Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 21 июля 1994 г. N 401
См. Программные направления сохранения и развития культуры и искусства Краснодарского края на 1997 - 1999 гг., утвержденные постановлением главы администрации края от 1 апреля 1997 г. N 106
Основные направления программы сохранения и развития
культуры и искусства Краснодарского края на 1994 - 1996 гг.
Анализ состояния сферы культуры края
В условиях углубления экономического кризиса возникает объективная необходимость в создании организационно-экономических условий для поддержания социально-культурной жизни региона, выработке принципов и форм оптимального государственно-общественного регулирования культурных процессов, способов формирования и реализации культурной политики.
Особенность нынешней социокультурной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, кризисное состояние в экономике ведет к сокращению государственных инвестиций в культуру; с другой стороны, сокращение занятости населения и развитие рыночных отношений приводит к значительному дифференцированию доходов, к снижению платежеспособного спроса большинства населения на культурную продукцию и услуги. Происходит спонтанное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, отток квалифицированных кадров отрасли, переориентация части учреждений культуры на коммерческую деятельность, зачастую никак не связанную с их профилем и назначением.
Децентрализация системы управления, разделение функций и властных полномочий между центром и субъектами федерации, стремление регионов к самостоятельному формированию своей экономической политики, широкое развитие процессов самоуправления предполагают, что именно на региональном уровне, с учетом социально-экономических, национальных, исторических особенностей отдельных регионов, интересов и потребностей различных слоев и групп населения, культурного потенциала территорий должна формироваться стратегия развития культуры.
Одним из действенных механизмов реализации культурной политики государства в сложных социально-экономических условиях являются целевые программы. Переход к программно-целевому управлению в сфере культуры, к финансированию сферы культуры через программы дает возможность государственным органам управления выйти за узкие границы управления традиционными отраслевыми учреждениями, расширить свое влияние на культурные процессы, привлекая к разработке и реализации программ новых субъектов культурной деятельности.
Основные направления программы сохранения и развития культуры и искусства Кубани, включающие целевые программы, разработаны управлением культуры администрации Краснодарского края с участием творческих союзов и коллективов краевых учреждений культуры во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 266 "О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ", решения Правительства от 22 октября 1992 г. "О государственной политике в области культуры и искусства" и Указа Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".
Исполнителями целевых программ являются коллективы краевых учреждений и организаций культуры и искусства, органы культуры городов и районов Краснодарского края, а также реставрационные, строительные организации и промышленные предприятия, как входящие в систему отрасли, так и других систем, занимающиеся деятельностью в сфере культуры.
Основным источником финансирования целевых программ является краевой бюджет, к финансированию программ могут привлекаться внебюджетные источники.
Целевые программы рассчитаны на период до 1997 года и предполагают осуществление комплекса мер по сохранению культурного потенциала края, созданию условий для обеспечения полноценной деятельности организаций культуры и творческих коллективов, приобщению к ценностям культуры всех граждан, проживающих на территории края.
Краснодарский край обладает уникальным и богатейшим природным и историко-культурным наследием.
Комплекс археологических памятников Кубани - свидетельство ее многотысячелетней истории, от памятников ашельской эпохи до греческих колоний, византийских крепостей, венецианских торговых факторий русского Тмутараканского княжества.
Регион обладает богатым этнографическим и фольклорным наследием. На Кубани сохранились многие элементы традиционных культур адыгов, черноморских и линейных казаков, украинцев, старообрядцев-некрасовцев, амшенских армян и понтийских греков. Кубань - один из российских регионов, по которому проходит граница "христианского" и "мусульманского" миров. И в культуре Кубани должно было отразиться и отразилось это многовековое сосуществование на одной территории различных этносов и культур.
С Кубанью связаны страницы жизни и творчества многих известных представителей русской культуры и науки: А. Пушкина, А. Бестужева-Марлинского, А. Одоевского, М. Лермонтова, В. Короленко, А. Горького, И. Репина, Н. Пирогова, В. Мейерхольда и др.
Особый интерес к профессиональной и традиционной культуре кубанского казачества, адыгейского народа проявляют сейчас представители многочисленных диаспор. Поэтому сохранение, изучение исторического и культурного наследия Кубани имеет не только краевое, но и государственное и международное значение.
Краснодарский край располагает разветвленной сетью учреждений культуры и искусства, насчитывающей более 3 тыс. единиц. В крае внедряются экспериментальные программы непрерывного эстетического образования, ведется плановая экспедиционная и исследовательская работа по изучению и сохранению традиционной культуры народов, живущих на Кубани, театральные и филармонические коллективы края, отдельные исполнители успешно участвуют во всевозможных российских, региональных фестивалях, проводят обменные концерты, выставки.
Но одновременно в крае наблюдается характерная для многих регионов России тенденция к снижению посещаемости филармоний, музеев, клубных учреждений. Учреждения культуры, по данным социологических исследований, обеспечивают лишь 7 - 8% культурного досуга населения. Фонды большинства библиотек оказались перегруженными ненужной литературой, а возможности библиотек приобретать нужные книги (в связи с подорожанием книжной продукции) снизились в 5 - 10 раз. Так, на 1 жителя края за 1993 г. приобретено только 0,2 книги. Строительство здания краевой научной универсальной библиотеки им. А.С. Пушкина, начатое в 1982 г., затягивается на неопределенный срок.
В фондах государственных музеев края хранится свыше 750 тыс. предметов основного фонда, из-за недостатка площадей экспонируется только 9,2% музейных предметов, ухудшаются условия хранения коллекций, недостает средств на реставрацию музейных фондов, редких книг из библиотечных хранилищ.
Муниципализация учреждений культуры далеко не всегда идет на пользу отрасли. Коммерциализация концертных коллективов и исполнителей ведет к снижению художественного уровня искусства, падению зрительского интереса.
Десятки клубов и библиотек в крае требуют капитального ремонта, крайне неудовлетворительно оснащены техническими средствами и музыкальными инструментами, оборудованием сцен, отдельные сельские населенные пункты (вопреки всевозможным нормативным документам) не имеют стационарных учреждений культуры, необходимой культурной инфраструктуры.
Кроме перечисленных факторов, условий и следствий, список которых можно было бы продолжить и которые типичны для Российской Федерации в целом, следует отметить некоторые особенности Кубани, специфику их влияния на формирование культурной политики, на определение приоритетных направлений, требующих дополнительного финансирования.
Первое. Кубань - высокоразвитый аграрный регион, ориентированный на дальнейшее развитие аграрного сектора экономики, со сравнительно низким уровнем урбанизации. Эти факторы определяют поселенческие особенности региона, преобладание в инфраструктуре отрасли таких типов учреждений культуры, как клуб и массовая библиотека. Если учесть, что именно сельский клуб и массовая сельская библиотека на Кубани чаще всего финансировались за счет отраслевых профсоюзов и ведомств, то становится понятным (в условиях экономического кризиса) желание сократить или вообще прекратить это финансирование.
В литературе неоднократно высказывалось мнение, что клуб как учреждение культуры не соответствует требованиям современной социокультурной ситуации. Авторы этих "высказываний" чаще всего ссылаются на результаты социологических исследований, судя по которым значительная часть населения не удовлетворена работой клубных учреждений. При этом не учитывается, что "неудовлетворенность" свидетельствует, в первую очередь, о непопулярности направлений и форм работы сегодняшнего клуба, о несовпадении досуговых ориентации населения с тем, что предлагает клуб. Что же касается необходимости существования клуба, то в представлении сельского жителя она не вызывает сомнения. Подавляющее большинство взрослых сельских жителей (около 85%), в том числе и неудовлетворенных, являются посетителями клубов и примерно половина из них бывает там не реже одного раза в месяц.
При ограниченной инфраструктуре отрасли клубное учреждение в сельской местности по-прежнему остается учреждением единственным и универсальным. Это и кинотеатр, и концертная площадка, и центр развития творческих способностей населения, пространство организации его досуга. Поэтому проблема сохранения сети сельских клубов (при изменении его функций) и библиотек представляется в настоящее время одной из самых актуальных.
Кроме того, в условиях мощного "аудиовизуального" пресса с его пропагандой образцов массовой культуры, резкого уменьшения возможностей приобщения к высоким образцам культуры (стоимость туристских поездок, посещений концертов, спектаклей), экономической нерентабельности для концертных и театральных коллективов самих гастрольных выездов именно сельский житель оказывается наиболее обделенным. Инфраструктура учреждений культуры села практически исключает возможность выбора в сфере досуга, да и сам сельский клуб, дом культуры ради выживания сегодня зачастую должен ориентироваться на коммерческие виды досуговых услуг.
Поэтому очень важно в системе приоритетов дополнительное финансирование гастролей профессиональных творческих коллективов со спектаклями, концертными программами, авторскими произведениями в отдаленные сельские районы края, выездов национальных художественных коллективов в места компактного проживания их соотечественников.
Второе. Как уже отмечалось, Кубань отличается высоким уровнем полиэтничности. В крае проживают представители около ста национальностей и народностей, более двадцати из них в крае имеют места компактного расселения. Представители ряда последовательных колонизационных потоков воспринимают Кубань как исконную территорию. Усилившиеся миграционные процессы, военные конфликты в соседних регионах, "столкновение" на сравнительно малых территориях значительного числа различных этнокультурных стереотипов делает на сегодняшний день Кубань одним из "взрывоопасных" регионов России.
В условиях политического кризиса, стремительно растущей деполитизации общества деятели от политики все чаще пытаются разыграть национальную культурную карту, поэтому очень важно попытаться создать в крае инфраструктуру межнационального согласия, обеспечить возможности изучения и сохранения национальных культур. Сейчас, под воздействием пробуждающегося этнического самосознания, проявляется широкий интерес к традиционным культурам славянского населения Кубани, казачества, адыгов, других народов, исторически проживающих на Кубани. Создание инфраструктуры межнационального согласия, с одной стороны, предполагает организацию профессионального обучения (открыт факультет при Краснодарской академии культуры, создаются национальные школы, организуются консультационно-обучающие центры по изучению и сохранению национальных культур, в художественных школах и колледжах вводится в программу обучение традиционным художественным ремеслам), с другой - проведение межнациональных фестивалей, праздников, обменных концертов и выставок, где представители разных этносов общаются между собой, учатся пониманию самых различных национальных культур. Не менее важна в этом контексте поддержка деятельности этнокультурных центров.
Особо следует оговорить изменение геополитического статуса Краснодарского края, превращение его в пограничную зону, изменение его торгово-экономических функций (край стал единственными российскими "южными морскими воротами"), достаточно развитые "предпринимательские традиции", которые обусловливают высокий уровень экономической активности населения региона, притягательность региона для стороннего предпринимательства и инвестиций.
Безусловно, перспективным и важным для культуры края должно стать развитие историко-культурного туризма, организация туристических историко-этнографических комплексов в местах сосредоточения археологических памятников, открытие этнографических музеев, охрана природных объектов, создание инфраструктуры туристического обслуживания в крае.
Всякое разграничение программных направлений, целевых программ - условно.
Ряд программных направлений связан с обеспечением ресурсной и кадровой базы функционирования отрасли культуры.
С учетом сложившейся в крае ситуации выделены два основных программных направления сохранения и развития культуры.
Перечень программных направлений сохранения и развития культуры
и искусства Краснодарского края и целевых программ
-------------------------------------------------------------------------
Программные направления деятельности |Наименование целевых программ
-------------------------------------------+-----------------------------
1. Сохранение и использование памятников|"Наследие"
истории и культуры, уникальных истори-|
ко-культурных заповедных зон |
-------------------------------------------+-----------------------------
2. Возрождение и развитие традиционной|"Возрождение"
культуры, художественных промыслов и|
ремесел |
-------------------------------------------+-----------------------------
3. Сохранение и развитие национальных|"Культура сближает народы"
культур народов Кубани, совершенствова-|
ние межнационального и международного|
культурного сотрудничества |
-------------------------------------------+-----------------------------
4. Поддержка профессионального искусства |"Поддержка профессионального
|искусства"
-------------------------------------------+-----------------------------
5. Поддержка известных деятелей культуры и|"Выдающиеся деятели и молодые
искусства и молодых дарований |дарования"
-------------------------------------------+-----------------------------
6. Приобщение детей к культуре и искусству|"Дети и культура"
-------------------------------------------+-----------------------------
7. Поддержка культурных инноваций |"Инновации в культуре"
-------------------------------------------+-----------------------------
8. Информатизация в сфере культуры |"Информатизация"
-------------------------------------------+-----------------------------
9. Подготовка и повышение квалификации|"Кадры"
кадров |
-------------------------------------------+-----------------------------
10. Сохранение и рациональное размещение|"Материальные основы культу-
сети учреждений культуры и искусства,|ры"
укрепление их материально-технической|
базы |
-------------------------------------------+-----------------------------
11. Строительство жилья и социальное обу-|"Жилье и социальное обустрой-
стройство работников культуры и искус-|ство"
ства |
-------------------------------------------------------------------------
Приоритеты программных направлений (целевых программ)
1. Сохранение и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных заповедных зон ("Наследие"):
- разработка и реализация проектов восстановления, консервации, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры и их охранных зон, старинных усадеб, этнографических зон, уникальных музейных экспонатов, коллекций книг и т.д.;
- проведение комплексных исследований по выявлению, организации охраны, музеефикации культурно-исторических памятников и этнологического наследия Кубани;
- сохранение и комплектование новыми поступлениями книжных фондов массовых библиотек;
- разработка и внедрение современных систем безопасности музейных и библиотечных ценностей;
- создание историко-культурных заповедных зон;
- создание моноэкспозиционных музеев (музей костюма, музей художественной керамики и т.п.).
2. Возрождение и развитие традиционной культуры, художественных промыслов и ремесел ("Возрождение"):
- проведение экспедиций по сбору уникальных образцов народного творчества, сценического фольклора, выявлению центров бытования, мастеров художественных промыслов и ремесел, создание банка данных по видам, жанрам, технологиям, народным мастерам;
- организация центров, студий, мастерских и т.д. по обучению различным видам традиционных художественных промыслов и ремесел народов Кубани;
- проведение зональных, краевых, участие в региональных всероссийских и международных творческих конкурсах, фестивалях, ярмарках народного творчества и народных художественных промыслов и ремесел;
- создание краевого координационного центра по проблемам народных художественных ремесел Кубани;
- разработка концепции возрождения и развития народных художественных ремесел на территории края, разновозрастных программ для различных типов учебных заведений и учреждений культуры.
3. Сохранение и развитие национальных культур народов Кубани, совершенствование межнационального и международного культурного сотрудничества ("Культура сближает народы"):
- создание и поддержка на территории края национальных культурных центров;
- реализация соглашений о культурном сотрудничестве с народами Северного Кавказа и осуществление мероприятий по культурному обмену с ними;
- проведение на территории Краснодарского края фестивалей и праздников национальных культур.
4. Поддержка профессионального искусства:
- создание новых оригинальных творческих коллективов;
- осуществление высокохудожественных постановок, концертных программ и т.д.;
- гастрольная деятельность профессиональных творческих коллективов со спектаклями, концертными программами, авторскими произведениями в отдаленных сельских районах края, а также национальных художественных коллективов - в местах компактного проживания их соотечественников;
- шефские выступления в воинских частях российских войск в странах СНГ;
- заказ и централизованная закупка лучших произведений деятелей искусств края для учреждений культуры и искусства;
- проведение краевых конкурсов на лучшее произведение в различных жанрах искусства;
- участие в престижных всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, творческих лабораториях и семинарах.
5. Поддержка известных деятелей культуры и искусства и молодых дарований ("Выдающиеся деятели и молодые дарования"):
- выдвижение выдающихся деятелей культуры и искусства края на присвоение Государственной премии РФ, региональной северо-кавказской премии "Единение";
- учреждение краевых премий и награждение ими ежегодно деятелей культуры и искусства;
- учреждение и выделение ежемесячных стипендий для молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений;
- выделение целевых стипендий учащимся средних специальных учебных заведений культуры и искусства, а также детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
- организация краевых фестивалей, конкурсов, семинаров творческой молодежи.
6. Приобщение детей к культуре и искусству ("Дети и культура"):
- разработка и осуществление экспериментальных программ эстетического воспитания и образования;
- осуществление театральных постановок, концертных программ, театрализованных праздников и т.д. для детей и юношества;
- концертно-лекторийное обслуживание детей школьного возраста в сельской местности;
- создание экспериментальных детских художественных центров, студий и т.д.;
- шефская работа учреждений культуры и искусства с детскими домами, школами-интернатами, детьми-инвалидами;
- создание информационного банка инновационной деятельности, передового опыта и достижений в сфере художественного воспитания и образования.
7. Поддержка культурных инноваций ("Инновации в культуре"):
- внедрение в деятельность учреждений культуры и искусства нетрадиционных форм художественной культуры;
- разработка и осуществление экспериментальных программ организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения;
- создание и внедрение новых моделей организации культурной деятельности, новых типов учреждений культуры и искусства;
- создание новых систем управления в сфере культуры, моделей сочетания некоммерческой и коммерческой деятельности.
8. Информатизация в сфере культуры ("Информатизация"):
- компьютеризация учреждений культуры и искусства, методических центров, органов управления, бухгалтерских служб;
- создание горизонтальных и вертикальных компьютерных информ-структур;
- создание краевого информационно-вычислительного центра;
- разработка специальных технологий для учреждений культуры и искусства, методических центров, органов управления.
9. Подготовка и повышение квалификации кадров ("Кадры"):
- осуществление госзаказа на подготовку кадров в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусства;
- разработка и внедрение экспериментальных программ переподготовки кадров;
- участие учреждений культуры и искусства в системе профориентации, подготовки и переподготовки кадров как баз практики и передового опыта.
10. Сохранение и рациональное размещение сети учреждений культуры и искусства, укрепление их материально-технической базы ("Материальные основы культуры"):
- перевод в государственную сеть ведомственных учреждений культуры;
- развитие сети учебных заведений эстетического образования, их финансовая стабилизация;
- строительство и реконструкция объектов культуры;
- открытие новых учреждений культуры и искусства в новых микрорайонах и населенных пунктах в соответствии с нормативами.
11. Жилье и социальное обустройство работников культуры и искусства ("Жилье и социальное обустройство"):
- строительство жилых домов, коттеджей, малосемейных общежитий для работников культуры и искусства;
- долевое участие учреждений культуры и искусства в строительстве жилья;
- аренда жилых помещений для творческих работников;
- социальная защита работников культуры и искусства, выделение средств и оказание помощи в создании необходимых условий для труда, быта, отдыха, лечения, оздоровительных мероприятий;
- оказание помощи индивидуальным застройщикам в безвозмездном выделении им земельных участков, получении ссуд и приобретении строительных материалов.
Механизм формирования и реализации краевых целевых программ
1. Координация деятельности по формированию и реализации целевых программ сохранения и развития культуры и искусства Краснодарского края (1994 - 1996 г.) осуществляется управлением культуры администрации Краснодарского края.
2. Реализация программ осуществляется посредством:
- целевого финансирования подведомственных управлению культуры организаций и учреждений;
- финансирования программных мероприятий на конкурсной основе по заявкам от городов и районов на участие в решении сформулированных в программе целей и задач;
- разработки и осуществления на долевом участии совместных проектов и программ с другими ведомствами (управление образования, департамент по социальной защите, управление по делам национальностей и вопросам миграции, комитет по делам молодежи, муниципальное органы власти и др);
- реализации на долевом участии совместных проектов с коммерческими организациями, иностранными фирмами, другими инвесторами.
3. Краевые методические центры, учреждения культуры и искусства, городские и районные органы культуры, негосударственные организации, временные творческие коллективы при учреждениях и организациях, а также физические лица, желающие принять участие в реализации той или иной целевой программы, оформляют заявку по установленной норме (прилагается) и направляют ее в управление культуры администрации Краснодарского края по адресу:
г. Краснодар, 350014, ул. Красная, 35.
Срок представления заявок на 1995 г. - до 1 июня 1994 г., на 1996 г. - до 1 апреля 1995 г.
После рассмотрения заявок художественно-экспертным советом скомплектованные на их основе целевые программы рассматриваются и утверждаются коллегией управления культуры администрации Краснодарского края с определением объемов, источников и форм их финансирования.
Количество целевых программ, в которых может участвовать заявитель, не ограничивается.
Заявки от городских, районных, сельских учреждений культуры и искусства должны поступать в управление культуры администрации Краснодарского края только через территориальные органы культуры.
Заявки от других соискателей могут быть поданы как через территориальные органы культуры, так и непосредственно в управление культуры администрации Краснодарского края.
Заявки, прошедшие предварительную экспертизу в территориальных органах культуры, рассматриваются художественно-экспертным советом управления культуры администрации края в приоритетном порядке.
При выделении бюджетного финансирования на реализацию целевых программ управление культуры оставляет за собой право контроля за расходованием средств. В установленные сроки оно может потребовать отчета о ходе реализации программы, о расходовании средств либо периодически проводить выборочные экспертизы реализации программ с выездом в районы (города).
Примечания:
Неправильно окормленные заявки на участие в реализации целевых программ не рассматриваются. Заявки должны быть оформлены машинописным способом.
Отклоненные экспертным советом или коллегией управления заявки назад не возвращаются.
Программу разработали:
1. Денисов Н.Г. - проректор по научной и творческой работе
Краснодарской государственной академии куль-
туры - руководитель группы
2. Слуцкий А.И. - зам. директора КНМЦ управления культуры
3. Савва М.В. - начальник управления по делам национально-
стей и вопросам миграции администрации Крас-
нодарского края
4. Семихатский В.А. - зам. начальника управления культуры админи-
страции Краснодарского края
5. Ачкасова А.Ф. - председатель комитета по охране, реставрации
и эксплуатации историко-культурных ценностей
Краснодарского края
6. Соколова В.Ю. - директор краевой детской библиотеки
7. Вакуленко Е.Г. - руководитель Центра художественных ремесел
8. Штанчаева С.П. - зам. начальника управления культуры админи-
страции Краснодарского края
Начальник управления культуры |
Д.М. Саетович |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Краснодарского края от 21 июля 1994 г. N 401 "О дополнительных мерах государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.