российской Федерации каких-либо нормативных правовых актов, регулирующих процессы передвижения в пределах России граждан Российской Федерации и иностранных граждан. И несмотря на то, что Договором о разграничении предметов ведения и полномочий от 30.01.96 установление условий регулирования миграции на территорию края до принятия соответствующего федерального закона отнесено к ведению органов государственной власти Краснодарского края, применению подлежит статья 4 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой в случае несоответствия положений договора Конституции и федеральным законам действуют положения Конституции и федеральных законов.
Предлагается также изменить формулировку пункта 1 статьи 10 Устава, так как согласно Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется прежде всего Конституцией и Федеративным договором.
Конституция Российской Федерации, закрепляя самостоятельность субъектов Российской Федерации в определении системы их органов государственной власти, установила, что в решении этих вопросов субъекты Российской Федерации должны руководствоваться основами конституционного строя. Согласно части 2 статьи 11, части 1 статьи 77 Конституции, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в систему органов государственной власти субъектов входят представительные (законодательные) и исполнительные органы. Однако пункт 1 статьи 16 Устава края в число органов государственной власти края необоснованно включает суды, вследствие чего требует иной редакции.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статьи Устава, касающиеся проведения референдума края, что позволит максимально приблизить их формулировку к требованиям, предъявляемым Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Блок, представленный пунктами 12, 13, 16, 18, 19, 22 и 23 статьи 1 проекта закона, отражает положения, заложенные в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Предлагается изложить в другой редакции главу 6 Устава, исключив из нее положения, регулирование которых не входит в компетенцию субъектов Федерации.
Необходимость исключения из Устава нормы, регулирующей вопросы купли-продажи земельных участков, обусловлена тем, что в качестве гражданско-правовых сделок вопросы купли-продажи отнесены к сфере действия гражданского законодательства, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому, самостоятельно разрешая эти вопросы, край вторгается в сферу федерального регулирования.
Прокурор Краснодарского края |
А.Н. Шкребец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 октября 2000 г. N 776-П "О проекте закона Краснодарского края "О внесении изменений и дополнений в Устав Краснодарского края"
Постановление принято на XXXII сессии Законодательного Собрания края второго созыва.
Текст постановления официально опубликован не был.
Настоящий документ снят с контроля