Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Краснодарского края
"Об утверждении краевой целевой
программы гармонизации межнациональных
отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае
на 2008 год"
Краевая целевая программа
гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2008 год
См. также долгосрочную краевую целевую программу "Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае" на 2010 - 2012 годы, утвержденную постановлением главы администрации(губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2009 г. N 611
Паспорт краевой целевой программы
гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
культур в Краснодарском крае на 2008 год
Наименование программы краевая целевая программа гармониза-
ции межнациональных отношений и раз-
вития национальных культур в Красно-
дарском крае на 2008 год (далее -
Программа)
Основания для разработки Про- Федеральный закон от 19 мая 1995 года
граммы N 82-ФЗ "Об общественных объединени-
ях"
Федеральный закон от 12 января 1996
года N 7-ФЗ "О некоммерческих органи-
зациях"
Федеральный закон от 30 апреля 1999
года N 82-ФЗ "О гарантиях прав корен-
ных малочисленных народов Российской
Федерации"
Закон Краснодарского края от 26 нояб-
ря 2003 года N 627-КЗ "О взаимодейст-
вии органов государственной власти
Краснодарского края и общественных
объединений"
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Разработчик Программы управление по взаимодействию с обще-
ственными объединениями, религиозными
организациями и мониторингу миграци-
онных процессов администрации Красно-
дарского края
Координатор Программы управление по взаимодействию с обще-
ственными объединениями, религиозными
организациями и мониторингу миграци-
онных процессов администрации Красно-
дарского края
Основные исполнители Програм- управление по взаимодействию с обще-
мы ственными объединениями, религиозными
организациями и мониторингу миграци-
онных процессов администрации Красно-
дарского края
органы местного самоуправления муни-
ципальных образований края
Цели и задачи Программы обеспечение гармонизации межнацио-
нальных отношений
развитие национальных культур наро-
дов, проживающих в Краснодарском крае
предотвращение этнических конфликтов
обеспечение взаимодействия исполни-
тельных органов государственной влас-
ти Краснодарского края, органов мест-
ного самоуправления, национально-
культурных объединений для стабилиза-
ции этнополитической ситуации в крае,
профилактики экстремизма и террориз-
ма
поддержка и распространение идей ду-
ховного единства и межэтнического со-
гласия
Сроки реализации Программы 2008 год
Объемы и источники финансиро- общий объем финансирования Программы
вания Программы из средств краевого бюджета составля-
ет 3650,0 тысячи рублей
Ожидаемые результаты реализа- консолидация национально-культурных
ции Программы объединений на конструктивной основе,
привлечение их к участию в реализации
программ по социально-экономическому
развитию Краснодарского края
активизация взаимодействия националь-
но-культурных объединений, органов
государственной власти Краснодарского
края и органов местного самоуправле-
ния в Краснодарском крае
Организация контроля за вы- администрация Краснодарского края и
полнением Программы Законодательное Собрание Краснодар-
ского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
1.1. Характеристика геополитических факторов этнополитической ситуации
в Краснодарском крае
Краснодарский край имеет административную границу с Ростовской областью и Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По периметру Краснодарского края проходит Государственная граница Российской Федерации с Турцией, Украиной и Грузией общей протяженностью более 1000 км.
В Краснодарском крае существует богатый природно-ресурсный потенциал, развитая промышленность и благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Большое значение регион имеет как главная хлебная база и курортно-рекреационная зона Российской Федерации. В общей хозяйственной специализации край представляет собой крупный аграрно-индустриальный комплекс, в котором развиты оба сектора экономики. Здесь широко представлена система транспортных коммуникаций: морские порты, в том числе международного значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных дорог. Агропромышленный комплекс Краснодарского края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья с развитой сетью предприятий и учреждений переработки, хранения и торговли. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. В экономике края растет значение курортного и портового хозяйства.
Особенность Северо-Кавказского региона состоит в том, что он исторически является естественным "мостом" между Европой и Азией, контактной зоной исламской и христианской цивилизаций.
Геополитическое значение Краснодарского края изменилось после распада СССР. Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через порт г. Новороссийска - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны, защите жизненных интересов России.
Прозрачность границ с государствами СНГ, близость Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов, религиозного и политического экстремизма на Северном Кавказе, события в соседних Грузии и Украине оказывают непосредственное влияние на криминогенную обстановку в крае.
Край часто принимает на себя удар очередной миграционной волны, спровоцированной этнополитической дестабилизацией в соседних регионах, нарушаются экономические связи, активизируется общественное мнение заинтересованных сторон.
1.2. Этнический состав населения Краснодарского края и его динамика
Население Краснодарского края составляет более 5101000 человек. Его отличает высокая степень этнокультурного многообразия: здесь проживают представители более 124 этнических общностей. Средняя плотность населения - 67,7 человек на 1 квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России. Индекс этнической мозаичности населения края - 0,252, что также является довольно высоким показателем. Для сравнения: значение индекса этнической мозаичности в областях центральной России - 0,003 - 0,004. Чем выше значение индекса, тем более высока теоретическая частота общения представителей различных национальностей. Особо следует подчеркнуть, что в Краснодарском крае представители неславянских этносов - не единицы, а группы с определенным уровнем этнической сплоченности и структурой внутренних связей. Кроме русских, еще 21 этнос представлен на территории края совокупной численностью более трех тысяч человек каждый. Особенно высока этническая мозаичность населения на Черноморском побережье края и в прилегающих районах его южной зоны.
Русское население частично компенсировало демографический спад за счет миграции (429461 человек), украинская и белорусская этнические группы сократились по сравнению с данными переписи 1989 года соответственно на 50354 (28 процентов) и 8428 (24 процента) человек. Уменьшилось число проживающих в крае греков, адыгейцев, немцев.
В то же время интенсивно растет армянская этническая группа. По сравнению с данными переписи 1989 года численность армян выросла на 59 процентов и составила 274566 человек. В два раза увеличили свою численность грузины (20500 человек), курды (5022 человек) и чеченцы (2864 человек).
Особенностью этнического состава Краснодарского края является компактное размещение некоторых этнических групп на территории края. При этом число таких мест увеличивается (особенно это ощущается в населенных пунктах Черноморского побережья).
1.3. Основные проблемы в сфере этнических отношений
и развития этнических культур
Межнациональные отношения на территории края можно охарактеризовать как относительно стабильные. Этнических конфликтов, возникших на почве национальной ненависти, в 2005 - 2007 годах зафиксировано не было. В то же время имели место правонарушения, которые при определенных условиях приобретали этническое значение и оказывали влияние на уровень напряженности этнических отношений.
В Краснодарском крае проживают представители более 124 этнических общностей, которые в результате длительного исторического взаимодействия в рамках единого государства обладают схожестью многих культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень толерантности и гражданского согласия. Однако при этом в нашем многонациональном обществе сохраняется высокий потенциал конфликтности (вероятность возникновения этнических конфликтов). За последние годы этот потенциал, сохраняя свой в целом высокий уровень, изменил локализацию: конфликты стали более локальными (протекающими на ограниченной территории, как правило, в границах небольшого населенного пункта или даже части поселения средней и большой численности населения) и уникальными (отличающимися от других этнических конфликтов причинами возникновения и динамикой). Подобное изменение локализации конфликтного потенциала определило необходимость новых методов исследования, мониторинга и профилактики этнических конфликтов.
Отсутствие культуры переговорного процесса в случае возникновения конфликта на уровне местного сообщества, устойчивых традиций толерантного поведения во многом способствует росту межэтнической напряженности. Уровень информированности сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и населения об этническом разнообразии в крае и нормах поведения в сфере этнических отношений чрезвычайно низок.
Стабильность межнациональных отношений требует активизации межэтнического диалога и диалога диаспор (где юридическими лицами выступают национально-культурные объединения) с органами государственной власти и местного самоуправления, усиления информационной политики, направленной на формирование позитивного межэтнического взаимодействия. Это позволяет повышать влияние государства на этнополитическую ситуацию и снижать воздействие на нее различных международных и зарубежных организаций, которые активно работают на территории края через своих эмиссаров и некоммерческие организации.
Правильно организованное взаимодействие с представителями этнических элит края позволяет также вовлечь диаспоры Краснодарского края в решение общекраевых вопросов, в первую очередь - проблемы оптимизации межэтнических отношений.
Наличие этнических конфликтов может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности края и, следовательно, на темпах решения социально-экономических проблем.
Основными факторами, оказывающими воздействие на состояние межнациональных отношений в крае, являются:
1) высокий уровень миграции. В первом квартале 2007 года миграционный прирост увеличился на 32,9 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло за счет роста числа прибывающих в край.
Состав мигрантов многонационален, преобладают русские, армяне, украинцы. Общий поток мигрантов по своему этническому составу в целом соответствует структуре населения края. В то же время сохраняется тенденция увеличения представителей ряда этнических групп (армян, грузин, цыган, татар, народов Дагестана) в сальдо миграции.
Стремление мигрантов к местам плотного проживания своих диаспор создает дополнительную напряженность на территории Черноморского побережья и в крупных городах края;
2) использование отдельными средствами массовой информации, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, казачьими, национальными и правозащитными организациями края "языка вражды". Под "языком вражды" понимаются языковые конструкции, вызывающие отрицательное отношение к представителям иных этнических и религиозных общностей и провоцирующие рост напряженности этнических отношений. Использование "языка вражды" активизируется во время предвыборных и избирательных кампаний разного уровня с целью роста электоральной популярности;
3) недостаточная информированность представителей органов государственной власти и местного самоуправления, национально-культурных объединений об этническом разнообразии региона, существующих проблемах в сфере этнических отношений и путях их преодоления;
4) недостаточная активность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Краснодарском крае с диаспорами (национально-культурными объединениями).
Краевые целевые программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае успешно реализуются в течение трех лет.
За три отчетных года число активных участников мероприятий программы существенно возросло. Расширилась география реализации мероприятий программы. Если в первый год работы мероприятия проводились в основном в Краснодаре, Туапсинском районе и Лазаревском районе города Сочи, то в последующие годы в программных мероприятиях участвовали уже более 30 муниципальных образований края.
Созданы каналы распространения позитивной информации об опыте межнационального взаимодействия (Интернет центр#, вкладыши в краевых газетах). Налаживается процесс повышения квалификации кадров органов власти в данной сфере (регулярно проводятся семинары и издана брошюра "Что нужно знать о народах Кубани").
В феврале 2007 года Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных организаций при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации положительно отметила большую и целенаправленную работу, проводимую органами государственной власти Краснодарского края по поддержанию межнационального согласия и сотрудничества в крае.
В то же время за годы реализации программы еще не удалось создать условия, обеспечивающие необратимость достигнутых результатов. В связи с чем необходимо продолжить работу в данном направлении, привлекая к участию в ее реализации все большее число национально-культурных общественных объединений края, лидеров национальных общин и представителей различных этнических групп.
Необходимо продолжить эффективную реализацию комплексной программы гармонизации межнациональных отношений на территории края, направленной на снижение конфликтного потенциала в обществе посредством консолидации национально-культурных объединений на конструктивной основе, привлечения их к участию в реализации программ по социально-экономическому развитию Краснодарского края, активизации взаимодействия национально-культурных объединений и органов государственной власти и местного самоуправления в крае, установления органами государственной власти Краснодарского края гарантий по сохранению исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренного малочисленного народа - адыгов-шапсугов.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
обеспечение гармонизации межнациональных отношений;
развитие национальных культур народов, проживающих в Краснодарском крае;
предотвращение этнических конфликтов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, национально-культурных объединений для стабилизации этнополитической ситуации в крае, профилактики экстремизма и терроризма;
поддержка и распространение идей духовного единства и межэтнического согласия;
развитие национальных культур народов, проживающих в Краснодарском крае.
3. Перечень мероприятий Программы, объемы и источники их финансирования
-------------------------------------------------------------------------
N | Наименование | Объем | Государственный заказчик
п/п| мероприятия |финансирова- | мероприятия, исполнитель,
| |ния из крае- | получатель субвенций
| |вого бюджета |
| |(тыс. рублей)|
---+------------------------+-------------+------------------------------
1 | 2 | 3 | 4
---+------------------------+-------------+------------------------------
1 | Проведение ежегодного| 300,0 |администрация Краснодарского
| краевого фестиваля на-| |края (управление по взаимодей-
| циональных культур "Bе-| |ствию с общественными объеди-
| нок дружбы народов Ку-| |нениями, религиозными органи-
| бани" | |зациями и мониторингу миграци-
| | |онных процессов администрации
| | |Краснодарского края)
---+------------------------+-------------+------------------------------
2 | Проведение семинаров| 90,0 |администрация Краснодарского
| для представителей ор-| |края (управление по взаимодей-
| ганов государственной| |ствию с общественными объеди-
| власти, органов местно-| |нениями, религиозными органи-
| го самоуправления по| |зациями и мониторингу миграци-
| вопросам взаимодействия| |онных процессов администрации
| с национально-культур-| |Краснодарского края)
| ными объединениями | |
---+------------------------+-------------+------------------------------
3 | Поддержка сайта, попу-| 60,0 |администрация Краснодарского
| ляризирующего информа-| |края (управление по взаимодей-
| цию о гармонизации меж-| |ствию с общественными объеди-
| национальных отношений | |нениями, религиозными органи-
| | |зациями и мониторингу миграци-
| | |онных процессов администрации
| | |Краснодарского края)
---+------------------------+-------------+------------------------------
4 | Проведение фольклорных| 600,0 |администрация Краснодарского
| праздников национальных| |края (управление по взаимодей-
| культур | |ствию с общественными объеди-
| | |нениями, религиозными органи-
| | |зациями и мониторингу миграци-
| | |онных процессов администрации
| | |Краснодарского края)
---+------------------------+-------------+------------------------------
5 | Издание в краевых сред-| 600,0 |администрация Краснодарского
| ствах массовой инфор-| |края (управление по взаимодей-
| мации тематических| |ствию с общественными объеди-
| вкладышей по вопросам| |нениями, религиозными органи-
| межэтнических отношений| |зациями и мониторингу миграци-
| | |онных процессов администрации
| | |Краснодарского края)
---+------------------------+-------------+------------------------------
6 | Сохранение и защита ис-| 2000,0 |
| конной среды обитания и| |
| традиционного образа| |
| жизни коренных малочис-| |
| ленных народов (причер-| |
| номорских адыгов-шапсу-| |
| гов), в том числе | |
|------------------------+-------------+------------------------------
| в Лазаревском районе| |органы местного самоуправления
| города Сочи | |муниципального образования го-
| | |род-курорт Сочи<,> Лазаревский
| всего | 1000,0 |район - получатели субвенций
| | |
| в том числе: | |
| | |
| материально-техническое| 100,0 |
| оснащение учреждений| |
| образования | |
| | |
| материально-техническое| 600,0 |
| оснащение учреждений| |
| культуры | |
| | |
| культурные мероприятия| 200,0 |
| | |
| спортивные мероприятия| 100,0 |
|------------------------+-------------+------------------------------
| в Туапсинском районе | |органы местного самоуправления
| | |муниципального образования Ту-
| всего | 1000,0 |апсинский район - получатели
| | |субвенций
| в том числе: | |
| | |
| материально-техническое| 200,0 |
| оснащение учреждений| |
| образования | |
| | |
| материально-техническое| 800,0 |
| оснащение учреждений| |
| культуры | |
----------------------------+-------------+------------------------------
Итого | 3650,0 |
-------------------------------------------------------------------------
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 июля 2008 г. N 680
4. Оценка социальных последствий реализации Программы
Реализация мероприятий Программы в 2008 году позволит:
повысить эффективность взаимодействия национально-культурных объединений и органов государственной власти Краснодарского края;
повысить уровень информированности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, национально-культурных объединений, общественности об этническом и культурном разнообразии региона;
улучшить инфраструктуру на территории проживания адыгов-шапсугов;
повысить уровень вовлеченности представителей диаспор во взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления и в деятельность по решению социально-экономических проблем Краснодарского края.
5. Критерии выполнения Программы
Все мероприятия Программы имеют конкретные показатели их реализации (в сравнении с предыдущим годом):
проведение ежегодного краевого фестиваля национальных культур "Венок дружбы народов Кубани" - 1;
проведение фольклорных праздников национальных культур - 10;
проведение семинара для представителей органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями - 1;
издание тематических вкладышей по вопросам межэтнических отношений в краевых СМИ - 6;
сохранение и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов (причерноморских адыгов-шапсугов):
число образовательных учреждений, получивших материальную поддержку, - не менее 3;
число культурных учреждений, получивших материальную поддержку, - не менее 3.
<< Статья 4 Статья 4 |
||
Содержание Закон Краснодарского края от 25 июля 2007 г. N 1284-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.