Постановлением главы администрации края от 2 ноября 2001 г. N 1047 настоящее постановление снято с контроля в связи с принятием нового постановления
В Краснодарском крае насчитывается 2609 предприятий различных форм собственности, осуществляющих фармацевтическую деятельность. Из них 1249 розничных точек (аптеки, аптечные пункты и киоски) относятся к муниципальной сети. Предприятия остальных форм собственности имеют 1360 розничных объектов. Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют о том, что в 1999 году на каждые 2900 жителей края (кроме проживающих в г. Краснодаре и г. Сочи) приходилось одно аптечное учреждение, что в свою очередь позволяет судить о продолжающемся формировании фармацевтического рынка.
Вопросы своевременного и качественного обеспечения населения Краснодарского края лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в последние годы приобрели наибольшую значимость.
Вместе с тем, несмотря на проведение в крае комплекса мероприятий по исполнению федеральных и краевых нормативных актов, касающихся фармацевтической деятельности, вопросы предоставления лекарственной помощи лечебными учреждениями края, а также удовлетворение потребностей населения через розничную аптечную сеть решены не в полном объеме.
Более того, постоянный рост цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения снизил их доступность для большинства жителей края, в особенности детей, инвалидов и пожилых людей.
В связи с неоднократными жалобами, поступающими в администрацию края, для осуществления проверки поднимаемых вопросов 10.11.99 было принято распоряжение главы администрации Краснодарского края N 1725-р "Об образовании комиссии по проверке деятельности аптечных и лечебно-профилактических предприятий и учреждений края по обеспечению населения лекарственными средствами".
Проверками, проведенными специалистами контрольно-аналитического управления администрации края, в аптечных предприятиях и лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ) ряда городов и районов установлены существенные нарушения действующего законодательства, касающиеся обеспечения населения лекарственными средствами, характеризующие ситуацию в целом по краю.
Так, оптовыми предприятиями ОАО "Ленинградскмедснаб", ООО "Изком", ООО "Русская тройка", ООО ФК "Фарма-Плюс" и другими допущено приобретение ряда медицинских препаратов по ценам выше установленных Государственным реестром цен. Аналогичным образом установлено завышение стоимости отечественных препаратов за счет перерасчета стоимости в долларах США (ЗАО ЦВ "Протек").
В центральной районной больнице Тимашевского района установлено нарушение предельно допустимой торговой надбавки, регламентированной постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.03.97 N 67 "Об улучшении обеспечения населения и лечебных учреждений Краснодарского края лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
При закупке медикаментов у ОАО "Тимашевскзооветснаб" последним применена торговая надбавка 20 процентов, против утвержденной - 15, в результате чего только с одной закупки сумма средств, излишне выплаченных из бюджета района, составила 2427 руб.
В большинстве проверенных предприятий ни поставщиками, ни покупателями лекарственных средств и изделий медицинского назначения не уделяется должного внимания оформлению протокола согласования цен, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.03.96 N 104 "О частичном изменении постановления главы администрации Краснодарского края от 26.12.94 N 719 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В документации зачастую отсутствует название завода-изготовителя, номера и серии партий препаратов; при отсутствии сертификатов соответствия документально не подтверждается факт сертификации поставляемых (приобретенных) медикаментов (ООО "Медикор", ООО "Магнолия-Фарм" и другие).
В большинстве случаев в накладных на товар отсутствуют торговые наценки.
Кроме того, надлежащим образом не оформляются документы и в предприятиях розничной сети: отсутствуют или неправильно оформляются торговые ценники; не указывается продажная цена, дата ее формирования; не имеются подписи материально ответственного лица (ООО "Сермион", ООО "Витамед", ООО "Мега-Фарм", ООО "Байкал", ООО "Аспирин").
В крае зарегистрировано более тысячи аптечных киосков. Однако ассортимент лекарственных средств, разрешенных к безрецептурному отпуску, не соблюдается нигде. В числе проверенных: ООО "Каталина", ООО "Сермион", РПП "Фармация" Каневского района, ЧП Сосновская Л.В., ООО "Фарма-Плюс" Калининского района, ООО "Угоры", г. Кропоткин, и другие.
Из 20-ти проверенных розничных предприятий практически в каждом выявлены нарушения фармацевтической, лицензионной и финансовой деятельности.
Так, грубые нарушения при формировании цен установлены в аптеке ООО "Байкал" (г. Краснодар). Цена и сумма на реализуемый в указанном предприятии товар записывается в товарно-транспортной накладной поставщика карандашом. Аптека находится на территории Кооперативного рынка в месте массового скопления людей, что позволяет работникам аптеки при необходимости изменять стоимость товара.
В результате выборочной проверки товарно-транспортных накладных установлено завышение торговой наценки до 100% (в нарушение постановления главы администрации края от 26.12.94 N 719 "О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 30.06.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также постановления главы администрации Краснодарского края от 11.08.98 N 456 "О совершенствовании лекарственного обеспечения населения края").
Так, торговая надбавка на перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в ряде случаев превышает установленную (40 процентов). В аптечном киоске ООО "Каталина" (г. Краснодар) торговая надбавка на перечень жизненно необходимых лекарственных средств также превышает размер максимально установленной торговой надбавки. В связи с этим почти все цены на лекарства завышены на 10%. Аптечный киоск данного предприятия расположен также в районе Кооперативного рынка, что влечет отпуск лекарственных препаратов большому количеству людей по завышенным ценам.
В нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 13.11.96 N 377 "Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения" большинством фармацевтических предприятий нарушаются условия хранения термолабильных, светочувствительных препаратов, лекарственного растительного сырья и перевязочных материалов (ООО "Каталина", ООО "Краснодарская фармацевтическая компания", МУ РПП "Фармация" Каневского района, Тимашевская и Калининская центральные районные больницы).
Обращают внимание факты нарушения сроков хранения и реализации лекарственных препаратов. Подобные нарушения зафиксированы в аптеке в Тимашевской центральной районной больнице (далее ЦРБ) (хирургическое отделение), в поликлинике N 4 г. Новороссийска (процедурный кабинет), в больнице N 1 г. Новороссийска, в Северской районной больнице N 4 и т.д.
Проведенными проверками вскрыты факты нарушения как поставщиками, так и посредниками лицензионных условий осуществления фармацевтической деятельности. Так, на момент проверки без соответствующих лицензий осуществляли свою деятельность аптечные киоски ООО "Адонис", ООО "Абрис-торг" и муниципальное предприятие "Виола", расположенные в г. Новороссийске.
Кроме того, установлено, что Калининская ЦРБ осуществляет деятельность без соответствующих лицензий (медицинской и фармацевтической). В штате Калининской ЦРБ нет специалистов, имеющих фармацевтическое образование, вместе с тем больница закупает лекарственные средства и изделия медицинского назначения самостоятельно.
Проверками установлено, что на территории края повсеместно производится бесконтрольная торговля лекарственными травами и сборами из них. Так, на первом этаже детского диагностического центра (г. Краснодар, ул. Постовая, 18) предприниматель из республики Адыгея Пащенко Е.В. (св. предпринимателя N 00134) занимается розничной реализацией трав и сборов с лотка. Ею не представлено ни одного документа о происхождении и качестве товара, а также соответствующих лицензий и сертификатов на право его реализации.
В нарушение постановления главы администрации Краснодарского края от 09.07.98 N 383 "Об утверждении Временного положения о порядке регистрации на территории Краснодарского края лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации", установлены факты закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения у оптовых фирм, имеющих территориальные лицензии на фармацевтическую деятельность, выданные иными субъектами Российской Федерации, и не прошедших регистрацию на территории Краснодарского края.
Прямым следствием этого является нарушение указанными фирмами краевых нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, а также уклонение от уплаты местных налогов и сборов.
Особое внимание в ходе проведенных проверок уделено отпуску населению лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам.
При этом установлено, что расходование бюджетных средств, выделяемых по данной статье, осуществляется бесконтрольно.
Подобные факты установлены в центральных районных больницах Тимашевского и Лабинского районов края.
Так, в Тимашевской ЦРБ 10.01.95 года заключен договор с частным предпринимателем Набока Ж.В., которая в течение пяти лет отпускала населению лекарственные препараты по бесплатным и льготным рецептам при отсутствии должного контроля со стороны администрации больницы. В том числе ею, по рецептам врачей указанной больницы, бесплатно отпускались препараты, не включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (септолете тб., фалиминт тб., аспирин УПСА тб., лейкопластырь). Наряду с этим на момент проверки в хирургическом кабинете поликлиники Тимашевской ЦРБ отсутствовали элементарные перевязочные средства. Таким образом, перерасход бюджетных средств только по данной статье в Тимашевском районе за период с 01.01.99 по 01.10.99 составил 51,0 тыс. рублей.
Недостаточное внимание уделяется бесплатному и льготному отпуску лекарств и руководством Лабинской ЦРБ. Так, бесплатным лекарственным обеспечением (при амбулаторном лечении) не имели возможность воспользоваться жители сельской местности практически всех декретированных групп.
За 9 месяцев 1999 года даже больные с психиатрическими заболеваниями в указанном районе бесплатно лекарственные препараты не получали. За 1999 год детям района выписано всего 33 бесплатных рецепта, при этом лекарства получил только 21 ребенок.
В бюджете Лабинского района на 1999 год на бесплатный отпуск медикаментов детям предусматривалось 25,0 тыс. руб., а фактически израсходовано 0,3 тыс. руб., или 1,2%.
При проверке центральных районных больниц Динского, Ленинградского, Тимашевского, Калининского районов как главные врачи, так и больные не отрицают, что ряд препаратов и предметов медицинского назначения больные приобретают за свой счет (лидаза, шприцы однократного применения, антибиотики и т.д.), которые приносят для применения в стационарах, что безусловно является грубым нарушением действующего законодательства.
Учитывая приоритетность и важность развития фармацевтической деятельности на территории Краснодарского края, в целях своевременного и полного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, повышения уровня социальной защищенности граждан, а также для устранения существующих нарушений ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим фармацевтическую деятельность, неукоснительно соблюдать федеральные и краевые нормативно-правовые акты, регламентирующие фармацевтическую деятельность, а также порядок ценообразования и правила торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Общие принципы организации лекарственного обеспечения граждан на территории Краснодарского края определены Законом Краснодарского края от 7 июля 2009 г. N 1781-КЗ
2. Департаменту по здравоохранению администрации Краснодарского края (Исаенко):
- принять меры по контролю за исполнением всех федеральных и краевых нормативно-правовых актов, касающихся лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных;
- усилить контроль за рациональным использованием бюджетных средств, выделяемых лечебно-профилактическим учреждениям края для организации закупок оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- провести мероприятия по организации обязательного и скорейшего лицензирования лечебно-профилактических учреждений края на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности;
- организовать проведение проверок ЛПУ на территории края по вопросу закупок и применения в лечебном процессе лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, обращая особое внимание на обеспечение контроля за качеством и условиями хранения.
3. Департаменту экономики и прогнозирования администрации Краснодарского края (Гордиенко), с привлечением специалистов ГУ "Аптечное управление администрации края", провести сплошные проверки аптечных предприятий края по вопросу формирования розничных цен.
4. Лицензионной палате администрации Краснодарского края (Тюкин), в связи с грубым нарушением нормативных актов, рассмотреть вопрос о приостановлении действия лицензий на право фармацевтической деятельности аптечных и лечебных учреждений, отмеченных в проверке, до момента устранения ими выявленных нарушений.
Усилить контроль за выполнением лицензиатами условий, регламентированных их лицензиями.
5. Отметить недостаточную работу государственного учреждения "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова) по вопросам организации легитимного фармацевтического рынка и выработке социально ориентированной программы развития аптечного дела в крае.
6. Государственному учреждению "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова):
6.1. Принять исчерпывающие меры:
- по исполнению действующих нормативных актов, касающихся лекарственного обеспечения населения;
- по разработке единой программы координации деятельности всех контролирующих данную отрасль структур с целью повышения эффективности работы фармпредприятий всех форм собственности и улучшения лекарственного обеспечения населения края;
- по разработке и утверждению единого плана контрольных проверок аптечных предприятий (согласованного со всеми заинтересованными контролирующими органами) с целью недопущения повторности проверок по одному и тому же вопросу различными организациями.
6.2. Ускорить разработку проекта постановления главы администрации края о регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и порядке их применения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства".
6.3. Провести разъяснительную работу по усилению роли тендерных комиссий при организации закупок лекарственных средств в городах и районах края. Рекомендовать председателям тендерных комиссий привлекать максимальное количество участников-поставщиков с целью проведения закупок на наиболее выгодных условиях.
7. Государственному учреждению "Центр по контролю качества и сертификации лекарственных средств Краснодарского края" (Король) для устранения выявленных нарушений постановления Госстандарта России от 24.04.98 N 26 "Правила сертификации лекарственных средств в системе сертификации Госстандарта России" усилить разъяснительную работу среди фармацевтических предприятий посредством направления им информационных писем, проведения семинаров, совещаний и контрольных проверок.
8. Главам муниципальных образований Краснодарского края на подведомственных территориях:
- принять меры по рациональному и целевому использованию бюджетных средств, выделяемых лечебно-профилактическим предприятиям по статье "Медикаменты и перевязочные материалы";
- обеспечить предоставление льготной лекарственной помощи населению в объеме, предусмотренном бюджетным финансированием;
- принять меры по обязательному и скорейшему проведению лицензирования и сертификации лечебно-профилактических учреждений на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности;
- осуществлять подбор кадров и назначение на должность руководителей муниципальных аптечных предприятий по согласованию с государственным учреждением "Аптечное управление Краснодарского края";
- обеспечить ЛПУ холодильным оборудованием и помещениями для хранения лекарственных средств.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Краснодарского края Чекунову З.И.
10. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 1 марта 2000 г. N 133 "Об итогах проверки деятельности аптечных и лечебно-профилактических предприятий и учреждений края по обеспечению населения лекарственными средствами"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления официально опубликован не был.
Настоящий документ снят с контроля