Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 53.6. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протоколов об итогах голосования участковой комиссией референдума
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников референдума и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования, доставки всех переносных ящиков для голосования, в которые проводилось голосование участников референдума вне помещения для голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, указанные в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при голосовании. После этого члены участковой комиссии оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 17 статьи 53.3 настоящего Закона, и вносят его в строку 14 протокола и его увеличенной формы. С погашенными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона, под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает и вносит в строку 2 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией, а также оглашает и вносит в строку 11 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения территориальной (нижестоящей территориальной) и участковой комиссиями, а также участников референдума, исключенных из списка участников референдума по другим причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования, в том числе при голосовании в соответствии с абзацем первым пункта 11.1 статьи 44 настоящего Закона (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
4) число участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с абзацем вторым пункта 11.1 статьи 44 настоящего Закона (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке до дня голосования;
6) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке;
7) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов участников референдума. Итоговые данные, которые определяются как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи по всем страницам списка участников референдума, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка участников референдума, заверяет своей подписью и печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы:
1) в строку 1: число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
2) в строку 3: число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно;
3) в строку 4: число бюллетеней, выданных участковой комиссией участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5: число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
5) в строку 12: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке до дня голосования;
6) в строку 13: число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке;
7) в строку 15: число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной избирательной комиссией по участку до дня голосования.
7. После осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке до дня голосования, и числа погашенных на участке открепительных удостоверений. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список участников референдума, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, по которому не выполняется указанное контрольное соотношение, и вносит данные о расхождении в строку 16 такого протокола и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 16 проставляется цифра "0".
8. После осуществления действий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
9. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой комиссии об итогах голосования, в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо в иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
11. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона.
12. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов участников референдума пользоваться письменными принадлежностями, кроме случаев, предусмотренных пунктами 14 и 17 настоящей статьи. Все действия членов участковой комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов участников референдума.
13. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов участников референдума не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
14. В первую очередь проводится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие в соответствии с абзацем вторым пункта 11.1 статьи 44 настоящего Закона участники референдума, затем с бюллетенями, которые заполнили участники референдума, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Подсчет бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы для голосования по округу референдума превышает число отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал досрочно, либо число заявлений участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о получении бюллетеня для голосования по округу референдума, все находившиеся в данном переносном ящике для голосования бюллетени для голосования по округу референдума, по которому выявлено такое превышение их числа, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу участковой комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней (строка 9 протокола). На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются.
15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
16. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса извлекают из стационарных ящиков для голосования бюллетени и смешивают их с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования. Бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на пачки по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), и одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов участников референдума. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более бюллетенях отметок участников референдума не допускается.
17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от позиций "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), а также бюллетени, в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате справа от позиций "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 14 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 9 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.
18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам участников референдума, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов участников референдума, могли видеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строки 19 и 20 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число действительных бюллетеней для голосования путем суммирования данных, содержащихся в строках 19 и 20 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 10 протокола и его увеличенной формы.
20. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют (путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10 протокола) число бюллетеней установленной формы по округу референдума, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 8 протокола участковой комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. После чего проводится проверка следующего соотношения: число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования (строка 8 протокола), должно быть меньше или равно сумме числа бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (строка 3 протокола), и числа бюллетеней, выданных участковой комиссией участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (строка 4 протокола). На участках, на которых проводилось досрочное голосование избирателей в порядке, указанном в абзаце втором пункта 11.1 статьи 44 настоящего Закона, в данном соотношении строка 8 должна быть обязательно меньше суммы строк 3 и 4. Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия производит дополнительный подсчет данных, внесенных в список участников референдума, а на участках, где проводилось досрочное голосование избирателей в порядке, указанном в абзаце втором пункта 11.1 статьи 44 настоящего Закона, проверяет внесение данных о числе использованных для такого голосования бюллетеней в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи в строку 7 протокола участковой комиссии (число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования).
21. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
22. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой комиссии об итогах голосования (в части строк протокола, пронумерованных в соответствии со статьей 53.5 настоящего Закона, за исключением контрольного соотношения, проверка которого проводится в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи). Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных по всем или отдельным строкам протокола, по которому указанные контрольные соотношения не выполняются, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 такого протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 17 "Число утраченных бюллетеней" и строку 18 "Число бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 17, при этом в строке 18 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, больше числа, указанного в строке 2, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 18, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 17 и 18 проставляется цифра "0".
23. Бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам участников референдума, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). В отдельные пачки упаковываются недействительные бюллетени и погашенные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы бюллетени, указывается число находящихся в ней бюллетеней, ставится отметка: "по позиции "Да" (или "по позиции "За"),"по позиции "Нет" (или "по позиции "Прошв"), либо "Недействительные бюллетени". Упакованные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящей статьи, упакованные открепительные удостоверения, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии референдума или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона.
24. После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Протокол, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания его указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов участников референдума.
25. Если во время заполнения протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Если при подписании протокола подпись хотя бы одного члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса проставлена другим членом участковой комиссии референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов участников референдума.
26. При подписании протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с протоколом в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись, и он подписывается этим членом комиссии.
27. По требованию члена участковой комиссии референдума, иных лиц, указанных в пункте 8 статьи 17.1 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана изготовить и выдать указанным лицам заверенные в порядке, указанном в пункте 12 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 10 статьи 17 Закона Краснодарского края "О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае", копии протоколов. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии референдума и проставление их подписей не требуются. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия референдума отмечает факт выдачи заверенной копии каждого протокола в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. Наличие в копии протокола подписей членов участковой комиссии референдума не обязательно.
28. Если после подписания протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования и направления его первого экземпляра в комиссию, организующую референдум (нижестоящую территориальную комиссию референдума), участковая комиссия референдума, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 18 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной комиссией референдума в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия референдума обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 18 протокола. О принятом решении участковая комиссия референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума. Ранее представленный участковой комиссией в территориальную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строки 19 и 20 протокола проводится повторный подсчет голосов избирателей в порядке, предусмотренном пунктами 15 и 16 статьи 48 настоящего Закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
29. Дальнейший порядок работы с протоколом об итогах голосования участковой комиссии референдума после его подписания и срок его передачи в территориальную комиссию должны соответствовать порядку и срокам, установленным соответствующим федеральным законом на выборах федерального органа государственной власти, с днем голосования на которых был совмещен день голосования на референдуме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.