Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 8 декабря 1998 г. N 695
Правила пользования маломерными судами и базами
(сооружениями) для их стоянок на водоемах, подведомственных
ГИМС Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Водного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. N 1995 г.#), Положения о Государственной инспекции по маломерным судам РФ, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. N 1354, от 25 мая 1994 г. N 540 и от 18 января 1995 г. N 63) и других нормативных правовых актов РФ, а также с учетом местных условий на основании Правил учета и содержания российских маломерных судов, их пользования и передвижения в территориальном море и внутренних водах на всей территории Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 13.03.98 г. N 540, и являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.
Указанные Правила были утверждены постановлением главы администрации края от 3 декабря 1997 г. N 540 "О мерах по выполнению на территории Краснодарского края Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации"
1.2. Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, гидроциклами и базами (сооружениями) для их стоянок на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах в пределах административных границ края.
1.3. Надзор за выполнением настоящих Правил и других нормативных документов осуществляет государственная инспекция по маломерным судам края, которая:
1.3.1. Осуществляет свои обязанности в отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам судов и других водных транспортных средств валовой вместимостью <до> 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек, с главными двигателями мощностью <до> 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, гидроциклов, парусных судов, сооружений для их стоянок, пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах.
1.3.2. Проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов, гидроциклов, кроме военных и спортивных судов; катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов.
1.3.3. Участвует в контроле по предотвращению вредного воздействия на водную среду судов и других плавучих средств, независимо от их ведомственной принадлежности, информирует природоохранные органы о фактах сброса твердых отходов и неочищенных стоков производства и в пределах своей компетенции принимает меры по пресечению выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Требования государственной инспекции по маломерным судам являются обязательными для всех судоводителей, судовладельцев и лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, гидроциклов и баз (сооружений) для их стоянок.
1.4. Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, а также физические лица, имеющие маломерные суда, поднадзорные государственной инспекции по маломерным судам, выделяют лиц, ответственных за пользование этими судами и за эксплуатацию баз (сооружений) для их стоянок.
1.5. Судоводители маломерных судов, гидроциклов, а также физические и юридические лица, указанные в п. 1.4 настоящих Правил, обязаны выполнять настоящие Правила, Правила плавания по внутренним водным путям, международные правила предупреждения столкновения судов в море, местные правила плавания, обязательные постановления капитанов морских портов, обеспечивать безаварийное плавание маломерных судов, гидроциклов, предупреждать несчастные случаи с людьми на воде и не допускать загрязнение окружающей среды.
1.6. Проведение на водоемах (пляжах) соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, установленных органом исполнительной власти края (органом местного самоуправления) по согласованию с государственной инспекцией по маломерным судам, соответствующими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.7. Все базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, лодочнопрокатные станции, паромные и лодочные переправы, маломерные суда, гидроциклы по своему оборудованию, снабжению и техническому состоянию должны отвечать требованиям технической эксплуатации и настоящих Правил.
1.8. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и Положением о государственной инспекции по маломерным судам Краснодарского края.
2. Общие обязанности судоводителей
2.1. Судоводитель маломерного судна обязан иметь при себе:
2.1.1. Удостоверение на право управления маломерным судном данной категории в установленном районе, с соответствующей мощностью двигателей и площадью парусов.
2.1.2. Судовой билет и талон на ветровом стекле судна с отметкой о проведении ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию.
2.1.3. План-задание на рейс, путевой (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз (для судов предприятий, организаций и учреждений).
2.1.4. На судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельца данного судна), - заверенную в установленном порядке доверенность на право управления этим судном.
3. Судоводитель обязан:
3.1. Перед выходом в плавание проверить исправность и комплектность оснащения судна.
3.2. Следить за состоянием вверенного ему судна в ходе плавания.
3.3. Оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное учреждение пострадавших.
3.4. Останавливаться и предоставлять маломерное судно:
3.4.1. Медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение.
3.4.2. Должностным лицам государственной инспекции по маломерным судам в случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания и спасанию людей на воде.
3.4.3. Работникам МВД для исполнения служебного долга по задержанию нарушителей правопорядка.
3.4.4. Должностным лицам государственной инспекции по маломерным судам для устранения аварийных ситуаций, для транспортировки поврежденных при аварии или неисправных плавсредств.
Примечание. Пользование маломерным судном в случае, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты.
Должностные лица, воспользовавшиеся маломерным судном, должны по требованию судоводителя выдать ему справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, имени, отчества, должности, номера удостоверения, наименования организации), а медицинские работники, использовавшие маломерное судно для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение, выдать талон установленного образца.
3.5. Останавливаться и предъявлять должностным лицам государственной инспекции по маломерным судам и органам МВД для проверки: удостоверение на право управления маломерным судном, путевой (маршрутный) лист, судовые документы на перевозимый груз. Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода. Должностное лицо государственной инспекции по маломерным судам имеет право изъять за грубые нарушения правил плавания на внутренних водных путях и правил пользования маломерными судами удостоверение на право управления и судовой билет маломерного судна, а также задержать и передать под охрану на базу (стоянку) задержанное маломерное судно с оформлением соответствующих документов.
Должностные лица, остановившие маломерное судно, обязаны предъявлять судоводителю свое удостоверение.
3.6. При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, обязаны:
3.6.1. Остановить судно, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим, отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее учреждение и сообщить там свою фамилию, бортовой номер судна (с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно).
3.6.2. Сообщить о случившемся в государственную инспекцию по маломерным судам, записать фамилию, имя, отчество и адреса очевидцев происшествия.
3.7. Судоводитель маломерного судна обязан следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления маломерным судном.
3.8. Проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения.
3.9. Судоводитель несет ответственность за безопасность плавания и за поведение находящихся на вверенном или принадлежащем ему судне во время плавания пассажиров.
4. Судоводителю запрещается:
4.1. Управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
4.2. Передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии опьянения.
4.3. Передавать управление маломерным судном лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном и не указанным в списке экипажа (судовой роли).
4.4. Оставлять без наблюдения окружающую акваторию.
4.5. Загрязнять акваторию водоема нефтепродуктами и прочим мусором.
4.6. Производить продажу, дарение плавсредств и оборудования к ним, переоборудование плавсредств с нарушением норм и требований, предъявляемых государственной инспекцией по маломерным судам, и без ее уведомления.
4.7. Наносить на бортах, транцевой части, палубе и ветровом стекле судна надписи (кроме бортовых номеров и названий типов судов); устанавливать на судне дополнительное освещение, фонари, средства сигнализации, связи и оборудования на судне без официального разрешения государственной инспекции по маломерным судам.
4.8. Выходить в плавание на судне, имеющем водотечностъ корпуса, неисправность систем, узлов и механизмов двигателя и других агрегатов на судне.
4.9. Устанавливать на маломерном судне самостоятельные фонари с кормовыми и (или) бортовыми огнями без разрешения государственной инспекции по маломерным судам.
5. Эксплуатация маломерных судов
5.1. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации присвоенных бортовых номеров, ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию, аттестации судоводителей этих судов в государственной инспекции по маломерным судам в установленном порядке, с оплатой согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам. При этом судоводитель обязан в установленный государственной инспекцией по маломерным судам срок производить оплату за ежегодное освидетельствование принадлежащего ему судна и за сборы с транспортных средств, независимо от причин, влияющих на продолжительность периода эксплуатации судна.
5.2. В пограничной зоне, а также на территории, прилегающей к государственной границе и охраняемой пограничными войсками, на побережье и в акваториях, где пограничная зона не установлена, плавание маломерных судов допускается:
5.2.1. При регистрации этих судов в установленном порядке в подразделениях пограничных зон, о чем в судовом билете ставится специальный штамп.
5.2.2. При приписке судов к определенным базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов, согласованной с пограничными войсками.
5.2.3. Маломерные суда граждан и организаций, лишенные права выхода в море, снимаются с учета и убираются с причала и побережья в десятидневный срок.
5.3. Каждое судно должно эксплуатироваться в исправном техническом состоянии с соблюдением условий, норм и требований, обеспечивающих его правильное использование, безопасность плавания, установленных для данного судна государственной инспекцией по маломерным судам: по району плаваний, удалению от берега, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, а также с соблюдением норм охраны окружающей среды.
5.4. Для судоводителей и каждого пассажира маломерного судна должны быть на судне индивидуальные спасательные средства, причем спасательные жилеты (пояса, нагрудники) должны быть надеты и пристегнуты на находящихся на судне судоводителе и пассажирах при температуре воды ниже 15° C.
5.5. Всем поднадзорным государственной инспекции по маломерным судам <судам> при постановке на учет присваиваются литер и регистрационный номер, которые наносятся черной краской на светлом фоне или белой краской на темном фоне краски бортов, по обоим бортам корпуса судна на расстоянии, равном 1/4 длины корпуса от форштевня, буквами - литеры и цифрами номера не менее 250 мм, шириной 80 мм и толщиной шрифта 20 мм, так, чтобы на стоянке и при любом режиме движения судна они были хорошо видны над водой.
5.6. При передаче судна новому владельцу (купля-продажа, дарение, передача по наследству и т.п.) производится перерегистрация судна и оформление новых судовых документов на нового владельца.
Регистрация залога поднадзорных судов производится в государственной налоговой инспекции по маломерным судам.
5.7. В случае гибели судна или его негодности к эксплуатации (по любым причинам) снятие с учета производится государственной инспекцией по маломерным судам по письменному заявлению владельца судна с предъявлением судовых документов или по заключению государственной инспекции.
5.8. Индивидуальная постройка новых маломерных судов отдельными гражданами, перестройка (переоборудование) корпуса судна, замена двигателя производятся после технического освидетельствования и разрешения государственной инспекции по маломерным судам, с включением этих изменений в судовые документы, с оплатой по тарифам, утвержденным государственной инспекцией. Маломерные суда самостоятельной постройки допускаются к эксплуатации только после ходовых испытаний, проводимых должностным лицом государственной инспекции по маломерным судам на предмет определения их годности к безаварийной эксплуатации.
5.9. Основанием для регистрации маломерных судов являются:
5.9.1. Заявление (карточка) владельца, в которой указываются все технические данные по судну.
5.9.2. Паспорта на судно и двигатель или судовое свидетельство.
5.9.3. Договоры купли-продажи, дарения или свидетельство о праве на наследство, выданные нотариальными органами.
5.9.4. Правовые документы на самодельное судно (счета, квитанции, справки организаций, предприятий и учреждений на приобретение материалов).
5.9.5. Личный паспорт.
5.9.6. Квитанция об уплате за регистрацию и первичное освидетельствование судна и прочие услуги ГИМС.
Примечание: Основанием для регистрации маломерных судов, принадлежащих организациям, являются: письменное отношение, паспорта на судно и двигатель, доверенность организации на получение судовых документов и оплаченный счет (квитанция) за регистрацию и первичное освидетельствование судна.
6. Порядок плавания маломерных судов
6.1. Плавание маломерных судов осуществляется в строгом соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям и территориальном море.
6.2. На несудоходных реках, озерах и других водоемах Краснодарского края осуществляется правостороннее движение маломерных судов; на судоходных путях - за кромкой судового хода.
6.3. Расхождение и обгон между маломерными судами производится без обмена отмашками. При расхождении и обгоне маломерных судов расстояние между их бортами должно быть, по возможности, наибольшим, но не менее 10 метров.
6.4. При движении маломерных судов пересекающимися курсами таким образом, что возникает опасность столкновения, судно, которое видит другое со своего правого борта, должно уступить дорогу справа идущему судну, не пересекая его курс по носу.
6.5. На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение маломерных моторных судов разрешается со скоростью не более 20 км/час, а вблизи мест купания и массового отдыха граждан - 10 км/час.
6.6. Движение маломерных судов на водоемах Краснодарского края в темное время суток осуществляется при наличии огней, предусмотренных Правилами плавания на внутренних водных путях в водоизмещающем режиме.
6.7. На участках, где наблюдается плавание резиновых, надувных, складных лодок-малюток, моторные маломерные суда должны осуществлять движение с минимальной скоростью с тем, чтобы не допускать возникновения опасных ситуаций. Вышеуказанные мелкие гребные плавсредства не должны находиться на участках с интенсивным движением моторных маломерных судов и сильным течением.
6.8. Маломерные водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке и на подводных крыльях суда, независимо от развиваемой скорости, обязаны выполнять требования, изложенные в Правилах плавания по внутренним водным путям, предъявляемые к водоизмещающим маломерным судам. При маневрировании, расхождении и обгоне такие суда обязаны обеспечить безопасную скорость движения (вплоть до минимальной) с тем, чтобы своевременно предотвратить аварийную ситуацию.
Катание на гидроциклах разрешается только с базы-стоянки их базирования в зоне 100 - 500 м от берега до 1000 м вдоль побережья под руководством инструктора. Место посадки-высадки ограждается поплавком и дорожкой, а зона плавания - по всему периметру с интервалами в 200 м.
К управлению гидроциклами, моторными судами допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерным судном.
Катание (прокат) пассажиров, не имеющих удостоверений на право управления маломерными судами, допускаются под наблюдением инструктора.
6.9. Запрещается:
6.9.1. Выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда.
6.9.2. Плавание на не зарегистрированных и не находящихся на ежегодном учете маломерных судах, не имеющих бортовых номеров.
6.9.3. Выход в плавание на маломерных судах, не имеющих табельного оборудования и снабжения по установленным нормам, а также при отсутствии судового билета, удостоверения на право управления маломерным судном, талона на ветровом стекле, а на судах предприятий, организаций и учреждений - при отсутствии, кроме указанных документов, путевого (маршрутного) листа.
6.9.4. Швартоваться, становиться на якорь, заниматься рыбной ловлей с судна у грузовых пассажирских причалов, дебаркадеров, пирсов, доков и в интервалах между ними, у мостов, под мостами, на рейдах, у гидротехнических сооружений, на судовом ходу и у знаков судоходной обстановки.
6.9.5. Подходить к судам транспортного технического флота.
6.9.6. Устранять возникшие технические неисправности на маломерном судне, находясь на судовом ходу.
6.9.7. Буксировать маломерные суда с наличием в них пассажиров.
6.9.8. Пользование маломерными судами при несоблюдении их судоводителями установленных норм, условий и требований государственной инспекции по маломерным судам, обеспечивающих безопасность плавания.
6.9.9. Движение маломерных судов на водоемах, в которых из-за топляков, карчей и других плавающих или полузатопленных предметов создается угроза безопасности плавания.
6.9.10. Заходить на акватории, отведенные для пляжей и мест купания и массового отдыха граждан у воды, приближаться на гидроциклах на расстояние менее 100 м к купающимся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных местах купания.
6.9.11. Обгон маломерными судами других судов при движении в пределах 10-метровой полосы по ходу кромки судового хода (когда это движение разрешается Правилами плавания по внутренним водный путям).
6.9.12. Устанавливать паруса и моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.
6.9.13. Заниматься или предоставлять свои суда для целей браконьерства и других противоправных действий.
6.9.14. Заниматься рыбной ловлей и охотой с незарегистрированных плавсредств, а также не имеющих на корпусе четкого регистрационного номера.
6.9.15. Движение парусных судов в темное время суток под парусом и моторное одновременно.
6.9.16. Сброс с судна отбросов, нефтепродуктов и т.п.
6.9.17. Движение маломерных судов самосплавом и ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев.
6.9.18. Нарушение выпускного режима баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
6.9.19. Плавание маломерных судов на акваториях подходных каналов портов, пристаней, затонов и в районах, объявленных запрещенными для плавания без пропусков, выдаваемых государственной инспекцией по маломерным судам.
6.9.20. Стоянка и хранение незарегистрированных судов на базах (сооружениях) для стоянок, а также швартовка в не установленных для этого местах.
6.9.21. Управлять движением маломерного судна стоя.
6.9.22. Перевозить на носовой части судна различные предметы (кроме спасательных кругов).
6.9.23. Перевозить на маломерных судах детей и подростков до 14 лет без сопровождения взрослых (1 взрослый на 1 подростка или ребенка).
6.9.24. Перевозить вместе с пассажирами взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также ядохимикаты, заполнять баки топливом н перекачивать топливо с судна при работающем двигателе, курить и пользоваться открытым огнем при этом, а также проливать топливо в воду.
6.9.25. Производить маневры, не предусмотренные настоящими Правилами, и создавать аварийную обстановку во время движения <и> на стоянке.
6.9.26. Производить подводный осмотр судна и различные работы с подводной частью судна при работающем двигателе.
6.9.27. Заводить двигатель с включенным реверсом.
6.9.28. Создавать помехи и осложнять маневрирование и движение транспортных судов.
6.9.29. При нахождении маломерных судов на воде переходить в них с места на место, пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, находиться на надстройках, купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их, а также лежать и спать в маломерном судне, оставлять без наблюдения окружающую акваторию.
6.9.30. Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, паромных переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подводных# каналах, при подходе к шлюзам, остановка под мостами или около них.
6.9.31. Движение и эксплуатация маломерных судов в местах нереста рыб, определенных по срокам на водоемах Краснодарского края главами городских и районных администраций.
6.10. При плавании по внутренним водным путям судоводитель маломерного судна обязан точно выполнять предписания береговых и плавучих знаков навигационного оборудования, если это требуется настоящими Правилами, правилами плавания по внутренним водным путям, местными правилами плавания и другими документами, регламентирующими безопасность судоходства (например, знаков: "скорость ограничена", "не создавать волнение", "движение мелкомоторных средств запрещено" и т.п.).
6.11. Судоводитель маломерного судна, поднадзорного государственной инспекции по маломерным судам, обязан выполнять распоряжения правил, регламентирующих безопасность эксплуатации маломерных судов.
7. Техническое содержание и освидетельствование баз-стоянок
для маломерных судов и лодочных прокатных станций
7.1. "База-стоянка" для маломерных судов - береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, в границах которой базируются маломерные суда.
7.2. "Прокатная база" (лодочная прокатная станция) - специализированная стоянка, предоставляющая маломерные суда во временное пользование организациям и гражданам, в том числе за плату.
7.3. Базы (сооружения) для стоянки маломерных судов должны располагаться не ближе 250 м от рекреационной территории или линии жилой застройки. Места базирования (стоянки) маломерного флота подлежат согласованию с государственной инспекцией по маломерным судам, органами по регулированию использования и охраны вод, органами рыбоохраны.
7.4. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов должны быть оборудованы специальными ваннами для регулировки в них двигателей, емкостями для сброса подсланевых вод, промасленной ветоши и мусора, специальными устройствами для ограждения и сбора нефтепродуктов, мусора с поверхности воды.
7.5. Ремонт лодочных моторов должен производиться на специально отведенных участках территории базы (сооружения), при этом должны быть предусмотрены мероприятия, препятствующие попаданию масел и бензина в реки и водоемы.
7.6. С целью исключения попадания топлива в воду при заправках маломерных судов топливом заправочные станции должны быть расположены не ближе 100 м от кромки и оборудованы средствами, предотвращающими загрязнение окружающей территории нефтепродуктами.
Площадки заправочных станций должны быть заасфальтированы и снабжены устройствами для сброса загрязненных вод.
7.7. Для определения годности баз и правильной их эксплуатации проводятся первичные ежегодные и внеочередные технические освидетельствования в объеме настоящих Правил. Плата взимается по утвержденным ГИМС тарифам.
7.8. Первичное техническое освидетельствование проводится после регистрации базы.
7.9. Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
7.10. Внеочередное техническое освидетельствование проводится после капитального ремонта, модернизации или переоборудования, стихийного бедствия и т.п., вызвавших изменение основных характеристик базы.
7.11. При проведении технического освидетельствования баз госинспектор устанавливает:
7.11.1. Соответствие фактической характеристики записям в регистрационной карточке базы и прилагаемых к ней документам.
7.11.2. Соответствие технического состояния базы требованиям настоящих Правил.
7.11.3. Соответствие количества маломерных судов проектной емкости базы.
7.11.4. Наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами.
7.11.5. Выполнение базой установленной системы выпускного режима маломерных судов.
7.12. На основании первичного (ежегодного, внеочередного) технического освидетельствования базы инспекцией составляется акт и предъявляется счет за проведенные работы.
7.13. Техническое освидетельствование понтонов, несамоходных судов и т.п. должно проводится в соответствии с Положением о техническом контроле за самоходными маломерными судами и паромными переправами на годность их к эксплуатации.
7.14. Сроки технического освидетельствования согласовываются с владельцами базы. Базы-стоянки, не прошедшие техосвидетельствования, к эксплуатации не допускаются.
8. Технические и экологические требования
8.1. База должна обеспечить:
8.1.1. Безопасность круглосуточной стоянки судов.
8.1.2. Безопасность выполнения судоводителями профилактических, судоподъемных, погрузочно-разгрузочных и других работ.
8.1.3. Безопасность посадки и высадки людей.
8.1.4. Сохранность судов, моторов и другого судового оборудования и инвентаря.
8.2. База должна размещаться на участках с малой скоростью течения и в местах, защищенных от воздействия волн, ледохода и преобладающих ветров.
8.3. Базы должны сооружаться на расстоянии не менее 100 м от дебаркадеров, причалов и не менее 500 м от гидротехнических сооружений.
8.4. Граница акватории базы обставляется дамбами, понтонами, бонами или плавучими знаками.
8.5. По берегу база ограждается от прилегающих соседних территорий в установленных границах.
8.6. Территория базы должна содержаться в чистоте и отвечать требованиям санитарно-эпидемиологической службы (охрана окружающей среды).
8.7. Для защиты судов и причалов от волнения и ледохода на акваториях баз сооружаются оградительные и защитные устройства (дамбы, волноломы, ледорезы).
8.8. Работы по возведению гидросооружений, дноуглубительные работы в районе размещения базы должны выполняться по согласованию с управлением пути (канала) и с органами рыбоохраны и охраны природы в установленном порядке.
8.9. У затопляемых паводками оградительных и защитных устройств и сооружений на период затопления должны устанавливаться знаки обстановки.
8.10. Проходы на акватории базы и подходы к причалам должны иметь ширину и глубину, достаточные для беспрепятственного прохода судов.
8.11. Не реже одного раза в навигацию на акваториях необходимо производить контрольное траление и промеры глубин.
8.12. О препятствиях и фактических глубинах на акватории базы администрация должна систематически оповещать судоводителей.
8.13. Территория базы должна иметь:
8.13.1. Удобные подъездные автомобильные дороги.
8.13.2. Специально оборудованный причал для посадки и высадки пассажиров.
8.14. Базы рекомендуется оборудовать громкоговорящим устройством и телефонной связью.
8.15. На каждой базе должны быть оборудованы ведомственные спасательные посты и пункты технического осмотра судов.
8.16. На крупных базах для обеспечения безопасности плавания маломерных судов назначается дежурное спасательное судно.
8.17. Судоводитель дежурного судна обязан знать требования техники безопасности при эксплуатации судов, противопожарные мероприятия, приемы спасения утопающих и правила оказания первой медицинской помощи.
8.18. Противопожарные средства и оборудование должны содержаться в исправном состоянии и в количестве, предусмотренном установленными нормами пожарной безопасности, и размещаться согласно требованиям пожарной охраны.
8.19. Размещение горюче-смазочных материалов и порядок их хранения должны обеспечивать безопасность приписки маломерного флота, береговых и плавучих сооружений и согласовываться с противопожарным надзором в установленном порядке.
8.20. В темное время суток территория и акватория должны быть освещены.
8.21. Светильники, прожекторы и другие осветительные приборы должны содержаться в исправности и обеспечивать освещенность причалов, пирсов, боксов, леерного ограждения, швартовых устройств, спасательных и противопожарных средств.
8.22. Освещение не должно мешать судоводителям проходящих судов, для чего все светильники должны иметь колпачки.
8.23. С наступлением темноты на стрежневых кромках причалов базы через каждые 50 метров должны зажигаться белые огни круглого освещения, но не менее 2-х огней на высоте не ниже двух метров от настила причала.
8.24. На базах, расположенных на внутренних водоемах, должны устанавливаться сигнальные мачты высотой 8 - 10 метров, окрашенные в темно-зеленый цвет.
8.25. Для оповещения судоводителей маломерных судов, где это необходимо, на мачтах поднимаются сигналы штормовых предупреждений.
8.26. При использовании на базах грузоподъемных, в том числе судоподъемных средств должны быть обеспечены безопасные условия труда.
8.27. Каждая база обязана иметь:
8.27.1. Акт технического освидетельствования базы.
8.27.2. Акт экологического освидетельствования базы.
8.27.3. Акт технического освидетельствования гребных судов лодочных (прокатных) станций.
8.27.4. Акт испытаний причалов, пирсов, мостков, сходен и грузоподъемных средств.
8.27.5. Настоящие Правила.
8.27.6. Журнал приписного флота.
8.27.7. Журнал учета плавания (регистрации выхода) судов.
8.27.8. Инструкцию о порядке выпуска судов в плавание.
8.27.9. Вахтенный журнал для дежурно-вахтенной службы базы.
8.27.10. Адреса и телефоны ближайших отделений милиции, пожарной охраны, постов милиции, государственной инспекции по маломерным судам, спасательных пунктов.
8.28. На базах должны находиться следующие стенды:
8.28.1. Со схемой базы с расположением сооружений, боксов, пирсов на территории и маломерного флота на акватории.
8.28.2. С планом отстоя судов в навигационный период с указанием мест стоянки судов соответственно бортовым номерам.
8.28.3. Со схемой движения судов на акватории базы и в прилегающих районах с указанием глубин.
8.28.4. С правилами пользования маломерными судами.
8.28.5. С правилами рыболовства и природоохранного законодательства.
8.28.6. По предупреждению несчастных случаев с людьми.
8.28.7. С расписанием "человек за бортом" и "пожарная тревога".
8.28.8. С ежедневными метеосводками о состоянии и прогнозе погоды, волн и силы ветра.
8.28.9. С информацией об аварийных происшествиях, экологических происшествиях, их последствиях, о характерных нарушениях Правил пользования маломерными судами, экологических нарушениях природоохранного законодательства.
8.29. Правила, схемы, расписания, планы, информационные сообщения и другие материалы на стендах должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить изучение их судоводителями и лицами, пользующимися прокатными судами.
9. Требования к причалам маломерных судов
9.1. Причалы, пирсы, мостки, сходни должны быть рассчитаны и испытаны владельцами базы на рабочую нагрузку, иметь сплошной настил.
9.2. После испытаний составляется акт. На пирсах, причалах, мостках и сходнях делается надпись "испытан" с указанием даты испытания.
9.3. Предельные эксплуатационные нагрузки на эти сооружения должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет. Возможности эксплуатации на причалах тех или иных средств механизации и транспорта, не предусмотренных первоначальным проектом, необходимо проверять расчетами.
9.4. Причалы должны иметь:
9.4.1. Площадь, обеспечивающую безопасность судоводителей при выполнении необходимых работ.
9.4.2. Трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между причалами шириной, достаточной для прохода двух человек.
9.4.3. Рационально расставленные и прочно укрепленные швартовые устройства (тумбы, рамы, кнехты, утки и т.п.).
9.4.4. Привальные рамы, брусья и необходимое количество кранцев, исключающих повреждения корпусов судов при швартовке и волнении.
9.4.5. Противопожарное и спасательное оборудование по установленным нормам.
9.4.6. Подъезды к пожарным водоемам и площадки для установки пожарных машин.
9.4.7. Надежное и прочно закрепленное к настилу леерное ограждение (кроме мест швартовки судов) высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 м.
9.5. Причалы, пирсы, понтоны, стоечные несамоходные суда, наплавные мосты должны оборудоваться спасательными леерами по всему наружному периметру, закрепленными на расстоянии 10 - 30 см от уровня воды и интервалом крепления не более 1,5 метра. При больших колебаниях уровня воды спасательные леера оборудуются на разных высотах.
9.6. Плавучие причалы должны быть прочно ошвартованы с установкой упорных приспособлений со стороны берега (сваи и т.п.).
9.7. Мертвые якоря, швартовые устройства должны иметь достаточную держащую силу для удержания плавсредств на своих штатных местах.
9.8. Для предупреждения навала на берег сточных# плавсредств вдоль берега должны забиваться кусты свай с упорами. Рабочая поверхность кустов должна исключать задевание опирающихся на них плавсредств при колебании уровня воды.
9.9. При швартовке маломерных судов за плавучие бочки на последних контрастной краской должно быть указано допустимое к швартовке количество судов.
9.10. Для предотвращения повреждения причалов при подвижках льда или зимних колебаниях уровня воды на акваториях лед, примерзающий к элементам конструкций, должен складываться#.
9.11. Вблизи причалов необходимо вырубать продольные борозды шириной 0,5 - 1 м.
10. Приписные маломерные суда
10.1. Маломерные суда баз должны соответствовать требованиям технического освидетельствования маломерных судов к плаванию.
10.2. Каждое маломерное судно, приписанное к базе, должно иметь постоянно закрепленное за ним место стоянки с указанием бортового номера судна.
10.3. Подвесные моторы, весла и оборудование хранятся в запираемых на замок помещениях.
10.4. План отстоя маломерных судов в навигационный период с указанием места и способа швартовки каждого судна должен предусматривать обеспечение безопасной стоянки судов. План утверждается владельцем базы.
10.5. Маломерные суда на базе регистрируются в специальном журнале приписного флота с указанием регистрационного номера и типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, а также отметок о прохождении технического освидетельствования на годность к плаванию.
11. Выпускной режим маломерных судов
11.1. Выпускной режим предусматривает контроль за выходом и возвращением маломерных судов и их исправностью, наличием обязательных судовых документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности.
11.2. Выпускной режим судов с базы, в том числе и получение (сдача) их от охраны, должен производиться дежурной (вахтенной) службой в соответствии с порядком, установленным специальной инструкцией, утвержденной руководством организаций, предприятий, учреждений.
11.3. Во время массового выхода судов с баз в помощь дежурной (вахтенной) службе может привлекаться общественность из числа актива судоводителей, общественных инспекторов государственной инспекции по маломерным судам.
11.4. Для проверки судов, выходящих с баз, организуется специальный контрольный пост в районе выходов судов с базы, лодочной станции, причала. В тех случаях, когда большая протяженность причальных линий вдоль береговой черты, отсутствие гидротехнических сооружений и др. не дает возможности иметь выпускные ворота, контрольные посты могут быть организованы на наиболее удобных береговых участках баз, причалов, пирсов, при этом для них должны выделяться отдельные посадочные площади.
11.5. На каждой базе должно быть организовано получение прогноза погоды и информация о нем судоводителей, выходящих в плавание.
11.6. На базах должна производиться разъяснительная работа по вопросам безопасности плавания и пользования маломерными судами, природоохранного законодательства на общих собраниях судоводителей, а также путем устройства специальных информационных стендов о порядке выхода судов в плавание, со схемами движения судов по акватории базы и прилегающим районам, плакатами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде.
11.7. При выходе судна в плавание и при его возвращении на базу в специальном журнале регистрации должна быть произведена порядковая запись: номер судна, фамилия, время получения и выхода судна, маршрут плавания, фактическое время возвращения на базу.
11.8. При выдаче судна судоводителю для выхода в плавание у него обязательно проверяется наличие удостоверения на право управления судном, судового билета с отметкой о прохождении техосмотра, а на судах, принадлежащих организациям, предприятиям, учреждениям, - путевого листа, выданного соответствующей организацией.
11.9. Непосредственно перед выходом с базы в плавание на выходящем судне проверяется его техническая исправность, наличие установленных норм снабжения и оборудования, спасательных средств, соблюдения норм пассижировместимости и размещения грузов.
11.1. Запрещается выход маломерных судов с базы в плавание в случаях (перечень прилагается), а также:
11.10.1. Непредъявления удостоверений на право управления маломерным судном, судовых билетов с отметкой о прохождении техосмотра.
11.10.2. Отсутствия положенных спасательных, противопожарных и водоотливных средств.
11.10.3. Неисправности оборудования и устройств (рулевого, якорного, ходовых огней и др.).
11.10.4. Нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности.
11.10.5. Неправильного размещения грузов, вызывающих крен или дифферент судна.
11.10.6. Когда ветры, волнение, видимость на водоеме или их прогноз опасны для плавания данного типа судов.
11.10.7. Нетрезвого состояния судоводителя или пассажиров.
11.11. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены, записаны в журнал регистрации выхода и возвращения судов, при этом об аварийных судах информация при первой возможности сообщается в государственную инспекцию по маломерным судам.
11.12. На базах на видном месте должна быть организована наглядная информация о характерных нарушениях правил пользования судами, правил плавания и эксплуатации судов, об аварийных происшествиях и их последствиях, а также об изменениях навигационной обстановки, экологическая информация и другие информационные материалы.
11.13. Ответственность за организацию выпускного режима и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности плавания маломерных судов несут ответственные лица (начальники, заведующие, председатели кооперативов) баз-стоянок, лодочных станций и причалов.
Судоводители маломерных судов, не выполняющие требования дежурной (вахтенной) службы по выпускному режиму, несут ответственность вплоть до расторжения договоров о предоставлении судну стоянки на базе.
Перечень неисправностей, при наличии которых запрещается
эксплуатация маломерных судов, поднадзорных ГИМС
1. По корпусу
1.1. Свищи, пробоины, разрывы набора и обшивки (независимо от местонахождения), водотечность.
1.2. Отсутствие гермоотсеков, воздушных ящиков, где они предусмотрены конструкцией судна, а также полная или частичная их разгерметизация.
1.3. Значительные повреждения окраски внутренних и внешних поверхностей.
1.4. Выгибания днища судна, не предусмотренные техническими условиями завода-изготовителя.
1.5. Нарушение правил нанесения бортового номера по размерам, расположению и контрастности.
1.6. Изменение длины судна, не предусмотренное техническими требованиями завода-изготовителя.
2. По рулевому устройству
2.1. Не обеспечивается полный угол перекладки руля (35° на борт).
2.2. Затруднено вращение рулевого штурвала.
2.3. Наличие повреждений деталей рулевого привода, направляющих блоков, опорных подшипников, натяжных талрепов пера руля, штуртросовой передачи, разрыва каболок троса.
2.4. Отсутствие деталей крепления рулевого привода (шплинтов, контргаек).
3. По двигателю, подвесному мотору
3.1. Подтекание топлива из бензонасоса, топливного шланга, бензобаков, системы питания.
3.2. Значительная вибрация.
3.3. Отсутствие или неисправность глушителя.
3.4. Не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора или его самопроизвольное включение.
3.5. Наличие повреждений системы дистанционного управления, нечеткая фиксация рукоятки реверса в положении "вперед" и "назад", "нейтраль".
4. По отличительным огням, оборудованию
4.1. Несоответствие отличительных огней требованиям ППВВП-84 или их неисправность.
4.2. Несоблюдение требований ГИМС по нормам комплектации оборудования судна, указанным в судовом билете.
Председатель комитета
жилищно-коммунального хозяйства
администрации Краснодарского края |
О.И. Мащенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.