Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Краснодарского края
"О краевой целевой программе
"Строительство объектов инженерной
и транспортной инфраструктуры
в целях развития юго-восточной части
Апшеронского района и создания
горноклиматического курорта
Лагонаки" на 2008 - 2012 годы"
Краевая целевая программа
"Строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры
в целях развития юго-восточной части Апшеронского района и создания
горноклиматического курорта Лагонаки" на 2008 - 2012 годы
Паспорт краевой целевой программы
"Строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры
в целях развития юго-восточной части Апшеронского района и создания
горноклиматического курорта Лагонаки" на 2008 - 2012 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Инфраструктурное обеспечение экономического развития Краснодарского края является важной задачей в комплексном развитии региона и наращивании его конкурентных преимуществ. Отсутствие развитой инфраструктуры на территории Апшеронского района не дает возможности его экономическому развитию и созданию горноклиматического курорта Лагонаки, что отражается на низкой конкурентоспособности приоритетного сектора экономики района - горноклиматического курортного комплекса.
В целях решения проблем развития санаторно-курортного и туристского комплекса муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края в 2002 году была начата реализация краевой целевой программы развития курортно-туристского комплекса и решения социальных проблем отдаленных горных поселков Апшеронского района на 2002 - 2007 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 октября 2002 года N 1742-П.
Реализация мероприятий указанной краевой целевой программы на 2002 - 2007 годы, в частности, разработка схемы территориального планирования юго-восточной части муниципального образования Апшеронский район, проведение комплексного экологического обследования, разработка первого этапа проектно-сметной документации водопроводных сетей в поселке Мезмай, активная рекламная кампания, решение проблем, связанных с эксплуатацией инфраструктуры Гуамского ущелья, позволила создать систему планомерного формирования территории курорта как объекта налогооблагаемой базы и увеличить количество отдыхающих с 2002 по 2007 год с 80 тысяч до 150 тысяч человек соответственно (ожидаемый прогноз на 2008 год - 340 тысяч человек).
Появилась достаточно стабильная динамика роста рабочих мест в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса. Процент занятости в курортно-туристской сфере с 2002 по 2007 год вырос почти в четыре раза (с 0,5 процента до 1,85 процента трудоспособного населения муниципального образования).
С 2002 по 2007 год объем платежей предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса муниципального образования Апшеронский район во все уровни бюджетов увеличился в три раза (с 2,1 млн. рублей до 6,3 млн. рублей).
Однако реализация мероприятий указанной краевой целевой программы на 2002 - 2007 годы выявила ряд проблем, сдерживающих темпы развития отрасли.
1. Недостаточное развитие градостроительной деятельности (имеющаяся градостроительная документация территории, планируемой для развития курорта, устарела и препятствует привлечению крупных инвестиций). Разработанная в предыдущие годы градостроительная документация не учитывает требований, предъявляемых к развитию курортных территорий, что может привести к бессистемному развитию инженерной инфраструктуры, увеличить затратную часть местных бюджетов, негативно влиять на состояние природных лечебных ресурсов, препятствовать процессу градостроительного планирования.
2. Хаотичная застройка капитальными сооружениями перспективных территорий, на которых планируется создание горноклиматического курорта Лагонаки.
3. Низкий уровень подготовки менеджеров и других специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе.
4. Отсутствие современных, соответствующих международным санитарным нормам мест утилизации и переработки бытовых отходов представляет серьезную угрозу экологической безопасности курортов. Без комплексных научно-изыскательских работ и использования их в перспективных планах развития высокогорного климатического курорта Лагонаки проблему решить невозможно.
5. Отсутствие подъездных путей к туристским центрам - поселку Мезмай и станице Темнолесская ввиду отсутствия автомобильной дороги станица Нижегородская - поселок Мезмай - Лагонаки отрицательно влияет на количество отдыхающих и туристов и качество медицинского обслуживания как отдыхающих, так и местных жителей. Так, из-за отсутствия транспортного доступа к поселку Мезмай в 2006 году к пострадавшим на объектах санаторно-курортного и туристского комплекса Лагонаки был осуществлен 51 выезд персоналом Каменномостского врачебного участка Республики Адыгея (расстояние от территории Апшеронского района 31 км). Таким образом, автомашина Каменномостского врачебного участка отсутствовала на территории участка 58 часов 41 минуту. В первом полугодии 2007 года осуществлено 32 выезда на территорию муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края. В марте 2008 года по указанной выше причине произошел летальный исход на территории Каменномостского врачебного участка. Машина и врач не смогли своевременно прибыть к пациенту, так как в это время оказывалась помощь пострадавшему на территории Апшеронского района.
6. Отсутствие в настоящее время свободных электрических мощностей при существующем максимальном лимите мощности 2,3 МВт. Согласно разработанной схеме территориального планирования юго-восточной части Апшеронского района электрическая нагрузка курорта Лагонаки с учетом потерь в сетях и неучтенных потребителей (15 процентов) составит к 2017 году 87 МВт. Сохранить устойчивость экологического качества среды возможно лишь при переводе значительного объема нагрузок отопления, вентиляции (кондиционирования) и горячего водоснабжения объектов на чистые источники теплоснабжения, работающие с использованием электрической энергии. Таким образом, суммарная электрическая нагрузка курорта к 2017 году составит около 150 МВт, а дефицит мощности по сравнению с 2008 годом - 147,7 МВт.
7. Отсутствие сети газоснабжения. Теплоснабжение потребителей юго-восточной части Апшеронского района является децентрализованным, усадебный фонд имеет печное отопление.
8. Отсутствие на рассматриваемой территории систем водоснабжения. Только в поселке Мезмай хозяйственным способом построена система водоснабжения, источником которой служат каптажи ключей. Существующие гостиницы и комплексы отдыха на планируемой территории получают воду от индивидуальных источников, представляющих собой скважины и каптажи. Население пользуется скважинами и колодцами. Через планируемую территорию от группового водопровода проложен Майкопский магистральный водовод диаметром 1000 мм и протяженностью 80 км, источником которого служат подземные воды. По данным МУП "Майкопводоканал" для нужд планируемого района из этого водовода в настоящее время может быть отобрано около 0,7 тыс. куб. м воды в сутки, между тем потребность в воде там к 2017 году составит 23 тыс. куб. м в сутки.
9. Отсутствие у Лагонакского нагорья в муниципальном образовании Апшеронский район статуса особо охраняемой природной территории, а также недостаточность инвестиций в улучшение экологии юго-восточной горной части муниципального образования Апшеронский район приводит к неэффективности использования уникальных ландшафтных, природных лечебных и туристских ресурсов и невосполнимому ущербу природным комплексам при ведении хозяйственной деятельности. В 2005 году при проведении лесозаготовительных работ было уничтожено 1124 дерева самшита и тиса ягодного.
Эксплуатация лесов, высокогорных пастбищ и животного мира на протяжении нескольких десятилетий велась такими способами и с такой интенсивностью, что привела к истощению всех этих ресурсов. Так, продуктивность, а соответственно, и численность выпасаемого скота на высокогорных пастбищах Лагонакского нагорья в результате постоянного перевыпаса за сорокалетний период (с 50-х по 90-е годы) упали в восемь раз. Площадь дубовых, буковых и буково-пихтовых лесов сократилась на 30 - 40 процентов, а разреженность их древостоя на многих участках достигла критической полноты. Сокращение площади местообитаний наряду с многолетним перепромыслом обусловили резкое сокращение численности популяций основных охотничьих млекопитающих животных. Разрушение структуры естественных сообществ растений и животных привело к снижению их устойчивости, к физическим и биологическим нарушениям, что затруднило протекание восстановительных процессов. Все это значительно ухудшило перспективы современного природопользования. По оценкам специалистов, перспективы лесопользования ухудшены на ближайшие 70 - 150 лет, высокогорного отгонного животноводства - на 20 - 40 лет, ведения охоты - на 5 - 10 лет.
Выходом из этого положения может стать лишь переориентация экономического развития горных районов на комплексное сбалансированное использование разнообразных ресурсов с приоритетным развитием тех направлений хозяйственной деятельности, которые ориентируются на современные формы устойчивого природопользования в горных регионах. В первую очередь на использование биологического разнообразия, эстетических и рекреационных свойств девственной природы и ландшафтов при развитии различных форм природоориентированного туризма и отдыха.
Отсутствие возможности у местных бюджетов финансировать в полном объеме объекты социальной и инженерной инфраструктуры является сдерживающим фактором развития экономики Кубани и требует финансовой помощи за счет средств краевого бюджета. Также предполагается привлечение средств внебюджетных инвестиций и средств бюджета муниципального образования Апшеронский район.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики Кубани. Сложность и взаимосвязанность различных мероприятий, сжатый временной график строительства сопряженных объектов, относящихся к разным государственным заказчикам и частным инвесторам (транспортная инфраструктура, инженерные сети и энергоснабжение, природоохранные мероприятия), делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках Программы.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития горноклиматического курорта Лагонаки направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.
Можно выделить два основных преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом.
1. Комплексный подход к решению проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть основные аспекты развития горноклиматического курорта Лагонаки и в рамках финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы.
2. Распределение полномочий и ответственности.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются инженерное и транспортное обеспечение экономического развития юго-восточной части Апшеронского района и создание горноклиматического курорта Лагонаки.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач:
создание благоприятного инвестиционного климата в крае;
создание необходимой градостроительной документации;
проектирование и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры;
проведение экспертных исследований состояния экологической обстановки на курортных территориях и подготовка предложений по ее улучшению.
Срок реализации Программы - 2008 - 2012 годы. Реализация Программы позволит сформировать инвестиционный потенциал для продолжения реализуемых в рамках Программы мероприятий и к 2017 году завершить создание всего комплекса основных объектов горноклиматического курорта Лагонаки.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Период реализации (годы) |
1 |
Комплексное развитие санаторно-курортного и туристского комплекса |
2008 - 2012 |
2 |
Градостроительная деятельность |
2009 |
3 |
Топливно-энергетический комплекс |
2009 |
4 |
Водоснабжение, канализация и утилизация бытовых отходов |
2009 - 2010 |
5 |
Экология и охрана окружающей среды |
2009 - 2012 |
6 |
Развитие дорожной инфраструктуры |
2009 - 2012 |
Перечень мероприятий, предусмотренных Программой, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию Программы, составляет 5070,0 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 3041,0 млн. рублей.
Требуемая сумма определена на основе данных схемы территориального планирования юго-восточной части муниципального образования Апшеронский район, разработанной ЗАО "Национальный градостроительный институт" (г. Москва).
В ходе реализации Программы для софинансирования планируется привлечение средств местного бюджета муниципального образования Апшеронский район в объеме 59,9 млн. рублей. На весь период реализации Программы предполагается привлечение средств из внебюджетных источников в объеме 1969,1 млн. рублей.
Средства краевого и местного бюджетов, предусматриваемые на реализацию мероприятий Программы, будут направлены на строительство, проектирование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие мероприятия. Это позволит обеспечивать финансирование всей совокупности инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках Программы, создавать благоприятные условия для устойчивого роста экономики курортно-туристской отрасли в период после завершения Программы.
Объем средств краевого бюджета, направляемых на финансирование мероприятий Программы, подлежит ежегодному уточнению при принятии закона о краевом бюджете на очередной финансовый год.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Показатели социально-экономической эффективности Программы изложены в следующей таблице:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Изменение значений по годам реализации |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Число отдыхающих |
тысяч человек в год |
350 |
380 |
420 |
450 |
500 |
Объем частных инвестиций, направленных на развитие организаций и инфраструктуры курорта |
млрд. рублей |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
Количество рабочих мест в курортно-туристской и смежных с ней отраслях |
количество рабочих мест |
350 |
380 |
450 |
560 |
1000 |
Доход консолидированного бюджета Краснодарского края от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса муниципального образования Апшеронский район с учетом доходов от малых предприятий и физических лиц |
млн. рублей |
6 |
7 |
8 |
12 |
18 |
Коечная емкость средств размещения |
койко-мест |
1100 |
1375 |
1650 |
1925 |
2200 |
6. Критерии выполнения Программы
Критерии выполнения Программы по направлениям реализации мероприятий Программы приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
7. Механизм реализации Программы
Координатор Программы обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по рациональному использованию средств краевого бюджета, местного бюджета и средств внебюджетных источников.
Для этого координатор Программы:
осуществляет ведение ежеквартальной, ежемесячной отчетности по реализации Программы;
разрабатывает перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
согласовывает с основными исполнителями мероприятий Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Органы исполнительной власти Краснодарского края:
представляют ежемесячную и ежеквартальную информацию об освоении средств и выполнении мероприятий Программы;
в соответствии с законодательством несут ответственность в пределах своей компетенции за реализацию программных мероприятий и нецелевое использование выделяемых бюджетных средств.
Органы местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район:
представляют координатору Программы ежемесячную и ежеквартальную информацию об освоении средств и выполнении мероприятий Программы;
согласовывают с координатором Программы и исполнителями мероприятий Программы сроки и механизмы выполнения мероприятий Программы;
в соответствии с законодательством несут ответственность в пределах своей компетенции за реализацию программных мероприятий и нецелевое использование выделяемых бюджетных средств.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета осуществляется путем предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район в рамках межбюджетных отношений в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Средства краевого бюджета предоставляются органам местного самоуправления Апшеронский район при соблюдении ими следующих основных условий:
заключение соглашений с органами исполнительной власти Краснодарского края, в которых определены сроки и порядок перечисления субсидий, а также сроки и порядок представления отчетности;
наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования (софинансирование) по мероприятиям Программы;
представление в установленный срок и по установленной форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании субсидий;
целевое использование средств краевого бюджета;
наличие проектно-сметной документации либо ее изготовление в рамках мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.