Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы Краснодара
от 6 апреля 2001 г. N 7 п. 3
Прогноз
социально-экономического развития города Краснодара на 2001 год
1. Краткие итоги социально-экономического развития
города Краснодара в 2000 году
В целях оперативного влияния на процессы, стимулирующие рост экономического потенциала хозяйствующих субъектов, увеличения налогооблагаемой базы - фундамента доходной части бюджета города основные усилия администрации Краснодара в 2000 году были направлены на поступательное развитие всех отраслей городского хозяйства.
В прошлом году макроэкономическая ситуация в городе оставалась стабильной, продолжалось развитие позитивных тенденций в экономике и социальной сфере.
В подавляющем большинстве отраслей городского хозяйства происходило наращивание объемов производства продукции, работ, услуг. Это, в свою очередь, способствовало увеличению налогооблагаемой базы в реальном секторе экономики, существенному росту доходов городского бюджета.
Городскими товаропроизводителями в 2000 году выпущено продукции на 13,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 10% превысило объемы производства 1999 года.
"Выздоровление" промышленности обеспечивалось, в основном, за счет повышения эффективности использования имеющихся и ввода новых производственных мощностей в импортозамещающих отраслях, особенно в пищевой промышленности, поскольку именно она получила отечественный рынок, практически, в свое полное распоряжение и оказалась в состоянии наращивать объемы производства в большей пропорции, чем другие отрасли, конкурирующие с иностранными производителями.
Положительная тенденция в работе промышленного сектора экономики свидетельствует об изменении психологии товаропроизводителей в направлении усиления акцента на рациональное управление оборотными активами, снижение издержек производства, развитие партнерских отношений с администрацией города, стимулирующих рост объемов производства товаров и услуг.
На развитие экономики и социальной сферы города в 2000 году использовано 4,5 млрд. руб. инвестиций.
На 13% выше уровня предыдущего года произведено работ, выполненных по договорам строительного подряда.
За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 402,9 тыс. кв. м общей площади жилья, что на четверть превышает среднегодовые объемы жилищного строительства за предшествующие три года.
С положительными экономическими показателями завершили истекший год пригородные сельскохозяйственные предприятия. Ими собрано 65,9 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур. Заметно улучшилось положение дел в животноводстве. Производство мяса увеличилось на 40%, яиц - на 74%, овощей - на 42%, надои молока возросли на 13%.
Рост доходов населения способствовал расширению потребительского спроса, а развитие промышленности обеспечивало ресурсную базу розничной торговли, оборот которой составил 22,1 млрд. руб., превысив физические объемы 1999 года на 24 процента. При этом в структуре товарных ресурсов сохранялась тенденция к повышению доли продукции отечественного производства.
В полтора раза обеспечен прирост доходов городского бюджета. Краснодар является лидером по исполнению доходной части бюджета в расчете на душу населения среди городов Юга России и устойчиво сохраняет свои позиции на протяжении четырех лет.
Наращивание экономического потенциала привело к позитивным социальным последствиям. В Краснодаре достигнуто одно из самых высоких по России соотношение доходов горожан и прожиточного минимума, которое сегодня составляет 2,7.
О величине прожиточного минимума в г. Краснодаре на 15 января 2001 г. см. распоряжение главы администрации г. Краснодара от 15 января 2001 г. N 4-р
На социально-психологический климат положительное влияние оказало изменение ситуации на рынке труда. С оживлением производства увеличился спрос на рабочую силу.
Без задержек выплачивались пенсии пенсионерам и заработная плата работникам бюджетной сферы. На 10% сокращена задолженность по оплате труда в основных отраслях городского хозяйства.
Таким образом, результаты развития городской экономики позволяют сделать вывод о развивающихся стабилизационных и воспроизводственных тенденциях в ряде важнейших отраслей. В сжатые сроки удалось не только преодолеть последствия финансового и экономического кризиса, но и достичь более высоких результатов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, по некоторым отраслям и сферам не удалось достичь намеченных рубежей. Это связано, прежде всего, с тем, что в результате приватизации и передачи производственной инфраструктуры в собственность лиц, незаинтересованных в развитии производства, отдельные городские предприятия не внесли свой вклад в развитие экономики города. Серьезные упущения допущены в использовании муниципальной собственности и управлении муниципальными предприятиями, что привело к их низкоэффективной работе.
По-прежнему сдерживающими факторами экономического роста являются отсутствие собственных оборотных средств, инвестиций для модернизации существующих промышленных мощностей и ввода новых, эффективных межотраслевых хозяйственных связей, неадаптированность банковской системы к работе с реальным сектором экономики, дефицит квалифицированных кадров и ряда других причин.
Поэтому в 2001 году главной остается задача повышения эффективности функционирования городского хозяйства на основе использования интенсивных методов управления экономикой. Только при этом условии могут быть достигнуты параметры, заложенные в прогноз социально-экономического развития Краснодара на текущий год.
2. Прогноз социально-экономического развития города Краснодара
на 2001 год
2.1. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития Краснодара на 2001 год (далее "Прогноз") является составной частью прогноза на период до 2003 года, который разработан в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 года N 271 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 года и перспективного финансового плана до 2003 года";
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2000 года N 295 "О разработке прогноза социально-экономического развития и проекта краевого бюджета на 2001 год, параметров прогноза и перспективного финансового плана до 2003 года";
- поручениями руководства администрации города о разработке прогноза социально-экономического развития города Краснодара на 2001 - 2003 годы.
Представленный на рассмотрение городской Думы Прогноз социально-экономического развития Краснодара на 2001 год уточнен в текущем году на основе анализа работы отраслей материального производства по итогам прошлого года и предложений руководителей предприятий и организаций города. Параметры Прогноза приняты краевой администрацией и легли в основу при формировании доходной части бюджета города Краснодара и учтены при формировании бюджета Краснодарского края.
2.2. Основные параметры прогноза социально-экономического
развития города Краснодара на 2001 год
2.2.1. Промышленность
В 2001 году в промышленности предусмотрено обеспечить выпуск продукции в сумме 15,8 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,7% выше уровня прошлого года. Темпы роста в деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности предусматриваются на 3 - 5% выше, чем в среднем по промышленности.
В медицинской промышленности намечено увеличить объемы на 33,7%.
Большинство предприятий в основе повышения экономической эффективности деятельности предусматривают повышение коэффициента использования производственных мощностей, что при устойчивом спросе на продукцию и обеспеченности сырьем не потребует дополнительных инвестиций в основной капитал.
В соответствии со спросом на продукцию промышленными предприятиями сформирован портфель заказов, предусматривающий обновление и расширение ассортимента выпускаемых товаров.
Прогнозируется повышение спроса на трикотажные и швейные изделия, обувь, стеновые материалы, масло растительное, колбасные изделия и многие другие товары.
2.2.2. Агропромышленный комплекс
Сельхозтоваропроизводителями будет произведено продукции на 1,3 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 3,4% выше уровня предыдущего года, в то время как в 2000 году прирост составлял 9,9%. Это связано, прежде всего, с тем, что состояние озимого поля в результате сложившихся погодных условий вызывает сложности в формировании высоких урожаев.
Тем не менее, в 2001 г. производство зерна составит 70,5 тыс. т, овощей - 51,4 тыс. т, скота и птицы - 8,9 тыс. т, яиц - 127 млн. шт. Все эти показатели выше достигнутого уровня прошлого года.
2.2.3. Капитальное строительство и инвестиции
Объем подрядных работ, выполняемый собственными силами, составит 4,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 13,5% выше уровня прошлого года.
Предусматривается ввести в эксплуатацию 410 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе за счет средств индивидуальных застройщиков - 320 тыс. кв. м.
В результате к концу года жилой фонд города достигнет 14,5 млн. кв. м. Средняя обеспеченность населения жильем составит 19,3 кв. м на человека.
Применение подрядными организациями современных технологий строительства и материалов позволит им справиться с поставленной задачей по росту объемов работ в большей степени за счет роста производительности труда и в меньшей - за счет привлечения дополнительной рабочей силы.
Объем инвестиций во все отрасли городского хозяйства планируется довести до 5,4 млрд. руб., что на 900 млн. руб. выше уровня 2000 года. При этом удельный вес инвестиций, направляемых на производственное строительство, в общем их объеме останется на уровне 2000 года (28,7%). Такое распределение инвестиций между производственной и непроизводственной сферами нельзя считать нормальным. Удельный вес инвестиций в производственную сферу должен составлять не менее 40%. Только при этом условии возможно эффективное развитие реального сектора экономики.
2.2.4. Потребительский рынок
Развитие торговли, общественного питания и рынка услуг будет подчинено растущим потребностям краснодарцев.
Объем розничного товарооборота планируется довести до 26,5 млрд. руб. с ростом против 2000 года на 7,5%, общественного питания до 1 млрд. руб. (2%), платных услуг населению - 8,6 млрд. руб. (5,9%).
Будут внедряться новые формы торговли, позволяющие существенно повысить культуру обслуживания населения и влиять на формирование рыночных цен за счет уменьшения воздействия на них посреднических структур.
2.2.5. Малый бизнес
Дальнейшее развитие в прогнозируемом периоде получит малое предпринимательство. Прирост выпуска товаров и услуг субъектами этой сферы экономики составит 9,2%. Количество малых предприятий возрастет на 280 единиц и достигнет в 2001 г. 8,3 тысячи.
При этом в отличие от прошлых лет, интенсивнее будет развиваться малый бизнес в промышленности.
2.2.6. Транспорт и связь
Объем доходов от перевозочной и другой деятельности транспортных организаций в 2001 г. составит 6,4 млрд. руб., что на 1,2 млрд. руб. больше, чем в 2000 году. Этот прирост будет обеспечиваться за счет роста тарифов на пассажирские и грузовые перевозки. В сопоставимых ценах прирост объемов по указанному показателю составит 1 процент. Данный прирост корреспондируется с ростом деловой активности в реальном секторе экономики и позволит полностью удовлетворить растущие потребности предприятий и организаций города в грузовых перевозках за счет рационального использования транспортных средств.
Объем доходов, получаемых от услуг связи, составит 2035 млн. руб., что в действующих ценах на 25% выше уровня 2000 года. Здесь запланирован рост тарифов на услуги почтовой и телеграфной связи предприятий Минсвязи РФ с одновременным снижением тарифов акционерных обществ на услуги сотовой телефонной связи.
Намеченные темпы развития отраслей материального производства позволят в 2001 году по всем видам деятельности сформировать налогооблагаемую прибыль в сумме 6,6 млрд. руб., что на 26,9% выше уровня 2000 года. Это в соответствии с утвержденными для муниципального образования ставками отчислений от прибыли позволит получить в бюджет Краснодара 815 млн. руб.
2.2.7. Трудовые ресурсы
Рост валового внутреннего продукта города на 17,2% по сравнению с предыдущим годом повлечет за собой необходимость увеличения численности краснодарцев, занятых в экономике, на 4,3 тыс. человек с доведением общей численности экономически активного населения до 286,8 тыс. человек.
2.2.8. Денежные доходы и расходы населения
Устойчивое развитие отраслей материального производства создает предпосылки для повышения жизненного уровня краснодарцев. В 2001 году денежные доходы составят 22,9 млрд. руб. В формировании этих доходов почти 44% составляет заработная плата. При этом ее доля по сравнению с прошлым годом возрастет на один пункт. Рост фонда оплаты труда составит 125%, что даст возможность преодолеть инфляционные ожидания по росту потребительских цен и повысить реальную заработную плату работающих на 10%.
В соответствии с государственной социальной политикой в Прогнозе предусмотрено увеличение пенсионных выплат, пособий и стипендий. Доходы граждан по этим статьям составят 2,6 млрд. руб.
Рост деловой активности будет способствовать увеличению доходов граждан от других источников: дивидендов, процентов по вкладам, реализации сельхозпродукции, индивидуальной трудовой деятельности. Они составят 10,3 млрд. руб. и увеличатся по сравнению с прошлым годом почти на 20%.
Общая сумма расходов в 2001 году достигнет 34,8 млрд. руб. и превысит уровень 2000 года на 22,6%. По-прежнему, основная доля расходов населения будет приходиться на покупку товаров и оплату услуг - 30,8 млрд. руб. или 88,5%.
Закономерным для краевого центра является превышение расходов над доходами, которое в 2001 г. составит почти 12 млрд. руб. Это объясняется тем, что Краснодар является крупной торговой площадкой не только для краснодарцев, но и для жителей края и других регионов Юга России.
Динамичное развитие реального сектора экономики, заложенное в Прогнозе на 2001 год, позволило сформировать городской бюджет, в котором в пределах сумм его доходной части и субсидий из краевого бюджета максимально учтены социальные потребности бюджетных отраслей городского хозяйства.
2.3. Заключение
Реализация Прогноза социально-экономического развития г. Краснодара на 2001 год потребует слаженной работы всех структурных подразделений администрации города по восстановлению управляемости городской экономикой. В этом большие надежды возлагаются также на Совет директоров на общественных началах при главе администрации города, его Президиум и отраслевые секции.
Необходимо продолжить практику установления партнерских отношений между администрацией и предприятиями города. Алгоритм такого взаимодействия определен постановлением главы администрации города от 16 января 2001 года N 19 "О развитии экономики Краснодара в 2001 году и мерах по совершенствованию экономических отношений между администрацией города и хозяйствующими субъектами".
Другим основным направлением работы должна стать деятельность по созданию инвестиционной привлекательности краевого центра и отдельных хозяйствующих субъектов. Без этого темпы экономического роста в последующие годы могут замедлиться.
Повышению доходов предприятий может способствовать ликвидация посреднических структур, повышение отдачи от ценных бумаг, долей акций и паев в хозяйствующих субъектах, а также совершенствование структуры управления и его методов, жесткий спрос с руководителей структурных подразделений за неисполнение постановлений главы администрации города.
Многое предстоит сделать по развитию кооперационных связей между предприятиями, внедрению ресурсосберегающих технологий, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве, использованию в инновационных целях научно-технического потенциала города, развитию банковских услуг в пользу реального сектора экономики, оптимизации финансовых потоков для ускорения платежей в городской бюджет и расчетов между предприятиями, решению вопросов, связанных с укомплектованностью хозяйствующих субъектов квалифицированными кадрами.
Это далеко не полный перечень проблем, над которыми надлежит работать администрации города в текущем году. Пути их решения будут определяться постановлениями главы администрации города, а также решениями городской Думы Краснодара.
Сводные показатели прогноза
социально-экономического развития города Краснодара на 2001 год
-------------------------------------------------------------------------
| Показатели | Единица | Факт | Прогноз
| | измерения| 2000 год | 2001 год
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Промышленность | | |
| | | |
1 | Объем промышленной продукции - |млн. руб. | 13236,9 | 15800,0
| всего | | |
| в % к предыдущему году * | | 110,0 | 105,7
| в том числе: | | |
| | | |
1.1| Объем промышленной продукции по|млн. руб. | 11653,7 | 13900,0
| крупным и средним предприятиям | | |
| в % к предыдущему году * | | 107,0 | 105,9
| | | |
1.2| Объем промышленной продукции по|млн. руб. | 1419,0 | 1700,0
| малым предприятиям | | |
| в % к предыдущему году * | | 104,0 | 104,0
| | | |
1.3| Объем промышленной продукции по|млн. руб. | 164,2 | 200,0
| подсобным предприятиям сельского | | |
| хозяйства | | |
| в % к предыдущему году * | | 151,0 | 116,0
| | | |
| Из общего объема промышленной| | |
| продукции: | | |
| | | |
1.4| Производство потребительских то-|млн. руб. | 8355,9 | 10100,0
| варов (без НДС и акцизов) | | |
| в % к предыдущему году * | | 96,0 | 110,0
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Агропромышленный комплекс | | |
| | | |
2 | Продукция сельского хозяйства - |млн. руб. | 1089,4**| 1308,6
| всего | | |
| в % к предыдущему году * | | 109,9 | 103,4
| в том числе продукция: | | |
| | | |
2.1| растениеводство |млн. руб. | 490,2 | 588,9
| в % к предыдущему году * | | 100,6 | 102,6
| | | |
2.2| животноводство |млн. руб. | 599,2 | 719,7
| в % к предыдущему году * | | 135,3 | 105,1
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Инвестиции | | |
| | | |
3 | Объем инвестиций в основной капи-|млн. руб. | 4500,0 | 5400,0
| тал - всего | | |
| в % к предыдущему году * | | 94,0 | 100,0
| в том числе: | | |
| | | |
3.1| Производственного назначения |млн. руб. | 1291,5 | 1550,0
| в % к предыдущему году * | | 81,3 | 100,0
| | | |
3.2| Непроизводственного назначения |млн. руб. | 3208,5 | 3850,0
| в % к предыдущему году * | | 100,1 | 100,0
| | | |
3.3| Объем подрядных работ |млн. руб. | 3299,8 | 4569,0
| в % к предыдущему году * | | 103,0 | 113,5
| | | |
3.4| Ввод в действие основных фондов |млн. руб. | 3820,0 | 4730,0
| | | |
3.5| Ввод жилых домов за счет всех|тыс. кв. м| 402,9 | 410,0
| источников финансирования | общей | |
| | площади | |
| в % к предыдущему году * | | 119,0 | 101,8
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Транспорт и связь | | |
| | | |
4.1| Общий объем доходов от перевозоч-|млн. руб. | 5187,0**| 6391,0
| ной и другой деятельности | | |
| в % к предыдущему году * | | 101,0 | 101,0
| | | |
4.2| в том числе, от основной деятель-|млн. руб. | 4777,0 | 5880,0
| ности | | |
| в % к предыдущему году * | | 101,0 | 100,9
| | | |
4.3| Общий объем доходов от услуг|млн. руб. | 1642,0**| 2035,0
| связи | | |
| в % к предыдущему году * | | 105,0 | 105,3
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Потребительский рынок | | |
| | | |
5.1| Оборот розничной торговли |млн. руб. | 22100,0 | 26500,0
| в % к предыдущему году * | | 124,0 | 107,5
| | | |
5.2| Оборот общественного питания |млн. руб. | 926,3 | 1056,0
| в % к предыдущему году * | | 107,0 | 102,0
| | | |
5.3| Объем платных услуг населению |млн. руб. | 6545,7 | 8642,0
| в % к предыдущему году * | | 122,0 | 105,9
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Малое предпринимательство | | |
| | | |
6.1| Количество предприятий малого| единиц | 7970 ** | 8250
| бизнеса | | |
| в % к предыдущему году | | 101,6 | 103,5
| | | |
6.2| Выпуск товаров и услуг малыми|млн. руб. | 5348,9**| 6714,7
| предприятиями по всем видам дея-| | |
| тельности (без НДС и акциза) | | |
| в % к предыдущему году * | | 106,8 | 109,2
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Финансы | | |
| | | |
7 | Налогооблагаемая прибыль по всем|млн. руб. | 5231,5**| 6624,0
| видам деятельности | | |
| в % к предыдущему году | | 133,4 | 126,6
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Трудовые ресурсы | | |
| | | |
8.1| Численность постоянного населе-|тыс. чел. | 753,2**| 749,1
| ния - всего | | |
| в % к предыдущему году | | 99,5 | 99,5
| из них: | | |
| | | |
8.2| Трудовые ресурсы |тыс. чел. | 407,0**| 405,8
| в % к предыдущему году | | 99,5 | 99,7
| из них: | | |
| | | |
8.3| занято в экономике |тыс. чел. | 282,5**| 286,8
| в % к предыдущему году | | 102,0 | 101,5
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Оплата труда | | |
| | | |
9.1| Фонд заработной платы |млн. руб. | 7836,2**| 9795,0
| в % к предыдущему году | | 144,0 | 125,0
| | | |
9.2| Среднемесячная заработная плата |млн. руб. | 2311,6**| 2846,0
| в % к предыдущему году | | 141,2 | 123,2
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Денежные доходы и расходы населе-| | |
| ния | | |
| | | |
10.1| Доходы - всего |млн. руб. | 18731,3**| 22942,9
| в % к предыдущему году | | 134,2 | 122,5
| | | |
10.2| Расходы и сбережения - всего |млн. руб. | 28398,5**| 34808,2
| в % к предыдущему году | | 132,4 | 122,6
| | | |
10.3| Превышение расходов над доходами |млн. руб. | 9667,2 | 11865,3
| в % к предыдущему году | | 129,0 | 122,7
-----+----------------------------------+----------+----------+----------
| Справочно: | | |
| Сводный индекс потребительских| % | 117,8 | 115,0
| цен | | |
-------------------------------------------------------------------------
* - в сопоставимых ценах
** - оценка
Председатель городской Думы Краснодара |
А.И. Кирюшин |
<< Назад |
||
Содержание Решение городской Думы Краснодара от 6 апреля 2001 г. N 7 п. 3 "О прогнозе социально-экономического развития города Краснодара... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.