Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
постановлением избирательной
комиссии Краснодарского края
от 4 апреля 2006 г. N 1100-П
Методические рекомендации по организации деятельности избирательных
комиссий, комиссий референдума* и созданных при них контрольно-ревизионных
служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных
объединений, фондами инициативной группы по проведению референдума,
иных групп участников референдума, достоверностью представленных
сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем
кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов), о вкладах
в банках, ценных бумагах
22 марта 2007 г., 11 марта 2009 г.
В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), законами Краснодарского края контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов, фондов референдума, организацию проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках осуществляют Комиссии и созданные при них контрольно-ревизионные службы (далее - КРС). Эффективность работы Комиссий и КРС по указанным направлениям напрямую зависит, как от совершенства законодательной базы, так и от качественной организационной подготовки выборов и референдумов, выполнения мероприятий, связанных с контролем за избирательными фондами, фондами референдума, с проверкой сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума.
* Здесь и далее под избирательной комиссией, комиссией референдума подразумеваются окружные избирательные комиссии по выборам депутатов ЗСК, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии, а также соответствующие комиссии референдума (далее - Комиссия)
1. Общие положения
1.1. Законодательство Краснодарского края о выборах и референдумах
Законодательство Краснодарского края о выборах и референдумах, основываясь на нормах Федерального закона, предусматривает следующее:
1) в части порядка открытия, ведения и закрытия специальных счетов избирательных фондов, фондов референдума, контроля за поступлением и расходованием денежных средств в избирательные фонды, фонды референдума:
- кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов (далее - список кандидатов), инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума обязаны создавать соответственно избирательный фонд, фонд референдума и открывать специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума в филиале (отделении) Сберегательного банка Российской Федерации, (далее - отделение Сбербанка). Создание кандидатом избирательного фонда не обязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится;
- при проведении муниципальных выборов поселенческого уровня специальный избирательный счет кандидатом может открываться также во внутренних структурных подразделениях отделения Сбербанка;
- кандидат вправе, а избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума обязаны назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам;
- порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, счетов референдума (далее - Инструкция) при проведении краевых и муниципальных выборов, референдума Краснодарского края, местного референдума определяет избирательная комиссия Краснодарского края по согласованию с Главным управлением Банка России по Краснодарскому краю и Краснодарским отделением N 8619 Сберегательного банка Российской Федерации;
- гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума через кредитную организацию или отделение связи;
- юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума только в безналичном порядке; в платежном документе указываются: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 58 Федерального закона.
- сроки возврата пожертвований либо их перечисления в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом;
- запрет на расходование с целью достижения определенного результата на выборах, референдумах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, в фонды референдума; использование только тех денежных средств избирательного фонда, фонда референдума, которые поступили в избирательный фонд, в фонд референдума в установленном законом порядке и были перечислены отправителями на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума до дня голосования;
- возможность материальной поддержки кандидата, избирательного объединения, направленной на достижение определенного результата на выборах, при условии ее обязательной компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- право использования избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
- отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов;
- изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
- одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов представляется первый финансовый отчет; порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливает избирательная комиссия Краснодарского края;
- вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, представляются первичные финансовые документы, послужившие основанием для зачисления и списания денежных средств, перечень которых рекомендован избирательной комиссией Краснодарского края, Комиссия может дополнить список документов;
- с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, Комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения об избирательных фондах; объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом Краснодарского края;
- поступающие в избирательный фонд, фонд референдума пожертвования подлежат проверке на предмет их правомерности;
- меры ответственности за финансовые нарушения.
2) в части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
- Комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов), о вкладах в банках, ценных бумагах;
- соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в Комиссию данные о результатах проверки в течение 20 дней, а если запросы Комиссии поступили за 10 и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Комиссией;
- Комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении и направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами. Размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
3) в части организации деятельности КРС:
- КРС создаются при окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края (в случае возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов ЗСК на территориальные избирательные комиссии - при соответствующих территориальных избирательных комиссиях), при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае - при избирательных комиссиях муниципальных образований и территориальных избирательных комиссиях, а также при соответствующих комиссиях референдума;
- специалисты, привлекаемые из государственных органов и учреждений, иных организаций, для работы в КРС при Комиссии, откомандировываются в распоряжение Комиссии на срок не менее трех месяцев, при проведении местного референдума - на срок не менее двух месяцев.
1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функций
Комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, отделениями Сбербанка, иными государственными органами и учреждениями.
Комиссиям рекомендуется:
- определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
своевременно уточнить в финансовом органе муниципального образования реквизиты счета для перечисления в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, неизрасходованных средств, оставшихся на специальных избирательных счетах;
- определить членов Комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
- организовать мониторинг агитационных материалов;
- провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума иных групп участников референдума.
Комиссиям следует своевременно уточнить в финансовом управлении муниципального образования департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края реквизиты счетов для перечисления средств в доход соответствующего бюджета в случаях, предусмотренных законодательством.
1.3. Организация деятельности КРС
КРС создается Комиссией из членов Комиссии с правом решающего голоса с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий Комиссии.
Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов городских (районных) подразделений государственных органов и учреждений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа (муниципального образования): Банка России, МВД России, Минфина России, ФНС России, ФСБ России, Сбербанка России, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов, назначении референдума направляет в соответствующие городские (районные) органы министерств, ведомств, организаций и учреждений запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
Руководство контрольно-ревизионной службой целесообразно возложить на заместителя председателя Комиссии, либо иного члена Комиссии с правом решающего голоса, имеющего соответствующее образование и (или) опыт работы по контролю за финансовой деятельностью.
Положение о КРС утверждается Комиссией. Для разработки и принятия Положения о КРС рекомендуется использовать Примерное положение о контрольно-ревизионной службе при окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 4 июля 2003 г. N 885-П.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется Комиссией, при которой эта служба создана.
Основными направлениями деятельности КРС в период избирательной кампании, кампании референдума являются:
- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума;
- выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании, кампании референдума, минуя избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума;
- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума;
- организация проведения проверок достоверности сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов), о вкладах в банках, ценных бумагах;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных нижестоящим Комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума.
Деятельность КРС в период выборов, проведения референдума осуществляется в соответствии с утверждаемым Комиссией планом мероприятий. При этом по вышеуказанным направлениям деятельности распределяются обязанности членов КРС. Распределить обязанности можно по следующим направлениям:
- обработка сведений, получаемых от отделений Сбербанка;
- организация проверки достоверности сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов), о вкладах в банках, ценных бумагах;
- проверка сведений о жертвователях;
- проверка финансовых отчетов;
- установление фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, минуя избирательный фонд;
- установление фактов финансирования кампании референдума инициативной группой по проведению референдума, иных групп участников референдума, минуя фонды референдума;
- подготовка материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
- иные направления.
Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении специалистов, откомандированных в Комиссию для работы в КРС, требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий Комиссии.
После окончания избирательной кампании рекомендуется продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС, обеспечивая их в межвыборный период новыми нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере их деятельности, как сотрудников КРС.
Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов. Комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов, референдумов.
2. Контроль за избирательными фондами, фондами референдума
2.1. Особенности формирования избирательных фондов, фондов референдума
Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонд инициативной группы по проведению референдума, фонды иных групп участников референдума формируются только за счет денежных средств в валюте РФ. Жертвователи не вправе вносить средства в виде материальных ценностей, иного имущества и имущественных прав.
Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды, фонды референдума добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды, фонды референдума в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае их выявления признаются неправомерными.
Размеры пожертвований граждан и юридических лиц при проведении выборов и референдумов различных уровней определяются соответствующими законами.
2.2. Специальный избирательный счет (специальный счет
референдума), порядок его открытия и ведения
Специальный избирательный счет, специальный счет референдума открывается в отделении (филиале) Сбербанка, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа (на территории муниципального образования), на территории проведения референдума.
При проведении муниципальных выборов поселенческого уровня специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата может открываться также во внутренних структурных подразделениях отделения Сбербанка. Комиссия запрашивает в отделении Сбербанка перечень внутренних структурных подразделений данного отделения Сбербанка, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, которые будут обслуживать кандидатов по открытию специальных избирательных счетов. Комиссия информирует кандидатов о данном перечне.
Кандидат обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления Комиссии о выдвижении данного кандидата и получения разрешения на открытие специального избирательного счета, но не позднее дня представления в соответствующую Комиссию документов для его регистрации.
Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, открывает в отделении Сбербанка специальный избирательный счет на основании разрешения на открытие специального избирательного счета, незамедлительно выдаваемого Комиссией после заверения ею списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам.
Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума обязана открыть в отделении Сбербанка, а при его отсутствии - в другой кредитной организации, расположенной на территории проведения референдума, по согласованию с Комиссией.
Открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется отделением Сбербанка незамедлительно после представления следующих документов:
паспорта или документа, заменяющего паспорт;
письменного обращения по форме, приведенной в Инструкции;
разрешения Комиссии на открытие кандидату специального избирательного счета по форме, приведенной в Инструкции;
"карточки с образцами подписей и оттиска печати" (ф.0401026 по ОКУД), заполненной в установленном Банком России порядке. Карточка должна содержать либо образец подписи самого кандидата, либо в случае, предусмотренном законом, кандидата и уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам. Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом подписи, может быть удостоверена нотариально или без нотариального свидетельства подлинности подписи - сотрудником Сбербанка;
других документов в соответствии с действующим законодательством и требованиями нормативных актов Сбербанка России.
Для получения разрешения на открытие специального избирательного счета кандидат представляет в Комиссию заявление по форме, приведенной в Инструкции.
Кандидат вправе поручить открыть специальный избирательный счет уполномоченному представителю кандидата по финансовым вопросам, если данные полномочия определены в нотариально удостоверенной доверенности.
Открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, осуществляется отделением (филиалом) Сбербанка незамедлительно после представления следующих документов:
паспортов или заменяющих их документов уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
письменного обращения по форме, приведенной в Инструкции;
разрешения Комиссии на открытие специального избирательного счета по форме, приведенной в Инструкции;
доверенностей уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
копии решения Комиссии о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
"карточки с образцами подписей и оттиска печати" (ф.0401026 по ОКУД), заполненной в установленном Банком России порядке. Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом подписи, может быть удостоверена нотариально или без нотариального свидетельства подлинности подписи - сотрудником Сбербанка;
других документов в соответствии с действующим законодательством и требованиями нормативных актов Сбербанка России.
Для получения разрешения на открытие избирательному объединению, выдвинувшему муниципальный список кандидатов, специального избирательного счета в Комиссию представляются следующие документы:
- решения съезда (собрания, конференции) избирательного объединения или выписки из протокола заседания избирательного объединения о назначении уполномоченных представителей по финансовым вопросам, об использовании печати на финансовых документах;
- заявления на выдачу разрешения на открытие специального счета;
- копии доверенности (доверенностей) на уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам.
Для получения разрешения на открытие специального счета референдума уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума представляет в Комиссию заявление, в котором они указывают отделение Сбербанка, в котором инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума собираются открыть специальный счет референдума.
Открытие специального счета референдума осуществляется незамедлительно после представления в отделение Сбербанка следующих документов:
- разрешения Комиссии на открытие специального счета референдума;
- паспорта или документа, заменяющего паспорт, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
- "карточки с образцами подписей и оттиска печати" (ф.0401026 по ОКУД), заполненной в установленном Банком России порядке;
- нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
- решения Комиссии о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и заверяется в соответствии с указанием Банка России от 21 июня 2003 года N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (в редакции указания Банка России от 25 марта 2004 года N 1403-У). В случае изменения указанного нормативного документа Банка России порядок оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати производится в соответствии с действующими на момент ее оформления банковскими правилами и инструкциями.
Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума оформляется до момента открытия соответственно специального избирательного счета, счета референдума и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда, фонда референдума.
При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума и банком заключается договор о специальном избирательном счете, о специальном счете референдума. Форма соответствующего договора утверждается Краснодарским отделением N 8619 Сбербанка России по согласованию с избирательной комиссией Краснодарского края.
Банк незамедлительно (в день представления документов) открывает специальный избирательный счет, счет референдума.
Реквизиты открытого специального избирательного счета, счета референдума представляются кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума в соответствующую Комиссию в трехдневный срок с даты открытия специального избирательного счета.
В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, либо одновременно участвует в выборах главы и депутатов представительного органа одного и того же муниципального образования, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.
При изменении кандидатом, зарегистрированным кандидатом избирательного округа в случае, предусмотренном законодательством, Комиссия осуществляет контроль за:
- закрытием специального избирательного счета;
- представлением итогового финансового отчета.
При этом соответствующей Инструкцией предусматривается следующее:
- прекращение расходных операций банком, а также их возобновление в случаях, предусмотренных законодательством;
- зачисление на специальный избирательный счет, специальный счет референдума только средств, направленных до дня голосования;
- прекращение (возобновление) финансовых операций банком только по письменному указанию Комиссии.
Специальные избирательные счета, специальные счета референдума закрываются соответственно кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума до представления ими итоговых финансовых отчетов. При этом процедура закрытия специальных избирательных счетов, специальных счетов референдума должна контролироваться соответствующей Комиссией.
2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, фондам
референдума, передача их в средства массовой информации
для опубликования
Банк - держатель специального избирательного счета, специального счета референдума обязан предоставлять в соответствующую Комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума (в электронном виде либо на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк".
Отделение Сбербанка (иная кредитная организация), в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет референдума по представлению соответствующей Комиссии, кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязано периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся соответственно на специальном избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, на специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Отделение (филиал) Сберегательного банка Российской Федерации (иная кредитная организация), в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет референдума по представлению соответствующей Комиссии, а по избирательному фонду, фонду референдума также по требованию соответственно кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязано (обязан) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
Полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах, счетах референдума Комиссия проверяет в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы полученных сведений формам, установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент - Сбербанк".
Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 статьи 58 Федерального закона; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве.
Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для граждан-жертвователей.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, наименования, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается как пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя. В соответствии с Федеральным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании, кампании референдума и подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвования в соответствии с законом подлежат возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение требования закона в части перечня жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды, фонды референдума. Если запрет нарушен, то Комиссия уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума, иные группы участников референдума, которые возвращают средства соответствующим жертвователям.
Сведения о каждом юридическом лице - жертвователе направляются в государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности по форме, приведенной в приложении N 1.
В настоящее время такими органами являются Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба и их территориальные органы. В Федеральной регистрационной службе и ее территориальных органах подлежат проверке жертвователи - юридические лица с целью определения их принадлежности к благотворительным организациям и религиозным объединениям. В перечень юридических лиц, направляемый на проверку в органы Федеральной регистрационной службы, следует включать только те из них, в отношении которых такая проверка является очевидной (в соответствии со статьей 54 ГК России название некоммерческой организации должно содержать указание на характер его деятельности).
Предварительная проверка сведений о жертвователе - юридическом лице может проводиться с использованием доступа к сайту Федеральной налоговой службы в сети Интернет, содержащему открытые и общедоступные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для получения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ избирательной комиссией заявка направляется в Федеральную налоговую службу по форме, приведенной в приложении N 2.
Порядок предоставления данных с использованием сети Интернет установлен приказом Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 года N САЭ-3-09/7@ "Об утверждении порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей".
При этом для проведения вышеуказанной предварительной проверки юридических лиц подключение ГАС "Выборы" к сети "Интернет" недопустимо.
В случае использования сведений из ЕГРЮЛ представления на проведение проверки жертвователей - юридических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем юридическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в ЕГРЮЛ, проверки сведений, доступ к которым ограничен (банковские реквизиты), необходимости уточнений отдельных сведений.
В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования от гражданина Комиссия направляет сведения о гражданине-жертвователе в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по форме, приведенной в приложении N 3. В настоящее время такими органами являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и территориальные органы внутренних дел.
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователях - физических лицах с использованием данных Регистра избирателей, участников референдума.
Представления на проведение проверки жертвователей - физических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем физическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение этим органом результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в Регистре избирателей, участников референдума, необходимости уточнений отдельных сведений.
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования подлежит возврату жертвователю кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума.
Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, в фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:
- при внесении собственных средств кандидат указывает в платежном документе следующие обязательные сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения (число, месяц, год), адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве (гражданин РФ) и делает запись "Собственные средства";
- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения о гражданстве уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств членов инициативной группы по проведению референдума (собственных средств членов иной группы участников референдума) её уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения о гражданстве уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства членов инициативной группы (иной группы)";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим кандидата по мажоритарному избирательному округу, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Средства избирательного объединения";
- при внесении средств избирательного, общественного объединения, выступившего с инициативой проведения референдума, образовавшего иную группу участников референдума, в платежном документе указывается наименование избирательного, общественного объединения и делается запись "Средства избирательного объединения, общественного объединения, выступившего с инициативой проведения референдума (образовавшего иную группу участников референдума)";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения, и делается запись "Средства избирательного объединения".
Комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума, иные группы участников референдума обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета, счета референдума с нарушением установленного порядка. В случае необходимости Комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений.
Комиссия до дня голосования периодически (но не реже 1 раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума, подлежащих опубликованию в соответствии с законом. Объем сведений, подлежащих обязательному опубликованию, определяется законами Краснодарского края (примерные формы - в приложениях N 4, N 5).
2.4. Расчеты кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы
по проведению референдума, иных групп участников референдума
с гражданами и юридическими лицами
В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий, мероприятий референдума для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами, референдумом и направленные на достижение определенного результата на выборах, референдуме.
Основанием произведенных из избирательного фонда, фонда референдума расходов является договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным представителем по финансовым вопросам), уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон не предоставляет возможность другим лицам заключать подобные договоры. Экземпляр договора представляется в соответствующую Комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.
Комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума с примерными формами договоров о выполнении работ (оказании услуг) гражданином, юридическим лицом (приложения N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13).
Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного выполнения работ (оказания услуг) в отношении кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ. Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида работ (услуг), предусмотренных заключенным договором, выполненным работам (оказанным услугам), указанным в акте (примерная форма в приложении N 14).
2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов, фондов референдума
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливается избирательной комиссией Краснодарского края.
Целесообразно, чтобы соответствующая Комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой Комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет.
Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума для подтверждения поступления средств на специальный избирательный счет, на специальный счет референдума прилагают к итоговому финансовому отчету:
- выписки отделения Сбербанка со специального избирательного счета, счета референдума;
- копии платежных поручений о перечислении добровольных пожертвований граждан, юридических лиц, избирательных объединений;
- копии платежных документов на внесение собственных денежных средств;
- копии платежных документов о возвратах неиспользованных средств избирательного фонда, фонда референдума.
. Кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума для подтверждения расходования средств со специального избирательного счета, счета референдума прилагают к итоговому финансовому отчету:
- договоры на выполнение (оказание) работ (услуг);
- акты выполненных работ;
- накладные на получение товаров;
- счета;
- письменные подтверждения согласия кандидата, уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума на выполнение (оказание), данных работ (услуг) и их оплату за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов, а также сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Перечень вышеуказанных первичных финансовых документов может быть дополнен решением соответствующей Комиссии.
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах, счетах референдума. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета, счета референдума прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом), уполномоченными представителями по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2.7 Использование программных средств ГАС "Выборы"
Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, в Комиссиях может осуществляться с использованием программных средств ГАС "Выборы" (задача "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы").
Применение данного программного продукта должно носить комплексный характер - целесообразно использовать полный набор функциональных возможностей задачи "Контроль избирательных фондов", который включает не только функции обработки сведений Сбербанка России по специальным избирательным счетам, но и функции проверки источников пожертвований, финансовых отчетов, формирования сведений о доходах и об имуществе кандидатов и результатах их проверки.
В целях организации эффективного финансового контроля и повышения результативности применения программных средств целесообразно использовать кадровый и технический потенциал действующих на постоянной основе территориальных избирательных комиссий. При этом на них возлагаются обязанности по взаимодействию с филиалами Сбербанка России, обработке сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, представление соответствующей информации в окружные избирательные комиссии для принятия решения. Учитывая скоротечность избирательных кампаний и сжатые сроки на принятие решений, такой подход возможен только при условии обеспечения оперативности в доведении информации до нижестоящих избирательных комиссий.
3. Выявление фактов расходования средств на проведение избирательной
кампании, кампании референдума, минуя избирательный фонд кандидата,
избирательного объединения, фонд референдума инициативной группы
по проведению референдума, иных групп участников референдума
С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию, агитации по вопросам референдума помимо избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и применения мер ответственности Комиссии необходимо:
- осуществлять регистрацию контрольных экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются Комиссии кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума;
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в Комиссию заявления и обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом, избирательным объединением, кампании референдума инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, связанных с выборами, проведением референдума.
Для изучения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума проводится мониторинг как самостоятельно, так и с привлечением иных организаций, исходя из финансовых возможностей, за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов:
- распространяемых организациями телерадиовещания аудиовизуальных материалов, связанных с предвыборной агитацией (рекламные видеоролики, авторские программы, интервью, дебаты, "круглые столы" и др.);
- печатных материалов (периодические печатные издания, брошюры, листовки и иные печатные материалы), связанных с предвыборной агитацией;
- наружной рекламы, связанной с предвыборной агитацией (рекламные щиты, растяжки, бегущие строки, и др.).
Мониторинг предусматривает:
- проведение экспертной оценки всех материалов на предмет содержания в них признаков предвыборной агитации;
- определение исполнителя работ (услуг) и его местонахождения;
- проведение стоимостной оценки каждого агитационного материала;
- выявление наличия отметки об оплате из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
- накопление экземпляров агитационных материалов Комиссии;
- оценку распространяемых материалов по другим критериям.
Кроме того, Комиссии целесообразно организовать получение информации:
- о распространении предвыборных агитационных материалов, агитационных материалов по вопросам референдума на улицах и в жилом секторе (по возможности эта информация должна содержать указание на примерный объем, количество экземпляров, объяснения, протоколы и т.п.);
- о проведении массовых мероприятий в поддержку кандидата, избирательного объединения;
- о проведении массовых мероприятий в поддержку инициативы проведения референдума, вопросов референдума, в поддержку иных групп участников референдума;
- о массовой доставке печатной продукции, связанной с выборами, проведением референдума и изготовленной не на территории избирательного округа (муниципального образования), где проводятся выборы, референдум.
Материалы, прошедшие экспертизу и признанные агитационными, проверяются на наличие установленных законом выходных данных:
- в материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации;
- печатные и аудиовизуальные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.
При проверке оплаты изготовления агитационных материалов из избирательного фонда, фонда референдума используются поступившие от отделения Сбербанка сведения: фамилия, имя, отчество кандидата или наименование избирательного объединения, наименование получателя средств на изготовление (распространение) агитационных материалов; сумма, оплаченная из избирательного фонда, фонда референдума; вид агитационного материала; документ, подтверждающий расход средств; иные данные.
С целью определения фактических объемов и стоимости агитационного материала Комиссия вправе запросить соответствующие данные у изготовителя, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. В случае необходимости членами КРС совместно с представителями правоохранительных органов может быть инициирована встречная проверка организации, осуществившей выпуск (распространение) агитационной продукции.
Если распространяемые агитационные материалы не содержат необходимые выходные данные, то Комиссия, в соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона, обращается в правоохранительные органы для принятия мер по пресечению их распространения, изъятию тиража и проведению мероприятий, позволяющих определить источник их происхождения, объем распространения, стоимость и принадлежность кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
При установлении фактов оплаты агитационных материалов помимо избирательного фонда Комиссия в зависимости от степени нарушения:
- выносит кандидату, избирательному объединению предупреждение о недопустимости нарушения правил ведения предвыборной агитации;
- информирует избирателей, направляя соответствующую информацию в организации СМИ;
- производит учет фактов нарушений по каждому кандидату, избирательному объединению с обязательной оценкой стоимости изготовленных агитационных материалов.
Комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов, отказывает в проведении референдума в случаях:
а) использования кандидатом, избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного избирательного фонда, фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, фонда референдума;
б) превышения кандидатом, избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного избирательного фонда, фонда референдума более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, фонда референдума.
Если после регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума до дня голосования будет выявлен факт, что общие расходы на проведение избирательной кампании, кампании референдума, оплаченные помимо избирательного фонда, фонда референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, установленного законом, или предельный размер расходования средств избирательного фонда, фонда референдума был превышен более чем на 5 процентов Комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), Комиссия, организующая референдум, обращается в суд с заявлением об отмене регистрации соответственно кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума.
Основанием для отмены судом решения Комиссии (в том числе и по заявлению Комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов) о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются установленные судом обстоятельства:
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенное к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда денежные средства в размере, составляющем более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или более чем на 10 процентов превысили предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
- кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
С целью привлечения к ответственности других участников избирательного процесса (включая лиц, действующих по поручению кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума) за финансовые нарушения могут применяться соответствующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации
4. Организация проведения проверок достоверности сведений о размере
и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату
(каждому кандидату из списка кандидатов)
4.1. Сведения о доходах и об имуществе
Одновременно с письменным уведомлением о выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую Комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в том числе совместной собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представляются в установленной Федеральным законом форме. Сведения, за исключением сведений о доходах, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором официально опубликовано решение о назначении выборов.
Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, он указывает об этом в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в соответствующую Комиссию.
Факт представления сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов) наряду с другими необходимыми документами необходимо оформить в виде подтверждения об их получении в двух экземплярах, заверенных подписями уполномоченного на то члена избирательной комиссии, кандидата, уполномоченных представителей избирательного объединения. При этом один экземпляр сведений выдается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Порядок регистрации представленных сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) определяется Комиссией.
Комиссия направляет сведения о доходах и об имуществе, представленные кандидатом, в отношении каждого зарегистрированного кандидата, кандидата из списка кандидатов, как правило, не позднее трех дней со дня завершения регистрации в редакции государственных и муниципальных (соответственно уровню выборов), а также негосударственных периодических печатных изданий для опубликования. При этом форма и объем сведений о кандидатах утверждается Комиссией, организующей выборы.
4.2. Проверка достоверности сведений о доходах
и об имуществе, представленных кандидатами
Избирательная комиссия обязана направить в соответствующие государственные органы представления о проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов (приложение N 15).
Соответствующие органы обязаны проверить достоверность указанных сведений и в двадцатидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии, а если представление избирательной комиссии о проведении проверки поступило за десять и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательный комиссией.
Информация о результатах проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов обобщается избирательной комиссией. С информацией о выявленных фактах недостоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) избирательная комиссия знакомит кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, направляет ее в средства массовой информации, размещает на информационном стенде в помещении для голосования (примерная форма дана в приложении N 16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.