Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 20 февраля 2012 г. N 170
Комплекс мер по модернизации общего образования
Краснодарского края в 2012 году
Комплекс мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году разработан в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".
1. Текущее состояние общего образования Краснодарского края
Реализация комплексного проекта модернизации образования в 2007 - 2009 годы, а также комплекса мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году позволили создать условия для дальнейшего развития системы общего образования и достижения стратегических ориентиров образовательной инициативы "Наша новая школа".
Сеть дневных общеобразовательных учреждений на конец 2011 года составила 1157 единиц; в том числе 353 школы расположены в городских поселениях и 804 - в сельской местности. В них обучается 492,5 тысячи учащихся, работает около 30 тысяч учителей. В 2010 году в 1165 общеобразовательных учреждениях обучалось 487,2 тысячи человек. В 2011 году контингент школьников увеличился на 5,3 тыс. человек.
Объем средств, направленный в 2011 году на реализацию основных общеобразовательных программ, увеличен до 12,1 млрд. рублей.
Комплексный проект модернизации образования в 2007 - 2009 годы заложил основу институциональной модернизации всей системы общего образования. В крае создана региональная нормативная база по основным направлениям модернизации:
с 2006 года все общеобразовательные учреждения перешли на нормативное подушевое финансирование, соответствующее модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации. Субвенции доводятся непосредственно образовательным учреждениям по нормативу. Все школы имеют финансово-хозяйственную самостоятельность и ответственность. В 2011 году повышены нормативы расходов на одного обучающегося в городской местности с 16 126 рублей до 17 658 рублей, в сельской местности - с 24 334 рублей до 26 370 рублей, в малокомплектных школах - с 61 969 рублей до 66 909 рублей;
с 2007 года во всех общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда, соответствующая модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации. Новая система оплаты позволила обеспечить заинтересованность учителя в каждом ученике, учесть все виды его аудиторной и неаудиторной деятельности, стимулировать качество и результаты труда учителя. В декабре 2011 года средняя заработная плата учителей составила 20 594 рублей, что в 1,5 раза выше уровня средней зарплаты учителей в 2010 году;
формированию системы оценки качества, включающей систему диагностических работ и мониторинговые исследования, которые проводятся ежеквартально;
общественному управлению. В каждом общеобразовательном учреждении действуют общественные советы, наделенные правом участия в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей;
аттестации кадров и повышению их квалификации в новой форме;
публичной отчетности. Все школы ежегодно публикуют доклады о своей деятельности на своих сайтах.
Обеспечен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее - ФГОС) первых классов всех общеобразовательных учреждений края. Более 6 тысяч учащихся 2-х классов продолжили обучение по ФГОС в пилотном режиме. Всего на ФГОС переведено 29,5% учащихся начальных классов.
Доля учащихся 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением, выросла с 40% до 44% и составляет более 21 тысячи учащихся.
В целях поощрения 130 педагогических коллективов, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников, из краевого бюджета выделено 62 млн. рублей.
Обновлена инфраструктура системы общего образования. Возросла оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой (8 учащихся на 1 компьютер). Около 84% общеобразовательных учреждений имеют интерактивные доски. Все школы имеют мультимедийные проекторы.
Укрепилась материальная база школ. Капитальный ремонт на сумму 1,5 млрд. рублей проведен в 468 муниципальных и государственных образовательных учреждениях. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих систему горячего и холодного водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН, увеличилась с 76,6% до 82,6%.
Благодаря приоритетному национальному проекту "Образование" и долгосрочной краевой целевой программе "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы":
созданы условия для безопасного и комфортного пребывания детей в образовательных учреждениях. Во всех школьных зданиях и помещениях с пребыванием детей установлены автоматические пожарные сигнализации. Во всех общеобразовательных, учреждениях организовано горячее питание школьников, которым охвачено 99,5% учащихся. Завершен процесс лицензирования всех школьных медицинских кабинетов, которые имеются в 937 школах;
полностью удовлетворена потребность в автобусах для подвоза 41 тысячи учащихся к 646 сельским школам. Все школьные автобусы модернизированы в соответствии с требованиями и нормами безопасности, а также оснащены системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS;
четвертый год в крае реализуется федеральный эксперимент по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в ходе которого создано 49 школьно-базовых столовых на основе современных индустриальных технологий.
В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы создана межрегиональная стажировочная площадка, инициирующая модернизацию механизмов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров.
С января 2011 года в крае в полном объеме реализуется Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Формируются экономические механизмы для повышения качества общего образования. Количество автономных общеобразовательных учреждений увеличилось с 2 до 48 школ, статус бюджетных получили 629 школ.
Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что система общего образования в последние годы стабильно развивается. Вместе с тем пока не удалось решить ряд проблем.
Медленно обновляется педагогический состав школ. Доля учителей пенсионного возраста за 2005 - 2011 годы выросла с 16% до 18%. При этом низкой (11%) остается доля молодых учителей.
В связи с переходом начальной и основной школы на новые ФГОС требует дальнейшего обновления учебная база школ, в том числе оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием.
Во многих школах отсутствует современная информационно-коммуникационная инфраструктура, что затрудняет переход на "электронную школу".
До сих пор не обеспечен требуемый уровень прозрачности и надежности единого государственного экзамена.
Существенная доля школ (около 70%) расположена в сельской местности. При этом 182 школы являются малокомплектными, многие из них не обеспечивают высокого качества образования, в том числе из-за отсутствия полноценного коллектива педагогов-предметников, имеющих соответствующее базовое образование.
Большинство школ (87%) построены до 1990 года. Их здания, оконные блоки, инженерные коммуникации изношены, что не позволяет обеспечить современное энергосбережение.
Таким образом, актуальность разработки и реализации комплекса мер модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году обусловлена:
необходимостью продолжения проведения на территории региона единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы;
необходимостью создания условий для полномасштабного перехода на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения;
необходимостью дальнейшего укрепления учебно-материальной базы для выравнивания учебных возможностей общеобразовательных учреждений;
необходимостью изменения подходов педагогических и руководящих работников к использованию современных образовательных ресурсов;
необходимостью обеспечения целенаправленной переподготовки учительских кадров, ориентированных на выполнение новых задач, стоящих перед системой образования в связи с активизацией модернизационных процессов;
необходимостью проведения комплексных мероприятий по закреплению в сельской местности выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать учителями в общеобразовательных учреждениях.
2. Описание итогов модернизации общего образования
Краснодарского края в 2011 году
В 2011 году получили дальнейшее развитие и подтвердили свою эффективность основные механизмы, запущенные в ходе комплексного проекта модернизации образования, в том числе:
нормативное подушевое финансирование, в ходе которого норматив доводится до каждой школы, стимулировало процессы оптимизации сети школ, классов и штатных расписаний, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования прежде всего за счет сокращения доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал. Улучшены значения основных показателей: наполняемость классов в городских школах - 26 человек, в сельских - 18,8 человека; соотношение "ученик - учитель" - 16,6 человека. Это позволило существенно снизить объем неэффективных расходов в системе общего образования. При ежегодном увеличении финансирования образовательных учреждений и размера норматива на одного учащегося объём неэффективных расходов по отрасли снизился на 47% (с 1858,1 млн. рублей в 2008 году до 874,4 млн. рублей в 2010 году);
благодаря новой системе оплаты труда, соответствующей модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации, заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений выросла с 5 740 рублей в 2006 году до 14 018 рублей в 1 квартале 2011 года. Внедрение новой системы оплаты труда обеспечило неравномерное (в зависимости от качества труда) распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения между учителями, что обеспечивает повышение качества труда учителей, а введение расчетной нормы оплаты учебной нагрузки учителя (ученико-час) усилило этот эффект. Увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей до 30%, которая распределяется с участием советов образовательных учреждений, создало конкурентную среду в образовательном учреждении, повысило активность учителей, их заинтересованность в использовании современных образовательных технологий, в организации с детьми внеурочной деятельности;
модернизирована система повышения квалификации педагогических кадров, введена модульно-накопительная система повышения квалификации педагогов и руководителей, которая позволяет гибко менять модули программ по срокам обучения, а также в зависимости от интересов и запросов педагогов и руководителей школ;
создана система дистанционного обучения, объединяющая 51 базовую и 73 удаленные сельские школы. В неё включены 333 учащихся из числа детей-инвалидов. Её основным отличием от традиционных систем дистанционного обучения является достижение для учащихся "эффекта присутствия" дистанционно, то есть создание условий, максимально приближающих дистанционное обучение к обучению в единой аудитории. Система даёт возможность учащимся, находящимся в малокомплектных школах или на домашней форме обучения, видеть и слышать преподавателя, ведущего урок в базовой школе. Учитель также видит и слышит всех участников дистанционного занятия.
В ходе модернизации общего образования в 2011 году были превышены показатели результативности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436.
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
План IV квартала |
Факт IV квартала |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
100,0% |
115,1% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
11,0% |
12,6% |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
20,0% |
20,0% |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
12,0% |
18,0% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
3,8% |
10,7% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Основными предпосылками превышения показателя результативности, характеризующего повышение заработной платы педагогическим работникам, стали:
использование новой системы оплаты труда, соответствующей модельной методике Министерства образования и науки Российской Федерации;
выделение из краевого бюджета дополнительных средств на повышение заработной платы педагогическим работникам.
По данным регионального мониторинга, уровень средней заработной платы учителей составил:
2011 год |
Средняя заработная плата учителей |
Процент от средней зарплаты по экономике за I квартал 2011 года |
Сентябрь |
17 776 рублей |
107,4% |
Октябрь |
18 162 рубля |
109,7% |
Ноябрь |
18 431 рубль |
111,3% |
Декабрь |
20 594 рубля |
124,4% |
По состоянию на 1 сентября 2011 года средняя заработная плата других категорий педагогических работников общеобразовательных учреждений в среднем выросла на 39,7%, воспитателей дошкольных учреждений - на 23%.
Остальные показатели результативности выполнены благодаря эффективной системе управления на краевом и муниципальном уровнях. Ключевым звеном системы управления стал межведомственный совет по модернизации общего образования, созданный при администрации Краснодарского края. В систему управления включены государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр оценки качества образования", Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, а также администрации муниципальных образований, с которым заключены соответствующие соглашения. Систему управления обеспечивал региональный мониторинг выполнения обязательств каждым муниципальным образованием и общеобразовательным учреждением. Кроме того, с 2007 года в крае действует региональный ежемесячный электронный мониторинг финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений, включающий ежемесячную информацию о заработной плате каждого учителя.
Информационное сопровождение проекта обеспечивали регулярно проводимые пресс-конференции, встречи руководства администрации края с педагогической общественностью. Ход реализации проекта регулярно освещался в средствах массовой информации. Действовал телефон "горячей линии".
В ходе модернизации общего образования в 2011 году улучшена инфраструктура, материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений. Более 38,1 тысячи комплектов и единиц нового оборудования на сумму 507,4 млн. рублей поставлено в общеобразовательные учреждения. В том числе 6,7 тысячи комплектов современного учебно-лабораторного оборудования для начальных классов, перешедших на новый федеральный государственный образовательный стандарт, 1,4 тыс. комплектов автоматизированных рабочих мест для учителей, 12,7 тыс. единиц спортивного инвентаря, оборудования для школьных столовых и медицинских кабинетов. Более 80 процентов школ оснащены комплектами серверного оборудования для локальной вычислительной сети.
Модернизированы 51 базовая и 73 сельские школы для дистанционного обучения учащихся удаленных школ, 333 детей-инвалидов и одаренных детей из всех муниципальных образований. На эти цели выделено 185,7 млн. рублей.
Приобретено 14 школьных автобусов для подвоза детей к сельским школам.
Фонды школьных библиотек пополнились 1 226,6 тыс. экземпляров новых учебников и учебных пособий на сумму 225,7 млн. рублей. Их оснащенность увеличилась до 90 процентов.
Более 5,7 тысячи учителей и руководителей общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Для реализации комплекса мер модернизации общего образования была создана нормативная правовая база:
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 октября 2010 года N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2011 года N 765 "Об образовании межведомственного совета по модернизации общего образования Краснодарского края";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 сентября 2011 года N 1048 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2011 года N 1371 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году";
постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2011 года N 1617 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 июля 2011 года N 718 "О комплексе мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2011 году".
Нормативная правовая база позволила в полном объеме осуществить все запланированные мероприятия модернизации.
3. Описание реализации комплекса мер по модернизации
общего образования Краснодарского края в 2012 году
Комплекс мер по модернизации общего образования Краснодарского края в 2012 году (далее - комплекс мер) направлен на дальнейшее повышение качества общего образования, соответствующего стратегическим ориентирам национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Его задачи:
улучшение оснащенности общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным, учебно-производственным и компьютерным оборудованием для обеспечения нового качества образовательных результатов в соответствии с технологическими и социально-экономическими изменениями;
создание системы оценки качества образования, формирующей информационную основу для улучшения преподавания и принятия управленческих решений на всех уровнях, в том числе путем обновления оборудования, предназначенного для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
развитие школьной инфраструктуры, создающей всем учащимся санитарно-бытовые условия, обеспечивающей охрану здоровья, занятия физкультурой и спортом, качественное питание и медицинское обслуживание, в том числе за счет улучшения оснащенности спортивным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, а также проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, создание системы привлечения и закрепления молодых педагогов и руководителей школ, обеспечивающей удовлетворение потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах, регулярное обновление их состава и квалификаций;
формирование территориальных образовательных сетей, обеспечивающих доступность образовательных услуг, независимо от места жительства, в том числе за счет развития парка школьных автобусов;
пополнение фондов школьных библиотек для обеспечения новыми учебниками всех учащихся, независимо от социального положения и доходов семей;
модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся различных категорий (учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных детей), обеспечения высокого качества образовательных программ, независимо от места жительства и состояния здоровья обучающихся, а также индивидуализации образовательных траекторий способных учащихся.
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, эффективное использование ресурсов.
Основные мероприятия определены в приложении N 1 к комплексу мер и реализуются за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов, а также привлеченных средств.
Департамент образования и науки Краснодарского края осуществляет закупку товаров, работ и услуг для реализации комплекса мер за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, направленной на модернизацию системы общего образования Краснодарского края, а также предоставляет иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на модернизацию системы общего образования в порядке, установленном департаментом образования и науки Краснодарского края.
Государственные общеобразовательные учреждения осуществляют закупку товаров, работ и услуг для реализации комплекса мер за счет средств краевого бюджета, выделенных на выполнение государственного задания и на иные цели в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В ходе реализации комплекса мер департамент образования и науки Краснодарского края:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией комплекса мер;
обеспечивает координацию деятельности по модернизации общего образования;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации комплекса мер;
проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов комплекса мер;
корректирует механизм реализации комплекса мер.
Департамент образования и науки Краснодарского края готовит и представляет в установленном порядке справочно-аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий комплекса мер и эффективности использования финансовых средств, проводит широкую информационную кампанию.
Ключевыми региональными проектами комплекса мер являются:
проект "Школьная инфраструктура", который позволит в каждом общеобразовательном учреждении создать комфортные условия для учащихся и учителей. В рамках проекта будет оборудовано внутри школьных зданий 125 туалетов путем реконструкции помещений, пристройки или капитального ремонта. Количество общеобразовательных учреждений, не имеющих туалетов внутри школьных зданий, сократится на 30%. Будет капитально отремонтировано 59 спортивных залов, что составит 21% от имеющейся потребности. Доля обновленных школьных оконных блоков в общем количестве школьных окон увеличится с 45% до 75%. В результате замены оконных блоков будут улучшены санитарно-эпидемиологические условия пребывания детей в школьных зданиях, обеспечено энергосбережение и повышена эффективность использования энергоресурсов. Все школьные столовые и спортивные залы, требующие переоснащения, будут укомплектованы современным оборудованием;
проект "Учебное оборудование", в рамках которого будет продолжено оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым в первую очередь для реализации федеральных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Предполагается в каждой школе разработать и осуществить программу обновления учебно-материальной базы, конкретный перечень оснащения общеобразовательного учреждения, обеспечивающий выполнение требований ФГОС. Учебное оборудование будет закупаться школами для дооснащения имеющихся предметных кабинетов и на региональном уровне - наборами комплектов лабораторного и демонстрационного оборудования по учебным предметам.
проект "Базовая школа", реализация которого начата в 2011 году путем модернизации 51 базовой и 73 уделенных сельских школ для организации дистанционного обучения учащихся малокомплектных школ, детей-инвалидов, способных и одаренных детей. Предполагается отработать механизм сетевого взаимодействия базовых и удаленных сельских школ, обеспечивающий повышение качества образования, а также механизм финансирования дистанционного обучения;
проект "Школьная информационная сеть", реализация которого начата в 2011 году. Предполагается в 80% школ оборудовать локальные информационные сети, обеспечив доступ к Интернету во всех учебных кабинетах, создание зон Wi-Fi в библиотеках, медиотеках. Школы будут оснащены сетевыми программами для перехода на электронный документооборот и электронную систему управления. Будет организовано повышение квалификации учителей по основным направлениям работы электронной школы;
проект "АРМ учителя", реализация которого начата в 2011 году. Предполагается продолжить оснащение школ автоматизированными рабочими местами учителя. В первую очередь АРМами предполагается обеспечить учителей начальной и основной школы, которые переходят на новые ФГОС. Общеобразовательные учреждения будут оснащаться электронными образовательными ресурсами и интерактивными программами по учебным предметам. Будет организовано повышение квалификации учителей по работе с АРМами и электронными образовательными ресурсами.
Одновременно с этим в системе общего образования в 2012 году в пределах утвержденных в краевом бюджете средств будет продолжаться повышение средней заработной платы учителей.
Для оценки результативности предоставления федеральной субсидии краевому бюджету на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования используются показатели согласно приложению N 2 к комплексу мер.
Реализация мероприятий по дальнейшему совершенствованию механизмов финансирования и управления учреждениями системы общего образования обеспечит:
реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат образовательной деятельности;
дифференцированную оплату труда педагогов в зависимости от качества предоставляемой образовательной услуги.
Реализация мероприятий по качественному изменению профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников в соответствии с изменяющимися задачами обеспечит:
дальнейшее совершенствование механизмов мотивации педагогов на качественное изменение собственной квалификации;
новые профессиональные качества педагогов.
Реализация мероприятий по модернизации условий обучения, повышению требований к содержанию и результатам обучения обеспечит рост количества общеобразовательных учреждений, соответствующих современным стандартам требований к организации образовательного процесса.
Реализация мероприятий по дальнейшему внедрению в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий и цифровых средств обучения обеспечит:
возможность внедрения дистанционного обучения учащихся удаленных сельских школ, детей-инвалидов, одаренных и способных школьников;
расширение практики организации управления образовательным процессом посредством электронных журналов и электронных дневников обучающихся;
повышение качества образовательного процесса за счет информационно-коммуникационных технологий.
Реализация мероприятий по совершенствованию механизмов, обеспечивающих доступность начального, основного и среднего (полного) общего образования гражданам, обеспечит дальнейший рост степени удовлетворенности запроса населения на услуги общего образования в условиях имеющейся материально-учебной базы.
Реализация мероприятий согласно действующим в регионе механизмам создания условий для привлечения в общеобразовательные учреждения учителей обеспечит:
увеличение доли выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание работать в учреждениях, реализующих программы общего образования;
"омоложение" педагогических кадров общеобразовательных учреждений, в первую очередь, в сельской местности.
В 2012 году внесены следующие изменения в имеющуюся нормативную базу:
в целях повышения заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в Законе Краснодарского края от 20 декабря 2011 года N 2404-КЗ "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" увеличены нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений;
предусмотрены средства софинансирования комплекса мер по модернизации общего образования из краевого бюджета в долгосрочной краевой целевой программе "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 октября 2010 года N 961;
заключены соглашения между департаментом образования и науки Краснодарского края и муниципальными образованиями Краснодарского края о реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году.
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году связана с определенными рисками. Основные из них: риск, обусловленный существенными объемами средств, направляемых на закупку товаров и услуг, по сравнению с возможностями рынка качественного учебного оборудования; коррупционный риск (неэффективное использование денежных средств); риски крайне медленного обновления кадрового состава педагогических работников при значительной доле учителей пенсионного возраста.
Для преодоления этих рисков предполагается в 2012 году осуществлять закупку товаров и услуг как на региональном уровне, так и на муниципальном и школьном уровнях. Обеспечить максимальную прозрачность закупок, осуществлять подготовку конкурсной документации для проведения открытых аукционов коллегиально, с привлечением широкого круга учителей-практиков. Для привлечения в общеобразовательные учреждения молодых учителей предусмотреть соответствующие доплаты на муниципальном и школьном уровнях.
4. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых
учителей в общеобразовательные учреждения
В Краснодарском крае реализуются меры, направленные на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения.
Повышается средняя заработная плата молодых учителей. Так, за сентябрь 2011 года она составила 14722 рубля, что на 27,6% выше уровня за январь-май прошлого года (11537 рублей). В большинстве общеобразовательных учреждений молодым специалистам производятся доплаты от 500 до 3000 рублей ежемесячно.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 мая 2011 года N 475 "О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения" установлена компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений Краснодарского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, включая совместно проживающих с ними членов их семей.
Реализация мер по повышению социального статуса учителя и привлечению в школу молодых учителей способствовала тому, что в общеобразовательных учреждениях число молодых специалистов со стажем работы до 5 лет за последние три года увеличилось с 7% до 11%.
В сентябре 2011 года администрацией Краснодарского края заключено соглашение со Сбербанком России о реализации льготной ипотечной программы, ориентированной на молодых учителей, врачей, работников культуры.
С ноября 2011 года молодые учителя могут открыть в Сбербанке счета для накопления средств на первый взнос и ежемесячно его пополнять. Ставка по этому депозиту составляет 1 - 2% годовых, срок накопления - от года до 6 лет. Молодым учителям, соблюдающим условия накопительного договора, оказывается поддержка из бюджета Краснодарского края в виде ежеквартальной выплаты в размере 30% от суммы ежемесячного платежа. Через 5 лет молодой учитель сможет получить льготный кредит под 6% годовых.
В рамках ипотечной программы жилье строится на 20 - 25 процентов ниже рыночной стоимости, так как за счет бюджета обеспечен подвод коммуникаций.
5. Ориентиры развития общего образования в Краснодарском крае
на период до 2020 года
Основные результаты развития системы общего образования на период до 2020 года:
обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике;
достижение выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок.
Для достижения указанных результатов будет создана современная система оценки качества образования, которая включает:
регулярное участие в общероссийских исследованиях, опирающихся на передовой мировой опыт, в том числе в проведении PISA;
систему мониторинга учебных, внеучебных достижений (электронное портфолио) и результатов социализации учащихся;
инструменты оценивания на уровне школы (мониторинга, самооценка и партнёрский аудит) и класса (оценка индивидуального прогресса учеников).
При этом показатели оценки эффективности образовательных учреждений будут дополнены контекстными показателями (характеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченности). В новой системе оплаты труда при распределении стимулирующих выплат будет учитываться динамика профессионального развития педагога.
Для обеспечения равенства доступа к качественному образованию, снижения доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности, предполагается:
предоставлять субсидии на реализацию дополнительных образовательных программ школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся ("школа полного дня" и другие);
предоставлять субсидии на реализацию программ развития, обеспечивающих повышение качества образования школам, обучающим наиболее сложные категории учащихся и демонстрирующим низкие результаты.
Для обеспечения готовности школы к деятельности в условиях становления нового технологического уклада будет обеспечено:
формирование во всех школах информационно-коммуникационной среды, в том числе создание во многих аудиториях зон Wi-Fi с широкополосным Интернетом;
развитие дистанционного образования, в том числе во всех удаленных сельских школах.
Для обновления состава и компетенций управленческих и педагогических кадров будет реализовано:
замещение традиционных форм повышения квалификации на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога, построенными на основе практик сотрудничества учителей и образовательных учреждений:
поддержка стажировок педагогов на площадках, где транслируются лучшие образовательные практики;
развитие механизмов привлечения лучших выпускников вузов в школы (введение высокой стартовой заработной платы для молодых кадров, выделение грантов на предоставление жилья и льготная ипотека).
Индикаторы результатов развития системы общего образования | |||
|
Наименование показателя |
2015 год |
2020 год |
1 |
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от обшей численности школьников, % |
90 |
95 |
2 |
Доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, % |
91 |
96 |
3 |
Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от обшей численности учителей, % |
85 |
100 |
4 |
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, % |
85 |
100 |
5 |
Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, % |
88 |
96 |
Конкретными результатами проекта по модернизации общего образования в обеспечении развития системы общего образования на период до 2020 года являются:
создание в общеобразовательных учреждениях комфортных условий, отвечающих современным требованиям, за счет мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школ. Все школы будут иметь теплые туалеты, капитально отремонтированные, оснащенные современным оборудованием спортивные залы, школьные столовые и медицинские кабинеты.
создание в общеобразовательных учреждениях ИКТ-инфраструктуры в ходе реализации региональных проектов "Школьная информационная сеть", "АРМ учителя";
развитие системы дистанционного обучения для учащихся, проживающих в удаленных и труднодоступных территориях, в ходе реализации регионального проекта "Базовая школа".
Руководитель департамента образования |
Т.П. Хлопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.