Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы городского
самоуправления Краснодара
от 19 марта 1997 г. N 425
См. Программу содействия занятости населения города Краснодара на 1998 год, утвержденную постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 10 апреля 1998 г. N 656
Программа
содействия занятости населения г. Краснодара на 1997 г.
Программа содействия занятости населения г. Краснодара на 1997 год (далее Программа) разработана городским центром занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в РФ", рекомендациями Федеральной службы занятости России и краевого центра занятости населения, а также соглашением между городским советом профсоюзов и администрацией города Краснодара.
Основная задача Программы - проведение политики эффективной занятости, предотвращение роста безработицы, снижение ее социально-экономических последствий, оказание помощи в трудоустройстве слабоконкурентным на рынке труда группам населения, прежде всего молодежи, работникам, высвобождаемых с предприятий, создание возможностей для переобучения, переподготовки и профессиональной ориентации граждан.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1996 г.
Основные направления Программы разработаны исходя из прогноза экономического развития города, а также прогнозных оценок рынка труда, выполненных городской службой занятости населения с учетом предполагаемого социально-экономического развития города.
Анализ состояния рынка труда и перспективы на 1997 год
Социально-экономическая ситуация в городе очень напряженная. Динамика финансово-хозяйственной деятельности городских предприятий в прошедшем году свидетельствует о некотором нарастании негативных тенденций в экономике города. Резко снизили производство предприятия легкой и машиностроительной промышленности; в пищевой промышленности за 1996 год снизилось производство таких важнейших видов продукции, как макаронные изделия (74%), цельномолочная продукция (на 61%), масло животное (на 74%) и др. виды пищевой промышленности. Продолжающийся спад производства, прежде всего в промышленности, тяжелое состояние отраслей и сфер экономики не могли не сказаться на положении в сфере занятости. Экономика ряда предприятий находится явно в кризисном состоянии, целые отрасли на грани выживания. Общий объем промышленной продукции в сравнении с 1995 годом уменьшился на 15%. В связи с этим продолжает развиваться тенденция сокращения численности занятых в народном хозяйстве города, особенно в государственном секторе экономики. Численность по крупным и средним предприятиям города за январь - ноябрь 1996 г. в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года снизилась на 6670 человек (12%), в сельском хозяйстве - на 504 чел. (5%), в строительстве - на 2022 чел. (9%), в науке и научном обслуживании на 488 чел. (14%). Причем значительно сокращается численность работающих на предприятиях города с низкой заработной платой.
Значительных размеров достигла "скрытая" безработица. Уровень "скрытой" безработицы в прошедшем году из-за отпусков с разрешения администрации достиг 6,2%. В течение года работали в режиме неполной рабочей недели 13428 чел., находились в отпусках с разрешения администрации более 24 тыс. чел.
С обострением ситуации на рынке труда более чем в 2 раза вырос уровень регистрируемой безработицы в городе и составил на конец 1996 г. 1,2% от численности занятого трудоспособного населения города. В истекшем (1996 г.) в городской центр занятости обратилось более 38 тыс. чел. Растет разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Наблюдается снижение потребности в кадрах более чем в 2,5 раза в сравнении с 1995 годом. К концу 1996 года заявленная потребность в работниках составила 1152 чел., или 4,8 человека на одну вакансию. Причем, из общего количества вакансий, 28% потребность в инженерно-технических работниках и служащих, а остальные вакансии - рабочие профессии. Из числа безработных, состоящих на учете, 75% женщины, 25% - молодежь от 16 до 29 лет. Доля безработных с высшим и средним специальным образований около 74%.
В силу сохраняющихся негативных факторов наступивший 1997 год не обещает стать годом промышленного роста для всей экономики в целом. Сохраняется угроза перерастания скрытой безработицы в открытую, расширения практики отпусков по инициативе администрации, работы по сокращенной рабочей неделе, роста задолженности по заработной плате и т.д. На сокращение рабочих мест, рост неполной занятости оказывает влияние и свертывание убыточных производств. Все это обостряет ситуацию на рынке труда.
Учитывая складывающуюся социально-экономическую ситуацию на рынке труда и ее влияние с занятостью населения, сделан прогноз рынка труда на 1997 г.
По предварительной оценке рынок труда в городе может составить 51,9 тыс. человек в наиболее вероятном варианте и 60,9 тыс. человек в кризисном варианте. Возрастет численность высвобождаемых работников, которая по предварительной оценке достигнет в 1997 г. 9,5 тыс. чел. Выпускники различных учебных заведений со свободным распределением, включая отсев учащихся, составят 11,3 тыс. чел. Возрастет численность уволившихся по собственному желанию. Согласно прогнозу эта категория граждан будет представлена численностью 10,2 тыс. чел. Однако, она по-прежнему будет трудоустраиваться самостоятельно, в службу занятости обратятся лишь 40% (4,1 тыс. чел.).
Несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу, низкая стоимость рабочей силы, уменьшение заявок предприятий ограничивает возможности безработного населения. Предположительно при посредничестве службы занятости сможет трудоустроиться 3,0 тыс. чел. Численность зарегистрированных за год безработных составит 11,2 тыс. чел., или 2,9% от численности занятого трудоспособного населения города.
Основные пути и формы реализации политики содействия занятости
населения города Краснодара в 1997 г.
Прогноз рынка труда является базой определения объема средств, необходимых для решения проблем занятости. Он позволяет определить приоритет политики занятости и разработать меры, направленные на изучение последствий безработицы и обеспечение социальных гарантий граждан в сфере их занятости.
Основная цель государственной политики занятости на территории города - создание необходимых условий для реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Основываясь на преемственности программ и с учетом особенностей текущего периода определены следующие приоритетные направления политики занятости:
- обеспечение всех трудоспособных граждан работой в прежней сфере деятельности и по имеющейся профессии в короткий срок, сокращение периода безработицы;
- организация профессионального обучения и консультирования, принятие необходимых мер по их скорейшему возвращению к активному труду;
- разработка специальных программ занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, включая квотирование рабочих мест, создание дополнительных (временных) рабочих мест, предоставление в рамках средств фонда занятости населения возможных компенсационных издержек работодателям по организации специализированных рабочих мест для инвалидов и ученических рабочих мест для молодежи;
- проведение упреждающих мер по предотвращению массовой безработицы, усиление социальной защищенности трудовых прав граждан, расширение возможностей по поддержке доходов граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, работающих неполный рабочий день, выплате пособий и адаптации к новому рабочему месту;
- поддержка работодателей, способствующих созданию новых и сохранению существующих рабочих мест, организующих общественные (временные) работы;
- разработка мер, обеспечивающих изменение структуры занятости, прежде всего в пользу сферы услуг, поддержки и развития малого, в том числе семейного предпринимательства.
1. Организация работ по трудоустройству населения
В условиях дальнейшего реформирования экономики важное значение приобретает реализация мер, направленных на снятие угрозы обвального роста открытой безработицы. В этих условиях взаимодействие и сотрудничество между работодателями, городской службой занятости населения и профсоюзами будут активно содействовать в реализации законных прав граждан на полную продуктивную и свободно избираемую занятость. Для решения этих задач предполагается осуществить комплекс следующих мер:
- проводить работу по созданию информационных банков данных о наличии рабочих мест и вакантных должностей;
- проведение рекламы претендентов на рабочие места и информирование населения о наличии вакансий через средства массовой печати и телевидение;
- проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;
- проведение "Круглых столов" с руководителями кадровых служб предприятий по вопросам занятости населения.
2. Экономическая поддержка безработных
В целях материальной поддержки безработных граждан на период активного поиска работы в 1997 г. будет продолжена выплата пособия по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий. Городская служба занятости ставит своей задачей своевременно и точно производить выплаты и их индексацию, а также поощрять лиц, получающих пособие, к активным поискам работы, усилить адресность оказания материальной помощи. Предполагается сочетать систему пособий по безработице с иными средствами социальной поддержки безработных и членов их семей, включая переобучение новым профессиям, а также осуществлять поддержку граждан, потерявших право на пособие по безработице и нуждающихся в трудовой реабилитации. В целях сохранения кадрового потенциала предприятий и предупреждения массового высвобождения работников оказывать материальную помощь в виде компенсационных выплат работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы с разрешения администрации.
3. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся
в социальной защите
Трудоустройство граждан этой категории представляет значительную трудность и ориентировано на преодоление негативных последствий безработицы и повышение шансов в трудоустройстве, при этом приоритетными предусматриваются следующие направления:
- развитие надомного труда и гибких режимов работы женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
- реализация специальных мер, включающих корректировку программ общего обучения или трудовой практики для тех, кто не прошел обучение по обычным программам и не нашел места работы;
- квотирование рабочих мест на предприятиях города;
- содействие производственному ученичеству и другим формам профессионального обучения молодежи, в том числе трудовой практики на предприятиях;
- предусматривается социальная поддержка инвалидов и военнослужащих, уволенных в запас.
4. Развитие предпринимательства и самозанятости
В этом направлении предусматривается проведение консультаций и профориентации граждан, потерявших работу, по вопросам организации собственного дела, а также предусматривается льготное и прямое финансирование мероприятий по развитию предпринимательской деятельности, расширению самостоятельной занятости граждан, испытывающих затруднения с поиском работы; на эти цели будут выделяться единовременные субсидии в счет и в размерах будущих 12-месячных пособий по безработице безработным гражданам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью.
5. Профессиональная реабилитация и обеспечение
занятости инвалидов
Эта категория граждан особенно нуждается в профессиональной реабилитации и поддержке. Инвалиды, как правило, обладают слабой профессиональной подготовкой с пониженной конкурентной способностью на рынке труда. Их трудоустройство становится проблематичным, а безработица - реальностью. Поэтому приоритетными являются следующие задачи:
- внедрение квот для приема на работу инвалидов в организациях и на предприятиях города с численностью работающих более 30 человек в процентах к среднесписочной численности работающих, но не менее 3%;
- продолжить работу по созданию банка данных по вакансиям для инвалидов;
- оказывать социальную поддержку инвалидам и членам их семей.
6. Содействие занятости молодежи
Кризисное состояние экономики обостряет проблему занятости молодежи, как менее конкурентноспособной категории граждан.
Нестабильность экономического положения, вызванная переходом к рыночным отношениям, повлекла за собой рост числа преступлений, совершаемых молодежью, особенно в несовершеннолетнем возрасте. Эта опасная тенденция будет сохраняться и в 1997 г. Между нетрудоустроенностью и ростом преступности несовершеннолетних прослеживается прямая связь, что придает проблеме занятости молодежи особую остроту.
См., например, постановление краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Краснодарского края от 12 марта 1997 г. N 1/1 "О состоянии преступности несовершеннолетних в Краснодарском крае в 1996 году и мерах по ее предупреждению"
Программа занятости придает особую значимость молодежному рынку труда. В основе мероприятий по содействию молодежи предусмотрены следующие функции:
а) координирующая
- формирование деловой сети с работодателями;
- формирование разных типов банков вакансий;
- применение механизма квотирования и бронирования рабочих мест;
б) прогностическая
- проведение исследований профориентационного характера на молодежном рынке труда;
- определение структуры и объемов профессионального обучения, в том числе непосредственно на производстве;
- развитие профуслуг и содействие получению профессионального образования для молодежи, впервые вступающей на рынок труда;
- активизация содействия занятости молодежи (поддержка предпринимательства и стимулирование самозанятости);
в) "терапевтическая"
- решение проблем занятости молодежи с использованием специальных программ, в том числе "Молодежная практика", "Человек - труд - профессия", "Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Старт в профессию", "Твой выбор";
- проведение групповых и индивидуальных психологических консультаций.
Кроме того, учитывая высокий уровень незанятости среди подростков, Программой предусматривается ряд мер по обеспечению их трудоустройства:
- квотирование рабочих мест для молодежи от 14 до 18 лет, включая подростков с отклонениями в развитии;
- организация различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующим развитию самозанятости;
- организация временных рабочих бригад при средних школах и профтехучилищах по ремонту зданий и мебели.
Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не достигших 16-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.
7. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация
безработных граждан и незанятого населения
Складывающаяся ситуация в экономике города предполагает изменения в структуре занятости населения, увеличение конкуренции на рынке труда, повышение требований работодателей к кандидатам на имеющиеся вакансии. Наиболее эффективной формой борьбы со структурной безработицей является переобучение безработных по тем профессиям и специальностям, которые необходимы местной экономике. Профессиональное обучение призвано обеспечить повышение трудового потенциала, формирование рациональной структуры занятости населения, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей. Для решения этих задач в 1997 году предусмотрены следующие направления:
- удовлетворение потребностей граждан в профессиональном обучении путем предоставления им широкого спектра услуг в выборе профессии, специальности;
- приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите, лиц, продолжительное время не имеющих работы, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей;
- оказание услуг предприятиям-работодателям и гражданам в организации опережающего обучения.
Обучение безработных осуществляется на договорной основе. В течение года учебная база будет расширяться вследствие заключения соглашений с вновь организованными учебными заведениями.
Предполагается организовать обучение 1800 чел. безработных граждан как на основе договоров о бронировании рабочих мест, так и на основе договора о самозанятости. Для подготовки к самозанятости граждане будут обучаться специальностям службы быта.
Для профилактики безработицы предприятиям города во время массовых сокращений будет оказываться профконсультационная и профориентационная помощь. Городской центр занятости населения организует большую работу по профессиональной реабилитации и обучению социально незащищенных граждан - молодежи, инвалидов, военнослужащих и их жен. Для профессионального обучения военнослужащих заключено соглашение с институтом переподготовки и повышения квалификации КГУ, где уволенные из ВС получат гражданские специальности: юрист-хозяйственник, предприниматель, психолог-практик.
Совместно с городским управлением образования в школах и профтехучилищах города, на базе центров эстетического воспитания молодежи будет проводиться профориентационная работа, включающая в себя различные мероприятия - лекции, индивидуальные консультации, тестирование, профориентационные игры и семинары. В общеобразовательных школах будет проведен опрос для выявления профнаправленности выпускников 9-х и 10-х классов. В соответствии с результатами опроса будут бронироваться места в учебных заведениях и на предприятиях города.
В приоритетном порядке будут направляться на обучение инвалиды III группы по специальностям, разрешенным ВТЭК. Для подростков-инвалидов будет организовано профессиональное обучение на дому.
8. Общественные работы и временная занятость
Состояние экономики города не дает оснований рассчитывать на расширение числа вакансий, дающих постоянную работу. Последние данные свидетельствуют об уменьшении числа вакансий на предприятиях города и снижении численности работников. Поэтому организация общественных работ и временной занятости позволит предоставить незанятым гражданам и, в первую очередь, безработным гражданам получение определенных доходов, осуществить адаптацию к труду после длительного перерыва в работе.
Общественные работы предусмотрено организовать по следующим направлениям:
- благоустройство и озеленение города Краснодара;
- технические работы, обработка анкет и статистических данных с использованием компьютерной сети;
- уход за престарелыми гражданами и инвалидами, неквалифицированная работа в учреждениях здравоохранения;
- помощь строительным организациям в выполнении подсобных работ на строительстве объектов социально-культурного назначения;
- участие в статобследованиях, проводимых городским управлением статистики;
- выполнение сезонных сельскохозяйственных работ.
Все виды деятельности не требуют специальной профессиональной подготовки и имеют полезную социальную направленность.
Программой занятости населения предусмотрено заключить договора с предприятиями о совместной деятельности по организации таких работ на 376 мест и охватить такое же количество безработных, расширить виды общественных работ, которые не требуют специальной подготовки и имеют большую социальную значимость применительно к различным категориям граждан.
Условия реализации Программы, финансовое обеспечение
Основные мероприятия, предусмотренные Программой, оценка их объемов и финансовых затрат определялись исходя из того, что по всем смежным направлениям социально-экономической политики произойдут положительные сдвиги без каких-либо резких изменений, выходящих за рамки прогноза развития экономики края на 1997 г.
Предполагается, что средства в фонд занятости будут поступать регулярно и установленный норматив отчислений сохранится на уровне 1,5% фонда оплаты труда, а норматив отчислений денежных средств в федеральную часть фонда занятости составит 20% от обязательных страховых взносов работодателей.
На программу активной политики занятости населения бюджетом предусмотрено 5611 млн. руб., в том числе на профессиональную подготовку - 5,0 млрд. руб., на общественные работы и временную занятость из Государственного фонда занятости предусмотрено затратить 260,0 млн. руб., на создание и сохранение рабочих мест предусмотрено затратить 240,0 млн. руб., из них на открытие собственного дела - 200 млн. руб. На прямые расходы по обеспечению выплат социальных гарантий по безработице и материальную помощь предусмотрено 14,9 млрд. руб.
Оценки объемов участия граждан в мероприятиях городского центра занятости и финансовых затрат на их реализацию сделаны исходя из ожидаемого уровня безработных в 1997 г., получающих пособие, - 2,6 процента от численности занятого трудоспособного населения города.
Кроме того, средства фонда будут направлены на финансирование организации и проведения социологических обследований и анкетирования отдельных групп населения по вопросам занятости, проведения информационно-справочной и рекламно-издательской работы, внедрения программного обеспечения и др. мероприятий.
Управляющий делами мэрии Краснодара |
С.Л. Зайцев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 19 марта 1997 г. N 425 "О Программе содействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.