Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к постановлению
главы администрации г. Краснодара
от 23 октября 1995 г. N 1392
См. также проект стратегической концепции комплексного развития Краснодара на 1997 - 2012 годы, принятый постановлением мэрии города Краснодара от 5 декабря 1997 г. N 2338
Концепция
устойчивого экологического развития города Краснодара
2. Цели, принципы и задачи Концепции
2.1. Основной целью Концепции является обеспечение экологической безопасности населения, устойчивое функционирование, развитие города и окружающей природной среды, как целостной системы. Основой устойчивого развития является благоприятная окружающая природная среда. Охрана природы и среды обитания человека являются составными частями сохранения, восстановления и создания благоприятных условий жизни, соответствующих разумным, согласованным с возможностями окружающей среды потребностям человека, включающим здоровье, материальное благополучие и полноценное воспроизводство населения, духовное и интеллектуальное совершенствование. Этим определяется приоритет социальных и экологических проблем среди других вопросов развития и управления города и природной территории.
Дальнейшее развитие города при высокой концентрации промышленности требует создания научно-культурной среды, развития и привлечения высоких технологий производства, превращения из города-производителя в культурный, научный, торгово-финансовый центр с наукоемкой, ресурсосберегающей промышленностью и обеспеченной благоприятной средой обитания для всех слоев населения.
2.2. Основными принципами Концепции являются:
- признание высшим приоритетом сохранение жизни и благоприятной среды обитания;
- равенство прав настоящего и будущих поколений на жизнь в благоприятной окружающей природной среде, пользование природными ресурсами, сохранение здоровья и удовлетворение духовных потребностей;
- добровольность принятия органами власти, общественными организациями и гражданами обязательств, направленных на устойчивое экологическое развитие города;
- последовательная экологизация всех сфер жизнедеятельности города и пригородных территорий;
- запрещение вовлечения в хозяйственную деятельность охраняемых и других природно-ландшафтных территорий.
2.3. Основные задачи Концепции:
В области правового и организационного обеспечения устойчивого экологического развития города:
- приоритетное финансирование природоохранных мероприятий на уровне не менее 3% расходной части городского бюджета, создание единой системы планирования и финансирования природоохранных мероприятий;
- создание экологически ориентированной системы платежей, налогов, акцизов и льгот в области охраны природы;
- охрана геологической среды города и прилегающих территорий от подтопления, разрушения берегов, сейсмической активности;
- защита подземных вод;
- охрана вод Краснодарского водохранилища в рамках бассейнового соглашения, межрегиональных договоров и федеральных программ;
- охрана водоохранных зон р. Кубань и малых рек и обустройство рекреационных территорий;
- восстановление и рекультивация нарушенных территорий, создание на их основе рекреационных зон;
- охрана и рациональное использование природного и культурного наследия уникальных в природном отношении объектов совместно с органами власти сопредельных территорий и общественными объединениями;
- сохранение, расширенное воспроизводство и улучшение качества прилегающих к городу лесов, как единого массива и основы природного каркаса города. Организация мониторинга, зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и зон покоя; реконструкция зеленых насаждений города, создание ландшафтных парков; создание, сохранение и увеличение биологического разнообразия экосистем города с целью обеспечения их устойчивого развития и существования.
В области рационального природопользования:
- реорганизация производственной сферы, развитие наукоемких и ресурсосберегающих технологий и производств с целью оптимизации взаимоотношений с окружающей средой; размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности;
- снижение уровней загрязнения окружающей среды до безопасных;
- охрана атмосферы, земель и вод от техногенных воздействий;
- смена менталитета в области охраны природы и природопользования: переход от планового снижения по отдельным показателям и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды и среды обитания человека с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга;
- обеспечение максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от производств, теплоэнергетического комплекса, оптимизация транспортных потоков, увеличение доли электротранспорта, переход на неэтилированный бензин и другие альтернативные варианты решения транспортных проблем;
- учет, уменьшение и оптимизация коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных ливневых промышленных и иных стоков; снижение загрязнения от водного транспорта;
- обеспечение эффективной санитарной защиты городских водозаборов, охраны месторождений питьевой воды;
- сокращение образования (объемов) отходов производства, переработка, вторичное использование, безопасное захоронение и потребление их; рекультивация существующих полигонов и свалок, создание городской инфраструктуры сбора и переработки отходов;
- разработка системы современного эффективного и максимально безопасного для окружающей природной среды и здоровья населения сельскохозяйственного землепользования; поддержание биологического плодородия почв на должном уровне; обустройство пригородных зон;
- разработка и внедрение технологий по производству экологически чистой продукции;
- разработка нормативов землепользования при подготовке и проведении строительных и ремонтных работ;
- организация системы социально-гигиенического мониторинга; экологическое, информационное обеспечение населения;
- прогнозирование и разработка мероприятий по защите населения от возможных природных и техногенных бедствий, аварий, катастроф.
В области улучшения качества жизни человека:
- осуществление программы по обеспечению детей экологически чистым, сбалансированным питанием;
- контроль за качеством производимых в городе и его пригородной зоне, а также реализуемых отечественных и импортных продуктов питания;
- реализация программ по регулированию рождаемости и миграционной политике, охране материнства и детства;
- повышение ценности человеческой жизни путем оздоровления экологической обстановки, обеспечения здорового образа жизни;
- снижение инфекционных и "социальных" болезней путем улучшения санитарно-гигиенической обстановки, условий жизни, профилактики и лечения;
- проведение экологически обоснованной демографической политики в городе, направленной на снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, регулирование рождаемости и миграционных процессов и пр.;
- проведение экологически обоснованной градостроительной политики в городе, с сохранением и развитием пригородных зеленых зон;
- формирование у населения общей и экологической культуры, нравственности, признающих высшую ценность - живую природу и рациональный режим природопользования, понимания идей устойчивого развития, бережного использования природного и культурного наследия на основании многоступенчатой системы образования и развития культурной среды; повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, участие в исполнении положений настоящей Концепции;
- формирование экологической культуры личности; создание и реализация программы экологического воспитания и образования;
- целенаправленное совершенствование и развитие систем краеведческого образования и экологического просвещения в учебных заведениях города.
В области управления природопользованием:
- совершенствование инфраструктуры комплексного мониторинга города и управления качеством окружающей городской среды;
- создание правовой и нормативной баз и экономической основы для обеспечения устойчивого развития и существования городской агломерации;
- принятие в качестве приоритетного критерия оценки деятельности администрации и руководителей всех уровней в пределах их компетенции характера изменения экологической ситуации;
- разработка "Положения" о разграничении полномочий, прав и обязанностей и о взаимодействии всех субъектов экологического права в городах.
Концепция реализуется через систему конкретных программ, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок. Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, взаимосвязано и поэтапно с определением приоритетов. Для достижения поставленных задач предусматривается координация разрабатываемых программ с международным, федеральными, бассейновыми, региональными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития территории города.
3. Этапы реализации Концепции
3.1. Первый этап:
Создание правовой и нормативной баз природопользования в городе, выделение приоритетных направлений, разработка мероприятий и осуществление первоочередных мер по снижению загрязнения окружающей природной среды и восстановлению экологического равновесия.
3.2. Второй этап:
Стабилизация экологической обстановки и снижение загрязнения среды до установленных нормативов.
3.3. Третий этап:
Конкретное улучшение экологической ситуации, переход к стабильному развитию на базе сбалансированного природопользования.
4. Системы и механизмы обеспечения Концепции
4.1. Законодательно-правовая система на уровне местного самоуправления, в первую очередь, должна обеспечить соблюдение конституционных прав горожан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Необходима разработка системы первоочередных законов по охране окружающей среды для городского сообщества.
4.2. Нормативная система должна удовлетворять ряду требований: достаточности, достижимости, осуществимости, региональности и времени действия. Необходима разработка системы экологических регламентов и положения о компенсации за негативные изменения экосистем в городе и окружающей его природной среде.
4.3. Экономическая система. Это ключевая система для реализации экологически сбалансированной деятельности в городе. Экономический механизм должен базироваться на следующих основных экономических принципах:
- самостоятельного экономического регулирования внутригородских проблем охраны окружающей среды и природопользования;
- пропорциональной экономической ответственности;
- платности природопользования (право пользования, сверхлимитное и несанкционированное использование и пр.);
- принцип "платит тот, кто загрязняет и наносит ущерб";
- экономического стимулирования рационального природопользования путем экономически обоснованной, кредитной и налоговой политики;
- квотирования средств на финансирование работ по восстановлению и охране природы из бюджета города;
- возмещение трансграничного ущерба окружающей среде;
- экологического страхования, предусматривающего ответственность предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение ущерба и убытков третьим лицам от аварийного или внезапного загрязнения среды;
- совершенствование системы экологических фондов, включая амортизационные экологические фонды природопользователей.
4.4. Контрольно-информационная система. Включает сопряжение федеральных, муниципальных и ведомственных служб контроля окружающей среды; экологический мониторинг на территории города и районов с напряженной экологической ситуацией, информационное обеспечение принятия управляющих решений и безвозмездный обмен информацией для обеспечения нужд органов самоуправления, бюджетных организаций и общественных объединений.
4.5. Просветительско-образовательная система. Включает в себя систему эколого-культурного просвещения и образования, обеспечивающую постоянно и профессионально организованную интерпретацию состояния природной и культурной среды города в учебных заведениях, в печатной, радио- и телепродукции.
4.6. Научное обеспечение - изучение состояния, оценка и прогноз развития эколого-экономической системы города и природоохранных территорий, выбор и научное обоснование путей решения настоящей Концепции.
4.7. Организационная структура. Совершенствование структуры контроля и управления природоохранными службами в городе как путем более полной реализации возможностей действующих структур и нормативных актов, так и организационного и нормативно-правового совершенствования управления.
4.8. Система материально-технических и трудовых ресурсов. В связи с необходимостью экологизации всех сфер жизнедеятельности города процесс роста числа занятых в экологической сфере, их специализация и качественный уровень будут возрастать. Увеличение и качественное улучшение материально-технической базы природоохранной деятельности в городе должно идти в направлении качественного и количественного роста всех этих составляющих. Кроме того, целесообразно формирование в городе предприятий, специализирующихся на изготовлении экологического оборудования и воспроизводстве природных ресурсов.
5. Источники финансирования природоохранной деятельности
в городе
Источниками финансирования должны стать:
- бюджетные ассигнования различных уровней (федеральные, краевые, городские);
- средства внебюджетных экологических фондов разной принадлежности;
- средства, вкладываемые отечественными и зарубежными инвесторами в приватизацию экологически особо опасных предприятий, функционирование которых приносит наибольший ущерб окружающей среде;
- инновационные программы создания экологически чистой техники и технологии;
- ресурсы, образованные в результате создания системы страхования экологического риска;
- экологически инициированная кредитная и налоговая политика;
- в перспективе, средства, вырученные в результате природоохранного займа.
6. Эффективность намечаемых мероприятий Концепции
Эффективность достижения целей и решения задач настоящей Концепции с точки зрения социально-экономического эффекта заключается в достижении экологической безопасности, создании условий гармоничного функционирования и развития города в окружающей природной среде.
Эффективность затрат, направляемых на улучшение состояния городских экосистем, выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и ресурсов (природных, трудовых, материальных и финансовых, потерь качества продукции), достигаемых путем улучшения качества окружающей среды.
Наконец, эффективность достижения намеченных целей будет выражаться в превращении города из промышленного центра и города-производителя в культурный, научно-промышленный центр, обеспеченный благоприятной средой обитания для всех слоев населения.
Заместитель главы администрации,
управляющий делами администрации
г. Краснодара |
А.Т. Власенко |
<< Назад |
>> 1. Общая часть |
|
Содержание Постановление главы администрации г. Краснодара от 23 октября 1995 г. N 1392 "О первоочередных экологических мероприятиях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.