Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Права и обязанности избирательных комиссий, кандидатов, выдвинувших
муниципальные списки кандидатов избирательных объединений,
установленные частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края
Вторым предложением части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края установлена обязанность избирательной комиссии, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, в указанный в нем срок известить кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, о выявлении ею нарушений в документах о выдвижении и для регистрации, представленных ими в избирательную комиссию, только в двух случаях:
- неполноты сведений о кандидате (кандидатах), в представленных в соответствии с частями 2 и 4 статьи 19, частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 73 (за исключением подписных листов), частями 1 и 2 статьи 87, частью 1 статьи 89 Закона Краснодарского края документах для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации;
- несоблюдения требований Закона Краснодарского края к оформлению документов.
Под "неполнотой сведений о кандидате" понимается отсутствие каких-либо сведений о кандидате, которые кандидат (избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов) должен (должно) указать в своих документах, представляемых в избирательную комиссию в соответствии с Законом Краснодарского края, о своем выдвижении и для регистрации.
Под "несоблюдением требований закона к оформлению документов" понимается несоблюдение форм документов, установленных Федеральным законом, Законом Краснодарского края, иным уполномоченным на то Законом Краснодарского края органом, а также отсутствие в этих документах их обязательных реквизитов (фамилии, имени, отчества, наименования избирательного объединения, наименования и номера избирательного округа, подписи, даты и т.п.), предусмотренных соответствующей установленной формой, либо отсутствие в документе, форма которого не установлена, необходимых согласно тексту правовой нормы, содержащейся в законе, сведений.
Федеральным законом установлена форма "Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах", а также формы подписных листов (приложения 6 и 8 к Федеральному закону), применяемые на определенных выборах в соответствии с частью 3 статьи 72 Закона Краснодарского края.
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" установлены формы:
- справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов;
- справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
Законом Краснодарского края установлена форма "Уведомление о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов".
Иными уполномоченными на то Законом Краснодарского края органами установлены следующие формы документов:
- "Протокол об итогах сбора подписей избирателей" - устанавливается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73, пунктом 2 части 1 статьи 89 Закона Краснодарского края избирательной комиссией, организующей выборы;
- "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата" и "Первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" - утверждены в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона Краснодарского края постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 года N 76/720 в актуальной редакции;
- "Банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом" - устанавливается банком - держателем специального избирательного счета в соответствии с частью 3.2 Порядка и форм учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае, утвержденного постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 года N 76/720 в актуальной редакции;
- "Муниципальный список кандидатов" (в печатном и машиночитаемом виде) - устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 87 Закона Краснодарского края избирательной комиссией, организующей выборы.
Федеральным законом и Законом Краснодарского края может не устанавливаться форма конкретного документа, представляемая в избирательную комиссию по факту выдвижения и на регистрацию, а также не определяться орган, уполномоченный в соответствии с законом на установление соответствующей формы, но, при этом, в тексте правовой нормы указываются сведения, которые должен содержать такой документ. В соответствии с установленными в Законе Краснодарского края необходимыми сведениями избирательная комиссия Краснодарского края своим постановлением от 23 марта 2006 года N 1082-П в актуальной редакции одобрила некоторые примерные формы таких документов:
- заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу - в соответствии с частью 2 статьи 19 Закона Краснодарского края (приложение 10, примерные формы 1, 3 и 8);
- список уполномоченных представителей избирательного объединения - в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона Краснодарского края (приложение 10, примерная форма 6);
- список граждан, включенных в муниципальный список кандидатов и являющихся членами данной политической партии, - в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 87 Закона Краснодарского края (приложение 10, примерная форма 7);
- сведения о кандидатах, выбывших из муниципального списка кандидатов после его заверения избирательной комиссией (если выбытие имело место), - в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 89 Закона Краснодарского края (приложение 10, примерная форма 9).
Третьим предложением части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края установлено право кандидата вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, а избирательного объединения - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 19 Закона Краснодарского края, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Реализация указанного права ограничена установленным данной нормой сроком. Это подтверждено правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.6 мотивировочной части его Определения от 1 июня 2010 года N 784-О-О, по вопросу срока предоставления в избирательную комиссию необходимых для регистрации документов, которая сформулирована следующим образом: документ должен предоставляться в избирательную комиссию "в установленный законом срок, так как иное противоречило бы принципу равного избирательного права, означающему участие граждан в выборах на равных основаниях".
Соответственно, как это отмечено в абзаце первом пункта 2 Разъяснений ЦИК России, кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению вправе и без извещения его избирательной комиссией представить ей соответствующие документы о внесении уточнений и дополнений в ранее поданные им документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей) в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Данная правовая норма не допускает уточнения и дополнения или замены подписных листов, что и отражено в подпункте 2 пункта 2 Разъяснения ЦИК России. Кроме того, абзацем вторым части 5 статьи 22 Закона Краснодарского края запрещено внесение каких-либо исправлений в подписных листах, принятых избирательной комиссией.
Если кандидатом, выдвинутым избирательным объединением в мажоритарном избирательном округе, производится уточнение и дополнение представленных ранее сведений, содержащихся в документах выдвинувшего его избирательного объединения, то им вместе с его соответствующим заявлением, указанным в приложении 9.1 к постановлению избирательной комиссии Краснодарского края от 23 марта 2006 года N 1082-П в актуальной редакции, представляется соответствующий документ избирательного объединения (от политической партии либо её регионального или местного отделения - в зависимости от того, какая партийная структура выступила в качестве избирательного объединения) о внесении изменений в его документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах).
В пункте 2.3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 784-О-О сформулирована правовая позиция об обязанности избирательной комиссии известить кандидата "о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов". В то же время действующим законодательством о выборах и разъяснениями ЦИК России установлено, что:
- кандидат, избирательное объединение "вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения" о кандидате, кандидатах "и представленные в избирательную комиссию" (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края);
- не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в установленные частью 1 статьи 21 Закона Краснодарского края сроки в избирательную комиссию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (пятое предложение части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края);
- кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов (абзац четвертом пункта 1 Разъяснения ЦИК России).
Таким образом, избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте представленных сведений, а не о непредставлении какого-либо документа, что не дает кандидату, избирательному объединению права после истечения установленного Законом срока на представление в избирательную комиссию документов о выдвижении и на регистрацию, но не позднее принятия избирательной комиссией решения по вопросу регистрации, дополнительно представить не представленные им (ими) ранее документ (документы). Пример такой ситуации приведен в пунктах 7 и 8 второго раздела настоящих Разъяснений.
Кроме того, под правовое регулирование части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края не подпадает порядок извещения кандидата, избирательного объединения по итогам проверки представленных ими в свою поддержку подписных листов. Данный порядок регламентируется специальной нормой части 16 статьи 22 Закона Краснодарского края, которая предусматривает передачу кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения копии протокола проверки подписных листов не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов.
Федеральным законом, Законом Краснодарского края установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, каждое из которых соответствует определенному виду правонарушения. Эта правовая взаимосвязь и единство норм закона отражаются в следующем:
- выявление "неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов", указанных в части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края, с извещением об этом кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, избирательной комиссией при неиспользовании извещенными субъектами своего права в установленном порядке и установленные сроки на внесение уточнений и дополнений в представленные ими в избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации влечет отказ в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (исключение кандидата из муниципального списка кандидатов) на основании пунктов 3.1 и (или) 3.2 части 2 статьи 74, пунктов 2.1 и (или) 2.2 части 1, пунктов 8 и (или) 9 части 2 статьи 90 Закона Краснодарского края (аналогичный вывод содержится в пункте 3 Разъяснения ЦИК России);
- выявление при проверке подписных листов в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов соответствующего количества недостоверных и (или) недействительных (в том числе, признанные таковыми на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, соответствующего подпункта части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, как подписей, находящихся в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 72 Закона Краснодарского края, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 6, 8 Федерального закона) подписей влечет отказ в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на основании пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края.
Таким образом, как это указано в пункте 3 Разъяснения ЦИК России, избирательная комиссия, организующая выборы, обязана уведомить кандидата о допущенных им недостатках только в том случае, если эти недостатки могут послужить основанием для отказа ему в регистрации по подпункту "в1" и (или) "в2" пункта 24, подпункту "б1" и (или) "б2" пункта 25, подпункту "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона (которые идентичны пунктам 3.1 и (или) 3.2 части 2 статьи 74, пунктов 2.1 и (или) 2.2 части 1, пунктов 8 и (или) 9 части 2 статьи 90 Закона Краснодарского края).
Четвертым предложением части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края установлен должный порядок исполнения кандидатом, избирательным объединением права на замену представленного документа, а именно только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.