Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Приложение N 1
к постановлению правительства
Краснодарского края
от 21 апреля 1999 г. N 5-п
Программа
содействия занятости населения Краснодарского края
на 1999 - 2000 годы
Паспорт
Программы содействия занятости населения Краснодарского края
на 1999 - 2000 годы
Наименование Программа содействия занятости населения
программы Краснодарского края на 1999 - 2000 годы
(далее - Программа)
Наименование, Статья 15 Закона Российской Федерации "О
дата и номер занятости населения Российской Федерации",
принятия решения Федеральная целевая программа содействия
о разработке занятости населения Российской Федерации
Программы на 1998 - 2000 годы, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 июля
1998 г. N 828
Основные Департамент федеральной государственной службы
разработчики занятости населения по Краснодарскому краю,
Программы департаменты и управления администрации
Краснодарского края
Цели и задачи Повышение эффективности и качества работы
Программы, по содействию занятости населения, сдерживание
важнейшие роста и смягчения последствий длительной
целевые безработицы, обеспечение целевой поддержки
показатели безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите
Сроки реализации В течение 1999 - 2000 годов
Программы
Объемы и Финансовые затраты на реализацию Программы из
источники Государственного фонда занятости населения
финансирования Российской Федерации по Краснодарскому краю
составят более 450 млн. рублей, в том числе
в 1999 году - 224,9 млн. рублей
Ожидаемые - реализация Программы позволит сдержать
конечные уровень регистрируемой безработицы
результаты в 1999 году в пределах 1,5 процента,
реализации в 2000 году - в пределах 2 процентов
Программы
- ежегодно оказать консультационные услуги
более 300 тыс. человек
- повысить сбалансированность спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда путем
заполнения 100 - 110 тыс. вакансий, в том
числе в 1999 году - 50 - 55 тыс. вакансий
- обеспечить временное трудоустройство на
общественные работы более 27 тыс. человек, в
том числе в 1999 году - более 13 тыс. человек
- поддержать предпринимательскую инициативу
более 1 тыс. человек, в том числе
в 1999 году - 400 человек
- предоставить возможность для получения
необходимых для последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний
более 20 тыс. безработных граждан,
в том числе в 1999 году - 10 тыс. человек
- провести профориентационную работу со 160 тыс.
человек, в том числе в 1999 году - с 80 тыс.
человек
- поддержать доходы 220 - 225 тыс. безработных
граждан, в том числе в 1999 году - более 105
тыс. безработных
Система Контроль за реализацией Программы осуществляет
организации Департамент федеральной государственной службы
контроля за занятости населения по Краснодарскому краю
выполнением совместно с заинтересованными департаментами и
Программы управлениями администрации края и с участием
исполнительных органов местного самоуправления
городов и районов края, профсоюзных органов,
координационных комитетов содействия занятости
населения, общественных организаций
Структура
Программы содействия занятости населения Краснодарского края
на 1999 - 2000 годы
- Паспорт Программы содействия занятости населения Краснодарского
края на 1999 - 2000 годы
- Введение
- Занятость и рынок труда Краснодарского края в 1998 году
- Перспективы развития рынка труда на 1999 - 2000 годы
- Основные задачи государственной политики занятости в 1999 - 2000
годах
- Содействие в трудоустройстве
- Профессиональная подготовка безработных граждан
- Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
- Организация общественных работ
- Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями
Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью
Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Содействие занятости молодежи
Содействие занятости женщин
Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из
учреждений, исполняющих наказания
- Содействие развитию предпринимательской инициативы
- Поддержка доходов безработных граждан
- Действия в условия критической ситуации на рынке труда
- Ресурсное обеспечение Программы
- Эффективность обеспечения Программы
- Контроль за реализацией Программы
Приложение 1. Мероприятия по содействию занятости населения
Краснодарского края на 1999 - 2000 годы
Приложение 2. Перечень основных действий Департамента федеральной
государственной службы занятости населения
по Краснодарскому краю на 1999 - 2000 годы
Приложение 3. Основные показатели контролируемого рынка труда
по Краснодарскому краю
Введение
Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 1999 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана исходя из Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральной целевой программы по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края в 1996 - 2000 годах, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 913; Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 828, а также соглашения между краевым советом профсоюзов, Федерацией общественных объединений товаропроизводителей Кубани и администрацией Краснодарского края на 1999 - 2000 годы.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на территории Краснодарского края на 1999 - 2000 годы. Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных, отраслевых программ занятости.
Расчет показателей Программы произведен на основе анализа состояния и прогноза ситуации на рынке труда края и выделенных финансовых средств. В ней сохранена преемственность с Программой содействия занятости населения Краснодарского края на 1998 год в части реализации важнейших целей и приоритетных направлений государственной политики занятости.
Преемственность находит свое отражение в расширении и повышении качества услуг, оказываемых территориальными органами государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (далее именуются - органы службы занятости) незанятому населению и работодателям, повышении внимания к безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, совершенствовании информационно-консультационной деятельности, выполнении других важнейших задач. Программа предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда в крае.
Достижение главной цели и выполнение основных задач в области занятости в 1999 - 2000 годах предусматриваются прежде всего за счет повышения качества работы и рационального использования финансовых ресурсов, обеспечения совместных действий на рынке труда органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов.
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее именуется - Фонд занятости).
Реализация мероприятий Программы окажет положительное воздействие на сдерживание роста и смягчение последствий безработицы в Краснодарском крае.
Занятость и рынок труда Краснодарского края в 1998 году
В 1998 году благодаря совместным действиям администрации края, профсоюзных органов, органов службы занятости и работодателей осуществлен комплекс мероприятий по поддержке незанятых граждан, что позволило снизить остроту ситуации на рынке труда, не допустить обвального роста безработицы в целом по краю.
Особое внимание уделялось ликвидации критической ситуации с занятостью населения в отдельных городах и районах. На конец года ни в одной территории края уровень безработицы не превысил предельно допустимого значения.
В то же время, вследствие кризисного проявления спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции и других негативных факторов в экономике, на рынке труда края продолжается сокращение спроса на рабочую силу.
Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям по данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики за январь - декабрь 1998 года составила 1272,3 тыс. человек, что на 42,7 тыс. человек меньше 1997 года.
По-прежнему численность выбывающих с предприятий и организаций превышает численность принятых. В 1998 году количество принятых на работу на крупные и средние предприятия края было меньше выбывших на 23,3 тыс. человек. Доля выбывших по собственному желанию составила 76,1 процента.
Продолжается процесс высвобождения работников. Доля лиц, выбывших в связи с сокращением численности персонала, составила более 7 процентов.
Сохраняются значительные масштабы вынужденной неполной занятости. В 1998 году численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила 98 тыс. человек, или 7,7 процента среднесписочной численности, а численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, превысила к концу года 87 тыс. человек, или 6,8 процента среднесписочного состава. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях промышленности, транспорта, строительства, в научных учреждениях.
Значительное распространение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством обусловили распространение вторичной и неформальной занятости.
Численность лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицируемых как безработные, составила по расчетным данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики к концу 1998 года 312 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил на конец 1998 года 14 процентов.
Состояние контролируемого рынка труда края в 1998 году характеризуется устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в течение всего года.
С начала 1998 года численность зарегистрированных безработных уменьшалась на 35 процентов и составила к концу декабря 28,7 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился за 1998 год с 1,7 процента до 1,1 процента, достигнув уровня середины 1995 года.
Основная причина снижения численности зарегистрированных безработных связана со снижением мотивации регистрации в качестве безработных, что вызвано финансовыми трудностями Фонда занятости, которые привели к сбою системы выплаты пособий по безработице.
На этом фоне усиливаются и другие черты, негативно характеризующие рынок труда края. Для нашего края характерны значительные объемы сельской безработицы (около 36% безработных), сезонный характер безработицы, обусловленный отраслевой структурой экономики края (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера), при относительно невысоком уровне безработицы (в 2 раза ниже среднероссийского) значительная продолжительность (6,4 месяца), значительные объемы женской (68%) и молодежной (26%) безработицы.
В 1998 году сохранялась высокая степень дифференциации различных территорий по уровню безработицы: от 2,6 процента - в городе Армавире до 0,3 процента - в Кореновском, Крыловском, Павловском районах.
Доминирующее положение в структуре регистрируемых безработных - каждый третий - продолжает сохраняться за гражданами, уволенными по собственному желанию. Одна из основных причин увольнения - задержка в выплате заработной платы на предприятиях, что подтверждается отраслевой структурой безработицы. Среди безработных 17,6 процента ранее были заняты в промышленности; 8,2 процента - в сельскохозяйственном производстве; 8,8 процента - на транспорте и в связи; 6,4 процента - в строительстве.
Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее или начальное образование), в 1998 году составил около 50 процентов.
С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта чаще сталкивается молодежь, а также граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование.
Таким образом, в целом ситуацию на рынке труда края можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и могут представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности в крае.
Перспективы развития рынка труда на 1999 - 2000 годы
Рынок труда в 1999 - 2000 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1996 - 1998 годах.
Прогноз социально-экономического развития как России в целом, так и Краснодарского края свидетельствует о сохранении основных тенденций в экономике, инвестиционных процессах, что обусловит сохранение основных тенденций на рынке труда.
Продолжающийся спад производства практически во всех отраслях экономики края, остановка предприятий, дефицит бюджетов, кризисное состояние социальной сферы, миграционные потоки указывают, что ситуация на рынке труда края может существенно осложниться.
Финансовый кризис неизбежно повлечет существенное снижение инвестиционной активности, что окажет отрицательное воздействие на процессы создания и обновления рабочих мест. В связи с этим в предстоящие два года будут усиливаться процессы снижения потребности в рабочей силе и сокращения численности занятых в экономике.
По прогнозам в 1999 - 2000 годах безработица в крае приобретет преимущественно структурную форму. Сохранится очаговый характер напряженности на рынке труда, что может проявиться в ухудшении ситуации с занятостью в отдельных городах и районах, отраслях и профессиональных группах.
Наиболее опасным фактором является сохранения значительных масштабов неполной занятости. При определенных условиях это может привести к резкому обострению ситуации на рынке труда в связи с переходом скрытой безработицы в открытую. Учитывая, что многие предприятия отраслей, где намечается высвобождение работников, расположены в моногородах и станицах края, где практически отсутствует сфера приложения труда, эта проблема приобретает особую остроту.
Особые сложности возникнут с трудоустройством женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и молодежи, прежде всего выпускников учебных заведений.
Спрос на рабочую силу и предложение ее на рынке труда по прогнозу не будут совпадать по масштабам и структуре. Одновременно сохранятся незаполняемые рабочие места с неудовлетворительными условиями труда и низкой заработной платой. Снижаются возможности их использования для трудоустройства безработных. Ограниченность инвестиций в условиях структурного кризиса не позволит сдержать рост безработицы в крае.
По прогнозу Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (далее именуется - Департамент ФГСЗН) к концу 1999 года численность зарегистрированных безработных может возрасти и превысить 40 тыс. человек, или 1,7 процента численности экономически активного населения; к концу 2000 года - 50 тыс. человек или 2,2 процента.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда края, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы не допустить массовой безработицы.
Основные задачи государственной политики на рынке труда
в 1999 - 2000 годах
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности политики занятости, концентрации усилий всех заинтересованных сторон на решении наиболее острых проблем, выработки системы мер, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государственная политика в сфере занятости как на уровне края в целом, так и в городах и районах должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Вместе с тем должна активизироваться деятельность органов исполнительной власти края по выводу экономики из кризиса, повышена роль и ответственность органов местного самоуправления в решении проблем занятости, прежде всего, в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда.
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
формирование благоприятных условий для занятости населения края и обеспечения рабочей силой предприятий и организаций;
предупреждения массовой безработицы на территориальных рынках труда;
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
повышение стимулов активного поиска работы безработными;
расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей городов и районов.
В целях более эффективной реализации политики на рынке труда будет осуществляться совершенствование деятельности органов краевой службы занятости по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, налаживанию в этих целях непосредственных контактов с работодателями.
Отличительной особенностью программных мероприятий на предстоящие два года является то, что несмотря на дефицит средств в Фонде занятости, продолжится финансирование за счет средств Фонда занятости основных направлений активной политики занятости населения: профессиональное обучение и переобучение безработных и незанятых граждан, общественные работы, временная занятость подростков, поддержка самозанятости и другие, обеспечивающие наибольший эффект по трудоустройству и занятости населения.
В то же время, в условиях ограниченности средств в Фонде занятости, в числе приоритетных направлений останется материальная поддержка безработных граждан и обеспечение гарантированных законодательством услуг, связанных с подбором подходящей работы, консультированием, предоставлением информации о трудоустройстве, возможностью обучения, своевременностью получения социальных выплат.
Содействие в трудоустройстве
Основная цель - минимизация времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.
Основные усилия органов службы занятости будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы.
Предполагается, что в период 1999 - 2000 годов в органы службы занятости обратятся за содействием в трудоустройстве более 350 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 175 тыс. человек. При этом ежегодно будут трудоустраиваться около 50 - 55 тысяч человек.
Для достижения запланированных показателей по трудоустройству населения предусматривается осуществить ряд мер, направленных на:
совершенствование работы органов службы занятости по подбору подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя;
повышение стимулов активного поиска работы безработными, введение планов самостоятельного поиска работы;
проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов", "ярмарок профессий";
продолжение работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
внедрение стимулов работодателям, наиболее активно сотрудничающим со службой занятости;
консультирование и обучение навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ "Клубы ищущих работу", "Новый старт", "Поиск", "Ступени", "Старт в профессию" и др.;
совершенствование действующего порядка работы органов службы занятости по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
Профессиональное обучение безработных граждан
Основная цель - повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда края.
В крае сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений (образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатов, институтов и курсов повышения квалификации, негосударственных образовательных учреждений и т.д.), включая 400 учебных заведений, которые используются для обучения безработных.
Решающим фактором в организации и управлении профессиональным обучением безработных граждан и незанятого населения будет формирование порядка и форм социальной поддержки различных категорий граждан, определение масштаба необходимого обучения и объемов его целевого финансирования.
В 1999 - 2000 годах предполагается ежегодно предоставлять услуги по профессиональному обучению 10 тыс. человек из числа безработных и незанятых граждан. Затраты из Фонда занятости на эти цели составят в 1999 году около 11 млн. рублей.
Действия органов службы занятости будут направлены на:
обеспечение дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан, отвечающей потребностям экономики края;
профессиональное обучение безработных и незанятых граждан с целью сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у граждан образовательного потенциала;
расширение масштаба опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового высвобождения при банкротстве или санации предприятий;
проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для организации обучения безработных и незанятых граждан;
оптимизацию сроков и стоимости обучения;
обеспечение координации и согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев, женщин);
совершенствование научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
Основная цель - повышение конкурентоспособности на рынке труда, преодоление негативных последствий безработицы, социальная адаптация граждан, испытывающих сложность в трудоустройстве, формирование навыков самостоятельного поиска работы, восстановление мотивации к труду.
Принципиальное значение профессиональная ориентация и психологическая поддержка имеет для молодежи, впервые оказывающейся на рынке труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию.
В 1999 - 2000 годах профориентационными услугами будут охвачены около 160 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 80 тыс. человек.
Для развертывания государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения предусматривается:
организация профессиональной ориентации учащихся и особенно выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений;
развитие системы услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в структурах Департамента ФГСЗН;
увеличение объемов сложных профориентационных услуг (профессиональное консультирование, психологическая поддержка населения, профессиональная консультация перед направлением на обучение);
поддержка существующих центров профориентации различной ведомственной принадлежности;
превентивная профориентационная работа на предприятиях, планирующих высвобождение работников;
систематическое проведение групповых, массовых профориентационных мероприятий (выставки, ярмарки профессий и учебных мест);
участие в социальной интеграции и поддержке граждан с особыми потребностями с использованием методов профориентации и психологической поддержки;
консультирование граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью;
участие в межведомственной системе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
нормативное, методическое и материально-техническое обеспечение профориентационной деятельности, подготовка специалистов для профориентационной работы.
Организация общественных работ
Основная цель - оказание безработным и незанятым гражданам материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранение мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретение трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов регулирования рынка временное трудоустройство граждан на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Предусматривается в 1999 - 2000 годах предоставить возможность временной занятости на базе общественных работ до 27 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 13 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1999 году на эти цели составят 1,2 млн. рублей.
Составной частью комплекса государственных мер в сфере занятости является Программа развития общественных работ в Краснодарском крае на 1998 - 2000 годы, утвержденная постановлением правительства края от 24 марта 1998 г. N 10-п.
Для реализации намеченных целей предполагается:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;
предоставление возможности для временного трудоустройства граждан в период активного поиска постоянной работы, для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, длительное время остающихся незанятыми по причине их непрестижности;
повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера.
Социальная интеграция и поддержка граждан
с особыми потребностями
Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью
Основная цель - создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью.
Инвалиды относятся к наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан. В настоящее время количество работающих инвалидов по отношению к общей их численности не превышает 10 процентов. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих менее 8 процентов.
Предусматривается, что в период 1999 - 2000 года будет трудоустроено 1,4 тыс. инвалидов, в том числе в 1999 году - 700 человек.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
введение квоты для приема на работу инвалидов и в случаях невыполнения или невозможности ее выполнения - обязательной платы за каждого не трудоспособного в рамках квоты инвалида;
стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, направление средств Фонда занятости на частичную компенсацию расходов работодателей по оплате труда инвалидов.
На мероприятия по обеспечению занятости инвалидов предполагается направить из Фонда занятости в 1999 году около 2 млн. рублей.
Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
В последние годы в связи с проводимой в стране военной реформой и сокращением численности Вооруженных Сил Российской Федерации с военной службы досрочно увольняется значительное число офицеров, прапорщиков и мичманов, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем ситуация на рынке труда складывается для этой категории населения неблагополучно. Это связано прежде всего с ограниченным спросом на профессионально неподготовленную для работы в условиях рыночной экономики рабочую силу из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, многие из которых к тому же практически утратили навыки по тем гражданским специальностям, которые они получили после окончания военных образовательных учреждений.
В итоге высокообразованные, трудоспособные люди, способные внести вклад в повышение эффективности экономики края, вынуждены пополнять ряды безработных граждан.
Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной поддержки военнослужащих и членов их семей на территории края является Региональная целевая программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1999 - 2000 годы.
Программа призвана обеспечить:
социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность;
более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности;
переподготовку по гражданским специальностям по направлению органов службы занятости за период 1999 - 2000 годов ежегодно около 300 человек.
Органы службы занятости будут реализовывать меры, направленные на профессиональную ориентацию и профессиональную переподготовку, обеспечение занятости, оказание помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Содействие занятости молодежи
Основная цель - создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь; сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи.
См. также действовавшее в период действия настоящего постановления постановление главы администрации края от 19 августа 1999 г. N 600 "Об утверждении Положения о профессиональной адаптации молодежи - выпускников учебных заведений на предприятиях Краснодарского края"
Основные направления действий в решении указанных задач:
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда путем совершенствования системы переобучения, профессионального консультирования и психологической поддержки;
организация временной занятости несовершеннолетней молодежи;
квотирование рабочих мест для молодежи;
содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и профессиональная подготовка, кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.);
реализация программы "Молодежная практика" для трудоустройства выпускников учебных заведений на временные рабочие места;
организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест.
Содействие занятости женщин
С момента возникновения в крае безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных - более 68 процентов на конец 1998 года. Отличительной чертой женской безработицы является ее более длительный период. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабо защищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений. Сохраняется сложная ситуация с занятостью женщин предпенсионного пятилетия, которым сложнее адаптироваться на рынке труда.
Регулирование занятости женщин намечается осуществить по следующим направлениям:
предотвращение дискриминации женщин при массовом высвобождении персонала;
профессиональная переориентация и переподготовка в связи с меняющейся конъюнктурой рынка труда;
трудоустройство женщин на имеющиеся вакансии и на квотируемые рабочие места;
содействие развитию женской предпринимательской инициативы и ориентации женщин на самозанятость;
всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры и достаточной продолжительности, прежде всего для молодых женщин, впервые вступающих в трудовую жизнь;
усиление социальной поддержки семей, как правило, многодетных, с тем чтобы снять давление на рынок труда со стороны женщин, имеющих детей, по причине чрезмерно низкого уровня доходов таких семей.
Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных
из учреждений, исполняющих наказания
Недофинансирование учреждений, исполняющих наказания по решению суда, неконкурентоспособность выпускаемой ими продукции поставили под угрозу существование предприятий, использующих труд заключенных, обострили проблему их содержания. Освобожденные из мест лишения свободы также сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места.
Ожидается, что в 1999 - 2000 годах в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратятся примерно 500 граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе в 1999 году - около 200 человек.
Предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет отработки механизма взаимодействия органов внутренних дел, администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с органами службы занятости в решении вопросов создания информационной службы спроса на рабочую силу на региональных рынках труда, организации профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, профессионально-трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройства, в том числе за счет квотирования рабочих мест.
Содействие развитию предпринимательской инициативы
Основная цель - оказание безработным и незанятым гражданам содействия в развитии предпринимательской инициативы, адаптации к условиям рынка труда.
Предусматривается, что за 1999 - 2000 годы около 1 тыс. безработным и незанятым гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 1999 году - 400 человек. Расходы Фонда занятости в 1999 году на эти цели составят 280,0 тыс. рублей.
В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы необходимо осуществлять:
консультирование, профессиональную ориентацию, тестирование незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности (в первую очередь молодежи, женщин, граждан, увольняемых с военной службы в ходе военной реформы, ремесленников, специалистов малых предприятий в сфере жилищно-коммунальных услуг), оказание им на конкурсной основе правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т.п.;
согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим развитию предпринимательства.
Поддержка доходов безработных граждан
Основная цель - государственная поддержка доходов безработных в период активного поиска работы.
Поддержка оказывается в форме выплат пособий по безработице, доплат на иждивенцев, предоставления материальной помощи безработным с низкими доходами, включая оплату лечения и отдыха детей.
В течение 1999 - 2000 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:
выплата пособий по безработице 210 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 100 тыс. человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании. При этом в 1999 году ставится задача погасить задолженность по выплате пособий по безработице за 1998 год. Расходы Фонда занятости на выплату пособий по безработице в 1999 году составят 166 млн. рублей, включая погашение задолженности за 1998 год;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются около 4,0 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 2,0 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1999 году составят 550,0 тыс. рублей;
досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью ежегодно воспользуются около 500 человек, расходы на эти цели из Фонда занятости в 1999 году (с учетом оплаты пенсии лицам, отправленным на досрочную пенсию в предыдущие годы) составят 5,0 млн. рублей;
организация отдыха и оздоровления детей безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление. В период 1999 - 2000 годов предполагается организовать отдых и оздоровление около 200 детей, в том числе в 1999 году - 100 детей.
Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Органами службы занятости будут использоваться возможности предприятий по организации отдыха и оздоровления детей безработных путем взаимозачета по страховым взносам в Фонд занятости на основе заключения соответствующих договоров.
Суммарные расходы Фонда занятости по поддержке доходов безработных граждан будут составлять около 190,0 млн. рублей ежегодно.
Действия в условиях критической ситуации на рынке труда
В связи с нестабильной ситуацией в экономике края, возможными вариантами развития ситуации в сфере занятости, наличием реальной угрозы массового высвобождения работников с бесперспективных и нестабильных предприятий в условиях ограниченности инвестиций обуславливает появление городов и районов с напряженной ситуацией на рынке труда.
В соответствии с соглашением между краевым советом профсоюзов, Федерацией общественных объединений товаропроизводителей Кубани и администрацией Краснодарского края на 1999 - 2000 годы установлен показатель предельного социально допустимого уровня безработицы в размере 2 процентов к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. В случае его превышения район или город объявляется территорией с критической ситуацией на рынке труда.
В этих условиях особое внимание должно быть уделено координации деятельности органов службы занятости с исполнительными органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзными организациями.
При резком ухудшении ситуации на рынке труда органы службы занятости главные усилия направляют на обеспечение социальной поддержки безработных, смягчение последствий безработицы.
Реализация предусмотренных Программой мер позволит повысить готовность сторон к работе по обеспечению занятости населения, смягчению социальной напряженности в случае возникновения критической ситуации на рынке труда.
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Фонда занятости. Затраты средств Фонда занятости на реализацию Программы составят 451,3 млн. рублей, в том числе в 1999 году в соответствии с проектом бюджета Фонда занятости - 224,9 млн. рублей.
Дефицит Фонда занятости в 1999 году, при 20 процентах отчислений в федеральную часть Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и нормативе отчислений работодателями страховых взносов в размере 1,5 процентов от средств, направляемых на оплату труда, составит 42,9 млн. рублей.
В целях увеличения доходной части Фонда занятости и повышения эффективности его использования предполагается:
активизировать работу по реструктуризации задолженности предприятий-должников по страховым взносам в Фонд занятости, стимулируя их к уплате текущих платежей путем предоставления рассрочек по погашению имеющейся задолженности и отмене, в ряде случаев, пени и штрафов;
обеспечить максимальную мобилизацию финансовых средств для своевременного финансирования мероприятий по материальной поддержке безработных граждан;
усилить контроль за целевым использованием средств Фонда занятости.
В основу использования средств Фонда занятости для реализации Программы закладывается принцип равного доступа граждан к средствам защиты от безработицы, вне зависимости от места проживания, и выравнивания в этих целях финансовых возможностей городов и районов края.
При невозможности покрытия дефицита средств Фонда занятости реализация Программы пойдет в сокращенном варианте, который будет предусматривать выполнение мероприятий, гарантирующих только социальную поддержку безработных граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Эффективность реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, сдержать неконтролируемый рост численности безработных.
Программой предусмотрено:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае в 1999 - 2000 годах в пределах 1,7 - 2,2 процента, в 1999 году - в пределах 1,7 процента;
ежегодно оказывать консультационные услуги более 300 тыс. человек;
повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 100 - 110 тыс. вакансий, в том числе в 1999 году - 50 - 55 тыс. вакансий;
обеспечить временное трудоустройство на общественные работы более 27 тыс. человек, в том числе в 1999 году - более 13 тыс. человек;
поддержать предпринимательскую инициативу более 1 тыс. человек, в том числе в 1999 году - 400 человек;
предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний более 20 тыс. безработных граждан, в том числе в 1999 году - 10 тыс. человек;
провести профориентационную работу со 160 тыс. человек, в том числе в 1999 году - с 80 тыс. человек;
поддержать доходы 220 - 225 тыс. безработных граждан, в том числе в 1999 году - более 105 тыс. безработных.
Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент ФГСЗН совместно с заинтересованными департаментами и управлениями администрации края с участием исполнительных органов местного самоуправления городов и районов края, профсоюзных органов, координационных комитетов содействия занятости населения, общественных организаций.
В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться заключение и реализация Соглашения между краевым советом профсоюзов, Федерацией общественных объединений товаропроизводителей Кубани и администрацией Краснодарского края на 1999 - 2000 годы, мониторинг разработки и выполнения территориальных программ содействия занятости населения, подготовка полугодовых отчетов о реализации Программы.
Руководитель Департамента федеральной
государственной службы занятости населения
по Краснодарскому краю |
О.А. Потапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.