Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 29 августа 2013 г. N 990 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к приказу министерства социального
развития и семейной политики
Краснодарского края
от 6 ноября 2012 г. N 529
Порядок
проведения мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
29 августа, 5 декабря 2013 г.
1. Общие положения
Мониторинг доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - мониторинг доступности объектов) проводится в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
Порядок проведения мониторинга доступности объектов (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 октября 2010 года N 960 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в краснодарском крае" на 2011 - 2015 годы".
Целью проведения мониторинга доступности объектов является:
оценка состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - маломобильные группы населения - МГН) в муниципальных образованиях края;
информационное наполнение краевого банка данных "Доступная среда";
подготовка и распространение информационно-справочных материалов для специалистов и граждан, как на бумажном, так и на электронном носителе;
формирование и обновление карт доступности для инвалидов объектов и услуг.
Результаты мониторинга доступности объектов могут использоваться органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти Краснодарского края для планирования мероприятий по созданию для инвалидов и других МГН условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
2. Проведение мониторинга доступности объектов
Мониторинг доступности объектов проводится управлениями социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях (далее - УСЗН) и государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края (далее - ГУСО) при взаимодействии с органами местного самоуправления и местными подразделениями общественных объединений инвалидов.
Процесс проведения мониторинга доступности объектов состоит из следующих основных этапов: подготовительный; исследовательский; аналитический.
2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе проведения мониторинга доступности объектов УСЗН необходимо решить следующие задачи:
2.1.1. Формирование реестра приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Реестр).
Реестр формируется УСЗН ежегодно, во взаимодействии с представителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех) и органов местного самоуправления, путем определения приоритетных объектов из общего перечня объектов, расположенных на территории муниципального образования.
Объект - это определенный объект недвижимости (здание или сооружение полностью или его часть) с прилегающим участком (при наличии) на котором организацией (хозяйствующим субъектом) или структурным подразделением (филиалом), осуществляется предоставление услуг.
Приоритетными признаются объекты следующих сфер:
государственное (муниципальное) управление;
финансово-кредитные;
здравоохранение;
образование и наука; физическая культура и спорт; культура;
транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура;
информация и связь;
услуг и потребительского рынка;
жилищная;
религиозного значения.
критериями отбора для включения объекта в Реестр являются:
социальная значимость объекта для инвалидов и других МГН;
потенциальная возможность систематического посещения объекта инвалидами и другими МГН;
отсутствие альтернативной возможности получения инвалидами и другими МГН данной услуги на другом объекте.
Форма Реестра представлена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В Реестре указывается следующая информация:
наименование объекта;
место нахождения объекта (адрес);
имеющиеся в УСЗН данные о лице, осуществляющем деятельность на объекте (собственник, арендатор; наименование юридического лица, предпринимателя; ИНН, телефон и т.д.).
Реестр подписывается руководителем УСЗН по согласованию с руководителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех).
При поступлении в УСЗН информации о введенных в эксплуатацию объектах приоритетных сфер и письменных обращений граждан о дополнении Реестра другими объектами УСЗН формирует списки данных объектов и направляет на согласование руководителям местных подразделений общественных объединений инвалидов для включения в Реестр.
Изменения в Реестр вносятся путем оформления приложения к Реестру, которое должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к порядку формирования и форме Реестра.
2.1.2. Разработка плана проведения мониторинга доступности объектов.
План проведения мониторинга доступности объектов (далее - План) формируется УСЗН с учетом необходимости проведения мониторинга доступности всех приоритетных объектов, указанных в Реестре, в течение календарного года.
План подписывается руководителем УСЗН по согласованию с руководителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех).
В Плане указывается: наименование и место расположения (адрес) объекта, месяц проведения мониторинга, ответственный исполнитель и информация об исполнении.
По результатам проведенного мониторинга доступности объектов в графе "Информация об исполнении" Плана по каждому объекту мониторинга ставится отметка "исполнено" или "не исполнено", указывается причина не исполнения и при необходимости корректируется дата проведения мониторинга.
2.1.3. Проведение информационной и разъяснительной работы о целях и задачах проведения мониторинга доступности объектов.
Информационная и разъяснительная работа проводится УСЗН путем публикации информационных материалов в СМИ, оформления информационных стендов, распространения памяток и буклетов, направления информационных писем и так далее.
Кроме того УСЗН размещает в СМИ информацию об утвержденном Реестре и по возможности размещает его на информационном портале администрации муниципального образования.
2.2. Исследовательский этап
Исследовательский этап проведения мониторинга доступности объектов заключается в проведении обследования приоритетных объектов, включенных в Реестр, в соответствии с утвержденным Планом, на предмет оценки состояния их доступности и соответствия установленным нормативным требованиям с фиксацией результатов обследования в паспорте доступности объекта.
Основанием для проведения оценки состояния доступности для инвалидов и других МГН объектов, не включенных в Реестр, является поступление в УСЗН письменных обращений государственных и муниципальных органов, граждан, организаций и должностных лиц, содержащих информацию о нарушениях законодательства об обеспечении для инвалидов и других МГН беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, а также поступивших писем и запросов органов прокуратуры.
Типовые формы паспортов доступности различных видов объектов представлены в приложениях N 2 - 8 к настоящему Порядку.
Технология оценки состояния доступности объектов и определения необходимых мероприятий по их адаптации, основана на адаптированных к профессиональным знаниям, умениям и навыкам работников УСЗН и ГУСО версиях следующих компонентов оценки доступности объекта:
определение основных функциональных зон и элементов объекта;
параметры, критерии и алгоритм оценки доступности основных функциональных зон и элементов объекта с учетом требований для различных категорий инвалидов;
технология оценки состояния доступности объекта и определения необходимых мероприятий по его адаптации.
Основные функциональные зоны и элементы объекта указаны в типовых формах паспортов доступности различных видов объектов.
В основу сводной оценки доступности объекта положены параметры доступности его основных функциональных зон и элементов в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве (с учетом основных критериев для различных категорий инвалидов: инвалиды-колясочники, инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, инвалиды по слуху).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования указанные в СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов", а также в методических документах - рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов (в том числе по отдельным видам жилых, общественных и производственных зданий и сооружений).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования, которые должны обеспечивать:
досягаемость кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасность путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе;
удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:
доступность;
безопасность;
информативность;
комфортность (удобство).
Критерий доступности содержит требования:
беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
достижения места целевого назначения (места предоставления услуги или обслуживания) и пользования предоставленными возможностями;
возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
пожарная безопасность.
Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения, и возможность эффективной ориентации;
возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования на объекте.
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;
соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
Уровень комфортности оценивается как с физической, так и с психологической позиций.
Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
создание условий для минимальных затрат и усилий на удовлетворение своих нужд;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
сокращение времени и усилий на получение необходимой услуги.
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно необходимой информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.".
Указанные критерии должны учитываться не только при вынесении решения о состоянии доступности, но и при разработке проектов решений по адаптации объектов.
В разделе 2.2.1 Порядка описана организация, порядок работы по паспортизации приоритетных объектов и ее документационное оформление. Формируемые на этапах работы паспорта доступности объектов фактически содержат технологию оценки состояния доступности объекта, а также технологию выработки решения по его адаптации.
2.2.1. Обследование и паспортизация приоритетных объектов.
Обследование объектов проводится специалистами УСЗН и ГУСО в соответствии с утвержденным Планом и по возможности в присутствии лица, осуществляющего деятельность на объекте, или его представителя.
Обследование объекта проводится путем визуального осмотра его архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов.
Определяются внешние параметры объекта - наличие или отсутствие конкретных элементов или деталей здания или помещений, количество этажей, наличие информации и т.п.
Визуально определяются параметры обследуемых элементов или деталей объекта, например, ширина проемов или коридоров, уклон пандуса, высота ограждения и т.п.
В ходе обследования выполняется фотографирование основных функциональных зон и элементов объекта.
Результаты обследования фиксируются в паспорте доступности объекта.
При наличии на объекте нескольких зданий или нескольких помещений с отдельным входом они подлежат обследованию с отражением результатов в отдельных паспортах доступности.
Паспорт доступности объекта составляется в двух экземплярах: один - для использования в дальнейшей работе и хранения в делах УСЗН; второй - для лица, осуществляющего деятельность на объекте, для организации исполнения рекомендаций по обеспечению доступности.
При заполнении паспорта доступности объекта должны быть заполнены все его графы.
В графе 4 таблицы "Соответствие элементов объекта нормативным требованиям доступности для инвалидов" по каждому элементу объекта ставится отметка о соответствии "соответствует" или не соответствии "не соответствует" его качественных и количественных параметров основным нормативным требованиям обеспечения доступности, указанным в графе 3 таблицы. Кроме того фиксируется наличие "в наличии" или отсутствие "отсутствует" отдельных функциональных зон и элементов объекта.
В графе 5 таблицы кратко описывается суть замечаний или отклонений фактического состояния доступности элемента от установленных нормативных требований. При наличии элемента, удовлетворяющего нормативным требованиям, в графе 5 ставится прочерк.
При наличии на объекте нескольких одноименных функциональных зон к паспорту доступности объекта прикладывается соответствующий вкладыш.
В таблице "Доступность функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов" паспорта доступности объекта делается заключение о доступности отдельных его функциональных зон для каждой из указанных категорий инвалидов.
Доступность функциональной зоны определяется на основании анализа информации, отраженной в таблице "Соответствие элементов объекта установленным нормативным требованиям доступности для инвалидов" паспорта доступности объекта. Рассматривается доступность отдельных элементов объекта по каждой функциональной зоне для каждой из категорий инвалидов.
Функциональная зона объекта считается доступной для данной категории инвалидов, если все ее элементы соответствуют установленным нормативным требованиям, в этом случае в соответствующей ячейке таблицы ставится символ "+". В противном случае ставится символ "-". Если функциональная зона не требует специального приспособления для определенной категории инвалидов, то ставится символ "#".
Аналогичный анализ проводится отдельно для каждой категории инвалидов по всем функциональным зонам объекта.
В таблице "Заключение о доступности объекта" паспорта доступности делается заключение о степени доступности объекта для инвалидов в целом и для каждой из указанных категорий инвалидов в отдельности.
По результатам анализа данных таблицы "Доступность функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов" паспорта доступности делается заключение о степени доступности объекта для инвалидов в целом и для каждой из указанных категорий инвалидов в отдельности.
Объект считается доступным для отдельной категории инвалидов, если для этой категории инвалидов доступны и (или) не требуют приспособления все его функциональные зоны, то есть во всех заполненных ячейках таблицы "Доступность функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов" для данной категории инвалидов стоит символ "+" или "#". В этом случае в соответствующей ячейке таблицы "Заключение о доступности объекта для инвалидов" для данной категории инвалидов ставится символ "X".
В случаях, когда действующий объект невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и собственником этого объекта осуществлены по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, объект считается доступным. В графе 5 таблицы "Соответствие элементов объекта установленным нормативным требованиям доступности для инвалидов" паспорта доступности такого объекта по каждому элементу или по каждой функциональной зоне объекта, которые невозможно приспособить для нужд отдельной категории инвалидов, делается соответствующая запись. Также к паспорту доступности объекта прилагается копия согласования (при наличии) с общественными объединениями инвалидов мер по удовлетворению минимальных потребностей инвалидов.
Объект считается недоступным для отдельной категории инвалидов, если для данной категории недоступна хотя бы одна из функциональных зон, то есть хотя бы в одной из строк таблицы "Доступность функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов" стоит символ "-" для данной категории инвалидов. В этом случае в соответствующей ячейке таблицы "Заключение о доступности объекта для инвалидов" паспорта доступности для данной категории инвалидов ставится символ "X".
Объект считается доступным для инвалидов, если он доступен для всех категорий инвалидов.
Объект считается недоступным для инвалидов, если он недоступен для одной из категорий инвалидов.
В соответствующей ячейке таблицы "Заключение о доступности объекта для инвалидов" паспорта доступности объекта ставится символ "X".
С целью определения примерного перечня мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов проводится анализ информации, указанной в столбце 5 таблицы "Соответствие элементов объекта установленным нормативным требованиям доступности для инвалидов" паспорта доступности объекта. В результате проведенного анализа в таблице "Рекомендации по обеспечению доступности объекта" паспорта доступности вносятся предложения по мероприятиям, направленным на адаптацию каждой функциональной зоны объекта.
Перечень мероприятий по адаптации, приведенных в паспорте доступности объекта, в дальнейшем может являться основой составления технического задания на выполнение работ по приспособлению объекта для инвалидов и определения необходимых финансовых затрат.
Паспорта доступности объектов хранятся в УСЗН и подшиваются в хронологическом порядке в отдельную папку, предусмотренную номенклатурой дел, которая формируется по каждому кварталу (месяцу) отдельно.
2.3. Аналитический этап
По результатам проведенной паспортизации приоритетных объектов специалистами УСЗН в электронном виде в формате MS Excel нарастающим итогом с начала календарного года формируется таблица "Информация о результатах работы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (приложение N 9).
В таблице, в соответствии с утвержденным Реестром, указывается поименный перечень, место расположения (адрес) приоритетных объектов, дата обследования и степень доступности для инвалидов каждого объекта, определенная в процессе проведения мониторинга его доступности.
Данные о степени доступности объекта должны соответствовать значениям, указанным в заключении о доступности объекта для инвалидов паспорта доступности объекта.
Также в таблице указывается информация о работе, проводимой УСЗН по обеспечению доступности приоритетных объектов, в том числе в рамках реализации положений кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ежеквартально УСЗН, по итогам проведенной работы, формирует таблицу "Итоги мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - Итоговая таблица) (приложение N 10).
Итоговая таблица формируется в электронном виде в формате MS Excel нарастающим итогом с начала календарного года на основании данных о степени доступности объектов мониторинга, указанных в заключении о доступности объекта для инвалидов паспортов доступности объектов.
В Итоговой таблице в ячейках столбцов с 5 по 14 указываются количественные показатели доступности приоритетных объектов, сгруппированных по сферам деятельности. Количество объектов мониторинга (графа 4) должно соответствовать сумме полностью доступных (графа 5) и недоступных объектов (графа 6).
Итоговая таблица ежеквартально направляется УСЗН в отдел организации реабилитации инвалидов управления по социальному обслуживанию и реабилитации инвалидов министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края.
Начальник отдела организации |
И.В. Олейник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.