Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 26 мая 1998 г. N 904-П
Проект
(второе чтение)
Закон
Краснодарского края
Об образовании
Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области образования осуществляется правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Краснодарского края как субъекта Федерации или не отрегулированным федеральным законодательством.
Настоящий Закон имеет целью поддержать и развить прогрессивный потенциал федерального законодательства в области образования, обеспечить его эффективную реализацию с учетом специфических условий Краснодарского края.
Статья 1. Общие принципы организации образовательной деятельности в Краснодарском крае
1. В Краснодарском крае область образования провозглашается приоритетной.
2. В Краснодарском крае в пределах его компетенции в полной мере обеспечиваются права граждан в области образования, автономия и самостоятельность образовательных учреждений.
3. В Краснодарском крае обеспечивается подготовка выпускников образовательных учреждений на уровне не ниже требований государственного образовательного стандарта, в том числе в части его краевого компонента.
4. Образовательная деятельность направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье и окружающей природе, формирование способностей к осознанному саморазвитию личности, укрепление ценностей здорового образа жизни.
5. Организационной основой государственной политики в области образования в Краснодарском крае являются федеральная и краевая программы развития образования. Краевая программа развития образования разрабатывается администрацией Краснодарского края и утверждается Законодательным Собранием края. Доклад администрации Краснодарского края о ходе реализации краевой программы развития образования ежегодно представляется Законодательному Собранию края и подлежит официальному опубликованию.
6. Образовательная деятельность в Краснодарском крае регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Краснодарского края, настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2. Государственные образовательные стандарты и их реализация в Краснодарском крае
1. В Краснодарском крае обеспечивается реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов, устанавливается краевой компонент государственных образовательных стандартов.
2. Порядок разработки краевого компонента государственных образовательных стандартов устанавливается администрацией Краснодарского края.
3. Краевой компонент государственных образовательных стандартов утверждается Законодательным Собранием Краснодарского края. В части профессионального образования реализация краевого компонента финансируется из краевого бюджета.
4. Краевой компонент государственных образовательных стандартов пересматривается не реже одного раза в пять лет.
Статья 3. Структура системы образования в Краснодарском крае
Система образования в Краснодарском крае представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровня и направленности;
образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Статья 4. Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Краснодарском крае реализуются:
1) общеобразовательные программы (основные и дополнительные);
2) профессиональные образовательные программы (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности и адаптации ее к жизни в обществе, развитие способностей личности, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
До принятия в установленном порядке государственных образовательных стандартов общего образования обязательный минимум содержания общеобразовательных программ определяется краевыми государственными органами управления образованием с учетом требований к содержанию образования, определенных в пределах их компетенции федеральными органами государственной власти и управления.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации "Об образовании" и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующими государственными образовательными стандартами.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в нетиповых государственных и муниципальных образовательных учреждениях устанавливаются их учредителями и закрепляются в уставах данных учреждений.
Статья 5. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования в порядке, устанавливаемом государственными органами управления образованием в соответствии с их сферой ведения.
2. Перечни профессий и специальностей, получение которых в иных, кроме очной, формах образования не допускается, устанавливаются в части компетенции Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в части компетенции Краснодарского края - администрацией Краснодарского края.
Статья 6. Учредитель (учредители) образовательного учреждения
1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения в Краснодарском крае могут быть:
1) органы государственной власти края;
2) органы местного самоуправления;
3) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы);
4) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
5) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства на территории Краснодарского края;
6) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
2. Учредителем (учредителями) специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только государственные органы исполнительной власти Краснодарского края.
Статья 7. Образовательные учреждения Краснодарского края
1. Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Действие законодательства Краснодарского края в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Краснодарского края независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
2. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Правами перечисленных образовательных учреждений могут пользоваться их структурные подразделения. Допускается объединение в рамках одного учреждения структур, реализующих образовательные программы разного уровня и вида. Решение об этом принимается учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
3. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется федеральными типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Администрация Краснодарского края вправе при наличии соответствующих средств и возможностей принимать положения о деятельности в крае образовательных учреждений различных типов и видов. Названные положения не могут противоречить федеральным, а также ограничивать по сравнению с последними права физических лиц и образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений вышеуказанные типовые положения являются примерными.
Статья 8. Устав образовательного учреждения
1. Устав образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Устав образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно.
Устав образовательного учреждения утверждается его учредителем.
Учредитель не вправе ограничивать права образовательного учреждения по сравнению с действующим законодательством и положением о соответствующих виде и типе образовательного учреждения.
3. При необходимости регламентации сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 9. Общие требования к содержанию образования и организации образовательного процесса
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, развития края и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства;
учет социокультурных традиций Кубани.
2. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
3. Краевые государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ и учебных планов.
4. Краевые органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
5. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
6. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
До создания федеральной независимой государственной аттестационной службы государственная аттестационная служба Краснодарского края может быть подведомственна государственным органам управления образованием.
7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях, за исключением разделов, включенных в подготовку по курсу "Обеспечение безопасности жизнедеятельности", может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованных ведомств системы образования или иных отраслей.
8. Порядок приема обучающихся (воспитанников) в образовательные учреждения регулируется действующим федеральным законодательством и в установленных им рамках - уставом образовательного учреждения.
Статья 10. Особенности реализации образовательных программ различных типов и уровней в Краснодарском крае
1. Органами государственной власти Краснодарского края оказывается финансовая и материальная поддержка в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивается доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Виды и объемы финансовой поддержки устанавливаются администрацией края и органами местного самоуправления на уровне, не ниже определенного федеральными нормативными правовыми актами.
2. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные настоящим Законом права сторон.
3. Органы местного самоуправления с использованием возможностей образовательных и иных учреждений обеспечивают организацию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
4. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование может осуществляться на повышенном уровне в учреждениях гимназического, лицейского или иного аналогичного типа.
5. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. Ответственность за создание условий для получения основного общего образования в равной мере несут органы местного самоуправления, образовательные учреждения и родители (законные представители) обучающихся.
6. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, неоднократные и грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Органы управления образованием не вправе отменять решение образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего четырнадцати лет. Решение об исключении может быть обжаловано в судебном порядке.
Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом общеобразовательном учреждении.
7. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями либо самостоятельно могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). Отказ обучающихся и их родителей от начальной профессиональной подготовки не может быть основанием для отчисления или непринятия обучающегося в общеобразовательное учреждение, класс, группу.
8. Программы профессионального образования, реализуемые на территории Краснодарского края, включают в себя краевой компонент содержания образования.
9. Среднее профессиональное образование в Краснодарском крае осуществляется на базовом и повышенном уровнях.
При базовом уровне среднего профессионального образования нормативный срок его получения лицами, имеющими основное общее образование, должен составлять не менее трех лет.
При повышенном уровне среднего профессионального образования образовательная программа включает в себя программы дополнительной подготовки, в том числе производственную профессиональную практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин (объемом до одного года).
Одновременно или помимо этого может обеспечиваться получение специальности с учетом региональных потребностей рынка труда и (или) получение первой ступени высшего профессионального образования по договорам с высшими учебными заведениями (объем - до 2 лет).
При повышенном уровне среднего профессионального образования нормативный срок его получения лицами, имеющими основное общее образование, должен составлять не менее четырех лет.
Получение лицами, имеющими базовое среднее профессиональное образование, среднего профессионального образования повышенного уровня не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования, если это предусмотрено государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности и выпускник ранее не получал среднего профессионального образования повышенного уровня.
10. В учреждения среднего профессионального образования допускается прием лиц, имеющих аномалии в физическом развитии, слабослышащих и слабовидящих, для их обучения создаются группы. Образовательные программы для указанных лиц и иная нормативная документация разрабатываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Среднее профессиональное образование инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), имеющих недостатки в физическом развитии, может осуществляться на основе заявок и предложений органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, центров занятости и органов социальной защиты населения, обществ инвалидов, договоров с организациями и предприятиями.
11. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
12. Дополнительные образовательные программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства и направлены на:
а) развитие творческих способностей и культуры личности в пределах, превышающих образовательные стандарты, установленные основными программами общего и профессионального образования;
б) постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку граждан;
в) развитие политической культуры, формирование навыков гражданского поведения.
13. Дополнительные образовательные программы реализуются:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования (или структурных подразделениях этих учреждений) за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
в рамках уставной деятельности соответствующих общественных организаций;
посредством индивидуальной педагогической деятельности.
14. Дополнительные профессиональные образовательные программы определяют содержание образования и обеспечивают соответствующий уровень повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Базовые требования к дополнительному образованию устанавливаются федеральными и краевыми органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Программы дополнительного профессионального образования реализуются посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки.
Сроки и формы обучения устанавливаются образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования в соответствии с базовыми требованиями к образовательным программам и потребностями заказчика.
15. Администрация Краснодарского края осуществляет государственный заказ на дополнительное профессиональное образование граждан в соответствии с потребностями и возможностями края.
Работодатели создают условия для дополнительного профессионального образования работников не реже одного раза в три - пять лет.
Статья 11. Документы об образовании
1. Образовательные учреждения в соответствии с лицензией выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма документов определяется образовательным учреждением, документы заверяются печатью образовательного учреждения.
2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Статья 12. Компетенция Краснодарского края в области образования
1. Управление системой образования в крае осуществляется на основе разделения компетенции между Законодательным Собранием края и администрацией края.
2. К ведению Законодательного Собрания Краснодарского края относятся:
1) принятие краевых законодательных актов в области образования;
2) установление краевых налогов и сборов на цели развития образования;
3) установление краевых нормативов расходов на образование.
3. К ведению администрации Краснодарского края относятся:
1) контроль за реализацией на территории Краснодарского края государственных образовательных стандартов, соблюдением бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования края;
2) обеспечение реализации федеральной и краевых программ развития образования, функционирования краевой системы образования на уровне государственных норм;
3) формирование краевых государственных органов управления образованием и руководство ими;
4) лицензирование образовательной деятельности и аккредитация образовательных учреждений, за исключением учреждений высшего и послевузовского профессионального образования;
5) организация финансирования местных органов управления образованием и краевых образовательных учреждений;
6) информационное обеспечение образовательных учреждений в пределах своей компетенции; организация издания учебной литературы; разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
7) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; формирование системы научно-методического обеспечения образовательной деятельности в крае.
Статья 13. Компетенция органов местного самоуправления Краснодарского края в области образования
1. Органы местного самоуправления края:
1) обеспечивают реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования и общедоступность среднего (полного) общего образования;
2) ежегодно публикуют среднестатистические показатели о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных территориях;
3) планируют, организуют, регулируют и контролируют деятельность местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
4) формируют местные бюджеты в части расходов на образование, соответствующие фонды развития образования; разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования;
5) обеспечивают гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможность выбора образовательного учреждения;
6) регулируют в пределах своей компетенции отношения собственности в системе образования;
7) создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения;
8) создают и ликвидируют местные органы управления образованием и (или) самоуправляемые школьные округа, определяют их структуру и полномочия, назначают и увольняют по согласованию с краевыми государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
9) назначают руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
10) обеспечивают строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
11) контролируют условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
12) устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования.
2. Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется уставами муниципальных образований и (или) соглашениями между ними.
3. Разграничение компетенции в области образования между представительными и исполнительными органами местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) специально принимаемым решением органа местного самоуправления.
Статья 14. Особенности создания, регламентации деятельности, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Краснодарском крае
1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается краевыми государственными органами управления образованием или уполномоченными ими органами местного самоуправления на основании заключения соответствующей экспертной комиссии.
Лицензии муниципальным образовательным учреждениям на реализацию программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей выдаются местными органами управления образованием.
Лицензии на ведение образовательной деятельности учреждениям повышенного уровня общего образования выдаются исключительно краевыми государственными органами управления образованием.
3. Затраты на проведение лицензионной экспертизы оплачиваются учредителем. Краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения освобождаются от оплаты расходов на проведение лицензионной экспертизы.
4. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами местного самоуправления края, органами управления образованием с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности.
Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Процедура аттестации определяется положением о государственной аттестации образовательных учреждений, утверждаемым администрацией края.
Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
Затраты на проведение аттестации муниципальных образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей оплачиваются местным органом управления образованием.
До создания федеральной государственной аттестационной службы или решения главы администрации края аттестация организуется краевыми государственными органами управления образованием с участием краевой государственной аттестационной службы.
Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования.
5. Контроль за соблюдением требований лицензий, в том числе выданных федеральными органами, осуществляется краевыми государственными органами управления образованием.
6. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Статья 15. Управление образовательными учреждениями в Краснодарском крае
1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями в крае осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами образовательных учреждений.
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, ученый совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, совет учащихся и другие.
Порядок выборов (формирования) органов самоуправления образовательного учреждения, их компетенция и ответственность определяются типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
3. Непосредственное управление государственным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) образовательного учреждения.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения краевого подчинения устанавливается администрацией края либо уполномоченным ею краевым государственным органом управления образованием.
4. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.
В порядке совмещения допускается научное и научно-методическое руководство в виде руководства кафедрой, лабораторией, временным творческим коллективом, экспериментальной площадкой, работой аспирантов и соискателей.
5. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем, в порядке, установленном федеральным законодательством и уставом образовательного учреждения.
Статья 16. Органы управления образованием, действующие в Краснодарском крае
1. На территории Краснодарского края действуют в соответствии с их компетенцией краевые государственные органы управления образованием и местные (муниципальные) органы управления образованием.
2. Краевые государственные органы управления образованием создаются администрацией края.
3. Местные (муниципальные) органы управления образованием создаются органами местного самоуправления.
4. Деятельность органов управления образованием всех уровней направлена на обеспечение федеральной и краевых программ развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне не ниже государственных и местных нормативов.
5. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области образования и (или) своего устава краевые государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Статья 17. Организация научно-методического обеспечения образовательного процесса в Краснодарском крае, подготовки и переподготовки педагогических кадров
1. В целях развития системы научно-методического обеспечения образовательного процесса, подготовки и переподготовки педагогических кадров разрабатываются краевые и муниципальные целевые программы.
2. В целях научно-методического обеспечения образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях в крае действует сеть местных методических (информационно- и научно-методических) служб.
3. Статус методической службы как структурного подразделения муниципального органа управления образованием либо учреждения, подведомственного муниципальному органу управления образованием, определяется органами местного самоуправления.
Статья 18. Особенности экономики системы образования в Краснодарском крае
1. Отношения собственности в системе образования в Краснодарском крае регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Не допускается изъятие из системы образования основных фондов, закрепленных за государственными и муниципальными образовательными учреждениями.
3. Органами государственной власти Краснодарского края гарантируется ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в соответствии с планируемым нормативным бюджетным финансированием расходной части краевого бюджета, а также защищенность соответствующих расходных статей краевого бюджета. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
В краевом бюджете ежегодно предусматривается финансирование программ поддержки и развития профессионального образования, указанные программы ежегодно утверждаются постановлением главы администрации края.
4. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю, в части, зачисляемой в краевой бюджет.
5. В целях привлечения инвестиций в систему образования в Краснодарском крае разрабатывается специальная система налоговых льгот физическим и юридическим лицам:
вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования;
сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
6. Юридическим лицам, финансирующим государственные и муниципальные образовательные учреждения, зарегистрированные на территории Краснодарского края, в установленном порядке предоставляются льготы по уплате налогов в части, направляемой в краевой бюджет.
7. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых администрацией Краснодарского края на уровне не ниже федерального. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного действующим законодательством в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
8. Органы государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края создают необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывают материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.
9. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
10. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе краевых государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти края и органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования учитывает затраты, не зависящие от количества обучающихся.
11. Краевые и местные нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются ежегодно одновременно с утверждением соответствующего бюджета.
12. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений устанавливаются на уровне нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных учреждений по статьям, определенным краевыми государственными органами управления образованием.
До введения федеральных нормативов финансирования негосударственные образовательные учреждения финансируются из расчета сложившихся текущих затрат на одного учащегося муниципальных образовательных учреждений соответствующей территории. Нормативы финансирования на одного учащегося ежегодно устанавливаются краевыми государственными органами управления образованием. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже установленных для соответствующих муниципальных образовательных учреждений.
13. Государственные и муниципальные учреждения профессионального образования (в том числе дополнительного) вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку заинтересованных лиц за счет средств заказчика образовательных услуг на договорной основе.
14. Государственные и муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.
15. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объеме финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
16. Образовательное учреждение вправе с согласия учредителя использовать закрепленные за ним объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением доходов. В этом случае учредитель может по договору с образовательным учреждением получать часть дохода от использования закрепленных им за учреждением объектов собственности.
17. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать физическим и юридическим лицам платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
18. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не является предпринимательской, если весь доход от этой деятельности поступает на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
19. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом в порядке, установленном федеральным законодательством.
В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение освобождается от уплаты налогов в части средств, направляемых в краевой бюджет, если доходы от предпринимательской деятельности реинвестируются в данное образовательное учреждение.
20. Индивидуальная педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с действующим законодательством. Индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется.
Статья 19. Права и обязанности участников образовательного процесса, их социальные гарантии и льготы
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются его уставом.
В образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования права и обязанности обучающихся могут регулироваться также не противоречащими уставам этих учреждений договорами образовательного учреждения с заказчиком, финансирующим образовательную деятельность.
2. В Краснодарском крае обеспечивается создание механизма социальной защиты детей и подростков, квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, разрабатываются и осуществляются целевые программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации.
3. Работы, выполняемые обучающимися во время производственной практики, оплачиваются по действующим нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом установленных в Краснодарском крае коэффициентов, доплат и надбавок к заработной плате.
4. Учащиеся и студенты образовательных учреждений профессионального образования, расположенных на территории Краснодарского края, в установленном порядке имеют право на льготную оплату проезда в железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси).
5. Законодательное Собрание края и администрация края ежегодно выделяют финансовые средства на поддержку наиболее одаренных студентов и социальную защиту студентов из малообеспеченных семей в рамках программ развития профессионального образования при утверждении и исполнении краевого бюджета.
6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников до получения последними среднего (полного) общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть предоставлена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
7. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
8. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучения при его положительной аттестации продолжить образование в образовательном учреждении.
Порядок получения семейного образования в части, не отрегулированной федеральным законодательством, устанавливается краевым государственным органом управления образованием.
9. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
10. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
11. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном федеральным законодательством, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих, курортных поселках, поселках городского типа, на первоочередное предоставление жилой площади.
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.
12. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
13. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.
14. Педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. Сумма выплаченной денежной компенсации налогообложению не подлежит.
Нормы, предусмотренные настоящим пунктом, распространяются на педагогических работников образовательных учреждений, занятых в образовательном учреждении на условиях штатного совместительства, если указанная компенсация не предусмотрена для них по месту основной работы.
15. На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
16. На выпускников педагогических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, других специалистов, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения, распространяются условия и порядок выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
17. На работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
18. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размерах, не ниже определенных федеральными нормативными актами.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 1998 г. N 904-П "О проекте закона Краснодарского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.