Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел III.2.2. Нормативные параметры застройки производственных зон
25. Нормативный размер земельного участка производственного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застроенности.
Нормативная плотность застройки предприятий производственной зоны принимается в соответствии с приложением N 9 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
Площадь земельных участков должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности; коэффициент использования территории должен быть не ниже нормативного; в целях экономии производственных территорий рекомендуется блокировка зданий, если это не противоречит технологическим, противопожарным, санитарным требованиям, функциональному назначению зданий.
В пределах производственной территориальной зоны могут размещаться площадки производственных предприятий - территории площадью до 25 га в установленных границах, на которых располагаются сооружения производственного и сопровождающего производство назначения, и группы предприятий - территории площадью от 25 до 200 га в установленных границах (промышленный узел).
26. Территорию промышленного узла следует разделять на подзоны:
общественного центра;
производственных площадок предприятий;
общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.
В состав общественного центра следует включать административные учреждения управления производством, предприятия общественного питания, специализированные учреждения здравоохранения, предприятия бытового обслуживания.
На территории общих объектов вспомогательных производств и хозяйств следует размещать объекты энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонтного хозяйства, пожарных депо, отвального хозяйства производственной зоны.
27. Площадку предприятия по функциональному использованию следует разделять на следующие подзоны:
предзаводскую (за пределами ограды или условной границы предприятия);
производственную - для размещения основных производств;
подсобную - для размещения ремонтных, строительно-эксплуатационных, тарных объектов, объектов энергетики и других инженерных сооружений;
складскую - для размещения складских объектов, контейнерных площадок, объектов внешнего и внутризаводского транспорта.
28. Предзаводскую зону предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов, работающих на предприятии.
Размеры предзаводских зон предприятий следует принимать из расчёта на 1000 работающих:
0,8 га - при количестве работающих до 0,5 тысячи;
0,7 га - при количестве работающих более 0,5 до 1 тысячи;
0,6 га - при количестве работающих от 1 до 4 тысяч;
0,5 га - при количестве работающих от 4 до 10 тысяч;
0,4 га - при количестве работающих до 10 тысяч.
29. В предзаводских зонах и общественных центрах промышленных узлов следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
Открытые площадки для стоянки легковых автомобилей инвалидов допускается размещать на территориях предприятий.
30. Занятость территории (интенсивность использования) производственной зоны определяется в процентах как отношение суммы площадок производственных предприятий в пределах ограждения (при отсутствии ограждения - в соответствующих условных границах), а также объектов обслуживания с включением площади, занятой железнодорожными станциями, к общей территории производственной зоны.
Территория предприятия должна включать резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и сооружений в случае расширения и модернизации производства.
31. Производственная зона, занимаемая площадками производственных предприятий и вспомогательных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять не менее 60 процентов общей территории производственной зоны.
32. Санитарно-защитная зона отделяет производственную территорию от жилой, общественно-деловой, рекреационной зоны, зоны отдыха и других с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
Организация санитарно-защитных зон осуществляется на основании проекта в соответствии с требованиями пункта 10 настоящего раздела и раздела VIII "Охрана окружающей среды" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
33. Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена - не менее 60 процентов площади; для предприятий II и III классов - не менее 50 процентов; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, - не менее 40 процентов её территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
34. Режим территорий санитарно-защитных зон определяется в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
35. Нормативы на проектирование и строительство объектов и сетей инженерной инфраструктуры производственных зон (водоснабжение, канализация, электро-, тепло-, газоснабжение, связь, радиовещание и телевидение) принимаются в соответствии с требованиями подраздела III.4 "Зоны инженерной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
36. Удалённость производственных зон от головных источников инженерного обеспечения принимается по расчёту зависимости протяжённости инженерных коммуникаций (трубопроводов, газо-, нефте-, водо-, продуктоводов) от величины потребляемых ресурсов.
От ТЭЦ или тепломагистрали мощностью 1000 и более Гкал/час следует принимать расстояние до производственных территорий с теплопотреблением:
более 20 Гкал/час - не более 5 км;
от 5 до 20 Гкал/час - не более 10 км.
От водопроводного узла, станции или водовода мощностью более 100 тыс. куб. м/сутки следует принимать расстояние до производственных территорий с водопотреблением:
более 20 тыс. куб. м/сутки - не более 5 км;
от 5 до 20 тыс. куб. м/сутки - не более 10 км.
37. Нормативы на проектирование и строительство объектов транспортной инфраструктуры производственных зон принимаются в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
38. Условия транспортной организации территорий при их планировке и застройке должны соответствовать требованиям пунктов 42 - 45 настоящего раздела.
39. Транспортные выезды и примыкание проектируются в зависимости от величины грузового оборота:
для участка производственной территории с малым грузооборотом - до 2 автомашин в сутки или 40 тонн в год - примыкание и выезд на улицу районного значения;
для участка с грузооборотом до 40 машин в сутки или до 100 тыс. тонн в год - примыкание и выезд на городскую магистраль;
для участка с грузооборотом более 40 автомашин в сутки или 100 тыс. тонн в год - примыкание и выезд на железнодорожную магистраль и выезд на городскую магистраль (по специализированным внутренним улицам производственной зоны).
40. Обслуживание общественным транспортом и длину пешеходных переходов от проходной предприятия до остановочных пунктов общественного транспорта следует предусматривать в зависимости от численности занятых на производстве:
производственные территории с численностью занятых до 500 человек должны примыкать к улицам районного значения;
производственные территории с численностью занятых от 500 до 5000 человек должны примыкать к городской магистрали, а удалённость главного входа производственной зоны до остановки общественного транспорта должна быть не более 200 м;
для производственных территорий с численностью работающих более 5000 человек удалённость главного входа на производственную зону до остановки общественного транспорта должна быть не более 300 метров.
41. Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга.
Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов не должно превышать 800 м. При больших расстояниях от проходных до наиболее удалённых санитарно-бытовых помещений на площадке предприятия следует предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт.
Перед проходными пунктами и входами в санитарно-бытовые помещения, столовые и здания управления должны предусматриваться площадки из расчёта не более 0,15 кв. м на 1 человека наиболее многочисленной смены.
На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, пользующихся креслами-колясками, входы в производственные, административно-бытовые и другие вспомогательные здания следует оборудовать пандусами с уклоном не более 1:12.
42. Обеспеченность сооружениями и устройствами для хранения и обслуживания транспортных средств следует принимать в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
43. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует определять из расчёта не менее 3 кв. м на одного работающего в наиболее многочисленной смене.
Для предприятий с численностью работающих 300 человек и более на 1 га площадки предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из расчёта обеспечения установленного показателя плотности застройки.
Предельный размер участков, предназначенных для озеленения, не должен превышать 15 процентов площади предприятия.
44. При устройстве санитарно-защитных посадок между отдельными производственными объектами следует размещать деревья не ближе 5 м от зданий и сооружений; не следует применять хвойные и другие легковоспламеняющиеся породы деревьев и кустарников.
Расстояния от производственных, административных зданий и сооружений и объектов инженерной и транспортной инфраструктур до зелёных насаждений следует принимать в соответствии с требованиями подраздела II.4 "Зоны рекреационного назначения" раздела II настоящих нормативов градостроительного проектирования.
45. Расстояния между зданиями и сооружениями в зависимости от степени огнестойкости и категории производств, расположение пожарных депо, пожарных постов и радиусы их обслуживания следует принимать в соответствии с требованиями раздела XI "Противопожарные требования" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
46. При проектировании предприятий в зависимости от производственных процессов в составе административно-бытовых зданий следует предусматривать учреждения и предприятия обслуживания, в том числе здравоохранения и общественного питания в соответствии с требованиями подраздела II.3 "Общественно-деловые зоны" раздела II настоящих нормативов градостроительного проектирования.
47. В данном разделе разработаны нормативы по размещению пищевой и перерабатывающей промышленности, гидротехнических сооружений, гидро- и теплоэлектростанций, теплоэлектроцентралей, радиационных объектов при планировке и застройке городского округа с учётом специфики развития промышленности.
48. Предприятия по хранению и переработке зерна следует размещать в составе группы предприятий (комбинатов и промузлов) с общими вспомогательными производствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями.
Размещение предприятий должно обеспечивать минимальное расстояние перевозок сырья и готовой продукции. При этом мельзаводы и комбикормовые заводы следует размещать ближе к местам потребления, а крупозаводы, зернохранилища (за исключением производственных) - к местам производства сырья (зерна).
Указанные предприятия не допускается размещать в санитарно-защитной зоне предприятий, относимых по санитарной классификации к I и II классам в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
49. Предприятия следует размещать с наветренной стороны (ветров преобладающего направления) по отношению к предприятиям и сооружениям, выделяющим вредные выбросы в атмосферу, и с подветренной стороны по отношению к жилым и общественным зданиям.
50. Нормативный размер площади земельного участка определяется в соответствии с пунктом 25 настоящего раздела.
При этом нормативная плотность застройки принимается в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
51. Размещение предприятий в зависимости от санитарной классификации проектируется в соответствии с требованиями настоящего раздела.
52. Элеваторы следует проектировать с подветренной стороны за пределами нормативной санитарно-защитной зоны предприятий по хранению и переработке ядовитых жидкостей и веществ.
Не допускается размещать элеваторы вблизи предприятий по хранению и переработке легковоспламеняющихся горючих жидкостей, а также ниже по рельефу местности.
53. Санитарные разрывы между складами готовой продукции мельнично-крупяных предприятий и другими промышленными предприятиями следует принимать равными разрывам между этими предприятиями и селитебной территорией, а между указанными складами и комбикормовыми предприятиями - не менее 30 м.
54. В целях пожарной безопасности основные здания и сооружения предприятий следует проектировать II уровня ответственности и II степени огнестойкости.
Сушильно-очистные башни следует проектировать не менее III степени огнестойкости.
Здания зерноскладов и отдельные сооружения для приёма, сушки и отпуска зерновых продуктов и сырья, а также транспортёрные галереи зерноскладов допускается проектировать III уровня ответственности и III, IV и V степеней огнестойкости.
При этом помещения огневых топок зерносушилок должны отделяться от других смежных помещений противопожарными стенами первого типа и перекрытиями второго типа и иметь непосредственный выход наружу.
Бункеры для отходов и пыли следует проектировать с проездами под ними из несгораемых материалов.
Примечание: |
К основным зданиям и сооружениям относятся производственные корпуса мельнично-крупяных и комбикормовых предприятий, рабочие здания элеваторов, корпуса для хранения зерна, сырья и готовой продукции с транспортёрными галереями, включая отдельно стоящие силосы и силосные корпуса. |
55. Допускается блокировать здания и сооружения II степени огнестойкости (в том числе с устройством транспортёрных галерей и других технологических коммуникаций):
рабочие здания с силосными корпусами, отдельными силосами и приёмоотпускными сооружениями;
производственные корпуса мельниц, крупозаводов и комбикормовых заводов с приёмоотпускными сооружениями, корпусами сырья и готовой продукции.
При этом расстояния между ними не нормируются. Общая длина указанных зданий и сооружений, расположенных в линию, не должна превышать 400 м, суммарная площадь застройки соединенных зданий и сооружений - не более 10000 кв. м.
56. При проектировании объектов следует предусматривать блокировку зданий и сооружений подсобно-вспомогательного назначения.
57. Расстояния между зданиями и сооружениями принимаются в зависимости от степени огнестойкости и категории производства в соответствии с требованиями раздела XI "Противопожарные требования" настоящих нормативов.
58. Между торцами зданий зерноскладов допускается размещать сооружения для приёма, сушки, очистки и отпуска зерновых продуктов, а также здания комбикормовых заводов, крупоцехов и мельниц производительностью до 50 т/сут.
Расстояния между зерноскладами и указанными зданиями не нормируются при условии, если:
торцевые стены зерноскладов являются противопожарными;
расстояния между поперечными проездами линии зерноскладов (шириной не менее 4 м) не более 400 м;
здания и сооружения II степени огнестойкости имеют со стороны зерноскладов глухие стены или стены с проёмами, заполненными противопожарными дверями и окнами первого типа.
Площадь зданий зерноскладов между противопожарными стенами следует принимать не более 3000 кв. м. Здания зерноскладов следует проектировать, как правило, без световых проёмов.
59. На площадках мельнично-крупяных и комбикормовых предприятий и в их санитарно-защитных зонах не допускается проектировать озеленение из деревьев и кустарников, опушенные семена которых переносятся по воздуху.
60. Системы инженерного обеспечения предприятий проектируются в соответствии с требованиями подраздела III.4 "Зоны инженерной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
61. Автомобильные дороги, проезды и пешеходные дорожки проектируются в соответствии с требованиями подразделов III.2 "Производственные зоны" и III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования, СНиП 2.05.07-91*.
62. Для предприятий с большим грузооборотом сырья и продукции, кроме автомобильных дорог, следует проектировать железнодорожные подъездные пути.
При наличии железнодорожных путей, проходящих вдоль линий зданий и сооружений, допускается устройство подъездов к ним с одной продольной и одной торцевой (для крайнего здания) сторон.
Железнодорожные пути в пределах погрузочно-разгрузочных фронтов следует включать в площадь застройки, рассматривая их как погрузочно-разгрузочные площадки.
Переезды, не менее двух, или переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть всегда свободны для пропуска пожарных автомобилей.
63. При проектировании мест захоронения отходов производства должны соблюдаться требования раздела VI "Зоны специального назначения" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
64. Выбор и отвод участка под строительство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности должен производиться при обязательном участии органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением требований раздела VIII "Охрана окружающей среды" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
Следует учитывать размещение сырьевой базы, наличие подъездных путей, возможность обеспечения водой питьевого качества, условия спуска сточных вод, направление господствующих ветров.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности следует размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к санитарно-техническим сооружениям и установкам коммунального назначения и к предприятиям с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и неприятно пахнущими веществами, с подветренной стороны по отношению к жилым и общественным зданиям.
65. Санитарно-защитные зоны организуются в соответствии с подпунктами 32 - 37 настоящего раздела.
Размер санитарно-защитной зоны между предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, санитарно-техническими сооружениями и установками коммунального назначения, а также предприятиями с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и неприятно пахнущими веществами, следует принимать как для жилых районов от вредных производств (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
66. Размер санитарно-защитной зоны предприятий мясной промышленности до границы животноводческих, птицеводческих и звероводческих ферм должен быть 1000 м.
При проектировании предприятий мясной промышленности на берегах рек и других водоёмов общественного пользования их следует размещать ниже по течению от населённых пунктов.
Запрещается проектирование указанных предприятий на территории бывших кладбищ, скотомогильников, свалок.
67. При проектировании не допускается блокировать предприятия по переработке молока и производству молочных продуктов с предприятиями по обработке пищевых продуктов, относящимися по санитарной классификации ко II, III, IV классам (за исключением сыродельных и маргариновых), а также следующими предприятиями, относящимися к V классу: табачно-махорочными, первичного виноделия, винными, по варке товарного солода и приготовлению дрожжей, рыбокоптильными; с остальными - по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
68. Площадка предприятия должна иметь уклон для отвода поверхностных вод в дождевую канализацию от 0,003 до 0,05 в зависимости от типа грунта.
Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее чем на 0,5 м ниже отметки пола подвальных помещений.
69. При проектировании территорию предприятий молочной промышленности следует разделять на функциональные зоны: предзаводскую, производственную и хозяйственно-складскую.
На территории предприятий проектируются:
в предзаводской зоне: здания административных и санитарно-бытовых помещений, контрольно-пропускной пункт, площадка для стоянки личного транспорта, площадка для отдыха персонала;
в производственной зоне: производственные здания, склады пищевого сырья и готовой продукции, площадки для транспорта, доставляющего сырьё и готовую продукцию, котельная (кроме работающих на жидком и твёрдом топливе), ремонтно-механические мастерские;
в хозяйственно-складской зоне: здания и сооружения подсобного назначения (градирни, насосные станции, склады аммиака, горюче-смазочных материалов, химических реагентов, котельная на жидком или твёрдом топливе, площадки или помещения для хранения резервных строительных материалов и тары, площадки с контейнерами для сбора мусора, дворовые туалеты и прочее).
Расположение зданий и сооружений на промплощадке должно обеспечить поступление сырья и вывоз готовой продукции без встречных путей с поступлением топлива, вывозом отходов и прочего.
70. Санитарные разрывы между функциональными зонами участка должны быть не менее 25 м.
Открытые склады твёрдого топлива и других пылящих материалов следует размещать с наветренной стороны с разрывом не менее 50 м до ближайших бытовых помещений.
Расстояние от дворовых туалетов до производственных зданий и складов должно быть не менее 30 м.
Санитарные разрывы между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проёмы, должны быть не менее высоты до верха карниза наивысшего из противостоящих зданий и сооружений.
71. Зона строгого режима вокруг артезианских скважин и подземных резервуаров для хранения воды, а также санитарно-защитная зона от очистных сооружений до производственных зданий проектируются в соответствии с требованиями подраздела III.4 "Зоны инженерной инфраструктуры" раздела III и раздела V "Зоны особо охраняемых территорий" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
72. При проектировании территорию предприятий мясной промышленности следует разделять на функциональные зоны:
производственную, где расположены здания основного производства;
базу предубойного содержания скота с санитарным блоком (карантин, изолятор и санитарная бойня);
хозяйственную со зданиями вспомогательного назначения и сооружениями для хранения топлива, строительных и подсобных материалов.
База предубойного содержания скота проектируется в пониженной части площадки с ограждением от остальной территории железобетонной или металлической оградой высотой не менее 2 м и зоной зелёных насаждений.
Карантин, изолятор и санитарная бойня проектируются на обособленном участке базы предубойного содержания скота, ограждённом глухой железобетонной оградой высотой 2 м и зоной зелёных насаждений.
Санитарная бойня должна иметь отдельный въезд с улицы подачи больного скота, а также площадку для приёма, ветеринарного осмотра и термометрии скота.
При проектировании здания и сооружения базы предубойного содержания скота, предварительной очистки сточных вод, котельной склады твёрдого топлива следует располагать по отношению к производственным зданиям с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления), а к карантину, изолятору и санитарной бойне с наветренной стороны.
Расположение зданий, сооружений и устройств на территории предприятий должно обеспечивать возможность транспортировки без пересечения путей перевозки:
сырья и готовой продукции;
здорового скота, направляемого после ветеринарного осмотра на предубойное содержание, с путями больного или подозрительного на заболевание скота, направляемого в карантин, изолятор или на санитарную бойню;
пищевой продукции со скотом, навозом, отходами производства.
73. На территории предприятия предусматриваются санитарно-защитные разрывы до мест выдачи и приёма пищевой продукции:
от карантина, изолятора и санитарной бойни, размещаемых в отдельном здании, - не менее 100 м;
от открытых загонов содержания скота - не менее 50 м;
от закрытых помещений базы предубойного содержания скота и от складов хранения твёрдого топлива - не менее 25 м.
74. Автомобильные дороги, проезды и пешеходные дорожки проектируются в соответствии с требованиями настоящего раздела, подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования и СНиП 2.05.07-91*.
75. Территория предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности должна иметь сквозной или кольцевой проезд для автотранспорта со сплошным усовершенствованным покрытием, площадки, переходы, пешеходные дорожки для персонала - с непылящим покрытием.
76. Свободные от застройки и проездов участки территории должны быть использованы для организации зон отдыха, озеленения.
Не допускается проектировать озеленение из деревьев и кустарников, опушенные семена которых переносятся по воздуху.
77. Для размещения мусоросборников проектируются асфальтированные площадки, расположенные не ближе 30 м от производственных и вспомогательных помещений, площадью в 3 раза превышающие площадь мусоросборников.
Площадки должны иметь ограждение с трёх сторон сплошной бетонированной или кирпичной стеной высотой 1,5 м.
78. Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности проектируется ограждение по периметру территории.
При въезде на территорию предприятий молочной промышленности проектируются проездные помещения, оборудованные сплинкерными устройствами для наружного обмыва автоцистерн и грязеотстойниками с бензомаслоуловителями.
При въезде и выезде с территорий предприятий мясной промышленности проектируются дезинфекционные барьеры с подогревом дезинфицирующего раствора.
79. Для сбора и удаления производственных и бытовых сточных вод на предприятиях должны предусматриваться канализационные системы, которые могут присоединяться к канализационным сетям населённых пунктов или иметь собственную систему очистных сооружений.
Системы инженерного обеспечения предприятий проектируются в соответствии с требованиями подраздела III.4 "Зоны инженерной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
80. При проектировании мест захоронения отходов производства должны соблюдаться требования раздела VI "Зоны специального назначения" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
81. К гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах и другие.
82. При проектировании гидротехнических сооружений следует руководствоваться законодательством Российской Федерации и нормативными требованиями по безопасности гидротехнических сооружений; законодательством Российской Федерации и нормативными документами по охране окружающей среды при инженерной деятельности, а также предусматривать мероприятия, ведущие к улучшению экологической обстановки по сравнению с природной, использованию водохранилищ, нижних бьефов и примыкающих к ним территорий для развития туризма, обеспечения рекреации, рекультивации земель и вовлечения их в хозяйственную деятельность, не противоречащую оправданному природопользованию.
83. Гидротехнические сооружения в зависимости от их высоты и типа грунтов основания, социально-экономической ответственности и последствий возможных гидродинамических аварий подразделяются на классы в соответствии с приложением N 11 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
84. При проектировании гидротехнических сооружений следует обеспечивать и предусматривать:
надёжность сооружений на всех стадиях их строительства и эксплуатации в зависимости от класса сооружения;
постоянный инструментальный и визуальный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, а также природными и техногенными воздействиями на них;
подготовку ложа водохранилища и хранилищ жидких отходов промышленных предприятий и прилегающей территории;
охрану месторождений полезных ископаемых;
необходимые условия судоходства;
сохранность животного и растительного мира, в том числе организацию рыбоохранных мероприятий;
минимально необходимые расходы воды, а также благоприятный уровневый и скоростной режимы в бьефах с учётом интересов водопотребителей и водопользователей, а также благоприятный режим уровня грунтовых вод для освоенных земель и природных экосистем;
возможность забора воды насосами и подъезда не менее 2 пожарных автомобилей.
85. Проектирование гидротехнических сооружений следует осуществлять в зависимости от класса сооружений в соответствии с требованиями СНиП 33-01-2003.
Тип сооружений, их параметры и компоновку, а также расчётные уровни воды следует выбирать с учётом:
места возведения сооружений, природных условий района (климатических, инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических, сейсмических, топографических, гидрологических, биологических и других);
развития и размещения отраслей народного хозяйства, в том числе развития энергопотребления, изменения транспортной схемы и роста грузооборота, развития орошения и осушения, обводнения, водоснабжения, судостроения и судоремонта, комплексного освоения участков морских побережий;
водохозяйственного прогноза изменения гидрологического и термического режима рек в верхнем и нижнем бьефах; заиления наносами и переформирования русла и берегов рек, водохранилищ и морей; затопления и подтопления территорий и инженерной защиты расположенных на них зданий и сооружений;
изменения условий и задач судоходства, рыбного хозяйства, водоснабжения и работы мелиоративных систем;
установленного режима природопользования (сельскохозяйственные угодья, заповедники и другие):
условий быта и отдыха населения (пляжи, курортно-санаторные зоны и другие);
мероприятий, обеспечивающих требуемое качество воды: подготовки ложа водохранилища, соблюдения надлежащего санитарного режима в водоохранной зоне, ограничения поступления биогенных элементов с обеспечением их количества в воде не выше предельно допустимых концентраций;
условий постоянной и временной эксплуатации сооружений;
возможности разработки природных ресурсов;
обеспечения эстетических и архитектурных требований к сооружениям, расположенным на берегах водотоков, водоёмов и морей.
86. Основные гидротехнические сооружения речных портов 1-й, 2-й и 3-й категорий следует относить к III классу, остальные сооружения - к IV классу.
Категорию порта следует устанавливать по таблице 5 приложения N 11 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
Грузооборот и пассажирооборот определяются в соответствии с нормами технологического проектирования речных портов на внутренних водных путях.
87. Компоновка, размеры, эксплуатационные нагрузки портовых сооружений (причальных, оградительных, берегоукрепительных) определяются в соответствии с действующими нормами и правилами.
Выбор типа и конструкции причальных сооружений следует производить с учётом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и других.
88. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объёмов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.
89. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать прокладку инженерных сетей, устройство пожарных проездов, установку колёсоотбойных брусьев, стремянок, рымов, отбойных и швартовных устройств, покрытие территории с отводом поверхностных вод, крепление дна и другие мероприятия в соответствии с действующими нормами и правилами.
90. Санитарно-защитные зоны для причалов, мест перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции принимаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
91. Тепловые электростанции (ТЭС), государственные районные электростанции (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) следует размещать на основе схем развития энергосистем с учётом перспектив развития топливных ресурсов, а также доставки топлива и передачи электроэнергии, пара и тепла энергопотребителям с учётом требований пожарной безопасности.
При размещении ГРЭС на основе схемы развития энергосистемы должны быть учтены схемы развития грузопотоков по железным дорогам и водным путям сообщения, условия водоснабжения, системные и межсистемные связи по линиям электропередачи.
92. Площадку для размещения ТЭС следует выбирать в соответствии с требованиями подраздела III.2. "Производственные зоны" настоящего раздела, а также с учётом расчётов рассеивания загрязняющих веществ с определением расчётной концентрации в приземном слое атмосферы и по вертикали с учётом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха (10 - 40 высот трубы).
Планировочные отметки площадок ТЭС, проектируемых на прибрежных участках рек и водоёмов, должны приниматься не менее чем на 0,5 м выше расчётного наивысшего горизонта вод с учётом подпора и уклона водопотока, а также расчётной высоты волны и её нагона. За расчётный горизонт следует принимать уровень с вероятностью его превышения один раз в 100 лет.
93. Площадку для размещения ТЭЦ следует выбирать в центре тепловых нагрузок с учётом перспективного развития энергопотребителей. Проектируемая ТЭЦ должна размещаться в составе групп предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций.
94. В пределах ограждаемой площадки ТЭС располагаются главный корпус, корпус подсобных производств, открытая установка трансформаторов, закрытое распределительное устройство, пиковые водогрейные котельные, градирни и другие вспомогательные хозяйства и установки.
Ограждение площадки ТЭС следует предусматривать стальным сетчатым или железобетонным, высотой 2 м.
Для размещения устройств автоматической охранной сигнализации следует предусматривать свободную от застройки зону с внутренней стороны ограждения шириной 5 м.
95. Вне пределов площадки ТЭС проектируются золошлакоотвалы, резервные и расходные склады угля, железнодорожные приёмоотправочные пути и связанные с ними разгрузочные устройства для топлива.
Допускается проектировать вне площадки ТЭС: насосные станции циркуляционного, противопожарного и питьевого водоснабжения, брызгальные бассейны. При этом указанные объекты должны иметь сетчатое ограждение высотой 1,6 м.
96. Размеры площадок для золошлакоотвалов должны предусматриваться с учётом работы ТЭС не менее 25 лет.
Размещение золошлакоотвалов на площадках с отметками заполнения, превышающими планировочные отметки ближайших населённых пунктов или объектов народнохозяйственного значения (промышленных предприятий, железнодорожных магистралей, автомобильных магистральных дорог, нефтегазопроводов, сельскохозяйственных объектов) не допускается.
97. Резервные и расходные склады угля и сланца должны иметь однониточную транспортёрную связь с топливоподачей ТЭС.
От резервных складов (от ограждения склада) до других объектов следует принимать расстояния:
здания и сооружения ТЭС (кроме зданий и сооружений данного склада), жилые и общественные здания - 300 м;
железнодорожные пути с организованным движением поездов (до оси крайнего пути) - 200 м;
железнодорожные пути с неорганизованным движением поездов (до оси крайнего пути) - 75 м;
открытые склады лесоматериалов - 150 м;
склады горючих жидкостей:
наземные - 200 м;
подземные - 150 м;
лес хвойных пород - 200 м;
лес лиственных пород - 75 м.
Примечание: |
Здания и сооружения склада следует размещать на расстоянии 50 м от штабелей с подветренной стороны. |
98. Склады угля должны иметь площадки, предназначенные для освежения, а также для охлаждения самонагревшегося угля. Площадки для складирования угля или торфа должны быть спланированы так, чтобы исключать их затопление паводковыми или грунтовыми водами.
Размер указанных площадок должен составлять 5 процентов общей площади склада.
99. Расстояния от зданий, сооружений, установок, устройств ТЭС проектируются в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивая при этом нормативную плотность застройки.
Нормативная плотность застройки ТЭС принимается в соответствии с приложением N 9 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
100. В целях защиты окружающей среды от загрязнений для ТЭС, ТЭЦ и районных котельных необходимо предусматривать устройство санитарно-защитных зон, размеры которых принимаются в соответствии с подпунктом 239 раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
101. Проектирование сетей и сооружений инженерной инфраструктуры ТЭС (водо-, электро-, теплоснабжение, канализация, связь) следует осуществлять в соответствии с требованиями подраздела III.4 "Зоны инженерной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
102. При проектировании систем водоснабжения и выборе источника водоснабжения следует учитывать существующее и перспективное использование водных ресурсов, санитарное состояние и рыбохозяйственное использование водоёмов, целесообразность комплексного водопользования для промышленности, сельского хозяйства, водного транспорта, а также для спортивно-оздоровительных целей и отдыха населения.
В качестве водохранилищ-охладителей ТЭС следует использовать озёра и существующие водохранилища с соблюдением требований охраны окружающей среды, с расчётной обеспеченностью среднемесячных расходов источников водоснабжения 95 процентов и расчётной обеспеченностью минимальных уровней воды в источнике 97 процентов.
103. Систему гидрозолошлакоудаления следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП II-58-75.
104. Подъездные и внутренние автомобильные дороги и железнодорожные пути следует проектировать в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
105. Расстояния между зданиями, сооружениями, устройствами и установками ТЭС в целях пожарной безопасности, расположение пожарных депо и радиусы их обслуживания следует проектировать в соответствии с положениями раздела XI "Противопожарные требования" настоящих нормативов градостроительного проектирования.
106. Проезды для пожарных автомобилей вокруг складов угля, сланцев и открытого распределительного устройства, а также проезды вдоль открытого сбросного канала, золошлакопроводов и других линейных сооружений следует предусматривать по свободно спланированной полосе шириной не менее 6 м с низшими типами покрытий.
Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до стен зданий не должно превышать 25 м. Вдоль продольных сторон главного корпуса это расстояние допускается в необходимых случаях увеличивать до 60 м при условии устройства тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин на расстоянии от 5 до 15 м от стены главного корпуса и установкой на площадках пожарных гидрантов. Расстояния между тупиковыми дорогами не должны превышать 100 м.
107. Размещение радиационных объектов должно соответствовать требованиям ОСПОРБ-99/2010 (СП 2.6.1.2612-10), НРБ-99/2009 (СанПиН 2.6.12523-09) и СанПиН 2.6.1.07-03.
108. Для некоторых объектов в соответствии с характеристиками их безопасности размеры санитарно-защитных зон могут быть ограничены пределами территории площадки объекта, здания, помещения.
109. В санитарно-защитной зоне радиационного объекта запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не предназначенных для эксплуатации объекта.
В санитарно-защитной зоне радиационного объекта допускается размещать здания и сооружения подсобного и обслуживающего назначения: пожарные части, прачечные, помещения охраны, гаражи, склады (за исключением продовольственных), столовые для персонала объекта, административно-служебные здания, пункты медицинского назначения, ремонтные мастерские, транспортные сооружения, сооружения технического и питьевого водоснабжения и канализации, временные и подсобные сооружения строительных и монтажных организаций, а также другие здания и сооружения по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На территории санитарно-защитной зоны разрешается выращивание сельскохозяйственных культур, выпас скота при условии обязательного радиационного контроля производимой сельхозпродукции.
Использование расположенных в санитарно-защитной зоне водоёмов для хозяйственных целей согласовывается с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
110. При проектировании площадок производственных зданий, складов и хранилищ радиоактивных материалов следует предусматривать мероприятия по предотвращению затопления паводковыми и сточными водами, обеспечению беспрепятственного стока атмосферных и талых вод, возможности естественного проветривания и прямого солнечного излучения.
111. Производственные здания и сооружения, являющиеся источниками выброса радиоактивных веществ в атмосферу, должны размещаться на площадке преимущественно с подветренной стороны по отношению к другим зданиям.
112. Промплощадка радиационного объекта (охраняемая и ограждённая территория размещения производственных, административных, санитарно-бытовых и вспомогательных зданий и сооружений предприятия) должна быть разделена на условно "чистую" и "грязную" зоны по характеру производимых работ и степени возможного радиоактивного загрязнения.
113. Системы и сооружения инженерного обеспечения радиационных объектов следует проектировать в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и НРБ-99/2009 с целью исключения ухудшения микроклиматических условий в населённых пунктах районов расположения объектов и на автомобильных дорогах.
Территория объекта должна иметь организованный сток ливневых и талых вод в ливневую канализацию.
Необходимость раздельного сброса ливневых вод с территории "чистой" и "грязной" зон и необходимость оборудования очистных сооружений на ливневой канализации определяется проектом.
114. Проектом предприятия должна быть предусмотрена схема специальных транспортных маршрутов с учётом расположения "чистой" и "грязной" зон.
Внутриплощадочные автомобильные дороги должны иметь твёрдое асфальтобетонное покрытие капитального типа, закрытый путевой дренаж и бордюрный камень, а железнодорожные пути должны иметь заглубленный балластный слой и ливневую канализацию.
115. Радиационные объекты I и II категории должны иметь по периметру промплощадки не менее двух транспортных подъездов (выездов) к автодорожным и (или) железнодорожным путям, расположенным с противоположных сторон площадки.
На въездах и выездах с территории площадки радиационного объекта должны предусматриваться посты дозиметрического контроля и устройства для дезактивации транспортных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.