Постановлением главы администрации края от 17 февраля 1998 г. N 73 настоящее постановление снято с контроля как выполненное
В условиях рыночной экономики предполагалось использовать лицензирование как один из рычагов усиления воздействия на хозяйствующие субъекты и повышения уровня управляемости процессами, происходящими в экономике.
С этой целью, начиная с 1992 года, в Российской Федерации целым рядом документов Правительства России было введено лицензирование различных видов деятельности. В настоящее время действуют более 150 нормативных актов по лицензированию. Венчают этот пакет документов Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, предусматривающие ответственность юридических и физических лиц за осуществление хозяйственной деятельности без лицензий.
Таким образом, казалось бы, созданы условия для обеспечения не только динамичного развития экономики, но и для защиты интересов граждан и государства.
Вместе с тем реальное положение дел в этой сфере свидетельствует о том, что лицензирование, как один из рычагов управления экономикой, фактически дискредитировано. Во многих случаях оно сдерживает развитие предпринимательства, стало обременительным в части материальных и финансовых затрат, не в полной мере защищает права потребителей и здоровье граждан от недоброкачественных товаров и услуг. В определенной степени лицензирование стало управленческим позором.
Отсутствие на федеральном уровне единой политики проведения лицензирования позволило каждому министерству и ведомству создать и добиться в Правительстве России введения своей системы лицензирования. Такая ситуация наглядно демонстрирует одно из самых негативных "достижений" рыночной экономики - лоббирование ведомственных интересов. В конечном итоге страдает простой труженик. Для нашего края это те, кто работает в основной отрасли экономики - агропромышленном комплексе. В результате на территории края не создана система лицензионных органов, в полной мере обеспечивающая проведение в жизнь государственной политики в вопросах лицензирования, оказывающих существенное влияние на развитие экономики края.
Положение усугубляется слабой исполнительской дисциплиной и безответственностью должностных лиц и работников лицензионных органов. Вымогательство и бюрократизм стали нормой в поведении чиновников.
Например, ТОО "Краснодарский Дом книги" до настоящего времени не получил лицензию на торговлю антиквариатом, вместе с тем документы направлялись им в Министерство культуры Российской Федерации еще в 1995 году.
В Краснодарском крае лицензирование осуществляют органы местного самоуправления городов и районов, лицензионная палата администрации края, 6 краевых и 18 территориальных федеральных органов, в отдельных случаях дублирующих друг друга. Многие службы, лицензирующие виды деятельности, отнесенные на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не имеют соответствующего статуса для выполнения этой работы, проводят ее узковедомственно, без учета экономических интересов края.
В положениях о деятельности федеральных лицензионных структур, осуществляющих лицензирование на территории края, не предусмотрены интересы субъекта.
В связи с этим управление Госхлебинспекции по Краснодарскому краю, основными функциями которого являются лицензирование и контроль за поступлением зерна для государственных нужд, не влияет на вывоз зерна за пределы края: вывозятся ценные сорта, а на собственные нужды используется зерно худшего качества. Так же бесконтрольно вывозятся семена масличных культур, в то время как маслозаводы края загружены лишь на 30 процентов.
Коммерческие структуры, занимающиеся вывозом зерна и маслосемян, уходят из-под контроля хлебной инспекции и не учитываются органами государственной статистики.
В то же время сельхозпроизводителей, десятилетиями работающих на земле без всяких лицензий, в буквальном смысле слова задушили различные лицензионные сборы и платежи. Так, АО "Рассвет" Кавказского района только за 1996 год вынуждено было заплатить за 11 различных лицензий и разрешений около 50 млн. рублей.
Деятельность, связанная со строительством и реконструкцией дорог, лицензируется тремя организациями разного уровня подчиненности: краевые дороги - Краснодарским филиалом федерального центра лицензирования "Краснодарстройлицензия", муниципальные дороги - лицензионным центром комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации края, дороги общегосударственного значения - Краснодарским отделением Российской транспортной инспекции. Следовательно, если организация занимается ремонтом и реконструкцией всех видов дорог, то ей необходимо взять три лицензии и трижды заплатить государственным чиновникам.
В нарушение установленного Правительством Российской Федерации порядка имеет место самовольное расширения перечня лицензируемых видов деятельности, изменение сроков действия лицензий и размеров лицензионных сборов.
Лицензионный центр по курортному делу и туризму незаконно лицензирует санаторно-курортную деятельность, не вошедшую в перечень лицензируемых видов.
Центром лицензирования и аккредитации медицинских услуг медицинская деятельность разделена на 12 видов и 185 подвидов, на каждый из которых требуются заключение и экспертиза, выполняемые за отдельную плату. Только Российской медицинской компании оформление лицензии обошлось в 9 млн. рублей.
Краснодарское отделение Российской транспортной инспекции взимает лицензионный сбор ежегодно с каждой транспортной единицы, в то время как лицензионный сбор является разовым на весь срок действия лицензии. По существу его содержат разрушающиеся транспортные предприятия края, что никак не способствует развитию их деятельности, не отвечает интересам потребителей. В то же время отделение не использует свои возможности в Министерстве транспорта Российской Федерации в части ограничения движения большегрузных автомобилей из зарубежных государств, особенно Турции, наносящих колоссальный ущерб экологии, разрушающих дороги, оставляющих без работы отечественных грузоперевозчиков.
Процесс лицензирования загроможден многочисленными согласованиями с федеральными органами государственного контроля, экспертизами, проводимыми ими на коммерческой основе, ненужными справками и другими документами.
Госгортехнадзор России для оформления лицензии на деятельность, связанную со сливом нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, требует 24 различных документа и согласования, в том числе совершенно надуманные (или не предусмотренные нормативными документами), такие, как информация о предыдущей деятельности предприятия, данные о лицах, получающих лицензию, копии договоров на ремонт железнодорожных вагонов и так далее.
В крае не установлен единый порядок отчислений от лицензионных сборов в краевой бюджет - поступающие средства от лицензирования бесконтрольно используются на содержание аппарата и обустройство офисов, приобретение автомобилей, дорогостоящей импортной техники.
В 1996 году из 15,5 млрд. рублей, полученных от лицензирования видов деятельности, лишь 8,3 процента направлено в доход краевого бюджета, а такие федеральные службы, как Северо-Кавказский округ Госгортехнадзора России, центр стандартизации и метрологии, Краснодарское отделение Российской транспортной инспекции и некоторые другие отчисления от лицензионных сборов в краевой бюджет не производят. В то же время в доход федерального бюджета ими направлено 4,7 млрд. рублей.
Несмотря на то, что органам местного самоуправления предоставлено право лицензировать торговлю подакцизными товарами, администрации городов и районов недостаточно используют этот рычаг экономического воздействия на торговую деятельность, неудовлетворительно осуществляют контроль за состоянием на потребительском рынке.
Из проведенных в 1996 году органами Госторгинспекции шести тысяч проверок торгующих организаций в пяти тысячах выявлены грубые нарушения правил торговли: продажа товаров без сертификата качества, обман, обвес, обсчет потребителей. В процессе проверок снято с реализации более 160 тонн недоброкачественной пищевой продукции, запрещена реализация товаров 254 хозяйствующим субъектам на сумму 7,5 млрд. рублей, изъято из обращения 1428 единиц неисправных весоизмерительных приборов.
Федеральным законом об основах налоговой системы предусмотрен сбор за право торговли путем приобретения временного патента или разового талона в органах местного самоуправления. Эти документы не являются лицензиями и не требуют никаких согласований и заключений.
Однако администрации городов Анапы, Армавира, Ейска, Краснодара, районов Динского, Ейского и других процесс оформления усложняют согласованиями и заключениями органов контроля и надзора, выдаваемыми на платной основе, что вызывает справедливые нарекания со стороны предпринимателей.
В целях наведения государственного порядка в вопросах лицензирования, обеспечения защиты прав населения от недоброкачественных товаров и услуг, усиления контроля за поступлением лицензионных сборов в краевой бюджет постановляю:
1. Признать несовершенной сложившуюся в крае систему лицензионных органов, которая не позволяет проводить в жизнь единую государственную политику в вопросах лицензирования, не обеспечивает защиту интересов товаропроизводителей и населения Кубани.
2. Предупредить руководителей всех уровней, отвечающих за лицензионную работу в крае, о персональной ответственности за состояние дел по данному вопросу в полном объеме служебной компетенции.
Поручить заместителям главы администрации края, членам правительства, главам органов местного самоуправления городов и районов разоблачать и наказывать, вплоть до отстранения от должности, работников, допускающих нарушения исполнительской дисциплины, бюрократизм и вымогательство при согласовании и выдаче лицензий, временных разрешений и патентов. Выявленные факты негативных явлений освещать в средствах массовой информации.
3. Краевым территориальным органам Госсанэпиднадзора (Калашников), Госпожнадзора (Неупокоев), Госстандарта (Литвиненко), Госавтоинспекции (Павлов), комитету по охране окружающей среды (Половинко) и другим государственным контролирующим и инспектирующим органам представлять лицензионной палате администрации края заключения, экспертизы и другие запрашиваемые документы, кроме конфиденциальных, необходимые для выдачи лицензий, бесплатно, в течение 10 дней после запроса.
Предупредить руководителей о персональной ответственности за выполнение этого пункта.
4. Заместителю председателя правительства, генеральному директору департамента экономики и прогнозирования администрации края Никкерову А.С.:
4.1. В десятидневный срок подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по сокращению видов деятельности, лицензируемых на территории края федеральными лицензионными органами, и передаче этих функций администрации Краснодарского края как субъекту Российской Федерации.
4.2. Совместно с контрольно-аналитическим управлением, департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации края, Краснодарским территориальным управлением по антимонопольной политике периодически проводить проверки деятельности территориальных лицензионных служб федеральных органов исполнительной власти и по их результатам вносить предложения главе администрации края о необходимости дальнейшей работы в крае как органов в целом, так и их руководителей.
5. Установить, что лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, добычу минеральных ресурсов, переработку нефти и газа согласовываются и визируются лично главой администрации края или первым заместителем главы администрации, председателем правительства края.
6. В целях упорядочения торговой деятельности управлению торговли и конъюнктуры рынка (Дроздов), правовому управлению администрации края (Юрченко), Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю (Перонко), Краснодарскому территориальному управлению Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (Баев) в месячный срок разработать единое для всех примерное положение о выдаче временных разрешений (патентов) на право торговли.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов края принять решительные меры по наведению государственного порядка в вопросах лицензирования торговли подакцизными товарами, усилить контроль за соблюдением лицензионных условий и правил торговли.
8. Определить лицензионную палату администрации края как орган администрации края, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, отнесенной к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и делегированной администрации края федеральными органами исполнительной власти, а также осуществляющий оперативное руководство и контрольные функции по вопросам лицензирования в крае.
9. Утвердить перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляет лицензионная палата администрации Краснодарского края (приложение N 1).
10. Утвердить схему лицензирования видов деятельности в Краснодарском крае, отнесенных на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (приложение N 2).
11. Поручить социально-производственному управлению администрации края (Зотов) в срок до 15 мая 1997 года выделить помещение площадью 280 кв.м для размещения лицензионной палаты администрации края в одном здании.
12. Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации края (Мащенко), краевому государственному центру "Кубаньфармнадзор" (Мальгин), комитету по лицензированию и аккредитации медицинских услуг (Затонская), Краснодарскому филиалу федерального лицензионного центра "Краснодарстройлицензия" (Черненченко), Краснодарскому отделению Российской транспортной инспекции (Демин) передать осуществляемые функции лицензирования видов деятельности, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также все материалы и базу данных по лицензируемым видам деятельности лицензионной палате администрации Краснодарского края и внести соответствующие изменения в учредительные документы. Предусмотреть максимальное сокращение необходимых заключений и экспертиз, количество и их виды согласовывать с заместителями председателя правительства края, курирующими эти виды деятельности.
13. В целях обеспечения более профессионального подхода при выдаче отдельных видов лицензий, повышения управляемости отраслями хозяйственного комплекса края и сферой социальных услуг образовать при лицензионной палате, департаменте по здравоохранению, комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации края, краевом центре "Кубаньфармнадзор" экспертные комиссии по рассмотрению представляемых материалов по лицензированию и принятию по ним решений.
Постановлением главы администрации края от 14 мая 1997 г. N 185 центр "Кубаньфармнадзор" ликвидирован, его функции переданы образованному в системе администрации края аптечному управлению
14. В целях предотвращения бюрократизма, волокиты, вымогательства, сокращения сроков прохождения документов на получение лицензий установить, что:
14.1. Время прохождения документов с момента их подачи до выдачи лицензии не должно превышать 30 дней.
14.2. Вопросы всех согласований на этапе рассмотрения документов лицензиата проводят работники лицензионных органов.
14.3. Специалисты краевых ведомств и служб, выдающих экспертизы, заключения и согласования, принимают работников лицензионных органов по данным вопросам беспрепятственно.
14.4. Лицензии, выданные на виды деятельности краевыми лицензионными органами, функции которых в соответствии с пунктом 12 настоящего постановления переданы лицензионной палате администрации Краснодарского края, действительны до окончания срока действия лицензии.
15. Лицензионной палате администрации края (Тюкин):
15.1. Привести учредительные документы в соответствие с организационно-правовой формой краевого государственного учреждения в двухнедельный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.
15.2. Внести предложение о создании при правительстве края координационного совета по вопросам лицензирования.
15.3. Организовать и провести в мае 1997 года в городах и районах края зональные совещания по вопросам лицензирования с участием заместителей глав администраций, руководителей лицензионных служб, контролирующих и инспектирующих организаций.
О проведении зональных совещаний по вопросам лицензирования см. распоряжение правительства края от 20 мая 1997 г. N 52-рп
15.4. Совместно со службами администрации края, краевыми государственными территориальными контролирующими и инспектирующими органами по итогам работы за девять месяцев 1997 года обобщить применение практики лицензионной деятельности в соответствии с настоящим постановлением и внести на рассмотрение правительства края.
16. Отменить постановления главы администрации Краснодарского края от 27 сентября 1996 года N 440 "О совершенствовании системы лицензирования в крае" и от 24 декабря 1996 года N 535 "Вопросы совершенствования системы лицензирования видов деятельности в крае".
17. Управлению информации и социально-политического прогнозирования администрации края (Мухина) организовать в средствах массовой информации информирование предпринимателей и населения о лицензируемых видах деятельности и проводимой в крае работе по лицензированию.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства края Давиденко А.В.
19. Текст постановления и приложение N 3 "Перечень лицензируемых в крае видов деятельности и органов, осуществляющих их лицензирование" опубликовать в краевой печати.
20. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 1997 г. N 155 "Об упорядочении лицензионной деятельности на территории Краснодарского края"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 85 от 13 мая 1997 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Краснодарского края от 16 января 2003 г. N 41
Постановление главы администрации Краснодарского края от 22 декабря 2000 г. N 992
Постановление главы администрации Краснодарского края от 2 октября 2000 г. N 728
Постановление главы администрации Краснодарского края от 25 сентября 2000 г. N 703
Постановление главы администрации Краснодарского края от 4 сентября 2000 г. N 664
Настоящий документ снят с контроля