См. также приказ департамента от 13 февраля 2001 г. N 45-ОД "О плане действий по снижению материнской и младенческой смертности на 2001 - 2003 гг."
Заслушав и обсудив сообщение главного акушера-гинеколога департамента Заболотней В.И. и и.о. главного врача краевой детской больницы Бурлуцкой А.В. о состоянии и мерах по снижению материнской и детской смертности в крае, коллегия отмечает: в крае проводится работа, направленная на снижение материнской и младенческой смертности.
Органами местного самоуправления и департаментом по здравоохранению администрации края разработаны и осуществляются определенные мероприятия по улучшению работы службы здоровья матери и ребенка и предупреждению материнской и детской смертности, принимаются меры к обеспечению службы необходимой аппаратурой, высококачественными хирургическими инструментами, медикаментами, необходимыми расходными материалами, укомплектованию кадрами. Департаментом по здравоохранению ежеквартально проводятся совещания по детству и родовспоможению, издаются приказы и информационные письма о случаях материнской смерти, рассматриваются на коллегии департамента по здравоохранению.
Вместе с тем в работе службы родовспоможения и детства имеются упущения, которые привели к тому, что в 1998 году отмечен рост детской смертности от несчастных случаев, отравлений и травм (1997 - 5,8; 1998 - 6,4 на 1000 родившихся), увеличилось число мертворождений (1997 г. - 6,1; 1998 - 6,6). Отмечен рост и материнской смертности, так, в 1997 году зарегистрировано 17 случаев, в 1998 году - 26. Материнская смертность имела место в 17 территориях края, при этом общее число родов в крае сокращается. За 5 лет умерло 111 женщин. Проведенным анализом материнской смертности установлено, что большинство случаев материнской смертности были предотвратимы.
В ряде территорий имеет место устойчивый рост младенческой смертности (Северский, Тихорецкий, Брюховецкий районы).
А за 5 месяцев этого года в сравнении с этим же периодом предыдущего младенческая смертность в Северском районе увеличилась в 2,3 раза, в Брюховецком в 2 раза, в Тихорецком в 1,9 раза. В Кавказском районе она составила 37,6; Крыловском - 31,6; Северском - 31,7; Усть-Лабинском - 30,4. В этих территориях имеют место серьезные недостатки в оказании помощи детям.
Комиссия Минздрава РФ, которая в декабре прошлого года проводила плановую проверку родовспоможения в крае, отметила ряд недостатков в ее работе. Прежде всего недостаточную профессиональную подготовку кадров акушеров-гинекологов. Только половина из них прошла усовершенствование по специальности и имеет квалификационные категории. Одной из причин роста материнской смертности явились также просчеты в организации акушерско-гинекологической помощи на местах. Во многих городах и районах края продолжают нарушаться правила диспансеризации беременных в женских консультациях, допускаются серьезные ошибки в наблюдении за беременными женщинами в течение всего периода и в диспансеризации и лечении детей. Случаи материнской смерти всегда трагичны. Показателен в этом случай материнской смерти 26 декабря 1998 года 18-летней роженицы в Абинской ЦРБ (гл. врач Есипов). После устранения угрозы прерывания беременности ей еще в течение 10 дней продолжали вводить 11 препаратов без показаний. Во время нахождения в родильном доме отмечен целый ряд необоснованных назначений и непрофессиональных действий врачей. При неправильном ведении родов допущена большая кровопотеря, которая и привела к смертельному исходу.
Также по вине медицинского персонала в 1998 году в Отрадненском районе (гл. врач Бирюков) 9 февраля погибла роженица 36 лет, а 24 мая - 19-летняя родильница. По два случая материнской смертности в 1998 году имели место также в Мостовском районе (и.о. гл. врача Чепикова), в г. Ейске (гл. врач Ефремов), в г. Лабннске (гл. врач Жарков). Всего в 1998 году материнская смертность имела место в 17 территориях края. Установлено много случаев назначения большого количества медикаментов, что представляет угрозу здоровью матери и ребенка. Так, в Анапской городской больнице (начальник управления здравоохранения Терентьев) роженице без установления диагноза было назначено 18 препаратов, к тому же без учета их совместимости.
Необоснованно много, как показала проверка, проводится операций "кесарево сечение" - 4264 в 1998 году, более чем 12 процентам рожениц. Это имело место в Апшеронском районе (гл. врач ЦРБ Жаров), в Крымском районе (начальник ТМО Яготинов), в г. Новороссийске (нач. управления здравоохранения Сафонов), г. Краснодар (Дьяченко). Почти половина прооперированных в крае рожениц в возрасте до 25 лет, т.е. молодые женщины, роды у которых можно провести консервативно. Указанные недостатки свидетельствую о том, что квалификация врачей гинекологов, анестезиологов, терапевтов и других специалистов, принимающих участие в оказании медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, гинекологическим больным, находится на низком уровне.
Около 30% работающих акушеров-гинекологов и педиатров в крае являются предпенсионного и пенсионного возраста (Горячий Ключ, Лабинск, Армавир и др.). Только 50% имеют сертификат специалиста и 40% квалификационную категорию, остальные не имеют желания или возможности учиться.
Отсутствие средств на повышение квалификации, а также невозможности обучения на центральных базах отражается на профессиональных качествах врачей.
Одной из причин того, что продолжают иметь место случаи младенческой смертности, является отсутствие преемственности в действиях детской поликлиники, стационара, роддома, женской консультации. Так, в Усть-Лабинском районе был случай рождения желанного доношенного здорового ребенка. На вторые сутки состояние ребенка ухудшилось, однако из-за неадекватного лечения в течение 3 дней, отсутствия динамики наблюдения, неправильно расценив состояние, ребенка выписали домой. В течение 5 дней ребенок находился без наблюдения и при резком ухудшении состояния был доставлен в краевую детскую больницу, где погиб от необратимых проявлений сепсиса. В Северском районе не была оказана помощь в течение 14 дней ребенку 2-х лет на участке. На 15-й день ребенок доставлен в Северскую ЦРБ, в отсутствие круглосуточных дежурств педиатра ребенок осмотрен двумя врачами взрослой сети. Диагноз не был установлен. И только на 3 сутки санитарной авиацией ребенок доставлен в краевую детскую больницу в крайне тяжелом состоянии. Ребенок в результате допущенных диагностических и тактических ошибок, после оперативного лечения (удалена доля легкого) стал инвалидом.
В Кропоткине, Абинском, Лабинском, Мостовском, Отрадненском и ряде других районов целевая программа "Дети России" на 1998 - 2000 годы, раздел "Безопасное материнство", принята, но не финансируется.
Рациональное питание имеет большое значение для состояния здоровья беременных женщин и детей. Однако значимость грудного вскармливания недооценивалась. В территориях (Кущевская, Краснодар, Крымск, Ново-Покровская, Сочи) отсутствуют палаты совместного пребывания, где мать может кормить ребенка по требованию.
Наряду с охраной и поддержкой грудного вскармливания необходимы меры по обеспечению детей раннего возраста современными продуктами на зерновой, плодоовощной и мясной основе.
Положение дел по обеспечению продуктами детского питания в районах неоднозначно. Постановлением главы администрации края N 125 1998 г. "Об обеспечении детей раннего возраста продуктами детского питания в Краснодарском крае" предусмотрено выделение 154,5 руб. на одного ребенка в возрасте до 2 лет. В ряде территорий эта сумма составила менее 30 рублей: Анапа - 19 руб, Крымский р-он - 23 руб., Лабинский р-он - 6 руб., Крыловской - 22 руб., Кущевский - 14,2 руб., Мостовской - 22,3 руб., Темрюкский - 9,7 руб., Туапсинский - 9,0 руб.
Единственным источником питания детей в крае остаются молочные кухни, которых сегодня в крае насчитывается 59. Они есть во всех территориях края, кроме Туапсинского, Темрюкского районов, г. Горячий Ключ (2 года назад молочная кухня отдана под магазин). Ассортимент их крайне скуден.
Количество производимой продукции уменьшилось в 2 раза, потребность детей удовлетворена в молоке и кефире на 40%, твороге на 15%, кашах на 3,9%, в адаптированных молочных смесях на 2,3%. Вызывает тревогу, что в благодатном крае дети не могут получить полноценного молока, и заменяют импортными смесями, что содержит большое количество консервантов и избыток витаминов и приводит к аллергизации детей, увеличивая их заболеваемость.
Департамент по здравоохранению, обладая координирующими функциями в отношении учреждений муниципальной системы здравоохранения, доводит до сведения глав администраций городов и районов края решения коллегий и приказы о недостатках в организации медицинской помощи населению. Однако от руководителей муниципальных образований, призванных в силу Закона РФ "Об общих принципах <организации местного> самоуправления в Российской Федерации", Закона Краснодарского края "О <местном> самоуправлении в Краснодарском крае" управлять учреждениями здравоохранения подведомственных территорий, не всегда поступает информация о принятых и планируемых мерах по улучшению организации медицинского обслуживания.
Неэффективна управленческая функция органов местного самоуправления в вопросах расстановки руководящих кадров в здравоохранении, повышении их квалификации.
Необходимо отметить недостаточный уровень подготовки молодых специалистов акушеров-гинекологов в Кубанской медицинской академии (Ермошенко). Существующие на базе академии три кафедры акушерства и гинекологии не оказывают должной помощи практическому здравоохранению.
Коллегия решает:
1. Принять к сведению сообщение главного акушера-гинеколога департамента (Заболотняя) и и.о. главного врача краевой детской больницы (Бурлуцкая) о состоянии материнской и детской смертности в крае, считать проблему предупреждения материнской и детской заболеваемости и смертности в сложных социально-экономических условиях одним из важнейших направлений деятельности органов и учреждений здравоохранения.
2. Считать работу руководителей органов управления здравоохранением: г. Краснодара (Дьяченко), г. Ейска (Ефремов), Кропоткина (Дьячков), Абинска (Есипов), Лабинска (Жарков), Мостовского (Юнаев), Отрадненского (Бирюков), Кавказского (Семин), Усть-Лабинского (Асланян), Новопокровского (Зотов), Апшеронского (Жаров), Северского (Степанова), Брюховецкого (Мироненко), Славянского (Судариков), Крыловского (Токмак), Калининского (Городенцев) и Тихорецкого (Кантулов) районов по охране материнства и детства неудовлетворительной и заслушать их на заседании коллегии департамента по итогам работы за 9 месяцев 1999 года.
3. Обратить внимание первого заместителя генерального директора департамента по здравоохранению Резниковой Л.Б. на отсутствие должного уровня организации службы охраны здоровья женщин и детей в крае.
4. Указать главному акушеру-гинекологу департамента по здравоохранению Заболотней В.И. на необеспечение всех мер по оказанию медицинской помощи женщинам в крае, низкую организационную активность и недостаточный контроль за службой родовспоможения.
5. Первому заместителю генерального директора департамента по здравоохранению (Резникова):
5.1. Ужесточить контроль за деятельностью учреждений родовспоможения и детства в крае.
5.2. При проведении аттестации врачей всех специальностей учитывать знания экстрагенитальной патологии у беременных женщин, включив их в перечень вопросов по определению необходимого уровня знаний.
5.3. В течение 1999 - 2000 года провести аттестацию руководителей службы родовспоможения и детства на соответствие занимаемой должности.
6. Первому заместителю генерального директора департамента Резниковой Л.Б., заместителю генерального директора департамента Калашникову В.В. совместно с КГМА (Ермошенко) возобновить кураторскую работу в территориях.
7. Заместителю генерального директора департамента по здравоохранению (Калашников):
7.1. Организовать в течение 3 квартала 1999 года курсы информации и стажировки для врачей общетерапевтического профиля по вопросам акушерской патологии.
7.2. Обязать главных штатных и внештатных специалистов департамента по здравоохранению проводить рецензирование каждого случая материнской смертности.
8. Главному врачу краевого центра медицинской профилактики (Данчин) усилить разъяснительную работу среди населения, особенно молодежи; повысить информированность населения о негативном влиянии алкоголизма и курения табака на здоровье и жизнь, шире привлекать средства массовой информации к формированию здорового образа жизни населения края.
9. Рекомендовать ректору КГМА (Ермошенко):
9.1. Провести в 4-ом квартале 1999 года совместное заседание коллегии департамента и президиума ученого совета Кубанской медицинской академии, на котором рассмотреть вопрос о состоянии материнской и детской смертности в крае в 1996 - 1998 году, разработать комплексную программу предупреждения материнской и детской смертности.
9.2. Обязать специалистов академии участвовать в рецензировании каждого случая материнской смертности в установленные сроки.
9.3. Организовать консультативную помощь специалистами академии беременным женщинам из группы высокого риска.
9.4. Проводить тематические циклы повышения квалификации для врачей акушеров-гинекологов с учетом структуры причин материнской смертности.
10. Главному акушеру-гинекологу (Заболотняя), главному педиатру департамента по здравоохранению:
10.1. Внедрить стандарты обследования и лечения беременных, рожениц и родильниц и детей на всех этапах оказания медицинской помощи при основной акушерской патологии и различной патологии у детей.
10.2. Отработать этапность оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям.
11. Главному акушеру-гинекологу (Заболотняя):
11.1. Проводить медицинское расследование каждого случая смерти беременной, роженицы, родильницы. При выявлении фактов нарушения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей обеспечивать передачу материалов в следственные органы.
11.2. Внести предложения по пересмотру структуры акушерских стационаров с учетом внедрения современных форм обслуживания: организация палат совместного пребывания матери и ребенка, развитие и укрепление анестезиолого-реанимационной службы (организация отделений и палат интенсивной терапии), обратив внимание на оказание медицинской помощи беременным на догоспитальном этапе, развитие терапевтической, лабораторной служб, функциональной диагностики и др.
11.3. Организовать обучение врачей акушеров-гинекологов из территорий Краснодарского края оперативной технике на базе лечебных учреждений г. Краснодара.
11.4. Разработать комплексную программу предупреждения материнской и детской смертности на 2000 - 2001 гг.
11.5. Совместно с КГМА (Ермошенко) разработать программы повышения квалификации для терапевтов, включив в них разделы акушерской патологии.
11.6. Создать регистр беременных женщин группы высокого риска (в 3 - 4 квартале 1999 года).
11.7. Подготовить письмо в адрес Кубанской государственной академии о проведении укороченных циклов тематического усовершенствования для врачей акушеров-гинекологов.
11.8. Обеспечить контроль за соблюдением преемственности между женскими консультациями, родильными домами и детскими поликлиниками.
11.9. Осуществлять разбор на комиссии по материнской смертности каждого случая экстренной госпитализации беременных женщин, информацию доводить до сведения территорий ежемесячно.
11.10. Заслушать на коллегии вопрос о состоянии здоровья девочек-подростков.
11.11. Совместно с КГМА рассмотреть вопрос о создании экспертного совета по родовспоможению.
12. Начальнику отдела кадров департамента по здравоохранению (Чупахин), главному акушеру-гинекологу департамента (Заболотняя):
12.1. Создать регистр кадров службы родовспоможения и детства, проводить его мониторинг.
12.2. Подготовить до 20 июля 1999 года письмо в Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ для решения вопроса о возможности введения должностей заместителя главного врача по детству, заместителю главного врача по акушерству и гинекологии или районного акушера-гинеколога.
13. Краевому центру планирования семьи и репродукции (Заболотняя) обеспечить проведение в 4 квартале 1999 года семинаров для врачей акушеров-гинекологов, терапевтов, хирургов, педиатров и других специалистов по вопросам планирования семьи, профилактики абортов, применения средств контрацепции, проблемам грудного вскармливания.
14. Главному терапевту департамента по здравоохранению (Крупнов) создать регистр девочек-подростков группы высокого риска.
15. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
15.1. Заслушать на административных совещаниях руководителей органов управления здравоохранением территорий, указанных в п. 2 настоящего решения, о грубых нарушениях в службе материнства и детства за 1998 год и первое полугодие 1999 года. Информацию о принятых мерах представить в департамент по здравоохранению к 1 августа 1999 года.
15.2. При назначении руководителей здравоохранения муниципальных образований соблюдать требование ст. 10 Закона Краснодарского края "Об охране здоровья населения Краснодарского края" о согласовании их кандидатур с департаментом по здравоохранению администрации края.
15.3. Обеспечить развитие и укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений, привести их в соответствие с санитарно-техническими нормами.
15.4. Считать приоритетным выполнение целевой программы "Дети России".
15.5. Взять под личный контроль работу службы охраны матери и ребенка в подведомственной территории.
15.6. Заслушивать на административных совещаниях каждый случай материнской смертности с участием депутатов представительных органов и специалистов департамента по здравоохранению.
15.7. Выполнить постановление главы администрации Краснодарского края за N 125 от 16.03.98 г. "Об обеспечении детей раннего возраста продуктами детского питания в Краснодарском крае" в п. 1.1, 1.2.
15.8. Увеличить мощности имеющихся молочных кухонь и расширить ассортимент выпускаемой детской продукции за счет реконструкции, строительства и оснащения детских молочных кухонь современным технологическим оборудованием.
15.9. Заключить договора с производителями на поставку продуктов детского питания, не выпускаемых молочными кухнями.
16. Главам г. Горячий Ключ, Туапсинского и Темрюкского районов решить вопрос по организации детских молочных кухонь в районе.
17. Главному врачу краевой клинической больницы (Бондаренко):
17.1. Принять срочные меры по укомплектованию физическими лицами штатных должностей врачей-неонатологов и врача-гематолога отделения плановой и экстренно-консультативной помощи.
17.2. Ежеквартально предоставлять главному акушеру-гинекологу края Заболотней В.И. информацию о работе консультативно-реанимационно-акушерско-гинекологической и неонатологической бригады отделения плановой и экстренно-консультативной помощи.
17.3. Направлять сведения о поступающих в ККБ беременных женщинах с экстрагенитальной патологией в акушерский оргметодотдел.
18. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований края:
18.1. Принять меры по подбору, расстановке, использованию и повышению квалификации медицинских специалистов.
18.2. Неукоснительно выполнять пункты приказа департамента N 138 от 04.1996 г. "Об улучшении оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам" по организации патронажного обслуживания беременных, родильниц, в т.ч. врачебного.
18.3. Усилить контроль за состоянием службы охраны материнства и детства подведомственной территории, разработать план дополнительных мероприятий по улучшению здоровья женщин и детей.
18.4. Принять меры по улучшению качества оказания медицинской помощи детям, роженицам, родильницам и беременным женщинам, преемственности и четкого взаимодействия территориальных и детских поликлиник, женских консультаций.
18.5. Разработать и утвердить территориальные программы планирования семьи с учетом местных условий, предусмотрев в них усиление работы по контрацепции и предупреждению непланируемой беременности у подростков, меры по повышению знаний и культуры населения в вопросах семейно-брачных отношений, и представить их в департамент по здравоохранению к 01.10.99 года.
18.6. Больных детей из родильных домов направлять на госпитализацию в филиал перинатального центра г. Краснодара (по согласованию).
18.7. Обеспечить резерв руководящих кадров службы детства и родовспоможения.
19. Направить настоящее решение:
19.1. Для сведения - главам всех муниципальных образований края.
19.2. Для решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к руководителям органов управления здравоохранением, указанных в п. 2.
20. На основании решения коллегии издать приказ.
На основании решения коллегии принято постановление главы администрации края от 19 июля 1999 г. N 520 "О грубых нарушениях в службе охраны материнства и детства"
21. Заслушать в 4 квартале 1999 года на коллегии департамента вопрос о ходе выполнения настоящего решения по итогам работы за 9 месяцев 1999 года.
22. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя генерального директора департамента по здравоохранению Резникову Л.Б.
Председатель коллегии, генеральный
директор департамента по здравоохранению |
С.И. Исаенко |
Секретарь коллегии |
С.А. Глыжко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края от 21 июня 1999 г., прот. N 5 "О материнской и детской смертности в крае"
Текст решения официально опубликован не был.