Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 декабря 2014 г. N 1538 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления
Приложение
Государственная программа Краснодарского края
"Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 г. N 1170)
29 мая, 15 июля, 24 сентября, 27 октября, 22, 24 декабря 2014 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 декабря 2014 г. N 1540 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления и вступления в силу Закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края от 12 декабря 2014 г. N 3068-КЗ "О краевом бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. N 1195 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Обеспечение участия города Сочи в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.", предусматривающего приведение объемов финансирования данной государственной программы в соответствии с Законом Краснодарского края от 18 декабря 2013 г. N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг."
Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства"
Наименование государственной программы |
государственная программа Краснодарского края "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства, архитектуры и дорожного хозяйства" (далее - государственная программа) |
Координатор государственной программы |
министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края |
Координаторы подпрограмм государственной программы |
министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края |
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма "Жилище" подпрограмма "Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края на 2014 год" подпрограмма "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края" подпрограмма "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края" |
Иные исполнители отдельных мероприятий государственной программы |
министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края министерство здравоохранения Краснодарского края министерство образования и науки Краснодарского края министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края департамент труда и занятости населения Краснодарского края департамент информатизации и связи Краснодарского края управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубанский центр поддержки населения и развития финансового рынка" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - по согласованию |
Цели государственной программы |
обеспечение достижения установленных для Краснодарского края контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья, направленных на повышение доступности жилья для населения, путем массового строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности обеспечение устойчивого территориального развития Краснодарского края посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды развитие сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог местного значения Краснодарского края и создание условий для комфортного проживания граждан |
Задачи государственной программы |
разработка на краевом и местных уровнях нормативной правовой базы, направленной на реализацию мероприятий государственной программы реализация мероприятий, направленных на снижение уровня монополизации предприятий строительного комплекса реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе во взаимодействии с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий по обеспечению земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья экономкласса и застройки территорий обеспечение условий для развития механизмов, способствующих расширению и стимулированию спроса населения на жилье, в том числе на строящееся (построенное) жилье экономкласса стимулирование органов местного самоуправления к созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования обеспечение условий для развития инфраструктуры ипотечного рынка и деятельности всех его участников обеспечение повышения уровня доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, в том числе посредством оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан, а также использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий повышение финансовой грамотности населения в сфере ипотечного жилищного кредитования, в том числе проведение информационно-разъяснительной работы среди населения по применению финансовых механизмов, позволяющих использовать накопления денежных средств, формируемые гражданами, открывающими вклады (счета) в кредитных организациях с целью улучшения жилищных условий обеспечение функционирования механизмов поддержки ипотечных заемщиков, получивших ипотечные жилищные кредиты и оказавшихся в трудной финансовой ситуации обеспечение поддержки молодых и многодетных семей, а также других категорий граждан при решении их жилищной проблемы реализация мероприятий, направленных на обеспечение жильем граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края организация разработки документов территориального планирования Краснодарского края во взаимосвязи с документацией федерального и муниципального уровней, содействие муниципальным образованиям Краснодарского края в подготовке градостроительной и землеустроительной документации муниципального уровня строительство, реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края, включая проектно-изыскательские работы выполнение мероприятий по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края выполнение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Краснодарского края выполнение мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов выполнение мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов |
Перечень целевых показателей государственной программы |
Строительство: ввод жилья на территории Краснодарского края объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" объем производства основных строительных материалов Архитектура: доля поселений, в которых внесены, изменения в генеральные планы доля городских округов, в которых разработаны правила землепользования и застройки доля поселений, в которых разработаны правила землепользования и застройки сельских и городских поселений Дорожное хозяйство: доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения доля протяженности автомобильных дорог местного значения Краснодарского края, не отвечающих нормативным требованиям по состоянию покрытия доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий на автомобильных дорогах местного значения Краснодарского края |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2014 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет 82 481 824,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 21 613 208,0 тыс. рублей 2015 год - 19 093 208,0 тыс. рублей 2016 год - 20 917 473,9 тыс. рублей 2017 год - 20 857 935,0 тыс. рублей
объем финансирования государственной программы за счет федерального бюджета в 2014 году (по согласованию) составляет 60 192,8 тыс. рублей,
объем финансирования государственной программы за счет краевого бюджета составляет 73 066 175,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 18 770 034,6 тыс. рублей 2015 год - 16 890 750,0 тыс. рублей 2016 год - 18 749 043,3 тыс. рублей 2017 год - 18 656 347,1 тыс. рублей
объем финансирования государственной программы за счет местных бюджетов (по согласованию) составляет 1 853 272,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 629 480,6 тыс. рублей 2015 год - 409 993,0 тыс. рублей 2016 год - 390 320,6 тыс. рублей 2017 год - 423 477,9 тыс. рублей
объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных источников (по согласованию) составляет 7 502 185,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 2 153 500,0 тыс. рублей 2015 год - 1 792 465,0 тыс. рублей 2016 год - 1 778 110,0 тыс. рублей 2017 год - 1 778 110,0 тыс. рублей
объемы финансирования государственной программы по направлениям расходования средств распределяются следующим образом: строительство - 11 131 836,6 тыс. рублей архитектура - 118 174,0 тыс. рублей дорожное хозяйство - 67 736 465,3 тыс. рублей руководство и управление в сфере установленных функций - 1 766 054,7 тыс. рублей финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) - 1 484 244,6 тыс. рублей мероприятия по содержанию имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края - 245 049,7 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации: строительство: 2014 год - 3 312 006,5 тыс. рублей 2015 год - 2 618 955,0 тыс. рублей 2016 год - 2 583 858,9 тыс. рублей 2017 год - 2 617 016,2 тыс. рублей
архитектура: 2014 год - 118 174,0 тыс. рублей
дорожное хозяйство: 2014 год - 17 227 793,4 тыс. рублей 2015 год - 15 550 376,1 тыс. рублей 2016 год - 17 527 649,6 тыс. рублей 2017 год - 17 430 646,2 тыс. рублей
руководство и управление в сфере установленных функций (краевой бюджет): 2014 год - 448 737,7 тыс. рублей 2015 год - 430 837,0 тыс. рублей 2016 год - 443 240,0 тыс. рублей 2017 год - 443 240,0 тыс. рублей
финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (краевой бюджет): 2014 год - 405 646,7 тыс. рублей 2015 год - 348 839,9 тыс. рублей 2016 год - 362 725,4 тыс. рублей 2017 год - 367 032,6 тыс. рублей
мероприятия по содержанию имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края: 2014 год - 100 849,7 тыс. рублей 2015 год - 144 200,0 тыс. рублей
планируемый объем финансирования подпрограмм государственной программы составляет: подпрограмма "Жилище": общий планируемый объем финансирования составляет 11 131 836,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 3 312 006,5 тыс. рублей 2015 год - 2 618 955,0 тыс. рублей 2016 год - 2 583 858,9 тыс. рублей 2017 год - 2 617 016,2 тыс. рублей
за счет средств федерального бюджета в 2014 году (по согласованию) - 60 192,8 тыс. рубле
за счет средств краевого бюджета: всего - 3 089 348,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 941 995,1 тыс. рублей 2015 год - 716 497,0 тыс. рублей 2016 год -715 428,3 тыс. рублей 2017 год - 715 428,3 тыс. рублей
за счет средств местных бюджетов (по согласованию): всего - 480 110,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 156 318,6 тыс. рублей 2015 год - 109 993,0 тыс. рублей 2016 год - 90 320,6 тыс. рублей 2016 год - 123 477,9 тыс. рублей
за счет внебюджетных источников (по согласованию): всего - 7 502 185,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год-2 153 500,0 тыс. рублей 2015 год -1 792 465,0 тыс. рублей 2016 год - 1 778 110,0 тыс. рублей 2017 год- 1 778 110,0 тыс. рублей
подпрограмма "Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края на 2014 год": общий планируемый объем финансирования в 2014 году составляет 118 174,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета в 2014 году - 100 653,0 тыс. рублей. за счет средств местных бюджетов в 2014 году (по согласованию) - 17 521,0 тыс. рублей
подпрограмма "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края": объем финансирования из краевого бюджета - 58 908 471,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 14 399 799,1 тыс. рублей 2015 год - 13 550 376,1 тыс. рублей 2016 год - 15 527 649,6 тыс. рублей 2017 год - 15 430 646,2 тыс. рублей
подпрограмма "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края": общий планируемый объем финансирования составляет 8 827 994,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 2 827 994,3 тыс. рублей 2015 год - 2 000 000,0 тыс. рублей 2016 год - 2 000 000,0 тыс. рублей 2017 год - 2 000 000,0 тыс. рублей
за счет средств краевого бюджета: всего - 7 472 353,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 2 372 353,3 тыс. рублей 2015 год - 1 700 000,0 тыс. рублей 2016 год - 1 700 000,0 тыс. рублей 2017 год - 1 700 000,0 тыс. рублей
за счет средств местных бюджетов (по согласованию): всего - 1 355 641,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 455 641,0 тыс. рублей 2015 год - 300 000,0 тыс. рублей 2016 год - 300 000,0 тыс. рублей 2017 год - 300 000,0 тыс. рублей. |
Контроль за выполнением государственной программы |
осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края
Комплексность и взаимосвязанность задач, подлежащих решению в процессе развития объектов жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера, что обуславливает их решение в рамках государственной программы.
Строительство
В развитии строительной отрасли на территории Краснодарского края существует ряд проблем, которые требуют решения в рамках реализации государственной программы.
В производстве строительных материалов в некоторых подотраслях строительной индустрии наблюдается высокий уровень монополизации производств, что влияет на цену продукции и, как следствие, завышение цены на построенное жилье.
В муниципальных образованиях края отсутствуют государственные программы, в которых планы по развитию жилищного строительства взаимоувязаны с планами развития сетей водо-, тепло- и электроснабжения.
Выделяемых бюджетных средств недостаточно для оказания помощи муниципальным образованиям края в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
Сохраняется напряженность в обеспечении жильем малоимущих граждан и граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, в пределах установленных норм.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями, их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе они имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
Несмотря на создание основ функционирования ипотечного жилищного рынка в Краснодарском крае, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей. Ипотечное кредитование для отдельных категорий граждан остается недоступным.
Основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются:
ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель;
отсутствие проектов планировок на застраиваемые территории;
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства;
недостаток площадок под комплексное жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями;
нестабильная кредитная политика, при которой платежеспособный спрос населения не позволяет большинству граждан воспользоваться ипотечными кредитами;
сравнительно высокие в отношении к мировой практике процентные ставки по предлагаемым кредитными организациями ипотечным кредитам.
Для решения вышеперечисленных проблем в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Краснодарского края реализуется ряд мер, предусмотренных подпрограммой "Жилище", целью которой является решение жилищной проблемы.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных данным направлением, решение жилищной проблемы:
направлено на улучшение условий и качества жизни населения, эффективное функционирование рынка жилья;
носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
носит комплексный характер, дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.
Архитектура
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации документы территориального планирования являются основой для сбалансированного развития территорий и застройки муниципальных образований Краснодарского края, а также для осуществления рационального землепользования, создания благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Однако процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования, проектов планировки, разработки проектной документации, получение результатов государственной экспертизы, выдача разрешений на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуют существенных временных ресурсов.
Жилищное строительство на территории муниципальных образований края ведется разрозненно, застройка территорий носит порой точечный характер, отсутствуют долгосрочные планы муниципальных образований края по выделению земельных участков для комплексного освоения.
В настоящее время завершается разработка генеральных планов поселений, городских округов Краснодарского края. К началу 2012 года планировалось обеспечить все муниципальные образования Краснодарского края документами территориального планирования. Однако из-за невысокой доходности бюджетов поселений часть муниципальных образований не разработала генеральные планы поселений.
В ходе реализации мероприятий в рамках указанного направления муниципальные образования Краснодарского края будут обеспечены документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории, отвечающими требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Дорожное хозяйство
Ни один из существующих видов транспорта, не заменит самый массовый и доступный - автомобильный транспорт. Сегодня в Российской Федерации на автомобильный транспорт приходится 56 процентов общего объема перевозок грузов, причем удельный вес перевозок автомобильным транспортом в последние годы неизменно растет. В то же время расходы на транспорт являются для многих отраслей экономики довольно тяжким бременем, удельный вес транспортных расходов в стоимости продукции производственного назначения колеблется от 5% до 35%. При этом одним из основных факторов, определяющих рост издержек транспорта, является состояние автомобильных дорог.
Несмотря на высокое качество автомобильных дорог регионального значения Краснодарского края по сравнению с общероссийским, имеется немало острых проблем: недостаточная пропускная способность, особенно в крупных транспортных узлах, наличие оползневых участков и размывов в горной части края и характерная общероссийская проблема - низкие прочностные характеристики автомобильных дорог. Дорожные конструкции не рассчитывались на обслуживание потоков тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Конструкции проезжей части дорог, мосты были рассчитаны на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6 тонн на ось и не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств, снижению сроков службы между ремонтами.
Ускорение автомобилизации страны и увеличение в составе транспортного потока доли тяжелых грузовых автомобилей пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта автодорожной сети.
Из-за хронического недофинансирования автомобильные дороги сегодня не обладают резервами "долговременной устойчивости", имеется существенное отставание объемов выполнения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог от объемов, вытекающих из межремонтных сроков, не могут быть выполнены в полной мере требования в части периодичности проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
В связи с этим важнейшим событием для дорожной отрасли стало воссоздание с 2012 года дорожных фондов субъектов Российской Федерации, которые аккумулируя целевые средства, направляемые на содержание и развитие дорог, позволяют обеспечить дорожное хозяйство надежным источником финансирования. С 2014 года в Краснодарском крае будут созданы еще и муниципальные дорожные фонды.
Кроме региональных автомобильных дорог, важнейшей частью транспортной инфраструктуры края являются автомобильные дороги местного значения, которые обеспечивают движение грузо-, пассажирских потоков как внутри населенных пунктов, так и в границах муниципальных районов. Неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети муниципальных образований Краснодарского края и отсутствие возможности у органов местного самоуправления финансировать даже в минимально допустимом объеме дорожные работы на автомобильных дорогах местного значения является сдерживающим фактором развития муниципалитетов и требует оказания финансовой помощи из средств краевого бюджета.
Мероприятия, предусмотренные направлением по дорожному хозяйству, способствуют достижению надлежащего транспортно-эксплуатационное состояния и устойчивого функционирования автомобильных дорог регионального и местного значения, что является гарантией социально-экономического развития, улучшает доступ населения к объектам социальной инфраструктуры, позволяет добиться конечной цели - повышения стандартов качества жизни.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
Цели государственной программы:
обеспечение достижения установленных для Краснодарского края контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья, направленных на повышение доступности жилья для населения, путем массового строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;
обеспечение устойчивого территориального развития Краснодарского края посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды;
развитие сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края;
повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог местного значения в Краснодарском крае и создание условий для комфортного проживания граждан.
Задачи государственной программы:
разработка на краевом и местных уровнях нормативной правовой базы, направленной на реализацию мероприятий государственной программы;
реализация мероприятий, направленных на снижение уровня монополизации предприятий строительного комплекса;
реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе во взаимодействии с Фондом "РЖС";
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий по обеспечению земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами при строительстве жилья экономкласса и застройки территорий;
обеспечение условий для развития механизмов, способствующих расширению и стимулированию спроса населения на жилье, в том числе на строящееся (построенное) жилье экономкласса;
стимулирование органов местного самоуправления к созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования;
обеспечение условий для развития инфраструктуры ипотечного рынка и деятельности всех его участников;
обеспечение повышения уровня доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, в том числе посредством оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан, а также использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий;
повышение финансовой грамотности населения в сфере ипотечного жилищного кредитования, в том числе проведение информационно-разъяснительной работы среди населения по применению финансовых механизмов, позволяющих использовать накопления денежных средств, формируемые гражданами, открывающими вклады (счета) в кредитных организациях с целью улучшения жилищных условий;
обеспечение функционирования механизмов поддержки ипотечных заемщиков, получивших ипотечные жилищные кредиты и оказавшихся в трудной финансовой ситуации;
обеспечение поддержки молодых и многодетных семей, а также других категорий граждан при решении их жилищной проблемы;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение жильем граждан отдельных категорий, определенных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
организация разработки документов территориального планирования Краснодарского края во взаимосвязи с документацией федерального и муниципального уровней, содействие муниципальным образованиям Краснодарского края в подготовке градостроительной и землеустроительной документации муниципального уровня;
строительство, реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края;
выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края;
выполнение мероприятий по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края;
выполнение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Краснодарского края;
выполнение мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов;
выполнение мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования, проходящих вне границ населенных пунктов.
Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой, будет осуществляться с 2014 по 2017 годы.
3. Перечень мероприятий государственной программы
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы в целом изложено в приложении N 1 к государственной программе.
4. Перечень и краткое описание подпрограмм
Государственная программа состоит из следующих подпрограмм:
1. Подпрограмма "Жилище" (приложение N 2). Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, реализовывались на территории Краснодарского края с 2005 года в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Реализация подпрограммы направлена на решение жилищной проблемы.
Одним из основных принципов подпрограммы является доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих граждан и отдельных категорий граждан, определенных законодательством.
Достигнутые результаты в предшествующие годы дают основание утверждать, что реализация мероприятий подпрограммы и продуктивное использование бюджетных средств невозможны без использования программно-целевого метода.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
Цели, задачи и основные направления реализации подпрограммы позволяют учесть основные проблемы в строительстве и приобретении жилья на территории Краснодарского края и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий подпрограммы.
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям подпрограммы и сократить временные и материальные затраты.
2. Подпрограмма "Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края на 2014 год" (приложение N 3).
Реализация мероприятий подпрограммы позволит осуществить подготовку документов территориального планирования поселений и городских округов Краснодарского края, тем самым содействуя развитию инвестиционных процессов, сохранению экологического благополучия населения и защите окружающей природной среды, историко-культурного наследия, определению основных направлений социально-экономического развития территорий муниципальных образований Краснодарского края и Краснодарского края в целом.
3. Подпрограмма "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края" (приложение N 4).
Экономика Краснодарского края напрямую зависит от эффективности работы транспортной инфраструктуры. Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (далее - автомобильные дороги регионального значения) составляют важнейшую часть транспортной инфраструктуры края. Сеть автомобильных дорог регионального значения обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, работу морских портов, связь муниципальных районов между собой и с краевым центром. Поэтому без надлежащего уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального значения невозможно повышение инвестиционной привлекательности края и достижение устойчивого экономического роста.
4. Подпрограмма "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края" (приложение N 5).
Реализация мероприятий, выполняемых в рамках подпрограммы, направлена на планомерное сокращение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям и работающих в режиме перегрузки, снижению количества дорожно-транспортных происшествий.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 декабря 2014 г. N 1540 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г., но не ранее дня официального опубликования названного постановления и вступления в силу Закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края от 12 декабря 2014 г. N 3068-КЗ "О краевом бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. N 1195 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Обеспечение участия города Сочи в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г.", предусматривающего приведение объемов финансирования данной государственной программы в соответствии с Законом Краснодарского края от 18 декабря 2013 г. N 2850-КЗ "О краевом бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг."
5. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
Общая потребность в финансировании государственной программы на 2014 - 2017 годы составляет 82 481 824,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 21 613 208,0 тыс. рублей;
2015 год - 19 093 208,0 тыс. рублей;
2016 год - 20 917 473,9 тыс. рублей;
2017 год - 20 857 935,0 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет в 2014 году 60 192,8 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы за счет средств краевого бюджета составляет 73 066 175,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 18 770 034,6 тыс, рублей;
2015 год - 16 890 750,0 тыс. рублей;
2016 год - 18 749 043,3 тыс. рублей;
2017 год- 18 656 347,1 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы за счет средств местных бюджетов (по согласованию) составляет 1 853 272,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 629 480,6 тыс. рублей;
2015 год - 409 993,0 тыс. рублей;
2016 год - 390 320,6 тыс. рублей;
2017 год - 423 477,9 тыс. рублей.
Объем финансирования государственной программы за счет внебюджетных источников (по согласованию) составляет 7 502 185,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 2 153 500,0 тыс. рублей;
2015 год - 1 792 465,0 тыс. рублей;
2016 год - 1 778 110,0 тыс. рублей;
2017 год - 1 778 110,0 тыс. рублей.
Из общих расходов на реализацию государственной программы:
11 131 836,6 тыс. рублей составляют расходы в сфере строительства;
118 174,0 тыс. рублей - расходы в сфере архитектуры;
67 736 465,3 тыс. рублей - расходы в сфере дорожного хозяйства;
1 766 054,7 тыс. рублей - руководство и управление в сфере установленных функций;
1 484 244,6 тыс. рублей - финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям Краснодарского края на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
245 049,7 тыс. рублей - мероприятия по содержанию имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края.
6. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации
Комплексным показателем выполнения государственной программы является доля достижения всех критериев выполнения подпрограмм, входящих в ее состав.
Показателем выполнения подпрограмм является достижение целевых показателей подпрограмм.
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение 2012 года |
Значение в плановом периоде по годам: |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Критерии выполнения подпрограммы "Жилище" | |||||||
1.1 |
Предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов по проектированию и строительству жилья эконом-класса с последующим предоставлением построенного жилья по договорам социального найма |
тыс. кв. м общей площади |
0,97 |
0,231 |
0,514 |
0,542 |
0,542 |
1.1.1 |
Строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья эконом-класса |
количество строящихся объектов социальной инфраструктуры |
|
|
1 |
1 |
1 |
1.1.2 |
Количество земельных участков, предоставляемых (предоставленных) семьям, имеющим трех и более детей; находящихся в муниципальной собственности обеспечиваемых инженерной инфраструктурой за счет средств краевого и местных бюджетов |
штук |
|
900 |
540 |
610 |
1 780 |
1.1.3 |
Объем дополнительного ввода жилья экономического класса, полученный в рамках реализации инвестиционных проектов по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, с использованием заемных средств |
тыс. кв. м |
20,8 |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1.1.4 |
Общая площадь многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками, подключаемая к сетям инженерно-технологического обеспечения |
тыс. кв. м общей площади |
|
|
65,27 |
|
|
1.2 |
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края, расположенных на территориях сельских населенных пунктов и поселков городского типа Краснодарского края, имеющим непрерывный стаж работы в соответствующих государственных учреждениях не менее пяти календарных лет, и членам их семей |
тыс. кв. м общей площади |
|
|
0,273 |
|
|
количество квартир |
|
|
5 |
|
|
||
1.3 |
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Краснодарского края и проживающих совместно с ними членов семей и семей погибших спасателей |
тыс, кв. м общей площади |
0,608 |
0,159 |
0,162 |
|
|
количество квартир |
9 |
3 |
2 |
|
|
||
1.3.1 |
Общий объем жилой площади и количество жилых помещений, приобретенных гражданами, уволенными со службы из органов внутренних дел по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более, содержавшихся за счет средств краевого бюджета, и проживающих совместно с ними членов их семей, имевших право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", принятых органами местного самоуправления в Краснодарском крае на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" |
тыс. кв. м общей площади |
|
0,054 |
|
|
|
количество квартир |
|
1 |
|
|
|
||
1.3.2 |
Количество обеспечиваемых инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы Краснодарскому краю, в целях бесплатного предоставления для строительства жилья эконом-класса гражданам, имеющим грех и более детей |
штук |
|
1 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей ("дорожная карта") |
общая численность семей, имеющих трех и более детей (нарастающим итогом) |
|
+300 (40 874) |
+300 (41 174) |
+300 (41 474) |
+300 (41 774) |
численность семей, имеющих грех и более детей, которые имеют право на получение бесплатных земельных участков |
|
25 155 |
20 324 |
12 394 |
5 157 |
||
количество земельных участков предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим грех и более детей |
|
5 031 |
8 130 |
7 437 |
4 126 |
||
доля земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей |
|
20 |
40 |
60 |
80 |
||
1.4.1 |
Общий объем жилой площади и количество жилых помещений, приобретенных лицами, указанными в пункте 3 части 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" |
тыс. кв. м общей площади |
0,04 |
0,09 |
|
|
|
количество жилых помещений |
1 |
3 |
|
|
|
||
Показатели оценки социально-экономической эффективности подпрограммы "Жилище" | |||||||
1.5 |
Ввод жилья на территории Краснодарского края, в том числе: |
тыс. кв. м общей площади |
4 311,95 |
3 650 |
3 950 |
4 150 |
4 400 |
количество жилых единиц |
47 873 |
30 416 |
32 916 |
34 583 |
36 666 |
||
малоэтажного жилья (не более грех этажей) |
тыс. кв. м общей площади |
1 903,56 |
1 825 |
1 975 |
2 075 |
2 200 |
|
многоэтажного жилья (более грех этажей) |
тыс. кв. м общей площади |
2 408,35 |
1 825 |
1 975 |
2 075 |
2 200 |
|
из них жилья эконом-класса |
процентов |
15,9 |
55 |
60 |
60 |
60 |
|
ввод жилья на душу населения |
кв. м |
0,82 |
0,70 |
0,75 |
0,79 |
0,84 |
|
обеспеченность населения жильем |
кв. м. общей площади жилья на 1 человека |
23,50 |
24,70 |
25,37 |
25,60 |
25,90 |
|
количество жилых единиц на 1000 человек населения* |
440 |
457 |
470 |
493 |
498 |
||
обеспеченность населения жильем |
кв. м. общей площади жилья на 1 человека |
23,50 |
24,70 |
25,37 |
25,60 |
25,90 |
|
коэффициент доступности жилья для населения |
лет |
4 |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
2,1 |
|
количество предоставленных населению ипотечных жилищных кредитов |
количество семей |
16 962 |
24 500 |
26 000 |
28 000 |
30 000 |
|
объем предоставленных ипотечных жилищных кредитов населению |
млрд рублей |
25,12 |
36,5 |
37,4 |
38,5 |
40,6 |
|
решение жилищной проблемы населения при. оказании содействия за счет бюджетных средств, в том числе: |
количество семей |
971 |
719 |
490 |
545 |
545 |
|
молодых семей, из них: |
количество семей |
489 |
400 |
337 |
367 |
367 |
|
молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, за счет средств местных бюджетов |
количество семей |
140 |
220 |
231 |
247 |
247 |
|
молодых учителей |
количество семей |
8 |
54 |
|
|
|
|
число участников жилищно-накопительной системы, получивших государственную поддержку |
число граждан |
3500 |
3 750 |
4 200 |
4 500 |
4 500 |
|
1.6 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млн. рублей |
442 396,7 |
300 000 |
330 250 |
363 580 |
395 000 |
1.7 |
Объем производства основных строительных материалов: |
|
|
|
|
|
|
цемента |
тыс. тонн |
5 203,8 |
6 100 |
6 450 |
6 700 |
7 000 |
|
нерудных строительных материалов |
тыс. куб. метров |
21 045,2 |
14 300 |
16 300 |
16 600 |
17 000 |
|
кирпича керамического неогнеупорного строительного |
млн. усл. кирп. |
542,4 |
495 |
502 |
510 |
515 |
|
2. Целевые показатели подпрограммы "Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края на 2014 год" | |||||||
2.1 |
Доля поселений, в которых внесены изменения в генеральные планы |
проценты |
|
0,5 |
|
|
|
2.2 |
Доля городских округов, в которых разработаны правила землепользования и застройки |
проценты |
140 |
28,6 |
|
|
|
2.3 |
Доля поселений, в которых разработаны правила землепользования и застройки сельских и городских поселений |
проценты |
16,0 |
8,6 |
|
|
|
2.4 |
Количество городских и сельских поселений, которые внесли изменения в генеральные планы |
штук |
|
2 |
|
|
|
2.5 |
Количество подготовленных проектов планировок территории |
штук |
23 |
13 |
|
|
|
2.6 |
Количество разработанных правил землепользования и застройки |
штук |
65 |
35 |
|
|
|
2.7 |
Количество подготовленной землеустроительной документации в целях представления сведений в государственный кадастр недвижимости в связи с утверждением правил землепользования и застройки |
штук |
40 |
609 |
|
|
|
2.8 |
Количество населенных пунктов, сведения о границах которых подготовлены для внесения в государственный кадастр недвижимости по утвержденным генеральным планам |
штук |
510 |
381 |
|
|
|
3. Целевые показатели подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края" | |||||||
3.1 |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения |
проценты |
34,28 |
33,45 |
32,95 |
32,45 |
31,95 |
3.2 |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения |
проценты |
15,61 |
15,56 |
15,54 |
15,53 |
15,52 |
3.3 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая проектно-изыскательские работы |
км |
3,2 |
1,1 |
13,0 |
20,3 |
11,9 |
3.4 |
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая проектно изыскательские работы |
км |
625,4 |
470 |
330 |
470 |
130 |
3.5 |
Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая проектные работы |
км |
8 962,2 |
8 964,92 |
8 975,184 |
8 975,184 |
8 975,184 |
4. Целевые показатели подпрограммы "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края" | |||||||
4.1 |
Доля протяженности автомобильных дорог местного значения Краснодарского края, не отвечающих нормативным требованиям по состоянию покрытия |
проценты |
55,3 |
52,71 |
52,47 |
52,28 |
52,09 |
4.2 |
Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий на автомобильных дорогах местного значения Краснодарского края |
проценты |
18,78 |
18,51 |
18,37 |
18,24 |
18,14 |
4.3 |
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения в населенных пунктах |
км |
866,2 |
410 |
370 |
370 |
370 |
4.4 |
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов |
км |
|
11 |
20 |
20 |
20 |
____________________________
* Показатель принят из расчета стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра.
7. Механизм реализации государственной программы
Общее управление государственной программой осуществляет координатор государственной программы - министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Координатор государственной программы:
обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование с координаторами подпрограмм, иными исполнителями отдельных мероприятий государственной программы (государственными заказчиками, заказчиками, ответственными за выполнение мероприятий (при наличии мероприятий, предусматривающих финансирование) и исполнителями мероприятий (при наличии мероприятий, не предусматривающих финансирование)) (далее - иные исполнители отдельных мероприятий государственной программы), а также субъектами бюджетного планирования ведомственных целевых программ, включенных в государственные программы (подпрограммы);
формирует структуру государственной программы и перечень координаторов подпрограмм, иных исполнителей отдельных мероприятий государственной программы и субъектов бюджетного планирования ведомственных целевых программ, включенных в государственные программы (подпрограммы);
организует реализацию государственной программы, координацию деятельности координаторов подпрограмм, иных исполнителей отдельных мероприятий государственной программы и субъектов бюджетного планирования ведомственных целевых программ, включенных в государственные программы (подпрограммы);
принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей государственной программы;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов координаторов подпрограмм, иных исполнителей отдельных мероприятий государственной программы и субъектов бюджетного планирования ведомственных целевых программ, включенных в государственные программы (подпрограммы);
представляет в министерство экономики Краснодарского края сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
проводит оценку эффективности государственных программ;
готовит годовой отчет о ходе реализации государственной программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы;
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах государственной программы на официальном сайте в сети "Интернет";
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой.
Текущее управление подпрограммами осуществляют соответствующие координаторы подпрограмм.
Координатор подпрограммы государственной программы:
обеспечивает разработку и реализацию подпрограммы;
организует работу по достижению целевых показателей подпрограммы;
представляет координатору государственной программы отчеты о реализации подпрограммы, а также информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы, мониторинга ее реализации и подготовки годового отчета об итогах реализации государственной программы;
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой (подпрограммой).
Методика оценки эффективности реализации государственной программы основывается на принципе сопоставления фактически достигнутых значении целевых показателей с их плановыми значениями по результатам отчетного года.
Оценка эффективности программы осуществляется в целях определения фактического вклада результатов программы в социально-экономическое развитие и основана на оценке ее результативности с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию.
Эффективность выполнения государственной программы оценивается как степень достижения запланированных результатов подпрограмм входящих в ее состав.
Оценка результативности подпрограмм осуществляется путем определения степени достижения результатов реализации мероприятий, путем сравнением их фактических значений с планируемыми значениями.
Оценка эффективности производится путем соотнесения результативности мероприятий подпрограмм со степенью финансирования. Эффективность подпрограмм (Q) рассчитывается по формуле:
,
где:
F план - предусмотренный объем финансирования;
F факт - фактический объем финансирования;
Ri -результативность мероприятия, рассчитанная по формуле:
,
где:
Xi план - плановое значение результата реализации мероприятия подпрограммы;
Xi факт - фактическое значение результата реализации мероприятия подпрограммы.
При значении эффективности, равном 90 процентам и более, эффективность признается высокой, при значении данного показателя от 75 до 90 процентов - средней, при значении данного показателя менее 75 процентов - низкой.
Комплексная оценка реализации государственной программы определяется как среднее значение эффективности подпрограмм.
Заместитель министра строительства, |
Е.С. Рунец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.