Заслушав и обсудив информации заместителя генерального директора департамента по социальной защите населения Малафий Л.Н., заместителя генерального директора департамента образования и науки Юхняк Р.П., начальника управления организации работы участковых инспекторов милиции и предупреждения правонарушений несовершеннолетних ГУВД края Рябцева Н.В., комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве края отмечает, что определенная работа по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органами системы профилактики проводится.
Так, департаментом по социальной защите населения разработан и защищен план мероприятий финансовой поддержки специализированных учреждений для несовершеннолетних. В Законе Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" департаменту утверждены расходы, связанные с выполнением вышеназванного постановления, в размере 36,6 млн. рублей, из них на создание карантинных (приемных) отделений при специализированных учреждениях - 12,75 млн. рублей; на создание краевых специализированных учреждений - 20,0 млн. рублей; на укрепление материально-технической базы учреждений - 3,85 млн. рублей.
Финансирование муниципальных специализированных учреждений осуществляется департаментом на основе заключения трехсторонних договоров с администрациями муниципальных образований о долевом участии в создании приемных (карантинных) отделений. По состоянию на 25.05.2000 г. на эти цели по линии департамента направлено 6,1 млн. рублей. На укрепление материально-технической базы действующих учреждений - 2,6 млн. рублей.
В настоящее время в крае действует 31 специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 1150 мест. В первом квартале текущего года курс реабилитации в центрах и приютах прошло 2127 несовершеннолетних из 1429 семей, что на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди основных причин направления детей и подростков в учреждения как и прежде является беспризорность, безнадзорность (18%), решение вопроса о лишении родительских прав (12,5%), нахождение родителей под следствием (3,6%), трудная жизненная ситуация в семье, при чем в 60% случаев родители детей ведут асоциальный образ жизни.
Комплексный подход в работе с семьями группы "социального риска", оказавшимися в трудной жизненной ситуации осуществляется специалистами центров социальной помощи семье и детям (11 учреждений). Организация обслуживания данной категории населения ведется по принципу приближения услуговой деятельности к клиенту (организация консультативной помощи для жителей отдаленных населенных пунктов, создание родительских школ, клубов, организация летних оздоровительных площадок на базе центров, посредничество в трудоустройстве подростков т.д.).
Однако, следует отметить незаинтересованность ряда краевых ведомств в развитии сети профилактических учреждений (как того требует Федеральный закон) для детей и подростков. В первую очередь - открытых учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением в системе органов образования края (в крае нет ни одного подобного учреждения), детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, помощь в лечении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества в органах здравоохранения, что отрицательно сказывается на решении проблем несовершеннолетних. На заседании коллегии департамента образования и науки 24.02.2000 г. был рассмотрен вопрос "О работе муниципальных органов управления образованием городов Белореченска и Горячего Ключа по выполнению постановлений главы администрации края от 31.12.98 г. N 755 и от 04.11.99 г. N 786 о соблюдении обязательного основного общего образования и профилактике правонарушений несовершеннолетних". Наряду с отдельными положительными изменениями в решении проблемы необучающихся в указанных городах, коллегия констатировала ряд недостатков и упущений в деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Последнее явилось следствием недостаточно эффективного взаимодействия сопредельных служб, отсутствия системного подхода к решению вопросов обеспечения процесса обучения, профилактики правонарушений несовершеннолетних, укомплектованности педагогическими кадрами. На основе анализа и обсуждения положения дел был разработан план дополнительных мероприятий по выполнению вышеназванных постановлений и запланировано проведение в третьем квартале 2000 года зональных совещаний с руководителями муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по соблюдению прав учащихся на получение обязательного основного общего образования и совершенствованию взаимодействия в данном вопросе дневных и вечерних школ. Решение коллегии департамента было оперативно направлено для обсуждения и исполнения во все территории края. Плановый анализ ежеквартальной информации муниципальных органов управления образованием показывает, что на местах проводится целенаправленная работа по выполнению постановления главы администрации от 4.11.99 г. N 786 и вышеуказанного решения коллегии департамента. В результате установлено, что по состоянию на начало мая число необучающихся по краю сократилось до 645 человек (сентябрь 1999 г. - 1044, декабрь 1999 г. - 691). Этому способствовала реализация муниципальных Программ ликвидации безнадзорности и социального сиротства, инициированных органами управления образованием. В городах Сочи, Туапсе, Мостовском и Абинском районах разработаны местные Положения по обеспечению обязательного общего образования, формирующие единую политику решения проблемы на межведомственном уровне.
В большинстве территорий края взят за основу единый порядок перевода и выбытия учащихся из ОУ края. В Абинском, Выселковском, Калининском и Ленинградском районах разработаны муниципальные формы контроля движения учащихся (перекрестный анализ документов, циклограммы контроля, посты всеобуча).
Совместно с органами социальной защиты активно изыскивается и адресно направляется материальная помощь малоимущим и неблагополучным семьям в Новороссийске, Ейском, Кущевском, Тимашевском и других районах.
В ряде территорий используются нестандартные формы работы. В Кропоткине проводятся еженедельные рейды представителей управления образования, прокуратуры, КДН, службы занятости в неблагополучные семьи и семьи, где выявлены дети, не посещающие школу. Эффективно действует межведомственный Совет по формированию единой воспитательной политики города Сочи. В Новопокровском и Славянском районах приносят положительные результаты общестаничные родительские собрания и использование банка данных неблагополучных семей.
Вместе с тем, несмотря на принятые меры, кардинального улучшения ситуации добиться не удалось. Главной причиной такого положения дел является усиление социальной дезориентации отдельных родителей и бродяжничество целых семей.
На основании вышеизложенного комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве края постановляет:
1. Информации о мерах по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Краснодарском крае принять к сведению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований края:
- обеспечить реализацию Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- принять конкретные меры, направленные на повышение ответственности родителей за воспитание детей, создание условий для получения обязательного общего образования;
- рассматривать нарушения руководителями образовательных учреждений конституционных гарантий граждан на образование как грубое нарушение законодательства РФ и применять к ним меры административного воздействия;
- создать рабочие группы из представителей администраций, служб милиции, органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи, органов прокуратуры, общественных организаций для проведения мероприятий по выявлению и оказанию помощи безнадзорным детям;
3. Департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации края (Ярошенко):
- решить вопрос о выделении финансовых средств на укрепление материально-технической базы отделений по работе с несовершеннолетними органов внутренних дел согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 04.11.99 г. N 786 "О ходе выполнения постановления главы администрации Краснодарского края от 31 декабря 1998 г. N 755 "О состоянии и мерах по борьбе с детской безнадзорностью в Краснодарском крае" и мерах по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" п. 1.9.
4. Департаменту по социальной защите населения (Дорошенко):
- продолжить работу по расширению сети учреждений для нуждающихся в социальной помощи и реабилитации детей и подростков, по созданию карантинных отделений на базе специализированных учреждений с финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.
5. Департаменту образования и науки (Телегин):
- решить вопрос о создании открытых учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением в системе органов образования края;
См. постановление главы администрации края от 8 августа 2000 г. N 584 "О создании государственного учреждения - "Переясловская специальная общеобразовательная школа для детей и подростков с девиантным поведением"
- внести в проект закона Краснодарского края "Об образовании" положения "О повышении ответственности родителей (законных представителей) за воспитание детей и получение ими обязательного основного общего образования".
6. Департаменту по здравоохранению (Исаенко):
- рассмотреть вопрос о расширении сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, в лечении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
7. Комитету по делам молодежи (Джеус):
- обеспечить организацию сезонной и временной занятости подростков в летний период в хозяйствах агропромышленного комплекса края, жилищно-коммунальном хозяйстве органов местного самоуправления;
- организовать в летний период на базе Центра летнего оздоровления "Маяк" смены для девочек "группы риска", оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- решить вопрос о создании сети филиалов краевого центра адаптации "Радуга" в городах и районах края.
8. Информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве края о выполнении данного постановления до 1 октября 2000 г.
Председатель комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
при правительстве края |
Н.Г. Денисов |
Заместитель председателя комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав при правительстве края |
Л.С. Дикалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Краснодарского края от 9 июня 2000 г. N 2/3 "О мерах по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Краснодарском крае"
Текст постановления официально опубликован не был.