Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2014 г. N 867 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после официального опубликования названного постановления, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края от 18 декабря 2013 г. N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг."
Приложение N 2
к государственной программе Краснодарского края
"Развитие топливно-энергетического
комплекса" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2014 - 2020 годов" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса"
28 марта, 8 июля, 19 августа 2014 г.
Паспорт подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2014 - 2020 годов" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса"
Наименование подпрограммы |
|
подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2014 - 2020 годов" (далее - подпрограмма) |
|
|
|
Координатор подпрограммы |
|
министерство промышленности и энергетики Краснодарского края |
|
|
|
Иные исполнители отдельных мероприятий подпрограммы |
|
министерство промышленности и энергетики Краснодарского края департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр энергосбережения и новых технологий" казенные, бюджетные и автономные учреждения Краснодарского края органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - получатели субсидий |
|
|
|
Цели подпрограммы |
|
эффективное использование энергетических ресурсов Краснодарского края и предоставление населению края высококачественных энергетических услуг по доступным ценам |
|
|
|
Задачи подпрограммы |
|
создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения на территории Краснодарского края снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Краснодарского края за счет реализации мероприятий подпрограммы на 12,6% к 2020 году формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности края за счет развития современного нормативно-законодательного, ресурсного и информационного обеспечения запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности снижение доли энергетических издержек, расширение рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики края повышение энергетической безопасности экономики края |
|
|
|
Перечень целевых показателей подпрограммы |
|
динамика энергоемкости ВРП экономия электроэнергии в натуральном выражении экономия теплоэнергии в натуральном выражении экономия воды в натуральном выражении экономия природного газа в натуральном выражении |
|
|
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
|
подпрограмма реализуется в один этап 2014 - 2020 годы |
|
|
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
|
общий объем финансирования подпрограммы составляет 6 789 668,0 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 346 021,9 тыс. рублей: 2014 год - 22 328,9 тыс. рублей 2015 год - 21 055,5 тыс. рублей 2016 год - 21 055,5 тыс. рублей 2017 год - 19 712,0 тыс. рублей 2018 год - 87 630,0 тыс. рублей 2019 год - 87 120,0 тыс. рублей 2020 год - 87 120,0 тыс. рублей планируется привлечение средств из федерального бюджета в сумме 374 132,5 тыс. рублей: 2014 год - 374 132,5 тыс. рублей планируется привлечение средств из местных бюджетов в сумме 66 032,0 тыс. рублей: 2014 год - 20 086,7 тыс. рублей 2015 год - 1 108,2 тыс. рублей 2016 год - 1 108,2 тыс. рублей 2017 год - 1 383,3 тыс. рублей 2018 год - 14 115,2 тыс. рублей 2019 год - 14 115,2 тыс. рублей 2020 год - 14 115,2 тыс. рублей также планируется привлечение средств из внебюджетных источников в сумме 6 003 481,6 тыс. рублей: 2014 год - 561 851,6 тыс. рублей 2015 год - 713 770,0 тыс. рублей 2016 год - 945 572,0 тыс. рублей 2017 год - 945 572,0 тыс. рублей 2018 год - 945 572,0 тыс. рублей 2019 год - 945 572,0 тыс. рублей 2020 год - 945 572,0 тыс. рублей |
|
|
|
Контроль за выполнением подпрограммы |
|
осуществляет министерство промышленности и энергетики Краснодарского края |
1. Характеристика текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Краснодарского края
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов является важнейшим приоритетом государственной политики по снижению энергоемкости экономики страны и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Реализация мероприятий по снижению энергоемкости ВРП является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала края и повышения темпов роста ВРП.
Краснодарский край является одним из самых населенных субъектов Российской Федерации и характеризуется чрезвычайно разнообразными природно-климатическими, рельефными условиями. Главные промышленные центры края - Краснодар, Новороссийск, Армавир, Туапсе, Тихорецк, Ейск, Кропоткин, Белореченск. Территория края - важная сельскохозяйственная зона России, крупнейший туристический регион, имеющий существенную летнюю "перенаселенность" курортов, что приводит к значительным перегрузкам энергетической инфраструктуры населенных пунктов.
Для корректной оценки энергоемкости экономики края необходимо сведение полного топливно-энергетического баланса Краснодарского края. Органы государственной статистики Краснодарского края, в отличие от статистических органов других регионов, не формируют баланса электроэнергии, статистические данные по тепловой энергии существенно отличаются от отчетных данных ресурсоснабжающих организаций. Для оценки суммарного потребления энергии в крае использовались данные государственной статистики, материалы организаций топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, данные региональных и муниципальных органов власти.
Согласно этим данным в 2011 году в Краснодарском крае было потреблено 28,1 млн. т. у.т. Фактическое потребление ТЭР может быть выше на 12 - 14% за счет учета розничной продажи продуктов нефтепереработки (бензина, дизельного топлива). По территории края проходят магистральные газо- и нефтепроводы (суммарно около 3,0 тыс. км), перекачивающие значительное количество топлива (93 млн. тонн нефти и свыше 11 млрд. куб. метров газа), при этом прогнозируется существенный рост энергозатрат на обеспечение транзита ТЭР через территорию региона, оказывающий неоднозначное влияние на показатели энергоемкости ВРП Краснодарского края.
Энергоемкость ВРП Краснодарского края составила 32,3 кг у.т./1000 руб., что соответствует среднему показателю по Южному федеральному округу Российской Федерации.
Снижение энергоемкости ВРП в 2007 - 2011 годах на 5% было обусловлено значительным ростом ВРП, действие этого фактора в значительной мере исчерпано, в том числе в связи с ростом энергодефицита в регионе и необходимостью ввода новых мощностей.
Электроснабжение потребителей Краснодарского края только на 34% обеспечивается собственными источниками, среди которых самый крупный - Краснодарская ТЭЦ - работает с высокими удельными расходами топлива вследствие недозагрузки теплофикационных отборов и низкой доли выработки электроэнергии на тепловом потреблении. Около 66% электроэнергии поступает из соседних регионов - энергосистема Краснодарского края является одной из самых дефицитных по электрической энергии среди энергосистем Южного федерального округа Российской Федерации.
Удельный расход топлива на производство электроэнергии составляет 382,5 гр./кВт*ч (при удельном расходе топлива на производство тепловой энергии - 151,4 кг/Гкал). Удельный расход топлива на производство тепловой энергии по другим источникам (котельным и промышленным блокстанциям) составляет в среднем 176 кг/Гкал (от 163 кг/Гкал до 273 кг/Гкал), на производство электрической энергии - в среднем 320 кВт*ч (от 163 кВт*ч до 385 кВт*ч). По данным за 2011 год, потребление электроэнергии в крае составило 20861 млн. кВт*ч/год, потери в электрических сетях составили 4013 млн. кВт*ч/год (19,2%).
При общем росте максимума нагрузки по краю в 4,3% в год основной рост электропотребления (до 7 - 8,5%) в год) приходится на наиболее крупные города региона (Краснодар, Сочи, Новороссийск). Строительство новых генерирующих мощностей решает проблему энергодефицита лишь в локальной зоне агломерации г. Сочи на время проведения Олимпийских игр в 2014 году, а после их завершения ставит перед энергетиками задачу загрузки построенных энергоблоков на Сочинской и Адлерской ТЭЦ.
Территориальное распределение потребителей энергоресурсов края характеризуется общей высокой плотностью населения (66,6 чел./кв. км) в сочетании с распределенностью структуры расселения. Население края составляет свыше 5,1 млн. чел. и проживает в основном в небольших населенных пунктах (51% населения, или 2,6 млн. человек проживает в населенных пунктах численностью до 35 тыс. человек). Доля общей площади жилых помещений в многоквартирных домах на территории Краснодарского края составляет 39 процентов от суммарной общей площади жилищного фонда. Услугами централизованного отопления и горячего водоснабжения пользуется в среднем всего 26% населения.
Распределенность населения по территории края приводит в том числе к достаточно высокому для данных климатических условий удельному расходу топлива (в основном природного газа) населением - около 1,24 т у.т./чел. Основная доля из этой величины (около 64%) приходится на потребление газа, 21% - электроэнергии, 13% - тепла из централизованных источников. При этом удельное потребление электроэнергии населением ниже среднего по стране на 11 - 13%, а водопотребление - в пределах нормы (124 - 165 л/сутки).
Теплоснабжение потребителей осуществляется в основном от котельных, состояние которых в значительной степени определяется изношенностью теплогенерирующего оборудования. Резервы сокращения потерь в теплоэнергетике как в крупных, так и в средних городах довольно значительны и колеблются в диапазоне от 35 - до 55%.
В связи с изношенностью водопроводных сетей в крае нормативные потери воды при транспортировке потребителям значительны (до 40% от общего объема добычи воды). Фактические потери в ряде районов составляют 70%. Высокие потери в распределительных сетях, низкая надежность работы объектов (водозаборов, сетей, устройств регулирования) являются следствием значительного износа сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики, что определяет невысокое качество оказываемых услуг по снабжению потребителей водными ресурсами.
Наличие на территории края значительного количества санаторно-курортных и медицинских учреждений с недопустимостью перебоев в энергоснабжении (электроэнергии и горячей воды) требует обеспечения резервирования энергоисточников. Кроме того, летний пик потребления энергоресурсов и воды, обусловленный существенным (в несколько раз) притоком населения в курортной зоне, ставит серьезную задачу наличия пиковых мощностей.
Высокая энергозависимость региона от внешних поставок энергоносителей (газа, электроэнергии), отсутствие резервов энергетических мощностей для реализации перспективных программ развития экономики края предопределяют необходимость широкомасштабных работ по энергосбережению во всех секторах экономики региона с учетом значительных территориальных различий и особенностей муниципальных образований.
Реализация важнейших задач превращения Краснодарского края в опорный форпост для формирования "зоны роста" на юге России, развития транспортных коридоров, сельского хозяйства и рекреационного комплекса, обозначенных в Законе Краснодарского края от 29 апреля 2008 года N 1465-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года", наталкивается на серьезные ограничения по надежному и бесперебойному энергообеспечению этих проектов.
Важнейшие особенности энергообеспечения территории края определяются тремя основными аспектами:
высокой энергозависимостью экономики от внешних поставок ТЭР;
износом основных фондов энергоисточников и сетей;
отсутствием резервов энергетических мощностей для реализации перспективных программ развития экономики края по отраслям.
Таким образом, основной задачей энергосбережения и формирования эффективной энергетики является создание условий для развития территории, развития ведущих секторов экономики края. Решить вопрос повышения энергоэффективности экономики Краснодарского края возможно путем применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников.
Сокращение энергоемкости ВРП края обеспечивается за счет совместной реализации программ повышения эффективности источников тепловой и электрической энергии, сокращения потерь в сетях, энергосбережения в конечном потреблении, активного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Только создание эффективной энергетической инфраструктуры позволит реализовать программы перспективного развития региона с существенным ростом ВРП без значительного увеличения энергопотребления.
Суммарный потенциал энергосбережения в общем конечном потреблении ТЭР составляет около 11% (около 3,1 млн. т у.т. в год). Значительная его часть (около 33%) приходится на население, далее следуют электрические и тепловые сети (16%) и 6%), промышленность (около 8,8%), транспорт. Совокупный потенциал возобновляемой энергетики в крае является довольно существенным и достигает величины 1,1 млн. т у.т в год. Значительный потенциал Краснодарского края в области дальнейшего использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии опирается на многолетний опыт практического использования возобновляемых источников: солнечной энергии и геотермального тепла, ветро- и гидроэнергии, других энергоисточников. Однако в настоящее время степень использования ВИЭ в энергобалансе края не превышает 2%, а единичные мощности и удельные показатели действующих установок незначительно улучшились за последние двадцать лет.
В регионе принят Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 723-КЗ "Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае", который предусматривает широкомасштабное вовлечение возобновляемых источников энергии в энергосистему региона. Использование всего потенциала возобновляемых источников энергии позволит получать в Краснодарском крае до 2200 МВт тепловой энергии и 1300 МВт электрической энергии взамен получаемой из традиционных углеводородов, повысить энергообеспеченность жилищного фонда, бюджетной сферы, объектов туризма и отдыха за счет современных, экологически безопасных установок.
Большое разнообразие природно-климатических условий и обусловленных этим типов (по численности населения, структуре экономики) муниципальных образований определяет политику энергоресурсосбережения в крае. Развитие энергосбережения в различных районах края необходимо проводить с учетом отличительных особенностей территории (общая численность населения, наличие промышленности, структура жилищного фонда (доля многоквартирных домов), возможность развертывания проектов использования ВИЭ и другое).
Краснодарский край имеет многолетний опыт практического использования возобновляемых источников энергии: солнечной энергии и геотермального тепла, ветро- и гидроэнергии.
При данных природно-климатических условиях вклад ВИЭ в энергоснабжение может быть обеспечен на уровне, достигнутом в экономически развитых странах.
По природным условиям территории использование только солнечной энергии всего на 0,01% полностью обеспечило бы энергетические потребности края. Однако сейчас для потребителей экономически целесообразно только сооружение сезонных солнечных водонагревательных установок с работой в межотопительный период. При отсутствии эффективного отечественного оборудования в крае реализуются проекты с использованием солнечных коллекторов германского, израильского, турецкого и китайского производства. Учитывая выгодное географическое положение и значительный потенциал солнечной энергии, можно рекомендовать создание собственных производственных мощностей по выпуску солнечных коллекторов на территории края.
Значительное отставание в развитии ВИЭ объясняется как сложившимся соотношением цен (заниженные на энергоносители, завышенные - на оборудование по сравнению с западноевропейскими экономически развитыми странами), так и нерешенностью ряда организационных вопросов.
Для активного развития ВИЭ, помимо ожидаемых решений на федеральном уровне, на региональном уровне необходима реализация ряда организационных и нормативно-правовых изменений.
Газовая отрасль представлена единым комплексом, в который входят: ОАО "Газпром", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", ОАО "Краснодаркрайгаз", ООО "Газпром Трансгаз-Кубань".
Транспортировка газа по магистральным газопроводам ОАО "Газпром" осуществляется подразделениями ООО "Газпром Трансгаз-Кубань". Транспортировка газа по газораспределительным сетям осуществляется через 46 газораспределительных организаций, из которых 35 объединены ОАО "Краснодаркрайгаз", среди них: ОАО "Апшеронскрайгаз", ОАО "Краснодаргоргаз", ОАО "Предприятие "Усть-Лабинскрайгаз", ОАО "Павловскаярайгаз", ОАО "Славянскгоргаз", ОАО "Юггазсервис", ООО "Строительно-монтажная фирма "Прометей", ЗАО "Тихорецкгазсервис", ООО "Кропоткинское Объединенное предприятие Стройиндустрии", ООО "БЭЛФ-ГАЗ".
Объем поставок природного газа потребителям Краснодарского края в 2011 году составил 8,8 млрд. куб. м в год, в том числе населению - 3,5 млрд. куб. м в год. Ежегодная динамика газопотребления характеризуется устойчивыми объемами. Наблюдается небольшой ежегодный рост объемов потребления природного газа населением, связанный с газификацией.
Потери газа в магистральных газопроводах составили 52 млн. куб. м.
Основными задачами при повышении энергоэффективности транспорта газа являются:
100-процентный учет потребления газа на территории Краснодарского края;
снижение затрат и потерь газа при транспортировке на 23 - 25% к 2020 году;
сокращение удельных расходов электроэнергии при транспорте газа на 5 - 1%.
Основная доля местной генерации электроэнергии приходится на Краснодарскую ТЭЦ ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго": 4,1 млрд. кВт*ч/год (63% общей выработки электроэнергии станциями края). Удельный расход топлива на производство электроэнергии составляет 382,5 кВт*ч (при удельном расходе топлива на производство тепловой энергии - 151,4 кг/Гкал), доля комбинированной выработки составляет 11%.
Удельный расход топлива на производство электрической энергии по другим источникам (промышленным блокстанциям) составляет в среднем 320 кВт*ч (от 163 кВт*ч до 385 кВт*ч). Блокстанции находятся на балансе производственных предприятий и в основном производят тепловую и электрическую энергию для собственного производства. Оборудование исчерпало производственный ресурс, морально устарело.
Передача (транспорт) электрической энергии осуществляется по электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" - Единой национальной электрической сети в составе линий электропередачи напряжением 220 - 500 кВ общей протяженностью 2588 км и суммарной трансформаторной мощностью 7642 MB А, а также ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "НЭСК-электросети" (распределительная сеть) в составе линий электропередачи (напряжением 0,4 - 110 кВ) общей протяженностью 105,8 тыс. км (101,1 тыс. км ВЛ, 5,7 тыс. км КЛ) и суммарной трансформаторной мощностью 13971,97 MB А, ПС 35 кВ и выше - 743 шт., ТП 6-10/0,4 кВ - 28 645 шт.
Производство тепловой энергии в Краснодарском крае осуществляют ТЭЦ, промышленные блок-станции, котельные, работающие в основном на газовом топливе. Удельный расход топлива на производство тепловой энергии составляет в среднем 176 кг/Гкал (от 163 кг/Гкал до 273 кг/Гкал).
Основная доля производства тепловой энергии приходится на котельные. Большая часть котельных (79%) работает на природном газе. Большая часть котельных и тепловых сетей находится на балансе муниципальных предприятий. Средний уровень износа котельных составляет 67%, в отдельных муниципальных образованиях достигает 93%.
Потери в тепловых сетях в среднем составляют 16,9% к отпуску тепловой энергии в сеть. 17% тепловых сетей требует немедленной замены.
Суммарная протяженность водопроводных сетей составляет 27,2 тыс. км, из которых 63% (17 тыс. км) являются аварийными или выработавшими свой амортизационный ресурс.
Общий объем поданной в сеть воды в 2011 году составил 591,5 млн. куб. м.
Потери воды в целом по региону составили 219,4 млн. куб. м. (37%).
Объем воды, отпущенной потребителям, составил 372,1 млн. куб. м, из них 50% потребляет население (услугами водоснабжения пользуются 76% населения), 21% - промышленность.
Суммарная протяженность сетей канализации составляет 4600 км, из которых 39% (1800 км) нуждается в замене. Общий объем пропущенной воды через очистные сооружения составляет 247,1 млн. куб. м, из них 109,8 млн. куб. м идет от населения.
В Краснодарском крае на сегодняшний день насчитывается 4571 государственное и муниципальное учреждение, из них 709 учреждений краевого подчинения.
Суммарное годовое ресурсопотребление государственными и муниципальными организациями в 2011 году составило 24,4 млн. куб. м воды; 1672 тыс. Гкал тепловой энергии; 1084 млн. кВт*ч электроэнергии, 59,8 млн. куб. метров газа, 27 тыс. т у.т. нефтепродуктов.
Расходы краевого бюджета на оплату коммунальных услуг в 2011 году составили 3,7 млрд. руб.
Жилищный фонд на территории Краснодарского края насчитывает более 115 млн. кв. м общей жилой площади. 68% населения проживает в населенных пунктах численностью менее 65 тыс. чел. Населением Краснодарского края в 2011 году потреблено 4669 млн. кВт*ч электроэнергии, 5,2 млрд. куб. м газа, 4,7 млн. Гкал тепловой энергии, 2,2 млн. т у.т. нефтепродуктов, 184,3 млн. куб. м воды.
Удельное потребление энергоресурсов составляет 0,1 - 0,11 Гкал/кв. м в год, ХВС - 122 л/чел. в сутки, 786 куб. м газа на человека в год, 830 кВт*ч/чел. электроэнергии. В настоящее время ускорился процесс установки населением приборов учета воды, частично это связано с введением увеличенных нормативов потребления воды.
Бурное развитие Краснодарского края в последние годы и намеченные стратегические планы на будущее требуют создания соответствующей инфраструктуры, в том числе энергоэффективного градостроительного комплекса.
Поскольку территория Краснодарского края очень разнообразна, климатические условия в разных точках региона существенно различаются, соответственно формируются разные наборы требований к градостроительным объектам: жилым зданиям, объектам городского хозяйства.
Совершенствование и развитие нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимым условием достижения целевых показателей подпрограммы, поскольку содержание основной части мероприятий представляет собой принципиально новые для российской правовой системы механизмы экономического и административного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стал основополагающим документом для формирования институционального фундамента системы правового регулирования отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит комплекс правовых, экономических и организационных мер, рассчитан на практическую реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также формирование правовой основы реализации комплексных механизмов обеспечения энергоэффективности на межотраслевом уровне.
Федеральная нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является основанием для формирования и совершенствования нормативно-правовой базы в области энергоэффективности на региональном и местном уровнях в целях успешной реализации мероприятий подпрограммы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Региональная нормативно-правовая база Краснодарского края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлена двумя важными документами:
Законом Краснодарского края от 3 марта 2010 года N 1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае";
Законом Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 723-КЗ "Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае".
Важным элементом системы управления является учет. Наладка системы мониторинга энергоэффективности региона необходима не только для реализации требований федерального законодательства, но и для формирования целостной картины в части эффективности производства, транспорта, распределения и потребления ТЭР (в том числе импорта и экспорта ТЭР) на территории края.
Положения федерального законодательства в части учета и формирования отчетности на муниципальном и региональном уровнях по энергоэффективности требуют создания единой системы отчетности и координации действий между муниципальным и региональным уровнями.
Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи подпрограммы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов социально-экономического развития Краснодарского края и государственной национальной политики в области энергосбережения;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия краевых органов власти;
не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Подпрограмма включает комплекс направлений повышения энергетической эффективности в генерации и транспорте энергоресурсов, энергосбережения в секторах потребления ТЭР, активного развития ВИЭ. Комплекс механизмов реализации подпрограммы включает тарифную политику, нормативно-правовой блок, инвестиционные механизмы, пропаганду, управление и мониторинг.
Использование программно-целевого метода для решения проблем повышения энергоэффективности позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Краснодарского края и государственной национальной политики в области энергосбережения.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Цели подпрограммы - эффективное использование энергетических ресурсов Краснодарского края и предоставление населению края высококачественных энергетических услуг по доступным ценам.
Задачи подпрограммы:
создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения на территории Краснодарского края;
снижение энергоемкости ВРП Краснодарского края за счет реализации мероприятий подпрограммы на 12,6% к 2020 году;
формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности края за счет развития современного нормативно-законодательного, ресурсного и информационного обеспечения;
запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности;
снижение доли энергетических издержек, расширение рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики края;
повышение энергетической безопасности экономики края.
Сроки реализации подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
Подпрограмма реализуется в один этап.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
В целях реализации подпрограммы финансирование предполагается за счет средств краевого бюджета, а также планируется привлечение средств из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Краснодарского края и из внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 6 789 668,0 тыс. рублей. Средства краевого бюджета составляют 346 021,9 тыс. рублей.
Планируется привлечение средств федерального бюджета в сумме 374 132,5 тыс. рублей и бюджетов муниципальных образований в сумме 66 032,0 тыс. рублей.
Планируется привлечение средств из внебюджетных источников в сумме 6 003 481,6 тыс. рублей.
Объем и динамика расходов на реализацию подпрограммы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий и представлены в таблице N 1. Оценки расходов подлежат уточнению (по годам) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и решениями нормативных документов по формированию системы бюджетных стимулов для запуска механизмов подпрограммы.
Определение потребности в финансовых ресурсах основано на данных по фактическим удельным капитальным вложениям, полученным в результате практической реализации типовых мероприятий и мероприятий-аналогов.
При определении объема финансирования мероприятий, указанных в подразделе 1 "Развитие возобновляемых источников энергии" раздела 3 "Перечень мероприятий подпрограммы", были взяты за основу проекты по возведению типовых энергоисточников, основанных на использовании ВИЭ. Их удельная стоимость представлена в таблице N 2.
Удельная стоимость мероприятий
Таблица N 2 | ||
N |
Мероприятие |
Удельная стоимость мероприятий |
1 |
Гелиоколлекторы |
10 000 руб./кВт |
2 |
Фотопреобразователи |
100 000 руб./кВт |
3 |
Ветроэнергетика |
70 000 руб./кВт |
4 |
Геотермальная энергетика |
11 000 руб./кВт |
5 |
Гидроэнергетика |
70 000 руб./кВт |
6 |
Использование биогаза в сельском хозяйстве на производство тепловой энергии |
25 000 руб./кВт |
7 |
Переработка твердых бытовых отходов (МСЗ и полигоны) на производство электроэнергии |
80 000 руб./кВт |
8 |
Тепловые насосные установки |
20 000 руб./кВт |
Объемы внедрения мероприятий подраздела 1 "Развитие возобновляемых источников энергии" раздела 3 "Перечень мероприятий подпрограммы" оценены на основе имеющихся результатов потенциала использования каждого вида ВИЭ и данных о фактически реализованных и действующих проектах на территории края.
Расчет стоимости мероприятий разделов 2 - 4 подпрограммы выполнялся для мероприятий разных секторов энергообеспечения.
За основу приняты проекты по проведению разных типов энергетического обследования, реализации различных схем регулирования и типовых мероприятий по энергосбережению, направленных на наведение порядка в энергопотреблении. Их удельная стоимость представлена в таблице N 3.
Удельная стоимость мероприятий
Таблица N 3 | ||
N |
Мероприятие |
Удельная стоимость мероприятий |
1 |
Модернизация и реконструкция ВЛ 0,4 - 10 кВ со степенью износа более 70% |
1 420 тыс. руб./км |
2 |
Модернизация и реконструкция трансформаторных подстанций со степенью износа более 70% |
1 500 тыс. руб./объект |
3 |
Установка устройств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности (около 150 кВАР) |
150 тыс. руб./шт. |
4 |
Реконструкция изношенных участков тепловых сетей с одновременной оптимизацией их структуры (замена изношенных тепловых сетей с использованием предизолированных трубопроводов с высокими теплозащитными характеристиками, а также переход на повсеместное использование там, где это возможно, трубопроводов из полимерных материалов с длительным (30 и более лет) сроком гарантированной эксплуатации) |
14 000 тыс. руб./ км |
5 |
Модернизация ЦТП (комплекс мероприятий по замене оборудования, автоматизации, реконструкции, диспетчеризации ЦТП) |
2975 тыс. руб./ объект |
6 |
Установка систем автоматического регулирования зависимых систем отопления |
527,5 тыс. руб. /объект |
7 |
Установка частотно-регулируемых приводов на насосное оборудование распределительных сетей и тепловых пунктов |
2,2 тыс. руб./ кВт |
Оценка стоимости мероприятий разделов 5 - 7 подпрограммы выполнена на основе имеющихся фактических данных по объемам финансирования реализации типовых мероприятий сферы энергосбережения, а также по данным стоимости мероприятий-аналогов (таблица N 4).
Удельная стоимость мероприятий
Таблица N 4 | ||
N |
Мероприятие |
Удельная стоимость мероприятий |
1 |
Проведение энергетических обследований и паспортизация государственных бюджетных и казенных учреждений, органов государственной власти Краснодарского края |
150 тыс. руб./за 1 здание |
2 |
Замена светильников наружного освещения на энергосберегающие (светильники ЖКУ с лампами ДНаТ с ЭПРА и светодиодные) с автоматическим управлением включения (выключения) |
10 тыс. руб. за 1 осветительный прибор |
Расчет объема внедрения по каждому мероприятию разделов 5 - 7 подпрограммы произведен по результатам оценки энергоэффективности объектами секторов энергопотребления, их техническими характеристиками на основе имеющихся баз данных.
Стоимость мероприятий по пропаганде энергосбережения рассчитывалась по стоимости мероприятий-аналогов с учетом объемов работ, временных и трудовых затрат, специфики анализируемых мероприятий.
Вся полученная оценка стоимости выполняемых работ подлежит уточнению в процессе разработки проектно-сметной документации на каждое мероприятие.
5. Перечень целевых показателей подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации
В таблице N 5 показаны результаты прогноза изменения энергоемкости ВРП, построенного на основании прогнозного ВРП региона, динамики изменения потребления ТЭР регионом и ожидаемой экономии энергоресурсов при реализации подпрограммы.
Оценка энергоемкости ВРП Краснодарского края
Таблица N 5
Наименование показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Энергоемкость ВРП |
кг.у.т. / тыс. рублей |
23,9 |
23,479 |
23,004 |
22,638 |
22,218 |
21,88 |
21,439 |
20,884 |
ВРП (в ценах 2012 года) |
млрд. руб. |
1453,0 |
1580,0 |
1678,0 |
1789,0 |
1895,0 |
2043,0 |
2169,0 |
2308,0 |
Конечное потребление ТЭР в том числе: |
млн. т.у.т. |
34,7 |
37,097 |
38,6 |
40,5 |
42,102751 |
44,700245 |
46,500245 |
48,200245 |
природный газ |
млн. т.у.т. |
15,2 |
15,6 |
16,1 |
16,6 |
17 |
17,6 |
18,1 |
18,6 |
% |
43,8 |
42,1 |
41,7 |
41,0 |
40,4 |
39,4 |
38,9 |
38,6 |
|
электроэнергия |
млн. т.у.т. |
7,4 |
7,7 |
7,9 |
8,1 |
8,402786 |
8,60028 |
8,90028 |
9,10028 |
% |
21,3 |
20,8 |
20,5 |
20,0 |
20,0 |
19,2 |
19,1 |
18,9 |
|
тепловая энергия |
млн. т.у.т. |
2,4 |
2,4996 |
2,5 |
2,6 |
2,699965 |
2,799965 |
2,899965 |
2,999965 |
% |
6,9 |
6,7 |
6,5 |
6,4 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
|
нефтепродукты |
млн. т.у.т. |
9,7 |
11,297 |
12,1 |
13,2 |
14 |
15,7 |
16,6 |
17,5 |
% |
28,0 |
30,5 |
31,3 |
32,6 |
33,3 |
35,1 |
35,7 |
36,3 |
За счет реализации мероприятий подпрограммы в 2020 году планируется снижение энергоемкости ВРП на 12,6% (за счет энергосбережения - 9,4%, за счет развития ВИЭ - 3,2%) по сравнению с 2013 годом.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году:
оптимизация систем теплоснабжения населенных пунктов посредством ввода новых мощностей, модернизации энергоисточников и тепловых сетей, оптимизации схем тепло- и энергоснабжения;
активное развитие ВИЭ и сопутствующее сокращение потребления традиционного углеводородного топлива;
сокращение дефицита потребления электроэнергии и мощности, который на текущий момент приводит к повышенному потреблению газа;
создание эффективной энергетической инфраструктуры для развития базовых отраслей экономики: туризма, строительства и транспорта (опережающий рост ВРП за счет этих трех отраслей позволит добиться снижения энергоемкости ВРП);
сокращение зависимости экономики края от импортируемых ТЭР (газ, нефть, электроэнергия);
создание новых рабочих мест за счет строительства новых энергетических и производственных мощностей;
увеличение общего потребления ТЭР в крае до среднероссийских величин с учетом климатических особенностей Краснодарского края.
Поскольку целью подпрограммы является снижение энергоемкости ВРП, который формируется всеми отраслями экономики края, в рамках подпрограммы представлен комплекс мероприятий, наиболее актуальных на сегодняшний день для базовых сфер деятельности в крае. Данные мероприятия при сложившихся институциональных и экономических условиях имеют различный срок окупаемости: от года до нескольких десятков лет.
Наиболее важным является комплексное воздействие реализации всех мероприятий. Поскольку экономические показатели эффективности применяемых мероприятий определяются конкретными условиями поставки, монтажа оборудования и могут меняться в зависимости от условий проводимых процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также условиями механизмов финансирования, используемых при реализации мероприятий, и тарифного регулирования, то можно определить лишь ориентировочные сроки окупаемости подпрограммы.
Система критериев реализации подпрограммы формируется в виде целевых показателей в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Перечень целевых показателей (критериев) энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлен в таблице N 6. Представленный перечень показателей демонстрирует последовательное повышение эффективности экономики региона на основе осуществления мероприятий подпрограммы, роста выработки энергоресурсов за счет ВИЭ, активного перехода к оплате потребленных ТЭР по приборам учета. При этом прогнозируемое сокращение энергоемкости ВРП Краснодарского края обеспечивается за счет совместной реализации мероприятий по энергосбережению на источниках, в распределительных сетях и конечном потреблении, увеличении доли ВИЭ, вторичных энергоресурсов, роста ВРП за счет роста малоэнергоемких производств, курортно-рекреационного бизнеса и другого.
Перечень целевых показателей подпрограммы
Нумерация пунктов приводится в соответствии с внесенными изменениями
6. Механизм реализации подпрограммы, включающий, в том числе, методику оценки эффективности подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, а также на принципах четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей мероприятий подпрограммы.
Реализация мероприятий, по которым предусмотрено финансирование, осуществляется:
путем предоставления субсидий местным бюджетам из краевого бюджета в целях оказания софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в Краснодарском крае по вопросам местного значения, а также путем предоставления субсидий юридическим лицам Краснодарского края;
в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядки и условия предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления указанных субсидий и порядок предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам Краснодарского края утверждаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Текущее управление подпрограммой осуществляет ее координатор - министерство промышленности и энергетики Краснодарского края, которое:
организует реализацию подпрограммы, координацию исполнителей мероприятий подпрограммы;
принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в подпрограмму и несет ответственность за достижение целевых показателей подпрограммы;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов реализации подпрограммы;
представляет в министерство экономики Краснодарского края сведения, необходимые для мониторинга реализации подпрограммы;
проводит оценку эффективности подпрограммы;
готовит годовой отчет о ходе реализации подпрограммы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач подпрограммы;
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах подпрограммы на официальном сайте в сети "Интернет";
формирует и утверждает сводный сетевой план-график реализации мероприятий подпрограммы;
осуществляет мониторинг хода выполнения мероприятий;
организует нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации подпрограммы, информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач подпрограммы;
осуществляет оценку социально-экономической эффективности, а также оценку целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы в целом;
осуществляет мониторинг энергоэффективности края в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Контроль за ходом реализации и своевременным выполнением мероприятий, финансируемых за счет субсидий, возлагается на главного распорядителя средств краевого бюджета.
Координатор в своей деятельности взаимодействует в установленном порядке:
с государственными заказчиками;
с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
с территориальными федеральными и региональными контрольно-надзорными органами, органами статистической отчетности и иными органами государственной власти Краснодарского края, наделенными соответствующими полномочиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
с саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования;
с организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, научно-исследовательскими институтами и другими.
Ответственный за выполнение мероприятий подпрограммы:
осуществляет согласование с исполнителями отдельных мероприятий подпрограммы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
формирует бюджетные заявки на финансирование мероприятий подпрограммы;
заключает соглашения с получателями субсидий в установленном законодательством порядке;
перечисляет средства органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения при реализации мероприятий подпрограммы, при условии соблюдения требований статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
несет ответственность в пределах своей компетенции за реализацию мероприятий подпрограммы и использование выделяемых бюджетных средств, в том числе нецелевое, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении бюджетных средств;
формирует сетевые планы-графики реализации мероприятий подпрограммы;
обеспечивает достижение значений показателей результативности предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края;
осуществляет оценку эффективности использования субсидий в соответствии с утвержденным порядком предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края;
готовит информацию координатору государственной программы для ежегодного доклада о ходе реализации государственной программы;
ежемесячно представляет отчетность координатору государственной программы о результатах выполнения мероприятий подпрограммы.
Контроль за ходом реализации и своевременным выполнением мероприятий подпрограммы возлагается на главных распорядителей средств краевого бюджета.
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае осуществляют: представление муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также сетевых планов-графиков выполнения программных мероприятий ответственному за выполнение мероприятий подпрограммы;
представление информации о выполнении мероприятий подпрограммы, в том числе о сроках, исполнителях, механизмах и результатах выполнения мероприятий подпрограммы, ответственному за выполнение мероприятий подпрограммы;
согласование с ответственными за выполнение мероприятий подпрограммы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
утверждение разработанного сетевого плана-графика и его выполнение;
представление отчета о выполнении сетевого плана-графика ответственному за выполнение мероприятий подпрограммы;
представление отчетности ответственному за выполнение мероприятия о результатах выполнения мероприятия подпрограммы ежемесячно:
до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, об использовании средств краевого бюджета по объектам, финансируемым за счет субсидий;
до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, о выполнении сетевых планов-графиков реализации мероприятия подпрограммы.
Главные распорядители средств краевого бюджета ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют координатору государственной программы сводный отчет о ходе выполнения работ по объектам, финансируемых за счет субсидий.
Координатор рассматривает предложения по корректировке подпрограммы в целом или отдельных ее разделов, принимает решения о целесообразности внесения изменений в подпрограмму.
Координатор осуществляет систематический контроль выполнения подпрограммы на основании анализа ежеквартальных отчетов ответственными за выполнение мероприятий подпрограммы. По итогам представленной информации подготавливаются ежеквартальные отчеты с указанием результатов выполненных работ.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств краевого и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий подпрограммы, относятся:
собственные средства юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;
инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций;
средства частных инвесторов, в том числе средства собственников помещений в многоквартирном доме;
средства фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации подпрограммы или отдельных мероприятий.
Для устойчивого финансирования мероприятий подпрограммы за счет внебюджетных средств исполнители мероприятий подписывают с соответствующими организациями:
долгосрочные целевые соглашения о разработке и реализации программ энергосбережения.
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой.
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы основывается на принципе сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей с их плановыми значениями по результатам отчетного года.
Оценка степени достижения непосредственных результатов реализации мероприятий осуществляется на основе формулы:
, где:
- показатель степени достижения непосредственных результатов реализации мероприятия подпрограммы;
- фактически достигнутые непосредственные результаты;
- запланированные непосредственные результаты.
Министр промышленности и энергетики |
В.В. Брижань |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.