Постановлением главы администрации края от 7 февраля 2001 г. N 56 настоящее постановление снято с контроля в аппарате администрации края, оставлено на контроле в управлении по взаимодействию с правоохранительными органами
Администрация, правительство и Законодательное Собрание Краснодарского края уделяют значительное внимание правоохранительным органам в вопросах борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. На укрепление их материально-технической базы ежегодно направляются значительные денежные средства. Однако позитивных изменений в борьбе с преступностью и охране общественного порядка не наступило.
За 10 месяцев текущего года на территории края зарегистрировано свыше 76 тысяч преступлений, что на 14,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост преступности зафиксирован в 46 городах и районах края. Отмечается рост количества особо тяжких преступлений, умышленных причинений вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, грабежей, краж, в том числе из квартир, грабежей и разбоев на объектах торговли и с целью завладения автотранспортом, хищений оружия и боеприпасов, а также денежных средств из касс, мошенничеств, дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Остались нераскрытыми более 13 тысяч тяжких преступлений. Среди нераскрытых 120 умышленных убийств.
За этот же период зафиксирован рост детской преступности в 27 городах и районах края.
Обстановка, складывающаяся в крае, свидетельствует о тенденции нарастания криминального потенциала. Организованные преступные группы продолжают расширение сфер своего влияния, укрепление коррумпированных связей в правоохранительных, судебных, контролирующих, законодательных органах и органах исполнительной власти. Возрастают масштабы преступной деятельности в кредитно-финансовой сфере. По сведениям силовых структур, в крае действует свыше 450 организованных преступных групп.
Отмечается пассивность руководителей органов местного самоуправления. В ряде районов и городов продолжаются выяснения отношений между главами муниципальных образований и руководителями органов внутренних дел, судов и прокуратур, в то время как лидеры преступной среды усиливают контроль за наиболее прибыльными сферами экономики, наносят ущерб местному и федеральному бюджетам, все чаще выступают посредниками в разрешении споров между юридическими и физическими лицами, заменяя собой правоохранительные и судебные органы.
От населения поступают жалобы на бездействие руководства отдела внутренних дел Каневского района, в том числе и за непринятие жестких мер по отношению к членам преступной группировки Арутюняна. Лидер преступной группы Арутюнян совместно с подельниками занимался вымогательством имущества предпринимателей, фермеров и других категорий граждан. Безответственное отношение начальника Каневского РОВД Савченко к происходящим в районе процессам скомпрометировало власть, дало возможность преступной группировке длительное время безнаказанно терроризировать население ряда районов.
В Мостовском районе не прекращается тяжба между главой администрации района Асмоловым И.И. и руководством отдела внутренних дел. На фоне этого конфликта в районе активизировалось преступное сообщество, состоящее в основном из чеченцев, которым руководят братья Мушаевы. Указанное сообщество на данный момент уже контролирует сбыт продукции кирпичного завода и замахивается на мебельную фирму "Юг", зернопереработку и предприятия пищевой промышленности.
В г. Славянске-на-Кубани "предприниматель" Папазян, при попустительстве местной власти и правоохранительных органов, взял под контроль реализацию водки и других товаров продовольственной группы.
Из-за личных неприязненных отношений между главой администрации и руководителями правоохранительных органов нездоровая ситуация сложилась и в Северском районе. В результате за 10 месяцев текущего года количество преступлений в районе выросло на 27 процентов.
Непозволительно долго руководство ГУВД края и городская администрация не разрешают кадровые вопросы в УВД г. Сочи. Нельзя допустить, чтобы корыстные интересы, безразличие и некомпетентность руководителей мешали работе такого крупного и стратегически важного для края подразделения.
Сложная криминальная обстановка сложилась во всех крупных городах края, особенно в гг. Туапсе и Новороссийске, где чеченские, дагестанские и армянские группировки, участвуя в переделе сфер влияния в портах и на нефтетерминалах, пользуясь бесконтрольностью со стороны силовых структур, регулярно устраивают перестрелки, в которых погибли уже десятки человек.
В г. Анапе из-за безответственности, а иногда и корыстной заинтересованности различных чиновников, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, регистрируются лица, представляющие потенциальную опасность социальной стабильности. В течение короткого времени в городе поселилось более тысячи жителей г. Кемерова, среди которых немалую часть составляют активные члены кемеровской преступной группировки, которая пыталась вымогать деньги даже у директора гостиницы "Высокий берег", принадлежащей администрации края. Непростительно вольготно в городе чувствуют себя армянская и греческая организованные преступные группы.
Сложная криминальная обстановка сложилась и в г. Краснодаре, где надежно обосновалось несколько крупных преступных авторитетов, в том числе и убитый в ноябре текущего года ранее судимый Курбанмагомедов, известный как "Саид", который, будучи помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Хачилаева, с 1991 года возглавлял этническую преступную группировку, занимавшуюся грабежами, разбоями, вымогательством.
Не определились в своих взаимоотношениях руководители властных и силовых структур города Тихорецка.
Воспользовавшись сложившейся обстановкой и несогласованностью действий правоохранительных органов, преступность открыто бросила вызов власти.
За период с августа 1997 года по настоящее время в крае совершены покушения на бывшего главу администрации Кореновского района Хворостину Н.И., главу администрации Темрюкского района Ермоленко А.А., главу администрации г. Туапсе Джигун Г.А. (дважды), заместителя главы администрации Тбилисского района Трухачева П.П., начальника уголовного розыска г. Краснодара Ледовского А.П. (убит), заместителя главы администрации Тихорецкого района Змихновского В.Н., заместителя главы администрации Абинского района Сидоренко Г.А. (убит). Раскрыто только одно из этих преступлений. До настоящего времени не раскрыто и убийство депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Полякова О.А.
Несмотря на происходящие процессы, управление по борьбе с организованной преступностью ГУВД края практически бездействует.
Этим управлением не привлечено к уголовной ответственности ни одного должностного лица, занимающего ответственное положение в системе органов государственной власти и управления, ни одного коррумпированного покровителя действующих криминальных структур.
Требует значительного улучшения обстановка в портах края. Межведомственная рабочая группа, работавшая в порту Новороссийск в конце 1998 года, возбудила более 100 уголовных дел. В результате ее работы увеличились поступления в бюджеты различных уровней. Однако государственные интересы не были защищены в полном объеме. Ущерб, причиненный государству незаконной деятельностью, не возмещен. Не принято мер по фактам незаконной приватизации государственной монополии на лоцманские проводки, незаконного поступления государственного лоцманского сбора на счета негосударственных структур, незаконного приобретения руководством морской администрации порта Новороссийск валютного векселя Морбанка стоимостью более 1,5 миллиона долларов США, незаконного предоставления скидок портовых сборов руководством морской администрации порта Новороссийск на сумму свыше 600 тысяч долларов США и около 300 тысяч рублей, незаконного списания руководством морской администрации порта Новороссийск дебиторских задолженностей на сумму более 2 миллиардов рублей в 1997 году и 428 тысяч рублей в 1998 году, нецелевого расходования государственных средств морской администрацией порта Новороссийск на сумму около 130 миллионов рублей в период с 1996 по 1998 годы.
Новороссийский транспортный прокурор Хачатурян М.И., подтвердив свою несостоятельность, по материалам проверки финансово-хозяйственной деятельности морской администрации порта Новороссийск вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Однако 10 октября 1999 года Генеральной прокуратурой данное процессуальное решение отменено как необоснованное.
В настоящее время криминальные коммерческие структуры из других регионов России, финансовые группы и компании стремятся овладеть контрольными пакетами акций бюджетообразующих перерабатывающих предприятий Кубани. Сегодня только на 5 из 16 сахарных заводов края контрольный пакет акций принадлежит коллективам. В собственности "варягов" оказались Краснодарский и Сочинский мясокомбинаты, Динской и Ейский консервные заводы, Краснодарский экспериментальный и Белореченский маслоэкстракционный заводы, Тимашевский молкомбинат. Такая же участь постигла Кореновский молочно-консервный комбинат. Имеют место случаи, когда в переделе собственности принимают участие ответственные сотрудники правоохранительных органов.
К серьезным нарушениям в сфере экономики надо отнести и фиктивное погашение задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами через филиалы коммерческих банков, являющихся неплатежеспособными. Общая сумма задолженности платежей, не исполненных по вине коммерческих банков, по краю на конец октября превысила 1,5 миллиарда рублей.
У администрации края имеются замечания и к работе таможен. Их деятельность до настоящего времени еще слабо направлена на наполнение бюджета. Есть примеры должностных преступлений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности, когда в преступную группу входили руководители таможен и руководящие сотрудники милиции.
Особое значение приобретает задача борьбы с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми с использованием служебного положения.
Имеют место случаи прямого предательства интересов службы. В июле 1999 года командир роты охраны Выходцев и младший инспектор отдела безопасности Эскузян выпустили через КПП исправительной колонии N 9 трех опасных преступников, осужденных за убийство.
Не всегда отвечает интересам общества работа судебных приставов. Зачастую своими действиями отдельные судебные приставы парализуют работу сельхозпроизводителей. Имеются примеры, когда аресты накладывались на сельскохозяйственную технику, зерновые клины. Арестованное оборудование продавалось по заниженным ценам. Эти и другие упущения привели к тому, что только за 9 месяцев текущего года в отношении судебных приставов края возбуждено 15 уголовных дел.
В октябре 1999 года управлением ФСНП России по Краснодарскому краю вскрыт факт злоупотребления служебным положением со стороны начальника финансового отдела Заккиса, который присвоил более 8,5 миллиона рублей.
Требует внимательного и объективного изучения и работа городских и районных судов. Только за первое полугодие текущего года краевым судом отменено приговоров городских и районных судов края в отношении 326 лиц, из них за мягкостью назначенного наказания - в отношении 100 лиц.
Недостаточна роль структурных подразделений УФСБ в оказании помощи ГУВД в выявлении преступных сообществ и авторитетов.
Серьезные претензии имеются к деятельности прокуроров городов и районов, которые до настоящего времени не стали координаторами правоохранительных органов в организации борьбы с преступностью.
Идеологической базой для воспроизводства организованной преступной деятельности являются различные экстремистские конфессии. На территории края отмечается усиление религиозного давления на жителей края, принадлежащих к национальностям, традиционно исповедующим ислам.
Наибольшую опасность, с учетом близости края к очагам конфликтов на Северном Кавказе, представляет крайне радикальное крыло ислама - ваххабизм. Разделение населения по религиозному и национальному признаку ведет к социальной напряженности в обществе.
В крае действует 288 общественных формирований правоохранительной направленности, общая численность которых превышает 7 тысяч человек. Но организация их работы не соответствует предъявляемым требованиям.
Такая обстановка сложилась при попустительстве глав городов и районов, которые снизили требовательность и общественное воздействие на сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и суда.
Ведомственные интересы правоохранительных и контролирующих органов, имеющих вертикальное федеральное подчинение, в ряде случаев приходят в противоречие с интересами населения, которое требует принятия решительных мер по наведению порядка в различных сферах. Руководство администрации края, зная объективное положение дел, не имеет возможности оперативно влиять на кадровые перестановки. Заложенная в федеральных законах правовая ошибка приводит к хаосу и безвластию, чем успешно пользуются организованные преступные группы. Назрела необходимость до внесения изменений в федеральные законы, не ограничивая прав руководителей федеральных силовых структур, создать при главе администрации края аттестационную комиссию с участием депутатов Законодательного Собрания края, руководителей правоохранительных и судебных органов, которой предоставить право выдавать рекомендации о назначении и переназначении руководителей правоохранительных органов.
На основании сделанных межведомственной комиссией по защите прав граждан, общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией выводов и оценки ситуации, сложившейся в настоящее время в крае, постановляю:
1. Считать работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов края в вопросах борьбы с организованной преступностью неудовлетворительной.
2. Прокуратуре Краснодарского края (Шкребец), УФСБ РФ по Краснодарскому краю (Шишков), УФСНП по Краснодарскому краю (Барсуков), ГУВД Краснодарского края (Сапрунов), отделу по координации работы таможенных органов Краснодарского края Северо-Кавказского управления Государственного таможенного комитета РФ (Килиний) активизировать противодействие организованным преступным группировкам, в том числе международным и транснациональным. Предпринять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению их деятельности, добиваться конкретных результатов.
До 1 января 2000 года рассмотреть вопросы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией на своих ведомственных совещаниях.
3. Главному управлению внутренних дел Краснодарского края:
3.1. Рассмотреть вопрос об укреплении руководящего состава УВД г. Сочи и Каневского отдела внутренних дел.
3.2. Совместно с Южным региональным управлением по борьбе с организованной преступностью МВД РФ (Кучеров) предпринять организационные, кадровые и управленческие меры, направленные на повышение эффективности деятельности управления по борьбе с организованной преступностью при ГУВД Краснодарского края.
3.3. Совместно с комитетом по работе с казачьими обществами администрации края (Марченко) до 1 января 2000 года внести предложения по организации специализированных добровольных казачьих дружин, предназначенных для оказания помощи в охране общественного порядка и борьбе с организованной преступной деятельностью.
4. Прокуратуре Краснодарского края:
4.1. Рассмотреть вопрос создания координационного совета по противодействию организованной преступности с участием руководителей правоохранительных и контролирующих органов, администрации и Законодательного Собрания края. Внести соответствующие предложения в администрацию края до 1 января 2000 года.
4.2. Совместно с транспортными прокурорами усилить надзор за расследованием уголовных дел, возбужденных в рамках деятельности межведомственной рабочей группы в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани.
5. Главам муниципальных образований:
5.1. До 30 декабря 1999 года провести заседания межведомственных комиссий по защите прав граждан, общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией и обсудить вопрос о состоянии работы правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественности по обеспечению правопорядка. Взять под личный контроль работу комиссий, принять действенные меры по объединению усилий правоохранительных органов на местах по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.
5.2. Осуществить проверку деятельности зарегистрированных общественных организаций правоохранительной направленности. Совместно с руководителями органов внутренних дел на местах разработать систему мер, в том числе материального стимулирования, направленных на поддержание деятельности организаций и физических лиц, принимающих реальное участие в охране общественного порядка. Обсудить меры по усилению профилактического воздействия на население, в том числе направленные на возрождение товарищеских судов, добровольных народных дружин, пунктов охраны общественного порядка и т.д.
6. Главному управлению юстиции по Краснодарскому краю (Виноградов), правовому управлению администрации края (Юрченко) и управлению по работе с правоохранительными органами администрации края (Дявочка) до 20 декабря 1999 года в порядке законодательной инициативы члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовить законопроект о внесении изменений в действующие федеральные законы о порядке назначения и перемещения через 5 лет руководителей правоохранительных и контролирующих органов районного и городского уровней, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
7. Прокуратуре края, управлению Министерства по налогам и сборам России по Краснодарскому краю (Перонко), ГУВД Краснодарского края, Главному управлению Центрального банка России по Краснодарскому краю (Митягин), Управлению Федерального казначейства МФ РФ по Краснодарскому краю (Бибик), КРУ МФ РФ в Краснодарском крае (Павленко) организовать проверку соблюдения банковского и налогового законодательства хозяйствующими субъектами при уплате налогов и перечислении платежей в государственные внебюджетные фонды через проблемные коммерческие банки. Результаты проверки рассмотреть на заседании правительства Краснодарского края в I квартале 2000 года.
8. Отделу по координации работы таможенных органов Краснодарского края Северо-Кавказского управления Государственного таможенного комитета РФ ужесточить контроль за повседневной деятельностью таможенных органов, расположенных на территории края, повысить требовательность к исполнению прямых служебных обязанностей сотрудниками таможен. Основные усилия направить на подрыв экономической базы организованной преступности на канале внешнеэкономических связей.
9. Управлению по работе с правоохранительными органами администрации края:
9.1. До 10 декабря 1999 года подготовить предложение в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации о кадровом укреплении УФСНП России по Краснодарскому краю.
9.2. До 15 декабря 1999 года представить предложения об изменении структуры, штатного расписания и положения управления в связи с передачей сектора по делам несовершеннолетних в состав управления по работе с правоохранительными органами.
9.3. До 20 декабря 1999 года разработать и внести предложения о создании при главе администрации Краснодарского края аттестационной комиссии с участием руководителей администрации и Законодательного Собрания края, УФСБ России по Краснодарскому краю, ГУВД, прокуратуры Краснодарского края, УФСНП России по Краснодарскому краю, Краснодарского краевого суда, отдела по координации работы таможенных органов Краснодарского края Северо-Кавказского управления Государственного таможенного комитета РФ, главного управления юстиции по Краснодарскому краю.
10. Департаменту по финансам, бюджету и контролю (Ярошенко) предусмотреть в 2000 году выделение УФСБ России по Краснодарскому краю 200000 (двести тысяч) рублей на приобретение вычислительной техники.
11. Управлению информации и социально-политического прогнозирования (Мухина):
11.1. Провести семинар для руководителей средств массовой информации края, на котором поставить задачи по поддержке курса администрации и Законодательного Собрания края, направленного на нейтрализацию организованной преступности, развенчание идеологии и практики незаконных деяний, социальной деградации представителей организованных преступных сообществ.
11.2. Опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
12. В целях ужесточения контроля за работой правоохранительных органов и органов местного самоуправления по вопросу борьбы с организованной преступностью каждые 6 месяцев проводить расширенные заседания межведомственной комиссии по защите прав граждан, общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, на которых рассматривать ход исполнения данного постановления.
13. Контроль за выполнением данного постановления возложить на начальника управления администрации края по работе с правоохранительными органами Дявочку Ф.В.
14. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 декабря 1999 г. N 855 "О серьезных недостатках во взаимодействии правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественности в вопросах борьбы с организованной преступностью на территории Краснодарского края"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 232 от 17 декабря 1999 г.,
в газете "Кубань сегодня", N 244 от 21 декабря 1999 г.
Настоящий документ снят с контроля