Постановление главы администрации Краснодарского края
от 3 июня 1999 г. N 383
"О ходе выполнения постановления главы администрации Краснодарского
края от 22 сентября 1998 года N 543 "Об утрате экономической
безопасности России и Краснодарского края в морских портах
Азово-Черноморского побережья Кубани"
16 августа 2001 г. и 15 июля 2002 г.
См. также постановление Законодательного Собрания края от 10 февраля 1999 г. N 49-П "О ходе выполнения правоохранительными органами края постановления главы администрации края от 22.09.98 N 543 "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани"
Постоянно действующей комиссией, созданной главой администрации Краснодарского края 15.10.98 г. распоряжением N 1304-р, осуществлена проверка выполнения постановления главы администрации края от 22 сентября 1998 года N 543 "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани".
За прошедший период подразделениями администрации края, правоохранительными и контролирующими органами, а также другими заинтересованными структурами проведена определенная работа по устранению выявленных нарушений и усилению государственного влияния в морских портах края.
На первой стадии основное внимание сосредоточивалось на деятельности правоохранительных органов по наведению правопорядка и укреплению законности. На этом этапе криминальные структуры должны были быть вытеснены из основных сфер экономики портов, для того чтобы получить нормально функционирующее экономическое пространство хозяйствующим субъектам.
Одновременно решением правительства России N ЕП-П4-8Прсс от 23.10.98 г. была создана межведомственная рабочая группа (МРГ). В работе межведомственной рабочей группы активное участие принимали сотрудники различных служб администрации края, специалисты КРУ Министерства финансов, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Южного регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, территориального управления Государственного антимонопольного комитета и других ведомств.
31 октября 1998 года в г. Новороссийске проведено расширенное межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов портовых городов. 24 ноября проведено заседание коллегии ГУВД края с участием администрации и прокуратуры края. 22 декабря в г. Новороссийске проведено совещание руководителей правоохранительных и фискальных органов Российской Федерации и Краснодарского края по этой проблеме. 23 марта т.г. прокуратурой края проведено координационное совещание с участием всех правоохранительных органов, рассмотревшее вопрос обеспечения законности и борьбы с преступностью правоохранительными и контролирующими органами в акваториях и на территориях портов Азово-Черноморского бассейна Краснодарского края.
С 22.09.98 г. по 12.05.99 г. по результатам проверок и выявленных нарушений закона в акваториях морских портов Азово-Черноморского побережья Кубани возбуждено 237 уголовных дел, по которым за совершение 325 преступлений привлекаются к ответственности 273 человека. 70 из них арестованы. МРГ обеспечила завершение расследования и передачу в суд 50 уголовных дел. В возмещение ущерба у преступников изъято наличных денег и валютных средств на сумму около 1,5 млн. рублей. Конфисковано товарно-материальных ценностей на сумму более 50 млн. рублей.
В результате принятых мер в основных портах Кубани - Новороссийске, Туапсе и Ейске - сумма налоговых поступлений в 1-м квартале 1999 года составила 258,2 млн. рублей (в 1-м квартале 1998 года - 95,6 млн. рублей). В 4-м квартале 1998 года, по сравнению с 3-м кварталом, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет по портовым городам увеличился на 367 млн. рублей, или на 153,2%. Рост поступлений по этим городам наблюдается и в 1-м квартале т.г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 271,8%.
Параллельно с крупномасштабной операцией правоохранительных органов в портах проводилась работа по выявлению и устранению нарушений в сфере имущественных отношений с участием объектов государственной и муниципальной собственности, вопросам землепользования, использования бюджетных средств, арендных отношений, таможенного, валютного и антимонопольного законодательства.
Краснодарским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разработаны мероприятия, направленные на обеспечение выполнения вопросов действующего антимонопольного законодательства РФ в морских портах края. В результате проверки соблюдения антимонопольного законодательства в портах включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенных услуг долю более 35%, ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ООО "Темрюкское управление морского транспорта" и ОАО "Ейский морской порт".
В целях повышения государственного контроля за деятельностью морских портов по выпуску и обращению акций и долговых обязательств администрацией края направлены обращения в Правительство Российской Федерации о создании краевого отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края в 4-м квартале 1998 года на нарушителей природоохранного законодательства наложены штрафы на семь предприятий и организаций и 16 должностных лиц. Для устранения выявленных нарушений выданы обязательные предписания с указанием сроков исполнения.
По инициативе администрации края 17 ноября 1998 года проведено совместное совещание Минтранса РФ и администрации, разработан комплекс мер по защите государственных интересов и действующего законодательства в морских портах Азово-Черноморского бассейна.
Однако реакция на принимаемые меры оказалась неоднозначной. С одной стороны, на центральном телевидении и в прессе появились целые циклы программ и статей, отражающих правомочность содержания постановления, но с другой - появлялись откровенные обвинения в адрес администрации края о подрыве престижа российских портов, нанесении им экономического урона в результате падения объемов переработки грузов. В реальности грузооборот азово-черноморских портов края только за 1-й квартал 1999 года увеличился, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 1619 тыс. тонн (110,6%), в том числе по сухогрузам на 854 тыс. тонн (119,6%). Объемы переработки грузов возросли абсолютно во всех портах бассейна.
Продолжаются реконструкция и строительство в портах. Построен и введен в эксплуатацию подъездной железнодорожный путь протяженностью 3,6 км к причалам западной части порта Темрюк. Введен в эксплуатацию причал протяженностью 248 метров, ведется строительство второй очереди универсального причала протяженностью 150 метров, выполнен капитальный ремонт 495 метров Восточного мола. За счет средств управления Северо-Кавказской железной дороги начаты работы по развитию железнодорожных путей в порту Темрюк. Ведется реконструкция причалов ОАО "Новороссийский лесной порт", разработано и находится на согласовании технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития Туапсинского морского транспортного узла, Ейского морского порта, транспортно-перегрузочного комплекса минеральных удобрений в порту Новороссийск.
Принят ряд и других мер, направленных на улучшение деятельности портового хозяйства Азово-Черноморского побережья Кубани.
Однако планируемых результатов по увеличению налогооблагаемой базы мы не добились. Структурные подразделения администрации края, федеральных органов не проявили должной активности при реализации принятых решений. До настоящего времени не создана система, обеспечивающая эффективное функционирование портовых транспортно-погрузочных комплексов.
Продолжают бесконтрольно действовать мощные хозяйствующие структуры в лице морских администраций портов (МАП) с многомиллионными оборотами денежных средств, ведомственным и, по сути, бесконтрольным управлением финансовыми потоками, многочисленными нарушениями и злоупотреблениями, выявленными в процессе работы комиссий. Только за 1998 год доходы МАПов в портах края составили 444,2 млн. рублей. Вместе с тем, по материалам межведомственной рабочей группы по проверке МАП Новороссийск, только 40 процентов средств от взимаемых портовых сборов используется по целевому назначению - на реконструкцию и строительство портовых сооружений.
Минтранс, не контролируя использование государственных средств морскими администрациями портов, зачастую способствует их нецелевому использованию. В сметах по использованию прибыли, остающейся в распоряжении МАПов, утверждаемых Минтрансом, ежегодно предусматриваются суммы на благотворительную и финансовую помощь без расшифровки получателей, в результате средства перечисляются не детским домам, больницам или школам, а предприятиям, учреждениям и физическим лицам, угодным руководству МАПов и Минтранса.
Минтрансом РФ до настоящего времени не пресечена практика взимания и использования государственных портовых сборов коммерческими структурами. Так, лоцманскую проводку судов на акватории портов Новороссийск, Геленджик, Сочи, портопункта Анапа и подходов к ним, а также взимание лоцманского сбора осуществляет дочернее закрытое акционерное общество "Морские лоцманы Новороссийска", порта Туапсе - автономная некоммерческая организация (АНО) "Морские лоцманы Туапсе".
Статьей 79 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) определено, что "в целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, а также между портами, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами".
Действия Минтранса РФ по выдаче лицензий негосударственным структурам противоречат вышеуказанной статье КТМ. Это привело к фактической приватизации государственной монополии на лоцманскую проводку судов на акваториях вышеназванных портов и портопунктов.
Конец этим безобразиям должен положить вступивший в законную силу с 1 мая т.г. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", в который, благодаря принципиальной позиции администрации края и депутатов Государственной Думы, удалось внести и отстоять поправку о государственной лоцманской службе в крупных портах России.
Проанализировав только незначительную часть "финансово-хозяйственной" деятельности государственных учреждений - морских администраций портов, можно сделать вывод, что действующее Положение об их функционировании, и особенно право бесконтрольного, ведомственного использования государственных средств, не отвечают не только экономической политике развития Кубани, но и государства в целом.
Созданные в каждом порту и необходимые на первом этапе приватизации самостоятельные морские администрации в настоящее время не способствуют проведению единой политики развития объектов транспортного комплекса края, в том числе и объектов морской отрасли.
Целевое использование государственных средств морских администраций портов Новороссийск и Туапсе значительно бы ускорили развитие портов Азовского моря и освободили бы глубоководные порты края от обработки малотоннажного флота. Целесообразно вновь вернуться к рассмотрению вопроса о создании единого органа по управлению портами края - краевой морской администрации.
Практически не выполняется распоряжение Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 100-рп по вопросу обеспечения сохранности находящегося в федеральной собственности имущества морского транспорта края. Комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ), не признавая допущенные ошибки в процессе приватизации предприятий транспортного комплекса, при попустительстве Мингосимущества РФ, самоустранился от выполнения указанного распоряжения и постановления Правительства РФ от 12 августа 1998 года N 933 "О мерах по обеспечению сохранности находящегося в федеральной собственности предприятий и учреждений морского, речного и воздушного транспорта". Не проведена сплошная инвентаризация сделок с имуществом, не подлежащим приватизации, практически не ведется работа по выявлению фактов незаконного владения федеральным имуществом. Комитетом неоднократно проводились проверки приватизации морских портов, в результате которых нарушений действующего законодательства не было установлено, в то же время по искам прокуратуры на рассмотрении в арбитражном суде находились дела о неправомерности включения в уставный капитал и возврате в госсобственность причалов ОАО "Новорослесэкспорт", НП "Спецморстрой", ЗАО "Стройкомплект". На балансе предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью (дочернее государственное предприятие "Геопорт" (Новороссийск), ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", ТОО "Туапсинский судомеханический завод", ЗАО "Туапсинский рыбный порт"), числятся еще 26 причалов.
Эти факты еще раз подтверждают, что до тех пор, пока комитет по управлению государственным имуществом будет возглавлять П.П. Федотов, проблемы в вопросах приватизации и обеспечения сохранности государственной собственности неразрешимы.
Не принято решительных мер по пресечению "лжеэкспорта" российских нефтепродуктов в портах. В течение длительного времени ООО "Евразия бункер трейдинг", ОАО "Интербункер", ЗАО "Флот НМТП" в порту Новороссийск получают сверхприбыль, уклоняясь от уплаты НДС и нарушая валютное законодательство. Администрация края отмечает разбалансированность подходов к этой проблеме различных федеральных ведомств. Пользуясь пробелами в налоговом и валютном законодательстве и разобщенностью правоохранительных и контролирующих структур, руководители различных фирм наладили бесперебойный источник своих доходов в ущерб обществу. Предназначенные для вывоза на экспорт российские нефтепродукты фактически не вывозятся за пределы таможенной территории, а реализуются от имени нерезидентов в виде бункерного топлива. Если учесть, что за период 1997 - 1998 годов ООО "Евразия бункер трейдинг" произвело перевалку 281 тысячи тонн нефтепродуктов по средней цене 32 доллара США за тонну, то общий объем утечки валютных средств за рубеж за этот период составил не менее 9 млн. долларов США. Эта сумма также представляет собой сокрытый от налогообложения доход фирмы "Евразия бункер Лтд" (Кипр), полученный от хозяйственной деятельности на территории России. В ходе встречных проверок российских судовладельцев - ОАО "Новошип", АОЗТ "Интранс", АОЗТ "Фиорд", ЗАО "Магнат", ТОО "Трансфлот", ООО "Крафт" и ООО "БС Практик" - установлено, что за указанный период российские судовладельцы приобрели у иностранной фирмы "Евразия бункер Лтд" российских нефтепродуктов на общую сумму 5 млн. долларов США.
Органы государственной налоговой инспекции не принимают должных мер для постановки на налоговый учет организаций, занимающихся экспортно-импортными операциями с нефтепродуктами и оказанием экспедиторских услуг. Так, панамская фирма "Росби Ойл Корпорейшн С.А." осуществляла коммерческую деятельность в Новороссийске и нанесла ущерб в виде неуплаты налогов более 900 тысяч долларов США. В ходе расследования уголовного дела эта сумма полностью поступила в виде налогов по месту регистрации в Москве. Аналогичная ситуация с английской фирмой "Солвалюб-Трейдинг ЛТД", осуществляющей свою деятельность в порту Кавказ и тоже зарегистрированной в Москве.
Продолжает бесплатную перевалку азербайджанской нефти ОАО "Новороссийский морской торговый порт", не получив за оказываемые услуги за период с декабря 1997 года около 9 миллионов долларов США, соответственно ничего не получает от этих услуг и краевой бюджет.
Медленно улучшается работа таможен, расположенных на территории края. Несмотря на создание отдела по координации деятельности таможен Северо-Кавказского таможенного управления с местом дислокации в г. Краснодаре, взаимодействие с другими правоохранительными, контролирующими и властными структурами еще не приносит должного результата. За время работы МРГ к уголовной ответственности привлечены пять сотрудников Новороссийской таможни, в том числе заместитель начальника таможни А.П. Свиридов, три сотрудника Темрюкской таможни, в том числе начальник С.А. Яшкин и его заместитель С.А. Глушко. Вскрыты многочисленные преступления на канале внешнеэкономической деятельности. По-прежнему остается проблемой недостоверное декларирование товара при экспортно-импортных операциях, в том числе связанных с вывозом через морские порты края металлолома, леса, сельскохозяйственной продукции, сырья. Нечистые на руку дельцы вывозят за бесценок твердолиственные породы кубанского леса, семена подсолнечника.
Не разрешена проблема в порту Новороссийск, при которой таможенные, пограничные и другие контролирующие службы на государственной границе вынуждены осуществлять свои функции по обработке судов РО-РО на различных, не приспособленных для этих целей причалах акватории порта, на временных постах контроля.
Продолжает оставаться сложной экологическая обстановка в морских портах. Из-за беспринципной позиции комитета по охране окружающей среды Краснодарского края не удается воздействовать на те же МАПы, предприятия и организации, осуществляющие перевалку грузов в портах, для принятия мер по оборудованию грузовых причалов промливневой канализацией с системами очистки (порты Туапсе, Темрюк, Кавказ, Ейск), оснащению портов средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (порты Темрюк, Кавказ, Ейск).
Стремление частных фирм к получению прибыли приобретает в портах самые разнообразные формы. Так, в Новороссийске создана "вочманская" служба, которая в рамках предпринимательства организует работу пограничной службы по охране государственной границы. У трапов судов охранники частных фирм заменили пограничников. За это судовладельцы вынуждены выплачивать дополнительный сбор, не предусмотренный в перечне "регулируемых государственных морских сборов".
Подобная практика дискредитирует Россию как серьезную морскую державу. Считаем невозможным идти на поводу предприимчивых дельцов, "приватизировавших" участок границы. Государственная граница - это лицо страны, и ФПС должна соблюдать государственные интересы и обеспечить режим границы в строгом соответствии с Законом РФ "О государственной границе РФ".
До настоящего времени не достигнуто взаимопонимание между администрацией края и федеральными правоохранительными органами, за исключением МВД, в решении кадровых вопросов. Так, в г. Новороссийске без согласования были назначены руководители таможни и ФСБ.
На основании сделанных правительством края выводов и оценки ситуации, сложившейся в настоящее время в морских портах края, постановляю:
1. Принять к сведению информацию заместителя председателя правительства края о ходе выполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 22 сентября 1998 года N 543 "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани" и признать проделанную работу недостаточной.
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края (Федотов) в срок до 1.07.99 г. представить материалы по результатам проведенной инвентаризации объектов государственной собственности в портах края и копии всех договоров на их аренду.
Постановлением главы администрации края от 15 июля 2002 г. N 768 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Предложить прокуратуре края (Шкребец), Северо-Кавказской транспортной прокуратуре (Шимбарев) совместно с территориальными органами прокуратуры на основании анализа материалов по инвентаризации объектов государственной собственности в срок до 1.12.99 г. обеспечить устранение выявленных нарушений, допущенных в процессе акционирования и приватизации, вплоть до пересмотра результатов приватизации, а также возмещения недоимки, связанной с бесплатной перевалкой азербайджанской нефти через Новороссийский морской торговый порт, в бюджет края.
5. Правительству Краснодарского края (Мельников):
5.1. Совместно с Минтрансом РФ в целях обеспечения эффективности использования объектов транспортного комплекса, усиления влияния Краснодарского края на процессы управления транспортно-перегрузочными комплексами в портовых городах, с учетом предложений федеральных структур и органов местного самоуправления городов Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск и Темрюк в срок до 1.07.99 г. разработать систему управления и координации действий всех хозяйствующих и контролирующих субъектов, направленную на укрепление и развитие объектов государственной собственности, усиление контроля за исполнением договоров аренды государственного имущества, расширение объема услуг в портах государственными унитарными предприятиями;
5.2. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Краснодарскому краю и депутатам Законодательного Собрания края создать совместную группу по совершенствованию таможенного, налогового и валютного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах и на транспорте, провести работу по ускорению принятия закона "О морских портах";
5.3. Совместно с Законодательным Собранием края выйти в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой по обеспечению поступления во внебюджетный фонд края средств за аренду объектов, возвращенных в государственную собственность из незаконного владения, для последующего целевого их использования на развитие инфраструктуры транспортных узлов края.
6. Комитету по транспорту и связи администрации края (Сай) до 1 декабря 1999 года завершить разработку генеральных схем развития транспортно-перегрузочных комплексов с выделением первоочередных этапов строительства, и утвердить их на межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории края. Ужесточить контроль за исполнением государственных программ и контрактов по развитию морских транспортных узлов.
7. Департаменту по финансам, бюджету и контролю (Ярошенко) совместно с департаментом экономики и прогнозирования (Гордиенко) и комитетом по транспорту и связи администрации края (Сай) до 1 сентября 1999 года разработать предложения по участию края в эффективно работающих предприятиях морского транспорта за счет капитализации арендной платы за землю и сумм налоговых льгот, предоставляемых им.
8. Департаменту экономики и прогнозирования (Гордиенко), департаменту по финансам, бюджету и контролю (Ярошенко) рассмотреть возможность передачи пакетов акций ОАО "Порт Азово-Черноморский" в краевую и муниципальную собственность на сумму задолженности по налогам.
9. Заместителю председателя правительства края Н.И. Хворостине, председателю комитета по транспорту и связи Г.К. Саю в срок до 1.07.99 г. доложить правительству о ходе выполнения соглашения между Министерством транспорта РФ и администрацией края и добиться включения в соглашение пунктов, обеспечивающих защиту экономических интересов Кубани.
10. Заместителю главы администрации края Н.И. Харченко:
10.1. Настоятельно рекомендовать Министерству государственного имущества РФ немедленно освободить председателя комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края П.П. Федотова от занимаемой должности как не обеспечивающего надлежащий контроль за использованием государственного имущества;
10.2. В срок до 30.06.99 г. согласовать с Минтрансом РФ резерв кадров на замещение руководящих должностей в морских администрациях края;
10.3. Предложить федеральным правоохранительным органам при назначении на должности руководителей подразделений, дислоцированных на территории края, согласовывать их кандидатуры с руководством краевой администрации.
11. В целях объединения усилий по оперативному разрешению вопросов борьбы с организованной преступностью и коррупцией, соблюдения законности поставить вопрос перед Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ о переподчинении их подразделений, дислоцирующихся на территории края и обслуживающих транспортные системы Азово-Черноморского бассейна, соответствующим федеральным структурам краевого уровня.
12. Для обеспечения сохранности государственной собственности управлению по работе с правоохранительными органами (Дявочка) подготовить обращение для последующего направления в МВД РФ с предложением об образовании в структуре органов внутренних дел на транспорте специального подразделения для обеспечения единой системы охраны, функционирующей в зоне ответственности МАПов.
13. Потребовать от первого заместителя председателя правительства Краснодарского края Н.И. Хворостины, председателя комитета по транспорту и связи Г.К. Сая, начальника управления по работе с правоохранительными органами Ф.В. Дявочки, руководителей краевых правоохранительных органов (Шкребец, Сапрунов, Воронцов, Барсуков, Кучеров, Килиний, Сюсюра, Кухта) неукоснительного выполнения постановления главы администрации края от 22 сентября 1998 года N 543.
14. Записку правительства Краснодарского края "О результатах выполнения постановления правительства от 22 сентября 1998 года "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани" и настоящее постановление направить председателю правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
15. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации (Мухина).
16. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации Краснодарского края, председателя правительства края В.А. Мельникова.
17. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 июня 1999 г. N 383 "О ходе выполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 22 сентября 1998 года N 543 "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 103 от 9 июня 1999 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Краснодарского края от 15 июля 2002 г. N 768
Постановление главы администрации Краснодарского края от 16 августа 2001 г. N 769