Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 24 июня 2014 г. N 118/1396-5 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Разъяснения
по организации проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, муниципальных списков кандидатов при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае
(утв. постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 26 июля 2012 года N 50/513-5)
24 июня 2014 г., 18 февраля 2015 г.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и части 1 статьи 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" (далее - Закон Краснодарского края) избирательная комиссия, организующая муниципальные выборы (далее - избирательная комиссия), обязана провести проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, и представленных для регистрации.
Для проведения указанной проверки целесообразно создать рабочую группу из числа членов и работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов являются основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях избирательная комиссия вправе использовать ГАС "Выборы", включая Регистр избирателей, участников референдума. При проведении выборов главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума, используются в соответствии с постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11 августа 2011 года N 2/9-5 "Об использовании на муниципальных выборах и при выдвижении инициативы проведения местного референдума в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск, город Сочи, Ейском, Кавказском, Тихорецком и Туапсинском районах, городских и сельских поселениях Краснодарского края ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума".
Рабочая группа может создаваться на весь период полномочий избирательной комиссии либо на период избирательной кампании. Информация о составе рабочей группы в актуальной редакции доводится до сведения участников избирательного процесса путем размещения на информационном стенде.
Документы, представляемые для регистрации, и подписные листы регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов. Отметка о получении документов избирательной комиссией проставляется на протоколе об итогах сбора подписей.
Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей. Число подлежащих проверке подписей определяется избирательной комиссией не позднее дня представления первым кандидатом документов для регистрации (при числе представленных для регистрации подписей менее 200 рекомендуется произвести проверку всех представленных подписей).
Если решением избирательной комиссии определено, что проверке подлежит определенная часть представляемых подписей избирателей, то для выборочной проверки отбирается одинаковое количество подписей от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей.
Избирательная комиссия обязана осуществить проверку оформления всех представленных для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписных листов, в том числе достоверность и полноту сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, полноту сведений о кандидате, указанных в подписных листах.
При обнаружении нарушений порядка оформления подписных листов, ведущих к признанию содержащихся в них подписей избирателей недействительными, признанные по этому основанию недействительными подписи избирателей включаются в итоговый протокол проверки подписных листов. Данные подписные листы в отборе подписей для проверки посредством случайной выборки (жребия) не участвуют.
В случае принятия избирательной комиссией решения о проверке определенной части представленных кандидатом, избирательным объединением подписей избирателей, подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия), процедура проведения которой определяется избирательной комиссией.
Случайная выборка (жребий) производится в помещении избирательной комиссии не позднее дня, следующего за днем представления подписных листов, протокола об итогах сбора подписей избирателей и выдачи кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения письменного подтверждения о приеме избирательных документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, одного экземпляра протокола об итогах сбора подписей избирателей с отметкой избирательной комиссии.
О дне, предполагаемом времени и месте проведения выборки кандидат (уполномоченный представитель избирательного объединения), представивший подписные листы, уведомляется при их приемке, о чем целесообразно получить его письменное подтверждение (например: в письменном подтверждении о приеме документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов).
При возникновении ситуации, когда подписные листы с подписями избирателей, представленные кандидатом, избирательным объединением, не пронумерованы и не сброшюрованы, избирательная комиссия сообщает кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения о не выполнении требований части 11 статьи 20 Закона Краснодарского края о необходимости нумерации и брошюровании подписных листов. Если указанные недостатки не были устранены, избирательная комиссия обязана принять подписные листы в представленном виде. Выборка (жребий) подписных листов в данном случае не проводится, а может быть произведен отбор подписных листов с подписями избирателей подряд, начиная с первого верхнего листа стопки, до необходимого количества подписей избирателей, подлежащих проверке. Для идентификации каждого подписного листа в протоколе случайной выборки подписных листов с подписями избирателей вместо номера подписного листа указывается фамилия, имя и отчество первого избирателя, внесшего свою подпись в подписной лист, отобранный для проверки. В выбраковочной ведомости в столбце втором "N листа" вместо номера листа указывается фамилия, имя и отчество первого избирателя, внесшего свою подпись в подписной лист, отобранный для проверки. В случае совпадения фамилий первых избирателей в нескольких отобранных подписных листах, дополнительно указывается фамилия, имя и отчество вторых избирателей.
Для проведения случайной выборки используются подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения в соответствии с фактическими результатами приема подписных листов (в случае несовпадения представленного при сдаче документов на регистрацию количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и количества, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, в указанный протокол при приемке в избирательной комиссии вносятся соответствующие изменения лицом, сдающим документы, которые заверяются подписью кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения).
Выборка может осуществляться с помощью лототрона (вращаемого барабана и лотов с номерами) либо светонепроницаемого мешка или ящика. В барабан лототрона (мешок, ящик) закладываются на бумажных или иных носителях лоты с номерами от "1" до "5". Единицей случайной выборки является подписной лист. Кандидат или уполномоченное им лицо произвольно вынимает из барабана (мешка, ящика) лот с номером первого подписного листа, подлежащего проверке. Выборка может осуществляться также с помощью кубика с нанесенными на его грани цифрами либо точками, количество которых соответствует определенной цифре. В случае выпадения цифры шесть, номером подлежащего проверки подписного листа считается первый лист в папке.
Последующие подписные листы, подлежащие проверке, определяются методом прибавления к номеру лота цифры 5 и дальнейшего последовательного прибавления данной цифры к получаемому номеру подписного листа, подлежащего проверке (то есть проверке подлежит каждый пятый подписной лист в каждой представленной папке).
Например:
- при лоте "1" проверке подлежат подписные листы NN: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46, 51 и т.д. по каждой папке;
- при лоте "5" проверке подлежат подписные листы NN: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 и т.д. по каждой папке.
Если в выборку попадает подписной лист, который при первоначальной проверке оформления представленных для регистрации подписных листов был признан оформленным с нарушением требований Закона Краснодарского края, в выборку включатся следующий по порядку подписной лист.
Количество подписей в подписных листах, отобранных для проведения проверки, последовательно суммируется до достижения требуемого количества. Если в результате последовательного суммирования подписей в подписных листах, подлежащих проверке по итогам проведенной выборки, их количества будет недостаточно для достижения установленной величины, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах последней папки, начиная с последнего непроверенного подписного листа при обратном их отсчете (например: 100, 99, 98 и т.д.). При этом подписные листы, отобранные по результатам случайной выборки, пропускаются. Если в последней папке содержится меньшее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленной величины, проверке в аналогичном порядке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах предпоследней папки.
После завершения процедуры отбора номеров подписных листов оформляется протокол случайной выборки подписных листов (приложение N 1), который подписывается лицами, участвовавшими в ее проведении. Один экземпляр указанного протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, а второй - остается в избирательной комиссии.
При проверке избирательной комиссией всех представленных кандидатом, избирательным объединением подписей избирателей отбор подписных листов для проверки не производится и протокол случайной выборки не составляется.
При проведении жеребьевки и при проверке подписей, представленных кандидатами (в том числе проверке оформления подписных листов), вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, муниципальные списки кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения проверки подписных листов избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки, за исключением последнего листа попавшего в выборку, если в нем необходимо проверить только часть подписей для достижения установленного числа проверяемых подписей.
Первоначально проводится проверка сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, через ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в указанной системе сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
По результатам проверки достоверности подписей и сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись избирателя является достоверной, если не установлена её недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 6.2, 6.3 и 6.4 статьи 38 Федерального закона, частями 8 - 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в избирательную комиссию, организующую выборы, если исключение (вычеркивание) специально отмечено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, после их представления в избирательную комиссию, не допускается.
Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В случае если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи признаются недействительными.
Недостоверными признаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона и частью 2 статьи 22 Закона Краснодарского края.
При решении вопроса о том, какие подписи считаются недействительными, необходимо руководствоваться требованиями пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона, Закона Краснодарского края, не учитываются только подписи в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктов 8, 9 и 13 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
Согласно пункту 6.6 статьи 38 Федерального закона специально оговоренные избирателем, лицом, осуществлявшим сбор подписей при составлении подписного листа, исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктов 8, 9 и 13 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
Исходя из требований подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункта 6 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края действительными следует признать подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально оговорены избирателями.
Исходя из требований подпункта "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункта 7 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края действительными следует признать подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Таким образом, законодатель предоставляет право уполномоченным субъектам в любом порядке, только в самом соответствующем подписном листе, оговаривать исправления и помарки при составлении подписного листа. Из текста Федерального закона и Закона Краснодарского края следует, что способ оговорки исправлений не важен, определяющим является субъект, правомочный оговаривать исправления.
Исходя из положений части 13 статьи 22 Закона Краснодарского края следует признать допустимым любой способ, приемлемый для оговорки исправлений и помарок, позволяющий избирателям, сборщикам подписей реализовать их право по указанию на имеющиеся исправления и помарки. Например, способами оговорки исправлений и помарок могут быть следующие: проставление подписи уполномоченного субъекта в определенной строке, непосредственно около исправления, внесение слов "верно" или "исправленному верить" в конце подписного листа с указанием номера строки и колонки, куда внесено исправление, и др. Важно, чтобы оговорка об исправлении соответствовала конкретному исправлению в соответствующей строке и колонке подписного листа. При этом следует иметь в виду, что внесение оговорок об исправлениях не является нарушением формы подписного листа.
Во время проведения проверки подписных листов составляется выбраковочная ведомость (приложение N 2), а по ее окончании - итоговый протокол проверки подписных листов (приложение N 3), которые подписываются руководителем рабочей группы и представляются избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. При осуществлении проверки подписей в подписных листах, составлении выбраковочной ведомости и итогового протокола может использоваться таблица кодов нарушений (приложение N 4).
В выбраковочную ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов включаются данные о первичной проверке оформления представленных подписных листов. Кроме того, в итоговом протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей (количество отобранных для проверки), а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Выдача копии протокола о результатах проверки подписных листов и прилагаемых к нему документов регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству для регистрации исходящих документов.
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения могут представить в избирательную комиссию письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также указанные лица могут ознакомиться с подписными листами и выбраковочными ведомостями проверки. Возражения рассматриваются рабочей группой по проверке подписных листов. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на заседании избирательной комиссии.
Отказ в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов по результатам проверки подписей избирателей, собранных в его поддержку, регламентируется нормами пунктов 4 и 5 части 2 статьи 74, части 1 статьи 90 Закона Краснодарского края. При этом согласно указанной статье, а также части 14 статьи 22 Закона Краснодарского края при выборочной проверке подписей процент выявленных недостоверных и (или) недействительных подписей определяется от количества подписей, отобранных на основании решения избирательной комиссии посредством случайной выборки (жребия), а при проверке всех подписей избирателей - от их фактически представленного количества.
Обнаружение 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не является основанием для отказа в регистрации кандидату, муниципальному списку кандидатов, если для его регистрации требуется представление 199 и менее подписей избирателей. В этом случае основанием для отказа в регистрации может являться только выявление такого количества недостоверных и (или) недействительных подписей, за вычетом которого числа остающихся достоверных подписей недостаточно для регистрации.
Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в выбраковочную ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов, составленные рабочей группой по проверке подписных листов, после принятия избирательной комиссией решения о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, муниципального списка кандидатов в данной избирательной комиссии не допускается.
При решении вопроса о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на заседании избирательной комиссии рассматриваются все представленные кандидатом, избирательным объединением и рабочей группой документы. Избирательная комиссия по документам, представленным рабочей группой, принимает решение либо о согласии с результатами проверки подписных листов и признании подписей, указанных в выбраковочной ведомости и итоговом протоколе проверки подписных листов, недостоверными, либо частично или полностью не согласиться с результатами проверки рабочей группы и принять по конкретным подписям соответствующее решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.