Постановлением главы администрации края от 2 ноября 2001 г. N 1047 настоящее постановление снято с контроля как выполненное
Система дополнительного профессионального образования в условиях экономического кризиса способна оперативно реагировать на реальные требования рынка труда, позволяет специалистам повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку в любой период, на протяжении всей жизни в доступной форме и подходящем режиме.
В настоящий период система ДПО края представлена 57 учебными заведениями: институты, факультеты и структурные подразделения учреждений высшего и среднего профессионального образования, учебные центры и другие виды и типы учреждений. Пропускная способность сложившейся системы дополнительного профессионального образования края - 40 - 45 тысяч человек.
Приоритетными направлениями повышения квалификации и переподготовки кадров являются экономика и управление, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, гуманитарно-социальные дисциплины, затем информатика, вычислительная техника, культура.
В подготовке, повышении квалификации кадров заметную роль играют негосударственные образовательные учреждения, которые, как правило, ориентируются на подготовку по профессиям экономического профиля. В последние годы наметилась тенденция развития системы ДПО за счет открытия при государственных вузах и ссузах факультетов, отделений, центров по повышению квалификации и переподготовке кадров. Обучение в учреждениях ДПО ведется более чем по 80 специальностям.
В целях реализации целостной государственной политики по формированию системы дополнительного профессионального образования в регионе, координации деятельности образовательных учреждений и подразделений всех форм собственности при департаменте образования и науки создан координационный совет по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров (далее - Координационный совет).
Департамент образования и науки совместно с Координационным советом разработал Программу развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Краснодарском крае на 1999 - 2000 гг., ежегодно проводит научно-практические конференции по проблемам развития системы ДПО, использованию новых информационно-образовательных технологий в образовании взрослых.
Вместе с тем существующая сеть учреждений дополнительного профессионального образования только на 30 - 40 процентов удовлетворяет потребности населения в этом виде образования. Потенциальный контингент краевой системы ДПО достигает 130 - 140 тысяч человек в год с учетом общепринятых в России норм периодичности повышения квалификации и переподготовки не реже одного раза в 5 лет.
Отсутствие должной государственной поддержки, низкая заинтересованность работодателей в переобучении своих сотрудников, когда они лишены возможности реализовать свои права на продолжение профессионального образования и переподготовку, высокая стоимость обучения делают для большей части потенциального контингента слушателей получение дополнительного профессионального образования недоступным.
Система ДПО в крае финансируется, в основном, за счет заказчиков (73 процента), и только 4 процента - за счет федерального, 17 процентов - за счет краевого и 6 процентов - муниципального бюджетов.
Отсутствие информации о потребностях отраслей и предприятий, городов и районов в подготовке и переподготовке специалистов, научно-исследовательских работ и социологических исследований, направленных на изучение рынка труда, определение уровня профессиональной компетенции кадров в целом по региону, постоянной связи между заказчиками и образовательными учреждениями не позволяет в полной мере обеспечивать все сферы хозяйственного комплекса подготовленными кадрами.
Высвобождаемые работники, невостребованные специалисты, безработные граждане трудно адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, недостаточно информированы о существующих возможностях получения новой специальности. Назрела необходимость создания центра психологической поддержки и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения и, прежде всего, граждан, нуждающихся в социальной защите.
В целях обеспечения кадрового сопровождения социально-экономических реформ и преобразований на Кубани, освоения новых управленческих технологий, реализации мер по укреплению и развитию кадрового потенциала предприятий, организаций и учреждений постановляю:
1. Утвердить разработанную департаментом образования и науки на основе предложений ряда ведомств, учреждений дополнительного профессионального образования Программу развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Краснодарском крае на 1999 - 2000 гг. (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту по экономике и прогнозированию (Гордиенко), департаменту сельского хозяйства и продовольствия (Шоков), департаменту по социальной защите населения (Дорошенко), департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (Потапкин), департаменту по строительству и архитектуре (Бардаков), департаменту здравоохранения (Долгов), департаменту культуры (Пятигора), департаменту образования и науки (Телегин), департаменту по физической культуре и спорту (Иващенко), управлению по организационно-кадровой работе и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Краснодарского края (Кириченко), управлению торговли и конъюнктуры рынка (Дроздов), комитету по делам молодежи (Джеус) в двухмесячный срок проанализировать в подведомственных предприятиях, организациях и учреждениях, независимо от форм собственности, состояние работы и соблюдение периодичности в области повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом сроков, установленных действующими нормативами; разработать до 1 мая 1999 года отраслевые программы дополнительного профессионального образования на 1999 - 2000 гг. и принять меры по их выполнению.
3. Департаменту образования и науки администрации Краснодарского края (Телегин):
3.1. Совместно с комитетом по вопросам образования, науки, культуры, делам молодежи и спорту Законодательного Собрания края (Осадчий) предусмотреть в разрабатываемом проекте закона Краснодарского края "Об образовании" положения, определяющие дополнительные нормативы и механизм стимулирования развития системы дополнительного профессионального образования - с учетом особенностей социально-экономического положения края.
3.2. Осуществлять контроль за реализацией Программы и координировать деятельность отраслевых, территориальных и общественных органов по развитию системы дополнительного профессионального образования.
3.3. Систематически освещать в средствах массовой информации реализацию мероприятий Программы и организовать постоянные тематические передачи на телевидении по проблемам развития системы дополнительного профессионального образования.
3.4. Придать Межотраслевому региональному центру повышения квалификации и переподготовки кадров при Кубанском государственном университете (Кукосян) функции головного учреждения по научно-методическому и информационному обеспечению системы дополнительного профессионального образования края.
Рассмотреть вопрос о создании на его базе центра психологической поддержки и профессиональной ориентации населения.
3.5. Возложить на Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования (Латкин) обязанности по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров системы дополнительного профессионального образования.
3.6. Определить институт повышения квалификации и переподготовки кадров Кубанской государственной академии физической культуры ведущим учебно-научным центром по реализации краевой антикризисной программы "Система духовного и физического оздоровления населения Кубани" в части повышения квалификации и переподготовки кадров сферы физической культуры, спорта, туризма и основ безопасности жизнедеятельности.
3.7. Совместно с управлением по организационно-кадровой работе и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Краснодарского края (Кириченко) организовывать профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих на базе Северо-Кавказской академии госслужбы, а также в других учебных заведениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального обучения государственных и муниципальных служащих.
3.8. Осуществлять постоянный контроль за качеством подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров хозяйственного комплекса Кубани, обучающихся в учреждениях, ведущих образовательную деятельность на основе договоров, заключенных с Министерством экономики РФ.
3.9. Совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (Потапкин) совершенствовать работу и формы взаимодействия по профессиональной ориентации и профконсультированию, подготовке и профессиональной переподготовке незанятого населения, особенно молодежи.
3.10. Организовать комплекс научно-исследовательских проектов, направленных на решение проблем по совершенствованию учебно-методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования, изучению рынка труда и развитию краевой системы образования.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления всемерно содействовать развитию системы дополнительного профессионального образования, разработать территориальные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и специалистов предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности.
5. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений, организаций, независимо от вида собственности:
5.1. Создать необходимые условия всем работникам для своевременного обновления их профессиональных знаний и совершенствования деловой квалификации, подготовки к новым видам профессиональной деятельности на основе ежегодного планирования и финансирования.
5.2. Рассматривать результаты повышения квалификации и переподготовки кадров в качестве важнейшего критерия при аттестации, должностном перемещении и росте.
6. Руководителям образовательных учреждений региональной системы дополнительного профессионального образования:
6.1. Проводить обучение руководителей и специалистов в соответствии с ежегодными краевой, отраслевыми, территориальными программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, заказами предприятий, организаций, учреждений и индивидуальными потребностями граждан.
6.2. Обеспечивать высокий уровень организации учебного процесса, его эффективность и качество, используя современные информационно-образовательные технологии. Систематически повышать профессиональную квалификацию педагогических кадров, занятых в учебном процессе.
7. Управлению информации и социально-политического прогнозирования администрации Краснодарского края (Мухина) опубликовать данное постановление в изложении.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства края Денисова Н.Г.
9. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 15 февраля 1999 г. N 102
Программа развития региональной системы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки кадров
в Краснодарском крае на 1999 - 2000 гг.
Оглавление
Паспорт программы
-------------------------------------------------------------------------
Наименование |Программа "Развитие региональной системы повышения квали-
программы |фикации и профессиональной переподготовки кадров в Красно-
|дарском крае на 1999 - 2000 годы" (далее - Программа).
--------------+----------------------------------------------------------
Заказчик |Департамент образования и науки администрации Краснодар-
|ского края
--------------+----------------------------------------------------------
Основные со- |Департамент образования и науки администрации Краснодар-
исполнители |ского края, департамент экономики и прогнозирования адми-
|нистрации Краснодарского края, департамент сельского
|хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского
|края, департамент социальной защиты населения администра-
|ции Краснодарского края, департамент культуры администра-
|ции Краснодарского края, департамент Федеральной службы
|занятости населения по Краснодарскому краю, учреждения
|дополнительного профессионального образования (ДПО): Меж-
|отраслевой региональный центр переподготовки кадров
|(МРЦПК), Краснодарский региональный институт агробизнеса
|(КРИА), Краснодарский краевой институт дополнительного
|профессионального педагогического образования (ККИДППО),
|институт повышения квалификации и переподготовки кадров
|Краснодарской государственной академии физической культуры
|(ИПКПК КГАФК), Северо-Кавказский региональный учебный
|центр (СКРУЦ), Краснодарский краевой центр непрерывного
|образования "Знание" (ККЦНО "Знание").
--------------+----------------------------------------------------------
Обоснование |В соответствии с научно обоснованными нормами потребность
необходимости |Краснодарского края в повышении квалификации руководителей
программы |и специалистов составляет 130 - 140 тысяч человек. Для
|этого необходимо увеличить масштабы действующей региональ-
|ной системы дополнительного профессионального образования
|в 2 - 3 раза, усовершенствовать ее нормативно-правовую,
|материально-техническую и учебно-методическую базу.
--------------+----------------------------------------------------------
Цель программы|Создание гибкой и мобильной системы, способной удовлетво-
|рить потребности края в дополнительном профессиональном
|образовании (ДПО), позволяющей решать проблемы обеспечения
|необходимой квалификации специалистов и руководителей всех
|предприятий, учреждений и организаций.
--------------+----------------------------------------------------------
Основные |1. Формирование региональной политики в области ДПО как
задачи |неотъемлемой части системы непрерывного образования в
|крае.
|2. Создание нормативно-правовой базы ДПО, обеспечивающей
|режим наибольшего благоприятствования для деятельности об-
|разовательных учреждений различной подчиненности, форм
|собственности и профиля.
|3. Организация изучения реального спроса на услуги в сфере
|ДПО.
|4. Создание механизма координации автономной деятельности
|образовательных учреждений, регулирования отношений между
|ними и государственными органами управления, органами
|местного самоуправления в процессе комплексного развития
|ДПО, интеграции образовательных программ, формирования
|единой научной, образовательной и социальной инфраструкту-
|ры ДПО на Кубани.
|5. Содействие систематическому повышению квалификации на-
|учно-педагогических кадров учреждений ДПО.
|6. Создание системы профориентации и психологической под-
|держки населения региона.
|7. Расширение масштабов системы ДПО, соответствующей по-
|требностям региона.
|8. Развитие международного сотрудничества в сфере ДПО.
--------------+----------------------------------------------------------
Сроки реализа-|1999 - 2000 годы
ции программы |
--------------+----------------------------------------------------------
Ожидаемые |Реализация Программы позволит создать в крае современную,
конечные |гибкую и развитую систему повышения квалификации и профес-
результаты |сиональной переподготовки
--------------+----------------------------------------------------------
Косвенные | Кадровая поддержка инновационных процессов в экономике
результаты: | края.
| Снижение безработицы среди специалистов.
| Вовлечение в сферу образования малоактивных слоев граж-
| дан.
| Помощь в трудоустройстве вынужденных мигрантов.
| Помощь в трудоустройстве выпускников вузов и ссузов,
| нуждающихся в переобучении.
| Обеспечение профессиональной ориентации и переподготовки
| специалистов и уволенных в запас военнослужащих.
--------------+----------------------------------------------------------
Источники и |Финансирование Программы осуществляется в основном за счет
объемы финан- |заказчиков, заинтересованных в повышении квалификации и
сирования |переподготовке кадров, а также за счет средств федерально-
|го, краевого и местных бюджетов.
--------------+----------------------------------------------------------
Система конт- |Контроль над реализацией Программы осуществляет департа-
роля |мент образования и науки администрации края совместно с
|департаментами и ведомствами - участниками программы, и
|координационным советом по повышению квалификации и про-
|фессиональной переподготовке кадров (далее - Координацион-
|ный совет).
-------------------------------------------------------------------------
Введение
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ.
Сложившаяся в крае практика повышения квалификации и профессиональной переподготовки требует внедрения современных информационных и педагогических технологий, организационных форм, совершенствования структуры управления системой ДПО.
Целью Программы является формирование единой краевой системы повышения квалификации и переподготовки всего трудоспособного населения края, обеспечивающей дополнительное профессиональное образование руководящих кадров и специалистов, приобретение новых профессий, специальностей, для удовлетворения потребностей региона.
Формирование единой краевой системы повышения квалификации и переподготовки кадров позволит:
- объединить усилия профессорско-преподавательского состава, более эффективно использовать его потенциал, проводить целенаправленную научно-исследовательскую работу;
- создать современную учебно-методическую и материально-техническую базу;
- эффективно координировать, с учетом реальных потребностей, деятельность учреждений и подразделений ДПО;
- реализовать задачи повышения квалификации и переподготовки кадров по всем отраслям народного хозяйства, что сэкономит огромные финансовые ресурсы;
- повысит авторитет образования, увеличит конкурентоспособность специалистов на рынке труда, положительно скажется на уровне производства и развитии экономики края.
Программа открыта для участия в ее осуществлении заинтересованных управлений, ведомств, предприятий и учреждений всех отраслей хозяйственного комплекса Кубани.
1. Анализ состояния и тенденции развития системы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и
специалистов Краснодарского края
Происходящие в экономике России и края изменения ведут к структурной перестройке сфер занятости населения и соответственно к изменению потребностей в специалистах по направлениям и уровням подготовки.
В условиях экономической нестабильности, отраслевой реструктуризации и реорганизации убыточных производств многие предприятия, учреждения и организации снизили или прекратили ассигнования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Так, если в 1985 году прошли обучение по программам повышения квалификации 211 тыс. специалистов, то в 1990 году - в 4 раза меньше.
Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в системе дополнительного профессионального образования в крае наметились позитивные изменения. Растет спрос на образовательные услуги учреждений ДПО, что показано в табл. 1.
Таблица 1
Показатели повышения квалификации и профессиональной переподготовки
кадров (по всем видам учебных программ) в учреждениях повышения
квалификации Краснодарского края за 1991 - 1996 г.
(чел.)
--------------------------------------------------------------
Годы | Повышение квалификации | Профессиональная | Всего
| | переподготовка |
-------+------------------------+---------------------+-------
1991 | 20530 | 651 | 21181
1992 | 20980 | 772 | 21752
1993 | 23929 | 1785 | 25714
1994 | 28829 | 2482 | 31311
1995 | 32477 | 2823 | 35300
1996 | 34017 | 4713 | 38730
--------------------------------------------------------------
В таблице отмечен рост числа слушателей учреждений ДПО за период с 1991 г. по 1996 г. Анализ данных показывает, что численность обучаемых в 1996 г. в сравнении с 1991 г. возросла по направлениям:
- повышение квалификации на 13487 чел. (65 процентов);
- профессиональная переподготовка на 4052 чел. (622 процента);
- всего на 17549 чел. (83 процента).
В настоящее время на территории края функционируют 8 институтов, 20 учебных центров повышения квалификации, 16 структурных подразделений повышения квалификации и переподготовки в вузах и ссузах и 13 других учебных подразделений ДПО.
К преподавательской работе привлечены 2,7 тысяч преподавателей (335 штатных), из них 145 докторов наук и профессоров, 479 - кандидатов наук.
Учебные заведения, в основном, осуществляют свою деятельность на основе самофинансирования.
Переподготовка руководителей и специалистов осуществляется за счет заказчика - юридических и физических лиц. Государственными заказчиками являются администрация края, департамент Федеральной службы занятости по Краснодарскому краю, департамент образования и науки администрации Краснодарского края, департамент социальной защиты населения администрации Краснодарского края, Государственный комитет по охране окружающей среды Краснодарского края, комитет по военным вопросам и делам военнослужащих администрации Краснодарского края.
На полном или частичном бюджетном финансировании находятся учебные заведения ДПО работников здравоохранения, образования, сельского хозяйства, культуры, правоохранительных органов.
Основная доля в повышении квалификации, подготовке и переподготовке специалистов в Краснодарском крае приходится на следующие образовательные учреждения:
- Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров - 6000 человек;
- Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования - 10000 человек;
- Северо-Кавказский региональный учебный центр - 6000 человек;
- Региональный центр дополнительного профессионального образования Новороссийской государственной морской академии - 5500 человек;
- Краснодарское краевое базовое училище повышения квалификации медицинских работников - 5000 человек;
- факультет последипломной подготовки врачей Краснодарской государственной медицинской академии - 3100 человек;
- Краснодарский региональный институт агробизнеса - 2900 человек;
- Армавирский межрегиональный институт усовершенствования учителей - 1500 человек;
- факультет повышения квалификации при Кубанском государственном аграрном университете - 900 человек;
- Учебный комбинат акционерного общества энергетики и электрификации "Кубаньэнерго" (УК АО "Кубаньэнерго") - 900 человек;
- институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Краснодарской государственной академии физической культуры - 430 человек.
Переподготовка, повышение квалификации специалистов ведется в образовательных учреждениях ДПО по 80 специальностям. Приоритетными направлениями повышения квалификации и переподготовки кадров являются экономика и управление, образование, здравоохранение, гуманитарно-социальные дисциплины, далее по объему подготовки следует: сельское хозяйство, информатика, вычислительная техника, культура.
Пропускная способность сложившейся системы ДПО края составляет 40 - 45 тысяч человек, в т.ч. в ведущих учреждениях ДПО - 29 тысяч человек (табл. 4). Таким образом, существующая сеть учебных заведений ДПО удовлетворяет потребность населения только на 30 - 40 процентов.
В 1997 году экономически активное население Краснодарского края составляло 2128 тыс. человек, из них 1915 тыс. человек (90 процентов) заняты в экономике, в том числе 509 тыс. (26 процентов) - специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.
Специалисты с высшим и средним профессиональным образованием имеют ту же закономерность распределения численности по сферам занятости, что и весь контингент работающих: в образовании занято - 15, промышленности - 14,4, здравоохранении - 12, сельском хозяйстве - 10, общественном питании - 8,9, транспорте и связи - 6,8 процентов от общего числа специалистов, занятых на предприятиях, учреждениях и хозяйствах края.
Из общего числа безработных (213 тыс., в т.ч. 56,6 тыс. специалистов) официально зарегистрированы 44,3 тыс. человек, среди них 8,36 тыс. (19 процентов) - специалисты с высшим образованием (табл. 2).
Таблица 2
Численность специалистов со средним и высшим образованием
по отраслевым группам хозяйственного комплекса
Краснодарского края в 1997 г.
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование отрасли | Общая | В том числе специалистов
пп| (сферы) |численность |-------------------------------
| |работающих | Всего | по образованию
| |(тыс. чел.) | (тыс. |-----------------------
| | | чел.) | высшее | среднее
| | | |(тыс. чел.)|специальное
| | | | |(тыс. чел.)
--+-------------------------+------------+-------+-----------+-----------
1| Промышленность | 319 | 73,4 | 24,9 | 48,5
2| Сельское хозяйство | 407 | 52 | 19,5 | 27,2
3| Строительство | 179 | 28,1 | 17 | 11,1
4| Транспорт и связь | 174,2 | 34,8 | 10,4 | 24,4
5| Торговля, общественное | 156,4 | 42,2 | 11 | 31,2
| питание, снабжение | | | |
6| Образование | 90,7 | 78,6 | 55,5 | 23,1
7| Культура и искусство | 23 | 20,6 | 10,8 | 9,8
8| Наука | 8,2 | 8,2 | 7,4 | 0,8
9| Здравоохранение | 88,7 | 61,8 | 17,5 | 44,3
10| Физкультура и спорт | 6,0 | 5,7 | 4,4 | 1,3
11| Управление | 50,8 | 22,9 | 15 | 7,9
12| Кредитование, финансы и | 21,9 | 12,5 | 1,6 | 10,9
| страхование | | | |
13| Лесное хозяйство | 4,6 | 1,3 | 0,6 | 0,7
14| Социальная защита | 14,4 | 7,8 | 2,1 | 5,7
15| ЖКХ и непроизводственные| 90,5 | 9,9 | 3,1 | 6,8
| сферы бытового обслужи- | | | |
| вания | | | |
16| Прочие отрасли | 280,6 | 49,2 | 2,8 | 51,7
17| Всего занято в экономике| 1915 | 509 | 203,6 | 305,4
18| Незанятое население | 213 | 56,6 | 22,6 | 34
| в том числе состоят на | 44,3 | 8,4 | 7 | 1,4
| учете в КЦЗН | | | |
19| Уволенные в запас воен- | 10 | 10 | 9 | 1
| нослужащие | | | |
20| Члены их семей | 10 | 10 | 6 | 4
-------------------------------------------------------------------------
Приведенные данные показывают, что потенциальный контингент краевой системы ДПО достигает 130 - 140 тысяч человек, с учетом общепринятых в России норм периодичности повышения квалификации и переподготовки (не реже одного раза в 5 лет), и 200 - 210 тысяч человек (при периодичности не реже раза в 3 года) (табл. 3).
В профессиональной переподготовке сегодня нуждаются также около 10 тыс. бывших военнослужащих и столько же членов их семей, мигранты, выпускники высших и средних специальных учреждений, 40 процентов которых не работают по специальности.
Основной целью в деятельности департамента образования и науки администрации края в сфере дополнительного профессионального образования в настоящее время является сохранение потенциала системы ДПО и дальнейшее динамичное ее развитие, совершенствование нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования, разработка финансовой политики поддержки учреждений ДПО, обеспечение их независимости, самостоятельности, поощрение конкуренции учебных заведений, развитие материально-технической базы, организация научных исследований в сфере ДПО. В целях обеспечения реализации государственной политики по формированию системы ДПО в регионе в департаменте образования и науки администрации края создано управление высшего и среднего профессионального образования, курирующее вопросы дополнительного профессионального образования. При департаменте образования и науки действует общественный орган - координационный совет по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров.
Нормативно-правовой основой функционирования системы управления и координации деятельности учреждений профессионального образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 26 июня 1995 г. N 610, уставы учебных заведений, а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края о разграничении полномочий в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, Соглашение о разграничении компетенции и полномочий в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и органами власти Краснодарского края.
С целью совершенствования правового регулирования деятельности системы ДПО разработаны и направлены в Законодательное Собрание края предложения по проектам Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании" и закона Краснодарского края "Об образовании" в части дополнительного профессионального образования. Принят закон Краснодарского края "О совершенствовании работы с кадрами в агропромышленном комплексе Краснодарского края в новых экономических условиях", разработанный с участием специалистов Краснодарского регионального института агробизнеса.
Для решения проблем информационного обеспечения образовательных учреждений создан банк нормативно-правовой литературы, который постоянно пополняется.
Проведены три краевые научно-практические конференции по проблемам развития региональной системы ДПО, в работе которых приняли участие представители департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, департамента по социальной защите населения администрации Краснодарского края, руководители и преподаватели образовательных учреждений и подразделений системы ДПО края и Республики Адыгея, руководители и специалисты органов управления образованием Краснодарского края.
Департамент образования и науки администрации Краснодарского края совместно с Координационным советом ведет работу по созданию и координации деятельности учебных заведений всех типов, уровней образования, административной подчиненности, реализующих образовательные программы различного направления, разрабатывает программу, основой реализации которой станут целевые проекты:
- развитие дополнительного профессионального педагогического образования;
- переподготовка и обеспечение занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Краснодарском крае;
- программа деятельности Краснодарского регионального института агробизнеса по развитию системы дополнительного профессионального образования в Краснодарском крае на период до 2000 года;
- программа содействия занятости населения (повышение квалификации, переподготовка безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников);
- повышение квалификации, переподготовка государственных и муниципальных служащих (реализация Федеральных законов "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации");
- программа "Развитие системы ДПО в области физической культуры и спорта";
- основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- международное сотрудничество.
Итогом всей деятельности предусмотрено создание в крае гибкой, открытой и развивающейся системы повышения квалификации и переподготовки кадров для эффективного осуществления проводимых социально-экономических реформ.
2. Цель и задачи программы
Главной целью Программы в области дополнительного профессионального образования является формирование динамичной многоуровневой и адаптивной системы, максимально обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан и отраслей края в переподготовке кадров по наиболее перспективным направлениям, регулярном повышении квалификации специалистов и руководителей, использующей широкие возможности профконсультаций и профориентирования специалистов на всех этапах их профессиональной карьеры.
Задачи Программы
Основной задачей Программы является обеспечение эффективного функционирования в 1999 - 2000 гг. разветвленной сети образовательных учреждений региональной системы ДПО, способной полностью удовлетворить образовательные потребности отдельных граждан, предприятий, учреждений, организаций края.
Программа предусматривает решение и других задач:
- формирование и проведение политики устойчивой поддержки ДПО со стороны органов исполнительной власти края, Законодательного Собрания края и органов местного самоуправления края;
- обеспечение эффективного взаимодействия территориальных органов управления, ведомств, общественных организаций по целенаправленному развитию учреждений ДПО;
- определение приоритетных направлений переподготовки и повышения квалификации кадров;
- выявление потребностей региона в переподготовке и повышении квалификации кадров;
- создание в регионе системы профконсультирования и профориентации;
- совершенствование сети учреждений ДПО, включая негосударственные, адекватной потребностям края в этих учреждениях;
- планирование ежегодного контингента слушателей, нуждающихся в переподготовке и в повышении квалификации;
- внедрение в практику работы системы материального и морального стимулирования непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности;
- организация и проведение социологических исследований и других научно-исследовательских работ, направленных на повышение качества и эффективности учебного процесса, определение уровня профессиональной компетентности кадров;
- укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений ДПО;
- обеспечение образовательных учреждений ДПО высококвалифицированными преподавательскими кадрами;
- развитие деловых связей учреждений ДПО региона с аналогичными образовательными учреждениями других стран.
3. Приоритетные направления реализации программы и
ожидаемые результаты
Приоритетными направлениями реализации Программы по формированию системы дополнительного профессионального образования являются:
- обеспечение единства образовательного пространства Краснодарского края, развитие системы ДПО в городах и районах края;
- обеспечение государственно-общественного характера управления системой повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов;
- создание системы эффективного регионального контроля за исполнением действующего законодательства и настоящей Программы;
- обеспечение переподготовки кадров по всем перспективным специальностям, повышение квалификации руководителей и специалистов для всех отраслей и ведомств;
- формирование региональной системы непрерывного образования кадров агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования и культуры;
- решение социальных проблем путем создания условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала бывших военных специалистов, безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников, мигрантов;
- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
- реализация мероприятий программы "Система духовного и физического оздоровления населения Кубани" в сфере ДПО;
- научное обеспечение системы ДПО.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- введение единой системы оценки и контроля деятельности образовательных учреждений ДПО, включая лицензирование, аккредитацию, создание единого банка информации и телекоммуникационных сетей, внедрение механизма социальной защиты преподавателей и слушателей;
- формирование регионального фонда стабилизации и развития системы повышения квалификации и переподготовки;
- повышение самостоятельности образовательных учреждений в выборе стратегии развития, целей, содержания и методов работы, создание правовых и экономических гарантий их автономности;
- создание разветвленной сети негосударственных учреждений ДПО;
- функционирование механизма привлечения дополнительных источников финансирования системы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, увеличение доли финансирования за счет краевого и местных бюджетов и внебюджетных средств;
- модернизация материально-технической базы учреждений ДПО, повышение обеспеченности учебно-лабораторными площадями, техническими средствами обучения и по другим показателям;
- появление условий для включения образовательных учреждений ДПО в региональные социально-экономические структуры, решения задач социального, научно-технического и экономического развития региона.
Приоритетные направления будут реализовываться через основные мероприятия и целевые программы.
4. Показатели развития системы ДПО на 1999 - 2000 гг.
Таблица 3
Ежегодная потребность
в повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
с высшим и средним образованием по отраслевым группам
(варианты расчета: раз в 5 лет и раз в 3 года)
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование отрасли | Потребность в тыс. чел.
пп| |---------------------------------------------
| | норма: 1 раз в 5 лет | норма: 1 раз в 3 года
| |----------------------+----------------------
| |всего|со сред-|с выс- |всего|с выс- |со сред-
| |спец.|ним спе-|шим |спец.|шим |ним спе-
| |(тыс.|циальным|образо-|(тыс.|образо-|циальным
| |чел.)| |ванием |чел.)|ванием |
--+------------------------+-----+--------+-------+-----+-------+--------
1| Промышленность | 14,7| 5 | 9,7 | 24,5| 8,3 | 16,2
2| Сельское хозяйство | 9,3| 3,9 | 5,4 | 15,6| 6,5 | 9,1
3| Строительство | 5,6| 3,4 | 2,2 | 9,4| 5,7 | 3,7
4| Транспорт и связь | 7 | 2,1 | 4,9 | 11,6| 3,5 | 8,1
5| Торговля, | 8,4| 2,2 | 6,2 | 14,1| 3,7 | 10,4
| общественное питание, | | | | | |
| снабжение | | | | | |
6| Образование | 15,7| 11,1 | 4,6 | 26,2| 18,5 | 7,7
7| Культура и искусство | 4,2| 2,2 | 2 | 6,9| 3,6 | 3,3
8| Наука | 1,7| 1,5 | 0,2 | 2,8| 2,5 | 0,9
9| Здравоохранение | 12,4| 3,5 | 8,9 | 20,6| 5,8 | 14,8
10| Физкультура и спорт | 1,2| 0,9 | 0,3 | 1,9| 1,5 | 0,4
11| Управление | 4,6| 3 | 1,6 | 7,6| 5 | 2,6
12| Кредитование, финансы | 2,5| 0,3 | 2,2 | 4,1| 0,5 | 3,6
| и страхование | | | | | |
13| Лесное хозяйство | 0,2| 0,1 | 0,1 | 0,4| 0,2 | 0,2
14| Социальная защита | 1,5| 0,4 | 1,1 | 2,6| 0,7 | 1,9
15| ЖКХ и непроизводствен- | | | | | |
| ные сферы бытового | 2 | 0,6 | 1,4 | 3,3| 1,0 | 2,3
| обслуживания | | | | | |
16| Прочие отрасли | 10,9| 0,6 | 10,3 | 18,1| 0,9 | 17,2
17| Всего занято в эконо- |101,9| 40,8 | 61,1 |169,7| 67,9 | 101,8
| мике | | | | | |
18| Незанятое население | 11,3| 4,5 | 6,8 | 18,9| 7,6 | 11,3
| в том числе состоят на | 2,1| 7 | 1,4 | 2,1| 7 | 1,4
| учете в КЦЗН | | | | | |
19| Уволенные в запас | 10 | 9 | 1 | 10 | 9 | 1
| военнослужащие | | | | | |
20| Члены их семей | 10 | 6 | 4 | 10 | 6 | 4
21| Итого: |135,3| 67,3 | 74,3 |210,7| 97,5 | 119,5
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 4
Численность специалистов, обучающихся в ведущих учреждениях
повышения квалификации Краснодарского края
-------------------------------------------------------------------------
Год | Всего | Среднее специальное | Высшее специальное
| (чел.)| образование | образование
| |-----------------------------+----------------------------
| |Повышение | Профес- | Стажи- |Повышение | Профес- | Стажи-
| | квалифи- |сиональ- | ровка | квалифи- |сиональ- | ровка
| | кации |ная пере-| | кации |ная пере-|
| | | подго- | | | подго- |
| | | товка | | | товка |
------+-------+----------+---------+--------+----------+---------+-------
1997 | 42249 | 13387 | 3440 | 65 | 10479 | 7131 | 190
1998 | 46375 | 15516 | 2795 | 695 | 19893 | 6821 | 655
1999 | 50971 | 17228 | 2794 | 735 | 25478 | 7437 | 709
2000 | 51434 | 17411 | 2825 | 765 | 22152 | 7534 | 779
------+-------+----------+---------+--------+----------+---------+-------
Итого |191059 | 64542 | 11804 | 2260 | 84499 | 28883 | 2333
-------------------------------------------------------------------------
Таблица 5
Численный и качественный состав преподавателей в учреждениях
повышения квалификации
-------------------------------------------------------------------------
Год | Всего | В том числе | Из них:
| |--------------------+-----------------------------------
| | Штатных | Привле- | Штатных | Привлеченных
| | | ченных |----------------+------------------
| | | | д.н. | к.н. | д.н. | к.н.
-------+--------+---------+----------+--------+-------+--------+---------
1997 | 2759 | 312 | 2447 | 8 | 52 | 51 | 193
1998 | 2926 | 336 | 2590 | 10 | 56 | 46 | 189
1999 | 3105 | 423 | 2682 | 12 | 68 | 58 | 183
2000 | 3200 | 380 | 2820 | 14 | 71 | 65 | 184
-------------------------------------------------------------------------
5. Основные мероприятия по реализации программы
-------------------------------------------------------------------------
NN | Наименование направлений и мероприятий | Сроки | Ответственные
пп | | исполне-| исполнители
| | ния |
-------------------------------------------------------------------------
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности системы ДПО
-------------------------------------------------------------------------
1.1 |Обеспечение включения показателей и ме-|I квартал|департамент обра-
|роприятий Программы в план социально-| 1999 г. |зования и науки
|экономического развития края | |администрации
| | |края
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.2 |Уточнение, корректировка Соглашения о|I квартал|департамент обра-
|разграничении полномочий и компетенции| 1999 г. |зования и науки
|между Правительством РФ и администрацией| |администрации
|края в сфере дополнительного профессио-| |края
|нального образования | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.3 |Обеспечение координации работы учрежде-|постоянно|департамент обра-
|ний и подразделений ДПО, Координационно-| |зования и науки
|го совета, отраслевых и территориальных| |администрации
|органов управления по реализации меро-| |края
|приятий Программы и целевых проектов, их| |
|информационное и оперативное научно-| |
|методическое обеспечение, широкое приме-| |
|нение в обучении новейших отечественных| |
|и зарубежных современных образовательных| |
|технологий | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.4 |Организация краевого учебно-методическо-| 1999 г. |департамент обра-
|го совета по ДПО | |зования и науки
| | |администрации
| | |края, МРЦПК
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.5 |Заключение соглашения о сотрудничестве с| 1999 г. |департамент обра-
|департаментом Федеральной службы заня-| |зования и науки
|тости населения по Краснодарскому краю | |администрации
| | |края, департамент
| | |Федеральной служ-
| | |бы занятости на-
| | |селения по Крас-
| | |нодарскому краю
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.6 |Организация и проведение научно-практи-|постоянно|департамент обра-
|ческих конференций по приоритетным про-| |зования и науки
|блемам развития ДПО | |администрации
| | |края, Координаци-
| | |онный совет
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.7 |Осуществление на основе заказов органов| 1999 - |департамент обра-
|местного самоуправления городов и райо-| 2000 гг.|зования и науки
|нов края профессиональной переподготовки| |администрации
|и повышения квалификации государственных| |края, Координаци-
|и муниципальных служащих, руководителей| |онный совет, ор-
|и специалистов хозяйственного комплекса| |ганы местного
|Кубани | |самоуправления
| | |городов и районов
| | |края, учреждения
| | |ДПО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.8 |Формирование и ведение компьютерного|постоянно|департамент обра-
|банка данных нормативных документов, ре-| |зования и науки
|гулирующих деятельность системы ДПО и| |администрации
|сети учебных заведений | |края, учреждения
| | |ДПО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.9 |Учет незанятого трудоспособного населе-|постоянно|департамент Феде-
|ния, высвобождаемых работников, безра-| |ральной службы
|ботных граждан, увольняемых военнослужа-| |занятости населе-
|щих, членов их семей, нуждающихся в про-| |ния по Красно-
|фессиональной переподготовке по новым| |дарскому краю
|перспективным профессиям, специальностям| |
|и повышении квалификации | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.10|Обеспечение дальнейшего развития в крае|постоянно|департамент Феде-
|системы профессионального дополнительно-| |ральной службы
|го переобучения безработных граждан и| |занятости населе-
|незанятого населения по направлениям и| |ния по Красно-
|специальностям, соответствующим потреб-| |дарскому краю,
|ности рыночной экономики | |департамент обра-
| | |зования и науки
| | |администрации
| | |края
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.11|Разработка и утверждение краевого переч-| 1999 г. |департамент обра-
|ня минимальных бесплатных и платных| |зования и науки
|услуг по профессиональной ориентации и| |администрации
|психологической поддержке населения в| |края, МРЦПК
|крае | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.12|Разработка и реализация нормативно-пра-| 1999 - |департамент обра-
|вовых актов регионального уровня, регла-| 2000 гг.|зования и науки
|ментирующих деятельность образовательных| |администрации
|учреждений системы ДПО | |края, Координаци-
| | |онный совет
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.13|Разработка регионального стандарта ДПО| 1999 г. |ККИДППО, МРЦПК
|педагогических кадров | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.14|Обеспечение контроля за работой город-| ежеквар-|департамент Феде-
|ских и районных отделов департамента Фе-| тально |ральной службы
|деральной службы занятости населения по| |занятости населе-
|переподготовке безработных, переобучению| |ния по Красно-
|высвобождаемых работников, организации| |дарскому краю
|обучения уволенных в запас военнослужа-| |
|щих | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
1.15|Лицензирование, аттестация и государ-| весь |департамент обра-
|ственная аккредитация учреждений ДПО | период |зования и науки
| | |администрации
| | |края
-------------------------------------------------------------------------
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------
2.1 |Подготовка и выпуск примерных программ|постоянно|МРЦПК, ККИДППО,
|для системы ДПО по приоритетным курсам | |КРИА
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.2 |Подготовка и выпуск учебных пособий в|постоянно|МРЦПК, ККИДППО
|области технологии образования взрослых | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.3 |Организация и проведение семинаров по|постоянно|департамент обра-
|обмену опытом учебно-методической работы| |зования и науки
|учреждений ДПО | |администрации
| | |края, МРЦПК,
| | |ККИДППО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.4 |Подготовка и выпуск информационных бюл-|постоянно|департамент обра-
|летеней по организационным и методиче-| |зования и науки
|ским вопросам деятельности образователь-| |администрации
|ных учреждений ДПО | |края, МРЦПК,
| | |ККИДППО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.5 |Организация и проведение целевых крат-|ежегодно |департамент обра-
|косрочных семинаров для преподавателей| |зования и науки
|системы повышения квалификации и пере-| |администрации
|подготовки кадров по проблемам современ-| |края, ККИДППО
|ной экономики и права | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.6 |Разработка базового учебно-методического|ежегодно |департамент обра-
|обеспечения, новых информационных техно-| |зования и науки
|логий обучения в системе ДПО, в том чис-| |администрации
|ле дистанционного с использованием IN-| |края, МРЦПК,
|TERNET | |ККИДППО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.7 |Проведение межвузовской конференции "Ме-| 1999 г. |департамент обра-
|тодика преподавания экономических дис-| |зования и науки
|циплин в образовательном учреждении| |администрации
|дополнительного профессионального обра-| |края, КРИА
|зования с учетом зарубежного опыта" | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.8 |Создание межинститутской рабочей группы| 1999 г. |департамент обра-
|"Интеграция программ ДППО" | |зования и науки
| | |администрации
| | |края, Сочинский
| | |центр развития
| | |образования,
| | |МРЦПК, ККИДППО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.9 |Формирование унифицированных обучающих| 1999 г. |департамент обра-
|модулей (УОМ) для ДПО. Разработка и кор-| |зования и науки
|ректировка программ на базе УОМ | |администрации
| | |края, МРЦПК
----+----------------------------------------+---------+-----------------
2.10|Выпуск учебно-методического пособия "За-| 1999 г. |департамент обра-
|рубежный опыт в образовании взрослых",| |зования и науки
|обобщающего передовые достижения в об-| |администрации
|ласти дополнительного образования в| |края, ККЦНО
|странах Западной Европы | |"Знание"
-------------------------------------------------------------------------
3. Научное обеспечение развития ДПО
-------------------------------------------------------------------------
3.1 |Реализация исследовательского проекта| 1999 - |департамент обра-
|"Региональная система дополнительного| 2000 гг.|зования и науки
|профессионального образования: анализ| |администрации
|социального заказа и совершенствования| |края, МРЦПК
|учебно-методического обеспечения" | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
3.2 |Реализация проекта "Маркетинговые иссле-| 1999 г. |департамент обра-
|дования системы дополнительного профес-| |зования и науки
|сионального образования и рынка труда| |администрации
|Краснодарского края" | |края, учебно-
| | |консультационная
| | |фирма "Вектор
| | |плюс"
----+----------------------------------------+---------+-----------------
3.3 |Разработка и внедрение в практику работы| 1999 - |департамент обра-
|образовательных учреждений активных форм| 2000 гг.|зования и науки
|обучения, модульных программ, дистанци-| |администрации
|онных форм образования, компьютерно-ин-| |края, МРЦПК,
|формационных технологий, адаптированных| |КРИА, УК АО
|к условиям Северного Кавказа | |"Кубаньэнерго"
----+----------------------------------------+---------+-----------------
3.4 |Создание технологических систем дополни-| 1999 - |ИПКПК КГАФК
|тельного образования в сфере физической| 2000 гг.|
|культуры, спорта, основ безопасности| |
|жизнедеятельности | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
3.5 |Разработка инновационных учебных техно-| 1999 - |ККИДППО, МРЦПК
|логий региональной системы повышения| 2000 гг.|
|квалификации и переподготовки преподава-| |
|телей | |
-------------------------------------------------------------------------
4. Кадровое обеспечение системы ДПО
-------------------------------------------------------------------------
4.1 |Формирование банка данных о преподавате-| 1999 г. |департамент обра-
|лях в сфере ДПО | |зования и науки
| | |администрации
| | |края
----+----------------------------------------+---------+-----------------
4.2 |Организация профессиональной переподго-|постоянно|департамент обра-
|товки и повышения квалификации препода-| |зования и науки
|вателей вузов и образовательных учрежде-| |администрации
|ний ДПО | |края, МРЦПК,
| | |ККИДППО
----+----------------------------------------+---------+-----------------
4.3 |Совершенствование практики обмена препо-|постоянно|департамент обра-
|давателями учреждений ДПО края и различ-| |зования и науки
|ных регионов России | |администрации
| | |края, учреждения
| | |ДПО
-------------------------------------------------------------------------
5. Профориентация
-------------------------------------------------------------------------
5.1 |Создание центра профориентации и психо-| 1999 г. |департамент обра-
|логической поддержки населения | |зования и науки
| | |администрации
| | |края, МРЦПК
----+----------------------------------------+---------+-----------------
5.2 |Организация переобучения профконсультан-| 1999 г. |департамент обра-
|тов и других участников профориентацион-| |зования и науки
|ного процесса | |администрации
| | |края, МРЦПК
----+----------------------------------------+---------+-----------------
5.3 |Формирование банка профдиагностических|постоянно|департамент обра-
|методик и разработка программ консульта-| |зования и науки
|ционной поддержки предприятий по отбору,| |администрации
|аттестации и внутрифирменному переобуче-| |края, МРЦПК
|нию персонала | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
5.4 |Организация в городских и районных отде-| 1999 г. |департамент Феде-
|лах департамента Федеральной службы за-| |ральной службы
|нятости населения по Краснодарскому краю| |занятости населе-
|условий для оказания клиентам следующих| |ния Краснодарско-
|профориентационных услуг: проведение| |му краю
|профессиональной консультации, професси-| |
|онального отбора, оказание психологиче-| |
|ской поддержки | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
5.5 |Проведение краевых ярмарок вакансий ра-|ежегодно |департамент обра-
|бочих и учебных мест | |зования и науки
| | |администрации
| | |края, департамент
| | |Федеральной служ-
| | |бы занятости на-
| | |селения по Крас-
| | |нодарскому краю,
| | |учреждения ДПО
-------------------------------------------------------------------------
6. Финансово-экономическое обеспечение
-------------------------------------------------------------------------
6.1 |Формирование финансовой политики, обес-|постоянно|департамент обра-
|печивающей развитие системы дополнитель-| |зования и науки
|ного профессионального образования | |администрации
| | |края
----+----------------------------------------+---------+-----------------
6.2 |Создание краевого фонда развития допол-| 1999 г. |департамент обра-
|нительного профессионального образова-| |зования и науки
|ния | |администрации
| | |края
----+----------------------------------------+---------+-----------------
6.3 |Долевое финансирование переподготовки| 1999 - |департамент обра-
|государственных и муниципальных служа-| 2000 гг.|зования и науки
|щих, хозяйственных руководителей, воен-| |администрации
|нослужащих и членов их семей на основе| |края, МРЦПК,
|заказов с последующим заключением дого-| |ККИДППО, ИПКПК
|воров | |КГАФК
----+----------------------------------------+---------+-----------------
6.4 |Содействие расширению аудиторного фонда|постоянно|департамент обра-
|для учреждений ДПО | |зования и науки
| | |администрации
| | |края, Координаци-
| | |онный совет
----+----------------------------------------+---------+-----------------
6.5 |Финансирование научно-исследовательских| 1999 - |департамент обра-
|проектов, направленных на развитие реги-| 2000 гг.|зования и науки
|ональной системы ДПО, за счет средств,| |администрации
|предусматриваемых на реализацию Програм-| |края
|мы | |
----+----------------------------------------+---------+-----------------
6.6 |Оснащение современными техническими |постоянно|департамент обра-
|средствами обучения, расширение библио-| |зования и науки
|течного фонда учреждений ДПО | |администрации
| | |края, учреждения
| | |ДПО
-------------------------------------------------------------------------
7. Международное сотрудничество
-------------------------------------------------------------------------
7.1 |Продолжение работы по заключению догово-| весь |департамент обра-
|ров о совместной деятельности с учебными| период |зования и науки
|заведениями зарубежных стран по органи-| |администрации
|зации повышения квалификации и стажиров-| |края, учебные
|ки руководителей и специалистов | |заведения
----+----------------------------------------+---------+-----------------
7.2 |Участие в международных семинарах и кон-| весь |департамент обра-
|ференциях по проблемам ДПО | период |зования и науки
| | |администрации
| | |края, учебные
| | |заведения
----+----------------------------------------+---------+-----------------
7.3 |Проведение международной конференции| 1999 г. |департамент обра-
|(семинара) по вопросам новейших техноло-| |зования и науки
|гий в образовании взрослых, включая дис-| |администрации
|танционное обучение | |края, ККЦНО
| | |"Знание"
-------------------------------------------------------------------------
6. Финансовое обеспечение
Финансово-экономическая деятельность системы ДПО регламентируется законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.
Основой финансовой деятельности являются договоры с федеральными и краевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления городов и районов края, организациями всех форм собственности, физическими лицами, а также поступления из федерального и краевого бюджетов, которые, не будучи использованными в текущем году, квартале, месяце, не изымаются у образовательных учреждений и не зачитываются в объем последующего периода.
Затраты на осуществление мероприятий Программы по основным направлениям будут определены на основании экспертных оценок с учетом сложившихся затрат в прошлом году и методики планирования расходной части краевого бюджета.
В них будут предусмотрены расходы на организационное, нормативно-правовое, учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение системы ДПО и стоимость непосредственного обучения контингента специалистов и руководителей.
Финансирование затрат на проведение мероприятий Программы в 1999 - 2000 гг. будет осуществляться в пределах утвержденных средств федерального, краевого бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Затраты на развитие системы ДПО будут пополняться за счет федерального, краевого и муниципальных бюджетов, собственных средств предприятий и образовательных учреждений.
7. Механизм координации и управления реализацией программы
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом образования и науки администрации края, Координационным советом, территориальными и отраслевыми органами управления, образовательными учреждениями края.
Департамент образования и науки администрации Краснодарского края корректирует, по согласованию с краевыми органами исполнительной власти, годовые планы программной деятельности. Ежегодно совместно с Координационным советом уточняет мероприятия Программы с учетом изменения социально-экономического развития края. Обеспечивает финансовую поддержку реализации мероприятий Программы и целевых программ; координирует деятельность отраслевых, территориальных и общественных органов управления с целью выполнения Программы. В интересах реализации мероприятий Программы департамент образования и науки администрации Краснодарского края также созывает совещания и конференции, рассматривает деятельность отдельных регионов, конкретных образовательных учреждений, заказывает научно-исследовательские работы, организует издание методических материалов и рекомендаций.
Координационный совет участвует в разработке и реализации Программы, подготовке предложений по корректировке годовых мероприятий Программы, проводит анализ потребности региона в профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке кадров и содействует интеграции деятельности государственных и негосударственных учреждений ДПО на основе краевых целевых программ.
Отраслевые и территориальные органы управления, учреждения и подразделения дополнительного профессионального образования: разрабатывают программу развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; осуществляют финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений, ежегодно представляют в департамент образования и науки материалы по итогам выполнения мероприятий Программы.
Генеральный директор департамента
образования и науки администрации
Краснодарского края |
Н.В. Телегин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 15 февраля 1999 г. N 102 "О развитии системы дополнительного профессионального образования в Краснодарском крае"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления официально опубликован не был.
Настоящий документ снят с контроля