Сообщение
Государственного комитета по охране
окружающей среды Краснодарского края
"О взимании платежей за загрязнение окружающей среды
с плательщиков единого налога на вмененный доход"
(опубликовано 7 сентября 1999 г.)
В последнее время многие хозяйствующие субъекты отказываются от платежей за загрязнение окружающей среды в связи с введением Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Указанный закон не распространяется на взимание платежей, перечисляемых во внебюджетные экологические фонды, и, следовательно, указанные платежи не могут быть заменены единым налогом на вмененный доход по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно указанной ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии же со ст. 21 Закона РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения подлежат перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты.
При этом следует отметить, что Закон РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20) разграничивает плату за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов и на воспроизводство и охрану природных ресурсов) и плату за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов).
Далее, ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусматривает зачисление сумм единого налога в установленном размере в следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Перечисление части суммы единого налога в государственные внебюджетные экологические фонды законом не предусмотрено. Тем самым нарушаются требования ст. 20 (ч. 4) и 21 (ч. 2) Закона РСФСР от 19.12.91 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", а также постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", предусматривающего, что плата за загрязнение окружающей среды взимается со всех предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Следует отметить, что в разъяснениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам ошибочно дано общее разъяснение по платежам за загрязнение окружающей природной среды и платежам за природные ресурсы, а это разные правовые понятия, и эти виды деятельности регулируются различными законами.
Данная ошибка признана Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, и в письме от 8.06.99 г. N ШС-1-01/1592 дано разъяснение. Учитывая изложенное и во избежание конфликтной ситуации, всем хозяйствующим субъектам, загрязняющим окружающую природную среду, необходимо произвести платежи в ближайшее время. Иначе Госкомитет по охране окружающей среды Краснодарского края вынужден будет взыскивать плату в принудительном порядке и с начислением пени в размере 0,3 процента за каждый день неуплаты.
Заместитель председателя комитета |
А.А. Вершинин |
Следует отметить, что Министерство по налогам и сборам упорствовало в отстаивании своей ошибочной позиции еще за неделю до рассылки указанного письма. Так, в письме от 28 мая 1999 г. N 02-1-16 "О платежах за загрязнение окружающей среды при переходе налогоплательщика на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" приводится совершенно противоположная точка зрения: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ в части, касающейся перечня дополнительных к единому налогу платежей, должен выполняться буквально. В то же время в письме содержится ссылка на рассматриваемый Государственной Думой проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", который должен снять рассматриваемое противоречие, дополнив перечень платежей лиц, уплачивающих единый налог, платежами за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия
Нам представляется, что законодательные ошибки должны исправляться исключительно в законодательном порядке, и до внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ, а также в краевой закон от 6 ноября 1998 г. N 155-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" правомерность взимания дополнительных платежей в государственные внебюджетные фонды с лиц, уплачивающих единый налог, может быть оспорена. - Сост.
P.S. Аналогичного мнения придерживается Управление МНС РФ по Краснодарскому краю - см. письмо от 24 февраля 2000 г. N 02-01-11/1264
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщение Государственного комитета по охране окружающей среды Краснодарского края "О взимании платежей за загрязнение окружающей среды с плательщиков единого налога на вмененный доход"
Текст сообщения опубликован в газете "Кубанские новости", N 166 от 7 сентября 1999 г.