Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы городского
самоуправления Краснодара
от 7 июля 2000 г. N 1306
Программа
социальной поддержки малоимущих граждан г. Краснодара на 2000 год
Паспорт Программы
Введение
1. Социальный спектр города Краснодара на 01.01.2000 г.
2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Краснодаре
3. Цель и ожидаемые результаты выполнения Программы социаль-
ной поддержки населения города Краснодара
4. Общие положения оказания адресной социальной помощи
Мероприятия Программы социальной поддержки малоимущих граждан
г. Краснодара в 2000 году
Паспорт программы
Наименование Программа социальной поддержки малоимущих
программы: граждан г. Краснодара на 2000 г.
Заказчик: Мэрия г. Краснодара
Разработчик Департамент социальной защиты населения мэрии
программы: г. Краснодара
Цели и задачи Оказание адресной социальной поддержки
программы: социально уязвимым категориям населения
Ожидаемые результаты Снижение социальной напряженности
реализации программы:
Объемы и источники 3500,0 тыс. руб., городской бюджет
финансирования:
Исполнители 1. Департамент социальной защиты населения
мероприятий мэрии г. Краснодара
программы: 2. Городской фонд социальной защиты населения
3. Управления социальной защиты населения
административных округов г. Краснодара
4. Окружные фонды социальной защиты населения
Сроки и этапы В течение года
реализации программы:
Система организации Отчетность, проверки
контроля за исполне-
нием программы:
Введение
Рыночная экономика, которая изначально строится на конкуренции и разделяет людей по степени их благосостояния и возможности участия в процессах производства, достаточно жесткая и без должного регулирования приводит к неравенству и росту бедности.
Снижение жизненного уровня населения, начавшееся в результате "шоковой" терапии 1992 года, продолжается уже 8-й год и пока без надежд на улучшение условий жизни основной массы населения. Общее ухудшение экономического положения привело к росту числа населения с низким денежным доходом.
В России степень неравенства населения по уровню за 1992 - 1997 годы увеличилась более чем в 2 раза. По данным Госкомстата России за 1998 год 23,8% населения имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (по методике Минтруда).
Необходимость повышения адресности социальной защиты населения в условиях рыночной экономики в России начали сознавать еще в 1994 - 1995 годах. Принятый 24.10.97 г. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в РФ" четко определил, что к малоимущим относится любая семья или одинокий гражданин, чьи среднедушевые доходы оказались ниже величины прожиточного минимума. Они имеют законное право на государственную социальную помощь, независимо от причин и состояния бедности. Однако до настоящего времени не установлены обещанные государственные гарантии получения минимальных денежных доходов.
Таким образом, в части организации системы адресной социальной поддержки населения на федеральном уровне необходимо решить основные задачи по стабилизации социальной сферы. Для этого:
- предусматривается утвердить общие принципы, критерии и условия предоставления социальных льгот и выплат, разграничить источники их финансирования;
- в связи с тем, что основой адресной системы социальной помощи является прожиточный минимум, а основным критерием для ее предоставления - соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума, определенного в субъекте Российской Федерации, особую важность приобретает определение параметров бедности и мер по ее определению, выявление среднедушевого дохода семьи для оценки реальной нуждаемости;
- должен быть утвержден порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на оказание адресной социальной поддержки малоимущих, порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, разработаны типовые методики адресной социальной поддержки населения.
Предусмотренные на федеральном уровне меры по организации системы адресной социальной поддержки населения действительно позволят решить вопрос получения населением минимальных денежных доходов. Однако, в связи с тем, что в настоящее время работа в данном направлении еще не завершена, органы социальной защиты на местах вынуждены решать вопросы оказания адресной социальной поддержки населению самостоятельно, с учетом сложившейся в городе демографической и социально-экономической ситуации, а также финансовых возможностей города.
1. Социальный спектр города Краснодара на 01.01.2000 г.
-------------------------------------------------------------------------
N | Категории населения | Численность
п/п| |
---+------------------------------------------------------+--------------
1 | Население города Краснодара | 758700
---+------------------------------------------------------+--------------
2 | Пенсионеры, получающие пенсию в органах социальной | 191883
| защиты населения |
---+------------------------------------------------------+--------------
3 | Получатели пособий на детей/дети | 73000/94000
---+------------------------------------------------------+--------------
4 | Граждане, нуждающиеся в помощи и услугах, | 160007
| в том числе: |
| |
| - пенсионеры, инвалиды, | 58410
| из них: |
| - одинокие престарелые граждане; | 18576
| - инвалиды по общему заболеванию; | 23172
| - инвалиды детства | 2835
| |
| - семьи с детьми; | 39555
| из них |
| - многодетные семьи; | 16234
| - неполные семьи | 15438
| |
| - граждане, нуждающиеся в постоянном лекарственном | 7854
| обеспечении |
| |
| - семьи погибших воинов, воинов-интернационалистов, | 4034
| "чернобыльцев" и лиц, приравненных к ним |
| |
| - граждане, попавшие в экстремальную ситуацию, | 50154
| беженцы и другие граждане |
-------------------------------------------------------------------------
2. Анализ социально-экономической ситуации в г. Краснодаре
По данным статистики, численность наличного населения г. Краснодара на 01.12.99 года составила 758,7 тыс. чел. По вопросам назначения и выплаты пенсий в органах социальной защиты населения обслуживается 25,3% от общей численности населения города Краснодара; связанным с назначением и выплатой пособий на детей - 12,4% от населения города, по предоставлению социальной помощи и услуг - 21,1%.
На протяжении последних лет численность населения города имеет тенденцию к снижению: по сравнению с 1995 годом она уменьшилась на 5,3 тыс. человек. Уменьшение численности населения города связано с сокращением числа родившихся и ростом числа умерших. На 1000 человек населения г. Краснодара приходится 8,2 родившихся и 13,0 умерших (в целом для России эти показатели равны 8,5 и 14,9 соответственно).
Одна из важнейших и устойчиво заявляющих о себе социальных перемен в жизни общества - постарение населения.
Численность пенсионеров, обслуживающихся в органах социальной защиты населения, из года в год увеличивается не только абсолютно, но и относительно. Так, число пенсионеров по сравнению с 1995 годом увеличилось на 9234 человек, а их доля в общей численности населения возросла с 23,8% до 25,3%.
Экономический кризис в августе 1998 года привел к резкому скачку цен, падению реальных доходов населения, снижению уровня жизни. При этом стоимость жизни в г. Краснодаре приблизительно соответствует уровню в среднем по краю, но значительно ниже, чем в Ростове и Ставрополе.
Прожиточный минимум в среднем на душу населения за декабрь 1999 года по г. Краснодару составил 682,2 руб. (что в 1,3 раза превышает уровень декабря прошлого года), по краю - 675,1 руб., (что ниже, чем в г. Краснодаре на 1%), в Ростове - 740,9 руб. (выше, чем в г. Краснодаре на 8,6%), Ставрополе - 863,6 руб. (выше, чем в городе Краснодаре на 26,6%).
При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения достигла 753 руб., пенсионеров - 441,2 руб. и детей - 690,5 руб. Тенденция к увеличению показателя прожиточного минимума в 1999 году сохранилась, однако темпы его роста замедлились.
Ср. с бюджетом прожиточного минимума по состоянию на 1 января 1999 г.
Характеристикой социального благополучия является соотношение темпов роста денежных доходов и прожиточного минимума.
Среднемесячный доход одного работника (с учетом выплат социального характера) в ноябре 1999 г. сложился в размере 1546 рублей и по сравнению с ноябрем 1998 г. возрос на 58%. Наибольший рост среднемесячной заработной платы наблюдался в отраслях: сельском хозяйстве - в 2,4 раза, строительстве - в 2,3, науке и научном обслуживании - на 95%, промышленности - на 60%, транспорте, связи, культуре и искусстве - на 57%, в непроизводственных видах бытового обслуживания населения - на 49%, здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - на 43%. В других отраслях наблюдался незначительный рост: жилищно-коммунальном хозяйстве - на 40%, финансы, кредит и страхование - на 30%, образовании - на 29%.
Прожиточный же минимум в ноябре "подорожал" на 68%. То есть, темпы роста среднедушевых денежных доходов по сравнению с темпами роста прожиточного минимума снизились, что приводит к ухудшению соотношения между этими показателями и росту численности малоимущего населения. Среднемесячный доход одного работника в ноябре 1999 года обеспечивал 2,1 прожиточных минимума против 2,2 в ноябре 1998 г.
По данным расчетно-кассового центра ГУ ЦБ по Краснодарскому краю за 1999 год номинальные денежные доходы населения г. Краснодара увеличились по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. на 56,5%. Вместе с тем, доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, снизились против уровня соответствующего периода прошлого года на 14,3%.
Основную долю в структуре доходов по-прежнему составляет заработная плата - 38,4% (удельный вес увеличился на 2,7%). Кроме того, населением города получены денежные доходы:
- за счет выплат со счетов по вкладам - 16,5% от общей суммы доходов;
- от реализации сельскохозяйственной продукции - 6,4%;
- от выплат пенсий, пособий, стипендий и прочих социальных трансфертов - 10,7%;
- от выплат дохода, погашения и продажи государственных и других ценных бумаг - 1,7%;
- от продажи иностранной валюты - 5,2%.
Общий объем расходов населения в отчетном периоде превысил уровень доходов в 1,36 раза. Снижение реальных доходов населения отразилось и на структуре их использования:
- на покупку товаров населением израсходовано 54,3% от общей "расходной" суммы;
- оплату услуг - 13,7%;
- приобретение недвижимости - 1%;
- приобретение ценных бумаг - 0,5%;
- приобретение иностранной валюты - 14,5%;
- во вклады - 5,7%.
В структуре расходов сохранилась тенденция к увеличению расходов на потребление за счет сокращения расходов на покупку иностранной валюты, доля которых снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 17% до 14,5%, и за счет уменьшения вкладов граждан, доля которых снизилась с 14,8% до 5,7%.
Многообразие и сложность социальных проблем в условиях перехода к рыночной экономике требуют более пристального внимания к нуждам и проблемам социально уязвимых групп населения, проведения мероприятий, направленных на предотвращение падения уровня жизни малообеспеченных слоев, упрочение социальной защищенности граждан нашего города.
3. Цель и ожидаемые результаты выполнения
Программы социальной поддержки населения города Краснодара
Социальная защита населения в городе осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными актами, предусмотренными субъектом федерации и органами местного самоуправления в трех уровнях:
- выполнение гарантированного федерального социального обеспечения в виде пенсий, пособий и льгот в объемах фактического финансирования из федерального бюджета, организация социального обслуживания и предоставление гарантированных государством социальных услуг;
- предоставление пособий, льгот и компенсаций в объемах фактического финансирования из средств краевого бюджета, организация транспортно-бытового устройства, реабилитация инвалидов, оказание адресной социальной поддержки малоимущим гражданам;
- выполнение мероприятий Программы социальной поддержки населения города Краснодара по дополнительному повышению уровня обеспеченности сверх государственного и краевого, с учетом местных возможностей, в объемах, утвержденных решением городской Думы и предусмотренных в бюджете на текущий год.
В условиях перехода к рыночной экономике социальная защищенность людей заключается в предотвращении падения уровня жизни социально уязвимых групп населения, таких как инвалиды, пенсионеры, дети.
Основная цель Программы социальной поддержки населения города на 2000 год - оказание социальной поддержки социально уязвимым, нетрудоспособным категориям населения.
При этом результатом выполнения мероприятий Программы социальной поддержки населения города является:
- повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан;
- снятие социальной напряженности;
- повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, социального обеспечения малоимущей категории населения города, предоставления им льгот, услуг и социальных гарантий.
Программа на 2000 год предполагает преемственность и развитие наиболее зарекомендовавших себя мероприятий, таких как:
- оказание единовременной адресной денежной помощи малоимущим гражданам;
- оказание помощи малоимущим гражданам в обеспечении промышленными и продовольственными товарами;
- оказание социально-бытовых услуг нуждающимся гражданам;
- проведение мероприятий, привлекающих внимание к проблемам граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
4. Общие положения оказания адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь в виде денежного пособия, товаров, продуктов питания оказывается нуждающимся в социальной поддержке семьям (гражданам), в которых среднедушевой доход равен или ниже величины среднедушевого прожиточного минимума, сложившегося в г. Краснодаре.
Величина прожиточного минимума определяется департаментом социальной защиты населения мэрии г. Краснодара в соответствии с Методическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ, утвержденными Минтрудом 10.11.92 г., и принимается ежеквартально распоряжением главы городского самоуправления - мэра г. Краснодара.
Право на адресную социальную помощь имеют граждане, относящиеся к следующим категориям населения:
- инвалиды и пенсионеры;
- семьи с детьми-инвалидами;
- опекунские семьи;
- многодетные семьи;
- неполные семьи;
- семьи одиноких матерей;
- семьи участников ликвидации на ЧАЭС и приравненные к ним;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- лица без определенного места жительства;
- граждане, попавшие в экстремальные ситуации.
Принадлежность к этим категориям не означает безусловного распространения на них материальной или иной социальной помощи.
Право на получение адресной социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам (семье в целом), социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:
- принадлежность к указанным категориям;
- совокупный среднедушевой доход ниже или равен установленному среднедушевому прожиточному минимуму.
Оказание социальной помощи осуществляется за счет средств городского бюджета с учетом имеющихся возможностей на принципах заявительности о нуждаемости в ней граждан после обследования материально-бытовых условий жизни.
Назначение и оказание адресной социальной помощи проводится комиссиями по оказанию адресной помощи (правлениями) фондов социальной защиты населения.
Адресная социальная помощь не включается в совокупный доход семьи (гражданина) и не влияет на предоставление льгот, пособий и компенсаций, предусмотренных федеральными и краевыми нормативными актами.
Документы, необходимые для назначения адресной социальной помощи:
- справки о составе семьи;
- трудовой книжки для неработающих пенсионеров;
- документов, подтверждающих принадлежность к категориям, имеющим право на получение городского социального пособия (паспорт, пенсионное удостоверение, справка об инвалидности, свидетельство о рождении ребенка, справка из учебного заведения для учащихся от 16 до 18 лет);
- справок о всех видах доходов, подлежащих налогообложению, а также о получаемых алиментах, стипендиях, компенсационных выплатах по уходу за нетрудоспособными гражданами, пособиях по безработице, пенсиях и иных доходах трудоспособных членов семьи, включая работающих пенсионеров, за последние три месяца перед месяцем обращения;
- неработающим гражданам в трудоспособном возрасте - справку из службы занятости с указанием даты регистрации и размера полученного пособия по безработице за последние три месяца перед месяцем обращения.
Размер и вид оказания адресной социальной помощи определяется в каждом конкретном случае персонально.
Порядок оказания адресной социальной помощи гражданам разрабатывается и утверждается департаментом социальной защиты населения мэрии г. Краснодара.
Мероприятия программы
социальной поддержки малоимущих граждан г. Краснодара в 2000 году
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование мероприятий |Объем финан-
п/п| | сирования
| | (тыс. руб.)
----+------------------------------------------------------+-------------
1 | Оказывать единовременную адресную денежную помощь ма-| 400,0
| лообеспеченным гражданам |
| |
2 | Оказывать помощь малообеспеченным гражданам в обеспе-| 1247,8
| чении товарами первой необходимости и продуктами пи-|
| тания |
| |
3 | Организовать бесплатное питание малообеспеченных| 50,0
| граждан в столовых, кафе, при необходимости непо-|
| средственно по месту жительства |
| |
4 | Обеспечить функционирование социального магазина | 172,2
| |
5 | Производить выплаты в размере 50% стоимости пользова-| 50,0
| ния ГТС малообеспеченным семьям, имеющим детей-инва-|
| лидов; одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам|
| 2 группы общего заболевания |
| |
6 | Производить частичную оплату газификации жилых домов| 20,0
| одиноких малообеспеченных престарелых граждан |
| |
7 | Осуществлять выплаты малообеспеченным гражданам в| 120,0
| размере 50% стоимости приобретаемого топлива |
| |
8 | Предоставлять бесплатные парикмахерские услуги мало-| 30,0
| обеспеченным гражданам |
| |
9 | Оказывать конкретную адресную помощь в приобретении| 20,0
| лекарственных препаратов малообеспеченным одиноким|
| пенсионерам и инвалидам |
| |
10 | Оказывать материальную помощь на лечение в лечебных| 150,0
| учреждениях и санаториях малообеспеченным гражданам |
| |
11 | Обеспечить для матерей из малообеспеченных, неполных| 50,0
| и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами льгот-|
| ное зубное протезирование |
| |
12 | Оказывать материальную и иную помощь гражданам, по-| 150,0
| павшим в экстремальную ситуацию |
| |
13 | Выделить средства на обучение в УПК для подростков-| 20,0
| сирот, подростков из многодетных семей и оставшихся|
| без попечения родителей |
| |
14 | Осуществить льготную подписку для малообеспеченных| 80,0
| граждан города |
| |
15 | Обеспечить бесплатное посещение аттракционов в парках| 15,0
| культуры и отдыха для многодетных семей |
| |
16 | Провести выставку творчества инвалидов и выплатить| 30,0
| именные премии главы городского самоуправления Крас-|
| нодара для подростков и людей с ограниченными возмож-|
| ностями здоровья |
| |
17 | Проводить акции, привлекающие внимание к проблемам| 800,0
| пожилых людей, инвалидов, семей с детьми и других ка-|
| тегорий населения, нуждающихся в социальной защите |
| |
18 | Прочие расходы | 95,0
----+------------------------------------------------------+-------------
| Итого: | 3500,0
-------------------------------------------------------------------------
Управляющий делами мэрии Краснодара |
С.В. Федорко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 4 июля 2000 г. N 1306 "Об утверждении Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.