Текст абзаца второго пункта 2 статьи 7 Закона в редакции от 17 октября 1997 г.
- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей, приходящихся на один мандат, с допускаемым отклонением от средней нормы представительства не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов;
3. Избирательная комиссия Краснодарского края не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц (населенных пунктов, улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Законодательное Собрание Краснодарского края утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
1. Избирательная комиссия Краснодарского края формируется в соответствии с требованиями Положения об избирательной комиссии Краснодарского края, является юридическим лицом, обеспечивает подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания края.
С 10 июня 1999 г. действует Закон Краснодарского края от 4 мая 1999 г. N 186-КЗ "Об избирательной комиссии Краснодарского края"
____________________________
Текст подпункта "в" пункта 2 статьи 10 Закона в редакции от 17 октября 1997 г.
в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа;
б) координирует работу территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на их решения и действия (бездействие) и принимает по заявлениям и жалобам решения;
ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, проведения голосования и принимает по ним решения;
После регистрации соответствующей окружной избирательной комиссией кандидата данный кандидат вправе назначить в окружную избирательную комиссию и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
6. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, нижестоящими избирательными комиссиями, избирательными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
9. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
12. При голосовании на избирательных участках и подсчете голосов участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями (избирательными блоками), кандидатами в депутаты Законодательного Собрания края, международные наблюдатели, представители средств массовой информации.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением (избирательным блоком), чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется.
Указанный документ действителен только при предъявлении паспорта или удостоверения личности, его заменяющего. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд.
Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания края. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
1. Кандидаты при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку, в течение 5 дней регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также представлению отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
6. Окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата в случае непредоставления надлежащим образом оформленных подписных листов с количеством подписей избирателей, необходимых для регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений требований настоящего Закона, включая подлог документов.
В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение суток выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, нарушение установленного федеральными законами, настоящим Законом порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Законом.
Отказ в регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на регистрацию в качестве кандидата, в избирательную комиссию края или в суд.
15. В случае, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 9 статьи 19 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидата в депутаты.
2. Кандидаты в депутаты на равных условиях получают доступ к средствам массовой информации.
1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 8 настоящей статьи. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной или муниципальной телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях.
3. Телерадиокомпании, подпадающие под действие пункта 8 настоящей статьи, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку за плату по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
4. Регулирование порядка предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам на каналах телерадиокомпаний, подпадающих под действие пункта 8 настоящей статьи, осуществляется избирательной комиссией Краснодарского края.
5. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний.
6. Периодические печатные издания, подпадающие под действие пункта 8 настоящей статьи и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются избирательной комиссией края. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме.
8. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств краевого или местных бюджетов, средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
9. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 8 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Оплата кандидатами эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.
10. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
11. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий.
14. Зарегистрированные кандидаты, общественные объединения вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в соответствующую окружную избирательную комиссию.
17. Органы местного самоуправления по предложению территориальной избирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки и порядок организации указанных мест определяются избирательной комиссией Краснодарского края.
3. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и другую агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.
4. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
5. Средства массовой информации, указанные в пункте 8 статьи 23 настоящего Закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать публикации, способные нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти средства массовой информации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность опубликовать опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, может являться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.
6. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия, а также кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, избиратели, иные общественные объединения, наблюдатели вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком установленных настоящим Законом правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а окружная избирательная комиссия также вправе отменить решение о регистрации кандидата.
В случае, если средства бюджета своевременно не выделены или если средства бюджета не выделены при проведении досрочных, дополнительных или новых выборов депутатов Законодательного Собрания края, избирательная комиссия Краснодарского края вправе обратиться в коммерческие банки для получения кредита на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии Краснодарского края о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств краевого бюджета не позднее чем через 1 год после дня голосования в первоочередном порядке.
4. Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертвования.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
Соответствующая окружная избирательная комиссия до дня голосования обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатами.
4. Избирательная комиссия края обязана опубликовывать эти отчеты кандидатов в депутаты не позднее 45 дней после их представления в комиссию в средствах массовой информации.
2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества, года рождения, места работы, занимаемые должности (род занятий) и постоянные места жительства всех зарегистрированных по округу кандидатов, а также информацию о том, кем они выдвинуты. Эти данные предоставляются кандидатом. В бюллетене указывается также принадлежность кандидата к партии или общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения (избирательного блока). Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями или в порядке самовыдвижения, его членство в партии или общественном объединении указывается только по желанию самого кандидата.
Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменном виде при прибытии к нему членов избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов внесенных в списки избирателей.
2. При невозможности замещения вакантных депутатских мандатов в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия края назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Законом. Если до окончания срока полномочий депутатов Законодательного Собрания края остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не назначаются и не проводятся.
Статья 39. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, подкупа, обмана, угроз, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом Законодательного Собрания Краснодарского края либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.