Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 32. Муниципальный финансовый контроль
1. Муниципальный финансовый контроль - одна из форм управления бюджетными ресурсами, рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых городской Думой и мэрией города по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов, находящихся в их ведении, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины.
2. Задачи муниципального финансового контроля:
обеспечение правильности составления и исполнения муниципального бюджета;
соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств целевых бюджетных фондов;
улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
выявление резервов роста доходной базы бюджета;
контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
проверка обращения средств бюджета и целевых бюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по платежам налогов и сборов в бюджет города и другой помощи отдельным категориям плательщиков;
выявление расточительства и финансовых злоупотреблений получателей бюджетных средств, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
3. Объектами муниципального финансового контроля выступают:
бюджетно-налоговая сфера;
бюджетный процесс в городе;
хозяйствующие субъекты (организации), расположенные на территории города, получающие средства из бюджета и имеющие задолженность по платежам в бюджет города.
4. Муниципальный финансовый контроль подразделяется:
Контроль, осуществляемый городской Думой, предполагает право на получение от структурных подразделений мэрии сопроводительных материалов при рассмотрении и утверждении проекта бюджета; получение от финансово-казначейского управления мэрии оперативной информации об исполнении бюджета; утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; вынесение оценки деятельности структурных подразделений мэрии, исполняющих бюджет, а также осуществление последующего контроля за исполнением бюджета города.
Контроль, осуществляемый мэрией в составе структурных подразделений и функциональных служб, проводится финансово-казначейским управлением мэрии, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств в форме ревизий и проверок.
Объектами контроля выступают операции с бюджетными средствами, включая соблюдение условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий.
Независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами главных распорядителей и их распорядителей бюджетных средств организаций и бюджетных учреждений. Объектами контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использование выделенных бюджетных средств.
Правовой контроль проводится правоохранительными органами.
Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками - физическими лицами при их налогообложении, при составлении и подаче налоговых деклараций, при получении средств из бюджета (заработной платы, стипендий, пособий и т.д.).
5. По времени проведения муниципальный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный муниципальный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета и смет доходов и расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения средств из бюджета и позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ.
Текущий муниципальный финансовый контроль проводится в ходе исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью соблюдения бюджетно-налоговой дисциплины, финансовых норм и нормативов, а также проведения текущего анализа.
Последующий муниципальный финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций, при котором проверяется количественное и качественное выполнение плановых показателей по расходованию средств бюджета, исполнению смет доходов и расходов бюджетных учреждений, по его результатам осуществляется аналитическая работа.
6. Муниципальный финансовый контроль проводится в формах документальной, камеральной проверки, обследования, ревизии.
Ревизия - ведущая форма контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, организаций и бюджетных учреждений, а также работы финансово-казначейского управления по составлению и исполнению бюджета, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения средств бюджета, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения муниципальной собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях повышения бюджетной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Классификация (виды) ревизий:
по содержанию - документальная ревизия, проводится на основе имеющихся финансовых документов, и фактическая ревизия, заключается в инвентаризации и пересчете денег, валютных ценностей и т.д.;
по способу назначения - плановая и внеплановая ревизии;
по охватываемому периоду деятельности - фронтальная (полная) и выборочная (частичная) ревизии;
по объему ревизуемой деятельности - комплексная (по всем направлениям) и тематическая (по одному или нескольким направлениям).
Выбор ревизий производит руководитель, назначивший ревизию.
7. Составной частью муниципального финансового контроля является экономический анализ исполнения бюджета города.
Задачи экономического анализа исполнения бюджета города: объективная оценка результатов исполнения бюджета; выявление причин отклонений от утвержденных показателей; разработка предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов доходной базы бюджетов; обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов; обеспечение своевременного финансирования расходов по целевому назначению; укрепление финансовой дисциплины; разработка предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.
Требования, предъявляемые к экономическому анализу: комплексность; документальная обоснованность; конкретность; использование широкого круга взаимосвязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.
Материалы экономического анализа исполнения бюджета города оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета поквартально и по итогам финансового года.
8. Результаты ревизий и проверок оформляются актом, справкой или докладной запиской. В них должно быть отражено: состояние учета использования денежных средств бюджета и материальных ценностей; характер правонарушений и лица, виновные в их совершении; состояние сохранности денежных средств и материальных ресурсов; основные причины и условия, способствовавшие правонарушениям.
9. Городская Дума, комитеты городской Думы и депутаты городской Думы по поручению, либо по собственной инициативе вправе осуществлять любой из видов контроля на любом этапе, требовать представления любых документов и оформления результатов контроля актом или справкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.