Постановление избирательной комиссии Краснодарского края
от 14 июля 1998 года N 411-П
"О Рекомендациях по порядку проверки окружными избирательными комиссиями
достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и иных данных,
представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания
Краснодарского края, либо выдвинувшими их избирательными
объединениями, избирательными блоками"
На основании статьи 10 и в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 19 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" избирательная комиссия Краснодарского края постановляет:
1. С Рекомендациями по порядку проверки окружными избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и иных данных, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, либо выдвинувшими их избирательными объединениями, избирательными блоками - согласиться (прилагаются).
Рекомендовать окружным избирательным комиссиям руководствоваться настоящими Рекомендациями в своей работе.
2. Настоящее постановление опубликовать в журнале "Вестник избирательной комиссии Краснодарского края" и передать другим средствам массовой информации.
Председатель
избирательной комиссии |
С.А. Даниленко |
Секретарь
избирательной комиссии |
И.О. Кочубей |
г. Краснодар
14 июля 1998 года
N 411-П
Приложение
к постановлению избирательной
комиссии Краснодарского края
от 14 июля 1998 г. N 411-П
Рекомендации
по порядку проверки окружными избирательными комиссиями достоверности
данных, содержащихся в подписных листах, и иных данных, представленных
кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края,
либо выдвинувшими их избирательными объединениями,
избирательными блоками
Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края", а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку данного кандидата, по каждому кандидату, представившему установленные Законом края документы.
1. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность данных о кандидате, включаемых в текст избирательного бюллетеня, представленных кандидатом (фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), постоянное место жительства). Для проверки достоверности данных о кандидате окружная избирательная комиссия вправе запросить подтверждающие документы.
1.1. Место работы, должность - подтверждается ксерокопией трудовой книжки, заверенной руководителем или начальником отдела кадров и печатью предприятия (организации).
1.2. Под родом занятий понимается должность кандидата, занимаемая им по основному месту работы (в случае, если кандидат занимается индивидуальной предпринимательской или творческой деятельностью, то в качестве рода его занятий следует указывать: предприниматель, фермер, художник, писатель, композитор и т.д. Для кандидата, находящегося на пенсии или являющегося безработным, указывается - пенсионер, безработный).
Документами, подтверждающими род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет творческого союза, справка биржи труда, пенсионное удостоверение и др.
1.3. Постоянное место жительства - факт проживания кандидата устанавливается Законом Российской Федерации "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" и удостоверяется регистрацией в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия с учета регулируются постановлением Правительства РФ от 17.07.95 за N 713, по которому гражданин обязан зарегистрироваться в органах регистрационного учета, в паспорте производится соответствующая отметка или выдается свидетельство о регистрации. Документом, подтверждающим постоянное место жительства кандидата, является паспорт.
2. Окружной избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей, собранных в подписных листах, могут создаваться группы из числа членов окружной и территориальных (если будут созданы, то и участковых) избирательных комиссий, работников аппаратов комиссий, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, других специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения (в том числе системные администраторы ГАС "Выборы"). Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.
Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
2.1. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (или строк), не соответствующей требованиям Закона края, не учитывается только данная строка (или строки). Все остальные строки подписного листа при подсчете количества подписей учитываются.
Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
2.2. Проверке в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежат либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О времени проведения каждой проверки подписных листов окружная избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам. Избирательная комиссия не вправе отказать участвовать в проводимой проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
2.3. Окружная избирательная комиссия своим решением самостоятельно до представления подписных листов кандидатами определяет количество подписей в подписных листах, подлежащих проверке. Процентное соотношение проверяемых подписей должно быть одинаково для каждого кандидата, представившего в окружную избирательную комиссию установленное количество подписей (рекомендуется осуществить проверку не менее 20% подписей в подписных листах).
2.4. Для проверки подлинности подписей в подписных листах рекомендуется следующий механизм ее осуществления:
а) члены комиссии первоначально проверяют все подписные листы, в ходе проверки исключаются: подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения; подписи, собранные до уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представлении ей необходимых документов;
б) затем часть подписных листов, отобранных для проверки, посредством случайной выборки (жребия) в количестве, определенном окружной избирательной комиссией в соответствии с п. 2.3 настоящих Рекомендаций, должна пройти следующую процедуру проверки:
- проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, посредством определения их наличия в базе данных государственной автоматизированной системы регистрации (учета) избирателей (системный администратор с участием лиц, определенных в ч. 2 п. 2.2 настоящих Рекомендаций);
- проверка подписей в подписных листах, которые отсутствовали в базе данных ГАС "Выборы", в органах, осуществляющих регистрацию и учет граждан;
- заключительным этапом этой проверки проводится опрос избирателей, чьи данные не обнаружены ни в базе данных государственной автоматизированной системы регистрации (учета) избирателей, ни в органах регистрации и учета граждан.
Опрос проводится не менее чем двумя членами группы по проверке достоверности подписей непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
2.5. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день голосования;
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Данный факт должен быть подтвержден справкой органа внутренних дел, либо заключением специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссией, либо информацией системного администратора государственной автоматизированной системы "Выборы";
подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения;
подписи, собранные до уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления ей необходимых документов;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в окружную избирательную комиссию, либо по заключению специалиста (графолога). Подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. К подложным подписям относятся также подписи, в отношении которых установлен факт отсутствия постоянного или преимущественного проживания гражданина по указанному адресу или отсутствия указанного адреса как такового. Указанный протокол удостоверяется не менее чем двумя членами группы по проверке подписей (при этом одна из них должна быть подписью члена окружной или территориальной избирательной комиссии), а также всеми присутствовавшими при установлении этого факта доверенными (уполномоченными) лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
2.6. По окончании проверки подписных листов составляется протокол об итогах проверки по каждому кандидату, который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения.
В случае обнаружения при проверке 15% и более недостоверных подписей от общего числа представленных подписей дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации.
В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, нарушение установленного федеральным законом, законом края порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные федеральным и краевым законодательствами.
Отказ в регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на регистрацию в качестве кандидата, в избирательной комиссии края или в суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.