Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению мэрии г. Краснодара
от 17 февраля 1998 г. N 314
Программа
развития муниципальной автоматизированной системы г. Краснодара
1. Цель разработки Программы
Основной целью работ по развитию муниципальной АИС является:
1) обеспечение принятия рациональных управленческих решений мэрией города на основе полного удовлетворения информационных потребностей мэрии;
2) повышение системности, оперативности и объективности принимаемых решений;
3) упорядочение и сокращение трудоемкости системы сбора и использования информации;
4) оптимизация потоков управленческой информации в мэрии;
5) повышение производительности труда служащих мэрии.
Основным содержанием настоящей Программы является создание в городе базовых информационных массивов, являющихся основой для проблемно-ориентированных систем, а также создание ряда проблемно-ориентированных систем. Например, базовый информационный массив населения может служить основой для проблемно-ориентированных баз социальной защиты, медицинской профилактики, занятости и т.п.
Программа автоматизации охватывает основные направления работ по всем департаментам и управлениям мэрии, за исключением специализированных направлений.
К числу специализированных направлений относятся:
1) информатизация здравоохранения; работы в этом направлении осуществляет информационно-вычислительный центр городского объединения медицинских учреждений; задачей настоящей Программы в этом направлении является согласование базовых информационных систем с проблемно-ориентированными системами здравоохранения;
2) создание базисного плана города, используемого для обеспечения архитектурно-планировочной деятельности; работы в этом направлении выполняет институт "Горкадастрпроект"; задачей настоящей Программы в этом направлении является координация работ с целью исключения непроизводительного дублирования, а также использование результатов этих работ для территориально-распределенного анализа жизнедеятельности города, необходимого для эффективного анализа и принятия решений мэрией;
3) формирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города; работы в этом направлении, связанные с учетом муниципального жилого фонда и расчетами за жилье и коммунальные услуги самостоятельно ведет управление жилищно-коммунального хозяйства; задачей настоящей Программы является обобщение данных по жилищно-коммунальному хозяйству и предоставление в мэрию для информационно-аналитических целей.
См. Программу создания географической информационной системы инженерных коммуникаций города Краснодара, утвержденную постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 11 августа 1997 г. N 1502
Программа включает работы по интеграции в согласованную систему ряда автономных систем, уже действующих или в настоящее время разрабатываемых. К их числу принадлежат база данных БТИ, база данных департамента муниципальных ресурсов, база данных лицензионной палаты, база данных регистрационной палаты.
Программа предусматривает включение в сферу интегрированного информационного пространства города территориально удаленных подразделений мэрии (округа, управление социальной защиты, регистрационная и лицензионная палаты, органы ЗАГС и т.д.), муниципальные учреждения мэрии (муниципальный банк, страховая компания, горжилхоз и т.д.), краевые органы власти (администрация и Законодательное Собрание края), городские отделения федеральных структур (управление статистики, управление внутренних дел, налоговые инспекции, пенсионный фонд, центр занятости, фонды медицинского и социального страхования и т.д.).
Кроме того, АИС города должна создаваться с учетом решений Ассоциации городов Юга России (АГЮР) от 21 февраля и 25 мая 1997 года о создании на базе мэрии Краснодара информационного центра АГЮР, предназначенного для обеспечения выполнения уставных целей АГЮР:
- организация информационного обмена между участниками Ассоциации;
- накопление и обобщение опыта решения проблем местного самоуправления.
2. Перспективная модель АИС города
Модель принятия решения включает 3 основных этапа:
- сбор информации об объекте решения;
- выработка и принятие решения;
- контроль исполнения и анализ результатов.
Объектом решений мэрии города является городская инфраструктура. АИС города предназначена для представления инфраструктуры города в виде информационных массивов, снабженных механизмами доступа к ним.
Информационная инфраструктура города является производной от административно-хозяйственной, промышленной, социальной и других реально существующих на территории города структур.
Город с информационной точки зрения можно представить схематически в виде нескольких укрупненных слоев информационных потоков.
Базовым слоем является ТЕРРИТОРИЯ города (т.е. земля) с инженерными коммуникациями (системами тепло-, водо-, электроснабжения).
Над слоем ТЕРРИТОРИИ расположен слой СТРОЕНИЙ (здания жилого и нежилого фонда, строения предприятий и т.д.).
Следующий информационный слой составляет НАСЕЛЕНИЕ, проживающее на территории города.
Затем идет слой ПРЕДПРИЯТИЙ (включает предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности), находящихся на территории города, арендующих или являющихся владельцами зданий на территории города или просто ведущих на территории города хозяйственно-финансовую деятельность.
Информационный слой ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ связывает между собой слои ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, СТРОЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ.
Следующий информационный слой, который целесообразно выделить - слой МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ, большую часть которого составляют товаропотоки.
Следующий информационный слой - это слой ДОКУМЕНТОПОТОКОВ, т.е. потоков законодательной и распорядительной документации (законы, указы, распоряжения и т.д. и т.п.), которые как бы пронизывают все предыдущие слои и определяют порядок их взаимодействия.
И, наконец, последний слой, который можно было бы включить в слой ДОКУМЕНТОПОТОКОВ, но который целесообразно выделить в отдельный слой в силу его особой важности - это слой ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ. Каждый из вышеперечисленных информационных слоев формирует свой банк данных (БД).
3. Состав баз данных АИС города
3.1. БД - ТЕРРИТОРИЯ
Представляется в графическом виде. Содержит в себе подслои:
- базисный план с основными сведениями об основных структурных элементах территории: границы города, населенных пунктов, административных округов, сельских и поселковых администраций; основные водоемы и водотоки, железные и автомобильные дороги, проезды населенных пунктов, контуры кварталов, подземные коммуникации, геологическая основа города, зоны подтоплений, зоны загрязнений, зоны очаговых заболеваний;
- границы земельных участков и зон.
Основой базисного плана должна быть муниципальная геоинформационная система, основанная на информации точной геодезической съемки города. Назначение МГИС - профессиональное использование для ведения городского многоцелевого кадастра, дежурного плана города, базы застройки города, базы инженерных коммуникаций и т.п.
Одной из составных частей базисного плана является Единый список улиц города, согласованный с городской Думой и топонимической комиссией.
На основе базисного плана создаются проблемные графические информационные базы:
- водоснабжения;
- канализации;
- электроснабжения;
- газоснабжения;
- теплоснабжения:
- городского транспорта;
- экологической и эпидемиологической обстановки;
- связи.
На основе базисного плана строится упрощенная схема города, предназначенная для графического представления различных количественных оценок, распределенных по территории города, сформированных на основе других баз данных АИС города.
3.2. БД - СТРОЕНИЯ
Представляется в графической форме (контуры и расположение строений) и взаимосвязанной с ней текстовой форме (характеристики строений).
3.3. БД - НАСЕЛЕНИЕ
Должна содержать основные данные о жителях города (дата рождения, пол, адрес, семейные отношения и т.д.).
БД - НАСЕЛЕНИЕ может использоваться для создания проблемных баз, например таких, как база медицинской профилактики, база занятости, база профессионального состава, база плотности населения и т.п.
Основными источниками БД - НАСЕЛЕНИЕ являются данные паспортных столов и органов ЗАГС. Возможно использование базы данных избирательных комиссий.
3.4. БД - ПРЕДПРИЯТИЯ
Включает основные регистрационные данные о предприятиях (наименование, все коды статистической и налоговой классификации, учредители и их доли в уставном фонде, юридический адрес, руководители и т.п.).
3.5. БД - ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
Содержит сведения о правообладании собственности. К ним относятся:
- БД бюро технической инвентаризации - содержит сведения о правах собственности населения (физических лиц) и предприятий (юридических лиц) на строения и их части;
- БД муниципального имущества - содержит сведения об объектах муниципальной собственности;
- БД комитета по земельным ресурсам - содержит сведения о правах распоряжения земельными участками;
- БД жилищно-коммунального хозяйства - содержит сведения о жилом фонде и жильцах.
3.6. БД - МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ
Исчерпывающая база материальных потоков в масштабах города возможна только при условии наличия таких баз на всех основных предприятиях. Начальным вариантом такой БД для целей управления городом может быть база движения ресурсов жизнеобеспечения для города в целом.
3.7. БД - ДОКУМЕНТОПОТОКИ
Для целей управления городом наиболее существенны потоки документов, касающиеся непосредственно мэрии города и муниципальных учреждений.
БД документопотоков должны обслуживать движение документов двух основных видов:
- внешние информационные потоки, поступающие в мэрию извне (законодательная база федерального и краевого уровня, информационные материалы, нормативная документация других субъектов федерации и муниципальных образований, международная информация); обслуживание таких документопотоков состоит в получении, накоплении и обеспечении доступа; частным случаем такой информации являются базы, информационные массивы, доступные по Internet;
- внутренний документооборот (разработку, согласование, распространение документов городского самоуправления).
3.8. БД - ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ
Обслуживаются финансовые потоки, напрямую касающиеся мэрии (движение средств городского бюджета), а также прочие финансовые потоки, наиболее существенные в масштабах города (расчеты по налогам в виде налоговых историй, расчеты по пенсионному фонду, медицинскому и социальному страхованию, платежам в фонд занятости и дорожные фонды, наиболее существенное для города движение банковского капитала и ценных бумаг).
3.9. БД - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Содержит статистические и аналитические данные о хозяйственной деятельности предприятий города. Формируется на основе данных государственной статистики, выборочных обследований и т.п.
4. Характеристика исходного состояния систем автоматизации
Программа автоматизации деятельности мэрии города должна определять конечные цели процессов автоматизации, средства их достижения, а также учитывать исходное состояние автоматизированных систем.
На начало 1998 г. в мэрии созданы базовые телекоммуникационные возможности, апробированы концептуальные решения по созданию автоматизированных систем, создан ряд проблемно-ориентированных баз данных.
Техническое и телекоммуникационное обеспечение
В мэрии примерно на 300 рабочих мест имеется 109 рабочих станций, из них 40 требуют модернизации.
Локальная сеть мэрии рассчитана на подключение 150 рабочих станций и обеспечивает возможность дальнейшего расширения. Локальная сеть мэрии имеет связь по радиоканалу 10 Мбит/с с локальной сетью БТИ и связь по радиоканалу 2 Мбит/с с КубГТУ для выхода в Интернет.
Кроме того, мэрия подключена через модемы по коммутируемому каналу к Интернет, электронным почтам системы "Выборы" и системы X.400, организована эксплуатация электронной почты для информационного обмена в мировом пространстве, по России (Москва, АГЮР, СРГ, АСДГ) и по городу (округа, администрация края, управление статистики).
Организационное обеспечение
Приняты распоряжения и постановления мэра о создании информационно-телекоммуникационной системы мэрии, об автоматизации деятельности мэрии, о создании Web-страницы мэрии, о вводе в эксплуатацию локальной сети мэрии. Подготовлено и проведено 4 цикла занятий по начальному курсу компьютерной подготовки.
См. постановления главы городского самоуправления Краснодара от 16 июля 1997 г. N 1262 "О порядке создания информационно-телекоммуникационной системы мэрии г. Краснодара" и от 11 августа 1997 г. N 1498 "Об автоматизации деятельности мэрии города Краснодара"
Документооборот и информационное обеспечение мэрии
Разработана структура информационной системы мэрии на основе Интранет-технологии и клиент-серверной организации данных, содержащая основные сведения о мэрии (структура управления, руководители, телефоны, планы работ и отчеты), сформированы основные страницы информационной системы. Проработана технология доступа к информационной системе мэрии, на рабочие места пользователей установлены программы доступа к информационной системе.
Проработана технология внутренней электронной почты, обеспечивающая на первом этапе рассылку информационных материалов для общего ознакомления (пресс-дайджесты, обзоры СМИ, объявления и т.п.), а также внутреннюю переписку в мэрии.
Разработана и эксплуатируется система контроля исполнения (в бюро контроля, приемной 1-го вице-мэра).
Разработаны и эксплуатируются система учета писем и личных обращений граждан, система учета для миграционной службы.
В рамках программы правовой информатизации Краснодарского края начата эксплуатация базы нормативных и правовых актов мэрии.
Организован доступ в локальной сети к базам данных юридической системы "Консультант-Плюс" (по законодательству РФ и нормативным актам Краснодарского края и г. Краснодара).
Организован доступ в локальной сети к базе нормативных и правовых документов Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов.
База данных по предприятиям
Проработана концепция эталонной базы предприятий, которая должна обеспечивать единый источник регистрационных данных по предприятиям. Разработана система для ведения базы данных в регистрационной палате.
Информационные базы по недвижимости
В БТИ имеется в наличии база по учету недвижимости, в департаменте муниципальных ресурсов - реестр муниципальной собственности.
Геоинформационные системы
Отработана методология создания и сопровождения геоинформационных систем, завершается совместно с комитетом по земельным ресурсам создание электронной план-схемы города, предназначенной для целей территориально зависимого анализа и оценки стоимостных зон земельных участков.
Экономические и финансовые системы
В финансовом управлении эксплуатируется система учета финансовой деятельности. Система включена в локальную сеть мэрии.
Для департамента управления муниципальными долгами разработана система учета товарных запасов, предлагаемых должниками в бюджет.
Разработана система формирования прогноза экономического развития города.
5. Задачи создания АИС
5.1. Техническое телекоммуникационное обеспечение
Техническое оснащение предполагает обеспечение подразделений рабочими станциями для эксплуатации автоматизированных систем и доступа к информационным ресурсам мэрии. Включает модернизацию имеющихся 40 рабочих станций устаревших моделей, оснащение рабочими станциями канцелярии, машбюро, руководителей мэрии и их приемные, дооснащение подразделений мэрии (всего 30 рабочих станций).
Развитие телекоммуникационного обеспечения мэрии предполагает решение следующих задач:
- включение в локальную сеть мультипротокольного маршрутизатора как основы внутригородских коммуникаций, связь на этой основе с локальной сетью администрации края;
- отработка технологии использования беспроводных сетей для создания корпоративной структуры локальных сетей, скоростного выхода в глобальные сети для доступа к информационным ресурсам Интернет;
- построение локальных сетей в удаленных подразделениях мэрии и муниципальных учреждениях, включая оснащение рабочими станциями:
4 территориально-административных округа,
регистрационная палата,
приемная по жалобам (3 рабочих станции),
управление социальной защиты (10 рабочих станций),
отделы ЗАГС (10 рабочих станций);
- разработка базовой системы телекоммуникаций города, обеспечиваемой различными каналами связи:
до 20 каналов на выделенных линиях,
до 15 точек радиомостов беспроводных сетей связи,
коммутируемые телефонные линии.
5.2. Организационное обеспечение
Важнейшей задачей настоящей Программы является обеспечение использования имеющихся технических и программных средств, которое может быть достигнуто комплексом мер, предусматривающих непрерывное обучение работников мэрии как в плане начальной компьютерной подготовки (умение работать на компьютере), так и в плане организации работ с использованием ЭВМ и локальной сети (понимание руководителями методов использования компьютеров и ЛВС в повседневной работе, учет таких возможностей при планировании и организации работ). Должны быть использованы различные формы обучения: целевые курсы в мэрии, консультирование на рабочих местах, подготовка методических материалов.
5.3. Доступ в мировое информационное пространство
Всемирная информационная сеть Интернет оказывает существенное влияние на общественные процессы. В интересах города и для целей управления городом сеть Интернет может быть использована как средство информирования граждан, формирования инвестиционной привлекательности города, использования информационных ресурсов для целей управления городом. Для этого необходимо решение ряда задач:
- регистрация домена Интернет для мэрии города;
- приобретение и монтаж оборудования для Web-сервера;
- подключение Web-сервера к локальной сети мэрии, обеспечение доступа в рамках локальной сети;
- обеспечение для Web-сервера внешних телекоммуникаций;
- разработка структуры Web-сервера; разработка шаблонов страниц Web-сервера;
- определение источников информации, периодичности ее поступления, обеспечение регулярного поступления новой информации;
- выполнение работ по обработке поступившей информации с целью ее последующего размещения на Web-сервере;
- обеспечение информационной связи с другими серверами г. Краснодара и края.
5.4. Документооборот
Обеспечение автоматизированного документооборота мэрии включает решение задач:
- разработку единой концепции автоматизированного документооборота;
- модернизацию и включение в нее систем контроля исполнения, учета рассылки и движения документов, учета обращений граждан;
- формирование полной базы нормативных документов мэрии, обеспечение доступа к ней через телекоммуникационные средства мэрии;
- участие в формировании базы данных правовых актов Краснодарского края, обеспечение доступа к ней в мэрии;
- введение в практику документооборота средств безопасности и обеспечения юридической достоверности (шифрования, электронной подписи);
- включение в сферу документооборота территориально удаленных подразделений мэрии и муниципальных учреждений.
5.5. Создание эталонной базы предприятий и организаций
Эталонная база предприятий и организаций предназначена для выполнения функций интеграции данных о предприятиях и организациях в масштабах города. Для создания такой базы необходимо решение задач:
- разработка программного обеспечения для ведения и сопровождения эталонной базы предприятий и организаций в регистрационной палате г. Краснодара;
- формирование базы предприятий и организаций;
- решение организационных вопросов об обязательном использовании эталонной базы на территории города Краснодара, в т.ч. не только в учреждениях мэрии, но и в других государственных учреждениях города (налоговая служба, управление статистики, пенсионный фонд, фонд занятости, комитет по земельным ресурсам и т.п.);
- техническое обеспечение удаленного доступа в базу и обновления копий-подлинников базы в местах ее использования;
5.6. Геоинформационные системы и информационные системы недвижимости
Для целей управления городом необходимо использование графических возможностей для целей территориально-распределенного анализа любых количественных данных о жизнедеятельности города. В рамках настоящей Программы для этого должны быть решены задачи:
- организация работ по сопровождению электронной план-схемы города, включая оснащение инструментальным программным обеспечением;
- организация доступа к электронной план-схеме в локальной сети мэрии;
- проработка технологии формирования территориально-распределенных баз данных (в базовой графической системе в сочетании с СУБД);
- проработка технологии территориально-зависимого поиска;
- проработка технологии территориально-распределенного анализа;
- подготовка положения о порядке доступа к базе данных муниципального имущества;
- подготовка положения о порядке доступа к базе данных БТИ;
- формирование территориально-распределенной базы, связанной с электронной план-схемой города;
- разработка средств территориально-распределенного анализа обобщенных данных по муниципальному имуществу с использованием электронной план-схемы города.
Интеграция различных баз данных, создаваемых и используемых в городе, требует обеспечения единства в них наименований улиц города, что предполагает решение ряда задач:
- разработка средств для ведения базы списка улиц, подготовка эталонного списка улиц к использованию в других базах данных;
- подготовка и принятие постановления об обязательном использовании эталонного списка улиц во всех базах данных, имеющихся и создаваемых в подразделениях мэрии и муниципальных учреждениях;
- определение порядка формирования, использования и сопровождения эталонного списка улиц.
5.7. Базы населения
Формирование базы данных, содержащей полные, достоверные и актуальные данные о населении города, предполагает объединение в рамках единой целевой программы усилий управления внутренних дел, органов ЗАГС, краевой избирательной комиссии, мэрии города и включает решение задач:
- подготовка и принятие решений о совместной деятельности управления внутренних дел и <органов ЗАГС> города в области создания и использования базы данных населения;
- разработка в рамках совместной деятельности программы автоматизации органов ЗАГС, техническое оснащение органов ЗАГС, разработка программного обеспечения для органов ЗАГС, организация формирования баз данных;
- разработка системы интеграции данных из различных источников в базу населения города;
- разработка средств тиражирования и использования базы населения в проблемно-ориентированных системах (социальной защиты населения, медицинской профилактики, систем учета и прогнозирования занятости);
- организация телекоммуникационного доступа к базам населения.
5.8. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством
Использование информации о жилищно-коммунальном хозяйстве города для целей принятия управленческих решений в мэрии требует решения задач:
- разработка средств интеграции данных жилищно-коммунального хозяйства в общую информационную базу;
- организация телекоммуникационного доступа в общую информационную базу;
- разработка аналитических задач для целей принятия решений по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.
5.9. Финансовые потоки и хозяйственная деятельность
По отношению к финансовым потокам собственно в мэрии ближайшей задачей является совершенствование механизмов обеспечения руководства мэрии оперативной информацией о движении финансов города (поступления средств в бюджет, движение средств к бюджетополучателям, расходование средств бюджетополучателями и т.д.); обязательным условием функционирования является соблюдение ограничений доступа.
Другими финансовыми потоками, имеющими важнейшее значение для управления городом, являются движение по начислению и уплате налогов и других платежей (налоговые инспекции, пенсионный фонд, центр занятости, фонды медицинского и социального страхования). В отношении этих финансовых потоков ближайшими являются задачи:
- обеспечение организационных и правовых основ информационного взаимодействия с налоговой инспекцией и фондами, включая такие взаимовыгодные формы, как предоставление данных по регистрации предприятий, лицензированию и т.п.;
- отладка информационных интерфейсов и средств телекоммуникационного взаимодействия.
Третьим видом финансовых потоков, значимым для управления городом, является деятельность муниципальных финансовых институтов, таких как муниципальный банк, страхования компания, акционерные общества с долей муниципальной собственности. Для обеспечения контроля и управления должна быть решена задача доступа руководства мэрии к информации об основных финансовых потоках финансовых учреждений муниципальной собственности.
Хозяйственная деятельность предприятий в значительной мере характеризуется финансовыми потоками. Прочие хозяйственные показатели (объемы производства, прибыль, численность персонала и т.п.) подлежат учету органами статистики. Задачи в этой части:
- содействие достижению наибольшей полноты, достоверности и оперативности статистического учета;
- содействие техническому оснащению органов статистики, включая средства телекоммуникационного взаимодействия;
- создание аналитических функций на базе статистических данных.
Другим направлением является регулирование со стороны мэрии хозяйственной деятельности предприятий путем лицензирования, утверждения ассортиментных перечней и т.п. Задачи в этой части:
- реализация задач учета регулирующих актов в сопряжении с эталонным списком предприятий;
- обеспечение доступа к базе данных регулирующих актов.
6. Заключение
Программа развития автоматизированной информационной системы города рассчитана на 1998 - 2000 гг. В результате реализации Программы мэрия города должна получить возможность реального использования информационных технологий в управленческих решениях. Базовые информационные массивы обеспечат процесс управления основными и наиболее важными данными о жизни города, а развитые телекоммуникационные средства позволят получать ее достоверной и в сжатые сроки.
Управляющий делами мэрии Краснодара |
С.Л. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.