Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 12 мая 2008 г. N 378
Положение об организации и проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального
и регионального характера на территории Краснодарского края
27 августа 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Краснодарского края (далее - Положение) разработано на основании федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законов Краснодарского края от 13 июля 1998 года N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 апреля 2006 года N 1010-КЗ "Об аварийно# спасательных службах и статусе спасателей", Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 2 ноября 2005 года N 1007 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края".
1.2. Положение определяет комплекс мероприятий по организации, координации, руководству и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при возникновении чрезвычайных ситуациях# межмуниципального и регионального характера на территории Краснодарского края.
1.3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 августа 2010 г. N 733 в пункт 1.4 настоящего приложения внесены изменения
1.4. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, первой и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Неотложные работы включают в том числе:
прокладку путей колоннам в зоне чрезвычайной ситуации;
укрепление или обрушение зданий, угрожающих обвалом;
ремонт и восстановление поврежденных или разрушенных линий связи, коммунально-технических и энергетических сетей для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся взрывоопасных предметов.
1.5. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при возникновении чрезвычайных ситуациях# межмуниципального и регионального характера осуществляются силами и средствами органов местного самоуправления муниципальных образований края, органов исполнительной власти Краснодарского края, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, под общим руководством руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - руководитель АСДНР).
При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
1.6. Состав сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР, определяется исходя из сложившейся обстановки и специфики работ.
1.7. Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
2.1. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, включает три этапа.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 августа 2010 г. N 733 в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. На первом этапе предусматриваются:
оповещение об опасности;
проведение разведки и рекогносцировки объекта (территории);
локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях, прекращение воздействия аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) в целях обеспечения безопасных условий проведения аварийно-спасательных работ:
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших, оказанию им первой помощи и выводу (выносу) их в безопасное место;
эвакуация (отселение) населения из зоны чрезвычайной ситуации.
2.3. На втором этапе предусматриваются:
выдвижение и ввод основных сил и средств на объект (территорию);
непосредственное проведение АСДНР;
всестороннее обеспечение действий сил в зоне чрезвычайной ситуации;
жизнеобеспечение пострадавшего и эвакуированного (отселенного) населения в местах эвакуации (отселения).
2.4. На третьем этапе предусматриваются:
вывод сил и средств после завершения работ и возвращение их в места постоянной дислокации;
возвращение эвакуированного населения в места постоянного проживания.
3. Технология проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
3.1. До ввода аварийно-спасательных сил и средств на объект (территорию) проводится общая и специальная разведка в зоне чрезвычайной ситуации, которая включает: наземную, воздушную, водную, радиационную, химическую, инженерную, медицинскую, бактериологическую, биологическую, ветеринарную и другие виды разведки.
3.2. Общая разведка проводится для определения общего характера и ориентировочного объема разрушений и поражений в зоне чрезвычайной ситуации.
3.3. Специальная разведка проводится в целях получения более полных и точных сведений о состоянии людей, характере разрушения зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического комплекса, о заваленных защитных сооружениях и наиболее безопасных путях подхода к объектам работ.
3.4. Разведка проводится силами и средствами разведывательных формирований территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - территориальная подсистема РСЧС Краснодарского края).
3.5. Разведка должна установить:
место возникновения чрезвычайной ситуации;
границы района бедствия и направление его распространения;
степень зараженности окружающей среды (воды, почвы, воздуха);
общую обстановку в районе чрезвычайной ситуации;
характеристику разрушения и предварительные потери;
места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения (в том числе и на водных объектах края);
наличие опасных участков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (угроза возможного взрыва, обрушения конструкций, наличие электросетей, наличие АХОВ);
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
состояние маршрутов для ввода сил и места расстановки аварийно-спасательной техники;
состав и численность спасательных групп;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов в зоне чрезвычайной ситуации и за ее пределами;
места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, мест отдыха и жизнеобеспечения сил, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
виды возможных опасных факторов чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории (объекте), способы их локализации и ликвидации;
3.6. Состав разведывательных формирований устанавливается решением руководителя АСДНР в зависимости от стоящих задач, площади зоны чрезвычайной ситуации и объема предстоящих работ.
3.7. Для проведения специальной разведки привлекают специалистов, хорошо знающих территорию объекта (местность) и особенности объекта (местности).
3.8. После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с целью определения объемов и способов ведения АСДНР, а также проводится расчет необходимых сил и средств.
3.9. Объект (территория) разбивается на участки проведения работ и участки по видам работ. На каждый участок назначается руководитель проведения аварийно-спасательных работ. Между руководителем АСДНР и руководителями на участках работ устанавливается устойчивая телефонная или радиосвязь.
3.10. Для обеспечения непрерывности управления силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации приводятся в готовность (развертываются) подвижные пункты управления органов управления территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края.
3.11. К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители (начальники) объектов, руководители аварийно-спасательных работ на участках работ, начальники аварийно-спасательных формирований.
3.12. При отсутствии времени на рекогносцировку проведение АСДНР возможно непосредственно после проведения разведки.
3.13. Технологические приемы и способы проведения АСДНР зависят от состояния объекта (территории), на котором произошла чрезвычайная ситуация и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших.
3.14. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей, основной задачей аварийно-спасательных подразделений является поиск и спасение пострадавших.
3.15. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все работающие на данном участке.
3.16. Поиск пострадавших проводится с использованием информации от непосредственных свидетелей, специально подготовленных и обученных собак, специального инструмента и приборов, а также путем простукивания и прослушивания завалов.
3.17. К способам поиска пострадавших относятся:
органолептическое обследование участка работ: визуальное обследование, прочесывание, зондирование, поиск по следам, поиск с использованием транспортных средств.
кинологический;
технический (акустические, тепловизоры, радиопоисковые и оптиковолоконные зонды);
опрос, свидетельство очевидцев;
изучение отчетной и проектной документации.
3.18. При проведении аварийно-спасательных работ по спасению пострадавших используются следующие технологические приемы:
убираемые конструкции не должны приводить к уплотнению завалов, чтобы исключить поражение живых людей, которые могут находиться под завалами;
перед подъемом конструкций (плиты, столба, ригеля, швеллера и прочего) проводится тщательная уборка мелкого мусора (кирпичей, обломков железобетона, досок и прочего), находящихся на конструкции и вокруг нее;
при сборе мелкого мусора используются емкости или контейнеры, чтобы освободить объект работы от мусора, а не заниматься его перемещением с одного места на другое;
при проведении аварийно-спасательных работ за опасными элементами разрушенной конструкции устанавливается постоянное наблюдение.
3.19. Инженерная техника для разборки завалов над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях, с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
3.20. Для подъема и перемещения конструкций максимально должен использоваться электрический, гидравлический и пневматический инструмент, а также инженерная и специальная техника.
3.21. В ходе проведения спасательных работ в завалах и других сложных условиях при необходимости назначаются микропаузы - "минуты тишины", продолжительностью 2 - 3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.
3.22. При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
3.23. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня для спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителем АСДНР с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
3.24. В целях сохранения жизни и поддержания здоровья людей, пострадавших от чрезвычайной ситуации, заблаговременно создаются запасы неснижаемых материально-технических средств, продовольствия и медицинского имущества для всестороннего жизнеобеспечения пострадавших.
3.25. Аварийно-спасательные работы прекращаются по приказу руководителя АСДНР.
3.26. По окончании АСДНР весь личный состав, участвовавший в работах, проходит санитарную обработку.
3.27. Порядок вывода техники и личного состава формирований из района ликвидации чрезвычайной ситуации определяется руководителем АСДНР.
4. Руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами
4.1. Общее руководство по организации и проведению АСДНР возлагается на руководителя АСДНР.
4.2. Непосредственным руководителем аварийно-спасательных и других неотложных работ является руководитель участка проведения работ, которому подчиняются все работающие на данном участке аварийно-спасательные силы и средства. Он несет ответственность за организацию проведения АСДНР и безопасность людей, участвующих в работах.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 августа 2010 г. N 733 в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Руководитель АСДНР обязан:
провести комплексную разведку на месте чрезвычайной ситуации и оценить обстановку для проведения АСДНР;
определить штаб руководства на период проведения АСДНР;
добиться привлечения к АСДНР необходимой строительной и специальной техники;
организовать взаимодействие с соответствующими уполномоченными органами для обеспечения сбора вещественных доказательств и определения мест ограниченного доступа спасателей и техники;
поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
указать места расстановки аварийно-спасательной техники в зоне чрезвычайной ситуации;
организовать развертывание пунктов сбора пострадавших и оказания первой помощи;
определить места сбора и хранения личных вещей пострадавших, организовать охрану;
организовать обеспечение пострадавших предметами первой необходимости;
организовать комендантскую службу в зоне чрезвычайной ситуации, охрану общественного порядка и материальных ценностей;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе проведения АСДНР, принимать соответствующие решения, привлекать в установленном порядке дополнительные силы и средства, а также организовывать их встречу и расстановку по местам и видам работ;
по окончании работ заслушать доклады руководителей аварийно-спасательных служб и формирований, после чего лично убедиться в завершении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
определить порядок убытия аварийно-спасательных служб и формирований, а также участников взаимодействия из зоны чрезвычайной ситуации.
4.4. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации руководитель АСДНР должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов на ведение аварийно-спасательных работ;
требуемое количество сил и средств для проведения АСДНР;
необходимость привлечения специальных сил и средств с учетом особенности чрезвычайной ситуации.
4.5. При необходимости внесения изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР руководитель работ должен принять решение о перегруппировке сил и довести его до руководителей аварийно-спасательных служб и формирований.
4.6. В случае крайней необходимости руководитель АСДНР вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
проведения эвакуационных мероприятий;
остановки деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведения аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничения доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирования в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением ценностей государственного материального резерва;
использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечения к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятия других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководитель департамента |
А.В. Трембицкий |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 мая 2008 г. N 378 "Об организации и проведении аварийно-спасательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.