Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 15 августа 2016 г. N 1017 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Приложение
к приказу министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 6 ноября 2012 г. N 529
Порядок
проведения мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
29 августа, 5 декабря 2013 г., 15 августа 2016 г.
1. Общие положения
Мониторинг доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - мониторинг доступности объектов) проводится в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Порядок проведения мониторинга доступности объектов (далее - Порядок) разработан в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 год N 969 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Доступная среда".
Целью проведения мониторинга доступности объектов является:
оценка состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - маломобильные группы населения - МГН) в муниципальных образованиях края;
информационное наполнение краевого банка данных "Доступная среда";
подготовка и распространение информационно-справочных материалов для специалистов и граждан, как на бумажном, так и на электронном носителе;
формирование и обновление карт доступности для инвалидов объектов и услуг.
Результаты мониторинга доступности объектов могут использоваться органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти Краснодарского края для планирования мероприятий по созданию для инвалидов и других МГН условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
2. Проведение мониторинга доступности объектов
Мониторинг доступности объектов проводится управлениями социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальных образованиях (далее - УСЗН) и государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края (далее - ГУСО) при взаимодействии с органами местного самоуправления и местными подразделениями общественных объединений инвалидов.
Процесс проведения мониторинга доступности объектов состоит из следующих основных этапов: подготовительный; исследовательский; аналитический.
2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе проведения мониторинга доступности объектов УСЗН необходимо решить следующие задачи:
2.1.1. Формирование реестра приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Реестр).
Реестр формируется УСЗН ежегодно, во взаимодействии с представителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех) и органов местного самоуправления, путем определения приоритетных объектов из общего перечня объектов, расположенных на территории муниципального образования.
Объект - это определенный объект недвижимости (здание или сооружение полностью или его часть) с прилегающим участком (при наличии) на котором организацией (хозяйствующим субъектом) или структурным подразделением (филиалом), осуществляется предоставление услуг.
Приоритетными признаются объекты следующих сфер:
государственное (муниципальное) управление;
финансово-кредитные;
здравоохранение;
образование и наука; физическая культура и спорт; культура;
транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура;
информация и связь;
услуг и потребительского рынка;
жилищная;
религиозного значения.
критериями отбора для включения объекта в Реестр являются:
социальная значимость объекта для инвалидов и других МГН;
потенциальная возможность систематического посещения объекта инвалидами и другими МГН;
отсутствие альтернативной возможности получения инвалидами и другими МГН данной услуги на другом объекте.
Форма Реестра представлена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В Реестре указывается следующая информация:
наименование объекта;
место нахождения объекта (адрес);
имеющиеся в УСЗН данные о лице, осуществляющем деятельность на объекте (собственник, арендатор; наименование юридического лица, предпринимателя; ИНН, телефон и т.д.).
Реестр подписывается руководителем УСЗН по согласованию с руководителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех).
При поступлении в УСЗН информации о введенных в эксплуатацию объектах приоритетных сфер и письменных обращений граждан о дополнении Реестра другими объектами УСЗН формирует списки данных объектов и направляет на согласование руководителям местных подразделений общественных объединений инвалидов для включения в Реестр.
Изменения в Реестр вносятся путем оформления приложения к Реестру, которое должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к порядку формирования и форме Реестра.
2.1.2. Разработка плана проведения мониторинга доступности объектов.
План проведения мониторинга доступности объектов (далее - План) формируется УСЗН с учетом необходимости проведения мониторинга доступности всех приоритетных объектов, указанных в Реестре, в течение календарного года.
План подписывается руководителем УСЗН по согласованию с руководителями местных подразделений общественных объединений инвалидов (не менее трех).
В Плане указывается: наименование и место расположения (адрес) объекта, месяц проведения мониторинга, ответственный исполнитель и информация об исполнении.
По результатам проведенного мониторинга доступности объектов в графе "Информация об исполнении" Плана по каждому объекту мониторинга ставится отметка "исполнено" или "не исполнено", указывается причина не исполнения и при необходимости корректируется дата проведения мониторинга.
2.1.3. Проведение информационной и разъяснительной работы о целях и задачах проведения мониторинга доступности объектов.
Информационная и разъяснительная работа проводится УСЗН путем публикации информационных материалов в СМИ, оформления информационных стендов, распространения памяток и буклетов, направления информационных писем и так далее.
Кроме того УСЗН размещает в СМИ информацию об утвержденном Реестре и по возможности размещает его на информационном портале администрации муниципального образования.
2.2. Исследовательский этап
Исследовательский этап проведения мониторинга доступности объектов заключается в проведении обследования приоритетных объектов, включенных в Реестр, в соответствии с утвержденным Планом, на предмет оценки состояния их доступности и соответствия установленным нормативным требованиям с фиксацией результатов обследования в паспорте доступности объекта.
Основанием для проведения оценки состояния доступности для инвалидов и других МГН объектов, не включенных в Реестр, является поступление в УСЗН письменных обращений государственных и муниципальных органов, граждан, организаций и должностных лиц, содержащих информацию о нарушениях законодательства об обеспечении для инвалидов и других МГН беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, а также поступивших писем и запросов органов прокуратуры.
Типовые формы паспортов доступности различных видов объектов представлены в приложениях N 2 - 8 к настоящему Порядку.
Технология оценки состояния доступности объектов и определения необходимых мероприятий по их адаптации, основана на адаптированных к профессиональным знаниям, умениям и навыкам работников УСЗН и ГУСО версиях следующих компонентов оценки доступности объекта:
определение основных функциональных зон и элементов объекта;
параметры, критерии и алгоритм оценки доступности основных функциональных зон и элементов объекта с учетом требований для различных категорий инвалидов;
технология оценки состояния доступности объекта и определения необходимых мероприятий по его адаптации.
Основные функциональные зоны и элементы объекта указаны в типовых формах паспортов доступности различных видов объектов.
В основу сводной оценки доступности объекта положены параметры доступности его основных функциональных зон и элементов в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве (с учетом основных критериев для различных категорий инвалидов: инвалиды-колясочники, инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, инвалиды по слуху).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования указанные в СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов", а также в методических документах - рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов (в том числе по отдельным видам жилых, общественных и производственных зданий и сооружений).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования, которые должны обеспечивать:
досягаемость кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
безопасность путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе;
удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:
доступность;
безопасность;
информативность;
комфортность (удобство).
Критерий доступности содержит требования:
беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
достижения места целевого назначения (места предоставления услуги или обслуживания) и пользования предоставленными возможностями;
возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
пожарная безопасность.
Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения, и возможность эффективной ориентации;
возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования на объекте.
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;
соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
Уровень комфортности оценивается как с физической, так и с психологической позиций.
Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
создание условий для минимальных затрат и усилий на удовлетворение своих нужд;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
сокращение времени и усилий на получение необходимой услуги.
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно необходимой информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.".
Указанные критерии должны учитываться не только при вынесении решения о состоянии доступности, но и при разработке проектов решений по адаптации объектов.
В разделе 2.2.1 Порядка описана организация, порядок работы по паспортизации приоритетных объектов и ее документационное оформление. Формируемые на этапах работы паспорта доступности объектов фактически содержат технологию оценки состояния доступности объекта, а также технологию выработки решения по его адаптации.
2.2.1. Обследование и паспортизация приоритетных объектов.
Обследование объектов проводится специалистами УСЗН и ГУСО в соответствии с утвержденным Планом и по возможности в присутствии лица, осуществляющего деятельность на объекте, или его представителя.
Обследование объекта проводится путем визуального осмотра его архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов.
Определяются внешние параметры объекта - наличие или отсутствие конкретных элементов или деталей здания или помещений, количество этажей, наличие информации и т.п.
Визуально определяются параметры обследуемых элементов или деталей объекта, например, ширина проемов или коридоров, уклон пандуса, высота ограждения и т.п.
В ходе обследования выполняется фотографирование основных функциональных зон и элементов объекта.
Результаты обследования фиксируются в паспорте доступности объекта.
При наличии на объекте нескольких зданий или нескольких помещений с отдельным входом они подлежат обследованию с отражением результатов в отдельных паспортах доступности.
Паспорт доступности объекта составляется в двух экземплярах: один - для использования в дальнейшей работе и хранения в делах УСЗН; второй - для лица, осуществляющего деятельность на объекте, для организации исполнения рекомендаций по обеспечению доступности.
При заполнении паспорта доступности объекта должны быть заполнены все его графы.
В графе 4 таблицы "Соответствие элементов объекта нормативным требованиям доступности для инвалидов" по каждому элементу объекта ставится отметка о соответствии "соответствует" или не соответствии "не соответствует" его качественных и количественных параметров основным нормативным требованиям обеспечения доступности, указанным в графе 3 таблицы. Кроме того фиксируется наличие "в наличии" или отсутствие "отсутствует" отдельных функциональных зон и элементов объекта.
В графе 5 таблицы кратко описывается суть замечаний или отклонений фактического состояния доступности элемента от установленных нормативных требований. При наличии элемента, удовл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.