Настоящий протест опубликован в газете "Краснодарские известия", N 161 от 10 сентября 1999 г., в связи с регистрацией инициативной группы по отзыву В.А. Самойленко с должности главы городского самоуправления Краснодара
О реакции Законодательного Собрания края на этот протест см. постановление ЗСК от 27 октября 1999 г. N 287-П
См. также Закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 г. N 235-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О порядке отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае"
Ряд статей Закона Краснодарского края "О порядке отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае" противоречит Конституции РФ, требованиям действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления.
Подпункты "б" и "в" п. 1 ст. 5 закона края, закрепившие в числе субъектов инициативы об отзыве главу администрации (губернатора) Краснодарского края и Законодательное Собрание края, грубо противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству.
Статьей 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Эти положения предопределяют недопустимость необоснованного вмешательства органов государственной власти в деятельность населения и местных органов власти по осуществлению местного самоуправления.
Статьей 49 ФЗ предусмотрена возможность инициирования органами государственной власти прекращения полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления только в случае нарушения ими Конституции, действующего законодательства, уставов субъектов РФ и муниципального образования, установленного судом.
Следовательно, органы государственной власти субъектов Федерации не вправе вмешиваться в решение вопроса об отзыве населением избранных им главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления.
По тем же основаниям не соответствует требованиям Федерального закона часть вторая п. 1 и п. 2 ст. 8 закона края, закрепившее право Законодательного Собрания назначать голосование об отзыве и рассматривать вопрос о наличии основания для отзыва выборных лиц местного самоуправления.
Противоречит названным выше нормативным правовым актам Российской Федерации и ст. 21 краевого закона, предусматривающая в качестве источника финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением голосования об отзыве, средства краевого бюджета. Постановка проведения данных мероприятий в зависимость от выделения органами государственной власти субъекта РФ средств на эти цели является прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.
Подпункт "б" п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7 закона края противоречат ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, установившей, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает только в результате утраты его доверия.
Подпункты "а" и "б" ч. 9 п. 1 ст. 7 закона края, установившие основания для установления факта утраты доверия избирателей, содержат положения, не соответствующие действующему законодательству.
Статус главы муниципального образования до настоящего времени не определен, поэтому неправомерно включать в краевой закон положение о совершении им действий, порочащих его статус (абз. третий п/п "а").
Согласно п/п "е" и "ж" ст. 4 закона края "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае", вступление в законную силу приговора или решения суда уже является основанием досрочного прекращения полномочий депутата, поэтому положения абзаца пятого п/п "б" ч. 9 п. 1 ст. 7 противоречит названному закону края.
Ухудшение состояния здоровья либо неспособность по состоянию здоровья исполнять обязанности (абз. 5 п/п "а" и абз. 4 п/п "б") не может являться основанием ответственности выборного лица перед населением, поскольку любая ответственность наступает за совершение виновных действий.
В Законе речь идет не об ответственности, а об утрате доверия избирателей
Абзац четвертый подпункта "а" пункта 1 статьи 7 закона края не соответствует действующим законам, так как понятие "сепаратизм" в федеральном законодательстве отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
отменить п/п "б", "в" п. 1 ст. 5, п/п "б" п. 3 ст. 6, п/п "а" и "б" ч. 9 п. 1 и п. 2 ст. 7, ч. 2 п. 1 и п. 2 ст. 8, ст. 21 Закона Краснодарского края "О порядке отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае", принять меры к приведению данного закона в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Законодательного Собрания Краснодарского края. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру края.
Прокурор края, государственный
советник юстиции II класса |
А.Н. Шкребец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Краснодарского края от 6 августа 1999 г. на п/п. "б", "в" п. 1 ст. 5, п/п "б" п. 3 ст. 6, п/п "а" и "б" ч. 9 п. 1 и п. 2 ст. 7, ч. 2 п. 1 и п. 2 ст. 8, ст. 21 Закона Краснодарского края от 06.07.99 N 192-КЗ "О порядке отзыва депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае"
Текст протеста опубликован в газете "Краснодарские известия", N 161 от 10 сентября 1999 г.