Постановлением главы администрации края от 2 ноября 2001 г. N 1047 настоящее постановление снято с контроля в связи с окончанием срока действия
Проблема наркомании в крае, сохраняя все ранее сформировавшиеся негативные тенденции, продолжает обостряться и характеризуется интенсивным расширением наркорынка, ростом преступности, связанной с незаконным распространением наркотических средств. С учетом демографических показателей, низкой рождаемости и высокой смертности наркомания приобретает черты национального бедствия.
Анализ выполнения краевой Программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы (далее Программа) свидетельствует о неудовлетворительной работе правоохранительных структур, департаментов по здравоохранению, образованию и науки, культуры, комитета по делам молодежи администрации края, органов местного самоуправления по реализации утвержденных мероприятий. Не добились результатов в вопросах координации действий названных ведомств и учреждений краевые межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
См. постановление краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 9 июня 2000 г. N 2/2 "Об устранении нарушений закона в борьбе с распространением наркомании среди несовершеннолетних"
Ежегодно число лиц, взятых на учет, увеличивается на 1800 - 2500 человек. Только за последние два года число наркоманов увеличилось с 16 тыс. до 23,5 тыс. человек, или в 1,5 раза. По экспертным же оценкам, фактическое число наркозависимых в крае приблизилось к 250 тыс. человек. Из них 75% составляет молодежь до 25 лет.
На 1 января 2000 года только в среде несовершеннолетних зарегистрировано 1010 потребителей наркотиков, из которых 195 человек - в возрасте до 14 лет. Проведенные среди учащихся социологические исследования показали, что 22% из них пробовали наркотики, 67% имеют друзей или знакомых, потребляющих наркотики. Однако работа подразделений органов внутренних дел по профилактике преступности среди несовершеннолетних и службы криминальной милиции по выявлению лиц, склоняющих подростков к употреблению наркотических средств и участию в незаконном их обороте, малоэффективна.
Факты сбыта и потребления наркотиков имеют место в студенческих общежитиях, в средних и высших учебных заведениях. Наиболее неблагополучны в этом отношении общежития Кубанского государственного технологического университета (Петрик), Кубанской медицинской академии (Ермошенко), Краснодарского станкостроительного техникума (Телешов). Широкое распространение наркотиков осуществляется в местах расположения дискотек и других увеселительных заведений, где собирается молодежь (дискотеки "Квадро" - директор Гаджиева, "Рога и копыта" - директор Мазуренко, "Эра" - директор Кирзунов).
В 1999 году выявлено более 12 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Изобличено 205 групп перевозчиков и сбытчиков наркотиков, среди них 17 этнических, тринадцать из которых цыганские. Наиболее активно действуют цыганские наркодельцы в городах Краснодаре, Славянске-на-Кубани, Тимашевском и Гулькевичском районах. По количеству выявленных преступных группировок край вышел на седьмое место в России. По числу выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, Кубань занимает третье место.
В структуре употребляемых наркотических веществ продолжает возрастать удельный вес так называемых "жестких" наркотиков - опия, эфедрона, героина, вытесняющих маковую соломку и марихуану.
Свыше 80% больных наркоманией вводят наркотики внутривенно, что является основной причиной широкой распространенности ВИЧ-инфекции. Резко возросшее количество употребляющих наркотические вещества и сильнодействующие средства привело к эпидемической вспышке ВИЧ-инфекции, в связи с чем по инфицированности вирусом ВИЧ Краснодарский край занимает 2 место в Российской Федерации.
Наиболее опасной тенденцией остается стремительный рост контрабанды наркотиков. Наркотики ввозятся из Украины, государств Средней Азии, Турции, Афганистана, Таджикистана, Северного Кавказа. Имеют место факты транзита через территорию Краснодарского края больших партий химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств (уксусный ангидрид).
Однако деятельность таможенных органов края по выявлению контрабанды наркотиков неэффективна. За два года в рамках оперативно-профилактических мероприятий "Допинг", "Мак", "Канал" было возбуждено всего 14 уголовных дел.
Не соответствует складывающейся обстановке и судебная практика по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Отдельные судьи недооценивают общественную опасность этих преступлений и мера наказания нередко определяется без учета опасности совершенного правонарушения по отношению к окружающим. Не используются в отношении виновных такие дополнительные меры наказания, как принудительное лечение и конфискация материальных ценностей. Практически не проводятся выездные процессы с привлечением общественности.
До настоящего времени не завершена работа по лицензированию учреждений, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом лекарственных наркотических средств. Из 462 учреждений, осуществляющих этот вид деятельности, управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков главного управления внутренних дел края проведено лицензирование в 344 структурах.
В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база наркологической службы. Не предпринимаются меры по ее укреплению в городах Армавире, Сочи, Туапсе и Белоглинском районе. Преимущественно стационарную помощь наркологические больные получают в краевом наркологическом диспансере (190 коек для взрослых и 20 - для подростков).
Практически не развивается подростковая наркологическая служба Ставки врачей-наркологов, осуществляющих прием детей и подростков, выделены только в 20 муниципальных образованиях. Не предусмотрены должности подростковых врачей в г. Тихорецке, Кавказском, Лабинском, Тимашевском и Тихорецком районах.
Не на должном уровне развита система подготовки специалистов по профилактической работе. На 1145 дошкольных учреждений имеется 353 психолога, на 1353 школы - 760. В учебных заведениях медленно внедряются программы валеологии, нацеленные на привитие навыков здорового образа жизни, отказа от наркотиков.
Неэффективна организация профилактической работы с молодежью со стороны департаментов образования и науки, культуры, комитета по делам молодежи, краевой комиссии по делам несовершеннолетних.
Мощный агрессивный фон создают центральные телевизионные каналы ОРТ, РТР, НТВ, ТНТ, REN TV, транслирующие поступающую с Запада кино- и видеопродукцию, пропагандирующую насилие, наркоманию, жестокость и свободные нравы. Эта продукция передается в кубанский эфир по местным телевизионным каналам ("Краснодар" - директор Смеюха В.С., "АВС" - директор Торжков А.А., "Пионер" - директор Тарасов С.А.).
Негативное влияние на борьбу с распространением и предупреждением наркомании оказывает существующая разобщенность в работе заинтересованных структур, отсутствие должной координации в организации их совместной деятельности.
Учитывая обострение ситуации с незаконным оборотом наркотиков, связанной с ним преступностью и ростом числа потребителей наркотических веществ, постановляю:
1. Признать работу органов местного самоуправления Краснодарского края, главного управления внутренних дел края (Сапрунов), таможенных органов Краснодарского края (Килиний), департаментов по здравоохранению (Исаенко), образования и науки (Телегин), культуры (Пятигора), комитета по делам молодежи администрации края (Джеус), государственного учреждения "Аптечное управление Краснодарского края" (Обухова) по выполнению постановления главы администрации края от 29 апреля 1998 года N 233 "О Программе комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1998 - 2000 г. по Краснодарскому краю" неудовлетворительной.
2. Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (Чекунова) до 1 ноября 2000 года разработать программу по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств по Краснодарскому краю на 2001 - 2003 годы.
3. Департаментам по здравоохранению и финансам, бюджету и контролю администрации края в установленном порядке по итогам работы за первое полугодие 2000 г. подготовить предложения о внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 г.":
- о выделении дополнительных ассигнований по разделу "Здравоохранение" для финансирования расходов государственного учреждения "Аптечное управление Краснодарского края" на приобретение в краевую собственность у ООО "Краснодарская межрайбаза" помещений, предназначенных для размещения государственного аптечного склада, и его технического укрепления;
- об увеличении расходов на финансирование мероприятий по реализации Программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы по Краснодарскому краю;
- о выделении средств на открытие в 2001 году специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, больных наркоманией;
- о выделении ассигнований по разделу "Главное управление внутренних дел", предусмотренных Программой для приобретения специальной техники, автотранспорта.
4. Просить Законодательное Собрание края ускорить принятие краевого закона "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края".
5. Главному управлению юстиции Краснодарского края (Виноградов) совместно с главным управлением внутренних дел края до 1 октября 2000 г. подготовить проект краевого закона "Об усилении административно-правовых мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ".
6. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
О дополнительных мерах по противодействию распространению наркомании в г. Краснодаре см. постановление главы городского самоуправления от 19 мая 2000 г. N 1038
6.1. Взять под личный контроль деятельность межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
6.2. Обеспечить оснащение лечебно-профилактических учреждений оборудованием в соответствии с требованиями, установленными для лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных лекарственных средств.
6.3. Совместно с департаментом по здравоохранению администрации края, главным управлением внутренних дел края, Северо-Кавказским таможенным управлением Федеральной таможенной службы:
6.3.1. Принять меры по укомплектованию кадрами и укреплению материально-технической базы наркологической службы, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, таможенных органов, обеспечению их помещениями, автотранспортом, средствами связи и иным имуществом;
6.3.2. Рассмотреть вопрос о создании кинологических отделений с размещением их на границе Российской Федерации в морских портах "Кавказ", городах Новороссийске, Сочи, Ейске, Туапсе, Темрюке, аэропорту г. Краснодара.
6.4. Внедрить в практику положительный опыт работы администрации города Сочи с общественными организациями по профилактике наркологических заболеваний, Новокубанского района по регулированию деятельности дискотек, города Краснодара по организации конкурса "Город, свободный от наркотиков", управления внутренних дел г. Краснодара по программе "Школьный участковый".
7. Департаменту по здравоохранению администрации края:
7.1. Совместно с государственным учреждением "Аптечное управление Краснодарского края", главным управлением внутренних дел, лицензионной палатой Краснодарского края ужесточить контроль за оборотом наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях края, соблюдением условий лицензирования.
7.2. При выделении дополнительных бюджетных назначений в 2001 году предусмотреть финансирование мероприятий Программы, в том числе наркологического реабилитационного центра и окончание реконструкции краевого медико-социального центра профилактики наркомании среди несовершеннолетних.
Об организации краевого медико-социального центра профилактики наркомании среди несовершеннолетних см. постановление главы администрации края от 1 марта 2001 г. N 142
8. Департаменту образования и науки администрации края:
8.1. В установленном порядке решить вопрос об изучении с 2000 года во всех школах края с 1 класса в рамках курса "Основы безопасности жизни" и программы гигиенического воспитания школьников с 1-го по 11-й классы тем и разделов, направленных на профилактику наркопотребления.
8.2. Совместно с главным управлением внутренних дел Краснодарского края и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации края изготовить плакаты и фильмы, наглядно демонстрирующие последствия употребления наркотиков, организовать их регулярный просмотр и обсуждение во всех учебных заведениях.
8.3. Повысить личную ответственность руководителей учебных заведений, их заместителей по воспитательной работе за состояние профилактики наркомании среди учащихся, выявление лиц, употребляющих либо распространяющих наркотические средства.
9. Управлению по организационно-кадровой работе и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации края (Кириченко) за счет перераспределения имеющейся численности до 1 августа 2000 года ввести должность освобожденного секретаря межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Должность ответственного секретаря краевой межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту введена распоряжением главы администрации края от 14 сентября 2000 г. N 1314-р
10. Управлению информации и социально-политического прогнозирования администрации края (Мухина):
10.1. Постоянно освещать в средствах массовой информации вопросы профилактики наркомании, формирования общественного мнения в направлении нетерпимого отношения населения края к потреблению наркотических средств и распространителям наркопродукции, пропаганды здорового образа жизни и вреда наркотиков. Ежемесячно публиковать списки мест массового пребывания граждан (дискотеки, бары, учебные заведения), где выявлялись случаи распространения и потребления сильнодействующих и наркотических веществ (согласно приложению).
10.2. Публиковать материалы рассмотренных в судах уголовных дел, связанных с тяжкими преступлениями по линии незаконного оборота наркотических и психотропных средств.
11. Рекомендовать прокуратуре Краснодарского края (Шкребец):
11.1. Рассматривать вопросы борьбы с преступлениями, связанными с распространением наркомании в крае, на расширенных координационных совещаниях.
11.2. Усилить контроль за органами следствия и дознания по расследованию ими уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
12. Рекомендовать главному управлению внутренних дел Краснодарского края:
12.1. С целью профилактики наркомании на ранней стадии среди школьников принять меры по закреплению за каждой школой сотрудника отдела внутренних дел из числа оперативного начальствующего состава и участковых инспекторов милиции.
12.2. Совместно с управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю, Северо-Кавказским таможенным управлением и управлениями внутренних дел на транспорте отработать систему взаимодействия по обмену имеющейся оперативной информацией по выявлению каналов незаконного ввоза на территорию края наркотических и психотропных веществ.
12.3. Представлять ежемесячно в управление по работе с правоохранительными органами администрации края информацию о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков и принимаемых мерах по предупреждению наркомании.
13. Рекомендовать управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю (Перонко), управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (Крапивный):
13.1. Провести проверку деятельности лиц, занимающихся лечением больных наркоманией без соответствующих лицензий, и регистрации в налоговых органах, в том числе по рекламным объявлениям.
13.2. Организовать проверку соответствия сведений деклараций о доходах, поданных лицами цыганской национальности, фактически имеющейся у них недвижимости, транспортным средствам и официально полученным доходам.
14. Предложить Краснодарскому краевому суду (Чернов) рекомендовать судам общей юрисдикции уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, их сбытом в крупных и особо крупных размерах, рассматривать на выездных судебных заседаниях с привлечением общественности и средств массовой информации.
15. Управлению по работе с правоохранительными органами администрации края (Дявочка) выделить служебный телефон 62-05-55 для получения от населения информации о фактах незаконного оборота наркотических веществ и деятельности правоохранительных структур и других заинтересованных ведомств по предупреждению наркомании.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
17. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края |
Н.И. Кондратенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 22 июня 2000 г. N 466 "О ходе выполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 29 апреля 1998 г. N 233 "О Программе комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы по Краснодарскому краю"
Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Текст постановления опубликован в газете "Кубанские новости", N 135 от 20 июля 2000 г.
Настоящий документ снят с контроля