Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 28 апреля 2001 г. N 341
Программа содействия занятости
населения Краснодарского края на 2001 год
Паспорт Программы
-------------------------------------------------------------------------
Перечень характеристик | Содержание характеристик
-------------------------+-----------------------------------------------
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Крас-
| нодарского края на 2001 год
-------------------------+-----------------------------------------------
Основание для разработ- | Программа разрабатывается в соответствии со
ки Программы | статьями 14, 15 Закона Российской Федерации
| "О занятости населения в Российской Федерации"
-------------------------+-----------------------------------------------
Разработчики Программы | Департамент Федеральной государственной службы
| занятости населения по Краснодарскому краю,
| департаменты и управления Краснодарского края,
| ученые Кубанского государственного университе-
| та, технологического и аграрного университетов
-------------------------+-----------------------------------------------
Цели Программы | Снижение социальной напряженности на рынке
| труда края и обеспечение рабочей силой пред-
| приятий. Сдерживание роста числа безработных,
| предотвращение критических ситуаций на рынке
| труда. Смягчение последствий долговременной
| безработицы. Обеспечение целевой поддержки
| безработных граждан, особо нуждающихся в соци-
| альной защите
-------------------------+-----------------------------------------------
Ожидаемые конечные ре- | Уровень регистрируемой безработицы в пределах
зультаты | 1 - 1,5 процентов; масштабы содействия в тру-
| доустройстве 65 - 70 тыс. человек; трудоуст-
| ройство на общественные работы - 18 тыс. чело-
| век; повышение квалификации и профессиональная
| подготовка безработных граждан - 18 тыс. чело-
| век; оказание профориентационных услуг - 100
| тыс. человек; материальная поддержка доходов
| около 63 тыс. безработных
-------------------------+-----------------------------------------------
Сроки реализации Про- | 2001 год
граммы |
-------------------------+-----------------------------------------------
Объемы и источники фи- | Объем финансирования Программы - 193,6 млн.
нансирования | рублей, в том числе: федеральный бюджет -
| 190,3 млн. рублей; краевой бюджет - 3,0 млн.
| рублей
-------------------------+-----------------------------------------------
Контроль за исполнением | Департамент Федеральной государственной службы
Программы | занятости населения по Краснодарскому краю
| совместно с заинтересованными департаментами и
| управлениями края и с участием Законодательно-
| го Собрания Краснодарского края, органов мест-
| ного самоуправления городов и районов края,
| профсоюзных органов, координационных комитетов
| содействия занятости населения, общественных
| организаций
-------------------------------------------------------------------------
Введение
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 2001 год (далее именуется - Программа) разработана исходя из Закона Российской Федерации от 20 апреля 1996 года "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 146 "О трудовой занятости на Северном Кавказе"; Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р, а также Соглашения между краевым советом профсоюзов, Федерацией общественных объединений товаропроизводителей Кубани и администрацией Краснодарского края на 2001 - 2002 годы.
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленных департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (далее именуется - Департамент ФГСЗН) на основе материалов департаментов экономики и прогнозирования, социальной защиты населения, краевого комитета государственной статистики, городских и районных центров занятости населения.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на территории Краснодарского края на 2001 год с корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за прошедший год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию.
Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.
Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости, объединений работодателей, объединений профсоюзов и других общественных организаций по поддержанию и развитию занятости в крае.
Приоритеты Программы направлены на решение наиболее значимых для края проблем занятости и рынка труда, социальной поддержки безработных и ориентированы на усиление роли активных мер содействия занятости.
I. Занятость и рынок труда Краснодарского края
1.1. Изменения в сфере занятости в 1999 - 2000 годах
Принятые администрацией и правительством края меры способствовали оживлению производства и смягчению социально-экономической ситуации, что оказало благоприятное воздействие на ситуацию в сфере занятости и на рынке труда.
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 1999 - 2000 годы была утверждена постановлением правительства края от 21 апреля 1999 г. N 5-п
В целом занятость населения края сохраняется на достаточно высоком уровне. По данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики, на конец 2000 года в экономике заняты 1927,7 тыс. человек, или 86,9 процента экономически активного населения края.
В 2000 году наибольший рост среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий отмечается в промышленности - 1,9 процента, в том числе в лесной, деревообрабатывающей - 5,3 процента, пищевой - 4,7 процента, строительстве - 10,9 процента; транспорте - 5,2 процента; торговле и общественном питании - 4,6 процента, и других.
В 1999 году численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, сократилась в 1,7 раза, а численность работников, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, - в 1,5 раза. В 2000 году продолжается сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.
Впервые за последние годы в 1999 году общий прием на работу на крупные и средние предприятия края превысил число выбывших на 24,3 тысячи человек. Принято на предприятия в 1,2 раза больше работников по сравнению с предыдущим годом. Эта же тенденция сохраняется в текущем году. За 2000 год общий прием на работу на крупные и средние предприятия края составил 380,9 тысяч человек, что больше выбытия на 9,5 тысячи человек. В целом по России, по-прежнему, число выбывших работников превышает число принятых.
В 1999 - 2000 годах отмечалось сокращение численности безработных. По данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики, общая численность безработных составила на 1 января 2001 года 291,1 тысячи человек против 353,9 тысяч человек на конец 1999 года, а уровень общей безработицы - 13,1 процента против 14,2 процента.
С мая 1997 года и по настоящее время наблюдается снижение численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных и уровня регистрируемой безработицы.
Если ранее основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий, то в настоящее время это связано с увеличением спроса на рабочую силу, ростом занятости в различных отраслях экономики края и активизацией деятельности органов службы занятости в трудоустройстве, профессиональном обучении, организации общественных работ и других направлений активной политики занятости.
За 1999 год численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 12,5 тысяч человек и составила к концу года 16,2 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по краю на 1 января 2000 года снизился до 0,7 процента к экономически активному населению против 1,3 процента на начало 1999 года.
В 2000 году процесс сокращения численности зарегистрированных безработных продолжается. На 1 января 2001 года в органах службы занятости края состоит на учете 14,5 тысяч безработных. В сравнении с началом года число безработных сократилось на 10,7 процента. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,6 процента.
Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленными специализацией и комплексностью хозяйства. Для края характерны значительные объемы сельской безработицы (более 43% зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики края (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера), при относительно невысоком уровне безработицы (в два раза ниже среднероссийского) высокая продолжительность (5,5 месяцев), значительные объемы женской (73,0%) и молодежной (26%) безработицы.
1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001 год
По прогнозным оценкам, на рынке труда Краснодарского края в 2001 году будут развиваться те же процессы и тенденции, которые имели место в предыдущий период.
По данным баланса занятости и трудовых ресурсов на 2001 год и на период до 2003 года, подготовленным департаментом экономики и прогнозирования администрации края, общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной Организации Труда, составит ежегодно около 275 тысяч человек.
Безработица в крае будет иметь преимущественно структурную форму. Останется довольно напряженной ситуация с занятостью в отдельных территориях, отраслях, социально-демографических и профессиональных группах.
Повышение спроса на квалифицированные кадры изменит состав безработных по уровню образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации будут иметь меньше шансов найти новое рабочее место. С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта в первую очередь столкнется молодежь, а также граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование.
Продолжающаяся структурная перестройка экономики края повлечет за собой процесс изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы.
Сохранится дифференциация территорий по состоянию рынков труда. Города и районы края будут неравномерно охвачены безработицей, что является результатом моноотраслевого характера многих территорий.
В целом, по прогнозным расчетам, в 2001 году ожидается поступление на рынок труда края более 400 тысяч человек. Через органы службы занятости будут искать работу 130 - 150 тысяч человек. Численность безработных, зарегистрированных в 2001 году в органах службы занятости края (с учетом переходящих с 2000 года), может превысить 63 тысячи человек. Пособие по безработице в течение года получат около 60 тысяч человек.
1.3. Ключевые проблемы на рынке труда Краснодарского края
Для состояния рынка труда Краснодарского края характерны следующие ключевые проблемы:
сохранение больших масштабов недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработков значительных контингентов работающих, отсутствие экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада, что приводит к потере трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров, их перетоку в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации;
сохранение высокой доли увольнений по собственному желанию среди выбывших с предприятий и организаций работников из-за неудовлетворенности оплатой и условиями труда;
ограниченность ввода новых рабочих мест в связи с недостаточной инвестиционной активностью;
ухудшение качественных характеристик рабочих мест из-за значительного физического и морального износа оборудования, увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы; несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям и специальностям, требующим высокого уровня квалификации;
несоответствие объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учреждениях разного уровня кадровым потребностям территорий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других);
усиление напряженности на рынке труда в связи с происходящими миграционными процессами.
1.4. Основные задачи государственной политики на рынке труда
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие приоритетные направления активной политики занятости:
снижение социальной напряженности на рынке труда края и обеспечение рабочей силой предприятий;
сдерживание роста числа безработных, предотвращение критических ситуаций на рынке труда, смягчение последствий долговременной безработицы;
развитие и совершенствование качества рабочей силы на рынке труда путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развитие системы профориентации и психологической поддержки населения;
организацию и расширение общественных работ как важнейшего направления деятельности в сфере поддержания занятости;
содействие трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, молодежь, женщины, вынужденные переселенцы и др.), разработка и реализация целевых программ для молодежи, стимулирование работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту рынка труда.
При разработке основных мероприятий реализации политики на рынке труда края основными принципами определен приоритет мер содействия трудоустройству в рамках активной политики на рынке труда и приоритет активных мер этой политики по отношению к мерам материальной поддержки безработных.
II. Профилактика безработицы
2.1. Повышение информированности населения
о состоянии рынка труда
Основная цель: улучшение функционирования рынка труда посредством информирования граждан, ищущих работу, и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в области кадровой политики организаций.
В целях оперативного и гибкого реагирования на изменение конъюнктуры в сфере занятости в 2001 году будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей:
совершенствование и углубление мониторинга социально-трудовой сферы;
реализацию мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости;
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органов службы занятости края;
координацию и проведение научных исследований по актуальным проблемам занятости.
2.2. Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения
Основная цель: содействие в выборе оптимального вида занятости в соответствии с потребностями, возможностями, интересами человека и учетом ситуации на рынке труда; развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки, усиление мотивации на поиск работы.
Профессиональная ориентация становится одним из важнейших направлений активной политики занятости населения. В 1999 - 2000 году система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в органах службы занятости края получила дальнейшее развитие. Возросли объемы и качество услуг по различным направлениям профориентационной деятельности. Департаментом ФГСЗН созданы 20 центров профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи и незанятого населения.
Служба занятости оказывает обязательные профориентационные услуги - безработным и незанятому населению: профессиональное информирование и консультирование, профессиональная диагностика, психологическая поддержка, а также дополнительные профориентационные услуги по договорам с работодателями и учебными заведениями: профессиональная информация, в том числе учащейся молодежи, профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу, другие услуги.
Основные направления действий:
создание краевого межведомственного совета по профориентации и психологической поддержке населения;
развитие различных форм сотрудничества по профориентации и психологической поддержке с заинтересованными структурами: территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, образовательными, по делам молодежи, социальной защиты, органами военного управления, кадровыми службами предприятий;
проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений с целью получения ими до начала трудовой деятельности профессионального образования по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
расширение системы услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке всем категориям безработных и незанятых граждан, обращающихся в органы службы занятости края в целях поиска работы;
развитие системы оказания превентивных профориентационных услуг: высвобождающимся гражданам, выпускникам профессиональных образовательных учреждений; несовершеннолетним, военнослужащим, увольняемым в запас, и другим категориям населения;
нормативное, методическое и материально-техническое обеспечение профориентационной деятельности; подготовка специалистов для профориентационной работы.
В 2001 году профориентационными услугами в органах службы занятости края будет охвачено более 100 тысяч человек.
III. Содействие занятости населения
3.1. Удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу
и потребности граждан в работе
Основная цель: минимизация времени поиска работы гражданином; сокращение периода безработицы; сокращение периода заполнения вакансий на предприятии; усиление взаимодействия с работодателями для расширения банка данных о вакансиях.
В рамках программы гражданам и работодателям оказываются следующие услуги:
информирование о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего рабочего места;
предоставление возможности иных форм и видов занятости;
подбор работника по запросу работодателя;
проведение ярмарок вакансий, в том числе выездных, мини-ярмарок;
обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
совершенствование действующего порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве;
продолжение эксплуатации автоматизированных систем службы занятости, обеспечивающих повышение качества обслуживания граждан, обращающихся в центры занятости, включая сокращение времени на подбор рабочих мест.
Предполагается, что в 2001 году будет трудоустроено при содействии органов службы занятости края 65 - 70 тысяч человек.
3.2. Профессиональное обучение безработных граждан
Основная цель: повышение конкурентоспособности безработных граждан и незанятого населения с целью трудоустройства посредством предоставления различных <услуг по профессиональному обучению> на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов рынка труда.
Активная политика занятости, реализуемая путем профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, направлена на усиление адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в профессиональном обучении в целях занятости, и является одним из важных элементов формируемой в настоящее время государственной политики в области развития человеческих ресурсов.
В крае сформирована система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, включающая 690 образовательных учреждений на 22 тысячи учебных мест. Ежегодно расширяется перечень профессий, по которым органы службы занятости края осуществляют направление на профессиональное обучение.
Составной частью комплекса мер повышения качества рабочей силы является Программа развития образования в Краснодарском крае на 2001 - 2005 годы, утвержденная постановлением главы администрации края от 21 ноября 2000 г. N 867.
В целях дальнейшего развития и повышения эффективности системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения предусматривается реализация следующих основных направлений:
создание системы мониторинга профессионального обучения;
усиление связей и взаимосвязей органов службы занятости края с образовательными структурами, работодателями, профсоюзными органами и другими социальными партнерами;
совершенствование научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
отработка механизмов определения потребности в обучении безработных граждан, с предварительным анализом и учетом прогнозируемой численности нуждающихся в обучении;
расширение направлений профессиональной переподготовки специалистов в целях получения их профессиональной мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда;
усиление работы по качественному отбору кандидатур безработных граждан, направляемых на обучение, осваиваемых ими профессий, контролю за посещаемостью и успеваемостью обучающихся, сокращению отсева обучающихся и безвозвратной утраты финансовых средств, по уменьшению численности граждан, признанных после обучения безработными.
В условиях дефицита финансовых средств профессиональное обучение безработных граждан осуществляется для их трудоустройства на конкретные рабочие места.
В 2001 году предполагается предоставить услуги по профессиональному обучению 18 тыс. человек из числа безработных и незанятых граждан.
3.3. Организация общественных работ
Основная цель - организация временной занятости безработных и незанятых граждан; материальная поддержка (в первую очередь безработных), сохранение мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретение трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность, сокращение дефицита сезонной рабочей силы в периоды уборки урожая сельскохозяйственных культур.
В условиях сложившейся ситуации на рынке труда края организация и проведение общественных работ является одним из приоритетных направлений содействия занятости населения и осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
К общественным работам относятся общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность.
Исходя из опыта прошлых лет определено, что приоритетным направлением, несущим социально полезную направленность, являются краткосрочные общественные работы от 5 до 8 дней в месяц.
Учитывая социальную направленность этих видов работ, их возможности в регулировании сезонной занятости и снижении уровня безработицы, предусматривается осуществить следующие мероприятия:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;
предоставление возможности для временного трудоустройства граждан в период активного поиска постоянной работы, для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
улучшение информационного обеспечения незанятых о возможностях и условиях участия на общественных работах.
Предусматривается в 2001 году привлечь к участию в общественных работах не менее 18 тысяч человек.
См. Программу развития общественных работ в Краснодарском крае на 2001 - 2002 годы, утвержденную постановлением главы администрации края от 23 июля 2001 г. N 635
3.4. Содействие развитию самозанятости и
предпринимательской инициативы
Основная цель: создание условий для расширения возможностей безработных граждан заняться малым предпринимательством и реализовать себя в сфере занятости.
Приоритетным правом на участие пользуются граждане с ограниченной трудоспособностью, граждане, уволенные с военной службы, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь.
Программа включает следующие основные мероприятия:
консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных граждан по специальностям, позволяющим организовать собственное дело;
организация консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана и ведению финансовой документации, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела.
Предусматривается, что в 2001 году 1,1 тысячи безработным и незанятым гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе 100 безработным будет оказана финансовая поддержка.
3.5. Социальная интеграция и поддержка граждан
с особыми потребностями
К числу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, относятся: граждане с ограниченной трудоспособностью; уволенные с военной службы и члены их семей; длительно безработные граждане: молодежь, в том числе выпускники образовательных учреждений; подростки; многодетные и одинокие родители, отдельные категории женщин, граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказания; беженцы и переселенцы.
В силу их социально-профессиональной специфики (низкой конкурентоспособности на рынке труда), затрудняющей поиск работы и получение рабочего места, применительно к перечисленным группам населения в Программе предусмотрены дополнительные меры их социальной поддержки, которые являются составной частью комплекса государственных мер в сфере занятости.
3.5.1. Содействие занятости граждан с ограниченной
трудоспособностью (инвалидов)
К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. Специфика программных действий применительно к этой группе населения заключается в развитии системы их профессиональной реабилитации, установлению квот приема на работу инвалидов и стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов.
Общая численность инвалидов в Краснодарском крае составляет более 300 тысяч человек, или около шести процентов от всего населения. Причем каждый пятый инвалид является лицом трудоспособного возраста.
Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной поддержки инвалидов являются Комплексная целевая программа реабилитации инвалидов в Краснодарском крае на 2000 - 2002 годы, утвержденная постановлением правительства Краснодарского края от 28 февраля 2000 года N 7-п, и Закон Краснодарского края от 8 февраля <2000 г.> N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае", предусматривающий введение квот на предприятиях и организациях для инвалидов, имеющих, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, рекомендацию к труду.
Предусматривается, что в 2001 году будет трудоустроено при содействии органов службы занятости края 650 человек.
3.5.2. Содействие занятости молодежи
Основные направления государственной политики занятости молодежи исходят из ряда объективно существующих обстоятельств: несориентированности молодежи в профессиональном выборе, приводящей к неадекватной оценке собственных профессиональных интересов и возможностей, к случайному выбору профессии и последующим трудностям при трудоустройстве; отсутствия опыта и стажа работы; роста отсева подростков из общеобразовательных школ по причине неуспеваемости, приводящего к увеличению неквалифицированных работников; отмены централизованного распределения выпускников учебных заведений, когда более половины из них не могут найти применения своим силам; введения коммерческих принципов в деятельность многих учебных заведений, затрудняющих получение профессии для значительной части молодежи.
Каждый третий безработный, зарегистрированный в органах службы занятости края, - молодой человек в возрасте 16 - 29 лет, более 13 процентов молодых безработных - выпускники образовательных учреждений различного уровня.
Первоочередной задачей в области содействия занятости молодежи является создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи.
Большое влияние на решение вопросов занятости молодежи оказывают принятие Закона Краснодарского края "О государственной молодежной политике в Краснодарском крае"; ежегодной краевой комплексной программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани". Создана и функционирует "Краевая молодежная биржа труда" с филиалами в городах и районах.
О создании ГУ "Краевая молодежная биржа труда" см. постановление главы администрации края от 16 октября 1998 г. N 607, о создании его филиалов - постановление от 30 апреля 1999 г. N 287
Основные направления программных действий:
создание условий для перехода к гарантированному трудоустройству молодежи после всех видов основного и дополнительного профессионального обучения;
обеспечение потребности молодежи в получении профессионального образования по перспективным видам деятельности;
содействие в трудоустройстве на временные работы учащихся и студентов профессиональных учебных заведений, а также выпускников этих учреждений с целью получения практических навыков работы;
переориентация молодежи на новые формы трудовых отношений, адекватных рыночной экономике (организация собственного дела, малый бизнес) с разработкой мер информационного обеспечения, необходимого профессионального обучения и льготного кредитования молодежного малого бизнеса;
содействие временной занятости граждан в возрасте 14 - 18 лет в целях приобщения несовершеннолетних к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности;
квотирование рабочих мест для молодежи в соответствии с Законом Краснодарского края от 8 февраля 2000 года N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае";
расширение взаимодействия между органами, заинтересованными в обеспечении занятости молодежи и подростков (органами службы занятости, образования, по делам молодежи, внутренних дел).
3.5.3. Содействие занятости граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей
Северо-Кавказский военный округ завершает первый этап военной реформы. Идет процесс, предполагающий оптимизацию штатной структуры и перехода на качественно новую систему комплектования войск личным составом, оснащения вооружением и военной техникой. Реформируется система военного образования, сокращаются военные образовательные учреждения. Все эти и другие процессы, связанные с ситуацией на Северном Кавказе и в целом в России, вызвали значительный приток в Краснодарский край бывших военнослужащих, значительная часть которых не имеет права на пенсионное обеспечение (в возрасте до 30 лет - 38,6 тыс. человек, до 40 лет - 37,1 тыс. человек, от 40 до 45 лет - 204 человека).
В Краснодарском крае среди бывших военнослужащих пенсионное обеспечение получают более шести тысяч человек в возрасте до 45 лет и 37 тысяч человек в возрасте свыше 45 лет.
Вместе с тем, ситуация на рынке труда для этой категории населения складывается неблагоприятно. Это связано с ограниченным спросом на профессионально не подготовленную для работы в условиях рыночной экономики рабочую силу из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, многие из них утратили навыки работы по тем специальностям, которые приобрели до прохождения военной службы. Военные специальности, полученные после окончания военных образовательных учреждений, в большинстве случаев не могут быть непосредственно востребованы на рынке труда без переподготовки или адаптации граждан, имеющих военные профессии.
С целью повышения конкурентоспособности бывших военнослужащих на рынке труда создано государственное учреждение "Универсальная биржа труда военнослужащих, уволенных в запас, отставку, и других граждан "Военконтакт-Юг".
Программа предусматривает:
организацию комплекса мер по профессиональному консультированию, профориентации и психологической поддержке военнослужащих, увольняемых в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей гражданским специальностям с учетом ситуации на рынке труда, обеспечение их трудоустройства;
обучение основам бизнеса и рыночной экономики, вовлечение бывших военнослужащих в частнопредпринимательскую деятельность на основе создания собственного дела;
совершенствование механизмов социальной защиты указанных лиц.
Органы службы занятости совместно с ГУ "Военконтакт-Юг" будут реализовывать меры, направленные на профессиональную ориентацию и профессиональную переподготовку, оказание помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
3.5.4. Содействие занятости женщин
Особенностью состава безработных в крае является рост доли безработных женщин - с 68 процентов на 1 января 1999 года до 73 процентов на 1 января 2001 года против 70 процентов в среднем по России.
Мероприятия программы направлены на повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, снижение масштабов женской безработицы.
Основные направления программных действий:
создание эффективно действующей системы профориентации женской молодежи и взрослого женского населения в связи с изменившимся спросом на работников различных специальностей и профессий, традиционно считавшихся "женскими";
организация переподготовки женщин тех профессий и специальностей, спрос на которые резко упал, и не предвидится его восстановление в перспективе;
поддержка предпринимательской деятельности женщин, особенно в регионах с острокритической ситуацией на рынке труда;
организация специализированных с учетом интересов женщин "Ярмарок вакансий" и "Ярмарок специалистов", подпрограмм "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
расширение видов общественных работ, доступных по условиям труда женщинам с различным семейным статусом.
В 2001 году при посредничестве органов службы занятости края предполагается трудоустроить около 30 тысяч женщин.
3.5.5. Содействие занятости вынужденных переселенцев
Несмотря на сокращение общей миграционной активности населения, Краснодарский край по-прежнему остается одним из основных центров притока различных категорий мигрантов, в том числе вынужденных переселенцев, прибывающих из регионов межнациональных конфликтов.
По данным миграционной службы Краснодарского края, в 2001 году в край прибудет 1850 вынужденных переселенцев, в том числе в трудоспособном возрасте - 850 человек.
Основными направлениями содействия занятости вынужденных переселенцев являются:
регулирование миграционных потоков путем дифференцированной помощи вынужденным переселенцам по их приему, трудоустройству и закреплению;
создание информационной системы, позволяющей мигрантам ориентироваться о наличии вакантных рабочих мест на территории края;
оказание услуг органов службы занятости безработным вынужденным переселенцам, в том числе связанных с профессиональным обучением.
Составной частью комплекса мер по поддержке занятости беженцев и вынужденных переселенцев является Региональная миграционная программа Краснодарского края на 2001 - 2003 годы.
Предполагается, что в 2001 г. в органы службы занятости края за содействием в трудоустройстве обратятся около 300 вынужденных переселенцев, все они будут охвачены программами активной политики социальной поддержки в период безработицы.
3.5.6. Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных
из учреждений, исполняющих наказания
По данным главного управления исполнения <наказаний> по Краснодарскому краю, планируется освобождение из исправительных учреждений края в 2001 году более 3,3 тысяч человек. Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места.
Предполагается, что в органы службы занятости края за содействием в трудоустройстве обратится 250 - 300 граждан данной категории.
Проблемы занятости граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, предполагается решать путем расширения взаимодействия органов службы занятости края с органами внутренних дел, администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, организации профессионально-трудовой адаптации и их трудоустройства.
IV. Поддержка доходов безработных
Основная цель: государственная поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы в виде выплаты пособия по безработице, доплаты на иждивенцев, различных форм материальной помощи, включая оплату лечения и отдыха детей.
В течение 2001 года в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать в крае следующие меры:
выплата пособий по безработице 60 тысячам человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются 2,5 тысячи человек;
досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью воспользуются около 500 человек.
Одним из направлений деятельности органов службы занятости по поддержке доходов безработных граждан предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление.
В 2001 году предполагается организовать отдых и оздоровление 400 детей.
Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
V. Финансовое обеспечение Программы
В связи с упразднением Государственного фонда занятости населения Российской Федерации финансирование мероприятий Программы содействия занятости населения Краснодарского края на 2001 год будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и средств краевого бюджета.
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета в соответствии с утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации лимитами бюджетных обязательств на 2001 год.
На мероприятия активной политики занятости предполагается направить из федерального бюджета 48,6 млн. рублей, в том числе на профессиональное обучение и консультирование - 28,6 млн. рублей, на специальные программы содействия занятости - 20,0 млн. рублей.
На программы материальной поддержки лиц, признанных безработными, планируется израсходовать из федерального бюджета 142,0 млн. рублей.
Из краевого бюджета предполагается направить на целевое финансирование профессионального обучения выпускников общеобразовательных учреждений в профессиональных училищах края 3 млн. рублей.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы из федерального и краевого бюджетов в 2001 году составит 193,6 млн. рублей.
В случае изменения обстановки на территориальных рынках труда Департамент ФГСЗН будет вносить администрации Краснодарского края предложения по корректировке целевых показателей и затрат по мероприятиям Программы с учетом реально выделяемых на их реализацию средств.
Объемы финансирования мероприятий Программы содействия занятости населения на 2001 год из средств федерального бюджета прилагаются (приложение N 3).
VI. Эффективность реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить условия для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий края, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов службы занятости; для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы; сдержать неконтролируемый рост численности безработных.
Программой предусмотрено:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае в пределах 1,0 - 1,5 процента;
оказать консультационные услуги более 300 тысячам человек;
трудоустроить при содействии органов службы занятости 65 - 70 тысяч человек;
обеспечить временное трудоустройство на общественные работы 18 тысячам человек;
предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 18 тысячам человек;
провести профориентационную работу со 100 тысячами человек;
поддержать доходы около 63 тысяч безработных.
VII. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю совместно с заинтересованными департаментами и управлениями администрации края и с участием исполнительных органов местного самоуправления городов и районов края, профсоюзных органов, координационных комитетов содействия занятости населения, общественных организаций.
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться заключение и реализация Соглашения между краевым советом профсоюзов, Федерацией общественных объединений товаропроизводителей Кубани и администрацией Краснодарского края на 2001 - 2002 годы, мониторинг разработки и выполнения территориальных программ содействия занятости населения, подготовка полугодовых отчетов о реализации Программы.
Руководитель департамента Федеральной
государственной службы занятости
населения по Краснодарскому краю |
О.А. Потапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.