Постановлением главы администрации края от 30 марта 2001 г. N 228 настоящее постановление снято с контроля как выполненное
За последние два года в организациях края наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма, приостановлен рост профессиональной заболеваемости. Число травмированных на производстве в 1998 году составило 4,9 тысяч человек, что в расчете на 1 тысячу работающих составляет 3,49, при среднем по России - 5,30, и уменьшилось в 1,2 раза против 1997 года.
В организациях 35 территорий края наблюдается ежегодное снижение числа несчастных случаев на производстве. В Брюховецком, Тбилисском районах, г. Новороссийске и других коэффициент частоты несчастных случаев снижен в 1,5 - 1,7 раза против 1997 года, уменьшился травматизм с летальным исходом.
В крае растет число организаций, принимающих меры по погашению задолженности по оплате труда. За 1998 год и первое полугодие 1999 года более 500 организаций рассчитались полностью или частично со своими работниками. В организациях бюджетной сферы своевременно выплачивается заработная плата, что значительно сократило число коллективных трудовых споров и забастовок.
Защите трудовых прав работников способствовало увеличение числа заключенных коллективных договоров.
Главы администраций городов и районов края стали более предметно заниматься вопросами охраны труда и трудового законодательства. Созданы службы охраны труда в 35 муниципальных образованиях края. Увеличилось число организаций, имеющих службы охраны труда или специалистов по безопасности труда.
В 55 учебных центрах по охране труда обучаются и проходят проверку знаний ежегодно более 6 тысяч руководителей и специалистов организаций.
Положительно сказалось на динамике изменения числа несчастных случаев на производстве принятие Закона Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-КЗ "Об охране труда", выполнение краевой, городских и районных программ по охране и улучшению условий труда. Вопросы состояния условий и охраны труда рассматривались на заседаниях краевой, городских и районных межведомственных комиссий, на коллегиях отраслевых краевых департаментов.
Органами прокуратуры края, Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю, местного самоуправления городов и районов края в 1998 году проведено более 6 тысяч проверок организаций по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе в части своевременности выплаты заработной платы, охраны и условий труда. Управлениями государственной противопожарной службы ГУВД края, Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора России, краевым центром Госсанэпиднадзора, ГУ "Кубаньгосэнергонадзор" за 1998 год и I полугодие 1999 года приостановлена работа более 6 тысяч единиц оборудования, участков, производств. Всего за допущенные нарушения наложено около 3 тысяч штрафных санкций на должностных лиц организаций.
Однако соблюдение законодательства о труде, состояние условий труда и финансирование мероприятий по его улучшению в целом остаются неудовлетворительными.
В организациях края при выполнении работ погибло в 1998 году 149 человек, за первое полугодие 1999 года - 54 человека.
Особенно высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом в прошедшем году допущен в организациях Тихорецкого района, где погибло 7 человек (АОЗТ им. Кирова, ЗАО "Восход, ООО "Зеленое" и в других); г. Геленджика - 7 (в частном предприятии "Рубин" по причине нарушения правил эксплуатации электрооборудования погиб подросток, погибли работники в ТОО "Дита", базе отдыха "Тишбек" и в других); Усть-Лабинского района - 5 (ООО племзавод "Кубань", КП "Новолабинское").
Руководством Кубанского государственного университета культуры и искусств, в нарушение инструкции по безопасности движения, допущен к управлению автобусом неопытный водитель. В результате дорожно-транспортного происшествия в текущем году погибло 8 человек и 19 получили травмы.
Контрольно-аналитическое управление слабо осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, это касается в первую очередь инспекторов, курирующих г. Геленджик (Слоквенко Ф.Д.), Тихорецкого района (Шустенков А.И.), Усть-Лабинского района (Рыбко Ф.М.).
В ряде организаций остается недостаточной обеспеченность работников комплексом санитарно-бытовых помещений. Работники не обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (Белоглинский район: ОАО "Агростроитель", СПК им. Ленина).
В среднем расходы на охрану труда по краю составляют около 100 рублей на 1 работающего, что в 5 раз ниже требуемых. Не выделяются (или выделяются незначительные) средства на охрану труда в организациях г. Горячего Ключа (ООО "Автоцентр", малое предприятие ТОО "Идеал"), Усть-Лабинского района (строительная фирма "Радуга", ОАО "ПМК-2", малое предприятие "Лакомка") и других.
Во многих организациях, особенно в малых, не проводится обучение и инструктирование работников безопасным приемам труда.
Более 30% работающих не проходят предварительный и периодический медосмотры, что препятствует своевременному выявлению профзаболеваний на ранней стадии.
В исполнительных органах местного самоуправления, управлениях сельского хозяйства отсутствуют квалифицированные специалисты по охране труда, что приводит к вышеперечисленным недостаткам.
В большинстве организаций не заключаются коллективные договоры, защищающие права работников. И, как следствие, во многих организациях края грубо нарушаются статьи законодательства о труде. Нарушается режим труда и отдыха, к сверхурочным и ночным работам нередко привлекаются женщины с малолетними детьми и подростки, доплата за внеурочное время не производится (г. Геленджик, ТПП "Хлебсервис"; Белоглинский район, ИЧП "Карамян", ЗАО "АБЕГО"). На работу с вредными и тяжелыми условиями труда принимаются подростки (Лабинский район, СПК "Русь"; Белоглинский район, СПК им. Ленина). Неправильно оплачивается труд во вредных условиях (Белоглинский район: ЗАО "АБЕГО", ОАО "Белмол", ИЧП "Карамян").
Задолженность по оплате труда в некоторых организациях достигает 16 и более месяцев. Руководители организаций не принимают меры по взысканию дебиторской задолженности с целью выплаты заработной платы работающим (в Лабинском районе - автоколонна 1492, в Усть-Лабинском районе - ОАО РТП "Сельхозтехника"). В ОАО "Устьлабинскагропромснаб" заработная плата руководству выплачивалась своевременно, в то время как весь коллектив не получал зарплату в течение 6 месяцев. Несвоевременная выплата зарплаты в Усть-Лабинском автотранспортном пассажирском предприятии и бездействие руководства организации и района стали причиной голодовки семи работников этого предприятия в 1999 году.
Нераспорядительность руководителей организаций вынуждает работников прибегать к таким крайним мерам защиты трудовых прав.
Не возмещается работникам ущерб, причиненный здоровью на производстве (Лабинский район: сельхозтехникум Лабинский, Лабинский ДОК, ТОО "Зассовское" - всего 28 организаций; Усть-Лабинский район: фирма "Зодчий", РТП "Сельхозтехника"; Тихорецкий район: ООО "Зеленое", и в других районах). Более 3 лет не получают возмещение вреда здоровью инвалиды труда по профзаболеванию АО "Седин-Ферро", г. Краснодар.
В целях улучшения состояния дел в области соблюдения законодательства о труде и охране труда постановляю:
1. Признать работу глав муниципальных образований Тихорецкого района - Ступина В.Т., Усть-Лабинского района - Мячина И.В., г. Геленджика - Озерова С.П. по организации охраны труда неудовлетворительной.
2. Обратить внимание глав муниципальных образований края на соблюдение требований законодательства о труде Российской Федерации, неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в организациях.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
3.1. Взять под постоянный контроль обучение по охране труда руководителей и повышение квалификации по вопросам законодательства о труде специалистов кадровых служб организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм.
3.2. Практиковать проведение месячников, смотров-конкурсов в области охраны труда, семинаров, совещаний с руководителями, специалистами организаций по вопросам соблюдения законодательства о труде.
3.3. Развивать опыт создания центров услуг по организации безопасных условий труда для предприятий с малой численностью работающих, где нецелесообразно иметь свои службы охраны труда.
3.4. Использовать научно-техническую базу центра охраны труда Кубанского государственного университета (КубГУ) для совершенствования работы по охране труда.
3.5. Создать, в соответствии со статьей 6 Закона Краснодарского края "Об охране труда", службы охраны труда в структуре исполнительных органов муниципальных образований, где такие не созданы.
Восстановить службы охраны труда в управлениях сельского хозяйства администраций Абинского, Крыловского, Кущевского, Северского, Славянского, Староминского, Усть-Лабинского районов и городов Краснодара, Сочи, Армавира, Геленджика, Горячего Ключа, Новороссийска.
3.6. Взять под контроль проведение в организациях медицинских осмотров и профилактики профессиональных заболеваний.
4. Контрольно-аналитическому управлению администрации края совместно с управлениями социальной защиты населения и профсоюзами края ввести в практику комплексные проверки организаций всех форм собственности по соблюдению законодательства о труде. О результатах проверок информировать органы исполнительной власти и прокуратуры.
5. Департаменту по социальной защите населения администрации края (Дорошенко) до 1 июля 2000 года подготовить Положение о системе государственного управления охраной труда в Краснодарском крае, предусматривающее участие в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний всех социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, органов отраслевого и муниципального управления.
6. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Шоков) упорядочить подчиненность службы охраны труда в соответствии со статьей 7 Закона Краснодарского края "Об охране труда".
7. Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю (Кузыченко) усилить требования к руководителям организаций по соблюдению ими законодательства о труде Российской Федерации.
8. Управлению государственной противопожарной службы (Фефелов), краевому центру Госсанэпиднадзора (Калашников), управлению Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора России (Гущин), государственному учреждению "Кубаньгосэнергонадзор" (Нечитайло), департаменту по социальной защите населения администрации края при проведении инспекционных мероприятий особое внимание обращать на профилактическую направленность своей работы по вопросам охраны труда и направлять материалы по выявленным нарушениям в краевую лицензионную палату для принятия соответствующих мер в установленном порядке.
9. Рекомендовать Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов принять меры по обязательному заключению коллективных договоров в организациях края, усилению профсоюзными комитетами контроля за соблюдением законодательства о труде.
10. Департаментам, комитетам, управлениям администрации края уделять внимание вопросам охраны труда в курируемых отраслях экономики.
11. Управлению информации и социально-политического прогнозирования администрации края (Мухина) обеспечить освещение в средствах массовой информации фактов грубых нарушений законодательства о труде.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства края Чекунову З.И.
13. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 19 октября 1999 г. N 732 "О состоянии и мерах по соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях края"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления официально опубликован не был.
Настоящий документ снят с контроля